Рабочая программа элективного курса "Основы уголовного права"
рабочая программа по праву (10 класс)
Программа элективного курса «Основы уголовного права» предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_ug_prava.docx | 31.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программы элективного курса «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Автор: Пронина Ирина Николаевна, учитель истории и обществознания .МОУ «СОШ №2» г. Мегиона ХМАО – Югры. http://festival.1september.ru/articles/583584/
Формирование гражданского общества – важный современный государственный процесс, предъявляющий особые требования к гражданину. Одно из них – высокая правовая культура, которая немыслима без знания норм права, их соблюдения и умелого применения.
В последние годы в нашей стране заметно возросло значение юридических знаний, повысился престиж профессиональной юридической деятельности. Общество с трудом, но преодолевает правовой нигилизм, скептическое отношение к правовым ценностям. Все больше утверждается идея установления и поддержания режима законности. В этих условиях особенно актуальной становится задача формирования устойчивой мотивации подростка на познание норм права, что поможет ему в дальнейшем в социализации, формировании гражданской позиции, в самоопределении, в выборе профессии. Многообразие отраслей права говорит о сложности процесса усвоения правовых норм. Предлагаемый курс в качестве предмета изучения берет уголовное право, точнее те его составляющие, которые касаются несовершеннолетних и помогут им отличать самое опасное правонарушение – преступление.
Программа элективного курса «Основы уголовного права» предназначена для учащихся 10-х классов и рассчитана на 34 часа.
Цель курса: активизировать познавательный интерес и содействовать правовому воспитанию личности, формированию устойчивой потребности в правомерном поведении, расширение и углубление правовых знаний через изучение отдельных положений уголовного права.
Задачи курса:
- информировать обучающихся об особенностях уголовного права, его принципах и основных функциях;
- ознакомить со структурой УК РФ;
- раскрыть важнейшие положения уголовного права.
- способствовать формированию понятия о преступлении и наказании, о субъектах уголовных правоотношений;
- информировать о состоянии преступности в современной России, акцентируя внимание на подростковой преступности, ее особенностях и причинах;
- развивать способность оценки правовой ситуации;
- содействовать формированию собственной позиции на основе правовых ценностей общества;
- стимулировать развитие коммуникативных способностей;
- формировать представление об обстоятельствах, влияющих на взаимосвязь преступления и наказания, об особенностях уголовной ответственности несовершеннолетних,
- способствовать воспитанию таких качеств как ответственность, уважение к закону, чувство долга;
- способствовать формированию активной гражданской позиции и профессиональному самоопределению;
- повышать межличностную активность, актуализировать потребность в саморазвитии;
Отбор содержания материала осуществлялся на основе доступности, оптимальности объема, реальности усвоения, системности, объективности и целостности.
Программа предоставляет возможность подробнее остановиться на рассмотрении практических ситуаций актуальных для подростков, через метод исследований и дискуссий. С этой целью в содержании программы предусмотрены семинары и практикумы с опережающими заданиями.
Данный курс имеет существенное образовательное значение для дальнейшего изучения обществознания, права и может быть рекомендован для изучения учащимся разных профилей. Его содержание предполагает аналитическую работу с документами (законами); с информацией от респондентов. Каждая тема включает в себя как индивидуальную, так и коллективную работу. Во избежание чисто информационной направленности курса обучающимся регулярно предлагаются задания и вопросы, с помощью которых можно оценить уровень сформированности знаний и умений. К таким заданиям относятся ранжированные тесты, анализ судебных дел, решение и составление правовых задач, написание эссе, проведение социологического опроса по проблеме и т. д.
Предполагаемые результаты.
Курс дает возможность вести работу по формированию у обучающихся устойчивого познавательного интереса к правоведению, стремления к творчеству;
По завершению элективного курса учащиеся должны:
Иметь представление:
- О причинах совершения правонарушений и преступлений;
- Об юридической ответственности за совершение противоправных действий;
- О механизмах борьбы государства за установление правопорядка.
Знать:
- Что человек сам может управлять своим поведением, исключая или способствуя возникновению вины и ответственности;
- Что за любые виды преступлений наступает ответственность;
- Об организации правосудия в нашей стране.
Уметь:
- выделять основные признаки преступления, квалифицировать их, раскрыть содержание проблем отрасли в современной России;
- сравнивать обстоятельства преступления в различных ситуациях, выделять закономерности событий, определять сходство и различия в истории преступных деяний; давать самостоятельную оценку;
- определять состав преступления;
- оперировать изученными положениями УК РФ;
- проводить социологический опрос, анализировать полученную информацию, обобщать и делать выводы;
- анализировать юридические источники;
- определять функции представителей юридических профессий;
- прогнозировать результат противоправного поведения несовершеннолетних;
- дискутировать, отстаивать свои взгляды.
Приобрести опыт:
- Работы со специальной справочной литературой;
- Работы с нормативно-правовыми документами РФ;
- Коллективной работы в группах.
Методы и формы занятий.
Ведущее место в преподавании настоящего курса отводится методам проблемного изложения, частично-поисковым и исследовательским. Данный выбор определяется необходимостью формирования умений самостоятельной поисковой деятельности, осознания себя активным субъектом правоотношений.
Для реализации задач курса необходимо свою деятельность строить на основе применения инновационных образовательных технологий: информационно-коммуникативные, технологии интерактивного обучения, технология критического мышления, проектная технология, технология проблемно – диалогическая.
Учебно-тематический план составлен так, чтобы по мере углубления в содержание курса на первое место выходили такие формы занятий как практикумы (работ с законами, итогами социологических исследований, решение проблемных задач, материалами судебного дела). В зависимости от качества совместной работы учителя и обучающихся можно спланировать итоговое занятие как форум юных знатоков уголовного права, где каждый защищает реферат (эссе) по выбранной проблематике, либо небольшую проектную работу, в которой обобщены все полученные знания и составлены правовые задачи к разным темам. Также итоговое занятие может быть организовано как деловая игра участников судопроизводства для рефлексии осознания профориентации учащихся.
Кроме вышеизложенной работы, текущий и итоговый контроль за уровнем достижений учащихся планируется осуществлять через тесты, ранжированные по степени сложности и объектам проверки усвоенного.
Тема 1. Уголовное право (10ч)
Уголовное право – одна из важнейших отраслей права, призванная обеспечивать законность и правопорядок. Профилактическая функция уголовного права. Принципы уголовного права.
Уголовный кодекс РФ (УК РФ) – источник уголовного права. Задачи УК РФ. «Закон обратной силы не имеет».
Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние. Признаки преступления. Состав преступления. Девиантное поведение.
Классификация преступлений.
Преступность в современной России (семинар).
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать: суть понятия «отрасль права», название главного сборника законов в уголовном праве, категории и основные виды преступлений.
Уметь: определять признаки преступления, квалифицировать преступное деяние, называть категорию преступления, выделять причины отклоняющегося поведения, обобщать особенности преступного деяния, писать сочинение – рассуждение.
Тема 2. Уголовная ответственность (8ч)
Обстоятельства, исключающие преступные деяния. Смягчение и отягощение вины.
Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Виды наказаний.
Нужна ли смертная казнь в России? (семинар - дискуссия)
В результате изучения темы учащиеся должны:
Знать: суть понятий «наказание, уголовная ответственность, отягчение и смягчение вины», виды наказаний.
Уметь: определять вид наказания, писать сочинение – рассуждение, аргументировать свое мнение в дискуссии, определять в материалах уголовного дела обстоятельства, которые могут изменить размер и вид наказания.
Тема 3. «Ловушки» для подростка (10ч)
Причины вовлечения детей в преступную деятельность. Приемы, используемые преступниками для вовлечения детей в преступную деятельность. Ответственность за это преступление.
Наркомания – путь к социально-психологической деградации. Ответственность за распространение наркотиков.
Профилактика бродяжничества и попрошайничества – профилактика преступлений (семинар).
Уголовная ответственность несовершеннолетних. Права задержанного совершеннолетнего. Допрос. Личный досмотр. Протокол задержания. Следствие ведут знатоки (практикум).
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать: особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Уметь: оценивать степень опасности различных ситуаций для подростка, выделять причины отклоняющегося поведения, обобщать обстоятельства участия в преступной деятельности, решать правовые задачи.
Тема 4. Юридические профессии в уголовном праве. (4ч)
Зачем необходимо изучать закон. Суды РФ. Мир юридических профессий (защита рефератов).
Кем быть легче прокурором или адвокатом? (семинар - дискуссия)
В результате изучения темы учащиеся должны
Знать: суть понятия «судебная власть», название главных судов РФ, юридические профессии.
Уметь: соотносить виды деятельности с определенной юридической профессией, обобщать сведения, анализировать информацию.
Итоговое занятие (2ч)
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Всего часов | В том числе | Форма контроля | ||
лекции | практикумы | семинары | ||||
1. | Уголовное право | 10 | 5 | 2 | 3 | Текущее тестирование, эссе или решение правовых задач |
2. | Уголовная ответственность | 8 | 4 | 2 | 2 | Участие в семинаре, тестирование или решение правовых задач |
3. | «Ловушки» для подростка | 10 | 5 | 2 | 3 | Участие в семинаре, тестирование, решение правовых задач |
4. | Юридические профессии в уголовном праве | 4 | 1 | 1 | 2 | Защита реферата, решение (составление) правовых задач |
5. | Итоговое занятие | 2 | 2 | Защита реферата, эссе, участие в конкурсе профессий или деловой игре, составление практических памяток с заданиями, тестирование. | ||
Итого: | 34 | 15 | 9 | 10 |
Формы контроля за уровнем достижений учащихся
Система контроля подразумевает диагностику эффективности организации учебной деятельности, используя метод само- и взаимоконтроля учащимися знаний. Также используются следующие виды контроля:
текущий (устный опрос, тесты, решение правовых задач);
итоговый (написание эссе, подготовка проекта-презентации).
Итоговая оценка по данному курсу ставится по системе «зачет» - «незачет». Зачет ставится, если ученик посетил 2/3 рабочего времени , выполнил обязательную зачетную работу: сочинение эссе или презентацию на тему «Почему я должен следовать закону. Система мероприятий по борьбе с правонарушениями и их предупрждению».
Критерии оценивания устного и письменного ответа:
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение использовать обществоведческие понятия и термины. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Список литературы
для учителя
- Пронькин. Живое право. Курс практического права. т.2. –СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г. Ольденбургского, 2004
- В.Н. Пронькин Живое право. Интерактивный курс практического права. Книга для преподавателя к т.2. –СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г. Ольденбургского, 2004 10
- В.Н Пронькин., А.Б Гутников Живое право. Рабочая тетрадь к т.2. –СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского института права имени принца П.Г. Ольденбургского, 2004
- Володина С.И., Полиектова А.М., Спасская В.В. и др. Методическое пособие по курсу «Основы правовых знаний»: учебное пособие для 8-9 классов. – М: РФПР, Московский городской фонд поддержки книгоиздания, 2002г.
- Настольная книга учителя обществознания: справочно-методическое пособие. Сост. А.И.Тюляева. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003г.
- Основы государства и права. Открытые уроки / составитель О.А. Бондаренко. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2002г.
для учащихся
- Володина С.И., Полиектова А.М., Спасская В.В. и др. Основы правовых знаний. В 2кн.: учебник для 8-9 классов. – М: РФПР, Московский городской фонд поддержки книгоиздания, 2002г.
- Л.А.Морозова Основы государства и права. – М.: ООО «Издательство «Новая волна», 1999г.
- А.Ф.Никитин Основы государства и права: Пособие для общеобразовательных учебных заведений – М.: Дрофа, 2000г.
- Комментарий к Уголовному кодексу РФ
- Уголовный кодекс РФ.
- Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум. – М.: Владос, 2001г.
- Никитин А.Ф. Юридический словарь.- М.: ОЛМА – ПРЕСС Инвест, 2005г.
- Смирнова Н.Н. Уголовное право. Учебник. – С.- П., Литера, 2007г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Идеальная грамотность. Русский язык без правил и словарей» в 10-11 кассах
Предлагаемый элективный курс предназначен учителям русского языка, работающим в 10-11 классах общеобразовательных учреждений для подготовки учащихся к ЕГЭ, рассчитан на учащихся 10-11 клас...
Рабочая программа элективного курса «Право и экономика».
Настоящая программа раскрывает содержание общего курса экономических знаний, давая необходимые представляя не только о современных экономических ...
Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право»
Рабочая программа элективного курса «Введение в избирательное право», разработана на основе авторской программы по элективному курсу «Пенсионный всеобуч»: Сергеевой Светланы Петровны, Афанасьевой Тать...
Рабочая программа элективного курса "Конституционное право"
Рабочая программа по элективному курсу «Конституционное право» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом,Цели курсаСоздать условия для усвоения вед...
Рабочая программа элективного курса по праву
Рабочая программа элективного курса по праву, 10 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ПРАВУ «СТРАНА И МИР» 10 «С» класс.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАЭЛЕКТИВНОГО КУРСАПО ПРАВУ«СТРАНА И МИР»10 «С» класс....
Рабочая программа элективного курса "Отрасли права" 11класс
Данный элективный предмет рассматривается как минимальная основа для того, чтобы самостоятельно ориентироваться в общественной жизни после школы и начинать подготовку к получению профессии в гуманитар...