Программа элективного курса "Азбука экономики"
элективный курс по обществознанию (10 класс) на тему
Программа элективного курса "Азбука экономики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
azbuka_ekonomiki_10-11_kl._2012g.doc | 424 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.
Изучение экономики и применение её принципов помогают разобраться в том, какие мотивы и стимулы определяют поведение миллионов людей, участвующих в рыночной экономике в качестве потребителей, владельцев бизнеса, менеджеров, наемных работников, инвесторов и государственных служащих, и понять, какие последствия имеют ежеминутно и повсеместно совершаемые ими экономические решения.
Многие школьные предметы вносят вклад в экономическое образование учащихся: география, обществознание, информатика и др., раскрывая его различные аспекты. Однако специальной дисциплины, формирующей экономические знания о рыночной экономике, в школе нет. Таким образом, актуальность введения элективного курса по экономике объясняется следующими причинами:
- переходом России на рыночные отношения и необходимостью повышения экономических знаний у учащихся;
- отсутствием специального предмета в школе;
- недостаточными знаниями учащихся школы в экономических вопросах и заинтересованностью школьников в данной проблеме.
Цель курса:
- усвоение учащимися основных положений экономической науки о народном хозяйстве, о потребностях человека и общества, о производстве продукции, товаров, о распределительных и товарообменных процессах, о финансах и денежном обращении.
Задачи курса:
- ознакомление учеников с фундаментальными идеями и понятиями экономики;
- приобретение школьниками простейших навыков прикладного характера;
- выработка у учащихся активной жизненной позиции по отношению к происходящим в обществе экономическим процессам;
- изложение учащимся сведений, необходимых им для последующего выбора профессии и сферы деятельности.
Работа элективного курса строится на принципах:
- междисциплинарности;
- научности и доступности;
- экологичности;
- личностно-деятельностного подхода;
- гуманизации.
Каждое занятие включает в себя разнообразные формы: работу с классом, индивидуальную работу с учащимися и работу в малых группах. В процессе обучения приоритет отдан активным формам: моделирующим играм, упражнениям, исследованиям, самостоятельным работам, с последующим анализом полученных результатов. Такие педагогические методы адекватны возрастным особенностям учащихся, поэтому более эффективны как для мотивации учеников, так и для создания учителем отправной точки, которая поможет школьникам вспомнить, поразмышлять и построить новые знания о тех же понятиях, когда они будут изучать их в дальнейшем.
Особое место в курсе занимает работа по формированию навыков самостоятельной работы с информацией.
В результате изучения данного курса учащиеся
должны знать:
- что такое экономика;
- виды экономических систем;
- функции денег;
- роль государства в экономике;
- взаимосвязь между ценой и спросом;
- ценовую эластичность предложения;
- равновесие рынка;
- вклады, инвестиции, потребительский кредит и страхование;
- роль малого бизнеса в экономике;
- финансирование бизнеса;
- что такое ВВП;
- показатели экономического роста и уровня жизни населения;
- производственные издержки;
- национальный доход;
- распределение доходов;
- рынок труда;
- виды конкуренции;
- маркетинг;
- налоги и государственный бюджет;
- инфляция;
- макроэкономические показатели;
- основы международной политики;
- что такое «мировая экономика».
должны уметь:
- использовать полученные знания для решения простейших экономических задач и конкретных жизненных ситуаций;
- различать виды экономических систем;
- строить кривые спроса и предложения;
- находить различия между эффектом цены и изменением предложения;
- находить равновесную рыночную цену;
- составлять бизнес-план;
- определять потребности проекта в денежных средствах;
- анализировать финансовые отчеты;
- применять экономические законы для объяснения изменений в структуре занятости и разницы в оплате труда;
- анализировать показатели уровня жизни и распределения доходов населения;
- разрабатывать рекламу;
- определять виды налогов;
- анализировать виды инфляции;
- применять экономические принципы;
- пользоваться различными источниками информации.
Формы контроля:
- уроки самооценки и взаимооценки;
- презентация бизнес-плана;
- тестирование;
Тематическое планирование элективного курса «Азбука экономики»
№ п/п | Тема | Все го ча сов | Дата | В том числе | Форма контроля | |||
Лек ция | практикум | |||||||
1 | Что такое экономика? | 2 |
| 1 | 1 | Анализ кривых производственных возможностей. | ||
2 | Экономические системы | 2 | 1 | 1 | Упражнение «Экономические загадки». Тест. | |||
3 | Спрос | 2 | 1 | 1 | Тест. | |||
4 | Предложение | 2 | 1 | 1 | Тест. Экокроссворд. | |||
5 | Равновесие рынка | 2 | 1 | 1 | Построение графиков. Решение задач. | |||
6 | Потребление, сбережение, вклады, инвестиции. | 2 | 1 | 1 | Анализ месячного бюджета семьи. Тест. | |||
7 | Бизнес и предпринимательство | 3 | 1 | 2 | Бизнес-план. | |||
8 | Финансирование бизнеса | 2 | 1 | 1 | Тест. Экокроссворд. | |||
9 | Производство и производительность | 2 | 1 | 1 | Деловая игра «Компания». Тест. | |||
10 | Рынок труда | 2 | 1 | 1 | Упражнение «Анализ уровня жизни и распределения доходов населения». | |||
11 | Конкуренция | 3 | 1 | 2 | Тест. Презентация рекламы. | |||
12 | Государство и рыночная экономика | 2 | 1 | 1 | Тест. Экокроссворд. | |||
13 | Деньги и финансовые институты | 2 | 1 | 1 | Деловая игра «Банкиры». Решение задач. | |||
14 | Стабилизация экономики | 2 | 1 | 1 | Анализ графиков. Тест. | |||
15 | Международная торговля | 2 | 1 | 1 | Анализ валютного рынка. Тест. | |||
16 | Мировая экономика: преимущества и вызовы | 2 | 1 | 1 | Тест. | |||
17 | Итоговое занятие | 1 | 1 | Защита итоговых работ | ||||
Всего | 35 | 16 | 19 |
Содержание курса
Тема 1. Что такое экономика?
Понятие «Экономика». Ограниченность. Альтернативная стоимость. Проблема выбора. Процесс принятия решений.
Тема 2. Экономические системы.
Фундаментальные вопросы экономики: Что? Как? Кто? Экономическая система. Командная система. Традиционная система. Рыночная система. Смешанные экономические системы. Экономический образ мышления. Деньги.
Тема 3. Спрос.
Рынок. Структура рынка. Спрос. Закон спроса. Ценовая эластичность спроса.
Тема 4. Предложение.
Предложение. Индивидуальное и рыночное предложения. Ценовая эластичность предложения. Эффект цены.
Тема 5. Равновесие рынка.
Взаимодействие спроса и предложения. Равновесная рыночная цена. Дефицит и избыток товаров и услуг.
Тема 6. Потребление, сбережения, вклады, инвестиции.
Источники денежных доходов. Семейный бюджет. Вклады, инвестиции, потребительский кредит, страхование. Права потребителя в условиях рынка.
Тема 7. Бизнес и предпринимательство.
Бизнес. Предпринимательство. Классификация предпринимательской деятельности. Организационные формы предпринимательской деятельности. Малый бизнес. Бизнес-план.
Тема 8. Финансирование бизнеса.
Финансирование бизнеса. Распределение финансовых потоков. Финансовые рынки. Финансирование малого бизнеса. Финансовая отчетность бизнеса.
Тема 9. Производство и производительность.
Валовой внутренний продукт. Показатели экономического роста и уровня жизни населения. Факторы производительности. Основные функции управления. Производственные издержки.
Тема 10. Рынок труда.
Чистый национальный продукт. Национальный доход. Распределение доходов. Тенденции развития трудовых отношений.
Тема 11. Конкуренция.
Рыночная конкуренция и координация рынка. Совершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция. Чистая ценовая конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Маркетинг.
Тема 12. Государство и рыночная экономика.
Вмешательство государства в рыночную экономику. Эффективное финансирование рынка. Структура доходов и расходов всех уровней бюджетной системы. Налогообложение. Виды налогов. Дефицит и профицит бюджета. Государственный долг.
Тема 13. Деньги и финансовые институты.
Деньги. Виды денег. Функции и свойства денег. Функции Центрального банка. Стоимость денег. Инфляция.
Тема 14. Стабилизация экономики.
Макроэкономические показатели. Различные фазы экономического цикла. Фискальная и монетарная политика.
Тема 15. Международная торговля.
Импорт. Экспорт. Международная торговля. Международная интеграция. Международная финансовая система. Платежный баланс.
Тема 16. Мировая экономика: преимущества и вызовы.
Мировая экономика. Особенности экономического роста. Темпы роста. Показатели уровня развития страны. Интернационализация мирового хозяйства. Глобализация. Конкурентоспособность страны на мировом рынке.
Список литературы.
Литература для учащихся.
- Прикладная экономика (учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2009.
- Автономов В.С. Введение в экономику. М.: Вита-Пресс, 2009.
- Прикладная экономика(сборник заданий): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 4-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2009.
Литература для учителя.
- Равичев С и др. Сборник задач по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 2010
- Равичев С и др. Сборник тестовых заданий по экономике. 8-11 классы. М: Наталис, 2010.
- Прикладная экономика(учебное пособие): Пер. с анг./ Межрегион.обществен.орг. «Достижения молодых – Junior Achievement Russia». – 6-е изд. – М.: Поли-экспресс, 2009.
- Экономика (базовый курс): И.В.Липсиц. –М., «Вита пресс»,2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Азбука экономики» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Программа Элективного курса по экономике (17 часов) «Прикладная экономика» 10 класс
Одной из важнейших задач современной школы является формирование экономического мышления у школьников, направленного на развитие у них творческого поиска, инициативы, предпринимательства.Изучение экон...
Программа элективного курса "Экономика и право", 8-9 кл.
Программа расчитана на проведение занятий по подготовке к итоговой аттестации за курс основной школы по обществознанию....
Адаптационная программа элективного курса "Экономика вокруг нас"
Адаптационная программа элективного курса «Экономика вокруг нас» для учащихся 5-ых классов» актуальна по содержанию, направлена на пропедевтику экономических знаний, которые направлены на ра...
Программа элективного курса "Экономика Лыскова в xv-xx веках"
Программа «Экономика Лыскова в XV – XX вв.» представляет собой программу элективного курса, рассчитанного на 8 учебных часов предпрофильной школы (социально-экономический предпрофиль), факультативных ...
Рабочая программа Элективного курса «Экономика и право» для 11класса
Изучение экономики и права в старшей школе на базовом уровне...
Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах"
Рабочая программа элективного курса "Экономика в лицах...