Формирование у обучающихся навыков работы с информацией на уроках английского языка
статья по английскому языку (5 класс) на тему
Одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие информационно-коммуникативных способностей.
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.
Частью общечеловеческой культуры должна стать и информационная культура – умение и потребность человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Основы информационной культуры человека также должны закладываться в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование у обучающихся навыков работы с информацией на уроках английского языка
Одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие информационно-коммуникативных способностей.
Основная цель изучения иностранного языка в средней школе – формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели.
Частью общечеловеческой культуры должна стать и информационная культура – умение и потребность человека работать с информацией средствами новых информационных технологий. Основы информационной культуры человека также должны закладываться в школе.
Что такое информационная компетентность?
· Владение следующими знаниями, умениями, навыками: поиск в каталогах, поисковых системах; извлечение информации с различных носителей; систематизация, анализ и отбор информации; техническое отношение к получаемой информации, умение выделять главное, оценивать степень достоверности. Умение применять информационные и телекоммуникационные технологии для решения учебных задач по другим предметам.
· Формирование критического отношения к найденной информации, умения проверять ее достоверность, осознавать ее смысл.
Что такое коммуникативная компетентность?
· Умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения.
· Готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении на основе признания разнообразия позиции и уважительного отношения к ценностям других людей.
· Приобретение навыков работы в группе, овладение различными ролями в коллективе, умений устно и письменно излагать результаты своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.
Я хочу рассказать вам о некоторых педагогических методах, способах и технологиях формирования данных компетенций, которые я активно использую в своей работе:
Методы, ориентированные на устную коммуникацию
1. Все формы учебного диалога;
Диалог может быть двух видов: информационный (когда в процессе восприятия каждый партнер получает новую информацию) и интерпретационный (когда в ходе диалога происходит обмен мнениями, оценка известных обоим партнерам фактов, их интерпретация).
Информационный диалог обычно организуется в процессе овладения новыми знаниями, а интерпретационный диалог включается в любой структурный элемент урока (проверка домашнего задания, закрепление новых знаний, подведение итогов).
В процессе овладения диалогом, монологом развиваются умения слышать, понимать собеседника, строить умозаключения, доказывать мысль. Овладевают этими умениями учащиеся на уроках с использованием интерактивных форм обучения: урок-праздник, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация проекта.
Одним из важных условий интерактивного обучения является мотивация.
Поэтому на своих уроках я, прежде всего, выявляю наличие и содержание образовательных потребностей каждого учащегося, имеющиеся затруднения и проблемы, а затем целенаправленно и системно использую оптимальные методы мотивации и стимулирования деятельности учеников в целях формирования коммуникативной компетенции учащихся. Сами интерактивные формы и методы обучения в свою очередь способствуют созданию ситуации успеха, что является мощным стимулом для детей.
В наше время, когда все шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, знакомство с русской национальной культурой становится необходимым элементом процесса обучения иностранного языка. Ученик должен уметь рассказывать иностранным гостям о своем городе, о достопримечательностях, о культуре своей страны.
Учителя, сознавая стимулирующую силу страноведческой и культурологической мотивации, стремятся развивать у учащихся познавательные потребности путем нетрадиционного проведения урока - это урока-экскурсии.
Так в 5 классе при изучении темы «Мы собираемся путешествовать», был проведен урок по теме «Мой родной город». Ученикам было дано задание: представьте, что в наш город приехали дети из Англии. Покажите и расскажите о своем городе. Дети работали в группах, для обсуждения были даны наводящие вопросы, на которые они отвечали и составляли рассказы о своем городе.
ряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого языка является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством разговорных клише и пользуются ими в автоматическом режиме.
Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например, «Свободное время», «Планы на будущее», «Биография» и т. д. Однако при работе с такими темами, как «Моя школа» или «Мой город», равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией, которой они владеют. Коммуникация приобретает чисто формальный характер.
В такой ситуации логично прибегнуть к элементам ролевого диалога. При этом один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть российским школьником, тогда как второй должен сыграть роль зарубежного друга. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы.
Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Работа со словарями;
Работа складывается из четырех направлений:
1.Обогащение словаря, то есть усвоение новых слов, новых значений;
2.Уточнение словаря, то есть углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений, употребления данных слов в речи;
3.Активизация словаря, то есть включение в речь учащихся все больше новых слов, новых значений, работа со словарями разных типов на уроках.
4.Устранение нелитературных слов, ошибочных ударений.
При изучении грамматического материала основной формой обучения становится игра. Особую трудность представляет собой обучение постановке вопросов. Преодолеть ее поможет игра «Фома неверующий», которую я использую на своих уроках. Класс делится на группы по 4 человека в каждой. Каждый ученик получает свою роль:
- Фома неверующий (отрицает высказывания);
- Фома утверждающий (отвечает на вопросы);
- Фома сомневающийся (задает вопросы);
- Фома выясняющий (задает специальные вопросы).
Метод проектов;
Особо хочется отметить метод проектов, который в ФГОС нового поколения считается один из главных методов обучения. Учащиеся чаще всего выбирают парные или групповые типы проектов. Работа над проектом позволяет самостоятельно добывать знания, взаимообмениваться, развивает коммуникативные навыки. В группах учащиеся, вступая в контакт, решают коммуникативные задачи: учатся высказывать свою точку зрения, слушать и понимать собеседника, вести дискуссию. Проектная деятельность включает не только работу исследовательского характера, но и поиск, обработку данных по теоретической и практической проблеме, связанной с существующей реальностью. На таких уроках учатся упорядочивать свои знания, организовывать свои собственные приемы изучения данного материала, учатся создавать проблемы и решать их, самостоятельно занимаются своим обучением. Учатся отстаивать свое мнение, ищут нужную информацию, опрашивают окружение, учатся работать с документацией, таблицами, текстами и т. п.
Учебники английского языка построены так, что после изучения каждого юнита учащимся предлагается выполнить проект по теме.
По моему мнению, данный вид работы очень полезен, поскольку он дает возможность ребятам закрепить полученные на уроках знания. Добровольный выбор формы проектной работы повышает мотивацию, личную заинтересованность учащихся в углублении своих знаний и совершенствовании умений. Данный вид деятельности учит ребят находить и обрабатывать информацию самостоятельно от учителя и позволяет заполнить некоторые пробелы, недостаточное раскрытие темы в учебниках ( недостаток информации о городах (стране), обычаях, традициях, проблемах страны и т. Д
Информационные технологии.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео - кино -). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология".
В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком. Стремление педагогов удовлетворить все возрастающие потребности общества в образовании путём использования новых информационных технологий вызывает к жизни и новые формы обучения.
Компьютерные технологии, а именно – Интернет оказался сегодня как нельзя более, кстати, при изучении иностранных языков. Будучи учителем английского языков, я с уверенностью могу сказать, что мне необходимо огромное количество информации об Англии, о США. Ведь, именно, на уроках английского языка мы проходим и географию, и животный мир, и население, и политику. Здесь есть возможность сравнивать, как решаются глобальные проблемы человечества в разных странах мира, в нашей стране.
Компьютер вообще и Интернет в частности относится к тем техническим средствам обучения иностранному языку, которые не были специально придуманы для этой цели и выполняют в первую очередь другие функции. Однако уже по самой сути Интернет предоставил огромные практические возможности для нас - учителей иностранного языка. Ведь обучать иностранному языку - это значит обучать общению, передаче и восприятию информации.
Таким образом, используя эти методы обучения, учитель воспитывает и обучает английскому языку учащихся с тем, чтобы они были способны не только к дальнейшему самообразованию в изучении иностранных языков, но и к использованию полученных знаний для решения важных жизненных проблем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у обучающихся навыков научно-исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы приёмами критического мышления
Методика развивающего обучения приёмами критического мышления: теория и практика использования приёмов на уроках....
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ РАБОТАТЬ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО
Статья содержит рекомендаци по работе с информацией на уроках английского языка в начальной школе по УМК Кузовлева В. П....
Статья " Организация работы в группе не уроке английского языка: вопросы взаимодействия педагога и обучающихся"
Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем английского языка в современной школе-обучение иноязычному общению, обеспечение максимальной активизации коммуникативной деятельности учащихся на ...
Контроль и оценивание достижений обучающихся при работе над проектом на уроках английского языка
Контроль и оценивание достижений учащихся – это обычная процедура для современной системы преподавания. Чаще всего используются традиционные формы и методы: контрольные и самостоятельные р...
«Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия учителя и обучающихся»
СТАТЬЯ НА ТЕМУ «Организация работы в группе на уроке английского языка: вопросы взаимодействия учителя и обучающихся»...
Навыки работы с информацией на уроках математики
Современный мир требует новых знаний и умений по работе с информацией. Этому нужно учить школьников на каждом уроке, в том числе и на уроках математики....
Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.
Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...