Конспект урока по обществознанию для 7 класса "Экономика и ее основные участники"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) на тему

Для разработки данного урока был использован материал "Поурочные разработки по обществознанию" Л.Н. Боголюбова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_1._ekonomika_i_ee_osnovnye_uchastniki.docx497.81 КБ

Предварительный просмотр:

Урок. Экономика и ее основные участники.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

     Послушайте экономическую притчу и ответьте на вопросы.

Тот день у компании Дженерал Электрик явно не задался: вышло из строя ценное оборудование - новейшая и мощнейшая электроустановка. Производство пришлось остановить, а каждая минута промедления - это колоссальные издержки! Для исправления ситуации был вызван один из самых опытных работников. С собой он принес только молоток, что вызвало удивление у коллег. Но их изумление перешло через край, когда работник нанес один-единственный удар по корпусу вышедшего из строя оборудования и оно снова заработало! Дело было сделано, довольные коллеги принялись за работу. Талантливому работнику было решено выплатить вознаграждение. Осведомились, сколько тот хочет. И ответ снова всех шокировал: 1000 долларов! Оказалось, что коллеги морально не готовы принять это требование: такие деньги за единственный удар! Пригласили бухгалтера, который потребовал, чтобы рабочий указал постатейно, за что ему причитается такая большая для данной ситуации премия. Наш герой написал: «Прошу выплатить мне премию в размере 1000 долларов по следующим статьям:

• 1 доллар - за то, что нанес удар молотком;

• 999 долларов - за то, что знал, куда ударить.

- О чем эта притча?

- Какие уроки из нее можно извлечь?

Тема урока: «Экономика и ее участники».

 - Предположите, о чем мы будем говорить.

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

2. Изучение нового материала.

- Может ли какое-либо общество существовать, не удовлетворяя материальные потребности людей?

      Мы постоянно вступаем в разнообразные экономические отношения. Ежедневно дома и на улице мы слышим разговоры о ценах на товары, читаем в газетах о налогах, участвуем в ремонте школьной мебели, покупаем в магазине продукты питания. Экономическая сфера охватывает все отрасли промышленности, торговлю, банки, рынки. Трудно перечислить все учреждения, которые, создавая продукцию и оказывая  услуги людям, помогают их накормить, обуть и одеть, отправить на отдых и т. д.

      Важнейшие вопросы современной экономики:

- ЧТО из товаров и услуг будет произведено?

- КАК товары и услуги будут произведены?

- КТО ими воспользуется?  

      Познакомимся с основными ключевыми сферами экономики.

1. Что такое экономика

      В «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина старик мог получать любые материальные блага от золотой рыбки. Вспомните, желания главной героини - старухи постоянно росли. Сначала она хотела получить новое корыто, затем дом, затем стать столбовой дворянкой и т. д.

     Кому из нас не хочется получать все, что он желает? Каким же образом появляются материальные блага? Как нужно жить и работать, чтобы их было как можно больше?

     Задание: работая с дополнительным материалом, объясните значение слова «экономика» И ответьте на вопросы.

Дополнительный материал

    Впервые термин «экономика» употребил древнегреческий историк и писатель Ксенофонт (430-355 (354) гг. до н. Э.) В трактате «Ойкономия». Ксенофонт обращался с поучениями к обычным гражданам, чье домашнее хозяйство было сложным и включало управление рабами, разнообразные сельскохозяйственные и ремесленные работы.

      Гораздо шире, чем Ксенофонт, понимал экономику великий философ древности Аристотель (384-322 гг. до н. Э.). В своих трудах он выходил далеко за рамки домоводства. Его трактаты стали высшим достижением экономической мысли античности.  

Вопросы к классу

- Кто впервые ввел термин «экономика»? (Ксенофонт)

- Что под ним подразумевали? (домоводство и т.д.)

Познакомьтесь со следующей схемой.

C:\Documents and Settings\VAE\Мои документы\Мои результаты сканировани\2017-01 (янв)\сканирование0002.jpg

    Таким образом, экономика - это главное условие и основной источник обеспечения жизни и деятельности людей.

    К основным характеристикам экономики, отражающим стадию движения продукта, относятся производство, распределение, обмен и потребление.

    Задание. Разделитесь на четыре группы. Каждая группа получит индивидуальное задание (прочитает материал), а затем определит, какое основное проявление экономики, отражающее стадию движения продукта, отображено в данной ситуaции.

Рабочий материал для первой группы

Репка

      Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

      Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

      Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

      Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

      Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

      Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут- потянyт - вытянули репку!

Рабочий материал для второй группы

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!!!

Разбегайтесь кто куда!

(Л. Зубкова)

Рабочий материал для третьей группы

Барабек

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

(К. Чуковский)

Рабочий материал для четвертой группы

Сидит белка на тележке,

Продает орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Кому в платок,

Кому в зобок

Кому В лапочку.

(Детская считалочка)

2. Натуральное и товарное хозяйство

Давайте проведем небольшой эксперимент. Я прошу вас записать в своих тетрадях свои желания. Теперь представьте, что все они были исполнены. Запишите в тетрадь ваши новые пожелания.

- Как вы думаете, в чем смысл нашего эксперимента?

      С помощью эксперимента мы убедились, как разнообразны потребности человека.

     Познакомьтесь со следующей схемой.

C:\Documents and Settings\VAE\Мои документы\Мои результаты сканировани\2017-01 (янв)\сканирование0003.jpg

     Экономические блага создаются с использованием таких форм организации хозяйства, как натуральное и товарное.

Задание: заполните таблицу и ответьте на вопрос.

- Почему современное общество перешло к товарной форме хозяйствования?

C:\Documents and Settings\VAE\Рабочий стол\сканирование0003.jpg

   Последствия перехода к товарной форме хозяйствования:

• рост накопленных знаний и умений, численности населения, совершенствование орудий труда привели к повышению производительности труда и увеличению количества потребностей человека;

• произошло разделение труда - одни люди занимаются сельским хозяйством, другие - ремеслами, третьи - торговлей и т.д.;

• улучшились условия труда, повысился уровень жизни.

3. Основные участники экономики

     Главными действующими лицами экономических отношений являются производители и потребители.

     Задание: работая в парах, изучите материал учебника и дайте характеристику основных участников экономики, назвав черты сходства и отличия между ними.

C:\Documents and Settings\VAE\Мои документы\Мои результаты сканировани\2017-01 (янв)\сканирование0004.jpg

Домашнее задание

- параграф пересказ

- Эссе на тему «Экономика вокруг нас».

Рабочий материал для первой группы

Репка

      Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет-потянет, вытянуть не может.

      Позвал дед бабку: бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

      Позвала бабка внучку: внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

      Позвала внучка Жучку: Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

      Позвала Жучка кошку: кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут-потянут, вытянуть не могут.

      Позвала кошка мышку: мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку - тянут- потянyт - вытянули репку!

Рабочий материал для второй группы

Мы делили апельсин,

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа.

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка - кожура.

Он сердит на нас - беда!!!

Разбегайтесь кто куда!

(Л. Зубкова)

Рабочий материал для третьей группы

Барабек

Робин Бобин Барабек

Скушал сорок человек,

И корову, и быка,

И кривого мясника,

И телегу, и дугу,

И метлу, и кочергу,

Скушал церковь, скушал дом

И кузницу с кузнецом,

А потом и говорит:

«У меня живот болит!»

(К. Чуковский)

Рабочий материал для четвертой группы

Сидит белка на тележке,

Продает орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому

Кому в платок,

Кому в зобок

Кому В лапочку.

(Детская считалочка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

урок по обществознанию в 9 классе "Конституция-основной закон страны"

Урок по обществознанию в 9 классе и использованием ЭОР по теме: "Конституция-основной закон страны"...

конспект урока по математике. 5 класс. " Задачи о двух участниках движения"

Урок разработан в соотвествии с требованиями ФГОС. Тип урока: урок включения нового знания в систему уже имеющихся знаний.Цель урока: организация условий достижения учащимися образовательных результат...

Конспект урока по обществознанию. 8 класс. Тема: « Конституция. Основной закон страны»

Цели:познакомить обучающихся с основным законом страны;научить умению классифицировать конституционные права и обязанности граждан;работать над формированием понятийного аппарата;развивать у обучающих...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

Открытый урок по обществознанию по теме "Демократия, ее основные ценности и признаки"

Методическая разработка будет полезна преподавателям истории...

Конспект урока по ОБЖ на тему: «Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения» 5 класс

Цель: Заострить внимание детей на том, что они ставятся самостоятельными участниками движения, заинтересовать изучением правил дорожного движения, напомнить основные правила перехода дороги....