Личность (конспект урока 8 класс)
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Курильская Татьяна Николаевна

Разработка урока по теме "Личность" для учащихся 8 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichnost.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Этапы урока

Цель этапа

Деятельность учителя

(прописывать действия, слова учителя, приемы, методы и т.д.)

Деятельность учащихся

(прописывать действия уч-ся, предположительные ответы

Формы организации взаимодействия

Универсальные учебные действия

1.Этап мотиваци.

2. Этап актуа-лизация знаний.

3.

Этап выявления места и причины затруднения. Построения проекта выхода из затруднения.

Актуализация, имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях.

Формулировка вопросов, постановка целей учебной деятельности и выдвижение проблемы.

Организовать учащимися анализ возникшей ситуации, выявить причины затруднения.

Постановка целей учебной деятельности.

1.Вступительное слово учителя -вывод на тему урока. слайд

Знаменитый древнегреческий философ Диоген 2500 лет назад слайд расхаживал по улицам Афин с факелом. На вопросы прохожих, что же он ищет днем с огнём , Диоген отвечал: «Ищу человека!» Странно, но ведь улицы древнего города были полны народа: старики и дети, мужчины и женщины, торговцы, богатые и бедные… И каждый из них был человек

Вопросы:

- Кого искал философ Диоген?

- О чем будем говорить сегодня на уроке, какова тема урока?

2. Что вы знаете о личности человека?

3.Что вы хотите узнать сегодня на уроке по данной теме?

(Помогает учащимся постановке учебной задачи, сформулировать вопросы и записывает их на доске).

 - Давайте определим с чего начнем изучать тему урока.

(Помогает составить план (нумерует вопросы) работы, при помощи которой будут получены недостающие знания и умения учащихся).

 1.Учащиеся воспринимают информацию и выдвигают различные  предположения и называют  тему урока.

- Человека, друга, философа, личность.

2. Учащиеся показывают свои знания о личности из курса обществознания за 7 класс и социального опыта: дают определения понятию «личность», перечисляют качества личности

3. Формулируют цель урока. Предлагают и согласовывают тему урока.

-Что такое личность?

-Как становятся личностью?

-Когда формируется личность?

Каждый человек  - личность? и.т.д.

Фронтальная работа

Рассказ

Проблемный метод

Фронтальная работа

Фронтальная работа

Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно формулируют тему урока после предварительного обсуждения

Регулятивные: совместно
с учителем обнаруживают
и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

4.Этап изучения нового материа-ла

5.Этап первичного закрепления  с проговариванием во внешней речи.

6.Этап включения в систему знаний и повторения

Знакомство с новой информацией, соотнесение её с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные вопросы, выявление затруднений и противоречий (если есть) корректировка целей.

Усвоение учащимися нового способа действий

Выявить и зафиксировать границы приемственности нового знания

Учитель предъявляет требования к учебной деятельности,  направляет  учащихся, корректирует ход деятельности.

1. Работа с понятием «личность»

Позвольте вернуться к Диогену. Он искал не просто человека, а особенного человека, не такого как все. А в окружающих людях философ видел обычных людей, индивидов, представителей человеческого рода «homo sapiens». Я умышленно не повторяю вашу версию о личности. А знаете почему? Тогда, 2500 лет назад Диоген не мог так ответить, слайдтак как слово «личность» от латинского слайд«persona» первоначально обозначало маску – «личину», в которой выступал актёр античного театра. И лишь позднее оно существенно изменило своё значение.

А какие у вас ассоциации со словом личность?(записываю ответы детей на доске и добавляю свои: индивид, индивидуальность, человек, сверхчеловек)

Итак, у нас с вами разные представления о том, кого можно назвать личностью. Обратимся к учебнику с.41 . Запишем в тетрадь.

Тогда, возвращаясь к Диогену, какой вывод можно сделать об окружавших его людях?

Получается, понятие личность можно применить не ко всем людям?

слайд«Работа с «живым» материалом»

Вы согласны с Диогеном?(слайды: ребёнок, пьющий человек, психич. больной..)

Можно ли назвать этого человека личностью? А почему вы отказываете им в праве называться личностью?

Но при этом нельзя неуважительно относится к этим людям. У каждого должен быть шанс на реабилитацию и помощь общества.

Слайд Однажды наставник Пути сказал своим ученикам: «Проявляйте уважение к тем, кто достоин его, ибо в этом нет ничего постыдного; проявляйте уважение к тем, кто жаждет его, ибо в этом нет ничего трудного; проявляйте уважение к тем, кто не достоин его, ибо в каждом есть что-то достойное уважения».

Какой вывод мы можем сделать о личности на основании всего вышесказанного?

А какие черты присущи личности? Давайте выберим их. (слайд) записать в тетрадь.

Что же влияет на формирование личности? (работа с текстом)

Записать в тетрадь.

2.Рабата с понятием «индивид»

Упражнение «Я — ...» Сейчас я раздам листочки, которые разделены на две половины. Каждая половина содержит вопрос, на который ниже нужно будет написать по 5 ответов.

Все написали? А теперь прочитайте друг другу, сравните ответы в первом столбце.
Что общего в ваших ответах?

Кем же мы являемся в этот мир? Психолог бы сказал: «Индивидом».В это понятие учёные вкладывают биологическое значение. Какие свойства человека относятся к биологическим? Приведите примеры.: у меня голубые глаза и т.д.

Что происходит с детьм, которые воспитываются животными?

Вне общества индивид останется животным. Докажите. (слайды: дети воспитанные животными).

3.Работа с понятием «индивидуальность».

Возвращаемся к вашим работам. Какой я ? Что можно сказать?

Действительно, люди отличаются друг от друга внешностью, характером, мышлением, действиями. Даже близнецы, внешне очень похожие будут отличаться, например, поведением, темпераментом. Что же такое индивидуальность?

Давайте сравним наши выводы с учебником с.43. (свойства и признаки только данного человека)

Запишем в тетрадь.

Обратите внимание на экран (слайд: репродукция картины в.А.Серова «Петр 1»). Как вы думаете, удалось ли художнику передать индивидуальность каждого персонажа? Если да, то в чём это проявилось?

5.Прием «Выглядит, как….». Учебная задача.  – Перевод информации с графического в устную.

-  Перед вами графическое изображение «Время рождения личности» (слайд). Объяснить, как рождается личность?

- Назовите, что больше всего влияет на формирование личности.

- Личностью рождаются или становятся?

Игра с мячом: я буду бросать вам мяч со словом «личность», вы возвращаете обратно с признаком или качеством личности.

Учащиеся по проблеме делают собственные выводы.

- Работают вместе с учителем

- оценивают насколько удалось выполнить все запланированные действия и ответить на вопросы.

Выстраивают ассоциативный ряд, сравнивают. Работают с текстом учебника, делают вывод.

Записывают определение в тетрадь.

Высказывают свои предположения по новому понятию.

Делают выводы по предложенному иллюстративному ряду.

Выделяют нужную информацию методом сравнения, анализа

Проявляют умение оценивать себя, сравнивать ответы друг друга

-личностью не рождаются, личностью становятся

Работают с текстом- карточки, выделяют факторы: наследственность, воспитание, социальная среда, личное стремление.

Заполняют карточки. Отвечают на вопросы: кто я? Какой я?

Проявляют умение оценивать себя, сравнивать ответы друг друга

Делают вывод о том , что люди отличаются друг от друга

Поиск необходимой информации в тексте учебника

Описывают индивидуальные черты личности по иллюстрации

Рассматривают иллюстрацию, выражают свои мысли

Проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование.

Осознание и произвольное построение речевого высказывания: называют черты личности

Фронтальная работа

Индивидуальная работа

Работа в парах

Наглядный метод

Работа с учебником

Индивидуальная работа

Наглядный метод

Индивидуальная работа

Личностные: выражают устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.

Познавательные: извлекают необходимую информацию
из учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о личности человека.

Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

7.Этап рефлексии.

8.Домашнее задание

Суммирование и систематизация новой информации, ее оценка, ответы на поставленные ранее вопросы.

Заканчивая урок, мне бы хотелось вернуться к Диогену. Как бы теперь в конце урока вы ответили на вопрос- кого же искал Диоген?слайд

Я бы хотела обратить ваше внимание на этот плакат «Заметил бы меня Диоген?», чтобы уходя с урока каждый из вас оставил мнение о том, кем вы себя воспринимаете в свете изученных понятий.

слайд я хочу, чтобы на следующий урок вы подготовили сообщение о личности, которую искал Диоген.

слайдУрок окончен. Спасибо за работу.

 

Формулируют и аргументируют своё мнение и позицию.

На плакат приклеивают смайлик, определяя ту позицию, которую они занимают

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...