деловая игра по избирательному праву для 10-11 классов
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Деловая игра-действенный метод формирования компетентностей. Умение понимать значимость выборов в условиях демократии нужно формировать именно в школьное время, поэтому  при изучении темы "Избирательное право" рационально использовать именно такой метод работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл деловая игра "Выборы"135.46 КБ

Предварительный просмотр:

                       

  Методическая разработка урока по обществознанию

                                   для учащихся 10-11 классов.

                                   Тема: избирательное право.

 Автор: учитель МОУ СОШ 4 г. Абинска

 Шабан Наталья Ивановна.

Тип урока: деловая игра.

Тема: избирательное право.

Тема урока: « Выборы в Государственную Думу».

Цели урока

  1. (обучающая) Практическое применение знаний о типах избирательных систем, о политической партии, политическом лидере, политической культуре.
  2. (воспитательная) Воспитание национальной идентичности, демократизма и толерантности учащихся.
  3. (компетентносная) Через ролевую игру освоение способов практической деятельности необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
  4. (компетентностная) Развитие социально-мировоззренческой компетентности, способности формирования ценностных ориентаций и убеждений на основе личностного осмысления и приобретения опыта политизации.

Подготовительный этап.

Учебной игре предшествует урок «Ты-будущий избиратель», на котором обобщаются и повторяются знания учащихся по избирательному праву. Этот урок также служит первым отборочным туром для выявления наиболее способных к публичным выступлениям ребят, они получают задание сформировать свой агитационный штаб и предвыборную программу. При подготовке программы можно использовать программы известных политических партий современной России, их компиляцю, но обязательно реферативно переработать. Кроме политических штабов по 2-3 человека и политических лидеров (оптимальное количество-2 политика) учитель формирует следующие группы: «Минюст»-3 человека, они анализируют программы, регистрируют партии и допускают к предвыборной гонке; « Центризбирком»-3человека, составляют списки избирателей, подсчитывают голоса; «Акулы пера» -3человека готовят пресконференцию.

Каждый из активных участников игры заранее знакомится со своей ролью. Он должен знать об общем ходе игры и быть  достаточно компетентным в рамках своей ролевой деятельности. Всю подготовку проводит учитель, проверяя знания учащихся, помогая самим « политикам» проанализировать свои программы, (желательно составить программы так, чтобы одна носили характер популистский, а другая более реалистичный). Агитационные штабы готовят наглядную агитацию-плакаты, листовки, презентацию деятельности своих кандидатов. Кабинет (актовый зал) для проведения урока- игры оформляется участниками самостоятельно так, чтобы в одной части расположились кандидаты, их трибуны, а в другой - «электорат». Отдельно от всех расположены места работы «Минюста» и «Избиркома»,  «Акулы пера» могут находиться вместе с основной частью учащихся. Желательно пригласить учителей и родителей. Целесообразно проводить игру между 2-мя классами.

Игра состоит из 5 туров в 2 этапа. 1-й этап включает 4 тура, он является главным, 2-й этап подводит итоги и информирует о проведенном мероприятии. Для проведения этого урока требуется 2 учебных часа. Опыт проведения подобных уроков показывает, что интерес у старшеклассников появляется уже в процессе игры, (что отчасти обеспечивается соревновательным моментом между классами), поэтому целесообразно проводить мероприятие  в актовом зале при открытых дверях, так как количество участников увеличивается, (если есть возможность примкнуть уже в процессе игры) за счет заинтересовавшихся свободных работников школы.

Сценарий проведения.

1-й учебный час.

1этап.      Предвыборные обещания.

Все лидеры занимают места лицом к аудитории и по очереди выступают со своими программами. Агитационные штабы в ходе выступления своего кандидата раздают агитационные листовки. Цель этого этапа - сформировать из присутствующих политическую партию, то есть набрать не менее 10 политических рекрутов, полностью разделяющих политические идеи выступающих. Аудитории разрешается задавать любые вопросы. Компетентность ответов оценивается «Минюстом»-(1 человек), а остальные двое оценивают программу на соответствие ее нормам права и принципам демократии. Если штаб сформировал партию, то подает заявление на ее регистрацию в « Минюст».

2 этап.          Теледебаты.

 

Главная цель этого этапа - создать критическую ситуацию в процессе агитационного периода, где проявятся настоящие качества политического лидера. Для этого « Акулы пера» задают принципиальные и провокационные вопросы по следующим номинациям: политика и экономика, политика и мораль, политика и этика, политика и право. Спектр вопросов неограничен ничем кроме рамок демократической политической культуры. Если вопрос некорректен, то кандидат имеет право отклонить его. « Акулы» должны представлять определенные СМИ и выражать главные интересы этого органа.

Примерные часто задаваемые вопросы.

-Объясните, на какие средства происходит финансирование вашей избирательной кампании?

  • Есть ли у партии связи с криминальным миром?
  • Использует ли партия подкуп СМИ?
  • Привлекают ли имиджмейкеров и сценаристов для проведения встреч с избирателями?
  • Как отличить популизм от настоящей деятельности политика?
  • Почему лично Вы стремитесь во власть, ведь известен постулат «политика - грязное дело»?
  • Что нравится и в чем неприемлема для Вас реализующаяся сейчас политика государства?
  • Чем Ваша программа принципиально отличается от других?
  • Известны ли Вам компрометирующие материалы на других политиков и как Вы их используете, можно ли замалчивать негативные сведения, к чему это может привести?

Такой брифинг помогает электорату сформировать более объективное представление о кандидатах и партиях. В это время штабы готовят телерекламу. НА ее создание отводилось время в подготовительном этапе, но окончательный отбор слайдов проводится сейчас, так как часть презентации становится неактуальной после брифинга.

3этап.                 Телереклама.

Это заключительный этап предвыборной агитации. Каждый штаб получает эфирное время 3-5 минут, за которое должен представить рекламу своей партии, используя мультимедиа. Обязательным условием является озвучивание «в живую», как элемент ораторского мастерства и проведенной корректировки презентации. Возможно вовлечение в рекламную деятельность всей партии (например, сканирование девиза или исполнение гимна партии).

2-й учебный час.

4 этап.            День выборов.

На осмысливание всей полученной информации отводится 5 минут (если работа продолжается без перерыва на перемену), на которые в аудитории устанавливается полная тишина. Потом 1 член «Избиркома» объясняет, как будет проходить процедура выборов по пропорциональной системе. (Это вопрос всегда труден учащимся, поэтому напоминание обязательно). Все голосуют, используя уже полученные в ходе 1-го этапа листовки, желательно чтобы они были разного цвета. 2 члена «Избиркома» регистрируют избирателей, один выполняет роль наблюдателя. Для соблюдения принципа тайности голосования урну для бюллетеней помещают в настоящую кабину для голосования которая есть в каждой школе. Это необходимо, так как бюллетени-листовки были разного цвета.

Подсчет голосов проводится открыто. В это время звучит музыка, и показывают слайды из реальной процедуры выборов, используются ресурсы интернета. Оглашение результатов выборов завершает 1-й день работы.

5этап.          Составление хроники событий.

На этом этапе подводятся итоги политической игры. Все участники высказывают свое мнение по поводу мероприятия и личного отношения к политике и политической деятельности вообще. Возникшие «политические партии» предлагают реальные реформы для собственной школы. В итоге получается достаточно яркая картина уровня политизации школьников. Все участники заполняют анкеты (тесты), которые помогут оценить успешность проведенного урока и составить свое выступление для последнего этапа.

Победители игры получают полное право участвовать в выборах в органы школьного самоуправления.

Методика оценки успешности урока-игры.

Из педагогического  опыта.

  1. оценка реализации обучающей цели.

Проведение опроса об ошибках, допущенных во время игры (ошибки допущены в силу сохранения  игрового момента и для проверки).

  • Проведение голосования в помещении с агитацией в пользу партий
  • Бюллетени разного цвета
  • Отсутствие «дня молчания» для самостоятельности выборов
  • Голосование без паспортов и т.д.

  1. оценка воспитательной цели.

Бывшие противники должны заполнить одинаковые анкеты о поведении во время игры о себе и о сопернике, для коррекции негативных моментов.

  • Умение вести дискуссию
  • Умение выражать мысли коррекно, отвечая на некорректные вопросы
  • Интернационализм в программе и в выступлении

  1. оценка компетентностных целей.

Все участники урока-игры заполняют опросник для осмысления собственной значимости и коррекции поведения в политическом действии, если на сегодняшнем этапе участие было незначительным, собственная роль неправильно понята и т.д.

  • чем отличается настоящий политический лидер от мнимого?
  • Кто играет самую важную роль в избирательной кампании?
  • Что произойдет если никто не придет на выборы?
  • Нужно ли перед выборами изучить программы кандидатов?
  • Согласен ли ты с выражением « если люди не занимаются политикой, то политика все равно занимается ими»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по избирательному праву "Ты сам отвечаешь за все"

Эта игра - соревнование расчитана на учащихся 9-10 классов. Она проходит между двумя командами. Жюри оценивает, насколько ребята осведомлены в области избирательного права. В ходе игры учащиеся отвеча...

Деловая игра по избирательному праву

Деловая игра по избирательному праву предназначена для обучающихся 9-11 классов...

правовая игра "Знатоки избирательного права"

правовая игра для учащихся 9-11 классов по избирательному праву...

интеллектуальная игра по избирательному праву "Твой выбор"

конкурсно-игровая программа по избирательному праву для обучающихся 10 классов, изучающих элективный курс Избирательное право и избирательный процесс...

Интерактивная игра по избирательному праву "Всё в твоих руках!"

Интерактивная игра по избирательному праву...

Деловая игра по избирательному праву "Мы выбираем"

Деловая игра проводится среди учащихся 9-11 классов.Игра проводилась в апреле 2016г. ,накануне выбров в Государственную Думу.Предварительно классы получают задания.Каждому классу необходимосоздать ком...

Интеллектуальная деловая игра «Эрудиты избирательного права»

Материал может быть использован в рамках  проведения недели истории и обществознания в школе...