Интегрированный урок-игра по биологии и химии в 6 классе на тему: «Химия и биология каждый день. А знаете ли вы?»
план-конспект занятия (6 класс)
Данный урок позволяет объяснить значимость школьных предметов «химия» и «биология»; показать необходимость изучения химии и биологии для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей повседневной жизни; убедить учащихся, что знания биологии, химии помогут правильно заботиться о своём организме и здоровье своих близких.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nauki_kazhdyy_den_him-biol_6_kl.docx | 51.9 КБ |
nauki_kazhdyy_den_6_kl.pptx | 2.19 МБ |
Предварительный просмотр:
Учитель химии высшей квалификационной категории:
Лобанова Оксана Дмитриевна
Учитель биологии высшей квалификационной категории:
Латушко Елена Вячеславовна
Интегрированный урок-игра по биологии и химии в 6 классе на тему:
«Химия и биология каждый день. А знаете ли вы?» СЛАЙД 1
Девиз:
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь
Г. Гегель
СЛАЙД 2. Цели:
- Объяснить значимость школьных предметов «химия» и «биология».
- Показать необходимость изучения химии и биологии для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей повседневной жизни.
- Убедить учащихся, что знания биологии, химии помогут правильно заботиться о своём организме и здоровье своих близких.
Задачи:
- Образовательные: на конкретных примерах показать, как глубоко связаны химия и биология с нашей повседневной жизнью, как, имея даже минимальный запас знаний по этим наукам, можно решить многие бытовые проблемы.
- Развивающие: развитие познавательного интерес к биологии, химии, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся.
- Воспитательные: формирование коммуникативных умений через организацию групповой работы, культуры общения, сотрудничества.
Класс делится на 4 команды. Учащиеся по ходу мероприятия отвечают на вопросы, в том числе занимательные. Затем, по количеству набранных баллов определяется команда победителей и 2 команды призёров. Все участники данных команд получают отметки «5». Максимальное количество баллов – 25.
Ход мероприятия
Сегодня мы проведём урок-игру, в ходе которого вы ещё раз убедитесь, что знания биологии необходимы в повседневной жизни. Несмотря на то, что предмет химию вы пока не изучаете, но вы встречаетесь с химией на каждом шагу.
Надеемся, что сведения, полученные, на этом уроке, окажутся полезными и интересными, заставят задуматься о, в общем-то, привычных для нас вещах, пробудят интерес к более широкому и глубокому изучению интереснейших школьных предметов ─ биологии и химии. А также вы убедитесь, что две науки – ХИМИЯ и БИОЛОГИЯ тесно связаны и окружают нас повсюду.
СЛАЙД 3. Любого из нас в повседневной жизни окружают ВЕЩИ. А вещи состоят из ВЕЩЕСТВ. Химия - наука, которая изучает вещества. Значит, все мы постоянно имеем дело с химией. Она поможет вырастить хороший урожай в саду и на огороде, накормит вкусной и питательной едой, вымоет посуду, постирает белье и приберет в квартире. Если в доме предстоит ремонт или переустройство - снова к вашим услугам ХИМИЯ.
Биология — наука о ЖИЗНИ, обо всём разнообразии и великолепии живой природы. Биология рассказывает, почему мы, люди, такие, какие есть, почему так себя ведём и реагируем. БИОЛОГИЯ – это здоровье, красота. Эта наука каждый день заставляет удивляться!
СЛАЙД 4. С ХИМИЕЙ и БИОЛОГИЕЙ вы встречаетесь постоянно:
- На кухне
- Лекарства
- Строительство
- Одежда и обувь
- В сельском хозяйстве
- Производство бумаги
- Парфюмерия
- Бытовая химия
- В живых организмах и т.д.
Рассмотрим поподробнее.
СЛАЙД 5. 1. На кухне Пища - топливо для человека: чтобы жить, ему надо есть. Каждый хочет знать, как приготовить вкусную и полезную еду. Здесь не обойтись без химических и биологических знаний. Каждый кулинар — немного химик и биолог. Любое приготовление пищи связано с превращениями веществ, а значит — с протеканием химических реакций. Бросая мясную вырезку на раскаленную сковороду, повар запускает сложнейший каскад реакций, химия которых детально не установлена до сих пор. А как правильно питаться, какие вещества необходимы организму, как происходит пищеварение – об этом знает биология.
СЛАЙД 6. В каких продуктах питания содержатся белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные вещества и в каком количестве, для чего мы едим, сколько пищи нам необходимо съедать в сутки, что нужно включать в свой рацион, как следует организовывать процесс питания – на эти и многие другие вопросы ответит биология.
Организм человека – это уникальный «химический комбинат». Без пищи жизнь немыслима. Питание лишь тогда полноценно, когда пища содержит все питательные вещества в рациональном и нужном количестве.
СЛАЙД 7. Сейчас часто говорят об «искусственной пище» ─ она дешевле, подготовлена или уже готова к употреблению, её производство позволяет решать проблемы дефицитных продуктов. В нашей стране в институте элементорганических соединений им. А. Н. Несмеянова созданы продукты, которые могут составить меню хорошего обеда: чёрная икра, лососина, суп куриный, мясной и рыбный бульоны, мармелад, соки.
А как она влияет на наш организм? В «искусственной пище» всегда присутствуют пищевые добавки. Благодаря пищевым добавкам можно улучшить вкус продукта и продлить срок годности. Но помимо всех положительных качеств, они вредны для нашего здоровья. Большое количество синтетических пищевых добавок, которые включены в повседневный рацион, способствуют ряду различных заболеваний. Каждый образованный человек отлично знает, что если молоко при комнатной температуре не превратилось за сутки в полноценную простоквашу, то это не молоко, что настоящий хлеб не может быть белым, нежным и воздушным, что натуральный сок не может храниться более трёх суток и т.д..
СЛАЙД 8. Покупая продукты питания, важно изучать информацию о составе, соотношении основных компонентов, о содержании пищевых добавок, которые способствуют сохранности продукта (консерванты), придают ему аромат (ароматизаторы), нужную окраску (например, аппетитный красный цвет ветчине и вареным колбасам придаёт столь злополучный нитрат натрия) и т. д. Многие пищевые добавки являются результатом работы химиков и вырабатываются из синтетических веществ.
Госсанэпиднадзор и Общество защиты прав потребителей не рекомендуют употреблять продукты, содержащие добавки с маркировками:
Е 131, Е141, Е 215 ─ Е 218, Е 230 ─ Е 232, Е 239 являются аллергенами;
Е 121, Е 123 способны вызвать желудочно-кишечные расстройства, пищевые отравления;
Е 211, Е 240, Е330, Е 442 содержат канцерогены, то есть могут вызвать образование опухолей.
СЛАЙД 9. ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ № 1 – 4 (см. Приложение)
СЛАЙД 10. 2. Лекарства ─ химические вещества, необходимые для здоровья человека. В каждой домашней аптечке, есть перекись водорода, нашатырный спирт, аспирин , валидол, нитроглицерин, антибиотики, витамины… Но эти лекарственные препараты могут быть исключительно опасными, если их неразумно, неграмотно использовать, например, при самолечении или услышав рекламу. Ведь неверное применение, высокая доза могут превратить лекарство в яд!
Фармакология – наука о лекарствах с биологическими объектами.
Качества «идеального препарата»:
- эффективность: улучшает качество жизни, увеличивает продолжительность;
безопасность;
- доступность широким слоям населения;
- удобство при хранении и применении.
СЛАЙД 11.
Лучше всех лекарств:
- занятия физическими упражнениями
- прогулки на свежем воздухе
- готовить полезную вкусную домашнюю еду, а не питаться фастфудом
- не принимать всякие ненужные лекарства, биодобавки и витамины в пилюлях!
СЛАЙД 12. ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ № 5 – 9 (см. Приложение)
СЛАЙД 13. 3. Строительство Архитектура последних десятилетий часто пренебрегала человеческими потребностями, сделав бетон и полимерные материалы господствующими строительными материалами.
В строительных материалах, средствах обработки поверхности и оборудовании должны быть сведены к минимуму вещества, опасные для здоровья человека, такие, как формальдегид, асбест и т. п.
Потеря интереса к работе, общая апатия, трудности с концентрацией внимания и умственное утомление, а также головокружение , раздражение слизистой оболочки глаз и носоглотки – эти и многие другие симптомы вызваны плохим микроклиматом здания, что в немалой степени зависит от строительных материалов, используемых при возведении жилых домов.
СЛАЙД 14. Поэтому и было разработано такое направление в науке, как строительная биология. Её цель – указать на «нездоровое» строительство и конструирование и дать понять, что застроенное пространство влияет на жизненные процессы его обитателей.
Строительство климатически чувствительных зданий из натуральных материалов, которые служили веками. В качестве теплоизоляционных материалов рекомендуются легкие строительные плиты из древесной шерсти с магнезиальным вяжущим, изделия из волокон скорлупы кокосовых орехов и пробковые изоляционные материалы.
В качестве красок рекомендуется применять известковые, глинистые и силикатные краски для стен и потолков, продукты на основе пчелиного воска, природной смолы и экстракта коры для древесного строительного материала.
СЛАЙД 15. 4. Одежда и обувь. Конечно, все знают, что натуральные одежда и обувь имеют много плюсов. Например, натуральные ткани приятны телу, хорошо пропускают воздух, в них летом не жарко, а зимой не холодно и т.п. Но есть и довольно серьезные минусы у натуральных тканей: они быстро теряют свою форму и цвет; одежда из таких тканей легко мнется. Чего нельзя сказать о синтетических тканях - они быстро сохнут после стирки, не мнутся и долго сохраняют хороший вид, даже при очень частых стирках. Самые лучшие материалы – это смесовые, которые содержат в себе одновременно искусственные и натуральные волокна в разном процентном соотношении.
Благодаря этому они сочетают практичность синтетики с экологическими свойствами натуральных тканей. А какими яркими и насыщенными делают нашу одежду и обувь химические красители!
СЛАЙД 16 ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ № 10 – 14 (см. Приложение)
СЛАЙД 17. 5. В сельском хозяйстве Растениям тоже требуется питание. Недостаток питательных веществ помогают восполнить удобрения. Но, как писал академик-почвовед Д. Н. Прянишников, «избытком удобрений нельзя заменить недостаток знаний по их применению». И здесь на помощь приходят химия и биология, которые позволяют грамотно использовать: химические средства защиты растений ─ пестициды:
- инсектициды ─ для борьбы с вредными насекомыми;
- фунгициды ─ для излечения растений и почвы от грибковых заболеваний;
- гербициды ─ для уничтожения сорняков;
- бактерициды ─ для уничтожения вредных микроорганизмов;
- зооциды ─ для уничтожения грызунов.
СЛАЙД 18 ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ № 15 (см. Приложение)
СЛАЙД 19. 6. Производство бумаги. Подавляющее большинство используемой сегодня бумаги требует в качестве сырья древесину. Как правило, все сорта бумаг содержат смесь твердых (береза) и мягких (ель, сосна) пород древесины. Ежегодно для производства бумаги вырубается около 4 000 000 000 деревьев!
А ведь леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья процессе фотосинтеза обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.
СЛАЙД 20 ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ № 16 – 19 (см. Приложение)
СЛАЙД 21. 7. Парфюмерия и косметика Духи, дезодоранты, шампуни, мыло, зубная паста, краска для волос, косметика, крема , лак для волос и ногтей и т. д. ─ всё это прочно вошло в нашу жизнь. Мы пользуемся этими средствами, даже не задумываясь, что все эти замечательные душистые вещества с различными оттенками получены с помощью химии. Например, основные компоненты губной помады ─ специальные парфюмерные масла, воски, парафин и вазелин ─ получают из нефтепродуктов.
Духи – это музыка тела. Мы наносим духи на поверхность кожи именно там, где соприкасается наше тело и окружающий мир. Отсюда запах распространяется в двух направлениях: вовне и внутрь, т.е. в мир и в нас самих.
СЛАЙД 22. 8. Бытовая химия Стиральные порошки, пятновыводители, отбеливатели, ополаскиватели, средства для мытья и чистки посуды, раковин, ванн, средства дезинфекции помещений… Разве можем мы обойтись без этих синтетических средств? Все они прочно вошли в нашу жизнь. А ведь многие содержат довольно опасные химические вещества ─ кислоты и щёлочи. Человек, хоть немного знакомый с химией, прочитав состав на этикетке, сможет грамотно и по назначению использовать эти средства, не повредив, например, покрытие ванны.
Зная свойства некоторых веществ, можно самостоятельно удалить накипь с чайника, очистить потемневшее серебро, вымыть до блеска стеклянную посуду. Также, с помощью химии легко удалять пятна от жиров, смолы, зелёной травы, ягод, сажи и копоти.
СЛАЙД 23. 9. В живых организмах Все процессы, которые происходят внутри человека ─ это соединение одних химических веществ с другими, проявляющие себя в виде определенных реакций. Любая реакция и деятельность нашего организма, будь то работа двигательного центра, эмоции, мышление и др. является результатом биолого-химических процессов, происходящих в организме.
Организм человека состоит на 60% из воды, 34% приходится на органические вещества и 6% - на неорганические. Основными компонентами органических веществ являются углерод, водород, кислород, в их состав входят также азот, фосфор и сера. В неорганических веществах организма человека обязательно присутствуют 22 химических элемента.
СЛАЙД 24. ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ № 20 – 28 (см. Приложение)
СЛАЙД 25. Итак, человек встречается с биологией и химией на каждом шагу. Наша жизнь, здоровье, настроение тесно связаны с бесчисленными химическими веществами и биологическими процессами вокруг нас и в нас самих.
Писатель-фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов писал в одной из своих повестей: «Химия ─ смерть, упакованная в банки и коробки». Сказанное справедливо. Использование людьми достижений современной химии и техники требуют высокой общей культуры, ответственности и, конечно, биологических знаний.
СЛАЙД 26 – 27. Проверь себя, ответы на задания. Подведение итогов: определение команды победителей и команд призёров.
СЛАЙД 28 . Рефлексия:
Занятие было интересным.
Занятие заставило меня задуматься.
Занятие было скучным.
Приложение
ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ.
СЛАЙД 9.
1. Для чего нужна организму человека пища? (Для роста и развития.)
2. Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови? (Горох, горошина)
3. Овощ фиолетового цвета – это ….. (Чеснок, лук, баклажан)
4. Какие растения используются для производства сахара?
(Сахарный тростник, свёкла)
СЛАЙД 12.
5. Как называется наука об улучшении и сохранении здоровья человека?
(Гигиена)
6. Органическое вещество – продукт питания, на его основе в медицине готовят мази, присыпки. Назовите это вещество. (Крахмал)
7. Из предложенных растений выберите лекарственные:
мать-и-мачеха, просо, яблоня, липа, осока, подорожник, пшеница.
(мать-и-мачеха, липа, подорожник)
8. Не найти лекарства вкуснее, чем варенье из этих ягод, помогающих от высокой температуры. О каком лекарстве идёт речь? (Малина)
9. Тёмно-фиолетовые кристаллы, хорошо растворяются в воде. Есть у многих в домашней аптечке. Раствор используется для обработки ран и порезов. Как называется это вещество? (Марганцовка)
СЛАЙД 16.
10. Приведите примеры натуральных волокон растительного и животного происхождения? (Хлопок, лён, пенька. Шерсть, шёлк)
11. Какое органическое вещество составляет основу дерева? Из него производят бумагу. Назовите это вещество. (Целлюлоза)
12. Из какого растения получают макаронные изделия? (Из пшеницы твердых сортов)
13. Это растение посвящали богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов, ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что это за растение? (Лавр)
14. Мой дом, словно шар, сделанный из бумаги. Но в нем живу не только я, но и вся моя семья. Дом мой трогать не стоит, иначе я разозлюсь и очень больно вас накажу. Кто я? (Оса)
СЛАЙД 18.
15. Соотнесите крупу и растение, из которого она получена:
А | Б | В | Г | Д |
3 | 5 | 4 | 1 | 2 |
СЛАЙД 20.
16. Что такое фотосинтез? (Процесс образования органических веществ из неорганических на свету в присутствии хлорофилла)
17. Какое неорганическое вещество выделяют растения в результате фотосинтеза? (Кислород)
18. Самый известный строитель плотин. Кто это? (Бобр, или бобер.)
19. В 1929 г. английский микробиолог Александр Флеминг обратил внимание на то, что вокруг попавших в культуру бактерий споры сизой плесени образовывали светлые кружки - в этой зоне болезнетворные микробы не могли развиваться. Позже из этого гриба было выделено бактерицидное средство, которое назвали по латинскому названию этого гриба. О каком средстве идёт речь? (Пенициллин)
СЛАЙД 24.
20. Без этого вещества жизнь невозможна. В организме человека содержится 65 % и более. Назовите это вещество. (Вода)
21. На какие две группы можно разделить вещества, входящие в состав клетки? (Органические и неорганические)
22. Углевод, полисахарид - основная часть продуктов питания - в муке его содержится 75-80%, в картофеле 25%. О каком органическом веществе идёт речь? (Крахмал)
23. Какие вещества относят к неорганическим: жиры, белки, вода, углеводы, углекислый газ? (Вода, углекислый газ)
24. Какие вещества относят к органическим: жиры, белки, вода, углеводы, углекислый газ? (жиры, белки, углеводы)
25. Верно ли, что при дыхании растения поглощают углекислый газ?
(Нет, неверно, дышат растения кислородом)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели: Объяснить значимость школьных предметов «химия» и «биология». Показать необходимость изучения химии и биологии для объяснения явлений, наблюдаемых в нашей повседневной жизни. Убедить учащихся, что знания биологии помогут правильно заботиться о своём организме и здоровье своих близких . Задачи: Образовательные: на конкретных примерах показать, как глубоко связаны химия и биология с нашей повседневной жизнью, как, имея даже минимальный запас знаний по этим наукам, можно решить многие бытовые проблемы. Развивающие: развитие познавательного интерес к биологии, химии, самостоятельности мышления, памяти, инициативы учащихся. Воспитательные: формирование коммуникативных умений через организацию групповой работы, культуры общения, сотрудничества.
Любого из нас в повседневной жизни окружают ВЕЩИ. А вещи состоят из ВЕЩЕСТВ. Химия - наука, которая изучает вещества. Значит, все мы постоянно имеем дело с химией. Она поможет вырастить хороший урожай в саду и на огороде, накормит вкусной и питательной едой, вымоет посуду, постирает белье и приберет в квартире. Если в доме предстоит ремонт или переустройство - снова к вашим услугам ХИМИЯ. Биология — наука о ЖИЗНИ, обо всём разнообразии и великолепии живой природы. Биология рассказывает, почему мы, люди, такие, какие есть, п очему так себя ведём и реагируем. БИОЛОГИЯ – это здоровье, красота. Эта наука каждый день заставляет удивляться! Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении того, что знаешь Г. Гегель
1. На кухне 2. Лекарства 3. Строительство 5 . В сельском хозяйстве 4. Одежда и обувь 6. Производство бумаги 7. Парфюмерия и косметика Химия и биология 8. Бытовая химия 9. В живых организмах
1. На кухне О , царство кухни! Кто не восхвалял Твой синий чад над жарящимся мясом, Твой легкий пар над супом золотым… Пища - топливо для человека: чтобы жить, ему надо есть . Каждый хочет знать, как приготовить вкусную и полезную еду. Здесь не обойтись без химических и биологических знаний. Каждый кулинар — немного химик и биолог. Любое приготовление пищи связано с превращениями веществ, а значит — с протеканием химических реакций . Бросая мясную вырезку на раскаленную сковороду, повар запускает сложнейший каскад реакций, химия которых детально не установлена до сих пор. А как правильно питаться, какие вещества необходимы организму, как происходит пищеварение – об этом знает биология.
Углеводы, белки, жиры – где они в еде? Витамины и минералы Домашнее консервирование Организм человека – это уникальный «химический комбинат». Без пищи жизнь немыслима. Питание лишь тогда полноценно, когда пища содержит все питательные вещества в рациональном и нужном количестве.
Сейчас часто говорят об «искусственной пище» ─ она дешевле, подготовлена или уже готова к употреблению, её производство позволяет решать проблемы дефицитных продуктов. В нашей стране в институте элементорганических соединений им. А. Н. Несмеянова созданы продукты, которые могут составить меню хорошего обеда: чёрная икра, лососина, суп куриный, мясной и рыбный бульоны, мармелад, соки . А как она влияет на наш организм? В «искусственной пище» всегда присутствуют пищевые добавки. Благодаря пищевым добавкам можно улучшить вкус продукта и продлить срок годности. Но помимо всех положительных качеств, они вредны для нашего здоровья. Большое количество синтетических пищевых добавок, которые включены в повседневный рацион, способствуют ряду различных заболеваний. Каждый образованный человек отлично знает, что если молоко при комнатной температуре не превратилось за сутки в полноценную простоквашу, то это не молоко, что настоящий хлеб не может быть белым, нежным и воздушным, что натуральный сок не может храниться более трёх суток и т.д..
Покупая продукты питания, важно изучать информацию о составе, соотношении основных компонентов, о содержании пищевых добавок, которые способствуют сохранности продукта (консерванты), придают ему аромат (ароматизаторы), нужную окраску (например, аппетитный красный цвет ветчине и вареным колбасам придаёт столь злополучный нитрат натрия) и т. д . Многие пищевые добавки являются результатом работы химиков и вырабатываются из синтетических веществ. Госсанэпиднадзор и Общество защиты прав потребителей не рекомендуют употреблять продукты, содержащие добавки с маркировками: Е 131, Е141, Е 215 ─ Е 218, Е 230 ─ Е 232, Е 239 являются аллергенами; Е 121, Е 123 способны вызвать желудочно-кишечные расстройства, пищевые отравления; Е 211, Е 240, Е330, Е 442 содержат канцерогены, то есть могут вызвать образование опухолей.
Выполните задания 1. Для чего нужна организму человека пища? 2. Какой овощ необходим для проверки принцесс на чистоту королевской крови? 3. Овощ фиолетового цвета – это ….. 4. Какие растения используются для производства сахара?
2 . Лекарства Лекарства ─ химические вещества , необходимые для здоровья человека. В каждой домашней аптечке, есть перекись водорода, нашатырный спирт, аспирин , валидол, нитроглицерин, антибиотики, витамины… Но эти лекарственные препараты могут быть исключительно опасными, если их неразумно, неграмотно использовать, например, при самолечении или услышав рекламу. Ведь неверное применение, высокая доза могут превратить лекарство в яд! Фармакология – наука о лекарствах с биологическими объектами. Качества «идеального препарата»: эффективность: улучшает качество жизни, увеличивает продолжительность; безопасность; доступность широким слоям населения; удобство при хранении и применении. На всякую болезнь зелье есть
Лучше всех лекарств занятия физическими упражнениями прогулки на свежем воздухе готовить полезную вкусную домашнюю еду, а не питаться фастфудом не принимать всякие ненужные лекарства, биодобавки и витамины в пилюлях!
Выполните задания 5 . Как называется наука об улучшении и сохранении здоровья человека? 6 . Органическое вещество – продукт питания, на его основе в медицине готовят мази, детские присыпки . Назовите это вещество. 7 . Из предложенных растений выберите лекарственные: мать-и-мачеха, просо, яблоня, липа, осока, подорожник, пшеница . 8 . Не найти лекарства вкуснее, чем варенье из этих ягод, помогающих от высокой температуры. О каком лекарстве идёт речь? 9 . Тёмно-фиолетовые кристаллы, хорошо растворяются в воде. Есть у многих в домашней аптечке. Раствор используется для обработки ран и порезов. Как называется это вещество?
3. Строительство Архитектура последних десятилетий часто пренебрегала человеческими потребностями, сделав бетон и полимерные материалы господствующими строительными материалами. В строительных материалах, средствах обработки поверхности и оборудовании должны быть сведены к минимуму вещества, опасные для здоровья человека, такие, как формальдегид, асбест и т. п. Потеря интереса к работе, общая апатия, трудности с концентрацией внимания и умственное утомление, а также головокружение, раздражение слизистой оболочки глаз и носоглотки – эти и многие другие симптомы вызваны плохим микроклиматом здания, что в немалой степени зависит от строительных материалов, используемых при возведении жилых домов.
Поэтому и было разработано такое направление в науке, как строительная биология . Её цель – указать на «нездоровое» строительство и конструирование и дать понять, что застроенное пространство влияет на жизненные процессы его обитателей . Строительство климатически чувствительных зданий из натуральных материалов, которые служили веками. В качестве теплоизоляционных материалов рекомендуются легкие строительные плиты из древесной шерсти с магнезиальным вяжущим, изделия из волокон скорлупы кокосовых орехов и пробковые изоляционные материалы. В качестве красок рекомендуется применять известковые, глинистые и силикатные краски для стен и потолков, продукты на основе пчелиного воска, природной смолы и экстракта коры для древесного строительного материала.
4 . Одежда и обувь Конечно, все знают, что натуральные одежда и обувь имеют много плюсов. Например , натуральные ткани приятны телу, хорошо пропускают воздух, в них летом не жарко, а зимой не холодно и т.п. Но есть и довольно серьезные минусы у натуральных тканей: они быстро теряют свою форму и цвет; одежда из таких тканей легко мнется . Чего нельзя сказать о синтетических тканях - они быстро сохнут после стирки, не мнутся и долго сохраняют хороший вид, даже при очень частых стирках . Самые лучшие материалы – это смесовые, которые содержат в себе одновременно искусственные и натуральные волокна в разном процентном соотношении . Благодаря этому они сочетают практичность синтетики с экологическими свойствами натуральных тканей. А какими яркими и насыщенными делают нашу одежду и обувь химические красители!
Выполните задания 10. Приведите примеры натуральных волокон растительного и животного происхождения. 11. Какое органическое вещество составляет основу дерева? Из него производят бумагу . Назовите это вещество. 12. Из какого растения получают макаронные изделия? 13. Это растение посвящали богу науки и искусства Аполлону. Им награждают художников, артистов, ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат ». Что это за растение ? 14. Мой дом, словно шар, сделанный из бумаги. Но в нем живу не только я, но и вся моя семья. Дом мой трогать не стоит, иначе я разозлюсь и очень больно вас накажу. Кто я?
5. В сельском хозяйстве Растениям тоже требуется питание. Недостаток питательных веществ помогают восполнить удобрения. Но, как писал академик-почвовед Д. Н. Прянишников, « избытком удобрений нельзя заменить недостаток знаний по их применению». И здесь на помощь приходят химия и биология , которые позволяют грамотно использовать: химические средства защиты растений ─ пестициды : и нсектициды ─ для борьбы с вредными насекомыми; ф унгициды ─ для излечения растений и почвы от грибковых заболеваний; г ербициды ─ для уничтожения сорняков; б актерициды ─ для уничтожения вредных микроорганизмов; з ооциды ─ для уничтожения грызунов.
Выполните задания 15. Соотнесите крупу и растение, из которого она получена: А. Манная Б. Перловая В. Пшенная Г. Рисовая Д. Геркулесовая Рис Овёс Пшеница Просо Ячмень А Б В Г Д
6 . Производство бумаги Подавляющее большинство используемой сегодня бумаги требует в качестве сырья древесину. Как правило, все сорта бумаг содержат смесь твердых (береза) и мягких (ель, сосна) пород древесины. Ежегодно для производства бумаги вырубается около 4 000 000 000 деревьев! А ведь леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья процессе фотосинтеза обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.
Выполните задания 16. Что такое фотосинтез? 17. Какое вещество выделяют растения в результате фотосинтеза? 18. Самый известный строитель плотин . Кто это? 19. В 1929 г. английский микробиолог Александр Флеминг обратил внимание на то, что вокруг попавших в культуру бактерий споры сизой плесени образовывали светлые кружки - в этой зоне болезнетворные микробы не могли развиваться. Позже из этого гриба было выделено бактерицидное средство, которое назвали по латинскому названию этого гриба . О каком средстве идёт речь?
7 . Парфюмерия и косметика Духи, дезодоранты, шампуни, мыло, зубная паста, краска для волос, косметика, крема , лак для волос и ногтей и т. д . ─ всё это прочно вошло в нашу жизнь. Мы пользуемся этими средствами, даже не задумываясь, что все эти замечательные душистые вещества с различными оттенками получены с помощью химии. Например, основные компоненты губной помады ─ специальные парфюмерные масла, воски, парафин и вазелин ─ получают из нефтепродуктов. Духи – это музыка тела. Мы наносим духи на поверхность кожи именно там, где соприкасается наше тело и окружающий мир. Отсюда запах распространяется в двух направлениях: вовне и внутрь, т.е. в мир и в нас самих.
8. Бытовая химия Стиральные порошки, пятновыводители, отбеливатели, ополаскиватели, средства для мытья и чистки посуды, раковин, ванн, средства дезинфекции помещений… Разве можем мы обойтись без этих синтетических средств? Все они прочно вошли в нашу жизнь. А ведь многие содержат довольно опасные химические вещества ─ кислоты и щёлочи. Человек, хоть немного знакомый с химией , прочитав состав на этикетке, сможет грамотно и по назначению использовать эти средства, не повредив, например, покрытие ванны. Зная свойства некоторых веществ, можно самостоятельно удалить накипь с чайника, очистить потемневшее серебро, вымыть до блеска стеклянную посуду. Также, с помощью химии легко удалять пятна от жиров, смолы, зелёной травы, ягод , сажи и копоти.
9. В живых организмах Все процессы, которые происходят внутри человека ─ это соединение одних химических веществ с другими, проявляющие себя в виде определенных реакций. Любая реакция и деятельность нашего организма, будь то работа двигательного центра, эмоции, мышление и др. является результатом биолого-химических процессов, происходящих в организме . Организм человека состоит на 60% из воды, 34% приходится на органические вещества и 6% - на неорганические. Основными компонентами органических веществ являются углерод, водород, кислород , в их состав входят также азот , фосфор и сера. В неорганических веществах о рганизма человека обязательно присутствуют 22 химических элемента.
Выполните задания 23. Какие вещества относят к неорганическим: жиры, белки, вода, углеводы, углекислый газ ? 24. Какие вещества относят к органическим : жиры, белки, вода, углеводы, углекислый газ ? 25. Верно ли, что при дыхании растения поглощают углекислый газ ? 20. Без этого вещества жизнь невозможна. В организме человека содержится 65 % и более . Назовите это вещество. 21. На какие две группы можно разделить вещества, входящие в состав клетки? 22. Углевод , полисахарид - основная часть продуктов питания - в муке его содержится 75-80%, в картофеле 25 %. Его можно обнаружить с помощью йода . О каком органическом веществе идёт речь?
Итак , человек встречается с биологией и химией на каждом шагу. Наша жизнь, здоровье, настроение тесно связаны с бесчисленными химическими веществами и биологическими процессами вокруг нас и в нас самих . Писатель-фантаст и учёный – биохимик Айзек Азимов писал в одной из своих повестей : « Химия ─ смерть, упакованная в банки и коробки ». Сказанное справедливо. Использование людьми достижений современной химии и техники требуют высокой общей культуры , ответственности и , конечно, биологических знаний .
Проверь себя 1. Для роста и развития 2. Горох , горошина 3. Чеснок , лук, баклажан 4. Сахарный тростник, свёкла 5. Гигиена 6. Крахмал 7. Мать-и-мачеха , липа, подорожник 8. Малина 9. Марганцовка 10. Хлопок , лён, пенька. Шерсть, шёлк 11. Целлюлоза 12. Из пшеницы твердых сортов 13. Лавр
14 . Оса 15. 16. Процесс образования органических веществ из неорганических на свету в присутствии хлорофилла 17 . Кислород 18. Бобр, или бобер 19 . Пенициллин 2 0. Вода 21 . Органические и неорганические 22. Крахмал 23 . Вода, углекислый газ 24 . Жиры , белки, углеводы 25 . Нет, неверно, дышат растения кислородом А Б В Г Д 3 5 4 1 2
Рефлексия Занятие было интересным Занятие было скучным Занятие заставило меня задуматься
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса на тему "Процентные расчёты на каждый день"
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к реше...
Материалы к интегрированному уроку-игре по физике и математике в 9 классе
Материалы для интегрированного урока-игры по физике и математике в 9 классе. Авторы: Кашенцова Н.И., Суворова Н.Н.. МБОУ СОШ № 43 г.Архангельска...
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
Урок-игра «Кто хочет стать миллионером» в 6 классе по теме страноведение (УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой) конспект и презентация
Данный урок является завершающим в цикле уроков по страноведению Британии по УМК О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой в 6 классе. На этом этапе в игровой форме проверяется уровень усвоенных знаний....
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»
Презентация к уроку химии 10 класс по теме: «Химия алканов»...