Конспект урока по обществознанию для 7 класса "Экономика и ее основные участники"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему
Для разработки данного урока был использован материал "Поурочные разработки по обществознанию" Л.Н. Боголюбова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1._ekonomika_i_ee_osnovnye_uchastniki.docx | 497.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок. Экономика и ее основные участники.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Послушайте экономическую притчу и ответьте на вопросы.
Тот день у компании Дженерал Электрик явно не задался: вышло из строя ценное оборудование - новейшая и мощнейшая электроустановка. Производство пришлось остановить, а каждая минута промедления - это колоссальные издержки! Для исправления ситуации был вызван один из самых опытных работников. С собой он принес только молоток, что вызвало удивление у коллег. Но их изумление перешло через край, когда работник нанес один-единственный удар по корпусу вышедшего из строя оборудования и оно снова заработало! Дело было сделано, довольные коллеги принялись за работу. Талантливому работнику было решено выплатить вознаграждение. Осведомились, сколько тот хочет. И ответ снова всех шокировал: 1000 долларов! Оказалось, что коллеги морально не готовы принять это требование: такие деньги за единственный удар! Пригласили бухгалтера, который потребовал, чтобы рабочий указал постатейно, за что ему причитается такая большая для данной ситуации премия. Наш герой написал: «Прошу выплатить мне премию в размере 1000 долларов по следующим статьям:
• 1 доллар - за то, что нанес удар молотком;
• 999 долларов - за то, что знал, куда ударить.
- О чем эта притча?
- Какие уроки из нее можно извлечь?
Тема урока: «Экономика и ее участники».
- Предположите, о чем мы будем говорить.
- На какие вопросы нам предстоит ответить?
2. Изучение нового материала.
- Может ли какое-либо общество существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей?
Мы постоянно вступаем в разнообразные экономические отношения. Ежедневно дома и на улице мы слышим разговоры о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая услуги людям, помогают их накормить, обуть и одеть, отправить на отдых и т. д.
Важнейшие вопросы современной экономики:
- ЧТО из товаров и услуг будет произведено?
- КАК товары и услуги будут произведены?
- КТО ими воспользуется?
Познакомимся с основными ключевыми сферами экономики.
1. Что такое экономика
В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина старик мог получать любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните, желания главной героини - старухи постоянно росли. Сначала она хотела получить новое корыто, затем дом, затем стать столбовой дворянкой и т. д.
Кому из нас не хочется получать все, что он желает? Каким же образом появляются материальные блага? Как нужно жить и работать, чтобы их было как можно больше?
Задание: работая с дополнительным материалом, объясните значение слова «экономика» И ответьте на вопросы.
Дополнительный материал
Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий историк и писатель Ксенофонт (430-355 (354) гг. до н. Э.) В трактате «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.
Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель (384-322 гг. до н. Э.). В своих трудах он выходил далеко за рамки домоводства. Его трактаты стали высшим достижением экономической мысли античности.
Вопросы к классу
- Кто впервые ввел термин «экономика»? (Ксенофонт)
- Что под ним подразумевали? (домоводство и т.д.)
Познакомьтесь со следующей схемой.
Таким образом, экономика - это главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей.
К основным характеристикам экономики, отражающим стадию движения продукта, относятся производство, распределение, обмен и потребление.
Задание. Разделитесь на четыре группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем определит, какое основное проявление экономики, отражающее стадию движения продукта, отображено в данной ситуaции.
Рабочий материал для первой группы
Репка
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут- потянyт - вытянули репку!
Рабочий материал для второй группы
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто куда!
(Л. Зубкова)
Рабочий материал для третьей группы
Барабек
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
(К. Чуковский)
Рабочий материал для четвертой группы
Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому
Кому в платок,
Кому в зобок
Кому В лапочку.
(Детская считалочка)
2. Натуральное и товарное хозяйство
Давайте проведем небольшой эксперимент. Я прошу вас записать в своих тетрадях свои желания. Теперь представьте, что все они были исполнены. Запишите в тетрадь ваши новые пожелания.
- Как вы думаете, в чем смысл нашего эксперимента?
С помощью эксперимента мы убедились, как разнообразны потребности человека.
Познакомьтесь со следующей схемой.
Экономические блага создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.
Задание: заполните таблицу и ответьте на вопрос.
- Почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования?
Последствия перехода к товарной форме хозяйствования:
• рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствование орудий труда привели к повышению производительности труда и увеличению количества потребностей человека;
• произошло разделение труда - одни люди занимаются сельским хозяйством, другие - ремеслами, третьи - торговлей и т.д.;
• улучшились условия труда, повысился уровень жизни.
3. Основные участники экономики
Главными действующими лицами экономических отношений являются производители и потребители.
Задание: работая в парах, изучите материал учебника и дайте характеристику основных участников экономики, назвав черты сходства и отличия между ними.
Домашнее задание
- параграф пересказ
- Эссе на тему «Экономика вокруг нас».
Рабочий материал для первой группы
Репка
Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.
Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.
Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут- потянyт - вытянули репку!
Рабочий материал для второй группы
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!!!
Разбегайтесь кто куда!
(Л. Зубкова)
Рабочий материал для третьей группы
Барабек
Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал церковь, скушал дом
И кузницу с кузнецом,
А потом и говорит:
«У меня живот болит!»
(К. Чуковский)
Рабочий материал для четвертой группы
Сидит белка на тележке,
Продает орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому
Кому в платок,
Кому в зобок
Кому В лапочку.
(Детская считалочка)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)
Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...
урок по обществознанию в 9 классе "Конституция-основной закон страны"
Урок по обществознанию в 9 классе и использованием ЭОР по теме: "Конституция-основной закон страны"...
конспект урока по математике. 5 класс. " Задачи о двух участниках движения"
Урок разработан в соотвествии с требованиями ФГОС. Тип урока: урок включения нового знания в систему уже имеющихся знаний.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результат...
Конспект урока по обществознанию. 8 класс. Тема: « Конституция. Основной закон страны»
Цели:познакомить обучающихся с основным законом страны;научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;работать над формированием понятийного аппарата;развивать у обучающих...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
Открытый урок по обществознанию по теме "Демократия, ее основные ценности и признаки"
Методическая разработка будет полезна преподавателям истории...
Конспект урока по ОБЖ на тему: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения» 5 класс
Цель: Заострить внимание детей на том, что они ставятся самостоятельными участниками движения, заинтересовать изучением правил дорожного движения, напомнить основные правила перехода дороги....