Дифференцированный урок – зачет по экологии в классе естественнонаучного профиля «ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ».doc
методическая разработка по экологии (10 класс) на тему
Дифференцированный зачет по уровням АВС. Предусматривается групповая и индивидуальная работа.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ»
Дифференцированный урок – зачет по экологии в классе естественнонаучного профиля
Цель урока: образовательная – дифференцированный контроль усвоения темы учащимися; воспитательная – формирование коллектива класса через работу в микрогруппах, формирование адекватной самооценки с помощью выбора задания по уровню сложности; развивающая – закрепление навыков работы с дополнительной литературой, формирование ораторских навыков.
Оборудование: на доске тема и девизы урока, кроссворд на ватмане, на партах – раздаточный материал: тесты и задания, регламент работы, зачетный лист группы.
Ребята рассажены группами в соответствии с уровнем сложности, на котором они изъявили желание работать (выявляется перед уроком).
ПЛАН УРОКА:
I. Организационный момент. (2 мин.)
Тема зачета: «Экологические взаимоотношения организмов». Работать сегодня будем группами, но будут также и индивидуальные задания. Работаем, как обычно, дифференцированно, по 3 уровням сложности. На отметку «5» нужно заработать за урок 40 баллов, «4» - 30 баллов, «3» - 25 баллов. План работы каждой группы имеется на столе.
Прежде чем вы начнете работать, я хочу зачитать вам небольшое напутствие, которое, я надеюсь, поможет вам сегодня: «В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Я желаю вам не терять бодрости духа, упорства, настойчивости в покорении очередной вершины науки, желаю всем получить только хорошие и отличные отметки.
II. Основная часть.
1. Разминка – решение кроссворда. (3 мин.)
Это индивидуальный тур, в котором можно заработать за каждый правильный ответ 1 очко.
1 | 2 | |||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||
4 | 5 | |||||||||||||||||
6 | 7 | |||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||
10 |
По горизонтали:
1. Насекомое, откладывающее яйца в личинки другого насекомого.
4. Паукообразные паразиты, хищники, переносчики энцефалита.
6. Форма биотических отношений, при которой виды и особи никак не влияют друг на друга.
8. Плотоядный организм, консумент 2 порядка.
9. Использование одного вида другим без принесения ему вреда.
10. Паразитическое безлистное растение.
По вертикали:
1. Рыба-комменсал, спутник акулы.
2. Разновидность хищника (синоним).
3. Пионерный организм, в котором мирно уживаются представители двух царств природы.
5. Тип биотических взаимоотношений.
7. Промежуточный хозяин микропаразитов, кровосос.
Ответы:
п | а | р | а | з | и | т | о | и | д | |||||||||
л | р | х | ||||||||||||||||
к | л | е | щ | и | и | с | о | |||||||||||
ш | л | и | т | |||||||||||||||
н | е | й | т | р | а | л | и | з | м | к | н | |||||||
й | п | б | о | х | и | щ | н | и | к | |||||||||
к | о | м | м | е | н | с | а | л | и | з | м | к | ||||||
и | л | о | а | |||||||||||||||
к | а | з | а | р | а | з | и | х | а |
2. Работа учащихся по уровням. (30 мин.)
Порядок собеседования с учителем:
уровень «С» -5 мин,
уровень «В» - 2 группы по 5 минут,
уровень «А» - 15 минут.
3. При наличии свободного времени по группам раздаются задания в конвертах: определите ложные или истинные суждения, аргументируя свой выбор, подтверждая его примерами.
1. Внутривидовые отношения — механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.
2. Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.
3. Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.
4. Явление паразитизма широко распространено во всех царствах живой природы.
5. Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушением их естественных местообитаний человеком.
6. Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.
7. Территориальное поведение у животных — способ регуляции численности популяции.
8. Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.
9. Паразитизм — одна из форм биотических взаимоотношений.
10. Хищничество, как правило, полезно для популяции жертв.
Ответы:
правильные суждения – 1, 2, 3, 4, 7, 9, 10.
III. Итоги зачета.
Подведение итогов устного тура. Окончательные итоги после проверки письменного задания.
Поздравляю всех с окончанием зачета. Вы сегодня продемонстрировали хорошие знания, а тем, кому это не удалось, советую не расстраиваться. Ведь самый лучший итог зачета – это, как сказал П. Кальдером «есть победа над самим собой»: кто-то из вас поверил в свои силы, в свои способности.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Галазий Г.И. Байкал в вопросах и ответах. /Иркутск: Восточно-Сибирское книжное издательство.- 1987.
2. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах. /М.: Мир.- 1990.
3. Жигарев И. А. Экология. Рабочая тетрадь 10-11 классы: Учебное пособие./ М..: Открытый мир. – 1995.
4. Жизнь животных. Энциклопедия в 6-ти томах. т.4
5. Криксунов Е. А., Пасечник В.В. Экология. 9 класс. / М.: Дрофа. –1996.
6. Криксунов Е. А., Пасечник В.В. Экология. Тесты. 9 класс. Учебно-методическое пособие. / М.: Дрофа. –1998.
7. Криксунов Е. А., Королев Ю.Б., Пасечник В.В. Экология. Рабочая тетрадь. 9 класс. / М.: Дрофа. –1996.
8. Общая биология. Учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии в школе. Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М. , Рувинского А.О. / М.: Просвещение.- 1995.
9. Яковлев Г.П., Челомбитько В.А. Ботаника. Под ред. Грушвицкого И. В. / М.: Высшая школа.- 1990.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ
УРОВЕНЬ «А»
«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».
/К.Маркс/
«Величайшая победа – есть победа над самим собой».
/П. Кальдером/
Регламент зачета
1. Разминка (решение кроссворда) 3 мин.
2. Индивидуальная письменная работа (тестирование) 5 мин.
3. Работа в группе (разбор устных заданий,
оформление письменных заданий) 10 мин.
4. Собеседование с учителем по устному заданию 15 мин.
5. Подведение итогов
ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ
Уровень «А»
Шкала оценок (за 1 правильный ответ):
Разминка 1 балл
Устная групповая работа 5 баллов
Письменная групповая работа 0,5 балла (-0,5 за неправильный)
Письменная индивидуальная работа 0,5 балла (-0,5 за неправильный)
Итого: 38 – 40 баллов
Фамилия, имя | Разминка | Устная групповая работа | Письменная групповая работа | Письменная индивидуальная работа | Итого |
УРОВЕНЬ "А "
ЗАЧЕТНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
Тесты с несколькими ответами
1. В результате внутривидовой конкуренции происходит:
а) самоизреживание растений
б) поиск новых мест обитания
в) увеличение воспроизводства особей
г) снижение воспроизводства особей
д) выработка территориального поведения
2. Примерами конкуренции являются отношения между:
а) хищниками и жертвами
б) паразитами и хозяевами
в) видами, использующими одни и те же ресурсы
г) особями одного вида
д) живыми организмами и абиотическими факторами
3. Организмы, ведущие сходный образ жизни и обладающие сходным строением:
а) не конкурируют между собой
б) обитают рядом и используют одинаковые ресурсы
в) обитают рядом, но используют разные ресурсы
г) обитают рядом, но активны в разное время
д) жестко конкурируют между собой
4. Примерами комменсализма являются:
а) взаимоотношения львов с гиенами, подбирающими остатки недоеденной пищи
б) взаимоотношения различных бактерий, перерабатывающих различные органические вещества мертвых организмов
в) взаимоотношения пеницилловых плесневых грибов и некоторых бактерий, для которых выделяемые грибами антибиотики губительны
г) взаимоотношения синицы и мыши, живущих в одном лесу
д) взаимоотношения эпифитов с деревьями, на стволах и ветвях которых они поселяются
5. Примерами симбиоза являются:
а) отношения водоросли и гриба в лишайнике
б) отношения термитов и живущих в его кишечнике жгутиковых простейших
в) отношения бобовых растений с поселяющимися на их корнях клубеньковыми бактериями
г) отношения человека и живущей в его кишечнике бактерии кишечной палочки
д) отношения цветковых растений и грибов, образующих микоризу
УРОВЕНЬ "А "
ЗАЧЕТНАЯ ГРУППОВАЯ РАБОТА
Письменные задания № 1, 2. Устные задания №3,4,5,6,7.
1. Так называемые насекомые-вредители, или вредные насекомые, действительно приносят определенный вред — но не природе, а хозяйству человека. Они поражают домашних животных, культурные растения и даже само жилище человека. Вот только некоторые из них: моль, жук-древоточец, долгоносик, комар, мошка, овод, саранча, колорадский жук, слепень, тля, капустная совка, вошь, листовертка, постельный клоп, мухи.
Впишите в таблицу названия этих насекомых в соответствии с их «профессией».
Хищники | |
Паразиты | |
Паразитоиды | |
Переносчики паразитов | |
Промежуточные хозяева | |
Растительноядные | |
Плотоядные |
2. Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника, паразита и паразитоида.
Коды ответов:
1) в течение своей жизни нападает на одну, иногда на несколько особей
2) в течение своей жизни нападает на большое число особей
3) поедает только часть вещества своей жертвы
4) поедает практически всю жертву
5) приводит свою жертву к гибели
6) наносит вред жертве, но редко приводит ее к быстрой гибели
7) гибель жертвы неизбежна, но наступает через определенное время
8) цикл развития тесно связан с жертвой
9) нападает на жертву и сам ею питается
10) нападает на жертву, но сам ею не питается
Ответы:
Хищник —
Паразит —
Паразитоид —
3. Как можно показать и доказать, что растения действительно конкурируют между собой за влагу и питательные вещества почвы? Предложите один-два способа доказательства и объясните смысл эксперимента.
4. Во многих водоемах средней полосы России, в том числе и в Подмосковье, в последнее время широко распространился и акклиматизировался так называемый ротан (головешка). При этом почти везде, где появляется ротан, исчезает исконный обитатель озер и прудов — карась.
Можно ли сказать, что ротан вытесняет карася в результате конкуренции? Если «да» — то за какой ресурс они конкурируют? Если «нет» — то как называются взаимоотношения между этими двумя популяциями, в результате которых одна исчезает? (Проанализируйте толерантность обоих видов, их экологические ниши, характер питания.) При ответе на вопрос можете воспользоваться дополнительным материалом (см. далее).
Дополнительные сведения к вопросу
Справка из энциклопедии "Жизнь животных" том 4.
Карась обыкновенный, или золотой, (Carassius carassius) - распространен в Средней и Восточной Европе, а также в Сибири, до Лены, Живет в заболоченных водоемах, в реках с медленным течением, способен существовать в сильно загрязненных прудах и просто в ямах с водой. Предпочитает водоемы с илистым грунтом, т. к при замерзании или при пересыхании водоема способен закапываться в ил на глубину до 70 см, т.о. перенося неблагоприятный период.
Половая зрелость наступает на 4-м году жизни. Плодовитость большая-300000 икринок. Икра развивается на водных растениях, плавает по поверхности воды, становясь добычей птиц и лягушек.
Питается карась растительной пищей (молодые побеги, листья), охотно поедает тину. Роясь в иле, находит червей, мотыля, которые тоже становятся его пищей.
Головешка, или ротан (Perccottus glehni)-обычная рыба мелких озерков, болот, староречий и заводей бассейна Амура. Очень неприхотлива, может жить в сильно загрязненных водоемах, в водоемах, промерзающих зимой и пересыхающих летом. Неблагоприятные условия переносит, зарываясь в ил.
Половозрелыми рыбы становятся в 2 года. Нерестятся на подводные камни и листья, при этом самец заботится о кладке, охраняя ее и обмахивая икринки плавниками.
Питается головешка личинками насекомых, рачками и молодью рыб, в том числе и собственной.
5. Как практически человек использует явления хищничества и паразитизма в мире животных для борьбы с сельскохозяйственными вредителями? Назовите известные вам методы и способы, приведите примеры. Какой вывод можно сделать из этого?
6. В ваших лабораторных условиях (аквариум) один из видов инфузорий вытесняет второй вид, а вам надо добиться сосуществования этих двух видов в аквариуме. Какими способами вы бы попытались этого достичь?
7. Проанализируйте приведенные ниже факты и сделайте выводы.
В озерах средней полосы ранней весной наблюдается цветение воды – массовое размножение фитопланктона. В Байкале цветение воды начинается еще в подледный период и продолжается летом. Первыми, в мае и июне усиленно размножаются диатомовые водоросли, в июле резко возрастает численность зеленых водорослей, а в августе наблюдается бурное развитие сине-зеленых водорослей. Объясните, почему водоросли сменяют друг друга именно в такой последовательности. При ответе на вопрос можете воспользоваться дополнительным материалом (см. далее).
Дополнительные сведения к вопросу.
А. Изменение состава воды происходит, главным образом, в содержании соединений кремния, азота, фосфора. Максимальное содержание кремния зимой, а затем уменьшается. Максимум содержания азота и фосфора – в июле, а минимум – в мае-июне и августе.
Б. Интенсивное развитие водорослей определяется достаточным количествомфосфатов, нитратов, а для диатомовых и силикатов.
В. Сине-зеленые водоросли зимуют в стадии спор, развиваются при относительно высокой температуре воды.
Г. Температура воды В Байкале весной, после вскрытия льда, + 40С, а к августу вода прогревается до +15,+16 0С.
Д. Сине-зеленые водоросли – автотрофные организмы, но способны и к смешанному типу питания: могут фиксировать атмосферный азот. Размножение цианобактерий отрицательно сказывается на жизни некоторых организмов, т.к. они выделяют в окружающую их среду продукты своей жизнедеятельности, подавляющие развитие других.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ
УРОВЕНЬ «В»
«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».
/К.Маркс/
«Величайшая победа – есть победа над самим собой».
/П. Кальдером/
Регламент зачета
1. Разминка (решение кроссворда) 3 мин.
2. Работа в группе (разбор устных заданий) 5 мин.
3. Собеседование с учителем по устному заданию 5 мин.
4. Выполнение групповой письменной работы 5 мин.
5. Индивидуальная письменная работа (тестирование) 10 мин.
6. Подведение итогов
ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ
Уровень «В»
Шкала оценок (за 1 правильный ответ):
Разминка 1 балл
Устная групповая работа 4 балла
Письменная групповая работа 4 балла
Письменная индивидуальная работа 1 балл
Итого: 28 - 30 баллов
Фамилия, имя | Разминка | Устная групповая работа | Письменная групповая работа | Письменная индивидуальная работа | Итого |
УРОВЕНЬ «В»
ЗАЧЕТНАЯ ГРУППОВАЯ РАБОТА
Письменные задания. - 1,2. Устные - 3,4,5,6,7.
1. Подберите правильные пары: какой тип взаимоотношений характерен для организмов, указанных в правой колонке таблицы. Ответ должен состоять из цифры и буквы.
Тип взаимоотношений | Примеры растений и животных |
I. Хищничество 2. Симбиоз 3. Аменсализм 4. Конкуренция внутривидовая 5. Конкуренция межвидовая 6. Паразитизм 7. Протокооперация 8. Мутуализм 9. Комменсализм 10. Нейтрализм | А. Густой подрост ельника Б. Волк и олень, сова и мышь. В. Травы под елью Г. Лишайники Д. Аскарида и человек Е. Росянка и муха Ж. Прусак и черный таракан З. Повилика и крапива И. Акула и рыба - прилипала К. Пчелы и луговые цветы Л. Синица и лягушка |
2. Взаимодействие популяций теоретически можно представить в виде парных комбинаций символов "+", " - ", "0", где "+" обозначает увеличение выгод для популяции ухудшение состояния популяции и "0" - отсутствие значимых изменений при взаимодействии.
Запишите, используя пары символов ("++", "--", "+-","00","+0", "-0") следующие типы взаимодействия двух популяций: (см. 1 колонку табл. задания 1).
3. Как действует естественней отбор в системе "хищник - жертва"? Какие адаптации можно наблюдать у хищника и у жертвы? Как называется этот эволюционной процесс? Приведите примеры.
4. Что будет, если в одной экосистеме окажутся популяции двух видов с одинаковыми потребностями? За какие, ресурсы конкурируют на поле культурные растения и сорняки? Какие свойства сорняков дают им возможность успешно конкурировать с культурными растениями, снижая их урожай, но и успешно выдерживать борьбу с ними человека?
5. Каковы последствия уничтожения хищников ради спасения популяции жертвы (например, отстрел волков для сохранения поголовья оленей)? Что происходит с популяцией жертвы, освобожденной от пресса хищников? Почему желаемый результат (увеличение поголовья) достигается только вначале и только на короткое время? Какой вывод можно сделать относительно экологической роли хищников?
6. У Вас начал болеть живот. Вы решили, что к Вам в кишечник попали болезнетворные бактерии и начали пить антибиотик левомицетин. Как Вы думаете, Может ли повредить Вам такое лечение?
7. В мелких лужах сосуществует не более 2 видов дафний, в прудах - до 3-4 видов, а в озерах - 5-7 видов. Чем это объяснить?
8. 0пределите типы взаимоотношений в приведенном ниже тексте.
"В норе эхиуруса - морского донного роющегося в грунте животного, достигающего 30-ти сантиметровой длины, находят прибежище самые различные постояльцы. В наименьшей степени с хозяином связан бычок. Он использует нору лишь в качестве убежища, а за кормом каждый раз вылезает наружу. Полностью от хозяина зависит краб-горошинка и щетинковый червь, питающийся объедками с его "стола". Сам хозяин питается так: у ротового отверстия образуется прозрачная слизистая ловчая сеть, червь волнообразными сокращениями тела прогоняет через эту сеть воду, содержащую крохотные планктонные организмы. Когда сеть наполняется, червь проглатывает ее целиком вместе со своей добычей." (Мамедов, Суравегина. «Экология, 9-11»).
УРОВЕНЬ «В»
ЗАЧЕТНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
I. Тесты с одним ответом
1. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
а) протокооперацией б) паразитизмом в) комменсализмом
г) мутуализмом д) нейтрализмом е) симбиозом
ж) аменсализмом з) квартирантством
2. Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:
(Ответы см. вопрос №1).
3. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
(Ответы см. вопрос №1).
4. Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:
(Ответы см. вопрос №1).
5. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревьев. Такой тип взаимоотношений называется:
(Ответы см. вопрос №1).
6. Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:
а) взаимополезных отношений
б) полезнонейтральных отношений
в) полезновредных отношений
г) взаимовредных отношений
7. Самоизреживание у елей — пример:
а) внутривидовой конкуренции
б) межвидовой конкуренции
в) комменсализма
г) старения популяции
8. Хищники в природном сообществе:
а) уничтожают популяцию жертв
б) способствуют росту популяции жертв
в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность
г) не влияют на численность популяции жертв
9. Примером межвидовой конкуренции являются взаимоотношения между:
а) волками в стае
б) организмом-хозяином и паразитическими червями
в) рыжими и черными тараканами
г) мышевидными грызунами и лисами
10. Примерами макропаразитов являются:
а) муха цеце, блоха
б) гельминты, трипаносомы
в) клещ, заразиха
г) гриб головня, дизентерийная амеба
11. Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:
а) основным хозяином
б) промежуточным хозяином
в) переносчиком
г) паразитоидом
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМОВ
УРОВЕНЬ «С»
«В науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достичь ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам».
/К.Маркс/
«Величайшая победа – есть победа над самим собой».
/П. Кальдером/
Регламент зачета
1. Разминка (решение кроссворда) 3 мин.
2. Собеседование с учителем по устному групповому заданию 5 мин.
3. Выполнение групповой письменной работы 10 мин.
5. Индивидуальная письменная работа (тестирование) 15 мин.
6. Подведение итогов
ЗАЧЕТНЫЙ ЛИСТ
Уровень «С»
Шкала оценок (за 1 правильно выполненное задание):
Разминка 1 балл
Устная групповая работа 3 балла
Письменная групповая работа 3 балла
Письменная индивидуальная работа 3 балла
Итого: 22-24 балла
Фамилия, имя | Разминка | Устная групповая работа | Письменная групповая работа | Письменная индивидуальная работа | Итого |
УРОВЕНЬ «С»
ЗАЧЕТНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА
1. Закончите определение, подобрав к нему соответствующее понятие:
Тип взаимоотношений | Определение |
А. | Особи одного вида предоставляют убежища особям другого вида, и это не приносит им ни вреда, ни пользы. |
Б. | Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида. |
В. | Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух или более видов. |
Г. | Сожительство особей двух видов на одной территории, которое ни для одного из видов не дает ни положительных, ни отрицательных последствий. |
Д. | Особи одного вида поедают особей другого или того же вида. |
Е. | Особи одного или нескольких видов со сходными потребностями сосуществуют при ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей. |
Ж. | Одни организмы получают от других необходимые питательные вещества и место постоянного или временного обитания. |
2. Приведите примеры животных и растений, для которых свойственны такие взаимоотношения:
А. Симбиоз –
Б. Мутуализм –
В. Протокооперация –
Г. Комменсализм –
Д. Паразитизм –
Е. Конкуренция межвидовая –
Ж. Конкуренция внутривидовая –
З. Хищничество –
И. Аменсализм –
К. Нейтрализм –
УРОВЕНЬ «С»
ЗАЧЕТНАЯ ГРУППОВАЯ РАБОТА
Письменные задания № 5,6. Устные задания №1,2,3,4.
1. Объясните кратко, каким образом кормящиеся на деревьях насекомоядные птицы избегают межвидовой конкуренции в поисках добычи? Как называется это явление?
2. Сформулируйте принцип конкурентного исключения Гаузе. Поясните результаты опытов ученого над культурами ресничных инфузорий.
3. Что общего и какая разница в проявлении свойства территориальности (конкуренции за пространство) у животных и у растений? Приведите известные вам примеры.
4. Естественные враги бабочек и их личинок — наездники, мухи-трихограммы, мухи-тахины, муравьи, жужелицы, жабы, лягушки, птицы, летучие мыши, землеройки, кроты. Кто из них хищники, а кто паразиты? В чем отличие хищничества от паразитизма?
5. Определите типы симбиотических взаимоотношений в каждой паре организмов:
А. Рак-отшельник – актиния Б. Цветки клевера – шмели-опылители
В. Термиты – жгутиковые (простейшие) Г. Грибы – водоросли
Д. Жвачные животные – кишечные бактерии Е. Деревья – грибы
Ж. Бобовые растения – бактерии-азотофиксаторы
В чем различие этих двух типов взаимоотношений?
6. Укажите (галочкой или знаком +) в соответствующей графе таблицы, за какие природные ресурсы конкурируют между собой растения, а за какие — животные. (Если конкуренции за данный ресурс нет — отмечать не надо.)
Природные ресурсы среды | Растения | Животные |
Территория | ||
Растительная пища | ||
Минеральные вещества | ||
Животная пища | ||
Органические остатки | ||
Солнечный свет | ||
Тепло | ||
Вода | ||
Кислород | ||
Углекислый газ |
Карплюк Т.И.
учитель биологии и экологии
Средняя школа № 9
г. Усть-Кут Иркутская обл.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ЛЕТНЕГО ПРОФИЛЬНОГО ЛАГЕРЯ ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10 КЛАССА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ
Летний профильный лагерь организуется с целью поддержки и сопровождения профильного обучения для учащихся 10 класса химико-биологического профиля. Участие школьников в профильном лагере - хороший спос...
Рабочая программа по математике 11 класс. Составлена для классов естественнонаучного профиля
Модифицированная рабочая программа по математике (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне...
Презентация к уроку по биологии "Экологические взаимоотношения организмов" 11 класс
сформировать понятие о типахмежвидовых взаимоотношений; показать многообразие связей междуорганизмами разных видов, обитающих всообществе....
ПРИНЦИП ГУМАНИТАРИЗАЦИИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В КЛАССАХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ПРОФИЛЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Тезисы к выступлению на Всероссийской конференцииРассматривается практическая реализация принципа гуманитаризации образования при изучении математики в старших классах естественнонаучного профиля....
Рабочая программа по математике 10 класс. Составлена для классов естественнонаучного профиля
Модифицированная рабочая программа по математике (базовый уровень) составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне...
Рабочая программа по биологии 10 класс естественнонаучного профиля
Программа предназначена для биологического профиля....
Квест-игра: Интеллектуальный марафон.Путешествие по России.Для учащихся 7-9-10-х классов естественнонаучного профиля.
Актуальность проведения квеста «Путешествие по России» В процессе реализации Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения исследование как способ позн...