Методические рекомендации для обучающихся "Как написать эссе по обществознанию"
учебно-методический материал по обществознанию по теме

Мысь Елена Алексеевна

Методические рекомендации раскрывают необходимые элементы эссе по обществознанию, параметры работы над его написанием, критерии оценивания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

начального профессионального образования

Профессиональный лицей № 25

Как написать эссе по обществознанию

Методические указания для обучающихся

Автор-составитель:                                                                                                              Мысь Е.А.,                                                                                                              преподаватель                                                                                                      обществознания

Полысаево 2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Как написать эссе по обществознанию на ……………………………..4
  2. Приемы, обеспечивающие творческое освоение понятийно-категориального аппарата курса обществознания…………………….9

Заключение………………………………………………………………………12

Список источников……………………………………………………………..13


Введение

Сочинение в жанре эссе по обществознанию - явление для обучающихся  да и для преподавателей новое и перспективное: XXI век тяготеет к малым формам.

"Краткий словарь литературоведческих терминов" трактует эссе как "разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций".  Это литературное произведение, отражающее позицию автора по какому-либо актуальному вопросу (проблеме). Эссе также может быть написано на спорную тему (аргументированное эссе): в этом случае автор защищает некий тезис, относительно которого можно привести доводы «за» и «против».

Цели аргументированного эссе:

1.  Убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить ее на свою сторону. В этом случае особое внимание уделяется контраргументации противоположной позиции.

2. Сформировать систему аргументов, обосновывающих предпочтительность позиции, выбранной автором.

Сочинение в жанре эссе требует от автора не только умения продемонстрировать "сумму знаний", но и сделать акцент на собственных чувствах, переживаниях, отношении к тому, о чем он пишет. Словом, автор эссе не просто рассказчик, он - его герой.

Для эссе характерны ярко выраженная авторская позиция, искренность, эмоциональность. Жанр дает право на субъективное изложение заявленной проблемы и свободную композицию. Его границы, в общем, размыты. Эссе определяют как записки, наброски, раздумья. Оно обычно имеет небольшой объем.


  1. Как написать эссе по обществознанию

В ходе написания эссе автор ведет своего рода диалог с предполагаемым читателем (оценивает предположения, подбирает утверждения и доказательства, выявляет скрытые аргументы и противоречия), по ходу которого обосновывает, почему одна точка зрения является более предпочтительной, чем другая (другие). Автор может исходить из того, что читатель изначально может не соглашаться с его позицией.

Эссе включает в себя следующие элементы:

Введение: в нем формулируется тема, обосновывается ее актуальность, раскрывается расхождение мнений. Обосновывается структура рассмотрения темы, осуществляется переход к основному суждению.

Основная часть: представляются суждения (аргументы), которые выдвигает автор (обычно 2-3), определяются основные понятия, используемые при выдвижении суждений доказательства и поддержки (факты и примеры); рассматриваются контраргументы или противоположные суждения (необходимо показать, почему они слабы, а утверждение автора остается в силе).

Заключение: повторяется основное суждение, резюмируются аргументы в защиту основного суждения (одно - два предложения), формулируется общее предупреждение о последствиях непринятия выдвигаемого суждения; дается общее заключение о полезности данного утверждения.

Планируя эссе, четко определите:

- цель (мнение по актуальной проблеме или аргументация позиции);

- аудиторию (кто потенциальный читатель, к кому вы обращаетесь);

- основные идеи, которые Вы будете обосновывать;

- форму представления идей (аналогии, ассоциации, предположения, рассуждения, суждения, аргументы, доводы и т. д.);

- способ изложения: только автор может определить, какой способ изложения больше всего подходит для раскрытия темы эссе. В этом заключается творческий и индивидуальный характер работы.

Казалось бы, все понятно. Но не все так просто. Нельзя забывать, что преподавателю творческое задание по истории или обществознанию, выполненное в форме эссе, необходимо оценить - и оценить объективно. Необходимо совместить все, что было отмечено выше (свободная композиция, право на авторскую субъективность, образность и эмоциональность), с владением терминами и понятиями, приемами сравнения, сопоставления, аргументации, анализа, синтеза, умением иллюстрировать теорию фактами из общественной жизни и личного опыта.

Прежде всего, работу необходимо начинать с черновика. Обучающиеся порой не знают, что такое черновик, и пишут его как "беловой" (окончательный) вариант работы: тот же плотно исписанный лист, без полей и значков - одно отличие, что написан небрежно. Такой черновик не оставляет пространства для совершенствования текста, шлифовки мысли, не дает возможности работать творчески.

Как быть? Листы черновика полезно оставлять наполовину пустыми (широкие поля!), писать только на одной его стороне. Поля нужны, чтобы вносить исправления и дополнения в процессе перечитывания и правки первоначального текста. На обороте листа остается место для записи цитат, примеров, конкретизирующих мысль, и пр.

Важная "мелочь": первая запись и в черновике, и в окончательном варианте - это точная формулировка темы эссе. Тема - своего рода условие задачи, в которое, чтобы понять, нужно вдуматься. Тема, как правило, формулируется так, что предполагает не один "правильный" ответ, а множество решений. Вчитываясь в нее, обучающийся оказывается в том творческом пространстве, которое ею очерчено. Если отдельные слова, мысли (и даже в некоторых случаях формулировка в целом) будут повторены в тексте эссе, то не следует считать это недостатком. Главная задача - понять и раскрыть тему, а не "уйти" от нее.

Итак, тема выбрана, осознана, определенным образом понята. Как правило, темы эссе по обществознанию имеют проблемный, иногда дискуссионный характер и предлагаются в виде высказывания ученого, писателя, поэта, мыслителя. Чрезвычайно важно выделить основную идею автора высказывания и определить, в рамках какого раздела или темы обществоведческого курса ее следует рассматривать.

Полезно на черновике в свободной форме выписать все, что может понадобиться в эссе: понятия, противоречия, ассоциации, цитаты, примеры, тезисы, мнения, аргументы, имена, события. Словом, "дать себе волю", записать все, что кажется нужным, интересным, имеющим отношение к теме. Есть рациональное зерно в утверждении: "Писательство не в голове, а в кончиках пальцев".

Следующая задача - привести весь этот "хаос" в порядок, соотнести с темой, выбрать эффектную цитату, точную мысль, интересный факт, убедительный аргумент. Уверенное владение терминами и понятиями - первичное условие успеха при работе над эссе.

Самые ответственные части работы - вступление и заключение. Вступление фокусирует проблематику эссе, ставит ключевые вопросы, указывает на противоречия, выявляет обществоведческие аспекты темы. Заключением должна стать наиболее яркая мысль, подытоживающая, резюмирующая рассуждения.

Например, тема "У нас нет времени, чтобы стать самими собой" (А. Камю) предполагает, что обучающийся посвятит свое эссе проблемам самопознания, самосознания, самосовершенствования человека, рассмотрит особенности формирования "я-концепции", поставит экзистенциальные проблемы человеческого бытия. Говоря иначе, обратится к вопросам развития личности.

Тема "Не хлебом единым жив человек" ставит проблему

соотношения материальных и духовных потребностей человека, противоречий между ними. Это значит, что выписанные на черновик и вошедшие в окончательный текст понятия, термины, примеры, цитаты, аргументы должны быть так или иначе связаны с данной проблематикой.

Структура эссе определяется предъявляемыми к нему требованиями. Мысли автора эссе по проблеме излагаются в форме кратких тезисов (Т). Мысль должна быть подкреплена доказательствами - поэтому за тезисом следуют аргументы (А). Аргументы - это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса: один аргумент кажется неубедительным, три аргумента могут "перегрузить" изложение, выполненное в жанре, ориентированном на краткость и образность.

Таким образом, эссе приобретает кольцевую структуру (количество тезисов и аргументов зависит от темы, избранного плана, логики развития мысли):

вступление

тезис, аргументы

тезис, аргументы

тезис, аргументы

заключение

Заметим: вступление и заключение фокусируют внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

При написании эссе необходимо помнить о значении выделения абзацев, роли красных строк, логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

Внимание нужно обратить и на стиль изложения. Нельзя забывать, что эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.


2. Приемы, обеспечивающие творческое освоение понятийно-категориального аппарата курса обществознания

1. Философская оценка.

Этот прием позволяет конкретизировать умение узнавать и различать проблемы, самостоятельно выражать собственную точку зрения.

2. Категориальный анализ.

Это "перевод" текста на язык философских категорий. Прием позволяет определить присутствие философских законов и категорий в конкретных высказываниях, выявить формы и приемы мышления, умения общаться и анализировать. На язык философских категорий можно переводить пословицы, цитаты, отрывки из художественных произведений и пр.

3. Осознание проблемы и попытка ее разрешения.

Предлагается текст, в котором проблема содержится в неявном, неочевидном виде. Нужно увидеть эту проблему и аргументировать ее возможное решение.

4. Выявление и сравнение понятий, позиций авторов, точек зрения, мнений.

Результаты работы уместно оформить в табличном виде.

5. Построение философского предложения или текста.

Задача заключается в том, чтобы из предложенного набора обществоведческих терминов построить верное, осмысленное предложение.

6. Задания-игры.

Это загадки, кроссворды, чайнворды, анаграммы, криптограммы, лабиринты, магические квадраты и пр.

7. Ролевые задания.

Они предполагают освоение теоретического материала и его представление в игровой, персонифицированной форме. Цель состоит в овладении обучающимися новыми социальными ролями, усвоении культурного опыта.

8. Индивидуализированные рефлексивные задания.

Они направлены на опосредованный, косвенный самоанализ, самоцелеполагание, самопланирование и самоконтроль. Цели реализуются путем создания ситуаций "переноса" (своего рода описание воображаемой жизни и деятельности в заданном времени и в произвольном пространстве) и морального выбора, а также написания эссе или воображаемого диалога с мыслителем.

9. Создание ситуаций диалектико-логических противоречий.

Задания строятся на основе материала, заключающего в себе связь противоположностей. Необходимо отобрать соответствующий учебный материал, определить момент его включения в курс, определить конкретный тип ситуации (антиномии - непосредственной связи противоположных по смыслу высказываний; парадокса, при котором возникает противоречие между высказыванием и фактами действительности, хотя логическая правильность рассуждения сохраняется).

Параметры работы над написанием эссе:

  • понимание главной мысли задания нее развитие в эссе;
  • убедительную аргументацию своего мнения историческими фактами и теоретическими положениями;
  • круг источников информации использованных в эссе;
  • логическую стройность и завершенность рассуждений;
  • языковые и стилистические достоинства текста.

Процесс написания эссе

  1.  Изучите заданный теоретический материал.
  2.  Уясните особенности заявленной темы эссе.
  3.  Продумайте, в чем может заключаться актуальность заявленной темы.
  4.  Выделите ключевой тезис и определите свою позицию по отношению к нему.
  5.  Определите, какие теоретические понятия, научные теории, термины помогут вам раскрыть суть тезиса и собственной позиции.
  6.  Составьте тезисный план, сформулируйте возникшие у вас мысли и идеи.
  7.  Напишите эссе в черновом варианте, придерживаясь оптимальной структуры.
  8.  Проанализируйте содержание написанного.
  9.  Проверьте стиль и грамотность; проверьте текст на соответствие основным признакам:
  • тематическое, композиционное, стилистическое единство;
  • связность;
  • логичность;        

•        законченность.

10.        Внесите необходимые изменения, напишите окончательный вариант.

Критерии оценивании эссе по обществознанию

При оценке ответа необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
  2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
  3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
                                                Заключение

Как уже было сказано выше, преподавателю необходимо оценить творческую работу, в том числе с точки зрения полученных обучающимися знаний. Именно поэтому формой и способом диагностики результатов деятельности в данном случае выступает поэлементный анализ текста эссе. Критериями оценивания выступают: характер использования обществоведческих терминов и понятий; выражение собственного мнения; аргументация; осознание проблемы и самостоятельность ее решения.

Желаю творческих успехов!


Список источников

http://teacher.syktsu.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока "Учимся писать эссе по обществознанию"

Данный урок посвящен формированию  умения написания эссе...

Методические рекомендации "Как правильно написать и оформить реферат"

Одной из форм самостоятельной работы обучающихся является написание реферата по предмету. Для многих обучающихся является проблемой составление и оформление реферата. Даное методическое пособие в дост...

Методические рекомендации по работе с эссе на уроках биологии.

Совершенствование учебного процесса в современной школе может быть достигнуто путём придания ему творческой направленности, создания технологий творческой направленности, создания технологий тво...

Как правильно написать эссе по обществознанию

Материал преднозначен для подготовке е ЕГЭ по обществознанию....

Как написать эссе по обществознанию. Опыт учителя и эксперта

Все больше детей выбирают именно обществознания в качестве выпускного экзамена, предлагаю свой опыт в работе над эссе....

КАК ПРАВИЛЬНО НАПИСАТЬ ЭССЕ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

для написания эссе по общесту для выпусников школ...

рекомендации по работе с эссе по обществознанию

Краткое описание этапов выполлнения задания №29 по обществознанию...