РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Литературные взгляды на борьбу с коррупцией» (36 часов) для учащихся 11 класса на 2023-2024 учебный год
рабочая программа по литературе (10, 11 класс)
Цель данной программы - воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, предупреждение коррупционного поведения граждан,повышение правовой грамотности учащихся, воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения и устойчивых навыков правомерного поведения, опираясь на художественные образы, созданные русскими писателями, способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 49.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Одна из наиболее острых тем, которые существуют в обществе - тема противодействия коррупции. Коррупции невозможно противостоять без участия гражданского общества. Молодежи предстоит участвовать в общественной жизни, бизнесе, производстве и т.д. Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупции, должна органично дополнить мировоззренческую картину подрастающего поколения. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства,-важнейшая задача современного образования.
Коррупция как негативный социальный феномен является национальной и глобальной проблемой России. Коррупционные модели поведения, как показывает статистика, особенно присущи современной молодежи, которая зачастую выбирает их в качестве приоритетного способа решения возникающих проблем в различных сферах. Данное поведение является отклоняющимся не только от правовых норм, но и от норм нравственности и морали. Антикоррупционное воспитание в рамках образовательных учреждений воздействует на ориентационный уровень политической системы, то есть на самое главное — чувственные, подсознательные, рациональные и ценностные компоненты массового сознания. Влияние на сознание молодого человека и воспитание в нем нетерпимости к коррупции являются весьма значимыми факторами в борьбе с данным феноменом. Именно антикоррупционное воспитание, активно внедряемое в образовательную систему, будет способствовать формированию личности, которая наделена знаниями об опасности, которую представляет собой коррупция для благосостояния общества и безопасности нашего государства.
Цель программы - воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения молодежи, предупреждение коррупционного поведения граждан;
- повышение правовой грамотности учащихся, воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения и устойчивых навыков правомерного поведения.
Исходя из вышеизложенного, создана программа элективного курса «Литературные взгляды на борьбу с коррупцией», которая предназначена для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений и рассчитана на 36 часов. Уроки литературы с элементами антикоррупционной направленности, запланированные в соответствии с Программой по литературе в 5-х-11-х классах в 2023-2024 учебном году.
Основные задачи:
• обратившись к источникам, проанализировать, как развивалась и отражалась тема коррупции в русской художественной литературе, начиная с древних времён и до начала хх века;
• на основе анализа сделать вывод, насколько актуальной была эта тема в разные исторические эпохи;
• сравнить полученные выводы с нынешней ситуацией в стране, связанной с проблемой коррупции;
• опираясь на художественные образы, созданные русскими писателями, способствовать формированию у учащихся активной гражданской позиции;
• совершенствовать навыки личностной оценки данного социального явления с опорой на художественную литературу и на принцип историзма;
• стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения, соответствующего правовым и морально-этическим нормам.
Элективный курс рассчитан на 36 часов.
К нему разработан подробный тематический план. Занятия рекомендуется проводить по одному часу в неделю. Программой предусмотрено изучение теоретических вопросов, проведение практических работ и защита творческих работ учащихся. Программа предназначена для учащихся 11 класса. Она является междисциплинарной, интегративной: содержание программы раскрывается модульно в рамках различных учебных дисциплин: истории, обществознания, правоведения, географии и др. Знания и умения, приобретенные, при изучении данного курса могут быть использованы учащимися в сферах своей будущей деятельности. Изучение данного курса будет способствовать подготовке учащихся к выбору профессии. Данная программа, способствуя распространению антикоррупционных идей и взглядов, призвана помочь созданию атмосферы неприятия коррупции, формированию устойчивости личности, предупреждению коррупционного поведения граждан.
Цель элективного курса – повышение правовой грамотности учащихся, воспитание негативного отношения к коррупции, формирование антикоррупционного мировоззрения у учащихся, предупреждение коррупционного поведения граждан, формирование устойчивых навыков правомерного поведения.
#1055;ланируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностными результатами освоения обучающимися курса внеурочной деятельности являются:
1) осознание себя гражданами России, патриотами, ответственными членами российского общества; воспитание активной гражданской позиции, гордости за достижения своей родины;
2) формирование личных мотивов для получения знаний и навыков, для выбора будущей профессии с опорой на русскую литературу;
3) формирование умения принимать рациональные решения в условиях ограниченности ресурсов, оценивать и принимать ответственность за свои решения для себя и окружающих;
4) формирование умения оценивать и аргументировать свою точку зрения по антикоррупционным проблемам, различным аспектам социально-экономической политики государства;
5) приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности в антикоррупционной направленности;
6) этические: знать правила поведения участников бизнеса, уважать частную и государственную собственность, знать свои права и обязанности в экономических сферах деятельности;
7) экологические: знать последствия внешних эффектов, уметь оценить воздействие различных видов экономической деятельности на окружающую среду.
Метапредметными результатами:
1) умение работать с различными источниками информации: составлять свои выводы, используя текстовую информацию; анализировать прочитанную литературу, делать выводы;
2) регулятивные: умение планировать свою деятельность, ставить задачи, находить пути их решения, выделять этапы в достижении цели, выделять главное в замысле писателя.;
3) овладение системными антикоррупционными знаниями, включая современные научные методы познания;
4) коммуникативные умения и навыки в сфере антикоррупционной деятельности: умение выстраивать логические цепочки, доносить до слушателя свои предложения, принимать высказывания и суждения других;
5) умение создавать презентации, делать доклады, писать рефераты, эссе, участвовать в дискуссиях, аргументированно излагать свою точку зрения, уметь разрешать конфликты;
6) умение находить причинно-следственные связи, устанавливать закономерности, подтверждать конкретными примерами ;
7) навыки проектной деятельности, умения разрабатывать и реализовывать проекты антикоррупционной направленности на основе знаний, полученных после прочтения художественной литературы;
Предметными результатами освоения обучающимися курса внеурочной деятельности являются:
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать
При освоении курса учащиеся должны:
1) знать термины: коррупция, антикоррупция, бытовая коррупция;
2) определять понятия: взятка, вымогательство, мошенничество, растрата, имущественные и неимущественные блага, государственные функции, муниципальный служащий, должностное лицо;
3) знать способы противодействия коррупции.
Ученик должны уметь:
-распознавать коррупцию как деструктивное явление в российском и международном контексте;
-определять ее проявления в различных сферах жизни общества;
-адекватному анализу и личностной оценки данного социального явления с опорой на художественную литературу и на принцип историзма;
-использовать комплекс знаний о ситуациях в литературе, связанных с коррупцией для формирования стандартов поведения в реальной жизни в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами.
Ученик научится:
-моделям антикоррупционного поведения;
- выражать нетерпимость к проявлениям коррупции;
-анализировать проблемы, связанные с коррупцией ;
-сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
-использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) ;
-анализировать текст с точки зрения наличия в нем основной и второстепенной информации, определять его тему и основную мысль.
Ученик получит возможность научиться:
-комментировать авторскую задумку в художественном произведении ;
-высказываться на различные темы по прочитанным произведениям;
-дифференцировать главную и второстепенную информацию;
-владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты ;
-соблюдать культуру научного и делового общения ;
-соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
-использовать основные нормативные словари и справочники ;
-оценивать практическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Виды деятельности: лекция, анализ, сравнительный , анализ, беседа, исследование, проектная деятельность, просмотр видеофильмов, представление презентаций, просмотр презентаций.
Тематическое планирование
Отражение коррупции в литературных произведениях (32 часа ) Зачётные работы по материалам курса (4 часа)
№ | Тема занятия | Формы работы | Содержание изучаемого материала | К/ч |
1. | Введение. Понятие о коррупции. Цитаты,афоризмы, высказывания антикорупционной направленности. | Чтение и анализ цитат и афоризмов. | Глоссарий терминов. Мысль в лаконичной текстовой форме. Антикорупционный смысл афоризмов и цитат. | 1 |
2. | По следам коррупции в романе А.С.Пушкина «Дубровский». Коррупция как социальное зло | Беседа,анализ романа. | К каким трагическим событиям может привести незаконное судебное решение. | 1 |
3 | Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа | Дискуссия | Антикоррупционная направленность произведения: противопоставление образов «владельца роскошных палат» и мужиков, пришедших к вельможе. | 1 |
4. | Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки антикоррупционной направленности | Чтение и анализ пословиц | Пословицы: «Судья суди, а за судьей гляди, куда дело поведет». «В суд ногой – в карман рукой». «В суд пойдешь – правды не найдешь» и т.д. | 1 |
5. | Образ «властителей и судей» в стихотворении Г.Р.Державина «Властителям и судиям» | Чтение, анализ стихотворения | Державин стремится привлечь внимание читателей к проблемам алчности, жадности, ненасытности бюрократов. | 1 |
6. | Осуждение идеалов помещиков в комедиях Д.И.Фонвизина «Недоросль» | Дискуссия | Автор недоволен системой образования и воспитания «недорослей», существующей в эпоху правления Екатерины. Он пришел к выводу, что само зло заключено в крепостничестве. | 1 |
7. | Недобропорядочные чиновники и служащие в басне И.А.Крылова «Лисица и сурок» | Инсценировка басни. Анализ поступков героев | Взяточничество как показатель коррумпированности общества | 1 |
8. | Михаил Булгаков и борьба с коррупцией в романе «Мастер и Маргарита» | Беседа, исследование | Носителей коррупционного сознания в московских главах романа «Мастер и Маргарита» Михаил Булгаков в сатирической манере высмеивает пороки. | 1 |
9. | Образы коррумпированных чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» | Беседа. Просмотр видеофильмов | Требования к человеку, обличенному властью. | 1 |
10. | Коррупционные нравы уездного города N в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» | Анализ поступков героев | Что такое взятка. На страже порядка. Проблема «обходного» пути. | 1 |
11. | Осуждение коррупции в «Петербургских повестях» Н.В.Гоголя | Урок-суд | Тщеславие и жадность – первый шаг к коррупции | 1 |
12. |
Купечество в драме А.Н.Островского «Гроза» | Урок-суд | Мир, основанный на власти денег и зависти. | 1 |
13. | Защита «бесславных» и «бессловесных» в стихотворении Н.А.Некрасова «Размышления у парадного подъезда» | Выступления учащихся-адвокатов с защитной речью | Коррупция и гражданское общество | 1 |
14. | Сатира на бюрократический аппарат в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города» | Урок-суд | Бюрократия как бюрократическая система аппаратного властвования и управления | 1 |
15. | Коррупция в сказках М.Е. С-Щедрина «Медведь на воеводстве», «Орёл-меценат» | Беседа, исследование | Социальное зло | 1 |
16. | Коррупция в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» | Беседа, исследование | Методы борьбы с коррупцией | 1 |
17. | Лесть и лицемерие в рассказах А.П.Чехова «Хамелеон», «Смерть чиновника» и др. | Сравнительная характеристика поступков героев | Вседозволенность должностных лиц | 1 |
18. | Зачётная работа за 1 полугодие (2 часа) | Зачёт | Защита проектов | 1 |
19. | Худ.литература против коррупции | Зачёт | Представление презентаций | 1 |
20. | Пьеса А.Н. Островского «Волки и овцы»… | Инсценировка пьесы. Анализ поступков героев произведения | Главные герои комедии «Волки и овцы» - чиновники и помещики. В их мире царят деньги и обман. | 1 |
21. | Пьеса А.Н. Островского «Доходное место»… | Сравнительная характеристика поступков героев произведений | Методы борьбы с коррупцией Мир чиновничества представлен в пьесе .Главную роль в жизни героев играют деньги. Для достижения своих целей они идут на воровство и подлог. | 1 |
22 | Комедия Д.И. Фонвизина «Бригадир». | Анализ поступков героев | Взяточничество как показатель коррумпированности общества. | 1 |
23 | Коррупционные формы правления в романе «История одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина | Беседа. Просмотр видеофильмов | В романе при описании государственных служителей явно проявляется мотив их однообразия, одновременно демонстрирующий безразличие коррупционеров к народу. | 1 |
24 | И.А.Крылов. Слово о баснописце. Обличение пороков в басне «Волк и Ягнёнок» | Беседа, анализ басен | Великий баснописец И.А. Крылов. Обличение пороков в басне «Волк и Ягнёнок». Антикоррупционная направленность произведения. | 1 |
25 | «Помпадуры и помпадурши». Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина | Анализ поступков героев | В «Сказках» Салтыков-Щедрин высмеивает правительственных чиновников, помещиков, либеральную интеллигенцию. | 1 |
26 | А. П. Чехов. Рассказ «Смерть чиновника» | Беседа, исследование | В рассказе «Смерть чиновника» писатель показал, как мелкий чиновник Червяков находится в униженном положении. | 1 |
27 | В.В.Маяковский. Стихотворения . | Беседа, анализ стихотворений | Владимир Маяковский отвергает буржуазный мир. «Взяточники».Сатирическими стихами дореволюционного периода стали его знаменитые «Гимны»: «Гимн судье», «Гимн взятке», «Гимн обеду»... | 1 |
28 | Лесков Н.С повесть «Смех и горе» | Сравнительная характеристика поступков героев произведения | В повести Лескова «Смех и горе», опубликованной в 1871 году, действие происходит в 1860-е: главный герой живет на выкупные свидетельства — процентные бумаги. | 1 |
29 | « Золотой телёнок» Ильф И. А. | Анализ поступков героев | Главный герой сколотивший состояние на теневых незаконных махинациях. |
1 |
30 | «Взятка» роман А. Ю. Колышевского | Беседа, исследование | Заказчик думает, что платит только за работу, а на самом деле он платит за все. Стройка – это система. Честные здесь не приживаются. Воруют все: и те, кто на самом верху, и те, кто внизу. | 1 |
31 | Зощенко М.М. рассказ «Слабая тара». | Беседа, исследование | Зощенко делает коррумпированность многих слоев населения главной темой своего рассказа «Слабая тара». | 1 |
32 | «Инженеры» повесть Н.Г. Гарин-Михайловского | Беседа, исследование | Для главного героя, инженера-путейца Карташева, который работает на строительстве железной дороги в Бендерах, «самым неприятным… были сношения с интендантством». | 1 |
33 | «Путешествие из Петербурга в Москву» А. Н. Радищев | Беседа, исследование | «Путешествие из Петербурга в Москву» -приговор режиму, основанному на мздоимстве. | 1 |
34 | Рассказы А.П.Чехова «Толстый и тонкий», «Хамелеон» | Инсценировка сцен из рассказов | В рассказах Чехова показаны пороки общества- раболепство , притворство. | 1 |
35 | Зачётная работа за второе полугодие (2ч) | Зачёт | Защита проектов | 1 |
36 | Художественная литература против коррупции. | Зачёт | Представление презентаций | 1 |
Литература
1. Конституция Российской Федерации.
#1060;едеральный закон от №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
3. Коррупция и антикоррупционная политика: Словарь-справочник. – М., 2008.
#1058;олковый словарь русского языка Ожегова С.И., Шведовой Н.Ю.
#1058;ексты художественных произведений по темам курса. Тема коррупции в литературе: рекомендательный список /Центральная библиотека им. Н. Крупской, ИКЦ /Сост. Л.И. Калашникова. - Азов, 2021
#1048;нтернет-ресурсы.
7. Замалетдинов Р.Р., Ибрагимова Е.М., Амирова Д.К.. Формирование антикоррупционной культуры у школьников: учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений - Казань: Магариф-Вакыт,2010.
8. Кирпичников А.И. Взятка и коррупция в России. – СПб., 1997.
9. Кузьминов Я.И. Тезисы о коррупции. – М., 2000.
10. Сатаров Г.А. Тепло душевных отношений: кое-что о коррупции. Общественные науки и современность. 2002г. № 6.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/24/picture-29379-1461520295.jpg)
Рабочая программа элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса
Рабочая прогамма элективного курса по математике "Решение задач с модулем и параметрами" для 9 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта ос...
Рабочие программы элективного курса "Обществознание: подготовка к ЕГЭ (Основы обществоведческих знаний)" для 10-11 классов
p { margin-bottom: 0.21cm; } Элективный курс «Обществознание: подготовка к ЕГЭ» в 10-11 классах направлен на достижение следующих целей: - актуализировать знания учащихся по проверяемым в рамках ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/18/picture-223564-1363584210.jpg)
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/18/picture-298626-1379490314.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Как написать сочинение - рассуждение на государственном экзамене(русский язык)" 11 класс
Данная рабочая программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 11класса, сдающим ЕГЭ по русскому языку.Реализация данной программы предусматривает использование личностно...
Рабочая программа Элективного курса по географии "Изучение природы родного края" по УМК Бариновой 8 класс ( 17 часов)
Данная программа может быть использована на уроках географии и краеведения в 8 классах...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/31/picture-681584-1585672340.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Литературная Югра" для 7 класса
Программа элективного курса «Литературная Югра» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования с учетом Примерной программ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/18/picture-1407644-1652877020.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Подготовка к ОГЭ по русскому языку" (50 часов)
Программа рассчитана на 50 часов подготовки к ОГЭ.Подготовка к написанию изложения,повторение теоретического материала для решения тестовой части экзамена и подготовка к написанию сочинения-рассуждени...