Методическая разработка урока "Мировоззрение, его виды и формы"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме

Копылова Ирина Михайловна

Представлена методическая разработка урока в 11 классе "Мировоззрение  его виды и формы" (профильный уровень)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока  «Мировоззрение, его виды и формы»

1. Информация об авторе

1.1. Полное название и адрес образовательного учреждения: Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, дом 29, корп.3

1.2. Фамилия, имя, отчество автора разработки: Копылова Ирина Михайловна

1.3. Класс: 11

2. Технологическая карта урока

Тема

Мировоззрение, его виды и формы

Тип урока

комбинированный

План

  1. Что такое мировоззрение
  2. Структура мировоззрения
  3. Типы мировоззрения
  4. Роль мировоззрения в духовном развитии личности

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о духовном развитии человека

Формы и методы
обучения

Формы: индивидуальная, фронтальная.

Методы: репродуктивный, частично-поисковый

Основные понятия

Мировоззрение, идеал, совесть, патриотизм

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/
приобретенная компетентность

Научатся: определять, что такое мировоззрение, философия; характеризовать проблему познаваемости мира.

Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Учебно-познавательная  компетенция

Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять  познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы
организации совзаимодействия
на уроке

Универсальные учебные действия
(УУД)

Формы контроля

1

2

3

4

5

6

7

8

I. Мотивация
к учебной деятельности

4

Подготовка класса к уроку

Согласование цели и темы урока с обучающимися. Постановка проблемы. Составление плана урока

Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: принимают учебную
задачу

Записи  
в тетради

II. Актуализация знаний

7

Беседа по теме «Мировоззрение»

Вопросы:

– Чем духовный человек отличается от бездуховного?

– Есть ли кормчий у корабля
по имени «личность»?

– Есть ли люди, не имеющие мировоззрения?

Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников

Фронтальная работая

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения

Устный опрос

III. Изучение нового материала

22

1. Работа
с текстом  учебника,
с. 310-312.

2. Работа
с документом, с. 317-318.

2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с последующим обсуждением вопросов:

– Что такое духовно-нравственные ориентиры человека?

– Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания?

– Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»?

– В чем состоит понятие мировоззрения для деятельности человека?

3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу.

2. Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания.

Формулируют ответы на поставленные вопросы.

3. Знакомятся
с документом, анализируют текст документа, отвечают
на вопросы,
высказывают

собственное
мнение.

2. Индивидуальная, фронтальная работа.

3. Индивидуальная работа, фронтальная работа.

Познавательные:

общеучебные – определяют познавательные цели, структурируют знания; моделируют социальные ситуации; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы;

логические – дополняют и расширяют имеющиеся  знания и представления о человеке как духовном существе.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий.

Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения

1. Устные

ответы.

2. Устные

ответы.

 

3. Творческая работа (написание эссе)

4. Создает условия для развития творческого самостоятельного мышления. Написание эссе по высказыванию

Л. Н. Толстого: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы
и наоборот». Напоминает особенности написания эссе.
 Организует обсуждение творческих работ

4. Пишут эссе.

Зачитывают свои размышления по заданному  высказыванию

4. Индивидуальная работа

Личностные:

развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

оценивать  усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей).

Регулятивные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

высказывать свое предположение на основе учебного материала;

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

познавательные:

проводить анализ учебного материала на основе обобщения знаний делать выводы;

умение перерабатывать полученную информацию:  находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт;

относить объекты к известным понятиям;

выполнять универсальные логические действия;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений;

определять причины явлений и событий, делать выводы на основе обобщения знаний.

коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих жизненных  и учебных ситуаций;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;      

излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

4. Письменная работа

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

5

Выполнение тестового задания

Предлагает выполнить и оценить тестовое задание;

Выполняют письменное задание. проводят самооценку.

Индивидуальная

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей

Тест

V. Итоги урока. Рефлексия

5

Обобщающая беседа

Вопросы:

– Почему мировоззрение часто называют стержнем духовного мира личности?

– Какие типы мировоззрения выделяет наука?

Отвечают
на вопросы, оценивают свою работу на уроке.

Определяют  свое эмоцио-

Фронтальная

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке

Оценивание учащихся
за работу
на уроке

 

нальное состояние на уроке

VI. Домашнее задание

2

§ 29, вопросы для самопроверки, с.316

Конкретизирует домашнее
задание

Записывают домашнее
задание

Индивидуальная


Приложение

___________________________________________________________________________

(фамилия, имя, класс)

Задание №1. Тест:

1. Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?

  1. направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки
  2. учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры
  3. личная практическая деятельность
  4. легенды и мифы.

2. Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?

А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.

Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.

  1. верно только А.
  2. верно только Б.
  3. верны оба суждения.
  4. оба суждения неверны.

3. Основная проблема любого мировоззрения – это:

  1. вопрос об отношении человека к человеку;
  2. вопрос об отношении человека к миру;
  3. вопрос об отношении человека к культуре.
  4. природа сама по себе, «очищенная» от человека;

4. Продолжи предложение:

А) Мировоззрение основанное на вере в бога и в сверхъестественные силы – это________

Б) Элемент мировоззрения, безоговорочное, бездоказательное принятие каких-то истин и догм – это__________

В) Составная часть структуры  мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки – _________

Г) Целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества  –___________

Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла  человека, его  права и свободы –_____________

5. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие обыденное мировоззрение:

  1. Вера в Бога.
  2. Включает в себя научную картину мира.
  3. Основывается на личной практической деятельности.
  4. Основой являются священные книги.
  5. Формируется стихийно, на личном житейском опыте.
  6. Основывается на достижениях науки.

6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:

1) знания;  2) убеждения;  3) мировоззрение;  4) ценности и идеалы;  5) вера;

6) опыт

Спасибо за работу!

Баллы _______________                                                 Итого баллов __________        

6-5 баллов – “отлично”

4 балл – “хорошо”

3 балл – “удовлетворительно”                                        Оценка _________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Некоторые нетрадиционные виды работы со словами из словаря "

В этой статье представлены виды работы по запоминанию слов из словаря: это шифровка, дешифровка различными символами....

Методическая разработка урока "Зимние виды спорта"

Урок английского языка для 8 класса...

Методическая разработка урока "Зимние виды спорта"

Урок английского языка для 8 класса...

Методическая разработка "Закаливание водой: общие принципы, формы и особенности".

Рекомендации по закаливанию детей в учебных заведениях....

Методическая разработка темы «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ».

Тема моей  методической работы: «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали...

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"

Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"...