Методическая разработка "Некоторые нетрадиционные виды работы со словами из словаря "
методическая разработка по теме
В этой статье представлены виды работы по запоминанию слов из словаря: это шифровка, дешифровка различными символами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nekotorye_netradicionnye_vidy_rabot_so_slovami_iz_slovarya.doc | 22.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Некоторые нетрадиционные виды работ со словами из словаря
Одним из принципов правописания русского языка является традиционный. То есть, чтобы слово написать правильно, надо запомнить, как оно пишется, так как его произношение и написание не совпадают. Такие слова мы называем словарными или словами из словаря. К сожалению, таких слов немало. Детям с нарушениями памяти очень тяжело запоминать или удерживать в памяти большое количество слов. Чтобы облегчить им этот процесс, предлагается использовать различные шифры.
Например, для этого подойдет обычный алфавит (как письменный, так и печатный). Под каждой буквой можно поставить цифру, таким образом, пронумеровав весь алфавит. При этом каждая цифра может соответствовать букве алфавита: А –1, Б – 2, В – 3 и т. д., а может и произвольно, независимо от порядкового номера буквы располагаться под ней или рядом с ней: А – 7, Б – 13, В – 25 и т. д.
Такой алфавит соответствующего размера можно иметь на стене перед глазами, а можно использовать индивидуальные карточки.
Вот несколько приемов работы со словарными словами с использованием такого алфавита.
Например, надо запомнить слово рябина. Предлагаю детям записать под диктовку, через запятую цифры: 18, 33, 2, 10, 15, затем расшифровать слово и сделать словарную работу.
Можно заменить цифрой только одну словарную букву. Запоминаем написание слова береза. На доске следующая запись: б, 6, р, е, з, а. Ребята находят зашифрованную букву и составляют слово, затем делают словарную работу.
Возможен обратный вариант. На доске запись: 20, 16, 17, О, 13, 30
Дети находят слово, которое обозначает эта запись (тополь) и делают словарную работу.
Так же ребята могут зашифровать цифрами задуманное слово в своих тетрадках, а затем, обменявшись ими с соседом, разгадать его и записать рядом ответ. Например, ребенок задумал слово осина. Он находит соответствующие цифры(16, 19, 10, 15, 1), записывает их в свою тетрадь и передает соседу, тот в свою очередь, разгадывает слово, записывает его рядом с цифрами и делает словарную работу.
Во-первых, ребятам очень нравится сам процесс шифровки и дешифровки. Во-вторых, им приходится акцентировать внимание на каждой букве, иначе им не разгадать слово. В-третьих, этот вид работы способствует развитию памяти и, самое главное – внимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Лишь слову жизнь дана..."(Слово о словарях) для 7 класса
Презентацию "Слово о словарях" можно применять на уроках русского языка для знакомства учащихся5-8 классов со словарями разных видов. Презентация познакомит с авторами словарей и историей их соз...
Нетрадиционные виды работ на зантяиях по развитию речи
Описаны виды работ, которые применяются на занятия в студии раннего развития...
Различные виды работ со словом
Данный блок, или цикл, уроков в 5–9-х классах среднего звена назван «Встреча со словом». Уроки с таким названием включены в тематическое планирование и проводятся обычно в начале большого раздела прог...
Методический материал по обучению нетрадиционным формам работы по заучиванию лексики на английском языке
Эффективным способом снятия трудностей при введении нового лексического материала в учебном процессе является внедрение различных видов игр и речевых клише...
Методическая разработка "Нетрадиционные формы работы на уроках музыкальной литературы"
Нынешняя ситуация в нашей современной жизни такова, что основными условиями являются стремительные темпы развития, засилье в средствах массовой информации рекламы, развлекательных и игровых программ; ...
ВИДЫ РАБОТ НАД СЛОВАМИ С НЕПРОВЕРЯЕМЫМИ ОРФОГРАММАМИ
В третьем и четвёртом классах словарные слова можно изучать по темам: "Птицы", "Животные", "Огород", "Сад", "Лес", "Поле", "Машины"...
Методическая разработка по коррекции слоговой структуры слова. Тема: "Слова 8 вида (трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом)"
В презентации представлены слова 8 вида (по Марковой А.К.) - трёхсложные слова со стечением согласных и открытым слогом, схемы к ним. Слова подобраны с простыми согласными звуками, на автоматизацию зв...