План-конспект по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему

Желтов Максим Юрьевич

план-конспект курса обществознание с 5 по 11 классы, по разделам: Человек и общество, духовная сфера, познание, экономика, социальная и политическая сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obschestvoznanie_teoriya_5-9_klass_1.docx74.27 КБ

Предварительный просмотр:

Понятия общество. 

  1. Общество в узком - это группа или совокупность групп людей объединённая общими интересами, целями, деятельностью.
  2. Общество в широком смысле - все население земли; часть материального мира отделившаяся от природ, но тесно с ней взаимосвязанная, включающая в себя все виды взаимодействия людей и формы их объединения.
  3. Сферы общества: социальная, экономическая, политическая, духовная.
  4. Науки: социальная -социология(изучение взаимодействия между людьми); политическая - политология, экономическая - экономика(наука изучающая, как удовлетворитьрастущие потребности людей, при ограниченности ресурсов); духовная -культурология, этика, эстетика, этикет, религиоведение ( изучение внутреннего мира человека)

Развитие общества.

  1. Прогресс - движение вперёд, переход от меньшего к большего, от простого к сложному.
  2. Регресс - движение назад деградация (падение Римской Империи, начало средних веков, НЕ ВОЙНЫ!), переход от большего к меньшему, от сложного к простому.
  3. Стагнация - застой остановка в развитии (эпоха Брежнего)
  4. Формы общественного развития: эволюция ( постепенное, поступательное развитие); революция (резкое изменение)
  5. Формационный подход (первобытное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое)
  6. Цивилизационный подход (традиционное(аграрное), индустриальное, постиндустриальное(информационное)) - стадиально-цивилизационный ( все общество развивается по стадиям, одинаково)
  7. Локально-цивилизационный подход (каждое общество развивается согласно своему пути)

Глобализация 

  1. Процесс интеграции государства и общества в разных областях деятельности
  2. Это процесс становления становления единого человеческого общества
  3. Глобальны проблемы - возникли в 60-х 20века. Это проблемы, для решения которых необходимы действия всех людей совместно.
  4. Виды глобальных проблем: экологические, тероризм, освоение космоса, освоение мирового океана, разоружение.
  5. Урбанизация - увеличение численности городов, переезд из деревни в город.

Культура.

  1. Исторически сложившийся, динамический комплекс, постоянно обновляющийся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности. (Результат любой деятельности человека)
  2. Виды культуры: материальная (все что можете потрогать), духовная (все что нельзя потрогать)
  3. Формы культуры: народная(сделанная народом, в малых количествах(сказки)), массовая(создана в больших количествах, рассчитанная на среднестатистического человека(современные фильмы, токшоу)), элитарная(создана в единичных экземплярах, для узкого круга лиц или по специальному заказу(арт-хаус(зелёный слоник))). Все формы взаимосвязаны и возможен переход из одной формы в другую
  4. Функции культуры: познавательная, оценочная, регулятивная, информативная, коммуникативная, социализация.
  5. Составляющие культуры: наука, религия, образование, СМИ, искусство.
  6. Разновидности культуры: субкультура(связанна с существующей), контркультура(появилась в противовес существующей скин-хеды)

СМИ

  1. Совокупность всех каналов, способов, жанров, передачи информации.
  2. Функции СМИ: коммуникативная, непосредственно-организаторская, культурно-образная, рекламно-справочная, рекреативная.

Искусство.

  1. Практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.
  2. Функции искусства: общественно-преобразовательная, художественно-концептуальная, утишительно-компенсаторная, предвосхищение, гедонистическая (наслаждение), познавательно-эверестическая

Религия.

  1. Одно определение знаете, напишу другое
  2. Одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетвор. его духовных потребностей.
  3. Признаки религии: вера в сверхъестественное, поклонение высшим силам, стремление согласовать жизнь с требованиями абсолютного начала
  4. Мировые религии: христианство, буддизм, ислам(ЗАПОМНИТЕ нет религии мусульманство)
  5. Происхождение религии анимизм(вера в душу); тотемизм(поклонение тотему животного или растения); шаманизм; политеизм(многобожие); монотеизм (единобожие)
  6. Функции религии: мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная и пока достаточно.

Образование.

  1. Один из способов становления личности, путём получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных способностей.
  2. Главная цель образования - это сохранение и передача знаний.
  3. Основные тенденции современного образования: гуманизация,, гуманитаризация, демократизация, информатизация, интернационализация.
  4. Пути получения образования в РФ: в учебных заведениях, образование в семье, самообразование.
  5. Элементы системы образования в РФ: дошкольное (ясли, детские сады); общее образование (начальное(1-4 кл), основное(неполное среднее 5-9кл) среднее(полное(10-11))); профессиональное образование (ПТУ(профессионально-техническое училище) и др. чушки - среднее и ВУЗы - высшее);  

Наука.

  1. Форма духовной деятельности людей, направ. На производство знаний о природе, об-ве и самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
  2. Функции науки: культурно-мировоззренческая, познавательно-объяснительная, прогностическая.
  3. Система наук: точные науки(математика), гуманитарные( психология, логика), естественные (науки изучающие природу), общественные( история, философия, экономика), технические (физика)

Познание.

  1. Это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом - получение нового знания об окружающем мире.
  2. Взгляды на возможность познания: агностицизм(невозможно познать мир), скептицизм(мир можно познать частично), оптимизм(возможно познать мир)
  3. Виды познания: обыденное, научное, социальное, религиозное, мифологическое, художественное.
  4. Формы познания: чувственное, рациональное, истинное и ложное.
  5. Формы чувсттвенного познания: (последовательность именно так, как оно происходит) ощущение(потрогали), восприятие(сигнал пошёл в мозги), представление(мозг выдаёт образ)
  6. Формы рационального познания: понятие( сказали привет друг), суждение ( ага, она назвала меня другом, значит я не её парень, значит мне ничего не светит), умозаключение (френдзона)
  7. Виды умозаключений: индуктивное(от частного к общему (у меня синяя ручка, у тебя синяя ручка, делаем умозаключение у нас синии ручки)); дедуктивное (от общего к частному (если у всех синии ручки, значит у меня и тебя они синии))
  8. Эмпиризм - правильно только чувственное познание, основанное на опыте
  9. Рационализм - познание возможно только с наукой
  10. Интуиция - вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижениям истины в результате “озарения”
  11. Виды интуиции: -интеллектуальная(если 2+2=4, то 2+3=5), мистическая (ну как битва экстрасенсов)
  12. Результат познания: знание, заблуждение, ложь

Истина.

  1. Знание соответствующие своему предмету, совпадающее с ним.
  2. Виды истины: абсолютная(знания не подвергающиеся сомнению), относительная(знания верные только при определенных условиях), объективная(знания верные, но возможно подвергнуть сомнению(Земля вращается вокруг Солнца).
  3. Критерии истины - это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить её от заблуждения.
  4. Практика - целостная, органическая система активности материальной действительности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определённом социокультурный контексте
  5. Формы практики: материальное производство, преобразование природы, научный эксперимент

Человеческие знания.

  1. Результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира
  2. Виды знаний: житейское(пословицы и поговорки); научное(законы физики); художественное; личностное(зависит от представлений человека о мире),
  3. Формы знания: ненаучное, донаучное, паранаучное(Рен-тв), лженаучное, антинаучное

Научное познание.

  1. Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
  2. Особенности научного познания: объективность, категориальность, рациональность, проверяемость, высокий уровень обобщённости знаний, универсальность, использование специфических светодиод и способов познавательной деятельности.
  3. Уровни научного познания: эмпирический (основывается на опыте, наблюдении, эксперименте (наблюдаете за размножением кузнечиков)); теоретический ( постановка проблемы (чему равна сумма углов в треугольнике), гипотеза (сумма углов в треугольнике равна 180), теория (доказательство))
  4. Главная характеристика научного познания - строгость и объективность

Социальные науки

  1. Науки о человеке и обществе
  2. Социальное познание - процесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.
  3. Особенности соц. Познания: объект=субъекту; знания связанны с интересом; сложность объекта познания; ограниченна возможность познания; относительность истины.
  4. Социальные факторы (что влияет на задачи познания или причины): объективные(геев стало слишком много), научные(у человека происходят мутации и он становится геем)
  5. Виды социальных факторов: действия, поступки, продукты человеческой деятельности(ссора), словесность.

Индивид, индивидуальность, личность
1)индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретных носитель физических и психологических качеств(внешность)
2)индивидуальность – это неповторимое своеобразие проявлений качеств человека (способности рисовать, петь и тд)
3)личность – это человеческий индивид, явл. Субъектом сознательной деятельности. Обладающий совокупностью социально значимых св-в, которые он реализует в процессе своей деятельности (качества полезные обществу)
4) социализация – процесс приобщения человека к обществу
5) Этапы социализации : начальный, средний, завершающий
6) десоциализация – процесс завершение приобщения к обществу, остановка в развитии (чаще всего на пенсии)
7) ресоциализация – начало усвоения норм снова.

Человек.

1)человек – это высшая ступень развития живых организмов на земле, существо биосоциальное (принадлежащее и природе и обществу)
2)теории происхождения человека: эволюционная (Дарвин, от обезьянки), трудовая (Маркс, благодаря труду), религиозная/церковная(от Бога), палеовизит(инопланетяне)
3) отличие человека от животного:
способность к сознательной, целенаправленной деятельности
активность животного (только у животного активность), подчинена инстинктам
прямохождение
членораздельная речь
наличие фантазии и воображения .

Внутренний мир человека.

1)это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных ценностей.
2)структура духовного мира: познание, эмоции, чувства (эмоции короткие, чувства долгие), мировоззрение (система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире)
3) убеждение – устойчивый взгляд на мир.
4) типы мировоззрения: обыденное (солнце встало, значит утро), религиозное (Бог создал Землю), научное (Земля имеет силу притяжения, равную 9,8 м/с
2)
5)менталитет – это совокупность всех итогов познания, оценка их на основе предшествующей культуры и практической деятельности, национального сознания, личного опыта (русские много пьют, я русский, все пьют, я тоже буду много пить, это менталитет)
6)темперамент  - индивидуальные особенности человека, определяющие динамику его поведения и психических процессов. Является нервной структурой человека, заложенной от рождения.
7) Типы темперамента:  Холерик(быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением), Флегматик (неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств.), Сангвиник (живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события), Меланхолик (склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы).

Деятельность человека.
1) способность человеческого отношения противостоять внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям. (все что делает человек)
2) структура деятельности: объект(то на что направленна деятельность), субъект(тот, кто выполняет деят.), цель(осознаваемый результат),  средства(с помощью чего выполн.), результат
3) мотивы деятельности – совокупность внешних и внутренних условий для деятельности.
4)виды деятельности: игра, общение, учение, труд.

Мышление.
1)активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях и образах
2) типы мышления: образное,

            это круг.                                  Значит это тоже круглое.

Понятийное (есть понятие человек, каждый, кто подходят под это понятие будет тоже человек),  Знаковое (мышление через знаки и формулы, математика или физика)
 

 

Потребности.

1)это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
2)виды потребностей: биологические (еда, сон, одежда, жилище и тд.), социальные (общение), духовные (знания)
3) базовые потребности по А. Маслоу (вторичные не появятся без удовл. Первичных)
 
 
4)разумные потребности – это потребности, которые помогают развитию подлинно человеческих стремлений(к истине, красоте, знаниям)
5)интерес – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребностей.
6)самореализация – процесс наиболее полного выявления личностью своих возможностей.

Общение.
1)это вид деятельности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями.
2)классификация общения:

По используемым средствам

По субъектам

Непосредственное
опосредованное
прямое
косвенное

Между реальными субъектами
между реал. И иллюзорным (скайп)
между реальным и воображаемым(с животными)
между воображаемыми партнерами(дети во время игры, человечками, куклами и тд)

 5) функции общения: социализация, познавательная, организационная, психологическая.

Сознательное и бессознательное.
1)сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувствах и логических образах.
2)Структура сознания: восприятие органами чувств, логико-понятийные способности, эмоциональные компоненты, ценностно-смысловой компонент.
3)самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов.
4)бессознательное – это те явления, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.
5)Бессознательные действия: ошибки, оговорки, фантазии, забывания, сон.

Самопознание.
1)изучение личностью собственных психических и физических особенностей.
2)самооценка – эмоциональное отношение к собственному образу
3)Мотивы к самооценке: понимание себя, повыш. Собственной значимости, самопроверка.

Поведение.

1)совокупность поступков человека, совершаемых им в относительно продолжительный период времени, в постоянных или изменяющихся условиях.
2)Виды поведения: социальное, массовое(несколько человек), групповое (совместные действия людей (с пацанами в кс играете), просоциальные (оказания добра и помощи).

 

Социальные нормы

  1. Установленные в обществе правила поведения регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь
  2. Характеристики социальных норм:
  • Обычаи
  • Праздники
  • Мораль
  • Право
  • Религиозные
  • Политические
  • Эстетические
  1. Отличие норм друг от друга :
  • Побуждающие
  • Запрещающие
  • Императивные
  1. Способы регулировки поведения:
  • Дозволение
  • Признание
  • Запрет
  1. Разновидности квазигруппы:
  • Аудитория
  • Фан-группа
  • Толпа
  1. Свойства квазигруппы:
  • Внушаемость
  • Соц. заражаемость
  •  Бессознательность
  1. Организация – это большая организация людей; действующая на основании наличных связей, созданная для достижения целей
  2. Воздействие малой группы на человека
  • Положительное
  • Отрицательное

Социальная роль

  1. Модель поведения,ориентированная на данный статус
  2. Виды соц. ролей:
  • Тихосаматичексие
  • Тиходраматические
  • Социальные  
  1. Ролевой набор-всех соц. ролей человека
  2. Факторы влияющие на реализацию соц. ролей :
  • Биопсихологич. возм. человека
  • Личностный ...
  • Характер принятый в группе
  1. Виды конфликтов связанных с соц. ролью:
  • Внутриролевые
  • Межролевые
  • Личностно-ролевые  
  1. Критерии стратификации:
  • Доход
  • Власть
  • Образование
  1.  Стратификационные теории
  • Марксизм
  • Функционализм
  • Теория М. Вебер
  1. Исторические типы стратификаций
  • Рабство
  • Наставая
  • Сословная
  • Классовая
  1. Типы стратификаций:
  • Физико-генетическая
  • Соц-профессиональная
  • Культурно-символическая
  • Нормативная
  • Соц территориальная
  1. Различие страты и клана
  2. Стратификационный и клановый

Социальная  мобильность

  1. Перемещение групп и индивидов в соц структуре общества
  2. Виды соц мобильности
  • Вертикальная
  • Горизонтальная
  • Индивидуальная
  • Внутрепоколенная
  • Организованная
  • Структурная
  1. Показатели соц мобильности:
  • Скорость
  • Интенсивность
  1. Маргинальность
  • Соц маргинальные, политические, религиозные
  1. Социальная клаузула- возведение соц барьеров и перегородок ограничение доступа в другие соц группы.

Социальный статус

  1. Положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением,семейным положением
  2. Статусы человека:
  • Личные/социальные
  • Основной/ неосновной
  • Предписанный; смешанный
  • Достигаемый
  1. Статусный набор- всех статусов , занимаемых данным индивидом  
  2. Компоненты соц статуса:
  • Права и обязанности
  • Диапазон
  • Символ
  • Имидж
  • Идентификация
  1. Престиж –оценка обществом значимости тех или иных позиций,занимаемых индивидом
  2. Авторитет-признание обществом личных и деловых качеств индивидов

Социальные группы

  1. Устойчивые группы людей, имеющие отличительные,толко им присущие признаки
  2. Виды соц групп:
  • Численность( малая и большая)
  • Характер взаим.( первичная, вторичная)
  • Факт существования ( номинальная, реальная)
  • Способ организации и регулировки( формальные, неформальные)
  1. Социальная структура общества –это внутреннее устройство общества или социальной группы, упорядоченное определенными нормами взаимных частей:
  • Социальная группа
  • Социальные слои
  • Социальной общности
  1. Квазигруппа –малоустойчивая, неформальная группа людей объединённая одним или осень многими типами взаимодействий, имеющие неопределенную структуру ценностей и норм

Социальные связи

  1. Это группа зависимостей между людьми через социальные действия их взаимные отношения, объединяющие людей в социальные общности
  2. Виды соц связей
  • Контакты
  • Действия
  • Отношения
  1. Типы соц действий по М. Веберу
  • Целерациональные
  • Ценностно-рациональные
  • Аффективные
  • Традиционные
  1. Типы соц взаимодействия:
  • По видам
  • По сферам
  1. Формы соц взаимодействия
  • Сотрудничество
  • Соперничество

Социальная общность

  1. Это реально существовавшие группы людей, характеризующие относительной целостности и выступающим самостоятельным субъектам и соц действиям
  2. Признаки соц общности
  • Сходство условий
  • Общность потребностей
  • Наличие совершенной деятельности
  • Формирование культуры
  1. Виды соц общностей
  • Клановые
  • Соц-демократические
  • Корпоративные
  • Территориальные
  • Исторические
  • Групповые

Конфликт

  1. Конфликт – это спор, столкновение 2 человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково ценится обеими сторонами.
  2.  Субъекты конфликта: 1) свидетели
                                             2) подстрекатели
                                             3) пособники
                                             4) посредники
  3.   Противоречие – это фундаментальное, несовместимый разногласие каких-то важных политических и экономических этнических интересов.
  4. Виды противоречий: 1) внутренние, внешние
                                           2) антагонистические (не) (непримиримые)
                                           3) основные (не)
                                           4) объективные, субъективные

Социальный конфликт

  1. Социальный конфликт – высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, институтов, общества, которая характеризуется усилением противоположных тенденций.
  2. Функции социальных конфликтов: 1) Положительные
                                                                      2) Отрицательные
  3. Стадии конфликта: 1) предконфликт
                                                2) непосредственный конфликт
                                                3) разрешение конфликта
  4. Виды социального конфликта: 1) по длительности
                                                                      2) по скорости
                                                3) по источнику возникновения
                                               4) по используемым средствами
                                                                      5) по форме
                                                     6)  по характеру развития
                                                     7) по сферам. об. Жизни
                                                     8) по типу отношений
  5. Способы решения: 1) компромисс
                                                2) переговоры
                                                3) посредничество
                                                4) арбитраж
                                                5) применение силы
  6. Пути выхода: 1) реставрация
                                     2) вынуждение
                                     3) обновление
  7. Конформизм – приспособленчество.

Межнациональные отношения

  1. Формы отношений: 1) мирное сотрудничество
                                         2) этнические конфликты
  2.  Способы мирного сотрудничества: 1) этническое смешивание
                                                                      2) этническое поглощение
  3.  Основные тенденции развития нации:

                                                                  1) дифференциация
                                                                 2) интеграция

  1.  Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию противоречий вплоть до вооружённых столкновений и войн.
  2.  Этноцентризм – это совокупность неправильных представлений одной нации по отношении других, свидетельствующие о превосходстве первой.
  3.  Причины межнациональных конфликтов:
    1) социально-экономические
    2) культурно-языковые
    3) этнодемографические
    4) экстерриториальные
    5) исторические
    6) конфессиональные
    7) культурные
  4.  Типы межнациональных конфликтов:
    1) государственно-правовой
    2) этнотерриториальный
    3) этнодемографический
    4) социально психологический
  5.  Национализм, шовинизм, геноцид

Этнические Общности

  1. Этнические общности – это исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами.
  2. Подходы К Пониманию сущности этносов:
    1) естественно-биологический
    2) марксиская теория
    3) социокультурный подход
    4) полионарная  теория этногенеза
    Полионарность  - определённая характеристика поведения и природных свойств человека, обусловленные энергией космоса, солнца и т.д.
  3.  Виды этнических общностей: 1) род, племя, народность, нация
  4.  Этническое самосознание – чувство принадлежащее к определённому этносу, осознание своего единства и отличия от других этнических групп.

Молодёжь

  1. Молодёжь – это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик (16-25(30)), особенностей социального положения и определённых социально-психологических качеств.
  2.  Особенности социального положения молодёжи:
    1) переходность
    2) высокий уровень мобильности
    3) освоение новых социальных ролей
    4) поиск места в жизни
    5) благоприятные перспективы
  3. Типы самодеятельности молодёжи:
    1) агрессивная
    2) альтернативная
    3) социальная
    4) политическая

Социальный контроль

  1. Социальный контроль – это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
  2.  Санкция – любая реакция со стороны остальных на поведение человека.
  3.  Методы социального контроля:
    1) изоляция
    2) обособление
    3) реабилитация

Отклоняющееся поведение

  1. Девиантное поведение – социальное поведение несоответствующее имеющейся норме или набору норм, принятых значительной частью людей в группе или сообществе.
  2.  Делективное поведение – преступное поведение.
  3.  Причины девиантного поведения:
    1) биологические
    2) психологические
    3) социальные (теория стигматизаций)
  4.  Группы риска
  5.  Типы девиантного поведения:
    1) инновация
    2) ритуализация
    3) бунт, мятеж

Власть

  1. Подходы к сущности власти.
  2. Власть – это способность одной стороны влиять на поведение другой стороны вне зависимости от того, готова ли последняя к сотрудничеству или нет.
  3. Вопрос о природе власти:
  • Клановая
  • Элитарная
  • структурно-организационная
  • поведенческая
  1. Компоненты власти:
  • Субъекты
  • Источники
  • Объекты
  • Др-ни
  • Основания
  • Ресурсы
  1. Типологии власти:
    1) степень иститизлализации (правительственная, городская, школьная)
    2) субъект власти (классовая, партийная и т.д.)
    3) режим правления
    4) правовой признак
    5) количество индивидов, принимающих решение (коллективная; личная)
    6) сферы воздействия (экономическая; политическая и т.д.)

Политическая власть

  1. Политическая власть – это право, способность и возможность отстаивать и притворять в жизнь определённые политические взгляды, установки и цели.
  2.  Признаки политической власти:
    1) распространение на всё общество
    2) право использовать силу
    3) центр принятия государственного решения
    4) возможность использовать разнообразные средства
    5) действует на основе права от имени всего общества
  3.  Классификация власти:
    1) с точки зрения предназначения (законодательная; исполнительная; судебная)
    2) по месту в структуре власти (центральная, региональная и т.д.)
    3) по основному субъекту (монархия; республика)
  4.  Классификация по М. Веберу.
  5.  Типы политической власти:
    1) традиционный
    2) легальный
    3) харизматический
  6.  Функции политической власти.
  7.  Политическая власть в современном мире:
    1) регламентирована
    2) институциональна
    3) легитимная

Государственная власть

  1. Государственная власть – одна из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти – население страны.
  2.  Признаки государственной власти:
    1) публичность
    2) суверенитет
    3) ограниченность территории
  3.  Принципы устойчивости политической власти:
    1) результативность
    2) легитимность
  4.  Классификации:
    1) законодательная
    2) исполнительная
    3) судебная
  5.  Теория разделения властей ( Дж. Локк)

Политическая система

  1. Политическая система – это сложная, разветвлённая совокупность различных политических институтов, социально-политических общностей, форм взаимодействия и взаимоотношений между ними, реализуемых через политическую власть.
  2.  Структуры политических систем общества (подсистем):
    1) институциональная
    2) нормативная
    3) функциональная
    4) культурно-идеологическая
    5) коммуникативная
  3.  Взаимодействие политических систем с окружающей средой:
    1) импульсы
    2) решение
  4.  Функции политических систем:
    1) издание законов
    2) организация деятельности
    3) постановка задач
    4) решение задач

Государство

  1. Государство – территориальная суверенная организация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечивающие охранительной функции и способная делать свои веления обязательными для всего населения страны.
  2.  Основные теории происхождения:
    1) теологическая                              4) договорная (Дж. Локк)
    2) классовая                                      5) теория насилия (Д. Юм; Е. Дюргин)
    3) патриархальная (Р. Фильмер)
  3.  Признаки государства:
    1) территориально-организационная власть    
    2) публичность власти                      5) право на взимание налогов
    3) суверенитет                                     6) государственные символы
    4) принудительный характер власти
  4. Функции государства:
    1) Внутренние:
          1) политические       3) социальные
          2) экономические       4) идеологические
    2) Внешние:
          1) участие в Международ. Отнош.
          2) обеспечение национальной безопасности
          3) развитие взаимного сотрудничества
          4) отстаивание государственных интересов
  5. Формы осуществления функций государства:
    1) правовая форма
    2) организационная
  6. Форма государства – это устройство политической организации общества, призванное обеспечивать её стабильность и нормальное функционирование.
  7. Форма правления:
    1) монархия (дуалистическая, конституционная, абсолютная)
    2) республика (президентская, парламентская, смешанная)
  8.  Форма устройства:
    1) унитарное                 3) конфедерация
    2) федерация
    9) политические режимы ( см. в полит идеологии)

Избирательная система

  1. Избирательная система – особый политический институт связанный с организацией выборов политических деятелей, способом их проведения, + распределение мандатов между партиями.
  2.  Компоненты избирательной системы:
    1) избирательное право
    2) избирательный процесс
  3.  Принципы демократических выборов:
    1) состязательность
    2) равенство
    3) гласность
    4) всеобщность
    5) тайное голосование
    6) непосредственность
    7) свобода выбора
    8) ограничение сроков выбора
  4.  Типы избирательной системы:
    1) мажоритарная – относительного большинства (не <50%)
    2) абсолютного большинства (50% +1 голос) (президент Р.Ф.)
    3) пропорциональная (число мандатов % числу голосов)
    4) смешанная (Государственная дума)

 

Государственный аппарат

  1. Государственный аппарат – это система государственных органов и учреждений, при помощи которой осуществляется государственная власть и государственное управление.
  2.  Ячейки государственного аппарата:
    1) государственные органы
    2) государственные учреждения
  3.  Элементы государственного аппарата:
    1) служащие
    2) ячейки
    3) материальные средства
  4.  Компетенции государственных органов
  5.  Принцип организации:
    1) представительства
    2) разделение властей
    3) демократизация
    4) законность
    5) гласность
    6) профессионализм
    7) федерализм

                             

    Политическая жизнь. Участие

  1)Содержание политической жизни

      . субъект, объект (гос, личность, класс)

      . отношение гос. субъектов к государству

      . установки цели классов и полит.

      . регулир. соц. Интересов

      . практич. деятельность по реализации желаемого курса  

      .участие в делах гос-ва

      .деятельность по управлению .(политика как искусство возможного)

  2)Политический статус личности – место человека в политической жизни общества,

 Его неотъемлемые права и свободы

3) Полит роль личности – это функция которую выполняет человек в соответствии с полит статусами (динамичность)

Стандартизованная                                            Не стандартизованная

4) Типы полит ролей

5) Основные трактовки понятия «политическое лидерство»

6) Ф-ии полит лидера

 Интерактивная

 Ориентационная

Инструментальная

Мобилизационная

Коммуникативная

Гарантия справедливости законов и порядка

7)классификация типов полит лидера

Лидер – знаменосец (Ленин, Ганди)

Лидер – служитель (Брежнев, Черненко)

Лидер – торговец (Трумэн ,Рейган)

Лидер – пожарный (все современные лидеры)


                                                  Правовое Государство

  1. Государство ограниченное в своих действиях правом, подчиненное воле суверенного народа , выражаемой в конституции , и призванной обеспечить основоп.  права и свободы
  2. Признаки правового гос–ва
  1. Верховенство права
  2. Контроль за соблюдением закона
  3. Разделение властей
  4. Гарантия прав и свобод
  5. Взаим. Ответств. Гос-ва и личности
  6. Единство права и закона
  7. Плюрализм в сферах общества
  1. Предпосылки создание правового государства (исходящие признаки)

 

                             Гражданское общество

  1. Это сфера самопроявления граждан и добровольно сформировавшихся ассоциац. И организаций, огражденных соответствующими законами от прямого вмешательства и произв. Регламентации со стороны гос власти
  2. Принципы гражданского общества
  1. Частная собственность
  2. Индивидуальная свобода и самотстоятельность
  3. Доступ к информации
  4. Власть и верхов. Народа
  5. Справ. И исполнение закона
  6. Свобода формирование общ мнения
  1. Соотношение государства и гражданского общества
  2. Предпосылки гр. Общества:

1) экономические                 3) Политические

2) Социальные                      4)культурные

     7) функции гражданского общ

        1) Независимость от государства распл. Средствами и санкциями

        2) Защищать граждан

        3)Способствует и формирует органы гос власти

                                        Политическая Культура  

  1. Это перечень норм и ценностей которые разделяются большинством граждан и находят выражение в их полит. деятельности, в оценке полит. событиях и в отношениях к политике и ее компонентам .
  2. Компоненты
  1. Позновательная
  2. Оценочная
  3. Эмоциональная
  4. Поведенческая

      3)Типы полит. культуры

  1. Патриархальный
  2. Подданнический
  3. Активистский

       4)Функиции полит культуры

  1. Ориентационная
  2. Адаптационная
  3. Социализация
  4. Комуникатвная

                             Местное самоуправление

  1. Форма власти, предпологающая самостоят. решение население (под свою ответственность) локального владения, распоряжение муницыпальной собственности

                               Политические идеолгии

  1. Это перечень взглядов идей концепций на полит. жизнь, способов объяснения мира полит. в основе которой лежат ценности ориентации на те или иные полит явления
  2. Этапы формирования
  3. Уровни полит идеологии
  1. Программно-политический
  2. Актуализированный
  3. Теоретико-концептуальный

      4)Функции полит идеалогии

  1. образовательно-фоспитательная
  2. пропагандистская
  3. интегрирующая
  4. мобилизационная

      5)Типы полит идеалогии

  1. консерватизм
  2. либерализм
  3. радикализм

      6)политический режим

это перечень методов и способов осуществления власти в стране

1)демократический (свобода во всем)

2) авторитарный (свобода ограниченна)

3)тоталитарный(во главе одна партия, все контролируется, одна идеология, власть основывается на насилии)

   


                         Политические партии

  1. это организованная группа единомышленников, выражающая интересы определенных соц слоев и стремящаяся к достижению определенных полит целей.
  2. Отличительные признаки полит партий:
  1. Идеология
  2. Нацеленность  на завоев власти
  3. Полит программа
  4. организация (членство и устав)
  5. разветвленная сеть местных орган-ций

                  3)Виды политических партий:

По идеологии

По участию в осуществ власти

Характер членства (кадровые, массовые)

По шкале полит спектра: Левые ,Центриские, Правые

По Способу деятельности (реформисткие революционные

  1. Партийная система (Е партий):
  1. Однопартийная
  2. Двупартийная
  3. Многопартийная

              Избирательная система

  1. Особый полит институт, связанный с организацией выборов полит деятелей, способом их проведения , + распределение мандатов между партиями
  2. Компоненты избирательной системы  
  1. Избирательное право
  2. Избирательный процесс
  1. Принципы демократических выборов
  1. Состязательность
  2. Равенство
  3. Гласность
  4. Всеобщность
  5. Тайное голосование
  6. Непосредственность
  7. Свобода выбора
  8. Ограничение сроков выборов
  1. Типы избирательных систем

А) Мажоритарная

-относит.  Большинства (не менее 50%)

-абсолют. Большинства (50%+1) (президент РФ)

Б)пропорциональная

Число мандатов = числу голосов

В) Смешанная Гос дума

                                     

 Политическое участие

1)        Действе гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию гос решений, выбор представителей в институте власти

2)        Формы поит участия (индивидуальная\групповая\массовая)

3)        Особенности полит участия: самоопределение\самооценка

4)        Виды полит участия

1)случайная ( разовая)

2) по совместительству

3) профессиональная

5)        Критерии полит стабильности личности

1)        Наличие полит ценностей

2)        Стабильность полит мотивов

3)        Способность к разработке программы полит поведения

4)        Способность ставить цели и реализовывать их

5)        Способность вкл  в политическую жизнь

6)        Уважение к другим взглядам и позициям

7)        Общий уровень полит культуры

                                 

  Экономическая культура

  1. Это система ценностей и мотивов хоз деятельности, уровень и качество эконом знаний, оценок и действий человека, а так же содержание традиций и норм , регулирующая эконом отношение и поведение
  2. Экономическая культура предполагает:
  1. Уважительное отношение к любой форме собственности
  2. Неприятие настроений уравнилов.

3) Создание и развитие соц среды предпринемательства

      4) Эконом культура личности это органичное единство сознания и практической             деятельности, определяющ.  творческую  деятельность направленную на эконом    активность человека в процессе производства распред и потребления

  1. эконом знание
  2. эконом мышление
  3. эконом направление

                                         Экономика: наука и хозяйство

  1. это система + отрасли материального производства и не материальная сфера общественности

это наука исследующая людей, отвечающая на вопросы как при ограниченных ресурсах удовлетворить возрастающие человеческие потребности

  1. Эконом деятельность

1)Распределение

2) производство

3)обмен

4)потребление

Производство это процесс эконом благ и услуг

Потребность это необходимость в чем либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности

  1. Факторы производства
  2. Экономические блага это средства , необходимыедля удовлетворения потребностей людей, имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве         

Труд это физическая или умственная совокупность способностей, которые используют люди в процессе создания эконом благ

Товар-продукт труда

Услуга – результат полезной деятельности предприятий и отдельных лиц, направленный на удовлет определенных потребностей населения и общества.

  1. Ф-ии эконом теории  
  1. Познавательная
  2. Методологическая
  3. Практическая
  4. Образовательная
  5. Идеологическая
  6. уровни анализа экономики:Макро/Микро

       


                          Собственность

  1. принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей, определенным лицом , юридическое право на такую принадлежность и эконом. Отношения по поводу принадлежности раздела, передела объектов собственности.
  2. Субъекты, объекты собственности
  3. Право собственности:

1)Владение (аренда)

2) пользование (Траст)

3)Распоряжение

4)   Экономическое содержание собственности

  • Функц. Характер (ВРП)
  • Отношение человека к природе
  • Отношение человека к себе

    5)Виды и формы собственности:

      Общая

      Частная (трудовая и не трудовая)

      Смешанная (ОКО кооперативы)

   6)Национализация, приватизация

   7) экономическая школа – система взглядов теоретических взглядов и изысканий представителей различных направлений эконом мыслей

  • Меркантилизм
  • Монетаризм(вывоз товара)
  • Протекционизм
  • Физиократы (основной источник богатств сельское хозяйство)
  • Классическая , полит экономия ( А.Смит)
  • Марксизм (Карл Маркс Учение о прибавочной стоимости)
  • Маржинализм( ценность товара определяется полез и редкостью )
  • Институционализм ( характер эконом развития определяется сам по себе)

Безработица

1). Безработица – это социально-экономическое явление при котором часть трудоспособного населения не может найти себе работу и становится резервной армией труда

2). Виды Безработицы: 1) структурная
                                           2) сезонная
                                           3) фрикционная
                                           4) циклическая

3). Формы безработицы: 1) открытая
                                               2) скрытая
                                               3) текучая
                                               4) застойная
4). Последствия: 1) Положительные
                               2) Отрицательные

Налоговая Политика

1). Налоговая Политика – это система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учением компромисса интересов государства и налогов.

2). Налоги – это обязательный платёж физических и юридических лиц государству

3). Система налогообложения:

4). Принципы налогообложения: 1) справедливость
                                                              2) определение и точность
                                                              3) удобство
                                                              4) эффективность
                                                              5) обязательность

5). Функции налогов:

  • Фискальная (забир. Деньги)
  • Распределительная (перераспределение денег)
    6) Виды налогов: 1) прямые
                                    2) косвенные
                                    3) региональные
                                    4) федеральные
                                    5) местные

Денежное Обращение. Биржа

  1. Денежное обращение – это непрерывное движение денежных средств, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.
  2.  Формы обращения денег: 1) в качестве платёжных и расчётных средств
                                                      2) в качестве займа
                                                      3) в качестве ценных бумаг
    Финансовый рынок – это обычный рынок, на котором  
    закон С и П определяет Ц финансовым активом.
  3. Спрос и предложения на финансовом рынке. Ценная Бумага, Акция, Облигация.
  4. Фондовая Биржа – это организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и деятельность контролируется.
  5.  Функции фондовой биржи: 1) мобилизация средств
                                                        2) выпуск акций
                                       3) установление курса ценных бумаг

Кредит

  1. Кредит – это ссуда в денежной или товарной форме, предоставляемая кредитором заёмщику, на условиях возвратности, чаще всего с выплатой затем процентов за кредит.
  2. Функции кредита: 1) перераспределение денежных средств
                                      2) замена денег в обращении
  3.  Принципы кредитования: 1) срочность
                                                      2) платность
                                                      3) возвратность
                                                      4) гарантированность
  4.  Формы кредита: 1) по способу кредитования
                                    2) по сроку кредитования
                                    3) по характеру кредитования

Банк

  1. Банк – это финансовая организация, сосредоточившая временно свободные денежные средства предприятий и граждан с целью последующего их предоставления в долг или кредит за определённую плату.
  2.   Функции банка: 1) приём и хранение депозитов
                                    2) действие со счетами
                                    3) выдача ссуды кредитов
                                    4) покупка и продажа ценных бумаг
                                    5) регулирование денежного обращения
  3. Банковская система включает:
    1) центробанк
    2) инвестиционный банк
    3) сбербанк
    4) коммерческий банк
    5) инновационный банк
    6) лизинговый банк
  4. Доход Банка – это разница между процентами займа и вклада.

Государственный бюджет

  1. Государственный бюджет – это смета доходов и расходов государства на определённый промежуток времени.
     1) доходная часть
     2) расходная часть
  2. Бюджетная политика – это определение соотношения между доходной и расходной частью.
  3.  Государственный долг – это равнодействующая задолженностей по выпущенным и непогашенным займам, включая проценты:

1) внутренний
2) внешний

  1. Реструктуризация долга – это процесс, при котором пересматриваются условия обслуживания долга.
    1) меры по управлению государственным долгом.

Денежная реформа.

  1. Денежная масса – это совокупность наличных и безналичных покупательных и платёжных средств, обеспечивающих обращение товаров и услуг, которыми располагают частные лица, собственники и государство: 1) наличные/безналичные
  2.  Бумажные Деньги – это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющие полноценные золотые деньги в другие средства обращения.
  3.  Инфляция – это обесценивание бумажных денег, проявляющиеся в форме роста цен на товары и услуги:
    1) инфляция спроса
    2) инфляция предложения
  4. Стагнация – это застой, сопровождающийся инфляцией.
  5. Виды инфляций: 1) ползучая
                                   2) галопирующая (100-150% в год)
                                   3) гиперинфляции (500-1000% в год)
  6.  Денежная реформа – это полное или частичное изменение денежной системы страны.
  7. Методы денежной реформы: 1) дефляция
                                    2) деноминация (замена на новые деньги)
                                     3) девальвация (уменьшение содерж. Золота)
                                    4) ревальвация (увелич. Содерж. Золота)
                                  5) нуллификация (избавление от нулей (Белоруссия))
  8. Основные инструменты денежной политики государства:

1) операции на открытый рынок
2) политика учётной ставки
3) несоблюдение норм обязательных резервов

Деньги

  1. Деньги – это особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента при обмене товаров.
  2. Концепции к происхождению денег:
                                                1) рационалистическая
                                                2) эволюционная
  3.  Свойства денег: 1) делимость
                                   2) узнаваемость
                                   3) портативность
                                   4) износостойкость
                                   5) стабильность
                                   6) однородность
  4.  Функции денег: 1) мера стоимости
                                  2) средство обращения
                                  3) средство накопления
                                  4) средство платежа
                                  5) мировые деньги


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по обществознанию в 9 классе "Конституция 1993 года"

Урок по данной теме проводится с целью формирования у учащихся знаний Конституции....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богатые и бедные"

Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богаты и бедные"....

план-конспект урока по обществознанию с использованием ЭОР

план-конспект урока по обществознанию для 10 класса. "Политическая система общества"...

План-конспект урока по обществознанию в 8 классе "Потребности человека"

Данный урок составлен по учебнику обществознания Кравченко А.И.           Представл...

План-конспект урока по обществознанию "Семейное право". 11 класс

Принимала участие в апробации УМК по Обществознанию для 10-11 кл. (базовый уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова издательства Просвещение. В рамках апробации представила свой опыт на курсах повышения...

План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."

Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся  представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...