«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (Антон Сергеевич Макаренко).
классный час (5 класс)

Татьяна Альбертовна Рыжкова

Материал для беседы с детьми о труде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здравствуйте, ребята!

ПРИТЧА СОЛОМОНА О ТРУДЕ

Слайд 1

Тема нашей беседы «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (Антон Сергеевич Макаренко).

 

Как вы думаете, ребята, нужно ли человеку трудиться?

Можно ли человеку прожить без труда?

Ответы детей.

 Подберите ассоциации к слову «труд».

Разделиться на три подгруппы.

Подгруппа № 1. «Собирает» из фрагментов пословицы о труде.

Подгруппа № 2. Представляет профессии людей, сделавших то, что видят на картинке.

Подгруппа № 3. Расставляет слова в нужном порядке, чтобы получилось   верное определение труда.

Пословицы

СЛАЙДЫ №№ 2,3, 4 Картинки профессий и продуктов труда

СЛАЙД № 5 ЧТО ТАКОЕ ТРУД

СЛАЙД № 6  ПЛУГ

МУЗЫКА ФОН

 Послушайте, пожалуйста,  рассказ «Два плуга» Константина Дмитриевича Ушинского.                          (Учитель читает рассказ)

   Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел о работу; а другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца. Случилось через несколько времени, что оба земляка опять встретились. Плуг, бывший у земледельца, блестел, как серебро, и был еще лучше, чем в то время, как он только вышел из мастерской; плуг же, пролежавший без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.

  • Скажи, пожалуйста, отчего ты так блестишь? - спросил заржавевший плугу своего старого знакомца.
  • От труда, мой милый, - отвечал тот. - А если ты заржавел и сделался хуже, чем был, то потому, что все это время ты пролежал на боку, ничего не делая.

-        Почему плуг, который попал к земледельцу, блестел, как серебро? (Потому что он трудился.)

-        Что случилось с плугом, который пролежал без дела? (Потемнел и покрылся ржавчиной.)

-        Как вы считаете, о ком этот рассказ? Кого подразумевает Ушинский, говоря о плугах? (Трудяги, работяги и лентяя).  

СЛАЙД №  7 ВЕНИК И СОВОК

Притча «Чей труд легче?»

     Показалось однажды венику, что у совка более легкая работа. Ну что в ней такого: лежи, да жди, пока в тебя сор наметут!

А совок сам давно уже мысль затаил, что его доля тяжелее. То ли дело у веника: знай, мети себе в удовольствие!

И решили они однажды своими работами поменяться.

Веник назвался совком.

Совок назвал себя - веником.

И что тут началось!..

Совок стал по полу скрести, да углы не забывать. А веник - мусор, что на него сыпали - в ведро относить.

Пришли хозяева и ужаснулись. Весь пол исцарапан, обои ободраны, всюду сор, а в центре комнаты - совок и веник без сил лежат.

Беседа:

- О чем это притча? (ответы детей)

- О чем заставляет задуматься эта притча? (ответы детей)

- Какой главный смысл спрятан в притче? (каждый должен работать на своем месте)

- А вы уже определились, кем станете в будущем? (да)

- Какую профессию хотите получить? (ответы детей)

СЛАЙД 8

Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.

СЛАЙД №  9  ЧТО ПРИНОСИТ ТРУД

Учитель: - Многие ребята, мечтая о взрослой жизни, ищут для себя какой-то идеал для подражания, выбирают человека, на которого хочется быть похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды, герои кино, сказок. А ведь истинные герои живут среди нас – это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят- делают все то, без чего мы не можем жить. Чем занимаются ваши родители на работе? Кто они по профессии? Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.

Дети рассказывают о профессиях родителей (человек 5-6).

Учитель.  Наша беседа подошла к логическому завершению. Подведем итог. Каждому из нас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли мы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?  Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно поэтому вы должны обратить внимание на свою успеваемость. Ответственнее относиться к урокам и к выполнению домашнего задания. Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.

СЛАЙД №  10. «Землю солнце красит, а человека-труд»

И пусть девизом вашей жизни станут слова: «Землю солнце красит, а человека-труд»

Не спеши языком,                                спеши делом

Терпенье и труд,                               все перетрут

Деревья смотри в плодах,       а людей смотри в делах

Под лежачий камень,                             и вода не течет

Маленькое дело,                      лучше большого безделья.

Не сиди сложа руки,                            не будет и скуки

Делу время,                                              потехе час


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Антон Семёнович Макаренко - писатель и педагог

Разработка учебного занятия (внеклассного мероприятия) ко Дню Учителя....

Устный журнал "Великие люди России: Антон Семенович Макаренко"

лекторская группа в составе 8 учеников проводит устный журнал...

Антон Семёнович Макаренко "Флаги на башнях"

Данная презентация об одном людей, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке - Антоне Семёновиче Макаренко и его повести "Флаги на башнях"....

«Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры» (А.Макаренко) Классный час в 5,6 классах

Трудно переоценить значение труда. Ведь все создается только благодаря трудовой деятельности. И всем известно, что все лучшее в мире создавалось тогда, когда человек вкладывал в свое дело душу....

Проблемно - диалогическая беседа на тему"Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"

И эпиграфом нашей беседы станут слова советского педагога и писателя  Антона Семёновича Макаренко «Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры»...

Презентация "Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"

Презентация "Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры"...

Труд был всегда основанием человеческой жизни и культуры!

Классный  час.Цель: 1.Привить уважение и любовь к труду и людям труда.           2.Показать необходимость труда в жизни человека.Оборудование: до...