Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках истории и обществознания
статья по обществознанию на тему
Предварительный просмотр:
Суди себя сам. Это самое трудное. Себя судить куда труднее, чем других.
Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр.
А. Сент – Экзюпери.
Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках истории и обществознания
Теоретические подходы к понятию «самоконтроль»
«Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова и М.Ю.Шведовой:
Самоконтроль - это контроль над своими действиями и поступками.
«Психолого-педагогический словарь»:
Самоконтроль – осознание и оценка субъектом собственных действий психических процессов и состояний, предполагающие наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях.
«Большой толковый психологический словарь»:
Самоконтроль - контроль за собой; предназначается для способности контролировать импульсивность, тормозя непосредственное сиюминутные желания; его доминирующая составляющая – подавление или торможение.
«Российская педагогическая энциклопедия»:
Самоконтроль – это сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями
Педагоги И.В. Тухман и А.Г. Пачина:
Самоконтроль – это компонент учебной деятельности или способность к самостоятельной организации и регуляции деятельности, прежде всего учебной.
С введением ФГОС формирование у учащихся самоконтроля и самооценки становиться необходимой частью образовательного процесса.
Одним из важных качеств в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью и развитием своих мыслительных способностей, я считаю развитие у учащихся потребности в самоконтроле и критической самооценке себя и своих действий.
Потребность в самоконтроле и критической самооценке вызывает познавательную активность ученика, заставляет его активно и самостоятельно мыслить.
Важнейшей предпосылкой для этого считаю создание психологического комфорта для приобретения знаний учащимися и самовыражения. Компонентами положительной психологической атмосферы являются: взаимоуважение, взаимопонимание, взаимообогащение учителя и ученика. При любых продвижениях ученика в изучении моего предмета не скуплюсь на положительные эмоциональные отзывы и поощрения. Стараюсь вселить в них уверенность в себе, своих способностях.
Поддерживаю положительный настрой разнообразными видами деятельности.
- Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя.
Для этого учитель должен:
- ознакомить учащегося с нормами и критериями оценки знаний, умений, навыков;
- Сообщить учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль;
- Выставляя ту или иную оценку объяснять её, исходя из критериев оценивания.
- Ученик должен научиться наблюдать и анализировать деятельность своих товарищей
Взаимопроверка – хорошая школа самоконтроля, т.к. обнаружить ошибки в работе товарища по парте гораздо легче, чем в своей, а полученные навыки контроля ученик перенесёт на свою деятельность (самоконтроль).
- Учащийся должен научиться осуществлять наблюдение за своей учебной деятельностью, выполняя её самоанализ, самоконтроль и самокоррекцию.
От этого зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности со стороны учителя.
Я хочу вам показать выполнение самооценки на различных этапах урока. Приведу примеры с уроков.
Для самооценки учащихся на разных этапах урока я использую «Волшебные линеечки» Галины Анатольевны Цукерман
«Волшебные линеечки”
Волшебные линеечки”, описанные Г.А. Цукерман являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
- позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как “успешного”);
- удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
- помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления
Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....
Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики
Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у обучающихся навыка самоконтроля. В связи с этим студенты не всегда умеют предупреждат...
Творческий отчет "Применение ИКТ как один из путей формирования творческих способностей и использования здоровьесберегающих технологий на уроках истории и обществознания"
В докладе сделан акцент на применение ИКТ - технологий при разработке проектной деятельности на уроке истории и обществознанию....
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки
Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках английского языка...
«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
Презентация знакомит с методами и приемами формирования у обучающихся самооценкию....
Формирование у обучающихся навыков работы с информацией на уроках английского языка
Одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие информационно-коммуникативных способностей.Основная цель изучения иностранного языка в средн...
Обобщение педагогического опыта "Формирование навыков критического мышления у обучающихся через интерактивные формы обучения на уроках истории и обществознания"
Обобщение педагогического опыта учителя истории и обществознания...