Программа элективного курса. Что такое коррупция и как с ней бороться?
элективный курс по обществознанию (10 класс) по теме

Устякова Елена Николаевна
Основная задача курса – перевести теоретические знания учащихся о проблеме коррупции в практическое русло. Учащиеся должны получить навыки противостояния коррупции и выработать позитивную жизненную позицию в отношении правомерного поведения в различных ситуациях. (9-11класс)
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Республиканский Конкурс методических материалов по проблемам антикоррупционного воспитания детей и молодежи

Название работы: «Что такое коррупция и как с ней бороться?»

Вид работы – Программа элективного курса

Автор: Устякова Елена Николаевна

Должность: учитель общественных дисциплин

 МБОУ-СОШ №4 с.Белого Красногвардейского района Республики Адыгея.

С.Белое.

Программа элективного курса «Что такое коррупция и как с ней бороться?»

Пояснительная записка

В целях повышения правовой грамотности учащихся, для наибольшей эффективности в построении правового государства назрела необходимость в разработке программы элективного курса по антикоррупционному воспитанию школьников «Что такое коррупция и как с ней бороться?». Данный элективный курс рассчитан на учащихся старшей школы (9-11 классы).

Программа представляет собой сочетание теории и практики занятий, посвященных выработке собственной позиции старшеклассника по отношению к коррупции и коррупционерам. Учащиеся в ходе данного курса обогащают свои знания по правовым проблемам, что является дополнением к курсам обществознания или права. Элективный курс рассчитан на 34 учебных часа. Основная задача курса – перевести теоретические знания учащихся о проблеме коррупции в практическое русло. Учащиеся должны получить навыки противостояния коррупции и выработать позитивную жизненную позицию в отношении правомерного поведения в различных ситуациях.

Знания о коррупции и выработка антикоррупционного поведения у школьников являются одной из составляющих модернизации образования. При изучении вопросов коррупционной направленности у школьника формируется система ценностей и установок антикоррупционного поведения, приобретаются знания  и  умения, необходимые для самостоятельной жизни в обществе, уважение к другим людям, стремление к правовому сотрудничеству.

Историческая справка должна помочь учащимся рассмотреть проблему коррупции в непрерывной связи, осознать серьезность проблемы и связь ее с построением правового государства и гражданского общества.

На данный момент не существует учебного пособия и методических рекомендаций по данной проблематике.  В качестве основного материала используются материалы по истории и нормативно-правовые акты российского государства.

Рассмотрение коррупции как одного из серьезных препятствий для экономического и политического развития России, осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного обучения и воспитания как отдельного компонента системы образования. Просвещение и воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения является частью антикоррупционной государственной политики по устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в разных сферах жизни.

Цели курса

  • Повышение правовой грамотности учащихся;
  • Формирование устойчивых навыков правомерного поведения.

Задачи курса:

  • Информирование учащихся о вреде коррупции для государства и отдельных граждан;
  • Формирование собственной позиции каждого учащегося в отношении заявленной проблемы;
  • Закрепление навыков работы с правовыми документами;
  • Развитие умений вести аргументированную дискуссию.

Методы проведения занятий:

Лекция, дискуссия, тест, ролевая игра, творческое задание, эссе, издание школьной газеты, практическая работа, проект.

Ожидаемые результаты:

- формирование личности, наделенной знаниями об опасности, которую представляет коррупция для благосостояния общества и безопасность государства, не желающая делиться с проявлениями коррупции, способная и желающая их устранять;

- самостоятельно получать информацию из нормативно-правовых источников и анализировать ее;

- проводить социологический опрос, представлять его результаты в виде графиков, таблиц, диаграмм, интерпретировать результаты ополученных сведений;

- выявлять проблему, осуществлять поиск путей их разрешения, обсуждать результаты, делать выводы;

- создавать и защищать свой проект;

- анализировать юридические казусы (случаи, дела, ситуации) с точки зрения правовых норм;

- повысить правовую культуру учащихся.

Тематический план элективного курса

Тема

Кол-во часов

Вид работы

1

Понятие коррупции и ее основные виды.

1

Лекция, выпуск газеты

2

Коррупция в историческом пространстве.

2

Лекция, эссе

3

История борьбы государства с коррупцией

1

Лекция, работа с документами

4

Истоки коррупции. Законы Хаммурапи.

2

Лекция, дискуссия

5

Митрополит  Кирилл осуждает мздоимство.

1

Лекция

6

Данте Алигьери «Божественная комедия».

1

Ролевая игра

7

Иван III и мздоимство.

1

Практическая работа

8

Иван IV (Указ о смертной казни).

1

Работа с документом

9

Великий Петр ненавидит мздоимство.

1

Дискуссия, эссе

10

Екатерина II. Усиление борьбы.

1

Лекция

11

СНК (Декрет о взяточничестве).

1

Работа с документом

12

Усилить борьбу. Наказание – расстрел. 1922 год.

1

Практическая работа

13

От И.В.Сталина до Н.С.Хрущева. Коррупция власти.

1

Семинар

14

Смутное революционное время приводит к росту коррупции.

1

Подготовка проектов

15

Политическая борьба и коррупция.

1

Практическая работа

16

Методы борьбы с коррупцией и их эффективность. УК РФ и коррупция.

1

Лекция с последующим обсуждением

17

Зависит ли уровень коррупции от менталитета народа?

1

Семинар

18

Международная торговля и коррупция.

1

Лекция с обсуждением

19

Особенности коррупции в современной России.

1

Лекция

20

Нормативно-правовая база борьбы с проявлением коррупции в России. Федеральный Закон «О противодействии коррупции».

2

Лекция, работа с документами

21

Коррупция и закон: пресечь или сохранить?

1

Семинар

22

Кому выгодны взятки?

1

Дискуссия

23

Как противостоять коррупции.

1

Семинар

24

Возможен ли мир без коррупции?

2

Подготовка проектов и их защита

25

Гоголевский «Ревизор»

1

Ролевая игра

26

В.Путин и Д.Медведев в борьбе с коррупцией.

1

Дискуссия

27

ЕГЭ и коррупция. Кто виноват?

1

СМИ, обсуждение

28

От истоков до сегодняшнего дня. ГИА и ЕГЭ.

1

Дискуссия

29

Милосердие, жалость, взятка, коррупция,  лихоимство, сопереживание.

2

Итоговая презентация

Итого:                                                                      34 часа

Примеры предлагаемых творческих разработок для выпуска ежемесячной школьной газеты:

  • Коррупция – порождение зла.
  • Коррупционеры разрушают страну.
  • Жить по совести и чести.
  • Путь к справедливости.
  • Российское законодательства против коррупции.
  • Быть честным. Сдача ЕГЭ.
  • Поступить по справедливости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Есть такая профессия: историю писать"

Учебная программа для учащихся 9-х классов. Программа предназначена для предпрофильной подготовки учащихся с ориентацией на гуманитарный и социально- экономический профили. Содержание учебного материа...

Программа элективного курса "Такая разная информация"

Курс ориентирован  на прдпрофильную подготовку учащихся, строится на основе информатики.  Главная цель курса - дать ученикам практические навыки работы с информацией, кото­рые способств...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС

laquo;КОРРУПЦИЯ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ РЕШЕНИЙ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ» – 10 КЛАСС «КОРРУПЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПОЛИТИКЕ И ЭКОНОМИКЕ: СВИДЕТЕЛЬСТВА И ФАКТЫ» - 11 КЛАСС...

Программа элективного курса по теме: "Противодействие коррупции".

Содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование к элективному курсу 10-11 класса. Которое может быть использовано как  в 10 и 11 классе, или пройдено за один год, в зависимости ...

Элективный курс «Мир, природа и общество» предназначен для обучающихся 11 класса. Рабочая программа курса составлена в соответствии с программой элективных курсов по географии в 10-11 классах / сост. И.Н. Солнцева.

Данный курс актуален, так как вооружает учащихся элементарными знаниями по географии, которые нужны для понимания основных направлений развития современного мира и многих геополитических процессов и я...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Литературные взгляды на борьбу с коррупцией» (36 часов) для учащихся 11 класса на 2023-2024 учебный год

Цель данной программы - воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, предупреждение коррупционного поведения граждан,повышение правовой грамотн...