Урок-игра «Если б каждый гражданин…»
методическая разработка по обществознанию (9, 10 класс) на тему

Терентьева Елена Моисеевна

                В нашей школе есть хорошая традиция – в последний учебный день четверти  использовать  нетрадиционные формы обучения школьников. Такой день называется «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ».   Возникает вопрос - как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребенку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Ответ очевиден – необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребенка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этого вопроса – использование игровых технологий.

Предлагаю вашему вниманию  некоторые задания  урока- игры по теме: «Если б каждый гражданин…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esli_b_kazhdyy_grazhdanin.docx520.68 КБ

Предварительный просмотр:

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=334477022-11-72

                В нашей школе есть хорошая традиция – в последний учебный день четверти  использовать  нетрадиционные формы обучения школьников. Такой день называется «ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ».   Возникает вопрос - как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому ребенку возможность почувствовать себя в ситуации успеха? Ответ очевиден – необходимо создать такие условия, при которых стало бы возможным использование возможностей каждого ребенка в условиях классно-урочной системы обучения. Решение этого вопроса – использование игровых технологий.

Учение -  это не простой труд,  труд интересный и увлекательный, потому что приобщает школьников к новому, тайному, интересному; не случайно в последние годы возникло понятие «учение с увлечением». В игре ребенок с большим интересом и охотой выполняет то, что ему кажется очень трудным и неинтересным на уроке. В.А. Сухомлинский сказал об этом, что ребенок - это пытливый исследователь, который познает мир, делает новые открытия через игру. Игра на уроке очень хорошее средство развития творческой активности и интереса у школьников к предметам истории и обществознанию. Она приучает работать и мыслить играя. К тому же соревновательный дух игры заставляет детей мобилизовать свои силы, увеличивает их восприимчивость и логику мышления. Дети познают окружающий мир, играя. Я абсолютно уверена, что нет необходимости отворачиваться от игры, поскольку она обладает специфической интеллектуальной наполненностью. 

К таким технологиям можно отнести игровые технологии.

На таких уроках ученики работают более активно. Особенно радует, что те ученики, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого учащегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания (ученики это понимают и стараются лучше подготовиться к уроку). После каждого подобного урока я слышу от детей фразу: «Давайте ещё поиграем», что свидетельствует об успешности урока. Использовать игровые технологии можно на любой ступени обучения, правда, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдается, когда учитель увидит, с каким азартом работают ребята.

Я часто использую игровые технологии на уроках по антикоррупционному воспитанию учащихся.

Предлагаю вашему вниманию  некоторые задания  урока по теме: «Если б каждый гражданин…»

Для фокусировки внимания в начале урока предлагаю учащимся просмотреть клип О. Газманова о коррупции в России. https://www.youtube.com/watch?v=j-HPvH2_25Q 

           

Задание 1. Вставьте пропущенные слова (слова могут повторяться)

4275166_f3017b6d

Если б каждый … (гражданин),Обличённый в важный чин,
На посту себя вёл …(
честно),
То повсюду - повсеместно:
Мы в семье и на работе
Не печалились в заботе,
Прекратился б беспредел
От больших и малых дел,
Меньше бы родилось… (
Зла),
Больше стало бы… (
Добра)!

Но к великому стыду,
На несчастье и беду,
Почти каждый  … (
гражданин),
Обличённый в важный чин,
Как доподлинно известно,
Исполняет долг нечестно – 
Он для общества не весь: 
В центре личный интерес.
И отсюда все невзгоды – 
Бюрократии восходы.

И бледнеет …. (
конституция),
И цветёт вокруг … (
коррупция).
Без стеснеиия, без оглядки,
Все дела решают …
(взятки).
Их и там и тут…  (
дают),
И бессовестно … (
берут).
И где ниже, и где выше,
Создаются всюду крыши,
Не найти их у порога,
Засекречены все строго
 

Если б каждый  … (гражданин),
Обличённый в важный чин,
Вёл себя достойно, честно,
То повсюду – повсеместно,
Наступили б перемены –
 
В душах кончились измены.
И сознание стало чисто,
Все дела б решались быстро.
Произошла бы … (
революция),
И исчезла бы …….(
коррупции)!

СЛОВА: 1.гражданин, 2. зло, 3. добро 4. конституция 5.коррупция 6. взятка 7. дать  8. взять 9. революция. 10. Честность  (10 баллов) 

Задание  2. «Крестики-нолики» — на утверждения  (суждения) предполагаются ответы: «да»    или «нет».  Ответ «да» обозначается «×», ответ  «нет» — «0» Учащиеся записывают ответы в таблицу, состоящую из 9 пронумерованных клеток. По окончании выполнения задания проверяется работа (вслух) и, при необходимости, проводится работа над ошибками, а также демонстрируется правильное заполнение таблицы. 8732ed70bed2cffa08530046b785b0e8_big

Критерии оценки:  8–9  правильных ответов —  5 баллов;  6–7 правильных ответов – 4 балла;  4–5 правильных    

                                                         ответов – 3 балла; 0–3 правильных ответов — 2 балла.

1. Конституция - нормативно - правовой акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или  референдумом, обладающий высшей юридической силой. (ДА) 

2. Виновное противоправное, общественно опасное  деяние или бездействие, опасное для общества, запрещенное Уголовным кодексом – это проступок.  (Нет, это - преступление).

3. Президент РФ страны может повлиять на какое-либо решение конституционного суда. (Нет, президент является органом исполнительной власти)

4. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III.  (Да)

5. Иван Грозный  впервые ввел в России смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. (ДА)

6. Согласно действующему в Российской Федерации Уголовному кодексу уголовная ответственность граждан по преступлениям о коррупции наступает с 18 лет. (Нет, с 16 лет, т.к. можно с данного возраста заниматься предпринимательской деятельностью…)

7 Н. В. Гоголь «Мёртвые души», «Ревизор»; «Приключения Кроши»; А. С. Пушкин «Дубровский», «Буратино» и др  - художественные произведения, где раскрываются  методы и средства борьбы с  коррупцией? (Нет, указаны виды коррупции)

8.«Коррупция – это злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях, нечестное поведение в процессе принятия решений» (ДА)

9.  Уголовный кодекс, Федеральный закон № 273-ФЗ - документы, содержащие статьи, направленные на борьбу с коррупцией. (ДА)

1

Х

2

0

3

0

4

х

5

х

6

0

7

0

8

Х

9

Х

Задание 3. Разгадать ребусы, соотнести с понятиями кор

1.   роитякарБю, Втакзя

2 .   тельствомогВаы, тРкеэ

3.    атжанШ, ицяурпКро

А) высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Б) сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников

В) незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров

Г) плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

Д) угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды

Е) не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Ответ:  1. Бюрократия - А Взятка - Г,

             2. Вымогательство – Е, Рэкет -В

            3. Шантаж – Д, Коррупция - Б

Бюрократия - высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.

Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников

Jrh1yjxIqe

Задание 4 «ПРИЧИНЫ КОРРУПЦИИ»

В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции. Одна причина - 1 балл.

Ответ:        

- Незнание законов

- Нестабильность в стране

- Желание легкой наживы                                

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Низкая заработная плата                 

- Стремительный рост количества чиновников как кадровой базы коррупции.

                                                             - Моральная деградация общества, устойчивая толерантность населения к коррупции.

Задание 5. «ВОЛШЕБНЫЙ КВАДРАТ»

 В этом «волшебном квадрате» много разных букв. На первый взгляд, кажется, что они расположены без всякого смысла. Но если приглядеться внимательнее, то можно найти слова, относящиеся к теме игры, которые «запрятаны» в этом квадрате. Читать можно по вертикали и по горизонтали.

К

О

Н

В

Е

Н

Ц

И

О

К

Л

С

Р

У

Ч

З

Р

П

Л

Е

М

Я

Н

О

И

Т

А

А

Г

О

С

М

Т

Е

С

Т

Ь

Н

О

Р

Т

Я

Д

Е

У

Д

А

Р

С

А

Т

С

Д

Е

Ь

Л

Е

Д

Е

В

Щ

Г

Т

Я

Т

Т

И

Ь

Я

Ы

О

О

Н

С

А

Я

В

О

Н

Б

Т

Р

А

Т

Е

Ч

С

В

Е

К

О

Р

А

Н

У

Ц

Ч

Е

Р

Е

Ц

О

З

О

Г

О

В

П

И

И

Я

Т

Ь

Б

Д

Я

А

Я

Р

А

О

Р

Е

Ц

Х

Я

С

Е

Е

К

К

О

Ю

Ж

Д

А

Е

Ж

А

Б

Н

Н

В

Е

С

Н

К

Д

И

В

О

Э

Р

А

З

О

Л

О

В

К

А

 А

З

П

Ь

Ю

Ж

Н

Ш

К

Р

И

Н

Б

А

Н

И

Н

К

С

У

Д

Ответ: государство, конвенция, закон, право, конституция, коран и др.

Задание 6. «МЫ  против коррупции»

Ребятам предлагается создать свой проект социальной рекламы, направленной на противодействие коррупции. Оценивается  убедительность рекламы, лаконичность, логичность и эстетичность работы (максимальное количество баллов – 4)

Сюрпризный момент (СЦЕНКА).

В классе появляется «Коррупция».

       Коррупция. Здравствуйте, мои хорошие. Здравствуйте, мои пригожие!  

Боритесь, боритесь со мной, а я вот она! Красивая, активная, сытая и  креативная.  Всех-всех люблю!  Всем-всем  подмогу! Вот вам мои подарочки.  (раздает каждой команде надувные шарики с надписью  - взятка, шантаж, вымогательство, кумовство, фаворитизм, растрата, подкуп, казнокрадство и т.д.). Берите, берите, порадуйте тетушку Коррупцию. От вас мне только и нужно,  чтобы помнили всегда обо мне, подкармливали, и я пройду огонь, воду, медные  трубы, а не покину вас никогда.  

    Звучит сигнал мобильного телефона.

Коррупция. Извиняйте, в налоговую вызывают. До скорой встречи. /уходит/

 

 Задание 7  «Торжество справедливости» 

    Как мы  поступим с подарками от Коррупции?  Приглашаю по одному представителю от команд. Ваша задача – наступить на  чужой шарик и сохранить свой. Побеждает та команда, чьи представители  сумеют сохранить большее количество шариков. C:\Documents and Settings\335\Мои документы\Downloads\800x600_wlUCN2nPHkjJUnZZrGW2.jpg

 Символично проколем последний шарик в знак победы над коррупцией.

Задание 8.    Образ коррупции, сложившийся в ХХ веке – спрут. Зачитываются стихотворения

Ты открой глаза - черно в них.

Погляди - по всей России

На чиновнике чиновник, как бацилла на бацилле.

                                                                  Е. Евтушенко

 

                                                                        Чтоб изменилась ситуация, Нужны тюрьма и конфискация

                                                                         Для тех, кто не своим трудом Нажил тот «Мерседес» и дом.

                                                                         И спрос пристрастен и суров. С властей - от низа до верхов!

                                                                         Иначе революция Возьмет с них «контрибуцию»!

                                                                                                                                              Евгений Ремнев.

Беседа:

1.О чем говорится в этих стихотворениях? (в первом случае – о ситуации в России и причинах, во втором – о мерах – 2 балла)

2. Вы согласны с авторами?  Свой ответ аргументируйте (2 балла)

http://raenza.ru/media/images/post_storage/dd/d4/ddd437d9aa9fd9c54f9081ce887b7ae6.jpeg

Задание 9. Составление синквейна по теме. (10 баллов)

Правила составление синквейна:

1.Термин (существительное)                                                  

2.Два прилагательных (по смыслу)

3.Три глагола (по смыслу)                                    

4.Ключевая фраза, отражающая смысл понятия                  

 5.Слово – синоним к основному термину                                    

Давайте, подводя итоги сегодняшнего занятия, каждый из нас еще раз задумается над тем, какой вклад он или она может внести в дело борьбы с коррупцией

http://mediahub.olon.demediahub.nl/1405/media/8000/7700/900X506img-mid14002704929937.jpg

Задание 10. Что я могу сделать? ПРОДОЛЖИТЬ  РЯД: (4 балла)

1. не давать и не брать взятки

2.

3.

4.

5.                                                  

Возможный ответ:

1. не давать и не брать взятки

2. случаи коррупции предавать огласке

3.  изучать данное явление

4. создавать законы, не противоречащие конституции и способствующие уменьшить масштабы коррупции

5. ратифицировать  20-ю статью Декларации ООН о противодействии коррупции (конфискация имущества коррупционеров в случае несоответствия доходов расходам и имуществу).

Мы искренне верим, что любая проблема успешно может быть преодолена только людьми, оптимистично смотрящими в будущее. Все вы относитесь именно к этой категории, а значит можно надеяться, что в скором  времени мы уверенно сможем заявит:

« Россия - страна свободная от коррупции!». 

Свершений век! И  век открытий!

Великий 21 век,

Клубок обманов и событий,

Будь осторожен, человек!

Борись за правду и свободу,

Но ложью путь не пробивай,

Будь справедлив с собой, с народом.

И честь свою не потеряй!

А кто – то скажет «Я не верю»

Тот, кто хитрей, сегодня в силе,

Но лишь в себя сумев поверить,

Ты сможешь трудности осилить!

Подведение итогов. Награждение победителей игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции

роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции...

Урок-игра по обществознанию на тему "Я - Гражданин!"

Урок-игра по обществознанию разработан для 10 класса. Включает вопросы и по праву и по истории, а также содержит местный материал о Балашихе....

урок-игра по обществознанию "Гражданином быть обязан"

Урок по обществознанию "Гражданином быть обязан " проводился к 20-летию принятия Конституции РФ . Цель урока : Сформировать у учащихся общие представления о конституционных правах человека в России и ...

социальный проект "Охрана леса – конституционная обязанность каждого гражданина"

Социальный проект выполнен учащимися 8 класса, посвящен проблеме лесных пожаров, их возникновению и наносимому ущербу людям и народному хозяйству. Результатом работы стал буклет, который был распростр...

Внеклассное мероприятие «Документ, необходимый каждому гражданину России»

Внеклассное мероприятие «Документ, необходимый каждому гражданину России» Цель: Формирование представления о правовых нормах Р.ФФорма: комбинированное занятиеЗадачи занятия:Обучающая:...

Интегрированный урок-игра по биологии и химии в 6 классе на тему: «Химия и биология каждый день. А знаете ли вы?»

Данный урок позволяет объяснить значимость школьных предметов «химия» и «биология»; показать необходимость изучения химии и биологии для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей...