Разработка открытого урока в 7 классе "Темперамент и личность"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Хасанова Римма Борисовна

план открытого урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поурочный план по обществознанию в 7 классе по теме

«Психологический портрет личности: темперамент и характер»

Цели и задачи урока: формирование теоретических представлений о темпераменте, изучение собственного темперамента, воспитание своего характера; добиться понимания термина «темперамент» научить выделять основные типы темперамента научить учитывать свой темперамент при учебной и игровой деятельности обращать внимание на воспитание лучших для общества черт характер. 

Оборудование: Проектор, ноутбук, доска

Ход урока:

I.Организационный момент

-Здравствуйте ребята. Поздоровайтесь с гостями. Сели все правильно, спинка у всех прямая.

II. Изучение нового материала.

Тема урока: «Психологический портрет личности: темперамент и характер»

 Сегодня на уроке мы ознакомимся с понятиями «темперамент», «характер»; научимся выделять основные типы темперамента; будем обращать внимание на воспитание лучших качеств в себе.  

 Слайд 1.Запишите в тетрадях тему урока.

 Слайд 2.

1. Эпиграфы нашего урока: Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. (Гете)

2. Чужой ум, можно узнать в какой- нибудь час, но  нужны годы, чтобы узнать характер. (персидское изречение)

-В своей речи мы часто употребляем слова человек, индивид, личность. Они действительно близкие, но неравнозначные. Попробуем разобраться. 
Человек, появляясь на свет как индивид, развивается, приобретает какие-то качества (хорошие и плохие) и постепенно становится личностью.

Слайд 3. Кого мы называем личностью?   Личностью называют человека, которая:

  1. Отличается самостоятельностью
  2. Способна нести ответственность и решать проблемы
  3. Контролирует поведение, обладает силой воли
  4. Способна изменяться с течением времени

Все перечисленное относительно устойчивая система поведения человека

- Наблюдая за людьми, за тем, как они трудятся, учатся, общаются, мы замечаем на их различие в поведении. Одни быстры, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие – медлительны, спокойны, с неярко выраженными чувствами. Причина таких различий  кроется в темпераменте.
Так, что же такое темперамент? Попробуем разобраться.

  Слайд 4. Темперамент- Это индивидуальные особенности человека, определяющие темп, ритм психических и эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека- подвижность, активность, быстроту или замедленность реакции.

Темперамент характеризует динамичность личности, и не является показателем ценности или  малоценности  личности, связанная с нервной системой человека … Темперамент – это врождённое свойство человека

 Слайд 5. Слово « темперамент» (от лат.temperans,«умеренный») в переводе с латинского обозначает « надлежащее соотношение частей», равное ему по значению греческое слово «красис» ввел древнегреческий врач Гиппократ.

  Под темпераментом он понимал и анатомо– физиологические  индивидуальные психологические особенности человека.

  Гиппократ объяснял темперамент, как особенности поведения, преобладанием в организме одного из «жизненных соков» (четырех элементов)

Слайд 6.   Преобладание желтой желчи делает человека импульсивным, «горящим»- холериком. Его правило: ни минуты покоя

  Преобладание лимфы делает человека спокойным и медлительным – флегматиком.

Его правило: не торопи.

   Преобладание черной желчи делает человека грустным и боязливым - меланхоликом. Его правило: не навреди.

   Преобладание крови делает человека подвижным и веселым - сангвиником.

Его правило: Доверяй, но проверяй.

Слайд 7.    Сейчас мы с вами узнаем, какие люди относятся к различным типам темперамента. (Учащиеся рассказывают о типах темперамента). Типы темперамента.

Слайд 8-15. Какие они, представители разных типов темперамента?  Ими являлись:……

Слайд 16. Любая группа людей работает эффективнее, если в ней есть представители всех темпераментов.

Слайд 17-22. А сейчас мы с вами определим, кто из вас относиться к какому типу темперамента? (определение своего типа темперамента)

Слайд 23-26. Всем типам темперамента характерно отрицательные и положительные свойства.

Слад 27-30. Давайте определим типы темперамента известных сказочных героев.

Слайд 31.В отличие от темперамента, черты характера  формируются постепенно.

   Стержнем характера являются морально- волевые качества человека.

Характер- совокупность устойчивых свойств человека, в которых выражают способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Слайд 32. Черты характера. Это индивидуально привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности.

1.Выражающие отношение к труду; к другим; к себе; к вещам, предметам.

2.Волевые  черты, заключающиеся в умении и привычке сознательно регулировать свое поведение, преодолевать препятствия на пути к поставленным целям (целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, смелость…)

3.Эмоцианальные черты, отражающие непосредственность, спонтанность регулирования поведения (импульсивность, нервность, спокойность…)

4.Интеллектуальные черты, выражающие особенности умственных способностей (любознательность, вдумчивость, рассудительность, глупость…)

Работа с карточками.

 -Перед вами лежат карточки, из них нужно выбрать те качества характера, которые вы хотели бы развивать и воспитать в себе

Слайд 33. Положительные стороны, такие, как трудолюбие, добросовестность в работе, ответственность, инициативность, общительность, чуткость, отзывчивость, чувство собственного достоинства, самокритичность, скромность, аккуратность, бережливость, щедрость;

Отрицательные стороны - лень, безответственность, пассивность, чёрствость, бездушие, грубость, призрение к людям, самомнение, переходящее в тщеславие, заносчивость, обидчивость, эгоизм, скупость, расточительность, безалаберность. Стержнем характером являются морально- волевые качества личности. Человек с сильной волей отличается определенностью намерений и поступков большей самостоятельностью. Он решителен и настойчив  в достижении своих целей. Безволие обычно отождествляется со слабохарактерностью. Даже при богатстве знаний и разнообразии способностей слабовольный человек не может реализовать всех своих возможностей.

-Молодцы ребята, что вы хотите у себя развивать только положительные качества характера. Всегда работайте над собой и будьте полезными для нашего общества.

Слайд 34.  Вот что говорит народ о характере и о самовоспитании народная мудрость. 

III.Закрепление темы:  Ответы на вопросы:

1.Кого мы называем личностью?

2.Какие типы темперамента вы знаете?

 

IV. Подведение итога урока.

V.Домашнее задание: §5 Практикум2, сочинение на тему: «Мне в моем характере хотелось бы избавиться от…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по теме: «Географическая оболочка» Урок-открытие

Что такое географическая оболочка? ГО – это взаимосвязь и взаимодействие всех оболочек Земли -  всех сфер Земли.Какие это сферы?Постановка проблемы1.     Ученику дается г...

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

Открытый урок в 10 классе "Личность. Субкультуры"

вводный урок по теме субкультуры, ввледение и первичная тренировка лексики...

Открытый урок: А. С.Грибоедов: личность и судьба. История создания комедии «Горе от ума».

На уроке ученики 9 класса изучили биографию Грибоедова, узнали много интересных фактов о его жизни и творчестве, подготовили презентации и доклады. Прочитали дополнительную литературу, написали развёр...

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)

Разработка открытого урока по обществознанию для 10 кл по теме "Качество личности предпринимателя" (урок из блочного модуля ОПД)...