Технологическая карта урока Повторение по теме "Человек в социальном измерении"
план-конспект урока по обществознанию (6 класс) на тему
Урок способствует повторению и обобщению изученной информации, а также применению полученных знаний в практической деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tkpovtorenie_po_teme_chelovek_v_sotsialnom_izmerenii.docx | 34.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта уроков обществознания
Тема урока | Повторение по теме «ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ» | ||
Тип урока | Обобщение и систематизация знаний | ||
Цель урока | Способствовать повторению и обобщению изученной информации и применению в практической деятельности | ||
Образовательные ресурсы | Селезнева, Е. В. Я познаю мир: Психология: дет. энциклопедия [Текст ]/ Е. В. Селезнева. – М. : АСТ-Астрель, 2002 | ||
План урока | 1. Работа с дополнительным материалом. 2. Выполнение заданий рабочей тетради | ||
Методы и формы | Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля. Формы: индивидуальная, фронтальная | ||
Основные понятия | Человек, личность, отличительные признаки, качества личности, воля; потребности, мысли, чувства, действия, эмоции, познания, умозаключения, суждения; подросток, отрочество, взросление | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы | Время (мин) | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы | Универсальные | Формы контроля | |
I. Мотивация к учебyой деятельности | 2 | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися | Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать | Фронтальная работа | Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний. Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения | ||
II. Актуализация знаний | 7 | Беседа «Личностные качества человека» | Организует беседу по вопросам: – Что побуждает личность к деятельности? – Что такое потребности человека? – Каким способом человек может добиться личного успеха? | Аргументировано отвечают на вопросы, высказывают собственные выводы | Фронтальная работа | Познавательные: осуществляют поиск нужной информации. Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания | Устные ответы | |
III. Обобщение и систематизация знаний и умений | 24 | 1. Анализ высказываний (Приложение 1). 2. Работа с дополнительным материалом (Приложение 2). 3. Тест «Какой у тебя темперамент?» (Приложение 3). 4. Задания в рабочей тетради (выполняются задания к главе I, которые не были выполнены ранее) | 1. Знакомит с высказываниями по теме урока, организует обсуждение: – Согласны ли вы с высказываниями великих философов и писателей? Прокомментируйте каждое высказывание. 2. Организует прочтение сочинения ученицы – Каково основное содержание этого сочинения? – Что представляет собой личность в понимании автора? 3. Организует работу над тестом, проводит его анализ. 4. Нацеливает учащихся на выполнение самостоятельной работы в рабочих тетрадях | 1. Знакомятся с высказываниями, комментируют высказывания, отвечают на поставленный вопрос. 2. Знакомятся с сочинением, обсуждают поставленные учителем вопросы, выказывают собственное мнение. 3. Отвечают на вопросы теста, определяют его результаты. 4. Самостоятельно выполняют задания | 1. Фронтальная работа. 2. Фронтальная работа. 3. Индивидуальная работа. 4. Индивидуальная работа | Личностные: оценивают жизненные ситуации. Регулятивные: совместно с учителем обнаруживают и формулируют учебную проблему; самостоятельно определяют промежуточные цели урока. Познавательные: дополняют Коммуникативные: задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; адекватно используют речь для планирования и регуляции своей деятельности | 1. Устные ответы. 2. Устные ответы, записи в тетради. 4. Задания в рабочей тетради | |
IV. Итоги урока. Рефлексия | 5 | Обобщение | Отвечают на вопросы: – Может ли развиваться человек, если он растет вне человеческого общества? – Каждый ли человек становится личностью? – Как темперамент влияет на человека? – Почему для человека очень важны социальные потребности? | Отвечают Определяют свое эмоциональное состояние на уроке | Фронтальная работа | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала | Оценивание учащихся за работу на уроке | |
Домашнее за-дание | 2 | § 1–5. Повторение | Конкретизирует домашнее задание | Записывают | Индивидуальная работа |
Приложение 1
Великие философы, писатели о смысле жизни
«Не иди по течению, не иди против течения, иди поперек него, если хочешь достичь берега» («Слова Ванталы», изречение 19).
«Только два сорта людей по-настоящему интересны – те, кто знает о жизни решительно все, и те, кто ничего о ней не знает» (Оскар Уайльд).
«Тщеславное желание показать, что тебе доверили тайну, обычно становится главной причиной ее разглашения» (С. Джонсон).
«Верю – чтобы понимать» (Аврелий Август).
«Совершенствование человека – смысл жизни» (Максим Горький).
«Когда сомневаешься – говори правду» (Марк Твен).
«Глуп тот, кто недоволен тем, что происходит по законам природы» (Эпиктет).
«Основа всякой мудрости есть терпение» (Цицерон).
Приложение 2
Сочинение «Я – личность»
Вы говорите – ПЛОХО! А я отвечаю – ОТЛИЧНО! Вам меня не сломить, Потому что Я – ЛИЧНОСТЬ!
Мы сейчас находимся в возрасте, который очень точно называется переходным. В школе многое рассказывают о физических изменениях нашего тела, о смене социального статуса. А в реальной жизни мы сталкиваемся с непониманием.
Больше всего проблем доставляет именно неопределенность нашего статуса, ведь для одних взрослых людей мы еще дети, другие же обращаются с нами и требуют от нас, как от взрослых.
Очень обидно, когда на тебя вешают ярлык: «Ты уже такой большой, а ведешь себя, как маленький». Мне кажется, непонимание рождается там, где имеет место обычная невнимательность друг к другу, нежелание понимать и идти навстречу. Конечно, в этом сложном возрасте и мы – не подарки, ведь нам нужно не только принять новый статус, но и привыкнуть к изменениям внутри себя. Поэтому любой контакт, который может выставить нас в невыгодном свете, воспринимаем как агрессию. Поэтому становимся подозрительными к словам: что там за внешней оболочкой, каков истинный смысл сказанного? Но именно поэтому и ценим больше всего настоящее внимание, попытку понять, терпеливость в общении со стороны взрослых.
Мне очень повезло с родителями. Наши взаимоотношения мне кажутся почти идеальными, наверное, потому, что и мама, и папа заняты любимым и интересным для них делом, у них нет времени на то, что в психологии называют «гиперопекой». Мы общаемся доброжелательно и открыто, не говорим о том, о чем не знаем, и не стараемся казаться, а просто мы такие, какие есть.
Но нельзя объять необъятное. Каждый человек – личность, а к личности нужен индивидуальный подход.
Я склоняюсь к мысли, что быть ЛИЧНОСТЬЮ – это быть просто человеком, к чему-то стремиться и что-то терять, познавать новое, помогать окружающим, не бояться делать выбор, жить в согласии с совестью. Ведь у каждого – свой путь, свой характер. И все по-своему являются личностью.
Хвостова Ольга, ученица 9 «Б» класса, г. Рубцовск. (URL : http://rb.asu.ru/public/uploads/1268992014_YA_-_LICHNOST.doc)
Приложение 3
Тест «Какой у тебя темперамент?»
Темперамент – это индивидуальные свойства психики, которые составляют основу развития характера. Важно отметить, что темперамент почти не меняется в течение жизни. Не бывает «плохих» или «хороших» типов темперамента: все они имеют сильные и слабые стороны. Всего существует четыре разновидности темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. В «чистом» виде они встречаются редко, однако один из них обычно преобладает.
Ответив на вопросы нашего психологического теста, Вы определите свой тип темперамента, а также узнаете его сильные и слабые стороны. Эти знания помогут Вам достигнуть значительных успехов в общении с окружающими.
1. Какой у вас характер?
а) Спокойный, медлительный, обстоятельный, сдержанный, миролюбивый.
б) Робкий, застенчивый, обидчивый, впечатлительный, нерешительный.
в) Энергичный, неугомонный, шаловливый, горячий, задиристый.
г) Жизнелюбивый, оптимистичный, компромиссный, общительный, склонный к риску.
2. Какие эмоции Вы наиболее часто испытываете?
а) Положительные, бурных реакций нет. б) Страх. в) Гнев, бурные эмоции. г) Положительные эмоции, много смеется.
3. Какие игры Вам нравятся?
а) Уединенные, тихие, спокойные. б) Уединенные, тихие; подвижные и шумные – только с близкими.
в) Азартные, шумные, подвижные, даже агрессивные. г) Всякие, но чтобы было весело.
4. Как реагируете на наказание?
а) Практически без эмоций. б) Негативно, с обидой. в) На словесные – спокойно, на другие – с бурным протестом. г) Спокойно.
5. Как ведете себя в неожиданных ситуациях?
а) Малоэмоционально. б) Пытаетесь избежать этой ситуации (инстинкт самосохранения).
в) Пытаетесь сопротивляться (потребность борьбы). г) Проявляете любопытство (выраженное позитивное отношение).
6. Насколько Вы общительны?
а) Предпочитаете уединение. б) Предпочитаете уединение, общителен только с близкими.
в) Нуждаетесь в зрителях и сподвижниках. г) Любите общество и взрослых, и детей, знакомитесь быстро.
7. Какое положение Вы занимаете среди сверстников, есть ли лидерские качества?
а) Авторитета и качеств лидера не имеете. б) Не лидер, авторитет имеете в узком кругу друзей.
в) Сам себя выдвигаете лидером, но сверстники по-разному к этому относятся. г) Прирожденный лидер, душа компании.
8. Особенности памяти.
а) Запоминаете медленно, но запоминаете и почти не забываете целое (хорошая долговременная память).
б) Запоминаете по-разному, больше вникаете в мелочи (неуверенность в себе мешает долговременной памяти, а то, что много отвлекаетесь, – кратковременной).
в) Быстро запоминаете детали, но быстро забываете (кратковременная память хорошо развита, долговременная – в зачаточном состоянии).
г) Быстро и легко схватываете целое и долго помните (хорошая долговременная и кратковременная память).
9. Как усваивается новое?
а) Медленно, зато обстоятельно. б) Зависит от обстоятельств. в) Схватываете на лету, но быстро забываете. г) Быстро и легко.
10. Утомляемость:
а) Очень низкая (почти не устаете).
б) Высокая (любая деятельность вызывает упадок сил).
в) Иногда средняя, а иногда высокая (зависите от своих эмоций).
г) Средняя (устаете соразмерно деятельности).
11. Особенности речи.
а) Медленная, без жестов, невыразительная.
б) Тихая и неуверенная, но выразительная.
в) Речь эмоциональная, отрывистая, быстрая, постоянно переходит в крик; тараторите, глотаете слова и слоги.
г) С жестами и мимикой, выразительная, живая.
12. Движения:
а) Солидные, неторопливые, нерасторопные. б) Суетливые, неточные, неуверенные. в) Резкие, порывистые. г) Ритмичные, точные, уверенные.
13. Привыкание к школе:
а) Боязнь нового, нежелание перемен, долгая адаптация.
б) Долгое привыкание, трудная адаптация.
в) Легкое привыкание к новой обстановке, неохотное подчинение требованиям взрослых.
г) Адаптация легкая и быстрая.
14. Особенности сна.
а) Засыпаете быстро, спите спокойно, состояние после сна вялое, сонное.
б) Укладываетесь спать долго, но засыпаете быстро, после сна состояние веселое.
в) Засыпаете долго и трудно, сон беспокойный, после сна состояние самое разное: от самого плохого, до самого хорошего.
г) Засыпаете быстро, сон крепкий, после сна состояние веселое.
Результаты.
• Если в основном встречаются варианты а), то Вы – флегматик.
• Если в основном встречаются варианты б), то Вы – меланхолик.
• Если в основном встречаются варианты в), то Вы – холерик.
• Если в основном встречаются варианты г), то Вы – сангвиник.
1. Сангвиник – эмоционален и отличается хорошей работоспособностью. Он довольно быстро ориентируется в незнакомой обстановке, инициативен, оптимистичен, за короткое время входит в коллектив, создает вокруг себя положительный микроклимат, сравнительно легко переживает неудачи. Вместе с тем избегает острых проблем, часто упрощает поставленные задачи.
Сильные стороны: активен, полон энергии, легко берётся за новое дело. Легко переживает неудачи. Легок в общении, быстро становится душой компании. Из него получится хороший руководитель или оратор.
Слабые стороны: нередко поверхностен в общении. Очень зависим от новых впечатлений, без них он станет вялым и безразличным.
2. Флегматик – спокоен даже в сложнейших ситуациях, невозмутим, стабилен и последователен в стремлениях и отношениях. Придерживается выработанного распорядка, стремится к системе, нетороплив и основателен. Вместе с тем он инертен, медленно переключается с одной работы на другую.
Сильные стороны: надежный, уверенный в себе, упорный и настойчивый. Может качественно выполнять даже самую монотонную работу. Стрессоустойчив и уравновешен.
Слабые стороны: очень ранимый, глубоко и долго переживает любые конфликты. Медлителен, долго принимает решения. Плохо относится к переменам.
3. Холерик – отличается быстротой действий и решений, частой сменой настроения, повышенной возбудимостью. Во взаимоотношениях нередко излишне резок, прямолинеен в оценках. Часто неуживчив, не умеет себя сдерживать. Обладает влиянием на окружающих, быстро переходит от одного дела к другому. Любит быть в центре внимания.
Сильные стороны: прирождённый лидер, который страстно отдаётся своему делу, вкладывая в него всю силу и энергию. Обладает сильным самоконтролем в критических ситуациях. Творчески подходит к решению любых проблем.
Слабые стороны: часто не доводит дело до конца, так как пытается делать несколько дел одновременно и быстро истощается. Неуравновешен, порою агрессивен. Характерны частые смены настроения.
4. Меланхолик – быстро утомляем, не уверен в себе, тревожен и мнителен. Хорошо разбирается в оттенках чувств, осторожен и осмотрителен. Скрытен и застенчив, сильно переживает по малейшему поводу. Трудно приспосабливается к новым людям.
Сильные стороны: имеет глубокий внутренний мир. Обладает высокой чувствительностью. Хорошо справляется с интеллектуальной деятельностью. Достигает значительных успехов в творчестве.
Слабые стороны: чрезвычайно ранимый. Долго и тяжело принимает решения, постоянно сомневается. Податлив по отношению к внешним воздействиям. (URL: http://mama.neolove.ru/education/test_na_temperament_rebenka.html)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока повторения грамматического материала по английскому языку
Целью данного урока является тренировка в употреблении условных предложений, а также формирование УУД....
Технологическая карта урока. Повторение в 9 классе.
Технологическая карта-необходимый элемент урока. Каждый ученик должен прочесть и проанализировать карту. Читая, необходимо выяснить для себя цели урока и определить способы их достижения. От качества ...
Технологическая карта урока повторения и обобщение изученного в начальной школе "Решение текстовых задач" (5 класс, 4 урок по программе учебника Н.Я.Виленкина и др.)
Урок систематизации и обобщения компетенций, полученных учащимися в 4 классе начальной школы. Тема урока - "Решение текстовых задач". Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС втор...
Технологическая карта урока по теме "Содержательный подход к измерению информации"
Технологическая карта урока информатики в 7 классе по теме "Содержательный подход к измерению информации"...
Технологическая карта урока: Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты». Изготовление постера (урок №3)
Технологическая карта и презентация к уроку по теме: Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты»Общая информацияУМКАлгоритм успехаТема урокаПовторение и систематизация учебного м...
Технологическая карта урока: Повторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты». Презентация проектного продукта (урок №4)
Общая информацияУМКАлгоритм успехаТема урокаПовторение и систематизация учебного материала по теме «Проценты». Презентация проектного продукта.Тип урокаУрок рефлексииЦелиформирование у учащихся способ...
Технологическая карта урока по теме "Площадь и единицы измерения площадей"
Технологическая карта урока по теме "Площадь и единицы измерения площадей"...