Деловая игра по праву "Я - человек! Мои права и обязанности"
методическая разработка по праву (11 класс) по теме
Краткое описание деловой игры по праву
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Краткая информация о проведении | 28.5 КБ |
задания | 135 КБ |
Предварительный просмотр:
20.11.2014 г. состоялась муниципальная деловая игра «Я человек! Мои права и обязанности» среди учащихся 9 – 11 классов образовательных организаций Красноармейского муниципального района. В игре приняли участие 6 школ города и района. Общее количество участников – 29 человек, в том числе учителя истории и обществознания.
Ребята должны были пройти 5 этапов деловой игры:
1 этап – «В лабиринте понятий» - дать правильное определение предложенных правовых понятий
2 этап – «Юридические задачи» - правильно решить и разобрать с юридической точки зрения, предложенные задачи.
3 этап – «Из четырех - один» - к заданному вопросу прилагается 4 варианта ответа, нужно выбрать один, но правильный ответ.
4 этап – «Конкурс капитанов» - определить к какому виду правоотношений относится предложенная ситуация.
5 этап – «юридическая азбука» - необходимо вписать слово на заданную букву.
Подводя итоги деловой игры, места распределились следующим образом:
I место – команда «Фемида», МБОУ «СОШ № 8 г. Красноармейска»
II место – команда «Звезды», МБОУ «СОШ № 2 г. Красноармейска»
II место – команда «Артель», МБОУ «СОШ № 3 г. Красноармейска»
III место – команда «Право», МБОУ «СОШ № 11 с. Золотое»
III место – команда «Правовой микс», МБОУ «СОШ № 4 г. Красноармейска»
III место – команда «Прогресс», МБОУ «СОШ с. Некрасово»
Предварительный просмотр:
Вариант № 1
Необходимо дать точное определение:
1. Правоспособность –_______________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Попечительство – ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Диспозиция – ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант № 2
Необходимо дать точное определение:
1. Дееспособность – _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Опека – _________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Санкция – _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант № 3
Необходимо дать точное определение:
1. Гипотеза – _______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Проступок – _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Несовершеннолетний –____________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант № 4
Необходимо дать точное определение:
1. Эмансипация – __________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Преступление –___________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Правонарушение –________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант № 5
Необходимо дать точное определение:
1. Вина –__________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Право –__________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Наказание –_____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вариант № 6
Необходимо дать точное определение:
1. Дееспособность – _________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Проступок – _____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Диспозиция – ____________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2 этап. «Юридические задачи».
- Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению
суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его
родителям видеться и общаться с Сережей.
Права ли мама? Почему?
- Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими
родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и
воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу
закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение
родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или
близкими родственниками.
- Работник одного бюджетного учреждения отсутствовал на работе без
уважительной причины более 4-х часов подряд. Руководитель учреждения
уволил его с работы за прогул.
Допустил ли руководитель учреждения нарушение действующего
законодательства?
- Прогулом считается отсутствие на рабочем месте более 4-х часов
подряд. Уволить можно за один прогул. Трудовым кодексом предусмотрено
расторжение трудового договора с работником в случае его отсутствия на
рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в
течение рабочего дня.
3 этап. «Из четырех – один».
Ответить на вопросы теста
11.Конституция Российской Федерации была принята в результате:
1. постановления Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации;
2. указа Президента Российской Федерации;
3. всенародного референдума;
4. резолюции Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
12. Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является
государством:
1. православным
2. многоконфессиональным
3. теократическим
4. светским
13. Государственная власть не включает следующую ветвь власти:
1. законодательная власть
2. информационная власть
3. судебная власть
4. исполнительная власть
14. Государство и его должностные лица в отношении человека и
гражданина обязаны:
1. обеспечить получение бесплатного высшего образования
2. возмещать вред, причиненный действиями должностных лиц
3. предоставлять информацию, касающуюся гражданина, его прав и
свобод
4. компенсировать ущерб, причиненный преступлением
15. Согласно Конституции РФ гарантом территориальной
целостности страны, прав и свобод личности является
1. Президент РФ
2. Правительство РФ
3. Государственная Дума
4. Совет
ОТВЕТЫ:
11 – 3. 12 -4. 13 – 2. 14 – 3. 15 – 1..
Задача № 1
Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.
? 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности?
Задача № 2
Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.
? Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении?
Задача № 3
Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.
? Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?
Задача № 4
Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.
? Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?
Задача № 5
Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.
? Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?
Задача № 6
Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.
? Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению
суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.
Права ли мама? Почему?
Вопрос № 1. Право отражает интересы:
а) всего населения страны
б) правительства
в) только граждан
г) только предприятий и организаций
Вопрос № 2. С какого возраста требуется согласие ребенка при смене гражданства?
а) 10 лет
б) 12 лет
в) 14 лет
г) 16 лет
Вопрос № 3. Как называется форма непосредственного участия народа в управлении государством?
а) конвенция
б) референдум
в) декларация
г) плебисцит
Вопрос № 4. Нормы права регулируют:
а) чувства человека
б) намерения человека
в) убеждения человека
г) поведение человека
Вопрос № 5. Как называется общественное отношение, урегулированное нормами права?
а) событие
б) юридический состав
в) правоотношение
г) юридический акт
Вопрос № 6. Лицо, к которому предъявляют требование в суде, называют:
а) истец
б) потерпевший
в) судебный представитель
г) ответчик
Вопрос № 7. В гражданском праве предложение вступить в договорные отношения называется:
а) акцепт
б) лизинг
в) оферта
г) трансферт
Вопрос № 8. Кто может выступать в качестве наследника гражданина Николаева исключительно по его завещанию?
а) жена Ольга
б) дочь Полина
в) усыновленный Николай
г) крестная мать Лариса
Вопрос № 9. К экономическим правам относятся:
а) право на материнство
б) право на социальное обеспечение
в) право на жилище
г) право частной собственности
Вопрос № 10. В течение, какого времени может быть обжаловано судебное решение?
а) 7 дней в) 14 дней
б) 10 дней г) 1 месяц
Ситуация № 1
Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?
? Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.
Ситуация № 2
Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?
? Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.
Ситуация № 3
Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?
? Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по гражданскому делу.
Ситуация № 4
Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?
? Сергей совершил кражу сигарет из палатки
Ситуация № 5
Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?
? Следователь допрашивает свидетеля убийства.
Ситуация № 6
Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?
? Игорь и Наташа усыновили ребенка.
Ситуация № 7
Укажите, к каким видам правоотношений относится данная ситуация?
? Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.
А – факт нахождения подозреваемого вне места совершения преступления в момент его совершения _____________________________________________
Б – устойчивая вооруженная группа, созданная в целях нападения на граждан или организации ____________________________________________
В – народное собрание на Руси в X-XIV в. _____________________________
Г – лицо, принадлежащее на правовой основе к определенному государству __________________________________________________________________
Д – выборный представитель населения в органы власти или самоуправления ____________________________________________________
И – человек (организация), предъявляющая иск ________________________
К – основной закон государства ______________________________________
Л – специализированное кредитное учреждение, выдающее ссуды под залог движимого и недвижимого имущества _________________________________
М – форма правления, при которой власть принадлежит единоличному главе государства __________________________________________________
Н – обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в пользу государства _____________________
О – лицо, которому получена охрана интересов, личных и имущественных прав недееспособных лиц ____________________________________________
П – документ, удостоверяющий личность и гражданство __________________________________________________________________
Р – всенародное голосование граждан по законопроекту, действующему закону и другим вопросам государственного назначения __________________________________________________________________
С – возраст, по достижении которого лицо становится полностью дееспособным _____________________________________________________
Т – частный охранник, осуществляющий на договорной основе защиту жизни и здоровья __________________________________________________
У – синоним вреда. Может быть причинен имуществу и личности __________________________________________________________________
Ф – богиня правосудия в греческой мифологии ________________________
Х – грубое нарушение общественного порядка, которое может сопровождаться применением насилия к гражданам и порчи чужого имущества ________________________________________________________
Ш – денежное взыскание, мера материального воздействия __________________________________________________________________
Э – объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным __________________________________________________________________
Ю – система судебных учреждений, судебное ведомство __________________________________________________________________
Я – добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем в соответствующие органы ___________________________
1 этап. «В лабиринте понятий»
Вариант № 1
- Правоспособность – способность иметь права и обязанности
- Попечительство – форма защиты личных и имущественных прав и интересов граждан, устанавливается над несовершеннолетними в возрасте от 14 до 18 лет при отсутствии родителей, лишении родителей родительских прав, а также над дееспособными совершеннолетними гражданами, которые по состоянию здоровья не способны защитить свои права и интересы
- Диспозиция – элемент правовой нормы, выражающий само правило поведения, прописанное в данной норме права
Вариант № 2
- Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности
- Опека – форма защиты личных и имущественных прав граждан, устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, оставшимися без родительского попечения, и над лицами, признанными судом недееспособными вследствие душевной болезни или слабоумия
- Санкция – элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения
Вариант № 3
- Гипотеза – элемент правовой нормы, определяющий условия, при которых будет действовать данная норма права
- Проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок
- Несовершеннолетний – человек, не достигший 18-летнего возраста
Вариант № 4
- Эмансипация – объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным
- Преступление – виновное общественно опасное противоправное деяние физического лица, предусмотренное уголовным законом
- Правонарушение – виновное противоправное деяние лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности
Вариант № 5
- Вина – психическое отношение лица к собственному поведению и к его результатам
- Право – система общеобязательных норм, регулирующих поведение людей, наиболее важные отношения между ними, за выполнением которых следит государство
- Наказание – мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда лицу, признанному виновным в совершении преступления
Вариант № 6
- Дееспособность – способность своими действиями приобретать права и создавать обязанности
- Проступок – правонарушение, посягающее на установленный законом общественный порядок
- Диспозиция – элемент правовой нормы, выражающий само правило поведения, прописанное в данной норме права
2 этап. «Юридические задачи»
Решить юридическую задачу, обосновать свой ответ.
Задача № 1
? 32-летний Петров потерял обе ноги в результате автомобильной катастрофы. Теперь он инвалид. Могут ли его ограничить в дееспособности?
! Нет, не могут, так как недееспособным является человек, не достигший 18 лет, либо признанный недееспособным вследствие душевной болезни или слабоумия.
Задача № 2
? Может ли быть проведена эмансипация, если гражданин достиг 15-летнего возраста и работает по трудовому договору в учреждении?
! Нет, не может быть проведена, так как гражданин не достиг 16-летнего возраста
Задача № 3
? Несовершеннолетний Павел проживает с родителями и 20-летним братом. Брат подарил Павлу мопед. Через некоторое время Павел с разрешения брата обменял мопед на магнитофон. Может ли произведенный обмен быть признан недействительным?
! Да, может, так как несовершеннолетний совершает сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей, попечителей, а брат Павла не является его законным представителем
Задача № 4
? Можно ли с правовой точки зрения считать людей состоящими в браке после венчания в церкви?
! Нет, поскольку в соответствии со ст. 1 СК РФ (п.2) признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС)
Задача № 5
? Дедушка обратился в суд с требованием о взыскании алиментов на содержание со своего внука Федора, поскольку у него маленькая пенсия, и он не может получить содержание от своего совершеннолетнего трудоспособного сына. Удовлетворит ли суд требование дедушки?
! Да, так как внуки привлекаются к уплате алиментов в случае невозможности получения дедушкой содержания от своих совершеннолетних трудоспособных детей.
Задача № 6
? Родители 10-летнего Сережи развелись. После развода, по решению
суда, мальчик остался жить с матерью. При этом мама запрещала отцу и его родителям видеться и общаться с Сережей.
Права ли мама? Почему?
! Ребенок имеет право общаться с обоими родителями и другими
родственниками, если на это нет решения суда. Право ребенка жить и
воспитываться в семье, право знать своих родителей, право на их заботу закреплено в СК РФ. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение родителями прав несовершеннолетних на общение с родителями или близкими родственниками.
3 этап. «Из четырех – один»
1. а
2. в
3. б
4. г
5. в
6. г
7. в
8. г
9. г
10. б
4 этап. «Адвокатская контора»
Ситуация № 1
? Мама Светы подала заявление о предоставлении ей очередного отпуска.
! Трудовые правоотношения
Ситуация № 2
? Олег подал заявление в отделение милиции об утере паспорта.
! Административные правоотношения
Ситуация № 3
? Суд удалился в совещательную комнату для вынесения решения по гражданскому делу.
! Гражданско-процессуальные правоотношения
Ситуация № 4
? Сергей совершил кражу сигарет из палатки.
! Уголовные правоотношения
Ситуация № 5
? Следователь допрашивает свидетеля убийства.
! Уголовно-процессуальные правоотношения
Ситуация № 6
? Игорь и Наташа усыновили ребенка.
! Семейные правоотношения
Ситуация № 7
? Бабушка оставила внучке в наследство домик в деревне.
! Гражданские правоотношения
5 этап. «Юридическая азбука»
А – арест
Б – банда
В – вече
Г – гражданин
Д – депутат
И – истец
К – Конституция
Л – ломбард
М – монархия
Н – налог
О – опекун
П – паспорт
Р – референдум
С – совершеннолетие
Т – телохранитель
У – ущерб
Ф – Фемида
Х – хулиганство
Ш – штраф
Э – эмансипация
Ю – юстиция
Я – явка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект внеклассного мероприятия "Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" Тема: Права и обязанности человека.
Целью данного мероприятия является расширение знаний детей о правах и обязанностях человека, развитие познавательной активности детей, активизация психических процессов....
Урок права 11 класс. Права человека: теория и практика.
Урок права в 11-м классе по теме "Права человека: Теория и практика"Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель историиМБОУ СОШ №49 г. Мурманск Цель урока:- способствовать развитию правовой компетентнос...
Деловая игра с элементами дискуссии «Я гражданин: мои права и обязанности»
Сформировать понимание о единстве права и ответственности....
Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.
Презентация к уроку в 10 классе "Права и свободы человека и гражданина (по Конституции РФ). Обязанности человека и гражданина. Воинская обязанность.".Год: 2020 г.Документальное сопровождение...
Деловая игра: «Тендер: «Открытый конкурс на право заключения контракта по обслуживанию ПК и сетей образовательных учреждений г.Сургута »»
В последнее время спрос на услуги IT-аутсорсеров (см. Приложение 1), фирм по обслуживанию ПК и сетей, постоянно растет: его двигают увеличивающаяся зависимость бизнеса от бесперебойной работы ко...
Деловая игра «Школа безопасности. Каждый имеет право на уважение»
Цель: гармоничное развитие личности детей, воспитание уважения к старшим; развитие стремления быть внимательным к окружающим людям.Задачи:развитие у обучающихся представлений безопасности;&bull...
ОТ ПРАВ РЕБЁНКА – К ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Права- это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми. Права есть у всех ...