Методическая разработка "Закаливание водой: общие принципы, формы и особенности".
методическая разработка по физкультуре на тему

Калинина Валентина Васильевна

Рекомендации по закаливанию детей в учебных заведениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie_vodoy.doc104 КБ

Предварительный просмотр:

Закаливание водой  как средство

укрепления здоровья.

Мы никогда не найдем путь в страну Здоровья, если  не  будем  закалять

свой организм.

Закаливание -  прекрасное и доступное  средство  профилактики

заболеваний   и   укрепления   здоровья.    В    основе    его    тренировка

термоадаптационных механизмов. «Сильный, но не  закаленный  человек  подобен

крепости с толстыми высокими стенами, в которой забыли  поставить  ворота»,—

гласит  народная  мудрость.  Не  случайно  известные  исторические  личности

использовали различные виды закаливания: Лев Толстой с  ранней  весны  и  до

первого снега ходил босиком; академик И. П. Павлов в 86 лет купался  в  Неве

до поздней осени и носил зимой легкую одежду; Илья Репин,  будучи  стариком,

спал зимой на открытой веранде; с ледяной водой и зимней стужей  дружили  А.

В. Суворов и  Н.Т. Чернышевский; в  проруби  купался  И.А.  Крылов,  а  А.С.

Пушкин принимая ванны со льдом...

Высокая эффективность воздействия воды на  организм  объясняется  тем,

что ее теплоемкость в 28 раз выше, чем  теплоемкость  воздуха.  Так,  воздух

при температуре 13° С воспринимается как прохладный, в то же время вода  той

же температуры кажется холодной. При одной и той температуре воздуха и  воды

организм теряет в воде почти в 30 раз больше тепла. Именно по  этой  причине

вода рассматривается как весьма сильное закаливающее природное средство.

У водных  процедур  есть  еще  одна  особенность.  Они,  как  правило,

оказывают на человека и механическое воздействие. Более сильное действие  по

сравнению  с  воздухом  вода  оказывает  и  за  счет  растворенных   в   ней

минеральных  солей,  газов   и   жидкостей.   Кстати,   с   целью   усиления

раздражающего действия воды иногда  к  ней  прибавляют  2-3  столовые  ложки

поваренной соли либо 3-4 ложки столового уксуса.

Основное же преимущество воды как средства закаливания  заключается  в

температурном факторе. Водные процедуры по  своей  температуре  подразделяют

на горячие - выше 40 °С, теплые – 36 - 40 °С, безразличные –  34  -  35  °С,

прохладные – 20 - 33 °С и  холодные  -  ниже  20  °С.  Деление  такого  рода

учитывается при проведении закаливания. Умело  варьируя  температурой  воды,

можно легко соблюдать точность дозировки сеансов закаливания.

Каждый, в  зависимости  от  состояния,  степени  закаленности,  других

условий может к  тому  же  выбрать  подходящий  для  себя  способ  процедур.

Воздействие некоторых из них не слишком велико (например,  обтирания  мокрым

полотенцем).  Сила  же  воздействия  других,  скажем,   душа,   купания,   -

достаточно велика.

Закаливание водой начинают с мягких процедур -  обтирания,  обливания,

затем переходят к более энергичным - душ, купание и т. д.

Систематическое применение водных процедур - надежное профилактическое

средство против случайных охлаждений тела. Не зря бытует  поговорка:  Кто  с

водой  холодной  дружит,  тот  насморка   не   боится.   Водные   процедуры,

многогранно  воздействуя  на  организм,   улучшают   терморегуляцию,   обмен

веществ, работу сердечно-сосудистой и дыхательной системы.

Мы рассмотрим сущность и механизм закаливания,  историю

применения водных процедур как средства  закаливания;  проанализируем  общие

принципы и правила  закаливания, формы закаливания водой;  обратим  внимание

на особенности закаливания детей.

1. ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМ  ЗАКАЛИВАНИЯ.

В  определении,  приводимом  В.  Далем  в  «Толковом  словаре   живого

великорусского  языка»  дается   трактовка   закаливания   применительно   к

человеку. В. Даль считал, что закаливать человека –  это  «приучать  его  ко

всем лишениям, нуждам, непогоде, воспитывать в суровости».

Известный русский физиолог академик И. Р. Тарханов, автор  вышедшей  в

1899 году книги «О закаливании человеческого организма», определяя  сущность

закаливания, писал: «К  слову  «закаливание»  или  «закал»  в  приложении  к

организму русская речь прибегает по аналогии с  явлениями,  наблюдаемыми  на

железе,  стали,  при  их  закаливании,  придающем  им  большую  твердость  и

стойкость».

Известный  русский  педиатр,  активный  сторонник   закаливания   Г.Н.

Сперанский, рассматривал закаливание как воспитание в организме  способности

быстро и правильно приспосабливаться к меняющимся внешним условиям.

Суммируя  научные  данные  об  использовании   естественных   факторов

природы, физиолог А. П. Парфенов отмечал, что можно «определить  закаливание

человека как частный случай  тренировки,  направленной  к  совершенствованию

способности организма выполнить работу,  связанную  с  повышением  стойкости

своих тканей по отношению к действию вредных влияний».

В более узком  смысле  под  закаливанием  следует  понимать  различные

мероприятия,  связанные  с  рациональным  использованием  естественных   сил

природы для повышения сопротивляемости организма вредным влияниям  различных

метеорологических факторов.

Любое совершенствование – это  длительная  тренировка.  Следовательно,

закаливание  –  это  своеобразная   тренировка   защитных   сил   организма,

подготовка их к своевременной мобилизации.

Закаливание не лечит, а предупреждает болезнь, и в этом его  важнейшая

профилактическая роль. Закаленный человек легко переносит не только  жару  и

холод, но и резкие перемены внешней температуры, которые  способны  ослабить

защитные силы организма.

Главное же заключается в том, что  закаливание  приемлемо  для  любого

человека, т.е. им  могут  заниматься  люди  любых  возрастов  независимо  от

степени  физического  развития.  Закаливание  повышает  работоспособность  и

выносливость  организма.  Закаливающие   процедуры   нормализуют   состояние

эмоциональной сферы, делают человека более сдержанным,  уравновешенным,  они

придают  бодрость,  улучшают  настроение.  Как  считают  йоги,   закаливание

приводит к слиянию организма с природой.

Закаливание   -   комплекс   методов    целенаправленного    повышения

функциональных резервов организма  и  его  устойчивости  к  неблагоприятному

действию  факторов  окружающей  среды  путем  систематического  тренирующего

дозированного воздействия ими.

Основные факторы закаливания — воздух, солнце и вода.

Рассмотрим, в чем же заключается механизм закаливания.

Одним из важных факторов  внешней  среды,  в  которой  живет  человек,

является её температура. Организм  человека  должен  постоянно  поддерживать

тепловой баланс при различных внешних температурах. И.П. Павлов  писал,  что

организм может существовать только до тех  пор,  пока  он  в  каждый  момент

уравновешивается  с  окружающими  условиями.  Как  только   это   равновесие

серьёзно нарушается, он перестаёт существовать.

В   организме   непрерывно   происходят   окислительные   процессы   с

освобождением энергии, которая в конечном итоге превращается в  тепловую,  и

передаются во  внешнюю  среду.  Процессы  теплообразования  и  теплопередачи

регулируются  системой  терморегуляции  в  пределах   её   восстановительных

возможностей. Под терморегуляцией  понимается  совокупность  физиологических

процессов, направленных на поддержание на определённом  уровне  относительно

постоянной температуры тела человека.

Пределы терморегуляции  отнюдь  не  безграничны.  Нарушения  теплового

равновесия организма, как правило,  причиняют  существенный  вред  здоровью.

Чрезмерное охлаждение, например, ведет к ослаблению организма, снижению  его

устойчивости, уменьшению сопротивляемости  болезнетворным  микробам.  И.  П.

Павлов говорил, что «простудный элемент есть специальный  раздражитель  кожи

холодом вместе с сыростью. Это специальное раздражение ведет  к  возбуждению

задерживающего нерва, понижает жизнедеятельность  организма,  его  отдельных

органов (легких, почек и др.). И тогда все виды инфекции, которые  всегда  в

наличии и которым, так сказать, только не дается ходу,  получают  перевес  и

дают то нефрит, то пневмонию».

Большая  часть  населения  бывшего  СССР  проживает  в   климатических

условиях, где основным фактором, требующим приспособления, служат  холодовые

воздействия. Давно уже было замечено,  что  люди  неодинаково  реагируют  на

охлаждение. Простудные заболевания возникают далеко не у всех. У  одних  уже

при упоминании о холодной воде начинают бегать  мурашки  по  телу.  Но  есть

немало  морозоустойчивых  людей,  которые  менее  подвержены   простудам   и

безболезненно переносят резкие колебания температуры. Оказалось  также,  что

степень чувствительности к холоду  зависит  не  от  врожденных  особенностей

организма, а обусловливается условиями жизни. «Чрезмерная  простудность,  по

преимуществу, дело наживное» - писал еще в конце прошлого  столетия  русский

физиолог И. Р. Тарханов, изучавший функции центральной нервной системы и,  в

частности, влияние на организм внешних воздействий.

Различаются определенные стадии в реакциях кожи на охлаждение.

Первая стадия - побледнение. При  действии  холода  кожные  артерии  и

капилляры сужаются, количество  протекающей  через  них  крови  уменьшается.

Кожа  бледнеет,  температура  ее  падает.   Разница   температуры   кожи   и

окружающего воздуха уменьшается. Это, в свою очередь, сокращает  теплопотери

за счет физической теплоотдачи.  Мышцы  волосяных  мешочков  при  охлаждении

сокращаются, кожа съеживается, и образуется так называемая гусиная кожа.

Затем   охлаждение   сопровождается   расширением   кожных    сосудов,

покраснением кожи, которая становится теплой (вторая стадия). При  умеренных

охлаждениях лицо, руки и другие открытые части тела могут пребывать в  таком

состоянии длительное время. Человек при этом не ощущает действия холода.

Дальнейшее воздействие холода  вызывает  появление  вторичного  озноба

(третья стадия). Симптомы его следующие: кожа  снова  бледнеет,  приобретает

синюшный  оттенок,  сосуды  расширены,  наполнены  кровью,  их   способность

сокращаться ослаблена, синеют  губы.  Выработка  тепла  за  счет  химической

терморегуляции в этом состоянии  оказывается  недостаточной.  При  вторичном

ознобе может  произойти  переохлаждение  организма  и  развиться  простудное

заболевание.

Следует учесть, что у незакаленных и ослабленных болезнями взрослых  и

детей вторая  стадия  может  не  проявляться,  а  сразу  наступит  третья  -

переохлаждение со всеми вытекающими последствиями.

Охлаждение любого участка поверхности тела влечет за  собой  изменение

просветов кровеносных  сосудов  не  только  непосредственно  на  охлаждаемом

участке  кожи,  но  и  на  остальной  поверхности  тела,  вызывая  при  этом

многообразие изменений во всем организме. Чем менее  тренирован  охлаждаемый

участок  к  действию  холода,  тем  сильнее  проявляется  общая   сосудистая

реакция.

Показателен такой пример. При погружении ступней ног в холодную воду у

незакаленных людей происходит прилив крови  к  слизистым  оболочкам  носа  и

верхних  дыхательных  путей.  Это  повышает  их   температуру,   увеличивает

количество выделяемой слизи и создает  благоприятные  условия  для  развития

микробов,  попадающих  на  слизистые  оболочки.  Быстрое  увеличение   числа

микробов и  одновременное  ослабление  сопротивляемости  организма  ведут  к

возникновению воспалительных  процессов,  простудных  заболеваний  -  катару

верхних дыхательных путей, ангине, воспалению легких. А вот  при  охлаждении

руки реакция со стороны сосудов слизистой оболочки носа  почти  отсутствует.

Объясняется  это  тем,  что  руки,  как  правило,  подвергаются  значительно

большим  термическим  воздействиям.  Следовательно,  они  в   большей   мере

закалены, чем стопы, которые почти всегда защищены обувью.

Если каждый день  систематически  повторять  охлаждение  ног  холодной

водой, то эти явления со стороны слизистых оболочек постепенно  исчезают,  а

через 2 мес. затухают совсем или остаются слабовыраженными.

Теплорегуляторный аппарат  действует  значительно  лучше  на  участках

тела, которые постоянно  подвергаются  действию  метеорологических  факторов

(лицо, руки), и хуже на постоянно закрываемых одеждой (грудь, спина).

В качестве показателя устойчивости человека  к  понижению  температуры

внешней  среды  при  исследованиях  используется  так  называемая  холодовая

проба. При этом  учитывается  скорость  восстановления  температуры  участка

кожи до  исходной  величины  после  дозированного  охлаждения  на  10  °  С.

Доказано:  чем  меньше  время  восстановления  температуры,  тем  выраженное

закаленность.

Известный ленинградский физиолог В. В. Койранский  постоянно  указывал

на особенности действия слабых охлаждений на организм. По его данным,  чтобы

вызвать  ощущение  холода,  слабые  охлаждения  должны   воздействовать   на

значительную часть поверхности тела  и  действовать  продолжительное  время.

Слабые холодовые раздражения  не  имеют  такой  силы,  чтобы  вызвать  такое

возбуждение  рецепторного  аппарата  (чувствительных  к  охлаждению  нервных

окончаний), которое необходимо  для  включения  терморегуляционных  центров.

Типичным примером такой ситуации является  лежание  человека  на  траве  или

песке весной  (он  не  ощущает  холодового  воздействия,  хотя  зачастую  за

легкомыслие расплачивается воспалением легких, почек, ишиасом и т. д.).

Учёные отмечают, что по мере повторения одних и  тех  же  закаливающих

воздействий  круг  вовлекаемых  в  ответную   реакцию   органов   и   систем

сокращается,  реакции  становятся  как  бы  более   целесообразными,   более

экономичными, то есть на  воздействие  отвечают  только  те  органы  которые

способствуют  скорейшему  восстановлению  нормального  состояния  организма.

Сокращается и время между первичным спазмом сосудов и их  расширением.  Если

человек встречается с более холодной водой, чем та,  которая  использовалась

для закаливания, то возможности  его  реакции  окажутся  недостаточными  для

сохранения нормальной деятельности организма и человек может заболеть.

2. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРАВИЛА ЗАКАЛИВАНИЯ.

Для того чтобы с  наибольшей  эффективностью,  использовать  природные

факторы для оздоровления, необходимо придерживаться  определенных  правил  и

принципов.

Первый и  основной  принцип  закаливания  —  постепенность  увеличения

интенсивности  закаливающих  воздействий.  Вместе  с  тем  она  должна  быть

достаточной,  чтобы  организм  реагировал  на  нее.  Недостаточные  нагрузки

снижают эффект закаливания, а избыточные - вызывают запредельное  торможение

или перегрузку, препятствующие закаливанию.

Второй  принцип  закаливания  -  регулярность   (или   непрерывность),

обязывающая систематически повторять закаливающие  процедуры  на  протяжении

всей  жизни.  Время  между  повторными  раздражениями  не  должно  превышать

продолжительности последействия применяемого фактора.  Краткие,  но  частые,

раздражения более эффективны, чем длительные, но редкие.

При прекращении закаливания даже на короткое время чувствительность  к

природному фактору  возрастает,  а  закаленность  ослабевает,  и  через  2-3

месяца устойчивость к тем или иным физическим факторам вообще исчезает.

Третий  принцип  -  обязательный  учет   индивидуальных   особенностей

организма, состояния здоровья  индивидума, восприимчивости  и  переносимости

им закаливающих процедур.

Четвертый принцип — адекватность (соответствие) дозировки закаливающих

факторов   функциональным   возможностям   организма,    степени    развития

компенсаторно-приспособительных механизмов.

Пятый принцип - принцип многофакторности. Для достижения, оптимального

результата в закаливании используют несколько  физических  факторов;  холод,

тепло, лучистую энергию, воду и др.

Шестой принцип — принцип прерывистости. Согласно ему,  если  применяют

несколько закаливающих воздействий в течение дня, следует делать между  ними

перерывы.  Каждую  последующую   процедуру   можно   начинать   лишь   после

восстановления температурного режима организма.

Комбинирование  общего  и  местного  закаливания  -  седьмой  принцип.

Оптимальным результат будет только тогда, когда закаливанию  подвергают  как

наиболее уязвимые к действию физического  фактора  части  организма  (стопа,

шея, поясничная область, травмированные места), так и все тело.

Несоблюдение  названных  принципов  закаливания   может   привести   к

напрасной трате времени и не  дать  должной  закаленности,  вызвать  излишне

резкие или даже патологические реакции организма.

Противопоказания  к   закаливанию. Абсолютных   противопоказаний   к

закаливанию нет. Каждый человек должен закаляться всю  жизнь.  Важно  только

правильно дозировать, особенно в начальном периоде, закаливающие процедуры.

Для закаливающихся в оптимальном режиме временными  противопоказаниями

считаются:  лихорадка,  острые  психические  расстройства,   недостаточность

кровообращения II   -   III ст., гипертонический криз, приступ  бронхиальной

астмы, кровотечение, тяжелая травма, печеночная и почечная колика,  обширные

ожоги,  пищевая  токсикоинфекция.  С   первых   дней   выздоровления   можно

приступить  к  закаливанию,  используя  вначале  местные,  а   затем   общие

воздействия.

                         3. ФОРМЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ВОДОЙ

     Наиболее распространенные формы закаливания водой в домашних  условиях

- обтирания, обливания, ножные ванны. Их проводят с  понижением  температуры

воды и уменьшением времени процедур. Ориентировочная схема дана в табл. 1.

                Таблица 1. Примерная схема закаливания водой

|Дни закаливания|Температура воды, 0 |Продолжительность|

|               |С                   |                 |

|               |                    |процедуры, с     |

|1- 3           |36 - 34             |180 - 150        |

|4 - 7          |33 - 30             |150 - 120        |

|8 - 11         |30 - 28             |120 - 100        |

|12 -15         |27 - 25             |90 - 60          |

|16 -20         |24 - 23             |60 - 45          |

|21- 25         |22 - 21             |60 - 45          |

|26 - 30        |20 - 19             |45 - 35          |

|36 - 40        |17 - 16             |35 - 25          |

|41- 45         |15                  |25               |

|46 - 50        |14                  |25               |

|51- 55         |13                  |20               |

|56 и далее     |12                  |20-15            |

     Обтирание заключается  в  том,  что  мохнатым  полотенцем,  простынею,

губкой  или   специальной   рукавицей,   смоченными   водой   индифферентной

температуры (36— 34°) и  хорошо  отжатыми,  последовательно  обтирают  руки,

спину, грудь, ноги. После этого сухим полотенцем тело растирают  до  легкого

покраснения. Через каждые 3—5 дней температуру воды снижают на 1—2°,  доводя

ее в течение 2—3 месяцев до  12—10°.  Иногда  рекомендуют  температуру  воды

довести  до  24—22°,  а  дальше  обтираться  такой  водой  2—3  месяца.  При

благоприятном течении  закаливания  можно  перейти  к  дальнейшему  снижению

температуры воды до 10—12° (на 1° через каждые 8—10 дней).

     Усиливает  закаливающий  эффект  обтираний  то  обстоятельство,   если

проводить их при открытых форточке или окне.

     В профилактике простуды хороший  эффект  дает  закаливание  стоп.  Для

этого их обмывают водой ежедневно перед сном  в  течение  года.  Начинают  с

температуры 28—25°, а заканчивают  -  15—14°.  После  обмывания  стопы  надо

тщательно растереть полотенцем.

     Обливание водой - более сильнодействующая  процедура  по  сравнению  с

обтиранием. Ее обычно начинают после 1 - 2  месяцев закаливания  обтиранием.

Начинать обливание желательно летом, используя воду температурой 36  -  34°.

Последовательно обливают верхние конечности, грудь, спину,  голову  и  далее

остальные  части  тела.  После  обливания  хорошо   сделать   растирание   и

самомассаж, выполнить необходимые физические упражнения.

     Можно делать обливание водой контрастной температуры (разность  5—7°).

Постепенно температура воды понижается до 12 - 14°.

     Следующей  по  интенсивности  холодовой   процедурой   является   душ.

Пользоваться им для закаливания можно в любое  время  года  при  температуре

помещения не менее 18 - 20° и температуре воды с 36 - 34 до 16 - 14 °С.

     После физических нагрузок любого характера желателен контрастный  душ.

При этом используют попеременно теплую и  холодную  воду  с  последовательно

увеличивающейся разницей температур (с 5 - 7° до 15 - 20 °С).

     Можно пользоваться для  закаливания  и  водными  ваннами.  Начинают  с

индифферентных ванн (36 -  34°),  затем  переходят  к  прохладным  ваннам  с

медленно возрастающей холодовой нагрузкой. Нижний  предел  температурю  воды

ванн – 12  - 14 °С.

     Неплохо (из-за простоты и  доступности)  принимать  прохладные  ножные

ванны. В бак или большое ведро наливают  воду  20  -  130,  а  затем  в  нее

опускают обе ноги (до колен). Длительность первых ванн – 1  -  2  минуты,  а

затем ее к 5 - 6-й  процедуре увеличиваю до3 минут.

               Таблица 2. Примерная схема дозирования купания

|Температура воды,|Продолжительность купаний,|

|                 |                          |

|0С               |мин.                      |

|12 - 25          |0 - 15                    |

|18 - 24          |5 - 10                    |

|14 - 17          |3 - 5                     |

|10 - 13          |2 - 3                     |

     В дальнейшем не удлиняя процедуры снижают температуру воды на 1° через

каждые 2—3 дня и доводят ее до 14—13 °С. После ванны  ноги  растираем  сухим

махровым, полотенцем и делают самомассаж  икроножных мышц.

     Летом закаливание можно начинать с хождения босиком по  траве,  мокрой

после дождя или

росы, по мокрым  камням  или  песку.  Зимой  полезно  ходить

босиком по комнате. Заметим, что кроме закаливания такая процедура,  полезна

еще и потому, что на подошвах ног есть активные тонки, посредством,  которых

можно оказать разнообразное влияние на  организм.  Небезынтересно  отметить,

что «босохождение» в Древней Греции  было обязательным для воинов и  входило

в общую систему их подготовки. И еще: хождение босиком  –  хорошее  средство

против плоскостопия.

     Продолжительность процедур - с 3 - 5 минут  постепенно увеличивают  до

15—20 минут. После этого ноги обливают водой комнатной  температурой  (18  -

24°), тщательно вытирают махровым полотенцем.

     Хорошее средство закаливания - купание в открытых водоёмах.  Его  надо

начинать летом и продолжать систематически не реже 2 - 3 раз  в  неделю.  Во

время купания необходимо плавать или энергично двигаться.  Продолжительность

купания зависит от температуры воды, состояния  здоровья  и  тренированности

человека. Практически здоровому человеку  рекомендуется  ориентироваться  на

данные табл. 2.

     Лучшее время для купания 9 - 11 и 14 - 17 часов. После купания  насухо

вытирают голову, растираются или делают самомассаж, осушают тело  полотенцем

и быстро одеваются. Появление приятного ощущения тепла во всем теле  говорит

о  положительном  влиянии  купания.  Появление  озноба   свидетельствует   о

переохлаждении организма. В этом  случае  нужно  растереть  тело  полотенцем

докрасна, сделать несколько физических упражнений или выпить горячего чая.

     Своеобразной  формой  закаливания  считают  обтирание  снегом  верхней

половины  тела.  Его  рекомендуют  здоровым  людям  после  подготовительного

закаливания холодной водой. Сначала эту  процедуру  выполняют  в  помещении,

длительность – 1 - 3 минуты. Когда  организм  привыкнет,  обтираться  снегом

при хорошей погоде можно на открытом воздухе.

     Систематические купания в открытом водоеме позволяют перейти к  высшей

форме закаливания - зимнему плаванию. Однако заниматься им, на  наш  взгляд,

нужно  организованно,  в  составе   групп   закаливания   под   руководством

специалиста и  под  постоянным  врачебным  контролем.  Российская  федерация

закаливания  относится к числу лучших в Содружестве.

     Известны   десятка    случаев,    когда    зимнее    плавание    из-за

бесконтрольности, неправильного  выбора  холодовых  нагрузок  или  недоучета

общего  состояния  организма  приводило  к  тяжелым  заболеваниям,  развитию

холодовой аллергии. В закаливании, как и во  всем,  что  касается  здоровья,

нужны умеренность и здравый смысл.

                      4. ОСОБЕННОСТИ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ

     Закаливание ребенка  можно  начинать  с  первых  недель  его  жизни  и

систематически следовать этому в дальнейшем: с  возрастом  сына  или  дочери

необходимо изменять лишь формы и комплексы закаливающих процедур.

     Наиболее  благоприятно  для  начала  закаливания  теплое  время  года.

Особенно нуждаются в закаливании дети ослабленные,  больные  рахитом,  чаете

болеющие   простудными   и    страдающие    хроническими    неспецифическими

бронхолегочными заболеваниями, ревматизмом.  Больных  детей  можно  начинать

заваливать в период ремиссии заболевания.

     С детьми необходимо строго соблюдать принципы и  правила  закаливания,

обращая особое внимание на  постепенность  увеличения  силы  раздражителя  и

динамику общих реакций ребенка (аппетит, сон, масса тела, самочувствие и  т.

д.).

     Наиболее часто делают обтирания, обливания и души, реже - купания. При

этом обливания рекомендуем начинать у детей с 12 месяцев, души - после  двух

лет, а купания - с трех лет. Ориентировочный температурный  режим  обтираний

детей различного возраста приведен в табл. 3.

               Таблица 3. Температура воды для обтирания детей

|Возраст,    |Начальная          |Темп снижения       |Конечная температура|

|годы        |температура воды,  |температуры         |                    |

|            |°С                 |                    |воды, °С  

       |

|1-Й  ГОД    |35-34              |На   1°   каждые    |29-27               |

|ЖИЗНИ       |                   |4—5  дней           |                    |

|2—4         |33-32              |На   1°   каждые    |25-24               |

|            |                   |3—4   дня           |                    |

|5-7         |32-31              |На   1°   каждые    |21-20               |

|            |                   |2—3   дня           |                    |

|Старше 7    |31-30              |На 1—2° каждые 2—3  |18-16               |

|            |                   |дня                 |                    |

 

   При обливаниях и душах первоначальная температура воды на  1  -  2  °С

выше, чем при обтираниях для детей  указанных  возрастных  групп.  Ее  затем

снижают постепенно на 1 °С в том же темпе, как и при обтираниях, но  доводят

до предела не ниже 19 - 20° у детей  школьного  возраста.  Продолжительность

процедур не превышает 2 минут.

     Хорошая  форма  закаливания  детей  школьного  возраста  -  купание  в

открытых плавательных бассейнах. Занятия с детьми проводят  при  температуре

воды 29 - 30 °С зимой  и  20  -  22  °С  -  летом.  Общая  продолжительность

пребывания детей в плавательном бассейне вначале 5 - 10 минут, а  затем  она

может быть доведена до 25 - 30 минут.

     Заслуживает внимания и новый активный метод оздоровления и закаливания

— плавание грудных детей (с 2 - 3-недельного возраста).

                             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     В своей работе мы рассмотрели понятие и механизм закаливания.

     Закаливание   -   комплекс   методов    целенаправленного    повышения

функциональных резервов организма  и  его  устойчивости  к  неблагоприятному

действию  факторов  окружающей  среды  путем  систематического  тренирующего

дозированного воздействия ими.

      Механизм закаливания заключается в том, что по мере повторения одних и

тех же закаливающих воздействий круг вовлекаемых в ответную реакцию  органов

и систем сокращается,  реакции  становятся  как  бы  более  целесообразными,

более экономичными, то  есть  на  воздействие  отвечают  только  те  органы,

которые  способствуют  скорейшему   восстановлению   нормального   состояния

организма.  Сокращается  и  время  между  первичным  спазмом  сосудов  и  их

расширением. Если человек  встречается  с  более  холодной  водой,  чем  та,

которая использовалась для закаливания, то возможности его реакции  окажутся

недостаточными для сохранения нормальной деятельности  организма  и  человек

может заболеть.

      Закаливание как средство повышения защитных сил организма  возникло  в

глубокой  древности.  Практически  во  всех  культурах  разных  стран   мира

закаливание  использовалось   как   профилактическое   средство   укрепления

человеческого духа и тела. Особое значение закаливанию придавалось на  Руси.

Здесь оно носило массовый характер.

     Для того чтобы с  наибольшей  эффективностью,  использовать  природные

факторы для оздоровления, необходимо придерживаться  определенных  правил  и

принципов:

      - постепенность увеличения интенсивности закаливающих воздействий,

      - их  регулярность (или непрерывность),

      - обязательный учет индивидуальных особенностей организма,

      -  соответствие   дозировки   закаливающих   факторов   функциональным

возможностям организма,

      - многофакторность,

      - прерывистость.

      - комбинирование общего и местного закаливания.

     Несоблюдение  названных  принципов  закаливания   может   привести   к

напрасной трате времени и не  дать  должной  закаленности,  вызвать  излишне

резкие или даже патологические реакции организма.

      Абсолютных противопоказаний к закаливанию нет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные принципы классификации профессий. Особенности профориентации в центрах образования.

В данной  работе приводится анализ материалапо классификации профессий с соотвествующими методиками исследования у обучающихся предрасположенность к той или иной профессиональной деятельности. Пр...

«Теремок» Методическая разработка открытого урока в форме театрализации на отделении раннего общего эстетического развития детей. (Хоровой ансамбль, танец).

Период дошкольного и младшего школьного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, пения  и танца очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостояте...

Статья. Организация и общие принципы мультимедийного занятия в образовательном процессе

В данной статье рассмотрены исторические аналоги современного мультимедийного урока, представлены этапы учебной деятельности в ходе создания мультимедийного занятия, даны рекомендации учителю....

Конспект занятия по анимации. Определение общих принципов анимации.

Конспект занятия по анимации. 12 принципов анимации по У. Диснею. Знакомство с первым принципом....

Презентация: РХБЗ принцип работы и особенности прибора для измерения радиации дозиметр ДП-5Б.

Презентация: РХБЗ принцип работы и особенности прибора для измерения радиациидозиметр ДП-5Б....

Презентация: РХБЗ принцип работы и особенности прибора для измерения радиации дозиметр ИМД.

Презентация: РХБЗ принцип работы и особенности прибора для измерения радиации дозиметр ИМД....