Деловая игра по обществознанию "Семейное право"
план-конспект урока по обществознанию (9, 10, 11 класс) на тему
Данный урок можно использовать на уроках обобщения по обществознанию в 9-11 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_semeynoe_pravo.docx | 24.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для учащихся 9-11 классов «Семейное право».
Цель урока: Обобщить знания учащихся об основах семейного права.
Задачи:
1) Закрепить знания учащихся о правах и обязанностей, которые записаны в «Семейном кодексе»;
2) Способствовать формированию ответственного отношения к семье;
3) Развивать навыки работы с «Семейным кодексом»;
4) Воспитывать правовую культуру семьи.
Тип урока: контроль знаний
Форма проведения: деловая игра.
Ход игры:
В игре участвуют две команды. Каждая выбирает своего капитана, название.
1 конкурс
«Разминка»
Командам даются карточки с правовыми терминами. Без подготовки дать их определения своими словами. (1- ая команда попечительство – устанавливается в том случае, если ребёнок остался без родителей и его никто не усыновил; опека- одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан. Устанавливается над детьми не достигших 14 лет и над лицами признанными судом недееспособными; алименты- правоотношение по поводу содержания одними членами семьи других, которые возникает на основе определенных юридических фактов, таких как решение суда, соглашение сторон или судебный приказ; усыновление- правовой институт, в рамках которого осуществляется процесс установления родственной связи между усыновителем и усыновляемым;
2- ая команда брак- добровольный союз мужчины и женщины зарегистрированный в органах ЗАГС целью, которого является создание семьи; семья- круг лиц, связанных личными имущественными и неимущественными отношениями правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы воспитания; , семейные право -важнейшая отрасль российского права, совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения между родственниками ).
2 конкурс
«Моё и наше» Командам предлагаются наборы перемешанных карточек от каждой команды выходят по одному участнику и определяют моё или наше.
Моё | Наше |
Фирма жены, основанная до вступления в брак. | Пособие по безработице во время брака. |
Машина, приобретенная супругом до вступления в брак. | Гонорар за книгу супруга в браке. |
Дом, полученный супругом в порядке наследования во время брака. | Пенсия супруга. |
Электрическая бритва мужа, приобретенная из общих доходов супругов. | Пособие по возмещению ущерба в связи с утратой трудоспособности во время брака. |
Туфли жены, приобретённые из общих доходов семьи. | Телевизор, подаренный во время брака. |
Пальто мужа, купленное сообща. | Норковая шуба жены, приобретённая из общих доходов. |
3 конкурс
«Блиц опрос»
Вопросы для первой команды:
1.Брачный возраст, установленный семейным кодексом РФ? (18 лет)
2.Имеет ли право врач, вступающим в брак о наличии ВИЧ инфекции у будущего мужа без его согласия? (нет )
3. Вправе ли суд отложить разбирательство дело о расторжении брака, назначить срок два месяца? (да)
4. Может ли супруг потребовать раздела общего имущества через два года после заключения брака? (да)
5. Возможно, ли заключить брачный договор в отношении будущего имущества супругов? (да)
6. могут ли отца ребёнка лишить родительских прав случае нанесении им тяжких телесных повреждений ? (да)
7. Какую часть от доходов родителя должен включить в качестве алиментов на двух несовершеннолетних детей ? (1\3)
8. Имеют ли право несовершеннолетние братья и сёстры на получение алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сёстер ?(да)
9. Имеют ли право нетрудоспособные дедушка и бабушка на получение алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков? (да)
Вопросы для второй команды:
1. По истечении, какого срока со дня подачи заявления в ЗАГС производится заключение браков? (месяц)
2. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни, можно ли этот брак признать недействительным? (да)
3. Имеет ли право муж без согласия жены возбудить дело о расторжении брака, если их ребёнку 1 год и 2 месяца? (да)
4. Имеет ли право на общее имущество супругов жена, которая в период брака была домашней хозяйкой? (да)
5. Возможно ли заключение брачного договора через 6 лет после регистрации брака? (да)
6. Могут ли родителей ребёнка лишить родительских прав, если они нигде не работают? (нет)
7. Вправе ли суд отобрать рёбёнка у родителей без лишения их родительских прав? (да)
8. Какую часть от доходов родителя должен выплачивать в качестве алиментов на одного несовершеннолетнего ребёнка? (1\4)
9. Имеют ли право несовершеннолетние внуки в случае невозможности содержания своими родителями получать алименты от своих дедушек и бабушек? (да)
4 конкурс
«Заморочки из бочки».
Команды по очереди вынимают из бочки и объявляют ситуации.
Ситуация 1
Олег, до вступления в брак купил дом в деревне. После вступления в брак он построил рядом сарай. Что является личным имуществом Олега, а что совместным имуществом супругов? ( дом личное имущество, сарай совместное.)
Ситуация 2
Гражданин Батов подал губернатору жалобу на отдел ЗАГСа, указав в нём, что сотрудники этого учреждения отказались регистрировать его брак с гражданкой Семёновой, которая живёт в другом городе, но прислала в ЗАГС письменное согласие на брак заверенное у нотариуса. ( работники ЗАГСа правы т.к. заявление подают лично)
Ситуация 3
«Вдруг я заболею,- сказала жена своему мужу, тогда мне потребуется от тебя материальная помощь. Давай заключим брачный договор, где укажем (если ты не возражаешь) твоё обязательство в случае моей болезни оказывать мне регулярно финансовую помощь». На это муж возразил «Э-э-э… поезд уже ушёл. Надо было заключать договор до брака, а теперь поздно». (муж не прав, договор можно заключать и в браке).
Ситуация 4
Муж говорит своей жене: « Я решил, что мы в следующем месяце переедем в город Москву. Как бы ты к этому отнеслась, всё равно тебе придется ехать со мной, потому- что жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет». (муж не прав супруги самостоятельно могут выбирать место жительство)
Ситуация 5
В ходе бракоразводного процесса гражданин Воронов ходатайствовал о выделении ему части сервиза, полученного его супругой в подарок к своему 30- летию, ссылаясь на то, что по закону имущество, нажитое в период совместного проживания супругов в браке принадлежит им в равных долях. Прав ли Воронов? (Он не прав т.к. сервиз личное имущество его жены.)
Ситуация 6.
В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ольга, его супруга поставила вопрос о разделе имущества, в том числе фирмы принадлежащей Сергею. Сергей возразил, ссылаясь, на то что Ольга во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ольги? (Да всё совместно нажитое имущество делится пополам).
Ситуация 7.
В ходе рассмотрения вопроса о разделе имущества между бывшими супругами Ириной и Андреем, Ирина просила суд о выделении большей доли имущества, чем Андрею. Она мотивировала свою просьбу тем, что Андрей постоянно играет в карты, злоупотребляет спиртными напитками, т.е. тратит все деньги, которые зарабатывает, только на свои нужды. Семья всегда существовала на деньги, заработанные Ириной, на эти же деньги было приобретено имущество, которое теперь должен разделить суд. (суд делит совместно нажитое имущество в законом режиме имущества.)
Ситуация 8.
Артёму после смерти дедушки по наследству принадлежит однокомнатная квартира. Артёму 16 лет. Он решил продать квартиру, потому что она ему не нужна. У него есть комната в квартире родителей, а вот денег на мотоцикл и поездку к морю у Артёма нет. Продав квартиру он сможет осуществить свою мечту. Может ли Артём самостоятельно продать квартиру? ( Нет т.к. не является полностью дееспособным).
Подведение итогов игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра «Избирательное право».Предвыборная программа
Презекнтация к деловой политической игре среди старших школьников "Избирательное право".Презентация включает в себя предвыборную программу молодежной партии "Единство".Положения программы отражают взг...
Деловая игра по избирательному праву
Деловая игра по избирательному праву предназначена для обучающихся 9-11 классов...
Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"
Краткое описание деловой игры по праву...
Деловая игра "Государство и право" для предметной недели правовых знаний.
Деловая игра "Государство и право" для учащихся 9-11 классов, проводится в один из дней предметной недели правовых знаний....
Деловая игра по избирательному праву "Мы выбираем"
Деловая игра проводится среди учащихся 9-11 классов.Игра проводилась в апреле 2016г. ,накануне выбров в Государственную Думу.Предварительно классы получают задания.Каждому классу необходимосоздать ком...
Интеллектуальная деловая игра «Эрудиты избирательного права»
Материал может быть использован в рамках проведения недели истории и обществознания в школе...
деловая игра по избирательному праву для 10-11 классов
Деловая игра-действенный метод формирования компетентностей. Умение понимать значимость выборов в условиях демократии нужно формировать именно в школьное время, поэтому при изучении темы "И...