План-конспект по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
план-конспект курса обществознание с 5 по 11 классы, по разделам: Человек и общество, духовная сфера, познание, экономика, социальная и политическая сферы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obschestvoznanie_teoriya_5-9_klass_1.docx | 74.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Понятия общество.
- Общество в узком - это группа или совокупность групп людей объединённая общими интересами, целями, деятельностью.
- Общество в широком смысле - все население земли; часть материального мира отделившаяся от природ, но тесно с ней взаимосвязанная, включающая в себя все виды взаимодействия людей и формы их объединения.
- Сферы общества: социальная, экономическая, политическая, духовная.
- Науки: социальная -социология(изучение взаимодействия между людьми); политическая - политология, экономическая - экономика(наука изучающая, как удовлетворитьрастущие потребности людей, при ограниченности ресурсов); духовная -культурология, этика, эстетика, этикет, религиоведение ( изучение внутреннего мира человека)
Развитие общества.
- Прогресс - движение вперёд, переход от меньшего к большего, от простого к сложному.
- Регресс - движение назад деградация (падение Римской Империи, начало средних веков, НЕ ВОЙНЫ!), переход от большего к меньшему, от сложного к простому.
- Стагнация - застой остановка в развитии (эпоха Брежнего)
- Формы общественного развития: эволюция ( постепенное, поступательное развитие); революция (резкое изменение)
- Формационный подход (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое)
- Цивилизационный подход (традиционное(аграрное), индустриальное, постиндустриальное(информационное)) - стадиально-цивилизационный ( все общество развивается по стадиям, одинаково)
- Локально-цивилизационный подход (каждое общество развивается согласно своему пути)
Глобализация
- Процесс интеграции государства и общества в разных областях деятельности
- Это процесс становления становления единого человеческого общества
- Глобальны проблемы - возникли в 60-х 20века. Это проблемы, для решения которых необходимы действия всех людей совместно.
- Виды глобальных проблем: экологические, тероризм, освоение космоса, освоение мирового океана, разоружение.
- Урбанизация - увеличение численности городов, переезд из деревни в город.
Культура.
- Исторически сложившийся, динамический комплекс, постоянно обновляющийся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности. (Результат любой деятельности человека)
- Виды культуры: материальная (все что можете потрогать), духовная (все что нельзя потрогать)
- Формы культуры: народная(сделанная народом, в малых количествах(сказки)), массовая(создана в больших количествах, рассчитанная на среднестатистического человека(современные фильмы, токшоу)), элитарная(создана в единичных экземплярах, для узкого круга лиц или по специальному заказу(арт-хаус(зелёный слоник))). Все формы взаимосвязаны и возможен переход из одной формы в другую
- Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная, информативная, коммуникативная, социализация.
- Составляющие культуры: наука, религия, образование, СМИ, искусство.
- Разновидности культуры: субкультура(связанна с существующей), контркультура(появилась в противовес существующей скин-хеды)
СМИ
- Совокупность всех каналов, способов, жанров, передачи информации.
- Функции СМИ: коммуникативная, непосредственно-организаторская, культурно-образная, рекламно-справочная, рекреативная.
Искусство.
- Практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
- Функции искусства: общественно-преобразовательная, художественно-концептуальная, утишительно-компенсаторная, предвосхищение, гедонистическая (наслаждение), познавательно-эверестическая
Религия.
- Одно определение знаете, напишу другое
- Одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетвор. его духовных потребностей.
- Признаки религии: вера в сверхъестественное, поклонение высшим силам, стремление согласовать жизнь с требованиями абсолютного начала
- Мировые религии: христианство, буддизм, ислам(ЗАПОМНИТЕ нет религии мусульманство)
- Происхождение религии анимизм(вера в душу); тотемизм(поклонение тотему животного или растения); шаманизм; политеизм(многобожие); монотеизм (единобожие)
- Функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная и пока достаточно.
Образование.
- Один из способов становления личности, путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных способностей.
- Главная цель образования - это сохранение и передача знаний.
- Основные тенденции современного образования: гуманизация,, гуманитаризация, демократизация, информатизация, интернационализация.
- Пути получения образования в РФ: в учебных заведениях, образование в семье, самообразование.
- Элементы системы образования в РФ: дошкольное (ясли, детские сады); общее образование (начальное(1-4 кл), основное(неполное среднее 5-9кл) среднее(полное(10-11))); профессиональное образование (ПТУ(профессионально-техническое училище) и др. чушки - среднее и ВУЗы - высшее);
Наука.
- Форма духовной деятельности людей, направ. На производство знаний о природе, об-ве и самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
- Функции науки: культурно-мировоззренческая, познавательно-объяснительная, прогностическая.
- Система наук: точные науки(математика), гуманитарные( психология, логика), естественные (науки изучающие природу), общественные( история, философия, экономика), технические (физика)
Познание.
- Это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.
- Взгляды на возможность познания: агностицизм(невозможно познать мир), скептицизм(мир можно познать частично), оптимизм(возможно познать мир)
- Виды познания: обыденное, научное, социальное, религиозное, мифологическое, художественное.
- Формы познания: чувственное, рациональное, истинное и ложное.
- Формы чувсттвенного познания: (последовательность именно так, как оно происходит) ощущение(потрогали), восприятие(сигнал пошёл в мозги), представление(мозг выдаёт образ)
- Формы рационального познания: понятие( сказали привет друг), суждение ( ага, она назвала меня другом, значит я не её парень, значит мне ничего не светит), умозаключение (френдзона)
- Виды умозаключений: индуктивное(от частного к общему (у меня синяя ручка, у тебя синяя ручка, делаем умозаключение у нас синии ручки)); дедуктивное (от общего к частному (если у всех синии ручки, значит у меня и тебя они синии))
- Эмпиризм - правильно только чувственное познание, основанное на опыте
- Рационализм - познание возможно только с наукой
- Интуиция - вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижениям истины в результате “озарения”
- Виды интуиции: -интеллектуальная(если 2+2=4, то 2+3=5), мистическая (ну как битва экстрасенсов)
- Результат познания: знание, заблуждение, ложь
Истина.
- Знание соответствующие своему предмету, совпадающее с ним.
- Виды истины: абсолютная(знания не подвергающиеся сомнению), относительная(знания верные только при определенных условиях), объективная(знания верные, но возможно подвергнуть сомнению(Земля вращается вокруг Солнца).
- Критерии истины - это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить её от заблуждения.
- Практика - целостная, органическая система активности материальной действительности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурный контексте
- Формы практики: материальное производство, преобразование природы, научный эксперимент
Человеческие знания.
- Результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира
- Виды знаний: житейское(пословицы и поговорки); научное(законы физики); художественное; личностное(зависит от представлений человека о мире),
- Формы знания: ненаучное, донаучное, паранаучное(Рен-тв), лженаучное, антинаучное
Научное познание.
- Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
- Особенности научного познания: объективность, категориальность, рациональность, проверяемость, высокий уровень обобщённости знаний, универсальность, использование специфических светодиод и способов познавательной деятельности.
- Уровни научного познания: эмпирический (основывается на опыте, наблюдении, эксперименте (наблюдаете за размножением кузнечиков)); теоретический ( постановка проблемы (чему равна сумма углов в треугольнике), гипотеза (сумма углов в треугольнике равна 180), теория (доказательство))
- Главная характеристика научного познания - строгость и объективность
Социальные науки
- Науки о человеке и обществе
- Социальное познание - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
- Особенности соц. Познания: объект=субъекту; знания связанны с интересом; сложность объекта познания; ограниченна возможность познания; относительность истины.
- Социальные факторы (что влияет на задачи познания или причины): объективные(геев стало слишком много), научные(у человека происходят мутации и он становится геем)
- Виды социальных факторов: действия, поступки, продукты человеческой деятельности(ссора), словесность.
Индивид, индивидуальность, личность
1)индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретных носитель физических и психологических качеств(внешность)
2)индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений качеств человека (способности рисовать, петь и тд)
3)личность – это человеческий индивид, явл. Субъектом сознательной деятельности. Обладающий совокупностью социально значимых св-в, которые он реализует в процессе своей деятельности (качества полезные обществу)
4) социализация – процесс приобщения человека к обществу
5) Этапы социализации : начальный, средний, завершающий
6) десоциализация – процесс завершение приобщения к обществу, остановка в развитии (чаще всего на пенсии)
7) ресоциализация – начало усвоения норм снова.
Человек.
1)человек – это высшая ступень развития живых организмов на земле, существо биосоциальное (принадлежащее и природе и обществу)
2)теории происхождения человека: эволюционная (Дарвин, от обезьянки), трудовая (Маркс, благодаря труду), религиозная/церковная(от Бога), палеовизит(инопланетяне)
3) отличие человека от животного:
способность к сознательной, целенаправленной деятельности
активность животного (только у животного активность), подчинена инстинктам
прямохождение
членораздельная речь
наличие фантазии и воображения .
Внутренний мир человека.
1)это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
2)структура духовного мира: познание, эмоции, чувства (эмоции короткие, чувства долгие), мировоззрение (система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире)
3) убеждение – устойчивый взгляд на мир.
4) типы мировоззрения: обыденное (солнце встало, значит утро), религиозное (Бог создал Землю), научное (Земля имеет силу притяжения, равную 9,8 м/с2)
5)менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного опыта (русские много пьют, я русский, все пьют, я тоже буду много пить, это менталитет)
6)темперамент - индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Является нервной структурой человека, заложенной от рождения.
7) Типы темперамента: Холерик(быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением), Флегматик (неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств.), Сангвиник (живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события), Меланхолик (склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы).
Деятельность человека.
1) способность человеческого отношения противостоять внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям. (все что делает человек)
2) структура деятельности: объект(то на что направленна деятельность), субъект(тот, кто выполняет деят.), цель(осознаваемый результат), средства(с помощью чего выполн.), результат
3) мотивы деятельности – совокупность внешних и внутренних условий для деятельности.
4)виды деятельности: игра, общение, учение, труд.
Мышление.
1)активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях и образах
2) типы мышления: образное,
это круг. Значит это тоже круглое.
Понятийное (есть понятие человек, каждый, кто подходят под это понятие будет тоже человек), Знаковое (мышление через знаки и формулы, математика или физика)
Потребности.
1)это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
2)виды потребностей: биологические (еда, сон, одежда, жилище и тд.), социальные (общение), духовные (знания)
3) базовые потребности по А. Маслоу (вторичные не появятся без удовл. Первичных)
4)разумные потребности – это потребности, которые помогают развитию подлинно человеческих стремлений(к истине, красоте, знаниям)
5)интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребностей.
6)самореализация – процесс наиболее полного выявления личностью своих возможностей.
Общение.
1)это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
2)классификация общения:
По используемым средствам | По субъектам |
Непосредственное | Между реальными субъектами |
5) функции общения: социализация, познавательная, организационная, психологическая.
Сознательное и бессознательное.
1)сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувствах и логических образах.
2)Структура сознания: восприятие органами чувств, логико-понятийные способности, эмоциональные компоненты, ценностно-смысловой компонент.
3)самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов.
4)бессознательное – это те явления, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
5)Бессознательные действия: ошибки, оговорки, фантазии, забывания, сон.
Самопознание.
1)изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
2)самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу
3)Мотивы к самооценке: понимание себя, повыш. Собственной значимости, самопроверка.
Поведение.
1)совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени, в постоянных или изменяющихся условиях.
2)Виды поведения: социальное, массовое(несколько человек), групповое (совместные действия людей (с пацанами в кс играете), просоциальные (оказания добра и помощи).
Социальные нормы
- Установленные в обществе правила поведения регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь
- Характеристики социальных норм:
- Обычаи
- Праздники
- Мораль
- Право
- Религиозные
- Политические
- Эстетические
- Отличие норм друг от друга :
- Побуждающие
- Запрещающие
- Императивные
- Способы регулировки поведения:
- Дозволение
- Признание
- Запрет
- Разновидности квазигруппы:
- Аудитория
- Фан-группа
- Толпа
- Свойства квазигруппы:
- Внушаемость
- Соц. заражаемость
- Бессознательность
- Организация – это большая организация людей; действующая на основании наличных связей, созданная для достижения целей
- Воздействие малой группы на человека
- Положительное
- Отрицательное
Социальная роль
- Модель поведения,ориентированная на данный статус
- Виды соц. ролей:
- Тихосаматичексие
- Тиходраматические
- Социальные
- Ролевой набор-всех соц. ролей человека
- Факторы влияющие на реализацию соц. ролей :
- Биопсихологич. возм. человека
- Личностный ...
- Характер принятый в группе
- Виды конфликтов связанных с соц. ролью:
- Внутриролевые
- Межролевые
- Личностно-ролевые
- Критерии стратификации:
- Доход
- Власть
- Образование
- Стратификационные теории
- Марксизм
- Функционализм
- Теория М. Вебер
- Исторические типы стратификаций
- Рабство
- Наставая
- Сословная
- Классовая
- Типы стратификаций:
- Физико-генетическая
- Соц-профессиональная
- Культурно-символическая
- Нормативная
- Соц территориальная
- Различие страты и клана
- Стратификационный и клановый
Социальная мобильность
- Перемещение групп и индивидов в соц структуре общества
- Виды соц мобильности
- Вертикальная
- Горизонтальная
- Индивидуальная
- Внутрепоколенная
- Организованная
- Структурная
- Показатели соц мобильности:
- Скорость
- Интенсивность
- Маргинальность
- Соц маргинальные, политические, религиозные
- Социальная клаузула- возведение соц барьеров и перегородок ограничение доступа в другие соц группы.
Социальный статус
- Положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением,семейным положением
- Статусы человека:
- Личные/социальные
- Основной/ неосновной
- Предписанный; смешанный
- Достигаемый
- Статусный набор- всех статусов , занимаемых данным индивидом
- Компоненты соц статуса:
- Права и обязанности
- Диапазон
- Символ
- Имидж
- Идентификация
- Престиж –оценка обществом значимости тех или иных позиций,занимаемых индивидом
- Авторитет-признание обществом личных и деловых качеств индивидов
Социальные группы
- Устойчивые группы людей, имеющие отличительные,толко им присущие признаки
- Виды соц групп:
- Численность( малая и большая)
- Характер взаим.( первичная, вторичная)
- Факт существования ( номинальная, реальная)
- Способ организации и регулировки( формальные, неформальные)
- Социальная структура общества –это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимных частей:
- Социальная группа
- Социальные слои
- Социальной общности
- Квазигруппа –малоустойчивая, неформальная группа людей объединённая одним или осень многими типами взаимодействий, имеющие неопределенную структуру ценностей и норм
Социальные связи
- Это группа зависимостей между людьми через социальные действия их взаимные отношения, объединяющие людей в социальные общности
- Виды соц связей
- Контакты
- Действия
- Отношения
- Типы соц действий по М. Веберу
- Целерациональные
- Ценностно-рациональные
- Аффективные
- Традиционные
- Типы соц взаимодействия:
- По видам
- По сферам
- Формы соц взаимодействия
- Сотрудничество
- Соперничество
Социальная общность
- Это реально существовавшие группы людей, характеризующие относительной целостности и выступающим самостоятельным субъектам и соц действиям
- Признаки соц общности
- Сходство условий
- Общность потребностей
- Наличие совершенной деятельности
- Формирование культуры
- Виды соц общностей
- Клановые
- Соц-демократические
- Корпоративные
- Территориальные
- Исторические
- Групповые
Конфликт
- Конфликт – это спор, столкновение 2 человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково ценится обеими сторонами.
- Субъекты конфликта: 1) свидетели
2) подстрекатели
3) пособники
4) посредники - Противоречие – это фундаментальное, несовместимый разногласие каких-то важных политических и экономических этнических интересов.
- Виды противоречий: 1) внутренние, внешние
2) антагонистические (не) (непримиримые)
3) основные (не)
4) объективные, субъективные
Социальный конфликт
- Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, институтов, общества, которая характеризуется усилением противоположных тенденций.
- Функции социальных конфликтов: 1) Положительные
2) Отрицательные - Стадии конфликта: 1) предконфликт
2) непосредственный конфликт
3) разрешение конфликта - Виды социального конфликта: 1) по длительности
2) по скорости
3) по источнику возникновения
4) по используемым средствами
5) по форме
6) по характеру развития
7) по сферам. об. Жизни
8) по типу отношений - Способы решения: 1) компромисс
2) переговоры
3) посредничество
4) арбитраж
5) применение силы - Пути выхода: 1) реставрация
2) вынуждение
3) обновление - Конформизм – приспособленчество.
Межнациональные отношения
- Формы отношений: 1) мирное сотрудничество
2) этнические конфликты - Способы мирного сотрудничества: 1) этническое смешивание
2) этническое поглощение - Основные тенденции развития нации:
1) дифференциация
2) интеграция
- Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию противоречий вплоть до вооружённых столкновений и войн.
- Этноцентризм – это совокупность неправильных представлений одной нации по отношении других, свидетельствующие о превосходстве первой.
- Причины межнациональных конфликтов:
1) социально-экономические
2) культурно-языковые
3) этнодемографические
4) экстерриториальные
5) исторические
6) конфессиональные
7) культурные - Типы межнациональных конфликтов:
1) государственно-правовой
2) этнотерриториальный
3) этнодемографический
4) социально психологический - Национализм, шовинизм, геноцид
Этнические Общности
- Этнические общности – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами.
- Подходы К Пониманию сущности этносов:
1) естественно-биологический
2) марксиская теория
3) социокультурный подход
4) полионарная теория этногенеза
Полионарность - определённая характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленные энергией космоса, солнца и т.д. - Виды этнических общностей: 1) род, племя, народность, нация
- Этническое самосознание – чувство принадлежащее к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.
Молодёжь
- Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (16-25(30)), особенностей социального положения и определённых социально-психологических качеств.
- Особенности социального положения молодёжи:
1) переходность
2) высокий уровень мобильности
3) освоение новых социальных ролей
4) поиск места в жизни
5) благоприятные перспективы - Типы самодеятельности молодёжи:
1) агрессивная
2) альтернативная
3) социальная
4) политическая
Социальный контроль
- Социальный контроль – это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
- Санкция – любая реакция со стороны остальных на поведение человека.
- Методы социального контроля:
1) изоляция
2) обособление
3) реабилитация
Отклоняющееся поведение
- Девиантное поведение – социальное поведение несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
- Делективное поведение – преступное поведение.
- Причины девиантного поведения:
1) биологические
2) психологические
3) социальные (теория стигматизаций) - Группы риска
- Типы девиантного поведения:
1) инновация
2) ритуализация
3) бунт, мятеж
Власть
- Подходы к сущности власти.
- Власть – это способность одной стороны влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли последняя к сотрудничеству или нет.
- Вопрос о природе власти:
- Клановая
- Элитарная
- структурно-организационная
- поведенческая
- Компоненты власти:
- Субъекты
- Источники
- Объекты
- Др-ни
- Основания
- Ресурсы
- Типологии власти:
1) степень иститизлализации (правительственная, городская, школьная)
2) субъект власти (классовая, партийная и т.д.)
3) режим правления
4) правовой признак
5) количество индивидов, принимающих решение (коллективная; личная)
6) сферы воздействия (экономическая; политическая и т.д.)
Политическая власть
- Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и притворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
- Признаки политической власти:
1) распространение на всё общество
2) право использовать силу
3) центр принятия государственного решения
4) возможность использовать разнообразные средства
5) действует на основе права от имени всего общества - Классификация власти:
1) с точки зрения предназначения (законодательная; исполнительная; судебная)
2) по месту в структуре власти (центральная, региональная и т.д.)
3) по основному субъекту (монархия; республика) - Классификация по М. Веберу.
- Типы политической власти:
1) традиционный
2) легальный
3) харизматический - Функции политической власти.
- Политическая власть в современном мире:
1) регламентирована
2) институциональна
3) легитимная
Государственная власть
- Государственная власть – одна из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны.
- Признаки государственной власти:
1) публичность
2) суверенитет
3) ограниченность территории - Принципы устойчивости политической власти:
1) результативность
2) легитимность - Классификации:
1) законодательная
2) исполнительная
3) судебная - Теория разделения властей ( Дж. Локк)
Политическая система
- Политическая система – это сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
- Структуры политических систем общества (подсистем):
1) институциональная
2) нормативная
3) функциональная
4) культурно-идеологическая
5) коммуникативная - Взаимодействие политических систем с окружающей средой:
1) импульсы
2) решение - Функции политических систем:
1) издание законов
2) организация деятельности
3) постановка задач
4) решение задач
Государство
- Государство – территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечивающие охранительной функции и способная делать свои веления обязательными для всего населения страны.
- Основные теории происхождения:
1) теологическая 4) договорная (Дж. Локк)
2) классовая 5) теория насилия (Д. Юм; Е. Дюргин)
3) патриархальная (Р. Фильмер) - Признаки государства:
1) территориально-организационная власть
2) публичность власти 5) право на взимание налогов
3) суверенитет 6) государственные символы
4) принудительный характер власти - Функции государства:
1) Внутренние:
1) политические 3) социальные
2) экономические 4) идеологические
2) Внешние:
1) участие в Международ. Отнош.
2) обеспечение национальной безопасности
3) развитие взаимного сотрудничества
4) отстаивание государственных интересов - Формы осуществления функций государства:
1) правовая форма
2) организационная - Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечивать её стабильность и нормальное функционирование.
- Форма правления:
1) монархия (дуалистическая, конституционная, абсолютная)
2) республика (президентская, парламентская, смешанная) - Форма устройства:
1) унитарное 3) конфедерация
2) федерация
9) политические режимы ( см. в полит идеологии)
Избирательная система
- Избирательная система – особый политический институт связанный с организацией выборов политических деятелей, способом их проведения, + распределение мандатов между партиями.
- Компоненты избирательной системы:
1) избирательное право
2) избирательный процесс - Принципы демократических выборов:
1) состязательность
2) равенство
3) гласность
4) всеобщность
5) тайное голосование
6) непосредственность
7) свобода выбора
8) ограничение сроков выбора - Типы избирательной системы:
1) мажоритарная – относительного большинства (не <50%)
2) абсолютного большинства (50% +1 голос) (президент Р.Ф.)
3) пропорциональная (число мандатов % числу голосов)
4) смешанная (Государственная дума)
Государственный аппарат
- Государственный аппарат – это система государственных органов и учреждений, при помощи которой осуществляется государственная власть и государственное управление.
- Ячейки государственного аппарата:
1) государственные органы
2) государственные учреждения - Элементы государственного аппарата:
1) служащие
2) ячейки
3) материальные средства - Компетенции государственных органов
- Принцип организации:
1) представительства
2) разделение властей
3) демократизация
4) законность
5) гласность
6) профессионализм
7) федерализм
Политическая жизнь. Участие
1)Содержание политической жизни
. субъект, объект (гос, личность, класс)
. отношение гос. субъектов к государству
. установки цели классов и полит.
. регулир. соц. Интересов
. практич. деятельность по реализации желаемого курса
.участие в делах гос-ва
.деятельность по управлению .(политика как искусство возможного)
2)Политический статус личности – место человека в политической жизни общества,
Его неотъемлемые права и свободы
3) Полит роль личности – это функция которую выполняет человек в соответствии с полит статусами (динамичность)
Стандартизованная Не стандартизованная
4) Типы полит ролей
5) Основные трактовки понятия «политическое лидерство»
6) Ф-ии полит лидера
Интерактивная
Ориентационная
Инструментальная
Мобилизационная
Коммуникативная
Гарантия справедливости законов и порядка
7)классификация типов полит лидера
Лидер – знаменосец (Ленин, Ганди)
Лидер – служитель (Брежнев, Черненко)
Лидер – торговец (Трумэн ,Рейган)
Лидер – пожарный (все современные лидеры)
Правовое Государство
- Государство ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа , выражаемой в конституции , и призванной обеспечить основоп. права и свободы
- Признаки правового гос–ва
- Верховенство права
- Контроль за соблюдением закона
- Разделение властей
- Гарантия прав и свобод
- Взаим. Ответств. Гос-ва и личности
- Единство права и закона
- Плюрализм в сферах общества
- Предпосылки создание правового государства (исходящие признаки)
Гражданское общество
- Это сфера самопроявления граждан и добровольно сформировавшихся ассоциац. И организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произв. Регламентации со стороны гос власти
- Принципы гражданского общества
- Частная собственность
- Индивидуальная свобода и самотстоятельность
- Доступ к информации
- Власть и верхов. Народа
- Справ. И исполнение закона
- Свобода формирование общ мнения
- Соотношение государства и гражданского общества
- Предпосылки гр. Общества:
1) экономические 3) Политические
2) Социальные 4)культурные
7) функции гражданского общ
1) Независимость от государства распл. Средствами и санкциями
2) Защищать граждан
3)Способствует и формирует органы гос власти
Политическая Культура
- Это перечень норм и ценностей которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их полит. деятельности, в оценке полит. событиях и в отношениях к политике и ее компонентам .
- Компоненты
- Позновательная
- Оценочная
- Эмоциональная
- Поведенческая
3)Типы полит. культуры
- Патриархальный
- Подданнический
- Активистский
4)Функиции полит культуры
- Ориентационная
- Адаптационная
- Социализация
- Комуникатвная
Местное самоуправление
- Форма власти, предпологающая самостоят. решение население (под свою ответственность) локального владения, распоряжение муницыпальной собственности
Политические идеолгии
- Это перечень взглядов идей концепций на полит. жизнь, способов объяснения мира полит. в основе которой лежат ценности ориентации на те или иные полит явления
- Этапы формирования
- Уровни полит идеологии
- Программно-политический
- Актуализированный
- Теоретико-концептуальный
4)Функции полит идеалогии
- образовательно-фоспитательная
- пропагандистская
- интегрирующая
- мобилизационная
5)Типы полит идеалогии
- консерватизм
- либерализм
- радикализм
6)политический режим
это перечень методов и способов осуществления власти в стране
1)демократический (свобода во всем)
2) авторитарный (свобода ограниченна)
3)тоталитарный(во главе одна партия, все контролируется, одна идеология, власть основывается на насилии)
Политические партии
- это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных соц слоев и стремящаяся к достижению определенных полит целей.
- Отличительные признаки полит партий:
- Идеология
- Нацеленность на завоев власти
- Полит программа
- организация (членство и устав)
- разветвленная сеть местных орган-ций
3)Виды политических партий:
По идеологии
По участию в осуществ власти
Характер членства (кадровые, массовые)
По шкале полит спектра: Левые ,Центриские, Правые
По Способу деятельности (реформисткие революционные
- Партийная система (Е партий):
- Однопартийная
- Двупартийная
- Многопартийная
Избирательная система
- Особый полит институт, связанный с организацией выборов полит деятелей, способом их проведения , + распределение мандатов между партиями
- Компоненты избирательной системы
- Избирательное право
- Избирательный процесс
- Принципы демократических выборов
- Состязательность
- Равенство
- Гласность
- Всеобщность
- Тайное голосование
- Непосредственность
- Свобода выбора
- Ограничение сроков выборов
- Типы избирательных систем
А) Мажоритарная
-относит. Большинства (не менее 50%)
-абсолют. Большинства (50%+1) (президент РФ)
Б)пропорциональная
Число мандатов = числу голосов
В) Смешанная Гос дума
Политическое участие
1) Действе гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гос решений, выбор представителей в институте власти
2) Формы поит участия (индивидуальная\групповая\массовая)
3) Особенности полит участия: самоопределение\самооценка
4) Виды полит участия
1)случайная ( разовая)
2) по совместительству
3) профессиональная
5) Критерии полит стабильности личности
1) Наличие полит ценностей
2) Стабильность полит мотивов
3) Способность к разработке программы полит поведения
4) Способность ставить цели и реализовывать их
5) Способность вкл в политическую жизнь
6) Уважение к другим взглядам и позициям
7) Общий уровень полит культуры
Экономическая культура
- Это система ценностей и мотивов хоз деятельности, уровень и качество эконом знаний, оценок и действий человека, а так же содержание традиций и норм , регулирующая эконом отношение и поведение
- Экономическая культура предполагает:
- Уважительное отношение к любой форме собственности
- Неприятие настроений уравнилов.
3) Создание и развитие соц среды предпринемательства
4) Эконом культура личности это органичное единство сознания и практической деятельности, определяющ. творческую деятельность направленную на эконом активность человека в процессе производства распред и потребления
- эконом знание
- эконом мышление
- эконом направление
Экономика: наука и хозяйство
- это система + отрасли материального производства и не материальная сфера общественности
это наука исследующая людей, отвечающая на вопросы как при ограниченных ресурсах удовлетворить возрастающие человеческие потребности
- Эконом деятельность
1)Распределение
2) производство
3)обмен
4)потребление
Производство это процесс эконом благ и услуг
Потребность это необходимость в чем либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности
- Факторы производства
- Экономические блага это средства , необходимыедля удовлетворения потребностей людей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве
Труд это физическая или умственная совокупность способностей, которые используют люди в процессе создания эконом благ
Товар-продукт труда
Услуга – результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленный на удовлет определенных потребностей населения и общества.
- Ф-ии эконом теории
- Познавательная
- Методологическая
- Практическая
- Образовательная
- Идеологическая
- уровни анализа экономики:Макро/Микро
Собственность
- принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей, определенным лицом , юридическое право на такую принадлежность и эконом. Отношения по поводу принадлежности раздела, передела объектов собственности.
- Субъекты, объекты собственности
- Право собственности:
1)Владение (аренда)
2) пользование (Траст)
3)Распоряжение
4) Экономическое содержание собственности
- Функц. Характер (ВРП)
- Отношение человека к природе
- Отношение человека к себе
5)Виды и формы собственности:
Общая
Частная (трудовая и не трудовая)
Смешанная (ОКО кооперативы)
6)Национализация, приватизация
7) экономическая школа – система взглядов теоретических взглядов и изысканий представителей различных направлений эконом мыслей
- Меркантилизм
- Монетаризм(вывоз товара)
- Протекционизм
- Физиократы (основной источник богатств сельское хозяйство)
- Классическая , полит экономия ( А.Смит)
- Марксизм (Карл Маркс Учение о прибавочной стоимости)
- Маржинализм( ценность товара определяется полез и редкостью )
- Институционализм ( характер эконом развития определяется сам по себе)
Безработица
1). Безработица – это социально-экономическое явление при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда
2). Виды Безработицы: 1) структурная
2) сезонная
3) фрикционная
4) циклическая
3). Формы безработицы: 1) открытая
2) скрытая
3) текучая
4) застойная
4). Последствия: 1) Положительные
2) Отрицательные
Налоговая Политика
1). Налоговая Политика – это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учением компромисса интересов государства и налогов.
2). Налоги – это обязательный платёж физических и юридических лиц государству
3). Система налогообложения:
4). Принципы налогообложения: 1) справедливость
2) определение и точность
3) удобство
4) эффективность
5) обязательность
5). Функции налогов:
- Фискальная (забир. Деньги)
- Распределительная (перераспределение денег)
6) Виды налогов: 1) прямые
2) косвенные
3) региональные
4) федеральные
5) местные
Денежное Обращение. Биржа
- Денежное обращение – это непрерывное движение денежных средств, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.
- Формы обращения денег: 1) в качестве платёжных и расчётных средств
2) в качестве займа
3) в качестве ценных бумаг
Финансовый рынок – это обычный рынок, на котором
закон С и П определяет Ц финансовым активом. - Спрос и предложения на финансовом рынке. Ценная Бумага, Акция, Облигация.
- Фондовая Биржа – это организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и деятельность контролируется.
- Функции фондовой биржи: 1) мобилизация средств
2) выпуск акций
3) установление курса ценных бумаг
Кредит
- Кредит – это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заёмщику, на условиях возвратности, чаще всего с выплатой затем процентов за кредит.
- Функции кредита: 1) перераспределение денежных средств
2) замена денег в обращении - Принципы кредитования: 1) срочность
2) платность
3) возвратность
4) гарантированность - Формы кредита: 1) по способу кредитования
2) по сроку кредитования
3) по характеру кредитования
Банк
- Банк – это финансовая организация, сосредоточившая временно свободные денежные средства предприятий и граждан с целью последующего их предоставления в долг или кредит за определённую плату.
- Функции банка: 1) приём и хранение депозитов
2) действие со счетами
3) выдача ссуды кредитов
4) покупка и продажа ценных бумаг
5) регулирование денежного обращения - Банковская система включает:
1) центробанк
2) инвестиционный банк
3) сбербанк
4) коммерческий банк
5) инновационный банк
6) лизинговый банк - Доход Банка – это разница между процентами займа и вклада.
Государственный бюджет
- Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определённый промежуток времени.
1) доходная часть
2) расходная часть - Бюджетная политика – это определение соотношения между доходной и расходной частью.
- Государственный долг – это равнодействующая задолженностей по выпущенным и непогашенным займам, включая проценты:
1) внутренний
2) внешний
- Реструктуризация долга – это процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга.
1) меры по управлению государственным долгом.
Денежная реформа.
- Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платёжных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, собственники и государство: 1) наличные/безналичные
- Бумажные Деньги – это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющие полноценные золотые деньги в другие средства обращения.
- Инфляция – это обесценивание бумажных денег, проявляющиеся в форме роста цен на товары и услуги:
1) инфляция спроса
2) инфляция предложения - Стагнация – это застой, сопровождающийся инфляцией.
- Виды инфляций: 1) ползучая
2) галопирующая (100-150% в год)
3) гиперинфляции (500-1000% в год) - Денежная реформа – это полное или частичное изменение денежной системы страны.
- Методы денежной реформы: 1) дефляция
2) деноминация (замена на новые деньги)
3) девальвация (уменьшение содерж. Золота)
4) ревальвация (увелич. Содерж. Золота)
5) нуллификация (избавление от нулей (Белоруссия)) - Основные инструменты денежной политики государства:
1) операции на открытый рынок
2) политика учётной ставки
3) несоблюдение норм обязательных резервов
Деньги
- Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
- Концепции к происхождению денег:
1) рационалистическая
2) эволюционная - Свойства денег: 1) делимость
2) узнаваемость
3) портативность
4) износостойкость
5) стабильность
6) однородность - Функции денег: 1) мера стоимости
2) средство обращения
3) средство накопления
4) средство платежа
5) мировые деньги
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по обществознанию в 9 классе "Конституция 1993 года"
Урок по данной теме проводится с целью формирования у учащихся знаний Конституции....
План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»
Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...
План-конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богатые и бедные"
Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богаты и бедные"....
план-конспект урока по обществознанию с использованием ЭОР
план-конспект урока по обществознанию для 10 класса. "Политическая система общества"...
План-конспект урока по обществознанию в 8 классе "Потребности человека"
Данный урок составлен по учебнику обществознания Кравченко А.И. Представл...
План-конспект урока по обществознанию "Семейное право". 11 класс
Принимала участие в апробации УМК по Обществознанию для 10-11 кл. (базовый уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова издательства Просвещение. В рамках апробации представила свой опыт на курсах повышения...
План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."
Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...