Урок-игра «Если б каждый гражданин…»
методическая разработка по обществознанию (9, 10 класс) на тему
В нашей школе есть хорошая традиция – в последний учебный день четверти использовать нетрадиционные формы обучения школьников. Такой день называется «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ». Возникает вопрос - как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребенку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Ответ очевиден – необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребенка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этого вопроса – использование игровых технологий.
Предлагаю вашему вниманию некоторые задания урока- игры по теме: «Если б каждый гражданин…»Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esli_b_kazhdyy_grazhdanin.docx | 520.68 КБ |
Предварительный просмотр:
В нашей школе есть хорошая традиция – в последний учебный день четверти использовать нетрадиционные формы обучения школьников. Такой день называется «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ». Возникает вопрос - как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребенку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Ответ очевиден – необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребенка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этого вопроса – использование игровых технологий.
Учение - это не простой труд, труд интересный и увлекательный, потому что приобщает школьников к новому, тайному, интересному; не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением». В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что ему кажется очень трудным и неинтересным на уроке. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок - это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру. Игра на уроке очень хорошее средство развития творческой активности и интереса у школьников к предметам истории и обществознанию. Она приучает работать и мыслить играя. К тому же соревновательный дух игры заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления. Дети познают окружающий мир, играя. Я абсолютно уверена, что нет необходимости отворачиваться от игры, поскольку она обладает специфической интеллектуальной наполненностью.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии.
На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения, правда, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают ребята.
Я часто использую игровые технологии на уроках по антикоррупционному воспитанию учащихся.
Предлагаю вашему вниманию некоторые задания урока по теме: «Если б каждый гражданин…»
Для фокусировки внимания в начале урока предлагаю учащимся просмотреть клип О. Газманова о коррупции в России. https://www.youtube.com/watch?v=j-HPvH2_25Q
Задание 1. Вставьте пропущенные слова (слова могут повторяться)
Если б каждый … (гражданин),Обличённый в важный чин,
На посту себя вёл …(честно),
То повсюду - повсеместно:
Мы в семье и на работе
Не печалились в заботе,
Прекратился б беспредел
От больших и малых дел,
Меньше бы родилось… (Зла),
Больше стало бы… (Добра)!
Но к великому стыду,
На несчастье и беду,
Почти каждый … (гражданин),
Обличённый в важный чин,
Как доподлинно известно,
Исполняет долг нечестно –
Он для общества не весь:
В центре личный интерес.
И отсюда все невзгоды –
Бюрократии восходы.
И бледнеет …. (конституция),
И цветёт вокруг … (коррупция).
Без стеснеиия, без оглядки,
Все дела решают … (взятки).
Их и там и тут… (дают),
И бессовестно … (берут).
И где ниже, и где выше,
Создаются всюду крыши,
Не найти их у порога,
Засекречены все строго
Если б каждый … (гражданин),
Обличённый в важный чин,
Вёл себя достойно, честно,
То повсюду – повсеместно,
Наступили б перемены –
В душах кончились измены.
И сознание стало чисто,
Все дела б решались быстро.
Произошла бы … (революция),
И исчезла бы …….(коррупции)!
СЛОВА: 1.гражданин, 2. зло, 3. добро 4. конституция 5.коррупция 6. взятка 7. дать 8. взять 9. революция. 10. Честность (10 баллов)
Задание 2. «Крестики-нолики» — на утверждения (суждения) предполагаются ответы: «да» или «нет». Ответ «да» обозначается «×», ответ «нет» — «0» Учащиеся записывают ответы в таблицу, состоящую из 9 пронумерованных клеток. По окончании выполнения задания проверяется работа (вслух) и, при необходимости, проводится работа над ошибками, а также демонстрируется правильное заполнение таблицы.
Критерии оценки: 8–9 правильных ответов — 5 баллов; 6–7 правильных ответов – 4 балла; 4–5 правильных
ответов – 3 балла; 0–3 правильных ответов — 2 балла.
1. Конституция - нормативно - правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладающий высшей юридической силой. (ДА)
2. Виновное противоправное, общественно опасное деяние или бездействие, опасное для общества, запрещенное Уголовным кодексом – это проступок. (Нет, это - преступление).
3. Президент РФ страны может повлиять на какое-либо решение конституционного суда. (Нет, президент является органом исполнительной власти)
4. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. (Да)
5. Иван Грозный впервые ввел в России смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. (ДА)
6. Согласно действующему в Российской Федерации Уголовному кодексу уголовная ответственность граждан по преступлениям о коррупции наступает с 18 лет. (Нет, с 16 лет, т.к. можно с данного возраста заниматься предпринимательской деятельностью…)
7 Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»; «Приключения Кроши»; А. С. Пушкин «Дубровский», «Буратино» и др - художественные произведения, где раскрываются методы и средства борьбы с коррупцией? (Нет, указаны виды коррупции)
8.«Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, нечестное поведение в процессе принятия решений» (ДА)
9. Уголовный кодекс, Федеральный закон № 273-ФЗ - документы, содержащие статьи, направленные на борьбу с коррупцией. (ДА)
1 Х | 2 0 | 3 0 |
4 х | 5 х | 6 0 |
7 0 | 8 Х | 9 Х |
Задание 3. Разгадать ребусы, соотнести с понятиями
1. роитякарБю, Втакзя
2 . тельствомогВаы, тРкеэ
3. атжанШ, ицяурпКро
А) высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.
Б) сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников
В) незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров
Г) плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.
Д) угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды
Е) не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.
Ответ: 1. Бюрократия - А Взятка - Г,
2. Вымогательство – Е, Рэкет -В
3. Шантаж – Д, Коррупция - Б
Бюрократия - высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.
Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.
Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.
Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.
Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.
Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников
Задание 4 «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ»
В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина - 1 балл.
Ответ:
- Незнание законов
- Нестабильность в стране
- Желание легкой наживы
- Коррупция как привычка
- Низкий уровень жизни населения
- Низкая заработная плата
- Стремительный рост количества чиновников как кадровой базы коррупции.
- Моральная деградация общества, устойчивая толерантность населения к коррупции.
Задание 5. «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»
В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд, кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «запрятаны» в этом квадрате. Читать можно по вертикали и по горизонтали.
К | О | Н | В | Е | Н | Ц | И | О | К | Л | С | Р | У |
Ч | З | Р | П | Л | Е | М | Я | Н | О | И | Т | А | А |
Г | О | С | М | Т | Е | С | Т | Ь | Н | О | Р | Т | Я |
Д | Е | У | Д | А | Р | С | А | Т | С | Д | Е | Ь | Л |
Е | Д | Е | В | Щ | Г | Т | Я | Т | Т | И | Ь | Я | Ы |
О | О | Н | С | А | Я | В | О | Н | Б | Т | Р | А | Т |
Е | Ч | С | В | Е | К | О | Р | А | Н | У | Ц | Ч | Е |
Р | Е | Ц | О | З | О | Г | О | В | П | И | И | Я | Т |
Ь | Б | Д | Я | А | Я | Р | А | О | Р | Е | Ц | Х | Я |
С | Е | Е | К | К | О | Ю | Ж | Д | А | Е | Ж | А | Б |
Н | Н | В | Е | С | Н | К | Д | И | В | О | Э | Р | А |
З | О | Л | О | В | К | А | А | З | П | Ь | Ю | Ж | Н |
Ш | К | Р | И | Н | Б | А | Н | И | Н | К | С | У | Д |
Ответ: государство, конвенция, закон, право, конституция, коран и др.
Задание 6. «МЫ против коррупции»
Ребятам предлагается создать свой проект социальной рекламы, направленной на противодействие коррупции. Оценивается убедительность рекламы, лаконичность, логичность и эстетичность работы (максимальное количество баллов – 4)
Сюрпризный момент (СЦЕНКА).
В классе появляется «Коррупция».
Коррупция. Здравствуйте, мои хорошие. Здравствуйте, мои пригожие!
Боритесь, боритесь со мной, а я вот она! Красивая, активная, сытая и креативная. Всех-всех люблю! Всем-всем подмогу! Вот вам мои подарочки. (раздает каждой команде надувные шарики с надписью - взятка, шантаж, вымогательство, кумовство, фаворитизм, растрата, подкуп, казнокрадство и т.д.). Берите, берите, порадуйте тетушку Коррупцию. От вас мне только и нужно, чтобы помнили всегда обо мне, подкармливали, и я пройду огонь, воду, медные трубы, а не покину вас никогда.
Звучит сигнал мобильного телефона.
Коррупция. Извиняйте, в налоговую вызывают. До скорой встречи. /уходит/
Задание 7 «Торжество справедливости»
Как мы поступим с подарками от Коррупции? Приглашаю по одному представителю от команд. Ваша задача – наступить на чужой шарик и сохранить свой. Побеждает та команда, чьи представители сумеют сохранить большее количество шариков.
Символично проколем последний шарик в знак победы над коррупцией.
Задание 8. Образ коррупции, сложившийся в ХХ веке – спрут. Зачитываются стихотворения
Ты открой глаза - черно в них.
Погляди - по всей России
На чиновнике чиновник, как бацилла на бацилле.
Е. Евтушенко
Чтоб изменилась ситуация, Нужны тюрьма и конфискация
Для тех, кто не своим трудом Нажил тот «Мерседес» и дом.
И спрос пристрастен и суров. С властей - от низа до верхов!
Иначе революция Возьмет с них «контрибуцию»!
Евгений Ремнев.
Беседа:
1.О чем говорится в этих стихотворениях? (в первом случае – о ситуации в России и причинах, во втором – о мерах – 2 балла)
2. Вы согласны с авторами? Свой ответ аргументируйте (2 балла)
Задание 9. Составление синквейна по теме. (10 баллов)
Правила составление синквейна:
1.Термин (существительное)
2.Два прилагательных (по смыслу)
3.Три глагола (по смыслу)
4.Ключевая фраза, отражающая смысл понятия
5.Слово – синоним к основному термину
Давайте, подводя итоги сегодняшнего занятия, каждый из нас еще раз задумается над тем, какой вклад он или она может внести в дело борьбы с коррупцией
Задание 10. Что я могу сделать? ПРОДОЛЖИТЬ РЯД: (4 балла)
1. не давать и не брать взятки
2.
3.
4.
5.
Возможный ответ:
1. не давать и не брать взятки
2. случаи коррупции предавать огласке
3. изучать данное явление
4. создавать законы, не противоречащие конституции и способствующие уменьшить масштабы коррупции
5. ратифицировать 20-ю статью Декларации ООН о противодействии коррупции (конфискация имущества коррупционеров в случае несоответствия доходов расходам и имуществу).
Мы искренне верим, что любая проблема успешно может быть преодолена только людьми, оптимистично смотрящими в будущее. Все вы относитесь именно к этой категории, а значит можно надеяться, что в скором времени мы уверенно сможем заявит:
« Россия - страна свободная от коррупции!».
Свершений век! И век открытий!
Великий 21 век,
Клубок обманов и событий,
Будь осторожен, человек!
Борись за правду и свободу,
Но ложью путь не пробивай,
Будь справедлив с собой, с народом.
И честь свою не потеряй!
А кто – то скажет «Я не верю»
Тот, кто хитрей, сегодня в силе,
Но лишь в себя сумев поверить,
Ты сможешь трудности осилить!
Подведение итогов. Награждение победителей игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции
роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции...
Урок-игра по обществознанию на тему "Я - Гражданин!"
Урок-игра по обществознанию разработан для 10 класса. Включает вопросы и по праву и по истории, а также содержит местный материал о Балашихе....
урок-игра по обществознанию "Гражданином быть обязан"
Урок по обществознанию "Гражданином быть обязан " проводился к 20-летию принятия Конституции РФ . Цель урока : Сформировать у учащихся общие представления о конституционных правах человека в России и ...
социальный проект "Охрана леса – конституционная обязанность каждого гражданина"
Социальный проект выполнен учащимися 8 класса, посвящен проблеме лесных пожаров, их возникновению и наносимому ущербу людям и народному хозяйству. Результатом работы стал буклет, который был распростр...
Внеклассное мероприятие «Документ, необходимый каждому гражданину России»
Внеклассное мероприятие «Документ, необходимый каждому гражданину России» Цель: Формирование представления о правовых нормах Р.ФФорма: комбинированное занятиеЗадачи занятия:Обучающая:...
Интегрированный урок-игра по биологии и химии в 6 классе на тему: «Химия и биология каждый день. А знаете ли вы?»
Данный урок позволяет объяснить значимость школьных предметов «химия» и «биология»; показать необходимость изучения химии и биологии для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей...
"Экзамен на звание Гражданина России" урок-игра
Урок-игра...