Система непрерывной подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам
методическая разработка по обществознанию на тему
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого, вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.
Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
из опыта работы по подготовки к олимпиадам | 34.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Система непрерывной подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам
(из опыта работы Шариной И.Б., учителя истории и обществознания МКОУ «Шайковская СОШ №2») 2014 год.
Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка, активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память, он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие. При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад, конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.
Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого, вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.
Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.
Условия подготовки к олимпиадам:
1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету.
Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные к освоению обществознания учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.
Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3 учащихся, способных защищать честь школы на муниципальном этапе. Одновременно с выявлением школьников интересующихся обществознанием и правом и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.
2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.
Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные конкурсы, «Клуб будущих юристов», элективные курсы.
3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.
Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.
При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.
1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.
2.Принцип активность знаний.
Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.
3. Принцип опережающего уровня сложности.
Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.
4. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.
5. Индивидуальный подход.
Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде для каждого учащегося, отражающая его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения
6. Психологический принцип
Считаю необходимым, воспитать в школьниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни! Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально. Например, моя ученица и неоднократный призёр регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву Бронникова Вероника, всегда была нацелена на победу.
Неприемлем принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.
Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.
Успешная подготовка олимпиадников и участников конкурсов возможна лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.
Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где они показывают высокие результаты.
Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.
Уровень личностного развития и творческих достижений моих учащихся
2011-2012 учебный год.
Участие в конкурсах учеников:
№ | Название | ФИ ученика | класс | Уровень | Результат |
1 | Моя законодательная инициатива | Савченкова Александра | 11 | всероссийский | участие |
2 | Эко-объектив | Никитин Антон | 10 | региональный | Результатов нет (победитель районного) |
3 | Конкурс рисунков «Налоги- основа достойной жизни» | Дьякова Татьяна Иванцова Татьяна | 8 | региональный | участие |
4 | Дети. Творчество. Право. | Догадин Владислав Постовой Андрей | 11 6-а | региональный | участие |
5 | Викторина «Отечественная война 1812г.» | Кондрашкина Мария Стёпкина Алина, 3 участника | 7 7 | муниципальный | 1 место 2 место |
6 | Пионерский архив «Пионеры герои» | Каменева Ирина | 7 | муниципальный | участие |
Участие в олимпиадах (очные)
№ | Название | ФИ ученика | класс | Уровень | Результат |
1 | Всероссийская олимпиада школьников (история) | Каменева Ирина | 7 | муниципальный | 2 место |
2 | Кирюхов Павел | 7 | участник | ||
3 | Рой Юрий | 8 | участник | ||
4 | Фирсов Владислав | 8 | участник | ||
5 | Всероссийская олимпиада школьников (обществознание) | Петров Вячеслав | 8 | 3 место | |
6 | Фирсов Владислав | 8 | участник | ||
7 | Бронникова Вероника Вероника | 9-а | 1 место | ||
8 | Пономарёва Мария | 9-а | участник | ||
9 | Подкуйко Николай | 10 | 2 место | ||
10 | Кеменев Кирилл | 10 | участник | ||
11 | Догадин Владислав | 11 | 3 место | ||
12 | Храмцова Ольга | 11 | 2 место | ||
13 | Всероссийская олимпиада школьников (право) | Бронникова Вероника | 9-а | 1 место | |
14 | Пономарёва Мария | 9-а | 3 место | ||
15 | Кеменев Кирилл | 10 | участник | ||
16 | Сизов Дмитрий | 10 | участник | ||
17 | Савченкова Александра | 11 | участник | ||
18 | Храмцова Ольга | 11 | 1 место | ||
19 | Всероссийская олимпиада школьников (обществознание) | Бронникова Вероника | 9-а | региональный | 2 место |
20 | Всероссийская олимпиада школьников (право) | Бронникова Вероника | 9-а | региональный | 1 место |
21 | Храмцова Ольга | 11 | региональный | участник |
Участие в олимпиадах (заочные):
№ | Название | Количество, ФИ уч-ся | класс | Результат |
1 | Всероссийский олимпиады Центра поддержки талантливой молодёжи (г.Бийск) | |||
-история | 7 | 7-8 | участие | |
- обществознание | 10 | 8-11 | участие | |
2 | Всероссийский конкурс «Познание и творчество» | |||
1 | - история «Отечественная война 1812г.» | Каменева Ирина | 7 | лауреат |
2 | Сизова Юлия | 8 | лауреат | |
3 | Иноземцева Мария | 8 | лауреат, 9 место | |
4 | Дьякова Татьяна | 8 | лауреат | |
Всероссийский конкурс «Познание и творчество» | ||||
- обществознание | Бронникова Вероника | 9-а | лауреат, 10 место | |
- право | Петров Вячеслав | 8 | участник | |
Бронникова Вероника | 9-а | лауреат, 6 место | ||
Купка Юлия | 9-а | лауреат, 10 место | ||
Замятина Анжелика | 9-б | участник |
2012-2013 учебный год
Участие в конкурсах учеников:
№ | Название | ФИ ученика | класс | Уровень | Результат |
1 | Фестиваль культур народов, проживающих в Калужской области. Номинация «Фотоискусство» | Никитин Антон | 11 | муниципальный | дипломант |
2 | Друзь Мария | 10 | муниципальный | дипломант | |
3 | Дети. Творчество. Право. Номинация «Презентация» | Сергеева Анастасия | 11 | региональный | участие |
4 | Друзь Мария | 10 | региональный | участие |
Участие в олимпиадах (очные)
№ | Название | ФИ ученика | класс | Уровень | Результат |
1 | Всероссийская олимпиада школьников ( история) | Сизова Юлия | 9 | муниципальный | призёр |
2 | Фирсов Владислав | 9 | призёр | ||
3 | Всероссийская олимпиада школьников (обществознание) | Петров Вячеслав | 9 | муниципальный | призёр |
4 | Гудилин Алексей | 9 | участник | ||
5 | Бронникова Вероника Вероника | 10 | победитель | ||
6 | Пономарёва Мария | 10 | призёр | ||
7 | Всероссийская олимпиада школьников (право) | Бронникова Вероника | 10 | муниципальный | призёр |
8 | Пономарёва Мария | 10 | участник | ||
9 | Фирсов Владислав | 9 | победитель | ||
10 | Петров Дмитрий | 9 | участник | ||
11 | Всероссийская олимпиада школьников (экономика) | Бронникова Вероника | 10 | муниципальный | участник |
12 | Албу Сергей | 10 | участник | ||
13 | Всероссийская олимпиада школьников (право) | Бронникова Вероника | 10 | региональный | 2 место |
14 | Фирсов Владислав | 9 | 4 место |
Участие в олимпиадах (заочные):
№ | Название | Количество, ФИ уч-ся | класс | Результат |
1 | Всероссийский конкурс «Познание и творчество» История: «Сталинградская битва» | Иноземцева Мария | 9 | лауреат |
2 | Дьякова Татьяна | 9 | лауреат | |
Всероссийский конкурс «Познание и творчество» | ||||
3 | - обществознание | Бронникова Вероника | 10 | лауреат, 8 место |
4 | Купка Юлия | 10 | лауреат, 9 место | |
5 | Всероссийский конкурс «Познание и творчество» «По страницам российской истории» | Фельдфебелев Валентин | 2 | Призёр-3 место |
6 | Всероссийский конкурс «Познание и творчество» «Древний Египет» | Фельдфебелев Валентин | 2 | Лауреат, 10 место |
2013-2014 учебный год
Участие в конкурсах учеников:
№ | Название | ФИ ученика | класс | Уровень | Результат |
1 | Эко-объектив | Ефанов Егор | 3-А | Районный | Участие |
2 | Викторина «Я-будущий избиратель» | Петров Дмитрий Пономарёва Мария | 10 11 | Районный | Участие |
3 | Патриотическая конференция | Бронникова Вероника | 11 | Районный | Участие |
4 | Vслёт трудовых объединений школьников | Иванцова Татьяна Федоткина Анастасия Загородная Анатасия | 10 10 5-Б | Областной | Участие Призёр Участие |
Участие в олимпиадах (очные)
№ | Название | ФИ ученика | класс | Уровень | Результат |
1 | Всероссийская олимпиада школьников ( история) | Сизова Юлия | 10 | муниципальный | участник |
2 | Фирсов Владислав | 10 | призёр | ||
3 | Всероссийская олимпиада школьников (обществознание) | Петров Вячеслав | 10 | муниципальный | призёр |
4 | Фирсов Владислав | 10 | призёр | ||
5 | Бронникова Вероника Вероника | 11 | победитель | ||
6 | Пономарёва Мария | 11 | призёр | ||
7 | Всероссийская олимпиада школьников (право) | Бронникова Вероника | 11 | муниципальный | победитель |
8 | Пономарёва Мария | 11 | призёр | ||
9 | Фирсов Владислав | 10 | призёр | ||
10 | Петров Дмитрий | 10 | призёр | ||
11 | Каменева Ирина | 9 | победитель | ||
12 | Билмез Софья | 9 | призёр | ||
13 | Всероссийская олимпиада школьников (право) | Бронникова Вероника | 11 | региональный | призёр |
14 | Фирсов Владислав | 10 | участие | ||
15 | Каменева Ирина | 9 | призёр | ||
16 | Всероссийская олимпиада школьников (обществознание) | Бронникова Вероника | 11 | региональный | участие |
В заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Только высоко одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по подготовке учащихся к олимпиадам по химии
Работа является итогом прохождения дистанционных курсов по данной теме в Педагогическом университете "Первое сентября". В работе рассмотрены подходы к подготовке олимпиадников и оли...
Выступление на МО учителей естественно-научного цикла «Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике»
Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеурочной работы по математике.Целями проведения математических олимпиад являются:— расширение кругозора учащихся;— развитие интереса у...
Система непрерывной подготовки обучающихся к конкурсам, проектам, итоговой аттестации по татарскому языку и литературе.
Работа с одаренными детьми...
Статья "Система непревывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам"
Статья "Система непревывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам"...
Выступление по теме:«Система непрерывной подготовки обучающихся к олимпиадам ,конкурсам, проектам»
Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, поэтому хочется уделить внимание одному важному по своей...
Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам.
Это материал может пригодиться педагогу, который приступает к подготовке учащихся к конкурсу или олимпиаде....
Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по немецкому языку
В ходе образовательного процесса перед нами учителями встает задача индивидуализации обучения и создания дополнительной информационной среды для высокомотивированных учащихся, дающей возможность наибо...