Система непрерывной подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам
методическая разработка по обществознанию на тему

Шарина Инесса Богдановна

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого, вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Система непрерывной подготовки учащихся к олимпиадам, конкурсам

(из опыта работы Шариной И.Б., учителя истории и обществознания МКОУ «Шайковская СОШ №2») 2014 год.

Поиск и поддержка талантливых и одарённых детей – одно из направлений национального проекта «Образование» и президентской инициативы «Наша новая школа». Роль учителя - разглядеть и раскрыть одарённость ребёнка,  активизировать познавательный интерес и подвести учащихся к  достижению высоких результатов в учебе. Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память,  он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда вообще большое трудолюбие.  При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад, конкурсов исследовательских работ и творческих проектов.

Участвуя в олимпиадах, такие дети оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого, вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор. Согласитесь, что часто бывает так: если ребенок талантлив, то он талантлив во многих учебных областях. Как же заинтересовать ученика, чтобы он захотел сам готовиться и участвовать в олимпиаде? На основе собственного опыта могу предложить условия подготовки к олимпиадам.

Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету.

Идеальным контингентом для подготовки являются высокомотивированные  к освоению обществознания  учащиеся, высокий уровень их как общих, так и специфических способностей, высокая работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем).  Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации исследовательской деятельности, проведения внеклассных мероприятий.

Я веду отбор и привлекаю к участию в олимпиадах учащихся с 6 класса. И уже к 9-му классу имею резерв из 2-3  учащихся, способных защищать честь школы  на муниципальном этапе. Одновременно с выявлением школьников интересующихся обществознанием и правом  и формированием этого интереса, должно происходить создание творческой группы, команды школьников готовящихся к олимпиадам. Несмотря на то, что основной формой подготовки школьников к олимпиаде является индивидуальная работа, наличие такой команды имеет большое значение. Она позволяет реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников.

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Организация развивающей среды, стимулирующей любознательность и обеспечение ее удовлетворения, осуществляется через внеурочную деятельность: различные  конкурсы,  «Клуб будущих юристов», элективные курсы.

3. Использование творческих заданий повышенного уровня на уроках. Как правило, участники олимпиад всегда на уроках получают индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, это касается и домашних заданий.

Кропотливая работа будет результативна, если отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя  выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику.

При подготовке учащихся к олимпиаде я придерживаюсь нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются  собственными усилиями, в процессе работы с литературой  при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2.Принцип активность знаний.

Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Исходя из этого, следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности.

Для успешного участия в олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся,  раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход.

Индивидуальная   программа     подготовки  к  олимпиаде  для  каждого  учащегося,  отражающая  его  специфическую  траекторию  движения  от  незнания   к  знанию,  от  неумения  решать  сложные  задачи  к  творческим  навыкам   выбора  способа их решения

6. Психологический принцип

Считаю необходимым, воспитать в школьниках чувство здоровой амбициозности, стремления к победе Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для взрослой жизни!  Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают. Не надо волноваться, в олимпиаде принимают участие такие же ребята, как и вы. И все находятся в равных условиях, результат зависит только от тебя. Все победить не могут. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально. Например, моя ученица и неоднократный призёр регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву Бронникова Вероника, всегда была нацелена на победу.

Неприемлем  принцип «административного давления» с целью удержать ученика, заставить его участвовать в олимпиаде по предмету. Это не принесет должного результата.

Сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Успешная подготовка олимпиадников и участников конкурсов возможна лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель.

Реализация этих принципов и правил -  это успешное выступление  учеников нашей школы на муниципальных и региональных олимпиадах, где  они показывают высокие результаты.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.

Уровень личностного развития и творческих достижений моих учащихся

2011-2012 учебный год.

Участие в конкурсах учеников:

Название

ФИ ученика

класс

Уровень

Результат

1

Моя законодательная инициатива

Савченкова Александра

11

всероссийский

участие

2

Эко-объектив

Никитин Антон

10

региональный

Результатов нет (победитель районного)

3

Конкурс рисунков «Налоги- основа достойной жизни»

Дьякова Татьяна

Иванцова Татьяна

8

региональный

участие

4

Дети. Творчество. Право.

Догадин Владислав

Постовой Андрей

11

6-а

региональный

участие

5

Викторина «Отечественная война 1812г.»

Кондрашкина Мария

Стёпкина Алина, 3 участника

7

7

муниципальный

1 место

2 место

6

Пионерский архив «Пионеры герои»

Каменева Ирина

7

муниципальный

участие

Участие в олимпиадах (очные)

Название

ФИ ученика

класс

Уровень

Результат

1

Всероссийская олимпиада школьников (история)

Каменева Ирина

7

муниципальный

2 место

2

Кирюхов Павел

7

участник

3

Рой Юрий

8

участник

4

Фирсов Владислав

8

участник

5

Всероссийская олимпиада школьников (обществознание)

Петров Вячеслав

8

3 место

6

Фирсов Владислав

8

участник

7

Бронникова Вероника Вероника

9-а

1 место

8

Пономарёва Мария

9-а

участник

9

Подкуйко Николай

10

2 место

10

Кеменев Кирилл

10

участник

11

Догадин Владислав

11

3 место

12

Храмцова Ольга

11

2 место

13

Всероссийская олимпиада школьников (право)

Бронникова Вероника

9-а

1 место

14

Пономарёва Мария

9-а

3 место

15

Кеменев Кирилл

10

участник

16

Сизов Дмитрий

10

участник

17

Савченкова Александра

11

участник

18

Храмцова Ольга

11

1 место

19

Всероссийская олимпиада школьников (обществознание)

Бронникова Вероника

9-а

региональный

2 место

20

Всероссийская олимпиада школьников (право)

Бронникова Вероника

9-а

региональный

1 место

21

Храмцова Ольга

11

региональный

участник

Участие в олимпиадах (заочные):

Название

Количество,

ФИ уч-ся

класс

Результат

1

Всероссийский олимпиады Центра поддержки талантливой молодёжи (г.Бийск)

-история

7

7-8

участие

- обществознание

10

8-11

участие

2

Всероссийский конкурс «Познание и творчество»

1

- история «Отечественная война 1812г.»

Каменева Ирина

7

лауреат

2

Сизова Юлия

8

лауреат

3

Иноземцева Мария

8

лауреат,

9 место

4

Дьякова Татьяна

8

лауреат

Всероссийский конкурс «Познание и творчество»

- обществознание

Бронникова Вероника

9-а

лауреат,

10 место

- право

Петров Вячеслав

8

участник

Бронникова Вероника

9-а

лауреат,

6 место

Купка Юлия

9-а

лауреат,

10 место

Замятина Анжелика

9-б

участник

2012-2013 учебный год

Участие в конкурсах учеников:

Название

ФИ ученика

класс

Уровень

Результат

1

Фестиваль культур народов, проживающих в Калужской области. Номинация «Фотоискусство»

Никитин Антон

11

муниципальный

дипломант

2

Друзь Мария

10

муниципальный

дипломант

3

Дети. Творчество. Право. Номинация «Презентация»

Сергеева Анастасия

11

региональный

участие

4

Друзь Мария

10

региональный

участие

Участие в олимпиадах (очные)

Название

ФИ ученика

класс

Уровень

Результат

1

Всероссийская олимпиада школьников ( история)

Сизова Юлия

9

муниципальный

призёр

2

Фирсов Владислав

9

призёр

3

Всероссийская олимпиада школьников (обществознание)

Петров Вячеслав

9

муниципальный

призёр

4

Гудилин Алексей

9

участник

5

Бронникова Вероника Вероника

10

победитель

6

Пономарёва Мария

10

призёр

7

Всероссийская олимпиада школьников (право)

Бронникова Вероника

10

муниципальный

призёр

8

Пономарёва Мария

10

участник

9

Фирсов Владислав

9

победитель

10

Петров Дмитрий

9

участник

11

Всероссийская олимпиада школьников (экономика)

Бронникова Вероника

10

муниципальный

участник

12

Албу Сергей

10

участник

13

Всероссийская олимпиада школьников (право)

Бронникова Вероника

10

региональный

2 место

14

Фирсов Владислав

9

4 место

Участие в олимпиадах (заочные):

Название

Количество,

ФИ уч-ся

класс

Результат

1

Всероссийский конкурс «Познание и творчество»

История: «Сталинградская битва»

Иноземцева Мария

9

лауреат

2

Дьякова Татьяна

9

лауреат

Всероссийский конкурс «Познание и творчество»

3

- обществознание

Бронникова Вероника

10

лауреат,

8 место

4

Купка Юлия

10

лауреат,

9 место

5

Всероссийский конкурс «Познание и творчество»

«По страницам российской истории»

Фельдфебелев Валентин

2

Призёр-3 место

6

Всероссийский конкурс «Познание и творчество»

«Древний Египет»

Фельдфебелев Валентин

2

Лауреат, 10 место

2013-2014 учебный год

Участие в конкурсах учеников:

Название

ФИ ученика

класс

Уровень

Результат

1

Эко-объектив

Ефанов Егор

3-А

Районный

Участие

2

Викторина «Я-будущий избиратель»

Петров Дмитрий

Пономарёва Мария

10

11

Районный

Участие

3

Патриотическая конференция

Бронникова Вероника

11

Районный

Участие

4

Vслёт трудовых объединений школьников

Иванцова Татьяна

Федоткина Анастасия

Загородная Анатасия

10

10

5-Б

Областной

Участие

Призёр

Участие

Участие в олимпиадах (очные)

Название

ФИ ученика

класс

Уровень

Результат

1

Всероссийская олимпиада школьников ( история)

Сизова Юлия

10

муниципальный

участник

2

Фирсов Владислав

10

призёр

3

Всероссийская олимпиада школьников (обществознание)

Петров Вячеслав

10

муниципальный

призёр

4

Фирсов Владислав

10

призёр

5

Бронникова Вероника Вероника

11

победитель

6

Пономарёва Мария

11

призёр

7

Всероссийская олимпиада школьников (право)

Бронникова Вероника

11

муниципальный

победитель

8

Пономарёва Мария

11

призёр

9

Фирсов Владислав

10

призёр

10

Петров Дмитрий

10

призёр

11

Каменева Ирина

9

победитель

12

Билмез Софья

9

призёр

13

Всероссийская олимпиада школьников (право)

Бронникова Вероника

11

региональный

призёр

14

Фирсов Владислав

10

участие

15

Каменева Ирина

9

призёр

16

Всероссийская олимпиада школьников (обществознание)

Бронникова Вероника

11

региональный

участие

В  заключение необходимо напомнить, что работа педагога с одаренными детьми  - это сложный и никогда не прекращающийся процесс.  Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства, педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня казалось творческой находкой и сильной стороной. Только высоко  одаренные  люди способны внести наибольший вклад в развитие общества, и  не развивать таланты является непозволительной ошибкой для развития любого государства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по подготовке учащихся к олимпиадам по химии

Работа является итогом прохождения дистанционных курсов по данной теме в Педагогическом университете "Первое сентября". В работе рассмотрены подходы к подготовке олимпиадников и оли...

Выступление на МО учителей естественно-научного цикла «Система подготовки учащихся к олимпиадам по математике»

Олимпиады являются одной из наиболее массовых форм внеуроч­ной работы по математике.Целями проведения математических олимпиад являются:—  расширение кругозора учащихся;—  развитие интереса у...

Статья "Система непревывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам"

Статья "Система непревывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам"...

Выступление по теме:«Система непрерывной подготовки обучающихся к олимпиадам ,конкурсам, проектам»

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, поэтому хочется уделить внимание одному важному по своей...

Подготовка учащихся к олимпиадам и конкурсам.

Это материал может пригодиться педагогу, который приступает к подготовке учащихся к конкурсу или олимпиаде....

Система работы учителя по подготовке учащихся к олимпиадам по немецкому языку

В ходе образовательного процесса перед нами учителями встает задача индивидуализации обучения и создания дополнительной информационной среды для высокомотивированных учащихся, дающей возможность наибо...