Культура общения (8 кл)
методическая разработка по обществознанию (8 класс) на тему
Цель : Формирование представлений о правилах поведения в обществе, умений общения с людьми , высоких морально- этических качеств как образованность и эмоциональное совершенство.
Задачи : Научить подростков видеть себя со стороны ,увереннее работать над становлением своего характера, свободнее ориентироваться и общаться в различных жизненных ситуациях, а также уметь выработать определенную линию поведения при контактах с окружающими.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kultura_obshcheniya_._8_kl.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА УРОКА «. ОБЩЕНИЕ . КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»
8- КЛАСС
Цель : Формирование представлений о правилах поведения в обществе, умений общения с людьми , высоких морально- этических качеств как образованность и эмоциональное совершенство.
Задачи : Научить подростков видеть себя со стороны ,увереннее работать над становлением своего характера, свободнее ориентироваться и общаться в различных жизненных ситуациях, а также уметь выработать определенную линию поведения при контактах с окружающими.
Учащиеся должны понимать, что такое :
Общение
Культура общения
Гуманизм
Этикет
Приличия
Манеры, такт, воспитанность
Конфликт , правила спора
Учащиеся должны уметь:
Объснить смысл основных понятий ;
Доказать, почему общение необходимо человеку :
Показать знания этикета, правил поведения в обществе
Наглядность:
Цитаты на доске о культуре поведения Дж. Сфивта и Р. Эмерсона,
карикатуры о хороших манерах ,выставка художественной
литературы на тему : « Хорошие манеры и нравы «
ХОД УРОКА
- Организационный момент .
2. Вводное слово учителя:
Общение - это обмен между людьми определенными результатами психической деятельности; усвоенной информацией , мыслями, чувствами ,суждениями, оценками . Общаясь ,человек стремится к взаимопониманию, получает возможность проявить себя с желательной стороны, обретает друзей, добивается признания окружающих
3. Работа в группах.
Обыграйте ситуацию в своих группах :
1-ая группа - общение друзей ;
2- ая группа - общение родителей и детей ;
3- я группа - общение незнакомых людей ;
4 . Обсуждение проигранных ситуаций .
- Определить , что такое общение ?
- В какой ситуации общаться было легче ?
- Зачем человеку общение ?
- Что приобретает человек в процессе общения ?
- Что вы понимаете под « культурой общения « ?
5 . На доске плакаты с карикатурами .
Учащиеся групп описывают их и формулируют свои
заповеди общения и культуры поведения
- ая группа - поведение дома ,может человек , придя домой , наконец-то стать самим собой ?
- ая группа - поведение за столом , орудовать ложкой ножом и вилкой нужно спокойно и осторожно .
- ая группа -поведение в гостях , если тебя просили прийти в гости в четыре часа , не приходи без двадцати четыре или без пяти пять.
6 . Слово учителя .
Откуда появились правила поведения? Они создавались постепенно, передавались из поколения в поколение. Их никто специально не сочинял, не придумывал. Они возникли в глубокой древности, как очень удобные и разумные формы общения. Например, один из самых распространенных в мире способов приветствия - рукопожатие- дошел до нас из таинственной дали тысячелетий. Тогда это было разумной мерой предостороженности- взаимное ощупывание рук, чтобы убедиться в отсутствии дурных намерений и оружия у встречного человека. Нет на земле народа который бы не признавал законов гостеприимства. Многие правила поведения со временем стали обычаями. глубоко человечными, помогающими людям жить и общаться между собой .А это есть этикет - образец, идеал, того, как надо себя вести.
7 . Сообщение учащегося об этикете ХУ111 века
« Юности честное зерцало «
8. Проигрывание ситуаций : « Правила поведения в общественном транспорте.»
1- ая группа
Пока отец брал билет, Никита захватил удобное сиденье, устроился основательно и закричал: « Папа, иди скорее, я тебе место занял!»Отец подошел к сыну, наклонился к уху и сказал.
9 . Обсуждение ситуации.
1. Как думаете, ребята, что сказал отец на ухо сыну ?
2 . В чем неправ Никита ?
3 . Как ему следовало поступить?
2- ая .группа проигрывает ситуацию .
На улице уже по- вечернему прохладно. Ты возвращаешься с тренировки; на тебе теплый свитер. Так хочется открыть окно в автобусе, тем более что и народу немного: сзади сидят лишь старушка и краснощекий малыш со своей мамой.
10. Обсуждение ситуации.
1. Можно ли открыть окно ?
2. Почему это сделать неприлично ?
3-я группа проигрывает ситуацию.
Тамара вошла в полупустой автобус, села и дотронулась до плеча дремавшей спереди старушки: « Деньги на билет передайте, пожалуйста». Молодая женщина, сидевшая сбоку, сказала: «Не очень- то ты хорошо воспитана, девочка «. Тамара обиделась: « Почему это нехорошо? Может быть, деньги на билет передавать уже нельзя ? Или я невежливо попросила ? «
11. Обсуждение ситуации.
1.Права ли Тамара ?
2. В чем она неправа ?
3.Плохо ли она действительно воспитана ?
12. Учитель комментирует ситуацию « Ссора подруг «
13. Обсуждение ситуации.
1. Как оценивают свое поведение подруги ?
2. Как каждая поняла подругу: ее позицию и чувства ?
3. В чем причина конфликта ?
4. Каков путь выхода из него ?
14. На доске карточки , такие как ТАКТ, КОРРЕКТНОСТЬ, ДЕЛИКАТНОСТЬ, ВОСПИТАННОСТЬ, МАНЕРЫ, ВЕЖЛИВОСТЬ, ПРИЛИЧИЯ, ЭТИКЕТ.
Учащиеся записывают их определения в свои тетради.
15. Игра « Телефон «
Участвуют все группы, каждый заранее получает карточку с вопросом, первый участник задает ( звонит) вопрос второму, тот отвечает на него и в свою очередь звонит третьему участнику игры, задавая свой вопрос и т.д Необходимо помнить о правилах хорошего слушания всем игрокам.
Вопросы следующие :
1.Кто должен первым здороваться ?
2.Можно ли всем говорить привет ?
3.Кто кого должен пропустить в магазин ,тот кто входит, или тот кто выходит ?
4.Как правильно спросить, кто последний, или, кто крайний ?
5.Как правильно есть вилкой зеленый горошек ?
6.Если к вам обратились на улице, а вы не можете помочь, как вежливо ответить ?
7.Кто должен первым закончить разговор по телефону, кто позвонил или кому позвонили ?
16. Чтение стихотворения В. Солоухина « Здравствуйте «
17. Подведение итогов и анализ заранее проведенного группой учащихся психологического теста .
18. Проведение учителем экзамена и подведение итогов урока.
Приготовь 10 пальцев. С их помощью будем считать очки. Я вам задам 10 вопросов. Каждый раз, отвечая на поставленный вопрос « нет», загибай один палец . Таким образом, сколько раз ответишь « нет»,столько пальцев загнешь- столько у тебя будет очков. А после экзамена я поставлю вам всем оценки.
Вопросы;
1.Пальцы, которые вы приготовили для счета, случайно не грязные, а ногти не обведены траурной каймой ?
2.Способны ли вы наслаждаться прекрасным пейзажем, удобно развалившись в кресле автобуса, в то время, как люди постарше стоят рядом ?
3.Не ищите ли вы в небе Большую Медведицу, когда нужно поздороваться со знакомыми родителей ?
4.Считаете ли вы, что еда вкуснее, если есть прямо из кастрюли ?
5.Сев за праздничный стол , выбираете ли себе лучшие куски, вместо того чтобы поухаживать за соседями ?
6.Считаете ли вы себя обиженными, если учитель спросил про то, чего вы не знаете ?
7.Знаете ли вы, сколько у вас в шкафу осталось чистых носовых платков, носков, рубашек ?
8..Если вам нужно вынести мусор, ждете ли вы наступления сумерек ?
9.Не боитесь ли вы играть в шахматы с товарищем, который играет лучше вас ?
10.Всегда ли вы довольны собой и своими поступками ?
19.Домашнее задание п № 12. Творческое задание: написать сочинение - эссе на тему « Не причиняй зла никому и делай добро всем людям хотя бы только потому, что они люди. « . Цицерон.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Культура общения" - 5 класс
В жизни каждому человеку приходится общаться с другими людьми, и он должен уметь ясно выражать свои мысли и правильно понимать чужие. В этом помогут нам уроки культуры речи, которые являются важ...
Разработка интегрированного урока английского языка информатики и психологии Тема урока: "Общение, его структура и виды. Культура общения. Сетевой этикет"
Урок проводился в рамках недели английского языка....
Из опыта работы по теме самообразования « Формирование коммуникативных умений и навыков у обучающихся (VIII вида) на факультативных занятиях «Речь и культура общения», «Этика речевого общения» как одно из условий социального здоровья» (с презентацией)
Совершенствование культуры речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из актуальных проблем для развития личности ребенка. Решение проблемы путем развития и коррекции...
Факультативный курс для 10 -11 классов «Реклама и речевая норма: культура речи и культура общения»
Данный курс призван научить школьников эффективным коммуникациям на основе построения «общей стратегии взаимодействия», которая понимается как реклама в широком значении - как уместное и умелое ...
Методическая разработка классного часа на тему: "Семейная культура общения – зеркало общения ребенка со сверстниками и взрослыми"
Роль семьи в современной жизни....
Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»
Основная цель- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью....
Проект по культуре общения "Законы общения"
Проект направлен на развитие культуры общения учеников 5 класса....