Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс)
Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodich._rekomend._po_napisaniyu_esse.doc | 91 КБ |
temy_dlya_esse.docx | 14.84 КБ |
pamyatka_esse.docx | 12.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по подготовке учащихся к написанию эссе по обществознанию.
Новая форма итоговой аттестации учащихся вызывает бурю споров. Мнение сторонников ЕГЭ, считающих, что это наиболее объективный способ проверки знаний сталкивается с противоположной точкой зрения, согласно которой экзамен по гуманитарным предметам превращается в механическое угадывание, в процессе которого абсолютно не проверяется монологическая речь учащихся, их умение дискутировать, отстаивать собственную точку зрения. Следует отметить, что каждая из точек зрения имеет под собой веские основания.
И все же не совсем правы те, кто считает, что экзамен в форме ЕГЭ оставляет вне поля зрения такие компетенции учащихся как аргументация своего мнения, построение логических выводов и умозаключений. Именно эссе позволяет ребенку проявить эти навыки, раскрыться как личность, гражданин, показать неординарность мышления.
Умение писать эссе необходимо и с практической точки зрения. Так, например, ежегодно в бизнес - школы поступают тысячи абитуриентов. Конкурс на место варьируется от 2 до 5 человек. Все они по-своему успешные люди, у всех есть определенные достижения и у всех сданы необходимые тесты. Как среди такого многообразия выбрать лучших? В этом и помогает эссе. То, как кандидат сумел себя подать, как описал свои достижения и промахи, позволяет членам принимающей комиссии определить, достаточно ли хорош этот человек для бизнес - школы.
Успешно написать эссе может лишь ученик, знания, умения и навыки которого полностью соответствуют предъявляемым к ним требованиям. Он способен применять обществоведческие знания в новой, незнакомой ситуации, имеет собственную позицию по ключевым проблемам курса и умеет убедительно, аргументировано её излагать и отстаивать, высказывать собственные оценки, формулировать целостные высказывания.
И задача педагога - научить ребенка этому. Сделать это за короткое время практически невозможно. Поэтому приступать к работе необходимо уже в 8 классе.
Существуют рекомендации ученых-обществоведов, преподавателей ВУЗов: М.Ю. Брандта, Е.В. Киприяновой, Л.В. Мостяевой, Н.Л. Карнаух, Т.Г. Цитович, помогающих учителю проводить работу в этом направлении, однако, они достаточно разрознены. Основываясь на их работах, попытаемся систематизировать методические рекомендации по написанию эссе по обществознанию.
Итак, начнем с главного - что же такое эссе?
1.Что такое эссе.
Слово «эссе» пришло в русский язык из французского и переводится как «опыт, проба, попытка, набросок, очерк».
Самое знаменитое (и, по мнению литературоведов, первое по времени написания) произведение данного жанра трехтомное сочинение французского философа-скептика XVI в. Мишеля Монтеня (1533-1592) русскоязычным читателям известно под названием «Опыты».
В XVIII-XIX веках эссе - один из ведущих жанров английской и французской журналистики. Развитию эссеистики содействовали Дж. Аддисон и Р. Стил, Г. Филдинг и С. Джонсон, Дидро и Вольтер, Лессинг и Гердер. Э. стало основной формой философско-эстетической полемики у представителей романтизма (Г. Гейне, Р. У. Эмерсон, Г. Д. Торо). Наиболее глубоко жанр эссе укоренился в английской литературе: Т. Карлейль, У. Хэзлитт, М. Арнолд; М. Бирбом, Х. Беллок, Г. К. Честертон - в XX[ в. Их лучшие образцы - импровизированное, скрыто диалогизованное обращение к широкому читателю.
В XX в. эссеистика переживает расцвет; крупнейшие прозаики, поэты, философы обращаются к жанру эссе в целях популяризации достижений естественнонаучной мысли и сближения разных кругов читателей.
Что же такое эссе? Вот какие определения предлагают толковые словари и энциклопедии.
В «Толковом словаре иноязычных слов» Л.П.Крысина читаем: «Эссе - очерк, трактующий какие-нибудь проблемы не в систематическом научном виде, а в свободной форме».
«Большой энциклопедический словарь» дает развернутое определение: «Эссе - жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь».
«Краткая литературная энциклопедия» уточняет: «Эссе - прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так или иначе, с нею связанные».
Таким образом, эссе - это сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией, выражающее индивидуальные впечатления, соображения по конкретному вопросу, проблеме и заведомо не претендующее на полноту и исчерпывающую трактовку предмета.
Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо и может иметь философский, историко-биографический, публицистический, литературно-критический, научно-популярный или чисто беллетристический характер.
Эссе предполагает выражение автором своей точки зрения, субъективной личной оценки предмета рассуждения, дает возможность нестандартного (творческого), оригинального освещения материала; часто это разговор вслух, выражение эмоций и образность.
Итак, во всех представленных определениях названы некоторые признаки, по которым тот или иной текст может быть отнесен к жанру эссе. Обратившись к специальной литературе, посвященной этой проблеме, мы получим их относительно полный перечень.
2.Особенности эссе как литературного жанра.
1. Наличие конкретной темы или вопроса.
Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в жанре эссе. Тема эссе всегда конкретна, некоторые исследователи говорят о том, что она имеет частный характер. Таковы, например, темы эссе М.Монтеня: «О старости», «О славе», «О самомнении», «О книгах», «О дурных средствах, служащих благой цели», «Против безделья», «О большом пальце руки» и др.
2. Личностный характер восприятия проблемы и ее осмысления.
Эссе — жанр субъективный, оно интересно и ценно именно тем, что дает возможность увидеть личность автора, своеобразие его позиции, стиля мышления, речи, отношения к миру.
3. Небольшой объем.
Каких-либо жестких границ, конечно, не существует, но даже самый красноречивый эссеист, как правило, ограничивает свое сочинение двумя-тремя десятками страниц (при этом бывает достаточно и одного листа, нескольких емких, побуждающих к размышлению фраз).
4. Свободная композиция.
Это важная особенность эссе. Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом «Все — наоборот!».
5. Непринужденность повествования.
Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне «строгих» построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.
6. Парадоксальность.
Эссе призвано удивить читателя - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Более того, эссе рождается из удивления, которое возникает у автора при чтении книги, просмотре кинофильма, в разговоре с другом. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко являются афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее, на первый взгляд, бесспорные, но взаимно исключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы. Такова, например, тема эссе «Похвала скуке» Иосифа Бродского.
7. Внутреннее смысловое единство.
Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.
8. Открытость.
Эссе при этом остается принципиально незавершенным — не в том смысле, что автор останавливается на полуслове и намеренно не высказывает своего мнения до конца, а в том, что он не претендует на исчерпывающее ее раскрытие, на полный, законченный анализ.
Таковы некоторые особенности, которые свойственны эссе как литературному жанру.
3. Разновидности эссе.
Исследователи выделяют следующие разновидности эссе.
С точки зрения содержания, эссе бывают философскими, литературно-критическими, историческими, художественными, художественно-публицистическими, духовно-религиозными и др.
По литературной форме эссе предстают в виде рецензии, лирической миниатюры, заметки, странички из дневника, письма, слова и др.
Различают также эссе описательные, повествовательные, рефлексивные, критические, аналитические и др. В данном случае в основу положены композиционные особенности произведения, выполненного в жанре эссе.
Наконец, предложена классификация эссе на две большие группы: личностное, субъективное эссе, где основным элементом является раскрытие той или иной стороны авторской личности, и эссе объективное, где личностное начало подчинено предмету описания или какой-то идее. Экзаменационное эссе по обществознанию, бесспорно, принадлежит ко второй группе.
4.Отличие эссе по обществознанию от эссе по литературе или по истории.
«Эссе по обществознанию представляет собой творческое мини-сочинение по конкретной проблеме, имеющей отношение к одной из базовых обществоведческих наук. Учащийся должен кратко изложить свой взгляд на проблему и обосновать его, обратившись к соответствующим обществоведческим терминам и понятиям, теоретическим положениям и выводам. А также к фактам, почерпнутым из социального или личного опыта.» (ЕГЭ 2008. Обществознание. Репетитор. Москва, «Эксмо» 2008г. стр.149)
5.Структурная схема эссе
К структуре экзаменационного эссе строгих, формализованных требований не предъявляется. По крайней мере, их нет в рассмотренных критериях оценивания. Отметим, что своеобразие эссе как литературного жанра проявляется, в частности, в его композиционной свободе. Однако, данное утверждение нуждается в корректировке, если речь идет о письменной работе в рамках ЕГЭ по обществознанию. Выбор между композиционной свободой, подчеркивающей художественные достоинства сочинения, и строгой структурой, позволяющей четко высказать и аргументировать личную позицию автора, должен быть сделан в пользу последнего.
Безусловно, ни в коей мере не следует ограничивать творческую свободу ребенка. Наши рекомендации для тех учащихся, кто испытывает затруднения в построении логических рассуждений. Дети, обладающие неординарными творческими способностями в этой области, могут в полной мере проявить их при написании эссе.
Рекомендуемая структура экзаменационного эссе
Элемент структуры | % к общему объему работы |
Начало (актуализация заявленной темы эссе) | 20% |
Тезис Три аргументированных доказательства (опровержения) тезиса, выражающих ваше личное мнение (вашу позицию) и имеющих в своей основе научный подход. Переформулировка тезиса | 60% |
Вывод, содержащий заключительное суждение (умозаключение) | 20% |
Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе.
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС - формулой:
П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...
О - Объяснение — Потому что…
П - Пример, иллюстрация — Например, ...
С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ...
Для облегчения работы по подготовке учащихся к написанию эссе предлагаем различные варианты клише, которые уместно использовать в экзаменационной работе.
Вступление
| Я согласен с данным мнением… Я не разделяю подобную точку зрения… Нельзя не согласиться с мнением … Поражает глубина мысли великого… Удивляет нестандартный подход к проблеме… Эта фраза заставляет задуматься над… Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Эта емкая фраза заставляет переосмыслить… Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению… Я не могу присоединиться к этому утверждению… |
Основная часть. | Существует несколько подходов к данной проблеме… С незапамятных времен бытовало мнение… Посмотрим на проблему с другой стороны… Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,… Рассмотрим несколько подходов... Например,… Проиллюстрируем это положение следующим примером ... Для полемического эссе: С одной стороны, ... С другой стороны,… Следует отметить… Необходимо заметить… |
Заключение | Исходя из вышесказанного… Подводя итог размышлениям… Таким образом,… Подведем общий итог рассуждению... Итак,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания... Вот почему я согласен с мнением… Резюмируя сказанное, следует отметить… |
6. Методические приёмы формирования умений и навыков написания эссе.
1. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАПИСАНИЯ ЭССЕ.
Умения и навыки написания эссе по обществоведению, как показывает опыт, закладываются в основной школе в 8-9 классах и окончательно формируются в старшей школе.
Основная школа: 8 - 9 классы.
1.Обучение развернутому ответу с элементами аргументации посредством приема незаконченного предложения»: «Я считаю (думаю и др,), что..., так как...»
2.Введение понятий «тезис», «аргумент»
3.Обучение подбору аргументов в поддержку и опровержение какого-либо положения, позиции и т.д. с опорой на изученные обществоведческие понятия и термины
4.Обучение приемам аргументации собственной позиции в ходе ведения учебных дискуссий
Старшая школа: 10 -11 классы.
1.Введение понятия «эссе», определение его существенных характеристик
2.Определение структуры эссе
3.Определение требований к содержанию эссе
4.Отработка навыка написания эссе.
2. Прием «незаконченного предложения».
В 8 классе, приступая к преподаванию курса «Введение в обществознание», каждый учитель, как правило, принимает во внимание, что у учащихся навык развернутого аргументированного ответа еще не сформирован на достаточном уровне. Большинство учеников испытывают затруднения при формулировании ответа, который чаще всего бывает односложным. Между тем развернутое аргументированное суждение — необходимый элемент эссе.
На помощь учителю приходит прием «незаконченного предложения», использовать который возможно на различных этапах урока в соответствии с поставленными целями. Хотелось бы обратить внимание на применение данного приема при работе с вопросами и заданиями, предложенными авторами учебника и ориентированными на актуализацию жизненного опыта учащихся, что особенно значимо на начальном этапе изучения обществознания.
Приведем примеры. При изучении § 1 в работе с вопросом 7 («Какие из рассмотренных человеческих качеств вы цените более всего?»2) уместно предложить учащимся своего рода шаблон ответа: «Из рассмотренных человеческих качеств я ценю более всего...., так как...». Аналогичным образом при обсуждении задания 4 к § 4 («Человек совершает хороший поступок в расчете на вознаграждение. Можно ли оценить этот поступок как нравственный? Почему вы так думаете?»3) восьмиклассникам предлагается следующая схема построения ответа: «Я думаю, что такой поступок можно оценить как..., потому что...».
При введении данного приема впервые желательно, чтобы учитель первым выразил свое мнение по рассматриваемому вопросу, построив предложение по заданному «шаблону»: это не только служит образцом выполнения задания, но и позволяет создать столь необходимую на уроке обществознания атмосферу доверия, доброжелательности, сотрудничества.
Учащиеся, как правило, довольно быстро, в течение 5-6 уроков, осваивают предложенный эталон ответа и без особых затруднений переносят его на задания более высокого уровня сложности (например, на задания, предлагающие дать суждения по предложенному высказыванию, ситуации и др.).
По мере освоения учащимися данной формы развернутого ответа вводятся понятия «тезис», «аргумент». Схема первичной отработки вводимых понятий предполагает следующий алгоритм учебной деятельности:
1) ученикам предлагается выполнить письменно задание по изучаемой теме по уже освоенному ими «шаблону» «незаконченного предложения»;
2) введение непосредственно самих понятий «тезис», «аргумент» (возможно, в занимательной форме);
3) учащимся предлагается в своих ответах выделить тезис и аргумент (возможен обмен тетрадями, если ранее применялись и детьми приняты формы взаимопроверки);
4) обсуждение полученных результатов с обязательным словесным поощрением и при необходимости с корректировкой (желательно привлечение мнения одноклассников);
5) в качестве домашнего задания предлагается письменно выполнить 1-2 задания из изучаемой темы (обязательно на выбор), предполагающих конструирование ответа по шаблону, и выделить в ответе тезис и аргумент (аргументы).
3. Обучение подбору аргументов.
Следующий этап предполагает обучение подбору аргументов для поддержки и опровержения какого-либо положения, позиции с опорой на изученные обществоведческие понятия и с использованием терминологии.
Первоначально для выполнения задания учащимся предлагается использовать в ответе определенный учителем круг понятий и терминов.
Так, при выполнении задания 1 к § 20:«Какой точки зрения вы придерживаетесь: «Человек живет, чтобы трудиться» или «Человек трудится, чтобы жить»? Свою точку зрения объясните», учащимся предлагается использовать в ответе следующие понятия и теоретические обобщения: «человек — существо биосоциальное»; «трудовая деятельность»; «самореализация личности»; «материальные потребности»; «социальные потребности»; «ценностные ориентации».
Предложенный перечень понятий и терминов уже сам по себе является стимулом к активной мыслительной деятельности ученика, к привлечению его собственного жизненного опыта или известных примеров. Впервые задание такого характера целесообразно дать на дом с последующим разбором на уроке. Далее в процессе учебной деятельности возможно применение различных приемов и форм учебной работы в целях дальнейшего закрепления осознанного использования в ответе понятий и терминов. Возможна, например, постановка следующих опережающих заданий на дом:
1) произвести подбор понятий и терминов, с помощью которых можно раскрыть суть предлагаемого суждения или афоризма;
2) произвести подбор суждений, афоризмов по изучаемой теме.
В первом случае на уроке эффективны различные варианты организации учебной деятельности: каждый ученик работает со своей «домашней заготовкой»; происходит обмен «домашними заготовками» между учащимися; если отработан навык групповой работы, возможна организация работы в группах. При использовании второго задания на уроке при различных вариантах организации учебной деятельности фактически пишется эссе (необходимо сразу же объявить учащимся, что данный вид работы ограничен по времени и объему).
Далее обучение приемам аргументации собственной позиции проводится в ходе учебных дискуссий. Желательно (при наличии резерва учебного времени) отвести один урок на более подробное ознакомление учащихся с понятием «дискуссия», формами и методами, правилами ее ведения на основе рекомендаций для учащихся, предложенных в рабочей тетради «Введение в обществознание» (8 класс).
4. Коллекционирование клише.
В качестве одного из вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях – рассуждениях. Такую «копилку» можно собирать вместе с учащимися. (См. выше)
5.Составление портфолио ученических эссе.
Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по обществознанию и праву. Принципы подбора работ могут быть самыми разными:
-это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);
-портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);
7.Требования, предъявляемые к эссе
1.Эссе должно восприниматься как единое целое, идея должна быть ясной и понятной.
2.Эссе не должно содержать ничего лишнего, должно включать только ту информацию, которая необходима для раскрытия вашей позиции, идеи.
3.Эссе должно иметь грамотное композиционное построение, быть логичным, четким по структуре.
4.Каждый абзац эссе должен содержать только одну основную мысль.
Эссе должно показывать, что его автор знает и осмысленно использует теоретические понятия, термины, обобщения, мировоззренческие идеи.
6. Эссе должно содержать убедительную аргументацию заявленной по проблеме позиции.
8. Алгоритм написания эссе:
Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.
Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:
а) интересна вам;
б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;
в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.).
Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).
Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.
Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.
Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву — знание современного законодательства и т.д.).
Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).
Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.
Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).
Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.
Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.
9.На что стоит обратить внимание при написании эссе.
1. Стоит заметить, что в гуманитарном образовании не существует абсолютно правильных или неправильных ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.
2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.
3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:
4.способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;
5.способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
6.умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;
7.умение понимать аналитические подходы и модели;
8. готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.
4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.
10.Чего следует избегать при написании эссе:
1. Непонимания сути заявленной темы.
2. Отсутствия структурированности в изложении.
3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).
4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).
5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.
6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.
7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.
8. Повторов без необходимости.
Литература:
1. Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе.-2004.- № 1.-С. 26-38
2. Забродина Н.П. Что такое эссе по экономике // Экономика в школе.- 200.-№ 1.-С.58 - 66
3. Киприянова Е. В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»?// Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.- № 9.-С. 44 – 47
4.Мостяева Л.В. Технология подготовки учащихся к написанию творческих работ.//Преподавание истории в школе.-2006.-№7.-С.12-19
5. Руденко Г. Л. Пишем творческое эссе.// Мастер - класс.-2005.- № 3.- С. 13-17
6. Цитович Т.Г.Формирование умений написания эссе на уроках обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе.-2003.- № 7.-С. 71 -75
.
Предварительный просмотр:
Темы для эссе
Философия
.1.«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф.Ницше).
2.«Ученье без размышления есть потеря времени, размышление без учения опасно» (Конфуций).
3.«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние» (Г. Адаме).
4. «Гений — это способность к бесконечному труду» (Т. Г. Гексли).
5. «Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить, как человек, а в том, что человек начнёт мыслить, как компьютер» (С. Д. Харрис).
6. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б. Шоу).
7. «Человек имеет свободу выбора, в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский).
.8. «Человек вне общества — либо Бог, либо зверь»(Аристотель).
9. «Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека).
10. «Будьте внимательны к своим мыслям — они начало поступков» (Лао-Цзы).
11. «Наука — это истина, помноженная на сомнение» (П. Валери).
12. «Деятельность — единственный путь к знанию» (Б. Шоу).
13. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский).
14. «Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств» (Ф. Патрици).
15.«Человек — не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он ещё не является тем, чем может стать и чем он, возможно, ещё станет» (Э. Фромм).
16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников).
17. «Чтобы глаза были красивые — они должны излучать добро, а чтобы губы были красивыми — говорите добрые слова» (О. Хепбёрн).
18. «Прогресс— отец проблем» (Честертон).
19. «Прогресс — стремление к возведению человека в человеческий сан» (Н.Г. Чернышевский).
20. «Мы столько можем, сколько знаем. Знание — сила» (Ф. Бэкон).
Социальная психология
29. «Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни» (Платон).
22. «Куда полезнее изучать не книги, а людей» (Ларошфуко).
23. «Люди, как облака. По отдельности интересны и загадочны, а соберутся в тучу — жди грозы!» (С. Балакин).
24. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Ж. Ж. Руссо).
25. «Вопрос воспитания для современных обществ — вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее» (Э. Ренан).
26. «Нет более ничтожного, глупого, презренного, жалкого, себялюбивого, злопамятного, завистливого и неблагодарного животного, чем Толпа» (У. Хэзлитт).
27. «Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы» (В. Швебель).
28. «Всё великое в мире совершалось только благодаря гению и твердости одного человека, оорющегося против предрассудков» (Вольтер).
«Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности» (Ф.Ларошфуко).
30. «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные силы, способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство» (А.Н.Толстой).
31. «Алкоголизм даёт больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война» (У. Гладстон).
32. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность — отстаивают» (А.Г. Асмолов).
33. «Личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А.Н. Леонтьев).
34. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).
35.«Сколько языков ты знаешь — столько раз ты человек» (народная пословица).
36. «Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперёд, а не назад» (Н. Бердяев).
37. «Нация — это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Пауэр).
38.«Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон).
39.«Большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истин, нелегко поддающихся открытию, по той причине, что на такие истины на-толкнётся скорее отдельный человек, чем целый народ» (Р. Декарт).
40.«Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах» (Ф. Бэкон).
Предварительный просмотр:
Начинать эссе целесообразно с ясного и четкого определения личной позиции. В следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе.
Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться так называемой ПОПС - формулой:
П - Положение (утверждение) — Я считаю, что ...
О - Объяснение — Потому что…
П - Пример, иллюстрация — Например, ...
С - Суждение (итоговое) — Таким образом, ...
Для облегчения работы по подготовке учащихся к написанию эссе предлагаем различные варианты клише, которые уместно использовать в экзаменационной работе.
Вступление
| Я согласен с данным мнением… Я не разделяю подобную точку зрения… Нельзя не согласиться с мнением … Поражает глубина мысли великого… Удивляет нестандартный подход к проблеме… Эта фраза заставляет задуматься над… Для меня эта фраза является ключом к пониманию... Выбор данной темы продиктован следующими соображениями... Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание... Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что... Эта емкая фраза заставляет переосмыслить… Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению… Я не могу присоединиться к этому утверждению… |
Основная часть. | Существует несколько подходов к данной проблеме… С незапамятных времен бытовало мнение… Посмотрим на проблему с другой стороны… Во-первых, ... во-вторых, ... в-третьих,… Рассмотрим несколько подходов... Например,… Проиллюстрируем это положение следующим примером ... Для полемического эссе: С одной стороны, ... С другой стороны,… Следует отметить… Необходимо заметить… |
Заключение | Исходя из вышесказанного… Подводя итог размышлениям… Таким образом,… Подведем общий итог рассуждению... Итак,… Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания... Вот почему я согласен с мнением… Резюмируя сказанное, следует отметить… |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология подготовки учащихся к написанию эссе по обществознанию
Материал содержит общие рекомендации для учителя, памятки для учащихся, клише для написания эссе...
Методическая разработка "Подготовка учащихся к написанию эссе в ходе обобщающего повторительного курса "Обществознания" для подготовки к Единому государственному экзамену.
Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию....
Методические рекомендации по подготовке учащихся 11-х классов к написанию итогового сочинения.
Для подготовки к написанию сочинения предлагаю практический материал, который может быть полезен для проведения занятий со старшеклассниками, а именно разные формы вступления....
«Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания»
laquo;Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания»«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, э...
Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания
Технология подготовки учащихся к написанию эссе на уроках обществознания«Хорошо писать – это в то же время хорошо мыслить, хорошо чувствовать и хорошо передавать, это иметь ум, д...
Система упражнений и методических приёмов для подготовки учащихся к написанию эссе на английском языке
Из практики преподавания.Теоретические и практические приемы работы по формированию писменной языковой компетентности. Практическая цель - подготвка учащихся к написанию эссе-рассуждения на английском...
Методические рекомендации «Система подготовки учащихся к написанию сочинения (9.3) в формате ОГЭ по русскому языку»
Аннотация: в данной работе содержатся методические рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в формате ОГЭ, представлена система работы по формированию навыков на...