Методические разработки уроков
методическая разработка по истории (10 класс) на тему

Савкина Светлана Васильевна

Помощь учителю в проведении уроков истории

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon savkina_urok_nikolay_2.doc366.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 Савкина С.В.

                                                                                                    учитель истории и                                                          

                                                                                                    обществознания

                                                                                                    высшая

                                                                                                    квалификационная категория

                                  Методическая разработка урока

                                              по истории России

ТЕМА :  Россия во второй половине ХIХ века.

ТЕМА УРОКА:  НИКОЛАЙ II: личность и царствование.

Продолжительность урока – 45 мин.

ОСОБЕННОСТИ УРОКА: комплексная интеграция в уроке по

темам, изучаемым в традиционном течение программы по географии, истории России и обществознанию в 8-х, 11-х классах.

 

Темы:

- Российское общество в конце 19- начале ХХ века.

- Самодержавная монархия.

- Падение монархии.

- Почему рухнула империя Романовых?

- Незакрепившаяся демократия.

Интеграция предметов возможна на основе применения различных способов организации деятельности обучающихся, например, через применение личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированное обучение.

-образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности. Оно базируется на признании за каждым учеником права выбора собственного пути развития через создание альтернативных форм обучения.

Процесс обучения предоставляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, ценностные ориентации и опыт, возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности и учебном поведении.

Содержание образования, его средства и методы структурируются так, что позволяют ученику проявить избирательность к предметному материалу, его виду и форме.

В этих целях разрабатываются:

  • индивидуальные программы обучения, моделирующие исследовательское (поисковое) мышление;
  • организуется групповые занятия на основе диалога и имитационно-ролевых игр;
  • учебный материал конструируется для реализации метода исследовательских проектов, выполняемых самими учениками.

Отслеживается и оценивается не столько достигнутые знания, умения и навыки, сколько сформированность качеств ума (интеллекта) как личностных новообразований так как общество в целом предъявляет к выпускнику школы требования готовности на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью обучения и воспитания. 

Сегодня трудно представить себе современный урок без использования  ИКТ - технологий.

  Информационные технологии.

 

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, Информационные Технологии (ИТ) — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных наук, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой

 и хранением информации с помощью вычислительной техники и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические применение, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы.

 Основные черты современных ИТ:


-компьютерная обработка информации;
-хранение больших объёмов информации на машинных носителях;
-передача информации на любые расстояния в кротчайшие сроки.


Современное
 общество и другие сферы деятельности все больше нуждаются в информационном обслуживании, переработке огромного количества информации. Универсальным техническим средством обработки любой информации является компьютер, который играет роль усилителя интеллектуальных возможностей человека и

общества в целом, а коммуникационные средства, использующие компьютеры, служат для связи и передачи информации. Появление и развитие компьютеров — это необходимая составляющая процесса информатизации общества.

Участники урока: 11 класс.

ЦЕЛИ УРОКА:

обучающая – на примере жизни и деятельности последнего русского императора подчеркнуть роль личности в российской истории;

воспитывающая – воспитание у учащихся чувств гуманизма, уважения и скорби за величие и боли родной земли;

развивающая - развитие познавательных способностей учащихся, умений и навыков самостоятельно мыслить, рассуждать, анализировать противоречивые исторические события и факты;  совершенствование навыков самостоятельной работы с учебным материалом, Интернет-ресурсами.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ УРОКА: активизация мыслительной деятельности учащихся.

ТИП УРОКА: урок сообщения новых знаний.

ФОРМА УРОКА: урок - взгляд.

МЕТОДЫ ВЕДЕНИЯ УРОКА:

словесный - рассказ учителя с элементами беседы, сообщения учащихся на основе собственных презентаций по теме и опережающих заданий поискового характера; викторина характеристик;

наглядный - компьютерные презентации, портреты семьи Романовых, фотографии;

практический - научно-исследовательская работа по сбору и  обработке  исторического материала к уроку.

ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

  • индивидуальный;
  • фронтальный;

ОСНАЩЕНИЕ УРОКА:

учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений /Н.В. Загладин, С.И. Козленко, История России ХХ – начало ХХI в, М, Русское слово, 2003; О.В.Волобуев, С.В.Кулешов История России ХХ-начало ХХI века ОАО «Московские учебники» 2010; Энциклопедия истории России 862 – 1917 «Интерактивный мир» 2002; карта «Российское государство в 19-начале 20 вв», музыкальное оформление( реквием Моцарта, адажио Т. Альбиони), фрагмент из видеофильма «Россия, которую мы потеряли».

        

ПЛАН УРОКА.        

1. Повторение пройденного материала по теме «Россия в конце 19 – начале 20 вв» (блиц-опрос):

- За что Александра III современники прозвали миротворцем?

- Какой император подчёркивал свой вес в мировой политике, говорил: «Европа может   и подождать, пока русский царь рыбачит»?

- Какое воспитание давал своим детям Александр III?

- Падение монархии в 1917 г было для России случайностью или неизбежностью?

- Почему Николай II вошёл в историю под прозвищем «кровавый»?

- Как Николай II прореагировал на трагедию на Ходынском поле?

- Назовите причины коренных изменений российского общества в начале ХХ века.

2. Изложение нового материала:

-а) актуализация темы,

-б) сообщения учащихся:

- личность императора,

-семья (царица Александра Федоровна, дети: княжны Ольга, Мария, Татьяна, Анастасия, цесаревич Алексей)

- трагедия в Ипатьевском доме,

- стихотворение княжны Ольги «Молитва» (на фоне адажио Томазо Альби

они).

-эпилог ( из проповеди Иоанна, епископа Шанхайского от 3 июля 1939 года):

«Перед униженным, оклеветанным и умученным должна склониться Русь, как некогда склонялись киевляне перед умученным ими преподобным князем Игорем, как владимирцы и суздальцы перед убитым великим князем Андреем Боголюбским.

 Тогда царь-страстотерпец возымет дерзновение к Богу и молитвы его спасут землю русскую от переносимых ею бедствий…»

Обращение к Б.Н.Ельцину Гелия Рябова «Этим покаянием должны стать похороны убиенных».

- Господин президент!

Я обращаюсь к Вам, как к человеку, облачённому высшей государственной властью, человеку нравственных убеждений, понимающему историческую трагедию России и её народа. Мы все сознаём: уничтожение безвинной семьи, доктора Боткина, слуг, десятков миллионов безвинных вослед за ними – это преступление, не имеющее аналогов в мировой истории. Смерть Главы государства и его близких – кровавое пятно не только на совести современников, но и на совести всех нас, всего народа, так и не принёсшего покаяния за содеянное 17.07.1918 г.

Этим покаянием должны стать похороны убиенных. Они должны быть совершены торжественно и праведно. Они позволят наконец закрыть позорнейшую страницу нашей истории.

Семьдесят лет вполне достаточный срок, чтобы всё понять, всё осознать и отрясти прах неправедный с ног своих».

В 2000 г. семья императора Николая Второго православной церковью была причислена к лику Святых. А в Екатеринбурге открыт музей в честь последнего русского императора, в котором хранится 51 общая тетрадь – личные дневники царя, где он с 14 лет записывал все важнейшие вехи истории и своей жизни.  

3.Закрепление материала. Экспресс-интервью.

-Создан ли был Николай II для руководства страной?

- Обладал ли , на ваш взгляд, необходимыми для царствования чертами характера и образования?

- Какую роль играла семья в жизни Николая II? Отразилось ли это на его руководстве страной?

-Знакомясь с взаимоотношениями в царской семье, что можно у них нам перенять сегодня?

- В чём Николай II видел главный смысл своей жизни и деятельности?

- Какие выводы можно сделать из истории судьбы царской семьи?  

       

                         Использованная литература.

                 

1. Русь, Россия, Российская империя. Хроника событий 862-1917 г.г. Б.Г.

Пашков.- 396 с.

2.     История России XX век. А.А. Данилов. Л.Г. Косулина.- 1996г. – 472 с.

3.     Русские цари. 1514-1917. – Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1997. – 411 с.

4.     Иоффе Г. Революция и судьба Романовых. М.: Республика, 1992. – 274 с.

5.     История России в портретах. В 2-х тт. Т. 2. – Смоленск: Русич, Брянск:

Курсив, 1996. – 496 с.

6.     Корона и эшафот: исторические очерки./Под ред. О.В. и Л.С. Вадеевы.

М.: Политиздат, 1991. – 468 с.

7.     Последние дни Романовых: документы, материалы следствия, дневники,

версии./ Сост. М.П. Шекулина, К.К. Белокуров. Свердловск, 1991. 350 с.

8.     Алексеев Г. Хроника катастрофы: отречение Николая II //Литературная

Россия. 1997. № 12.

9.     Бахар П. "Все во власти божьей": Николай Романов к 130-летию со дня

рождения. // Российская Федерация. 1996. № 7.

10. Борисова М. Трагедия семьи и крах системы: наследник Алексей Николаевич,

сын Николая II. // Нева. 21998. № 4.

11. Бразоль Б. Царствование императора Николая II: 1894-1917 г.г. в цифрах и

фактах. // Литературная Россия. 1990, 7 сентября. А. Боханов «Император Николай II», Москва 1998г.

12. А. Боханов «Николай II», Москва 2000 г.                  

13. А. Боханов «Император Николай II», Москва 1998г.

14. Кудрина Ю. "Все безнадежно плохо": из дневника и писем матери Николая II

в 1917-1919 г.г. // Независимая газета. 1998, 16 июля.

15. Монархическая идея и последний самодержец. // Свободная мысль. 1992. № 11.

16. Новые святые: Николай II и его семья – символ русского православия. //

Трибуна. 2000, 15 августа.

17. Хуторский К. Николай II: путь к трагическому концу. // Свободная мысль.

1998. № 7

ПРИЛОЖЕНИЕ.

                                          «Молитва»

Пошли нам, Господи, терпенья

В годину буйных, мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о боже правый,

Злодейство ближнего прощать.

И крест тяжёлый и кровавый

С твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Терпеть позор и оскорбленья

Христос Спаситель, помоги.

Владыка мира, Бог Вселенной,

Благослови молитвой нас

И дай покой душе смиренной

В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста твоих рабов

Нечеловеческие силы –

Молиться кротко за врагов…

Июль 1917 г  (стихи княжны Ольги, найденные в  подвале Ипатьевского дома после расстрела царской семьи).

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...