социальный проект "Охрана леса – конституционная обязанность каждого гражданина"
проект по биологии (8 класс) на тему
Социальный проект выполнен учащимися 8 класса, посвящен проблеме лесных пожаров, их возникновению и наносимому ущербу людям и народному хозяйству. Результатом работы стал буклет, который был распространен среди населения, среди учащихся школы. Авторы пришли к выводу, что основным источником загорания лесных массивов является человек, он же и является основным источником профилактических мер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okhrana_lesa.rar | 357.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Департамент образования и молодежной политики г.Пыть-Ях
Городской конкурс
исследовательских и творческих работ
«Я –гражданин России»
Направление: Решение актуальной экологической проблемы
Социальный проект
«Охрана леса – конституционная
обязанность каждого гражданина»
Автор: Сычев Владислав Геннадьевич
Еремян Вардгес Гарикович
Россия, Ханты Мансийский автономный округ –
Югра, г.Пыть-Ях, МБОУ СОШ № 2 ученики 8 а
класса, участники секции «Исследователь»
школьного экологического клуба «ЭСПАД»
Руководитель: Усанина Вера Владимировна
Учитель биологии, первая квалификационная
Категория, МБОУ СОШ №2
г.Пыть-Ях
2014-2015 уч.год.
Содержание
1 | Аннотация | 3 |
2 | Методологические характеристики проекта | 5 |
2.1. | Актуальность | 5 |
2.2. | Проблема | 6 |
2.3. | Цель и задачи проекта | 6 |
3. | Научная статья | 9 |
4. | Мероприятия | 16 |
5 | Заключение | 17 |
6. | Библиография | 19 |
«Охрана леса – конституционная
обязанность каждого гражданина»
Сычев Владислав Геннадьевич, Еремян Вардгес Гарикович
Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, город Пыть-Ях, муниципальное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 2 ученики 8 – А класса, члены школьного экологического клуба «ЭСПАД»
Аннотация.
Название работы: Охрана леса – конституционная обязанность каждого гражданина.
Цель проекта: выяснить основные причины возникновения пожаров, и раскрыть роль населения по отношению к лесным пожарам.
Задачи:
_ выявить основные аспекты управления лесными пожарами в государственной системе лесоуправления;
_ раскрыть роль населения по отношению к лесным пожарам: с одной стороны как основного источника загораний, с другой – как основного агента по их предупреждению и профилактике;
_ предложить меры по повышению эффективности борьбы с лесными пожарами.
Прагматические задачи проекта:
1. Повысить информированность учащихся своей школы и некоторых жителей города о причинах возникновения лесных пожаров, а также о роли населения, как основного источника загораний, с другой – как основного агента по их предупреждению и профилактике;
Педагогические задачи проекта:
- Формировать навык реализации проекта при проведении мероприятий.
- Стимулировать желание заниматься исследовательской проектной деятельностью.
Практическая значимость работы: полученные результаты могут быть использованы на уроках, а также на факультативных занятиях и спецкурсах по обществознанию, а также на классных часах.
«Охрана леса – конституционная
обязанность каждого гражданина»
Сычев Владислав Геннадьевич, Еремян Вардгес Гарикович
Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, город Пыть-Ях, муниципальное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 2 ученики 8 – А класса, члены школьного экологического клуба «ЭСПАД»
2.Методологические характеристики
2.1.Актуальность.
Проблемам пожаров посвящено огромное количество отечественных и зарубежных публикаций, накоплен многосторонний опыт организации борьбы с пожарами.
Загрязнение окружающей среды в результате штатных выбросов объектов хозяйственной деятельности, транспорта, пожаров и аварий ухудшает экологическое состояние среды обитания, причиняет вред здоровью людей. Экологическая опасность пожаров прямо обусловлена изменением химического состава, температуры воздуха, воды и почвы, а косвенно и других параметров окружающей среды. Наряду с токсичными и вредными продуктами горения загрязнение окружающей среды может быть вызвано и огнетушащими веществами, используемыми в пожаротушении.
Пожары как антропогенный фактор чаще оцениваются только негативно. Исследования показали, что естественные пожары могут являться частью климата во многих наземных местообитаниях. Они влияют на эволюцию флоры и фауны. Биотические сообщества «научились» компенсировать этот фактор и адаптируются к нему как к температуре или влажности. Пожар можно рассматривать и изучать как экологический фактор, наряду с температурой, осадками и почвой. При правильном использовании огонь может быть ценным экологическим инструментом. Некоторые племена регулярно выжигали леса для своих нужд еще задолго до того, как люди стали целенаправленно изменять окружающую среду. Пожар - очень важный фактор, в том числе и потому, что человек может его контролировать в большей степени, чем другие лимитирующие факторы. Трудно найти участок земли, особенно в районах с засушливыми периодами, где бы не случился пожар хотя бы раз за 50 лет. Чаще всего причиной пожаров в природе служит удар молнии. Пожары бывают различных типов и оставляют разные последствия.
Таким образом, пожар - такой же источник загрязнения, как объекты промышленности, сельского хозяйства и другие отрасли хозяйственной деятельности человека. Пожары оказывают большое влияние на состояние и динамику развития биоразнообразия, наносят большой ущерб экологическим системам.
2.2. Проблема.
Проблема состоит в том, что основной первопричиной загораний в лесу является человек. Люди, зная об этом, все равно бросают непогашенные сигареты, спички, оставляют не затушенные костры. Что это? Простая безалаберность, безответственность и люди делают это целенаправленно, чувствуя себя властителями природы.
2.3.Цель проекта: выяснить основные причины возникновения пожаров, и раскрыть роль населения по отношению к лесным пожарам.
Задачи:
_ выявить основные аспекты управления лесными пожарами в государственной системе лесоуправления;
_ вскрыть главные недостатки существующей системы охраны лесов от пожаров;
_ раскрыть роль населения по отношению к лесным пожарам: с одной стороны как основного источника загораний, с другой – как основного агента по их предупреждению и профилактике;
_ предложить меры по повышению эффективности борьбы с лесными пожарами.
2.7.Методы исследования
2.7.1. Теоретические методы – это уточнение, расширение и систематизация научных фактов, объяснение, предсказание явления, повышение надежности полученных эмпирическим путем результатов, переход от абстрактного знания к конкретному, установление взаимоотношения между различными понятиями и гипотезами и т.д. Среди теоретических методов выделяют такие, как: анализ и синтез, сравнение, метод теоретического обобщения и моделирования.
Анализ – это разложение исследуемого целого объекта или явления на части, выделение отдельных признаков и качеств.
Синтез – смысловое соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое, в систему. Эмпирические данные, получаемые в исследовании, синтезируются при их теоретическом обобщении.
2.8.Новизна исследования:
В процессе исследования Мы рассчитываем узнать много нового и интересного о пожарах, о причинах их возникновения, последствиях.
2.9. Теоретические основания для исследования:
Пожар является одним из стихийных бедствий, возникающих в природе и в местах проживания человека.
Пожаром называется «неконтролируемый, стихийно развивающийся процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей» .
В другом определении «пожар - процесс горения, возникший непроизвольно или по злому умыслу, который будет распространяться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, доступные на данном объекте, не возникнут условия, приводящие к самотушению, не будут приняты активные целенаправленные действия к его локализации и тушению» .
В нашей стране богатой лесами страшным бедствием являются лесные пожары, особенно если они возникают в засушливое время года.
Пожар - довольно частое явление. Причиной возникновения пожара чаще всего становится человеческий фактор. Пожар может возникнуть в бытовых помещениях, офисе или на предприятии. Пожары охватывают леса в засушливые летние периоды, а также мусорные свалки. Любой пожар - это неконтролируемый процесс горения, при котором образуется большое количество загрязняющих окружающую среду веществ. Эти вещества влияют не только на окружающую среду, но и на наше с вами здоровье. Особенно это актуально для крупных пожаров, которые происходят на предприятиях, торговых центрах, складах, когда горит лес или на мусорных свалках.
«Охрана леса – конституционная
обязанность каждого гражданина»
Сычев Владислав Геннадьевич, Еремян Вардгес Гарикович
Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, город Пыть-Ях, муниципальное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 2 ученики 8 – А класса, члены школьного экологического клуба «ЭСПАД»
3.Научная статья
1. Конституционное право.
В Конституции Российской Федерации записаны права граждан на благоприятную окружающую среду, и охрана окружающей среды является их обязанностью.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 58
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
2.Понятие пожара.
Пожар является одним из стихийных бедствий, возникающих в природе и в местах проживания человека .Пожаром называется «неконтролируемый, стихийно развивающийся процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни людей» . В другом определении «пожар - процесс горения, возникший непроизвольно или по злому умыслу, который будет распространяться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, доступные на данном объекте, не возникнут условия, приводящие к самотушению, не будут приняты активные целенаправленные действия к его локализации и тушению» .
В нашей стране богатой лесами страшным бедствием являются лесные пожары, особенно если они возникают в засушливое время года.
Пожар - довольно частое явление. Причиной возникновения пожара чаще всего становится человеческий фактор. Пожар может возникнуть в бытовых помещениях, офисе или на предприятии. Пожары охватывают леса в засушливые летние периоды, а также мусорные свалки. Любой пожар - это неконтролируемый процесс горения, при котором образуется большое количество загрязняющих окружающую среду веществ. Эти вещества влияют не только на окружающую среду, но и на наше с вами здоровье. Особенно это актуально для крупных пожаров, которые происходят на предприятиях, торговых центрах, складах, когда горит лес или на мусорных свалках.
3. Причины пожаров.
По причинам возникновения пожары делятся на следующие виды :
антропогенные (вызванные людьми),
природные (естественные) пожары (вызванные молниями, погодными условиями).
Природные пожары - глобальная проблема всего мира. Ежегодно лесные и торфяные пожары наносят немалый урон экономике нашей страны и окружающей природной среде: приводят к серьезному и долговременному ухудшению состояния водосборных бассейнов, так как продукты горения смываются в реки и загрязняют их; снижают рекреационную и научную ценность ландшафтов; в результате пожаров гибнут массивы ценных древесных пород, дикие животные; сгорают жилые дома и другие постройки, погибают люди . При наличии сильного ветра пожары могут широко распространяться на соседние торфяные и лесные массивы, а также на населенные пункты. Особую опасность представляют лесные и торфяные пожары на территориях, загрязненных радионуклидами. Пожар в таких зонах становится причиной миграции радионуклидов, в результате чего не только население данного района, но и других, более отдаленных территорий подвергается дополнительному облучению.
Природный пожар - неконтролируемый процесс горения, стихийно возникающий и распространяющийся в природной среде. Различают следующие виды природных пожаров :
лесной,
степной (полевой),
торфяной,
камышовый,
радиоактивный.
Степные пожары являются следствием возгорания сухой травы или зрелых посевов сельскохозяйственных культур и распространяются в ветреную погоду со скоростью до 120 км/ч. Они носят сезонный характер и чаще бывают летом по мере созревания трав (хлебов), реже весной и практически отсутствуют зимой .
Неконтролируемое горение растительности, возникшее на торфянистых почвах - торфяной пожар . Торф формируется из перегноя - разлагающихся растений, животных и насекомых - в болотистых местах. Толщина торфяного слоя может достигать 10-15 метров. В его состав входит кислород и углерод. Кислород позволяет гореть (тлеть) торфу без доступа воздуха. В результате засухи или рукотворного осушения торф может оказаться на поверхности и вступить в контакт с воздухом. В таком случае торф может начать самопроизвольно тлеть - или вспыхнуть в результате лесного пожара. Благодаря притоку свежего воздуха, торф разгорается все сильнее.
Камышовые пожары возникают по причине возгорания сухого камыша и надводной растительности. Характерной особенностью таких пожаров является высокая плотность огня, его быстрое распространение, большое количество дыма .
4. Роль населения по отношению к лесным пожарам: с одной стороны как основного источника загораний, с другой – как
основного агента по их предупреждению и профилактике; Восемь из десяти лесных пожаров на территории Восточной Сибири и Дальнего Востока России возникают по вине человека. Такова статистика, которая говорит о том, что в борьбе с лесными пожарами основное внимание надо обращать на чело века, его поведение в лесу. Однако в практике противопожарной деятельности основ ные усилия и средства направляются непосредственно на тушение лесных пожаров.
Мерам же их предупреждения, экологическому воспитанию человека, обучению его правильному поведению в лесу, глубокому осознанию необходимости соблюдать правила пожарной безопасности, повышению его гражданской активности и побуждению населения к инициативному участию в охране лесов как национального достояния, внимания уделяется недостаточно. В результате борьба ведется с последствиями лесных пожаров, а не с их причинами.
Качество и полнота систем обнаружения и борьбы с лесными пожарами, учета и оценки последствий пожаров в разных странах различны. В последние десятилетия стали привлекаться данные со спутников, но, при всей важности спутниковых методов, они не могут дать многих важных параметров лесных пожаров и их по следствий. Не везде подсчитывается и не всегда можно подсчитать ущерб от лесных пожаров.
Лесные пожары могут и разрушать, и создавать устойчивую внешнюю среду. Не которые территории страдают оттого, что пожаров слишком много, другие – оттого, что пожаров слишком мало или они «неправильного» типа.
Особенно тяжелы, многообразны и долговременны последствия катастрофических лесных пожаров, которые оказывают воздействие не только на тот регион, где они произошли, но и на атмосферные процессы всей планеты.
В целом мировой опыт борьбы с лесными пожарами сводится к следующим основным положениям, определяющим стратегию охраны лесов от пожаров.
• Невозможно полностью предотвратить лесные пожары, необходимо ориентироваться на регулирование горимости лесных земель на допустимом уровне.
• Необходимо тушить лесные пожары избирательно, на малых площадях, с учетом экономической и социально экологической ценности и лесопожарных особенностей конкретных лесных участков.
• Роль предупреждения и предотвращения лесных пожаров в системе лесоохранной деятельности должна возрасти. Допустимо использование «предписанных» пожаров и профилактических контролируемых выжиганий как меры регулирования запасов ЛГМ, а также содействия росту и развитию леса.
• Использование современных электронных автоматических средств в системе прогноза и раннего обнаружения лесных пожаров, а также других новых технологий предупреждения и ликвидации лесных пожаров.
5. Меры по повышению эффективности борьбы с лесными пожарами.
Противопожарное обустройство - это система организационно-технических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, развития лесных пожаров и создание условий для их тушения на ограниченной площади с минимальными затратами сил и средств .
Система мероприятий должна основываться на данных о степени пожарной опасности в зависимости от породного состава и других особенностей насаждений, погодных условий, а также наличия источников огня. Пожарная опасность в значительной степени определяется антропогенной пожарной опасностью.
Антропогенная пожарная опасность - это пожарная опасность для леса со стороны населения . Она зависит от уровня экологического образования населения, знаний правил пожарной безопасности, приобретения практических навыков применения огня в лесу. Из-за нарушения правил пожарной безопасности в лесах ежегодно возникают лесные пожары, которые приносят большой экономический и экологический ущерб. Антропогенная нагрузка является одним из основных факторов, определяющих число лесных пожаров, возникающих по вине людей. Поэтому первоочередной задачей подготовки территории к пожароопасному сезону является учет антропогенной нагрузки, необходимый для определения объемов противопожарных мероприятий, таких как: установка лесопожарных плакатов; устройство зон отдыха для населения в лесу; установка шлагбаумов.
Средства наглядной агитации по лесопожарной пропаганде, в том числе плакаты, содействуют воспитанию у людей бережного отношения к лесу, обучению их правилам пожарной безопасности. Зоны отдыха делают отдых более организованным и поэтому щадящим для леса. Объемы работ по установке противопожарных плакатов и устройству зон отдыха зависят от плотности населения для каждого субъекта РФ. Шлагбаумы относятся к запретительным мерам и регламентируют поток посетителей леса. Количество шлагбаумов зависит от принятых нормативов и протяженности, автомобильных дорог. Количество плакатов следует определять исходя из сложившейся за многие годы степени горимости лесов. Антропогенная пожарная опасность зависит от плотности населения на данной территории и пожарной опасности по условиям погоды. Решение лесопожарной проблемы связано с решением целого ряда организационных и технических проблем и в первую очередь с проведением противопожарных и профилактических работ, проводимых в плановом порядке и направленных на предупреждение возникновения, распространения и развития лесных пожаров. Мероприятия по предупреждению распространения лесных пожаров предусматривают осуществления ряда лесоводческих мероприятий (санитарные рубки, очистка мест рубок леса и др.), а также проведение специальных мероприятий по созданию системы противопожарных барьеров в лесу и строительству различных противопожарных объектов. Необходимо помнить, что лес становится негоримым, если очистить его от сухостоя и валежника
«Охрана леса – конституционная
обязанность каждого гражданина»
Сычев Владислав Геннадьевич,
Еремян Вардгес Гарикович
Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, город Пыть-Ях, муниципальное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 2 ученики 8 – А класса, члены школьного экологического клуба «ЭСПАД»
4.Мероприятия по реализации проекта
4.1.Информирование населения города о причинах и последствиях лесных пожаров с помощью буклетов. (раздача буклетов населению около крупных торговых центров)
4.2.Информирование учащихся МБОУ СОШ №2 о причинах и последствиях пожаров с помощью радиопередач ( на переменах).
4.3. Информирование учащихся МБОУ СОШ №2 о причинах и последствиях пожаров с помощью демонстрации видеофильмов о пожарах( на переменах)
«Охрана леса – конституционная
обязанность каждого гражданина»
Сычев Владислав Геннадьевич,
Еремян Вардгес Гарикович
Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ, город Пыть-Ях, муниципальное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа № 2 ученики 8 – А класса, члены школьного экологического клуба «ЭСПАД»
4.Заключение.
В данной работе мы изучили особенности антропогенных пожаров и их влияние на биоразнообразие экологических систем.
Таким образом, пожар - такой же источник загрязнения, как объекты промышленности, сельского хозяйства и другие отрасли хозяйственной деятельности человека.
Пожары, в большей степени антропогенные, оказывают большое влияние на состояние и динамику развития биоразнообразия, наносят большой ущерб экологическим системам.
Для решения задач сохранения и устойчивого использования биоразнообразия необходима полная открытость информации о его состоянии и угрожающих ему факторах. Важнейшим условием эффективной работы всех социально-экономических механизмов является организация системы информирования населения о состоянии биоразнообразия и проблемах его сохранения. Сохранение и устойчивое использование биоразнообразия возможно только на основе широкого участия граждан и общественных организаций в процессе принятия экологически значимых решений, создания эффективной системы общественно-государственного управления природными ресурсами. Использование социально-экономических механизмов и принятие управленческих решений должны базироваться на принципе оптимизации отношений природной и социально-экономической подсистем, основанного на признании невозможности устойчивого существования любой из них при деградации другой. Конкретные решения должны учитывать как интересы населения, так и требования сохранения биоразнообразия. Региональные стратегии должны основываться на принципах, определенных Национальной Стратегией сохранения биоразнообразия России. В то же время они должны учитывать специфику своих природных и социально-экономических условий. Региональные стратегии могут разрабатываться как для отдельных субъектов Российской Федерации, так и для экорегионов (бассейнов рек, озер и морей, горных систем и других природных комплексов).
5.Библиография:
1. Профилактика и меры предупреждения лесных пожаров в системе лесоуправления Российской Федерации / Д. Ф. Ефремов, А. С. Захаренков, М. А. Копейкин, Е. П. Кузьмичев, М. И. Сметанина, В. В. Солдатов ; под общ ред. Е. П. Кузьмичева. – М. : Всемирный банк,
2012. – 104 с. ISВN 9785–5–904131–13–15
2.Обществоведение: человек, природа, общение: учеб. Для 6 кл.
О-28 общеобразоват. учреждений / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградов, Н. И. Городецкая и др.; редкол.: Л. Н. Боголюбов и др.]. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.: ил., карт. – ISBN
5-09-015687-5.
3. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб. Для общеобразоват. организаций / А.Т.Смирнов,Б. О.Хренников; под>ред. А.Т.Смирнова; Рос.акад.образования, изд-во <<Просвещение>>.-М.: Просвещение. 2013.-240с. :ил.-(Академический школьный учебник).-ISBN978-S-09-021664-7.
4.Конституция Российской Федерации: по сост.на 2014 г.:с коммент.юристов. –М.: Эксмо, 2013.-80с – (Гарант:достоверно и актуально). 978-5-699-69165-4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции
роль гражданского общества и каждого гражданина в противодействии коррупции...
Урок-игра «Если б каждый гражданин…»
В нашей школе есть хорошая традиция – в последний учебный день четверти использовать нетрадиционные формы обучения школьников. Такой...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «я-гражданин» для 7 класс
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я-Гражданин» для 7 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «Я - гражданин»...
«СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНИНА»
Использование технологии социального проектирования в воспитании гражданственности детей....
Программа формирования социального иммунитета у подростков «АЗБУКА ГРАЖДАНИНА»
Программа имеет своей целью – развитие способности самопознания и формирование уверенности, позволяющих ребенку эффективно действовать в повседнев...
Внеклассное мероприятие «Документ, необходимый каждому гражданину России»
Внеклассное мероприятие «Документ, необходимый каждому гражданину России» Цель: Формирование представления о правовых нормах Р.ФФорма: комбинированное занятиеЗадачи занятия:Обучающая:...