Статья "Система непревывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам"
статья на тему

Статья "Система непревывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

Система непрерывной подготовки обучающихся к олимпиадам, конкурсам, проектам

Е.Б.Булакина,

методист по начальному обучению МКУ «Управление образования Исполнительного комитета Чистопольского муниципального района Республики Татарстан»

       Сегодня общеобразовательная школа ориентирована не только на усвоение определенной суммы знаний  учащимися, но и на развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей.

       Наиболее эффективным средством развития, выявления способностей и интересов учащихся являются конкурсы и олимпиады разных уровней. Выявление, обучение и развитие одаренных детей - дело хлопотное и кропотливое. Только имея системный подход к данной проблеме можно добиваться хороших результатов.  

       Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей и реализацию их познавательных возможностей и интересов, является на сегодняшний день приоритетным направлением российской педагогики. Данная проблема стала актуальной в связи с изменением приоритетов в системе образования. В XXI веке произошла модернизация российского образования, в основу которого положена концепция личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования, предполагающая обеспечение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся. Тем не менее, задачей педагога и в современных условиях остается диагностика личных качеств ребенка, выявление его познавательных интересов и образовательных возможностей. Так, по последним данным социологических исследований, примерно пятая часть детей в школьном возрасте, т. е. 20% может быть отнесена к способным (одаренным) детям. Но они, как правило, лишены необходимой поддержки для развития их талантов. И поэтому всего лишь 2-5 % от общего числа школьников действительно проявляют себя самостоятельно как одаренные дети.

       Определение одаренности - трудная задача, т. к. в настоящее время не существует четкого определения одаренности. В психолого-педагогической науке считается, что оценка конкретного ребенка как одаренного является в значительной степени условной. Поскольку носит временной субъективный характер.

       В научных трудах В. Д. Шадрикова, А. М. Матюшкина, Н.И. Панютиной и других педагогов-исследователей разработана концепция детской одаренности, которая рассматривает одаренность как системное и развивающееся в течение всей жизни человека качество психики, позволяющее достигать отдельному индивиду достаточно высоких жизненных результатов в разнообразных видах деятельности по сравнению с другими людьми. Концепция творческой одаренности позволяет раскрывать одаренность как результат комплексного взаимодействия наследственных и социальных факторов, реализуемых в процессе целенаправленного педагогического воздействия на ребенка. Соответственно, детский возраст является наиболее сензитивным периодом для выявления и развития одаренности. Следовательно, перед каждым педагогом в современных образовательных условиях поставлена задача по активизации познавательной мотивации в процессе индивидуально-дифференцированного подхода в обучении.

        Стремясь реализовать современные образовательные задачи, перед собой поставила следующую цель:

- Разработать механизм выявления и развития индивидуальной одаренности учащихся в процессе личностно-ориентированного подхода в обучении  младших школьников  и организовать индивидуальную работу с одаренными учащимися, стимулируя их познавательные интересы и потребности.

        Чтобы реализовать данную цель, поставила следующие задачи:

- изучить современные научные подходы к работе с одаренными детьми;

- разработать диагностические критерии оценки уровня одаренности ребенка;

- на основе диагностической и аналитической деятельности сформировать группу наиболее способных детей;

- разработать механизм работы с одаренными детьми с учетом  индивидуальных особенностей каждого ребенка;

- осуществление системной педагогической деятельности и совершенствование системы работы с данной группой через урочную и внеурочную деятельность;

- оказание необходимой консультативной педагогической помощи одаренным учащимся с целью обеспечения жизненного и профессионального самоопределения к определенному виду деятельности.

          В целях реализации вышеизложенных задач, мною определены этапы деятельности:

1. Диагностика выявления одаренных детей;

2. Осуществление деятельности с конкретным учеником;

3. Отработка системы работы по развитию одаренности;

4. Выход на результат.

         Для выявления одаренных детей нужна отработанная система совместной деятельности не только учителя-предметника, но и классного руководителя и школьного психолога. Иногда при работе с этими детьми возникают педагогические и психологические трудности, которые преодолеваются благодаря взаимному доверию и взаимопониманию с учеником.

         Урок как основная форма работы с учениками является  самым важным элементом  деятельности.  Начинать работу необходимо с самих же учащихся, исходя из возможностей и способностей. Учитывая желания учащихся,  разделяем их на 3 условные группы: сильные, средние и слабые. Перемещение из одной группы в другую возможно в любое учебное время.

         Индивидуальные способности сильных учеников позволяют быстрее и лучше усваивать материал по сравнению с их сверстниками из базовой группы. Построение уроков на основе внутриклассной дифференциации позволяют решать следующие задачи:

-максимально использовать творческие возможности способных, неординарных ребят, подтягивание средних и слабых;

-путем углубления и путем опережения развивать умственные способности и потребности самостоятельного добывания знаний.

         Расширение содержания учебного предмета происходит в следующих направлениях:

-более полное, всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы;

-выполнение учениками заданий, способствующих развитию интеллектуальных умений (сравнение, классификация, определение закономерностей и т. д.), формирование надпредметных умений и навыков (умение планировать свою деятельность, соотнести результат с целью и т. д.);

-включение в процесс обучения творческих заданий;

-расширение кругозора учеников в процессе работы с дополнительной литературой.

        На разных этапах урока необходимо  использовать потенциальные возможности ученика: упражнения трудные, большие по объему; разноуровневые задания; система проблемных вопросов и вопросов исследовательского характера; задания сложные, требующие творчества; разные темы сочинений; разные тесты и т.д.

        Методы и формы работы с одаренными учащимися, прежде всего, органически сочетать с методами и формами работы со всеми учащимися в классе и в то же время отличать определенным своеобразием.

        Одаренные учащиеся обучаются в классах вместе с другими тоже хорошо подготовленными и способными школьниками. Это позволяет создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности, для максимально возможного развития всех учащихся. Такая систематическая работа дает свои результаты: последние 3 года качественная успеваемость в начальных классах возросла с 66,1% до 68,3%.

         Подготовка учащихся к различным конкурсам, научным работам  как одна из форм проявления одаренности. Такая форма работы требует от учителя  большой отдачи, длительной подготовки, поиска нового, современного.

        При подготовке к конкурсам  важно выделять следующее:

Желание самого ученика. Если оно есть, ученик может достичь многого.

Индивидуальная работа с учеником в урочное и во внеурочное время.

Самостоятельная работа самого ученика со справочной и научной литературой. Работа с родителями учащегося.

         Работа педагога с одаренными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Она требует от него личностного роста, хороших знаний в области психологии одаренных и их обучения.  Диагностическая оценка степени развития у ребенка видов творческой и артистической одаренности дают  возможность работать с учащимися и при подготовке к конкурсам чтецов, при подготовке к различным мероприятиям. Эта работа направлена на привитие интереса у учащихся к художественной литературе, к искусству слова,  выраженному на сцене, и позволяет осуществлять художественно-эстетическое развитие личности учащихся.

          Большие возможности содержатся в такой форме работы с одаренными детьми, как организация научно-исследовательской работы учащихся, предоставляющая учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете. Исследовательская деятельность обеспечивает более высокий уровень системности знаний, что исключает его формализм.

          Целью работы в этом направлении является развитие творческих способностей, привитие исследовательских умений, интересов к науке.  Каждый год в районе проходит научно-практическая конференция «Шаг в мир науки» по четырем секциям: «Краеведение»; «Здоровье. Экология»; «В мире интересного…»; «Моя безопасная дорога из дома в школу».

          За последние 3 года  имеются  хорошие достижения учащихся начальной школы:      

          2012-2013: Количество призеров и победителей республиканских, федеральных олимпиад (очных и дистанционных) -     76чел (2,5% от общего количества учащихся 1-4 классов)              Количество призеров и победителей республиканских, федеральных конкурсов (очных и дистанционных) -      129 чел. (4,3% от     общего количества учащихся 1-4 классов).     Республиканский тур XI Всероссийского интеллектуального тура учеников – занковцев I место в личном зачете получила ученица 4 класса МБОУ “Гимназия № 1” Гибадуллина Алсу, которая в составе команды Республики Татарстан приняла участие в заключительном туре XI Всероссийского интеллектуального марафона. Команда Республики Татарстан заняла II место. Республиканский конкурс "IT- чемпион" - 3 победителя.                                                                                                              

         2013-2014: Количество призеров и победителей республиканских, федеральных олимпиад (очных и дистанционных) -    149 чел. (5% от     общего количества учащихся 1-4 классов).                    Количество призеров и победителей республиканских, федеральных конкурсов (очных и дистанционных) -         193 чел.(6,5% от     общего количества учащихся 1-4 классов).   VI региональный  интеллектуальный марафон учащихся 5-ых классов, прошедших начальное обучение по системе Л.В.Занкова.  Гибадуллина А.И. - победитель в номинации «Русский язык». Республиканский конкурс "IT- чемпион" - 1 победитель.                                                                                                                                                  

         2014-2015: Количество призеров и победителей республиканских, федеральных олимпиад (очных и дистанционных) -      428  чел.(15% от     общего количества учащихся 1-4 классов).                Количество призеров и победителей республиканских, федеральных конкурсов (очных и дистанционных) -    226 чел (7,5% от     общего количества учащихся 1-4 классов). Новикова Елена, ученица 4 класса МБОУ "СОШ № 1"- призер Республиканской олимпиады школьников по математике (приказ МОиН РТ 1230/15 от 02.03.2015г.). Садриева Диляра Ильнаровна, ученица 4 класса МБОУ «Гимназия№ 1» (учитель Комарова И.В.) заняла 1 место по окружающему миру на Республиканской НПК «XIII Рождественские чтения». Республиканский конкурс среди учащихся общеобразовательных организаций РТ "Школьный экопатруль"- Лагуткина Влада, 4 класс - победитель в номинации "Самый активный школьник". Республиканский культурно-образовательный проект "Культурный дневник первоклассника"- победители Фазулова Д., Киржнер Р., Шархелуллина С.

          Участие в этих конкурсах способствует:

-развитию творческих способностей учащихся;

-расширению кругозора и круга общения;

-развитию процесса эффективного вхождения школьника в историю, развитию интереса учащихся к истории Отечества, воспитанию у школьников патриотических чувств, уважения к старшему поколению;

-формированию умения использовать Интернет-ресурсы в образовательных целях.

Список использованной литературы:

1.Шадриков, В.Д. Введение в психологию: способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос,2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностно-ориентированные технологии при подготовке обучающихся к олимпиаде. Проблемы подготовки и пути выхода

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, когда после прохождения которого вся работа быстро затухает. Результаты ежегодных олимпиад, про...

Результаты участия обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по физической культуре

Таблица, отражающая результаты участия обучающихся в мероприятиях разных уровней, заверенная директором. Раздел из портфолио к аттестации педработника....

Конспект мероприятия с обучающимися-участниками олимпиад, конкурсов и др.

Конспект мини-тренинга для обучающихся-олимпиадников, участников конкурсов-защит научно-исследовательских работ и т.п. Занятие предназначено для развития у детей чувства уверенности, снятию внутренних...

Выступление по теме:«Система непрерывной подготовки обучающихся к олимпиадам ,конкурсам, проектам»

Проблема одарённости в настоящее время становится всё более актуальной, это связано с потребностью общества в неординарной творческой личности, поэтому хочется уделить внимание одному важному по своей...

Программа курсов внеурочной деятельности «Подготовка обучающихся к олимпиадам и конкурсам по биологии и экологии»

Центральным направлением в моей педагогической деятельности является создание условий для одаренных детей, организация индивидуального подхода с целью повышения результативности и мотивации школьников...