деловая игра по избирательному праву для 10-11 классов
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Деловая игра-действенный метод формирования компетентностей. Умение понимать значимость выборов в условиях демократии нужно формировать именно в школьное время, поэтому при изучении темы "Избирательное право" рационально использовать именно такой метод работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
деловая игра "Выборы" | 135.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по обществознанию
для учащихся 10-11 классов.
Тема: избирательное право.
Автор: учитель МОУ СОШ 4 г. Абинска
Шабан Наталья Ивановна.
Тип урока: деловая игра.
Тема: избирательное право.
Тема урока: « Выборы в Государственную Думу».
Цели урока
- (обучающая) Практическое применение знаний о типах избирательных систем, о политической партии, политическом лидере, политической культуре.
- (воспитательная) Воспитание национальной идентичности, демократизма и толерантности учащихся.
- (компетентносная) Через ролевую игру освоение способов практической деятельности необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
- (компетентностная) Развитие социально-мировоззренческой компетентности, способности формирования ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления и приобретения опыта политизации.
Подготовительный этап.
Учебной игре предшествует урок «Ты-будущий избиратель», на котором обобщаются и повторяются знания учащихся по избирательному праву. Этот урок также служит первым отборочным туром для выявления наиболее способных к публичным выступлениям ребят, они получают задание сформировать свой агитационный штаб и предвыборную программу. При подготовке программы можно использовать программы известных политических партий современной России, их компиляцю, но обязательно реферативно переработать. Кроме политических штабов по 2-3 человека и политических лидеров (оптимальное количество-2 политика) учитель формирует следующие группы: «Минюст»-3 человека, они анализируют программы, регистрируют партии и допускают к предвыборной гонке; « Центризбирком»-3человека, составляют списки избирателей, подсчитывают голоса; «Акулы пера» -3человека готовят пресконференцию.
Каждый из активных участников игры заранее знакомится со своей ролью. Он должен знать об общем ходе игры и быть достаточно компетентным в рамках своей ролевой деятельности. Всю подготовку проводит учитель, проверяя знания учащихся, помогая самим « политикам» проанализировать свои программы, (желательно составить программы так, чтобы одна носили характер популистский, а другая более реалистичный). Агитационные штабы готовят наглядную агитацию-плакаты, листовки, презентацию деятельности своих кандидатов. Кабинет (актовый зал) для проведения урока- игры оформляется участниками самостоятельно так, чтобы в одной части расположились кандидаты, их трибуны, а в другой - «электорат». Отдельно от всех расположены места работы «Минюста» и «Избиркома», «Акулы пера» могут находиться вместе с основной частью учащихся. Желательно пригласить учителей и родителей. Целесообразно проводить игру между 2-мя классами.
Игра состоит из 5 туров в 2 этапа. 1-й этап включает 4 тура, он является главным, 2-й этап подводит итоги и информирует о проведенном мероприятии. Для проведения этого урока требуется 2 учебных часа. Опыт проведения подобных уроков показывает, что интерес у старшеклассников появляется уже в процессе игры, (что отчасти обеспечивается соревновательным моментом между классами), поэтому целесообразно проводить мероприятие в актовом зале при открытых дверях, так как количество участников увеличивается, (если есть возможность примкнуть уже в процессе игры) за счет заинтересовавшихся свободных работников школы.
Сценарий проведения.
1-й учебный час.
1этап. Предвыборные обещания.
Все лидеры занимают места лицом к аудитории и по очереди выступают со своими программами. Агитационные штабы в ходе выступления своего кандидата раздают агитационные листовки. Цель этого этапа - сформировать из присутствующих политическую партию, то есть набрать не менее 10 политических рекрутов, полностью разделяющих политические идеи выступающих. Аудитории разрешается задавать любые вопросы. Компетентность ответов оценивается «Минюстом»-(1 человек), а остальные двое оценивают программу на соответствие ее нормам права и принципам демократии. Если штаб сформировал партию, то подает заявление на ее регистрацию в « Минюст».
2 этап. Теледебаты.
Главная цель этого этапа - создать критическую ситуацию в процессе агитационного периода, где проявятся настоящие качества политического лидера. Для этого « Акулы пера» задают принципиальные и провокационные вопросы по следующим номинациям: политика и экономика, политика и мораль, политика и этика, политика и право. Спектр вопросов неограничен ничем кроме рамок демократической политической культуры. Если вопрос некорректен, то кандидат имеет право отклонить его. « Акулы» должны представлять определенные СМИ и выражать главные интересы этого органа.
Примерные часто задаваемые вопросы.
-Объясните, на какие средства происходит финансирование вашей избирательной кампании?
- Есть ли у партии связи с криминальным миром?
- Использует ли партия подкуп СМИ?
- Привлекают ли имиджмейкеров и сценаристов для проведения встреч с избирателями?
- Как отличить популизм от настоящей деятельности политика?
- Почему лично Вы стремитесь во власть, ведь известен постулат «политика - грязное дело»?
- Что нравится и в чем неприемлема для Вас реализующаяся сейчас политика государства?
- Чем Ваша программа принципиально отличается от других?
- Известны ли Вам компрометирующие материалы на других политиков и как Вы их используете, можно ли замалчивать негативные сведения, к чему это может привести?
Такой брифинг помогает электорату сформировать более объективное представление о кандидатах и партиях. В это время штабы готовят телерекламу. НА ее создание отводилось время в подготовительном этапе, но окончательный отбор слайдов проводится сейчас, так как часть презентации становится неактуальной после брифинга.
3этап. Телереклама.
Это заключительный этап предвыборной агитации. Каждый штаб получает эфирное время 3-5 минут, за которое должен представить рекламу своей партии, используя мультимедиа. Обязательным условием является озвучивание «в живую», как элемент ораторского мастерства и проведенной корректировки презентации. Возможно вовлечение в рекламную деятельность всей партии (например, сканирование девиза или исполнение гимна партии).
2-й учебный час.
4 этап. День выборов.
На осмысливание всей полученной информации отводится 5 минут (если работа продолжается без перерыва на перемену), на которые в аудитории устанавливается полная тишина. Потом 1 член «Избиркома» объясняет, как будет проходить процедура выборов по пропорциональной системе. (Это вопрос всегда труден учащимся, поэтому напоминание обязательно). Все голосуют, используя уже полученные в ходе 1-го этапа листовки, желательно чтобы они были разного цвета. 2 члена «Избиркома» регистрируют избирателей, один выполняет роль наблюдателя. Для соблюдения принципа тайности голосования урну для бюллетеней помещают в настоящую кабину для голосования которая есть в каждой школе. Это необходимо, так как бюллетени-листовки были разного цвета.
Подсчет голосов проводится открыто. В это время звучит музыка, и показывают слайды из реальной процедуры выборов, используются ресурсы интернета. Оглашение результатов выборов завершает 1-й день работы.
5этап. Составление хроники событий.
На этом этапе подводятся итоги политической игры. Все участники высказывают свое мнение по поводу мероприятия и личного отношения к политике и политической деятельности вообще. Возникшие «политические партии» предлагают реальные реформы для собственной школы. В итоге получается достаточно яркая картина уровня политизации школьников. Все участники заполняют анкеты (тесты), которые помогут оценить успешность проведенного урока и составить свое выступление для последнего этапа.
Победители игры получают полное право участвовать в выборах в органы школьного самоуправления.
Методика оценки успешности урока-игры.
Из педагогического опыта.
- оценка реализации обучающей цели.
Проведение опроса об ошибках, допущенных во время игры (ошибки допущены в силу сохранения игрового момента и для проверки).
- Проведение голосования в помещении с агитацией в пользу партий
- Бюллетени разного цвета
- Отсутствие «дня молчания» для самостоятельности выборов
- Голосование без паспортов и т.д.
- оценка воспитательной цели.
Бывшие противники должны заполнить одинаковые анкеты о поведении во время игры о себе и о сопернике, для коррекции негативных моментов.
- Умение вести дискуссию
- Умение выражать мысли коррекно, отвечая на некорректные вопросы
- Интернационализм в программе и в выступлении
- оценка компетентностных целей.
Все участники урока-игры заполняют опросник для осмысления собственной значимости и коррекции поведения в политическом действии, если на сегодняшнем этапе участие было незначительным, собственная роль неправильно понята и т.д.
- чем отличается настоящий политический лидер от мнимого?
- Кто играет самую важную роль в избирательной кампании?
- Что произойдет если никто не придет на выборы?
- Нужно ли перед выборами изучить программы кандидатов?
- Согласен ли ты с выражением « если люди не занимаются политикой, то политика все равно занимается ими»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра по избирательному праву "Ты сам отвечаешь за все"
Эта игра - соревнование расчитана на учащихся 9-10 классов. Она проходит между двумя командами. Жюри оценивает, насколько ребята осведомлены в области избирательного права. В ходе игры учащиеся отвеча...
Деловая игра по избирательному праву
Деловая игра по избирательному праву предназначена для обучающихся 9-11 классов...
правовая игра "Знатоки избирательного права"
правовая игра для учащихся 9-11 классов по избирательному праву...
интеллектуальная игра по избирательному праву "Твой выбор"
конкурсно-игровая программа по избирательному праву для обучающихся 10 классов, изучающих элективный курс Избирательное право и избирательный процесс...
Интерактивная игра по избирательному праву "Всё в твоих руках!"
Интерактивная игра по избирательному праву...
Деловая игра по избирательному праву "Мы выбираем"
Деловая игра проводится среди учащихся 9-11 классов.Игра проводилась в апреле 2016г. ,накануне выбров в Государственную Думу.Предварительно классы получают задания.Каждому классу необходимосоздать ком...
Интеллектуальная деловая игра «Эрудиты избирательного права»
Материал может быть использован в рамках проведения недели истории и обществознания в школе...