«МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ»
методическая разработка по истории ( класс) на тему

Доброгорская Елена Викторовна

Презентация знакомит с методами и приемами формирования у обучающихся самооценкию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАСТЕР-КЛАСС «МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ» АВТОР : Доброгорская Елена Викторовна, учитель истории и обществознания, первой квалификационной категории

Слайд 2

ЦЕЛЬ МАСТЕР- КЛАССА. Представить опыт собственной педагогической деятельности по формированию у обучающихся умений и навыков самоконтроля и самооце нки.

Слайд 3

ЗАДАЧИ МАСТЕР-КЛАССА : познакомить с основным методами и приемами формирования умений и навыков самоконтроля и самооценки обучающихся на уроках; показать приёмы организации деятельности обучающихся по самоконтролю и самооценки на разных этапах урока, на примере урока истории; побудить педагогическую общественность к реализации контрольно- оценочной функции обучающихся в практике своих уроков; познакомить с методикой отслеживания уровня сформированности у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки собственной образовательной деятельности.

Слайд 4

НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, НОРМАТИВНО ОПРЕДЕЛЕНА в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования; рабочей программе по предмету в 5 классе ФГОС; в 6-9 классах ФК ГОС.

Слайд 5

САМООЦЕНКА? Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. А.Н. Леонтьев Самооценка является центральным, ядерным образованием личности, через призму которого так или иначе преломляются все линии личностного развития. Л.И.Божович Самооценка – компонент деятельности, не связанный с выставлением себе отметок, а с процедурой оценивания, т.е. самостоятельное соотношение достигнутых результатов с планируемыми целями. Якиманская И.С

Слайд 6

КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ. Качественные критерии. Количественные характеристики. По содержанию . По содержанию. По деятельности. По деятельности.

Слайд 7

КРИТЕРИИ САМООЦЕНКИ. По содержанию. По деятельности. Я знаю основные термины. Я знаю основные события. Я умею формулиро вать проблему. Я умею составлять алгоритм действий. По содержанию. По деятельности. 1)Бальная система (за каждый критерий 1-балл) max балл-100% 76%-100%-отметка «5», и т.д. 2) Накопительная система Правильный ответ: + Неправильный ответ: - Отметка «5» - все верно (max) число «+»- По деятельности: Владею: + Частично владею: +- Не владею: - Качественные критерии. Количественные характеристики.

Слайд 8

Какими методами и приемами должен владеть учитель, чтобы помочь ребенку сформировать навыки самооценки и самоконтроля? Каковы этапы формирования самооценки и самоконтроля? На каком этапе урока можно использовать приемы формирующие самооценку? Как закрепить и проверить сформированность данного УУД?

Слайд 9

МЕТОДЫ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ: ПРОБЛЕМНЫЙ, МЕТОД ПРОЕКТОВ, ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВЫЙ, «МОЗГОВОЙ ШТУРМ», ЭВРИСТИЧЕСКИЙ. Приемы самоконтроля : - сверка с написанным образцом; - сверка с готовым ответом или выполненным заданием в учебнике; - коллективное выполнение задания и коллективная проверка; - подбор нескольких способов выполнения задания и выбор самого рационального; Самоконтроль — это умение сопоставлять результат своего труда с эталоном.

Слайд 10

ПРИЕМЫ САМООЦЕНКИ : прием «волшебные линеечки» ( изобретение оценочных шкал школьниками); прием «задания-ловушки» (готовые «ловушки» на рефлексию освоения способа действия); прием «составление заданий с ловушками» (определение или видение возможных ошибкоопасных мест или мест, имеющих разные варианты решений и т.п.) ;

Слайд 11

ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ. 1-й этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. 2-й этап: Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей. 3-й этап: Ученик должен овладеть навыками и умениями самоконтроля и самооценки собственной учебной деятельности.

Слайд 12

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ. Составить рассказ о князе, от имени человека жившего на Руси в Х веке. Должны быть использованы слова и выражения: Без стола помощника. Вспыльчивость, гневливость, мстительность, алчность, безжалостность к врагам, 862 г., 945 г., дважды за данью пришел, месть древлянам. Со столом помощником. Князь Олег захватил Киев убив…, Князь Игорь дважды пришел за данью…Княгиня Ольга убила 5000 древлян… (оговариваем критерии оценивания)

Слайд 13

7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ. Заполните пропуски в тексте. После гибели в … году князя Святослава Киевом управлял ….. В 97? году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями Владимир заманил ….. на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». По летописи Владимир воцарился на киевском престоле в …. году. С именем великого князя Владимира Святославича связано выдающееся событие в истории нашей страны: принятие ……Которое произошло в ….. году, князь принял крещение в городе …..За добрые дела Владимира, народ назвал …. Без стола помощника./ Со столом помощником. (оговариваем критерии оценивания)

Слайд 14

ИУП Индивидуальный учебный план.

Слайд 15

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Класс Кол-во обучающихся Уровень сформированности умения контролировать процесс и результат решения учебной задачи (в %) I II III IV V VI нач. года полуг. нач. года полуг. нач. года полуг. нач. года полуг. нач. года полуг. нач. года полуг. 6а 24 - - 13% 10% 43% 43% 26% 29% 16% 16% 2% 2% 6б 28 1% - 11% 10% 47% 49% 24% 25% 13% 13% 3% 3% 6в 26 8% 6% 40% 40% 36% 38% 14% 15% 2% 2% - - 6г 19 9% 8% 41% 40% 29% 31% 21% 20% - - - -

Слайд 16

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ КОНТРОЛИРОВАТЬ ПРОЦЕСС И РЕЗУЛЬТАТ РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (% ). Вывод: max количество обучающихся 6 классов умеют контролировать процесс и результат решения учебной задачи на уровнях II - III снижение I уровня сформированности умения контролировать процесс и результат решения учебной задачи (в сравнении по полугодиям); превышение II - IV уровней сформированности умения контролировать процесс и результат решения учебной задачи (в сравнении по полугодиям); стабильность по V - VI (в сравнении по полугодиям)

Слайд 17

ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Класс Кол-во обучающихся Уровень сформированности умения оценить меру своего продвижения в решении учебной задачи (в %) I II III IV V VI нач. года полуг. нач. года полуг. нач. года полуг. нач. года полуг. нач. года полуг. нач. года полуг. 6а 24 - - 13% 11% 43% 42% 26% 29% 16% 16% 2% 2% 6б 28 2% 1% 11% 9% 47% 49% 24% 25% 13% 13% 3% 3% 6в 26 11% 9% 37% 37% 36% 38% 14% 15% 2% 2% - - 6г 19 9% 8% 41% 40% 29% 31% 21% 20% 1% - - -

Слайд 18

УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ УМЕНИЯ ОЦЕНИТЬ МЕРУ СВОЕГО ПРОДВИЖЕНИЯ В РЕШЕНИИ УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ. (% ). Вывод: max количество обучающихся 6 классов умеют оценить меру продвижения в решении учебной задачи на уровнях II - III снижение I уровня сформированности умения оценить меру продвижения в решении учебной задачи (в сравнении по полугодиям); превышение II - IV уровней сформированности умения оценить меру продвижения в решении учебной задачи (в сравнении по полугодиям);

Слайд 19

РЕФЛЕКСИЯ В ФОРМЕ СИНКВЕЙН А: Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) — это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна. 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл. 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Большое спасибо за работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование у обучающихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики

Актуальность проблемы обучения самоконтролю заключается в практическом не использовании формирования у обучающихся  навыка самоконтроля. В связи с этим студенты не всегда умеют предупреждат...

Приемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления

педагогическая концепция учителя истории и обществознанияПриемы технологии развития критического мышления на уроках истории как метод формирования исторического мышления.Главной целью своей педагогиче...

методы и приемы формирования у школьников интереса к изучению истории

План Введение Глава I  Теоретические основы формирования интереса к предмету        1.1 Психолого-педагогические подходы к изучению проблемы формирова...

Публичная презентация опыта «Инновационные направления деятельности педагога в процессе обучения «Технологии» и разработке методического инструментария и приемов деятельности для формирования самоконтроля и самооценки учащихся»

Обеспечение   качественной организации образовательного процесса на основе эффективного использования инновационных  образовательных технологий, в том числе дистанционных в рамках препо...

Методы и приемы ознакомления с новым материалом на уроках истории и обществознания

Современное образование, определяя свои основные задачи при подготовке выпускника, в приоритет над набором необходимых знаний, умений и качеств, ставит умения применять полученные знания в новых ситуа...

Методы и приемы ознакомления с новым материалом на уроках истории и обществознания

Доклад на ГМО учителей истории и обществознания г.Льгова 2019г....