Методическая разработка открытого урока на профсоюзный конкурс 2014.
методическая разработка по обществознанию (6 класс) по теме
Обществознание 6 класс Тема урока: « Труд и образ жизни людей». (Профсоюзный урок)
Цель урока: сформировать представление о труде и «достойном труде» на основе законодательных документов, а также роли профсоюза в разные исторические периоды по обеспечению достойного труда граждан для создания разностороннего образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План-конспект урока. | 29.34 КБ |
Нормативные документы к уроку. | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ №1056 СЗОУО г. Москвы
План - конспект
открытого урока по обществознанию
в 6 классе на тему:
«Труд и образ
жизни людей».
(Профсоюзный урок)
Подготовила учитель истории и
обществознания ГБОУ СОШ №1056
СЗОУО г.Москвы
Почекаева Елена Анатольевна
Москва, октябрь 2014г.
Тема урока: « Труд и образ жизни людей».
(Профсоюзный урок)
Цель урока: сформировать представление о труде и «достойном труде» на основе законодательных документах, а также роли профсоюзов в разные исторические периоды по обеспечению достойного труда граждан для создания разностороннего образа жизни.
Задачи урока:
Образовательные:
- Формировать понимание характеристики труда в соответствии с нормами Конституции РФ, Трудового кодекса РФ, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».
- Дать представление учащимся о понятии «достойный труд» и значении труда в складывании образа жизни каждого человека.
- Познакомить учащихся с основами становления профсоюзов на разных исторических этапах, а также с задачами профсоюзов в современном мире.
- Формировать представления о правах и обязанностях
несовершеннолетних в области трудового права, определить основные права несовершеннолетних работников, льготы, гарантии.
Развивающие:
- Развивать умение анализировать правовые документы, помочь понять, что сила – в единстве, в осознании права на уважение и соблюдение прав каждого из нас.
Воспитательные:
- Воспитывать правовую культуру учащихся, формирование активной жизненной позиции, уважение к труду.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Труд и образ жизни людей».
Документы:
Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности».(выписки статей законов)
Основные понятия: труд, достойный труд, профсоюзы, образ жизни.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
1.Вступительное слово учителя.
«Для человека нет ничего
естественней труда, человек рождён
для него, как птица для полёта и
рыба для плавания»
(Петрарка)
(Франче́ско Петра́рка— итальянский поэт 14 века.)
Сегодня на уроке мы поговорим о труде. Казалось-бы знакомое слово, которое часто произносим, но сегодня вы узнаете о понятии «достойный труд». Какая организация помогает регулировать трудовые отношения на работе, чтобы труд был достойным. Как складывается образ жизни каждого человека.(слайд 1)
2.Обсуждение темы урока.
1) Понятие «труд». (слайд 2)
Труд сопровождает нас всегда. Недаром в пословицах народ выразил свое уважение к труду и осуждал лень: «Лень -мать всех пороков»; «Без дела жить – небо коптить».
Приведите известные вам пословицы.(ученики приводят примеры пословиц)
Что такое труд и каким он бывает?? ( учебник стр.32)
Труд – деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей, на производство товаров и услуг.
Прочитать и списать определение понятия «труд».
Конкретным воплощением труда служит работа.
Прочитать и разобрать понятие «работа». (учебник стр.33)
Рассказы учащихся, где и как работают родители.
2) Нормативные документы трудового права. (слайд 3)
А)Конституция РФ (Основной Закон государства)
Статья 37 (слайд 4)
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
ТРУД (записать в тетрадь)
Свободен
Безопасен
Доброволен
Оплачиваем
Право на отдых
Право на разрешение споров
Б) Трудовой кодекс РФ. (слайды 5, 6, 7, 8)
Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора.
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.
Статья 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
Трудовые льготы несовершеннолетних.
- условия приёма на работу и увольнение
- рабочее время
- охрана труда
- условия предоставления отпуска
3) Достойный труд. (слайд 9)
Вы стоите на пороге взрослой жизни. Вам придется выбрать свой жизненный путь. Одни продолжат учебу в высших учебных заведениях, другие - в училищах или техникумах, а кто-то пойдёт работать. Но каждый хочет, чтобы условие труда были достойными.
- принцип достойной оплаты труда;
- справедливые и безопасные условия труда;
- социальные гарантии;
- право на профессиональное обучение и профориентацию;
- право на социальное, медицинское и пенсионное обеспечение;
- право на коллективное и индивидуальное представительство.
Кто может помочь человеку, чтобы его труд был достойным??
Какая организация может обеспечить представительство трудовых интересов и прав работников перед работодателем ,если будут нарушены трудовые правовые нормы ? (профсоюзная организация)
4) Профсоюзы. (слайд 10)
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
"О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности"
Статья 2. Право на объединение в профсоюзы.
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
Добровольное – без принуждения,
Производственные интересы – объединение на одном предприятии,
Профессиональные интересы – объединение одной профессии(учителя, врачи, шахтёры и т. д.)
История возникновения профсоюзного движения.
(слайды 11, 12)
Англия – 1762 год. Первый профсоюз «тред-юнион» создали хлопкопрядильщики Франция – 1891 год. «Общества сопротивления».
США – Чикаго. 1 мая 1886 года прошла всеобщая массовая стачка.
В России профсоюзы появились значительно позже. Одним из первых таких выступлений стала стачка рабочих Путиловского завода в Петербурге в январе 1905 года.
7 октября 1905 года
В Москве прошла 1-я Всероссийская конференция профсоюзов, и создано
Московское Центральное бюро профсоюзов.
Это официальная дата появления российских профсоюзов(записать в тетрадь)
Профсоюзы в годы Великой Отечественной войны (слайд 13)
На смену ушедшим на фронт, пришли малоквалифицированные кадры, женщины, старики и молодежь. Профессиональные союзы приняли самое активное участие в создании школ, сыгравших большую роль в повышении квалификации и переквалификации рабочих.
Профсоюзы во второй половине ХХ века.(слайд 14)
После война профсоюзы оказывали помощь в налаживании экономики страны: восстанавливались разрушенные города и предприятия, создавалась новая инфраструктура.
Помимо контроля трудовых прав и интересов работающих, профсоюзы организовывали различные соревнования между предприятиями города, области всей страны.
Вместе с государственными предприятиями профсоюзы принимали участие в строительстве пионерских и туристических лагерей, а также санаториев и пансионатов, где отдыхали и лечились сотрудники организаций.
Профсоюзы решали вопросы улучшения жилищных и бытовых условий трудящихся. Расширили строительство спортивных сооружений, лыжных баз, катков, плавательных бассейнов.
Профсоюзы располагали клубами, домами и дворцами культуры, библиотеками. Создавались коллективы художественной самодеятельности.
Профсоюзы сегодня.(слайд 15)
В 1990 году состоялся Учредительный съезд профсоюзов России.
Съезд провозгласил создание Федерации независимых профсоюзов России – ФНПР, которая объединила отраслевые профсоюзы, их региональные и иные объединения – 122 членские организации (37,7 млн. человек).
Из них – крупнейшие: профсоюз работников народного образования и науки РФ (5,5 млн. чел.), работников здравоохранения, железнодорожников, шахтёров и другие.
ЗАЧЕМ НУЖЕН ПРОФСОЮЗ? (слайд 16)
В одиночку трудно противостоять возможному противоправных действий работодателя, незаконного увольнения, добиться достойной зарплаты, а также создания нормальных условий труда.
Только объединившись в профсоюз, работники могут рассчитывать
на успех.
ЧТО ДЕЛАЕТ ПРОФСОЮЗ? (слайд 17)
Протягивает руку помощи!
Решает социальные проблемы!
Отстаивает права и интересы человека труда!
Формирует основные требования к работодателю!
Содействует росту заработной платы!
Осуществляет представительство интересов в суде!
Юридически поддерживает и защищает!
Знает, что делать!
5) Образ жизни. (слайд 18)
Труд неразрывно связан с образом жизни каждого человека.
Что же такое образ жизни?? (прочитать и списать определение в учебнике стр.36.)
Образ жизни – вошедший в привычку способ жизнедеятельности, поведения человека.
К основным факторам, определяющим образ жизни человека, следует отнести:
- особенности трудовой деятельности (профессии);
- уровень общей культуры образованность;
- материальные условия жизни;
- состояние здоровья;
- экология;
- привычки человека.
Профсоюзы могут оказать помощь в развитии основных факторов образа жизни человека.
Профсоюзы в 2014 году.
7 октября 2014 года
по призыву Международной конфедерации профсоюзов (МКП) более чем в 130 странах мира прошел Всемирный день действий «За достойный труд».
В акциях в поддержку профсоюзных требований, проводимых 7 октября, приняли участие десятки миллионов членов профсоюзов по всему миру. Главная цель этих действий – привлечь внимание правительств и работодателей к насущным социальным и трудовым проблемам наемных работников на всей планете.
Впервые идея единого дня действий профсоюзов была высказана и обсуждена в ходе учредительного конгресса Международной конфедерации профсоюзов и, начиная с 2008 года, по призыву МКП, Всемирный день действий за достойный труд под разными лозунгами проводится в подавляющем большинстве стран мира.
3.Заключение.
1.Что такое труд?
2.Что значит «достойный труд»?
3.Какие документы регламентирует трудовое право?
4.Что такое профсоюз? Когда был создан?
5.Зачем нужен профсоюз?
6. Что такое образ жизни?
7.Какую деятельность сегодня проводит ФНПР?
III.Подведение итогов, выставление оценок.
Я надеюсь, что вам удастся найти занятие по душе, реализовать свои способности, что ваш труд будет соответствовать критериям достойного труда. Профсоюз окажет вам помощь при трудоустройстве и поможет стать успешным.
Предварительный просмотр:
Трудовой кодекс РФ
Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора.
Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.
С согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.
В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.
Статья 267. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет.
Ежегодный основной оплачиваемый отпуск работникам в возрасте до восемнадцати лет предоставляется продолжительностью 31 календарный день в удобное для них время.
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Статья 37
1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
2. Принудительный труд запрещен.
3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ
"О профессиональных союзах, их правах и
гарантиях деятельности"
Статья 2. Право на объединение в профсоюзы.
Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.
Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....
Разработка открытого урока в рамках конкурса профессионального мастерства. Тема: Уроки доброты в рассказе Л.Н. Толстого «Бедные люди»
«Учебное занятие» (регламент 30 минут, для анализа занятия и ответов на вопросы 10 минут). Формат: проведение учебного занятия с учащимися, отражающего метапредметный подход и междисциплинарные связ...
Методическая разработка открытого урока по математике в 5 классе «Умножение десятичных дробей» (урок открытия новых знаний) в рамках ФГОС
Технологическая карта практико - ориентированного урока...
Методическая разработка открытого урока к конкурсу "Мой лучший урок"
Данный материал был представлен в рамках регионального этапа Всероссийского конкурса "Мой лучший урок - 2016". Автор долгие годы работает над исследованием проблем патриотизма, формиров...
Методическая разработка открытого урока по теме "Сложение и вычитание дробей" в рамках конкурса "Учитель года"
Данная разработка использовалась мной при проведении урока в 6 классе в рамках конкурса "Учитель года"...
Методическая разработка "Открытый урок: вулканы" (городской), "Открытый урок: Пещеры в поисках сокровищ" (муниципальный), "Движение земной коры: вулканы" (Межрегион)
Методические разработки (разного уровня). Участие в педагогических конкурсах разработок....
Методическая разработка открытого урока по декоративно-прикладному искусству Открытый урок в 3-ем классе по теме « По мотивам, Дымковской игрушки»
Вданном конспекте урока описан процес лепки из глины.Декоративной куклы барыни.Дымковской игрушки....