Интегративный урок по обществознанию и экологии в 8 классе
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Захарова О.В., урок
Интегративный урок по обществознанию и экологии. 8 классы.
Тема урока: « Природа и человек».
Цель урока: повторить и обобщить знания по теме «Человек и природа», полученные на уроках обществознания и географии.
Тип урока: урок-игра.
Ход урока
I. Краткий инструктаж участников, предваряющий игру.
II. Игра «Человек и экология».
Условия игры:
1. Класс заранее делится на 4 команды, каждая команда выбирает себе капитана для руководства игрой команды.
2. Каждая команда выбирает название и получает указатель, который капитан команды поднимает, если ответ готов.
3. Ведущий игры – учитель истории и обществознания, жюри – учитель географии и экологии.
1 задание. Викторина.
На доске – табло. Команды по очереди выбирают вопрос, отвечают на него, зарабатывают баллы. Если ответ неправильный, на этот вопрос может ответить другая команда, которая первой поднимет указатель. Учитель зачеркивает на табло вопрос, на который получен правильный ответ.
Человек | 1 | 2 | 3 |
Природа | 1 | 2 | 3 |
Общество | 1 | 2 | 3 |
Экология | 1 | 2 | 3 |
Человек. 1. Какое произведение А.С.Пушкина повествует о неразумных потребностях человека? («Сказка о золотой рыбке») -1 балл.
2. Что это? Высшая степень развития таланта, связанная с созданием качественно новых, уникальных творений. (Гениальность) -2 балла.
3. Кому из философов древности принадлежат слова «Человек – это двуногое животное без перьев»? (Платон) – 3 балла.
Природа. 1.Назовите самое высокоорганизованное животное современности. (Дельфин) -1 балл.
2. Как понимал известный русский писатель А.М.Горький «культуру в точном и подлинном смысле слова»? («Вторая природа») – 2 балла.
3. В какой стране в древности философы располагали все живые существа в виде лестницы? (Китай) – 3 балла.
Общество. 1. Какой главный принцип исповедовали первобытные племена? (Не убий) – 1 балл.
2. Что такое гуманное общество? (Это общество справедливое, где главное – человек) – 2 балла.
3. Что способствовало тому, что человечество поднялось на новую ступень развития – от первобытного стада к общественной организации людей? (Нормы морали) – 3 балла.
Экология. 1. Какая международная организация занимается охраной окружающей среды? («Гринпис») – 1 балл.
2. Как называется экологическое общественное движение в России? («Кедр») – 2 балла.
3. Какой нашумевший проект 80-х годов 20 века мог привести в случае его исполнения к серьезным экологическим последствиям на территории бывшего СССР? (Переброска вод сибирских рек в Среднюю Азию) – 3 балла.
2 задание. «Мозаика».
Сопоставить термины и их определения.- 4 балла, по 1 за правильный ответ.
Биосфера. Ноосфера. Красная книга. Экологический кризис.
1. Область распространения жизни на Земле.
2. Критическое состояние окружающей среды.
3. Описание исчезающих животных и растений.
4. Высшая стадия развития биосферы.
3 задание. «Выбери нужное».
Отобрать доводы, доказывающие каждое из этих положений.
1. «Человек – венец природы».
2. «Человек – звено в цепи эволюции».
- Деление на простые и сложные организмы относительно.
- Природа не знает целенаправленного движения.
- Общество подчиняется собственным законам и требованиям морали.
- Жизнь не останавливается.
- Человек наделен разумом.
- Возможность создавать нечто, не существующее в природе.
- Человек не всегда совершает разумные поступки. За правильный ответ – 4 балла.
4 задание. «Кто так сказал?»
На листах - 3 высказывания великих людей. Подписать под каждым фамилию автора этого высказывания. (Н.Н.Моисеев, Н.М.Амосов, И.В. Гете) – 3 балла, по 1 за правильный ответ.
1. «Вначале человек развивался, как все живое: трудные условия существования и естественный отбор были причиной совершенствования прачеловека».
2. «Наука подвела мир к смертельной черте. Она же может и отвести».
3. «Природа не признает шуток, она всегда правдива, серьезна, строга».
5 задание. Конкурс капитанов.
Тянут жребий: «оптимист», «пессимист», «реалист», «фантаст».
- Выскажите свою точку зрения на перспективы развития экологической ситуации в мире. Какие аргументы вы можете привести в защиту своей точки зрения?
3 балла за правильный ответ.
6 задание. «Разложи по полочкам».
На столах – листы. Учащиеся выполняют задание прямо на них.
«Плюс» | «Минус» |
Учитель читает последствия научно-технического прогресса, а команды располагают их под знаком «Плюс» или «Минус», в зависимости от того, положительное это последствие или отрицательное.
Электрическое освещение; повышение производительности труда; вредные отходы; уничтожение уникальных сообществ растений и животных; грязная вода, воздух; новые продукты питания; озоновые дыры в атмосфере; современная техника.
4 балла за правильный ответ.
7 задание. Кроссворд «Знай свой край».
Учащимся предлагается ответить на вопросы:
1. Где в нашей стране был создан первый государственный сельский зоопарк?
( Большеречье).
2. Как раньше называлась « Птичья гавань»? (Замарайка).
3. Рыба, занесенная в Красную Книгу Омского Прииртышья. (Стерлядь).
4. Птицы, которые обитают в «Птичьей гавани». (Утки).
| Б | о | л | ь | ш | е | р | е | ч | ь | е |
З | а | м | а | р | а | й | к | а | |||
| с | т | е | р | л | я | д | ь | |||
у | т | к | и |
4 балла за правильный ответ.
8 задание. «Нет экологическому кризису».
Учащимся было дано домашнее задание: Предложить свои меры по преодолению экологического кризиса.
Команды совещаются, и капитан озвучивает общие предложения своей группы.
III. Подведение итогов игры.
название конкурса | Высший балл за это задание | команда «Гомо сапиенс» | команда «Дети природы» | команда «Эколог» | команда «Прогресс» |
1. Викторина | 1, 2, 3 балла | ||||
2. «Мозаика» | 4 балла | ||||
3. «Выбери нужное» | 4 балла | ||||
4. «Кто так сказал?» | 3 балла | ||||
5. Конкурс капитанов. | 3 балла | ||||
6. «Разложи». | 4 балла | ||||
7. Кроссворд. | 4 балла | ||||
8. «Нет кризису» | 3 балла | ||||
Итого |
После подведения итогов идет выставление оценок за урок с комментариями. Анализ игры.
IV. Домашнее задание: Выписать в тетрадь «Меры по преодолению экологического кризиса в нашем крае».
Захарова О.В., МОУ «СОШ №3»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Экология", 6 класс
Воспитание у детей бережного отношения к природе...
Дифференцированный урок – зачет по экологии в классе естественнонаучного профиля «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ».doc
Дифференцированный зачет по уровням АВС. Предусматривается групповая и индивидуальная работа....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме: "Экология", 6 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА по теме: "Экология", 6 класс. Авторы УМК: Афанасьева О.В. и Михеева И.В. Английский язык. 6 класс. Учебник для ...
Интегративный урок в 7 классе "Великие географические открытия и их последствия"
Интегративный урок (история, география)...
Интегративный урок по истории, обществознанию, географии с элементами краеведения и экологии. 10-е классы.
Тема урока "Взаимодействие человека и природы в прошлом и настоящем....
Технологическая карта урока по теме Экология 6 класс
Завершающий урок по теме Экология. Разработан на осное учебника Верещагина для школ с углубленным изучением ангглийского языка....
“Let’s Protect the Nature” Разработка урока по теме «Экология» 8 класс SPOTLIGHT материалы урока в помощь учителю
Примерный конспект урока по теме " Экология" SPOTLIGHT,8 класс...