Методическая разработка урока "Мировоззрение, его виды и формы"
методическая разработка по обществознанию (11 класс) по теме
Представлена методическая разработка урока в 11 классе "Мировоззрение его виды и формы" (профильный уровень)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvoznanie_mirovozzrenie_ego_vidy_i_formy_11_klass_profil_.docx | 40.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока «Мировоззрение, его виды и формы»
1. Информация об авторе
1.1. Полное название и адрес образовательного учреждения: Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №580 Приморского района Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург, пр. Авиаконструкторов, дом 29, корп.3
1.2. Фамилия, имя, отчество автора разработки: Копылова Ирина Михайловна
1.3. Класс: 11
2. Технологическая карта урока
Тема | Мировоззрение, его виды и формы | ||||||||
Тип урока | комбинированный | ||||||||
План |
| ||||||||
Цель урока | Создать условия для формирования представлений о духовном развитии человека | ||||||||
Формы и методы | Формы: индивидуальная, фронтальная. Методы: репродуктивный, частично-поисковый | ||||||||
Основные понятия | Мировоззрение, идеал, совесть, патриотизм | ||||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||||
Объем освоения и уровень владения компетенциями | Компоненты культурно-компетентностного опыта/ | ||||||||
Научатся: определять, что такое мировоззрение, философия; характеризовать проблему познаваемости мира. Получат возможность научиться: допускать существование различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Учебно-познавательная компетенция Умеют: ставить цель и организовывать ее достижение; проводить сравнительный анализ, сопоставлять, рассуждать; давать оценку своей учебно-познавательной деятельности; определять познавательные задачи и выдвигать гипотезы, делать вывод | ||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||||||||
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные учебные действия | Формы контроля | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | ||
I. Мотивация | 4 | Подготовка класса к уроку | Согласование цели и темы урока с обучающимися. Постановка проблемы. Составление плана урока | Записывают тему и план урока в тетрадь, самостоятельно формулируют цели урока | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: принимают учебную | Записи | ||
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа по теме «Мировоззрение» | Вопросы: – Чем духовный человек отличается от бездуховного? – Есть ли кормчий у корабля – Есть ли люди, не имеющие мировоззрения? | Высказывают свое мнение, слушают, обсуждают мнения одноклассников | Фронтальная работая | Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения | Устный опрос | ||
III. Изучение нового материала | 22 | 1. Работа 2. Работа | 2. Нацеливает учащихся на самостоятельную работу с последующим обсуждением вопросов: – Что такое духовно-нравственные ориентиры человека? – Почему становление нравственных качеств человека невозможно без самовоспитания? – Что общего в понятиях «мораль» и «мировоззрение»? – В чем состоит понятие мировоззрения для деятельности человека? 3. Формулирует задание, проводит беседу по вопросам к документу. | 2. Разрабатывают алгоритм поисковых действий, самостоятельно выполняют задания. Формулируют ответы на поставленные вопросы. 3. Знакомятся собственное | 2. Индивидуальная, фронтальная работа. 3. Индивидуальная работа, фронтальная работа. | Познавательные: общеучебные – определяют познавательные цели, структурируют знания; моделируют социальные ситуации; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения задания с использованием учебной литературы; логические – дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о человеке как духовном существе. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий. Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы. | ||
| 3. Творческая работа (написание эссе) | 4. Создает условия для развития творческого самостоятельного мышления. Написание эссе по высказыванию Л. Н. Толстого: «Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы | 4. Пишут эссе. Зачитывают свои размышления по заданному высказыванию | 4. Индивидуальная работа | Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей). Регулятивные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; высказывать свое предположение на основе учебного материала; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. познавательные: проводить анализ учебного материала на основе обобщения знаний делать выводы; умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; относить объекты к известным понятиям; выполнять универсальные логические действия; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, построения рассуждений; определять причины явлений и событий, делать выводы на основе обобщения знаний. коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих жизненных и учебных ситуаций; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; | 4. Письменная работа | |||
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного | 5 | Выполнение тестового задания | Предлагает выполнить и оценить тестовое задание; | Выполняют письменное задание. проводят самооценку. | Индивидуальная | Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении вопросов; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей | Тест | ||
V. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщающая беседа | Вопросы: – Почему мировоззрение часто называют стержнем духовного мира личности? – Какие типы мировоззрения выделяет наука? | Отвечают Определяют свое эмоцио- | Фронтальная | Личностные: оценивают собственную учебную деятельность. Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешной) деятельности на уроке | Оценивание учащихся | ||
| нальное состояние на уроке | ||||||||
VI. Домашнее задание | 2 | § 29, вопросы для самопроверки, с.316 | Конкретизирует домашнее | Записывают домашнее | Индивидуальная |
Приложение
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, класс)
Задание №1. Тест:
1. Что лежит в основе формирования научного мировоззрения?
- направления мировой мысли, опирающиеся на достижения науки
- учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры
- личная практическая деятельность
- легенды и мифы.
2. Верны ли следующие суждения, характеризующие мировоззрение?
А. Мировоззрение представляет собой обязательно рационализированное познание мира.
Б. Мировоззрение представляет собой совокупность всех представлений человека о мире, обществе и человеке.
- верно только А.
- верно только Б.
- верны оба суждения.
- оба суждения неверны.
3. Основная проблема любого мировоззрения – это:
- вопрос об отношении человека к человеку;
- вопрос об отношении человека к миру;
- вопрос об отношении человека к культуре.
- природа сама по себе, «очищенная» от человека;
4. Продолжи предложение:
А) Мировоззрение основанное на вере в бога и в сверхъестественные силы – это________
Б) Элемент мировоззрения, безоговорочное, бездоказательное принятие каких-то истин и догм – это__________
В) Составная часть структуры мировоззрения, означающие устойчивые, укоренившиеся взгляды и установки – _________
Г) Целостное представление о природе, об обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества –___________
Д) Мировоззрение, которое ставит во главу угла человека, его права и свободы –_____________
5. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие обыденное мировоззрение:
- Вера в Бога.
- Включает в себя научную картину мира.
- Основывается на личной практической деятельности.
- Основой являются священные книги.
- Формируется стихийно, на личном житейском опыте.
- Основывается на достижениях науки.
6. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано:
1) знания; 2) убеждения; 3) мировоззрение; 4) ценности и идеалы; 5) вера;
6) опыт
Спасибо за работу!
Баллы _______________ Итого баллов __________
6-5 баллов – “отлично”
4 балл – “хорошо”
3 балл – “удовлетворительно” Оценка _________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Некоторые нетрадиционные виды работы со словами из словаря "
В этой статье представлены виды работы по запоминанию слов из словаря: это шифровка, дешифровка различными символами....
Методическая разработка урока "Зимние виды спорта"
Урок английского языка для 8 класса...
Методическая разработка урока "Зимние виды спорта"
Урок английского языка для 8 класса...
Методическая разработка внеклассного общешкольного мероприятия в форме театрализованного представления «Суд над наркотиком» для 6 – 9 классов общеобразовательной школы и 6 – 9 классов коррекционной школы VIII вида
Учитель физики Колобухов А.В. Учитель химии ОБЖ Якимчик Е.Е. ГКСУВУ "СОШ № 1 (закрытого типа)" Внеклассного общешкольного мероприят...
Методическая разработка "Закаливание водой: общие принципы, формы и особенности".
Рекомендации по закаливанию детей в учебных заведениях....
Методическая разработка темы «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ».
Тема моей методической работы: «Современные методы и формы преподавания урока ОБЖ». На протяжении веков школа накопила достаточно большой опыт обучения детей. Многие педагоги исследовали...
Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"
Методическая разработка на тему: "Виды и формы технологических карт уроков математики"...