методические рекомендации к эссе по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) по теме
В материале предоставлен комплекс приемов для успешного написания эссе по обществознанию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
algoritm_sostavleniya_esse.docx | 32.33 КБ |
Предварительный просмотр:
АЛГОРИТМ РАБОТЫ С ЭССЕ
Элементы структуры эссе:
- Цитата
- Проблема поднятая автором, её актуальность.
- Смысл высказывания.
- Собственная точка зрения.
- Аргументация на теоретическом уровне.
- Не менее двух примеров из социальной практики, из истории, литературы, подтверждающие верность высказанных суждений.
- Вывод.
Основные проблемы (темы) базовых социально-гуманитарных наук
Наука | Проблемы |
Философия | Соотношение материала и сознания. Пространство и время как формы бытия. Движение и развитие как способы существования. Проблема сущности сознания. Особенности психики человека. Соотношение сознательного и бессознательного. Бесконечность процесса познания. Вопрос о познаваемости мира: агностицизм и гностицизм. Соотношение субъекта и объекта познания. Соотношение чувственного опыта и рационального мышления, их основные формы. Интуиция и её роль в познании. Истина и её критерии. Относительная и абсолютная истина. Эмпирический и теоретический уровни научного знания. Взаимодействие природы и общества. Экологическая проблема и пути её решения. Материальная и духовная стороны общественной жизни, их соотношение. Соотношение личности и общества. Соотношение свободы и ответственности личности. Культура как преобразовательная деятельность человека в целом. Многовариантность общественного развития. Сущность цивилизации. Основные подходы к изучению общества. Общественный прогресс, его критерии и основные этапы. Духовная жизнь общества. Общественное сознание, его структура и формы Наука как форма общественного сознания. Эстетическое сознание. Философское понимание искусства. Религия как форма культуры, тип мировоззрения. Нравственное сознание, Философское понимание морали. Основные глобальные проблемы человечества и возможные пути их решения. Информационная революция как важнейшая составляющая НТР. Роль народных масс и личности в истории. Глобализация общественной жизни. |
Социальная психология | Межличностное общение, его сущность и решаемые задачи. Сущность и барьеры межличностной коммуникации и возможные варианты их устранения. Внутриличностный конфликт – конфликт социальных ролей одного человека. Взаимодействие, общение людей, выстраивание их отношений. Психологический климат коллектива. Человек среди людей. Сущностные характеристики малой группы. Взаимоотношения индивида и группы. Особенности формирования групп. Роли, нормы и статус личности. Самоконтроль как соотнесение своего поведения с нормами общества или группы. Самоопределение как выбор собственной позиции. Рассогласование между притязаниями и возможностями людей. Взаимосвязь основных сфер социализации личности. Национальная идентичность. Социальное взаимодействие. Значение коммуникационного процесса. Сущность социального конфликта. Взаимоотношения личности и коллектива. Источники социального прогресса. Социальное развитие. Семейные взаимоотношения. Конфликт «отцов и детей». Сущность толпы и стадный инстинкт. Социально-психологический портрет лидера. Семейные взаимоотношения. Система организационных, социально-экономических, психологических, нравственных и правовых решений, обеспечивающих эффективную реализацию возможностей личности в обществе и группе. |
Экономика | Противоречие между ограниченностью ресурсов и безграничностью человеческих потребностей. Проблема экономического выбора. Факторы производства и их значение в экономике. Труд как вид деятельности и экономический ресурс. Капитал как экономический ресурс. Интеллектуальный капитал как главный источник формирования конкурентных преимуществ в экономической деятельности. Факторы, определяющие производительность и конкурентоспособность производства в современной экономике. Сущность и функции денег в экономике. Эффективность использования ресурсов. Значение общественного разделения труда. Две стороны общественного разделения труда – специализация и кооперация. Польза общественной кооперации труда: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество. Эффективность в распределении имеющихся ресурсов. Роль торговли в развитии общества. Стимулы и эффективность производства. Справедливость в распределении социальных благ. Сущность рыночных отношений. Роль государства в регулировании экономики. |
Социология | Соотношение объективных и субъективных факторов, влияющих на общественные процессы. Роль духовных и материальных ценностей в жизни людей. Социальные неравенство и борьба. Сохранение стабильности общественной жизни. Поступательное изменение (прогресс) организации общества. Закономерности дифференциации мужских и женских социальных ролей. Исторически сложившиеся неравноправные взаимоотношения мужчин и женщин. Специфические качества города. Социальная природа знания, мышления, деятельности общества. Процессы передачи информации между социальными группами. Молодёжь как социальная общность. Особенности социализации вступающих в жизнь поколений. Особенности образа жизни молодёжи. Формирование жизненных планов, целей и ценностных ориентаций. Социальная мобильность. Выполнение различных социальных ролей. Наука как социальный институт. Социальные функции науки. Образование как социальный институт, его функции в обществе и взаимосвязь с другими общественными институтами. Взаимодействие религии и общества. Семья как социальный институт и малая группа. Структура и функции семьи, образцы семейного поведения. Отношение человека к труду, его социальная активность. Влияние глобализации на локальную жизнь. Влияние национальных факторов на социальную структуру и миграцию населения. Национальное самосознание. Тенденции межнациональных отношений. Межэтнические конфликты. Национальные особенности ценностных ориентаций и стереотипов поведения. |
Политология | Политическая система общества и ее роль в жизни общества. Место и роль государства в политической системе общества. Партии и общественные движения в политической системе общества. Особенности современных политических отношений. Субъекты политики. Мировая политика и международные отношения. Типы отношения человека к политике. Регулирование политического поведения и политической деятельности. Соотношение целей и средств в политике. Политический прогресс и его критерии. Соотношение экономики, политики и права. Сущность и особенности политической власти. Природа и функции политической власти. Легитимность политической власти и ее типы. Политический режим: понятие и признаки. Сущность демократического режима. Авторитарный режим. Тоталитарный режим. Политическая система общества: понятие, функции и структура. Происхождение государства. Сущность и признаки государства. Государственный суверенитет. Государственная власть как особая разновидность социальной власти. Форма государства и ее элементы. Соотношение общества и государства. Гражданское общество: понятие, структура, признаки. Соотношение и взаимосвязь государства и права. Правовое государство: понятие и принципы. Разделение властей как принцип правового государства. Государство и личность: взаимная ответственность. Понятие, функции, виды и структура политических партий. Партийные системы. Общественно-политические движения, группы давления. Политические отношения. Политический плюрализм. Сущность и структура политического процесса. Революция и реформа как виды политических преобразований. Политическая модернизация. Восстание, бунт, мятеж, путч как виды политического процесса. Политические кампании: их стратегия и тактика. Популизм: понятие и признаки. Прямая и представительная демократия. Политическое решение. Сущность и функции политического лидерства. Политическое сознание: понятие, структура, функции. Роль идеологии в политике. Политическая культура: понятие и структура, типы. Взаимодействие личности, общества и государства. Функционирование политических норм, ценностей, ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам. Взаимодействие института права с другими социальными институтами. |
Правоведение | Право как регулятор общественной жизни. Социальная ценность права. Сущность и специфические признаки государства. Политическая система и роль государства в ней. Право и мораль: сходства и различия. Правотворчество: принципы, виды, правотворческий процесс. Механизм реализации основных прав, свобод и обязанностей личности. Государство и гражданское общество. Понятие, признаки социального государства. Правовой нигилизм и пути его преодоления. Правонарушения: понятия, признаки и состав. Виды правонарушений. Сущность юридической ответственности. Правовая культура. |
Фразы-клише для формулирования понимания высказывания, проблемы и их актуальность
В своем высказывании автор имел в виду, что …
Автор хотел донести до нас мысль о том, что…
Смысл данного высказывания состоит в том, что …
Автор обращает наше внимание на то, что… мысль автора состоит в том, что …
Актуальность поднятой проблемы состоит в том, что…
Данная проблема (темы) является актуальной в условиях...
- ...глобализации общественных отношений;
- ...формирования единого информационного, образовательного, экономического пространства;
- ...обострения глобальных проблем современности;
- ...особого противоречивого характера научных открытий и изобретений;
- ...развития международной интеграции;
- ...современной рыночной экономики;
- ...развития и преодоления мирового экономического кризиса;
- ...жёсткой дифференциации общества;
- ...открытой социальной структуры современного общества;
- ...формирования правового государства;
- ...преодоления духовного, нравственного кризиса;
- ...диалога культур;
- ...необходимости сохранения собственной идентичности, традиционных духовных ценностей.
Фразы-клише для формулировки собственной позиции:
- «Я согласен с автором в том, что...»
- «Нельзя не согласиться с автором данного высказывания...»
- «Автор был прав, утверждая, что...»
- «На мой взгляд, автор совершенно чётко отразил в своём высказывании картину современной России (современного общества... ситуацию, сложившуюся в обществе... одну из проблем современности)»
- «Позволю себе не согласиться с мнением автора о том, что...»
- «Отчасти, я придерживаюсь точки зрения автора по поводу..., но с ... не могу согласиться»
Многоаспектность анализа высказывания (Фразы-клише):
- Высказывание можно анализировать с разных сторон…
- Рассмотрим высказывание в разных аспектах…
- В содержании высказывания можно увидеть два аспекта…
- Высказывание можно анализировать как в широком, так и в узком смысле…
- Стоит отметить, что…
Аргументация должна быть осуществлена на двух уровнях:
- Теоретический уровень — его основой являются обществоведческие знания (понятия, термины, противоречия, направления научной мысли, взаимосвязи, а также мнения учёных, мыслителей).
Фразы-клише:
- Рассмотрим высказывание с точки зрения экономической (политической, социологической…) теории…
- Обратимся к теоретическому смыслу высказывания…
- В экономической (политической, социологической…) теории данное высказывание имеет свои основания…
- Данное высказывание имеет глубокое теоретической обоснование…
- Для обоснования данного высказывания с теоретических позиций…
- В курсе обществознания (экономики, социологии…) …
- Эмпирический уровень — здесь возможны два варианта:
- использование примеров из истории, литературы и социальной реальности;
- обращение к личному опыту.
Аргументы второго уровня должны иллюстрировать и подкреплять теоретические положения, использованные для обоснования собственной позиции.
Фразы-клише:
- Приведем примеры из общественной жизни, подтверждающие мою мысль…
- Обратимся к примерам из истории…
- Что говорят нам факты общественной жизни…
- Многочисленные примеры из общественной жизни опровергают мысль автора…
- Подтверждение мысли автора мы встречаем на каждом шагу…
- Множество примеров из нашей жизни подтверждает мысль автора…
- Свою мысль я могу подтвердить примерами из собственной жизни…
- Мой личный опыт (опыт моих родителей, одноклассников…) говорит об обратном…
Вывод (1-2 предложения):
- Таким образом…
- В заключение можно сделать вывод, что…
- Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что…
- На основании всего вышеизложенного, можно утверждать, что…
Кроме того, дополнительным достоинством эссе является включение в него
- краткой информации об авторе высказывания (например, «выдающийся французский философ-просветитель», «великий русский мыслитель Серебряного века», «известный философ-экзистенциалист», «основатель идеалистического направления в философии» и др. );
- описания различных точек зрения на проблему или различных подходов к ее решению;
- указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
- указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Образец
| «Там где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». (Лао-Цзы) |
| Проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире. |
| Автор утверждает, что степень уважения и готовность населения подчиняться государственной власти зависит прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество. |
| Какими качествами обладают правители — великие мудрецы? При каких условиях государственная власть и понятия не раздражает общество? Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетённых. Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости. Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение. Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона. |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания
Методические рекомендации по формированию умений учащихся написанию эссе на уроках истории и обществознания...
Методические рекомендации к написанию эссе по обществознанию
В материале предоставлен комплекс приемов для успешного написания эссе по обществознанию....
Методические рекомендации для обучающихся "Как написать эссе по обществознанию"
Методические рекомендации раскрывают необходимые элементы эссе по обществознанию, параметры работы над его написанием, критерии оценивания....
Методические рекомендации по написанию эссе по обществознанию.
Методические рекомендации для учащихся по написанию эссе....
ПРЕЗЕНТАЦИЯ "ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ( КРАТКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ)
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ....
Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию
Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию...
рекомендации по работе с эссе по обществознанию
Краткое описание этапов выполлнения задания №29 по обществознанию...