- Социальная сфера.
На прошлых уроках мы пришли к выводу, что общество — это не просто множество людей. Мы — люди — живем в постоянном общении с себе подобными, т. е. в обществе. Вся история человечества — это появление, развитие и разрушение обществ самых разных видов. Изучать общество всегда интересно. Однажды философ Сократ гулял со своим учеником Федром. Они очутились за воротами Афин. Сократ был поражен красотой местности и начал вслух восторгаться пейзажем. Федр прервал учителя, пораженный тем, что тот ведет себя как чужестранец, которому проводник показывает окрестности. «Что же, — спросил он Сократа, — ты не выходишь даже за городскую стену?» Философ придал ответу символическое значение: «Извини меня, добрый мой друг, я ведь любознателен, а местности и деревья ничему не хотят меня научить, не то что люди в городе». С этого урока вы начнете изучение человеческого общества. Взаимодействие людей в группах и между собой составляет социальную сферу общества. Работа с учебником Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!» на с. 57 учебника, дайте характеристику понятия «социальная сфера». (По ходу проверки выполнения задания составляется схема.) - Социальные группы
Посмотрите друг на друга. Вы все вместе являетесь единой группой — одним классом. Но если приглядеться внимательнее, мы увидим, что в вашем классе существует множество маленьких подгрупп, объединенных по разным причинам. Кого-то связывает дружба, кто-то сблизился на основе общности музыкальных пристрастий, кто-то является болельщиком команды «Зенит» и т. д. Итак, общество имеет сложное строение. Оно является совокупностью социальных групп. Взаимодействие людей в таких группах и групп между собой составляет социальную сферу общества. Социальные группы — основа человеческого общества. — Как вы думаете, может ли быть верным утверждение: «Численность групп на земле превышает численность людей»? (Ответы учеников.) Действительно, это верное утверждение. Ведь человек способен состоять сразу в нескольких группах. Задание: изучите схему и прокомментируйте ее. Все люди на земле составляют одну большую социальную группу. Задание: познакомьтесь с рубрикой «Интересные факты» на с. 58, 59 учебника и прокомментируйте их. (Проверка выполнения задания.) Задание: вспомните историю Древнего мира и Средних веков. - Определите, какие социальные группы существовали в те времена.
- Приведите примеры социальных групп в древних и средневековых государствах.
(Проверка выполнения задания.) Задание: заполните в тетрадях таблицу. К каким социальным группам вы принадлежите? Дайте их краткую характеристику. (Проверка выполнения задания.) 3. Социальные общности Общество представляет собой совокупность социальных групп и социальных общностей. Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!» на с. 60 учебника, познакомьтесь с понятием «социальные общности». (Проверка выполнения задания.) Обществоведы выделяют следующие признаки социальной общности: - сходство условий жизнедеятельности;
- общность потребностей;
- наличие совместной деятельности;
- формирование собственной культуры и др. Виды социальных общностей:
- классы и социальные слои;
- социально-демографические;
- профессиональные;
- конфессиональные (религиозные);
- этнические и территориальные;
- сложившиеся в зависимости от интереса индивидов и др. Эти многочисленные группы ученые объединили в две большие группы.
Задание: работая с текстом п. 3 § 7 учебника, заполните таблицу. Социальная общность в узком смысле | Социальная общность в широком смысле | В узком смысле социальными общностями называют только территориальные группы — совокупности людей, у которых есть общее и постоянное место жительства, которые взаимодействуют друг с другом, обмениваются услугами, зависят друг от друга и т. д. (например, жители поселка) | В широком смысле социальная общность — синоним социальной группы. Это объединения людей, которые формируются на основе: своей культурно-исторической самобытности (народы, нации); родственных связей (семья); возраста; социального положения и т. д. |
(Проверка выполнения задания.) Задание: рассмотрите иллюстрации на с. 60. - Какие социальные общности изображены на них?
- Как вы относитесь к подобным социальным общностям?
- Задание для первой группы: представьте социальную общность спортивных фанатов, выделяя их положительные черты.
Задание для второй группы: представьте социальную общности спортивных фанатов, выделяя их отрицательные черты. (Проверка выполнения задания.) Задание Заполните в своих тетрадях следующую таблицу: К каким социальным группам вы принадлежите? Дайте их краткую характеристику. (Проверка выполненного задания) Сделаем вывод: - Нашлись ли среди одноклассников общие интересы, мнения? Давайте вернёмся к словам Жан Жак Руссо: «Если бы не существовало таких точек, в которых сходились бы интересы всех, не могло бы быть и речи о каком бы то ни было обществе». Что вы можете сказать про данное утверждение.? Прав ли Ж.Ж.Руссо? (Рассуждения учеников) Если у людей не будет общего мнения, общих интересов, то не будет и общества вообще. У них, возможно, были бы конфликты и все! Каково ваше собственное отношение к данному утверждению? (Рассуждения учеников) 4. Этносы Я сейчас прочитаю стихотворение В. Кострова. Какова его главная мысль? Не как фольклорная подробность, Как вызов против естества, Был в русской жизни Страшный образ — Иван, не помнящий родства. Ни огонька, Ни поля чести. Ни проливного бубенца. Ни доброй памяти, Ни песни, Ни матери И ни отца. Тут не увечье, Не уродство, Не тать — рука у топора, А сердца вечное сиротство И в светлом разуме дыра. И в ближней стороне, И в дальней, В часы беды и торжества Нет участи твоей печальней, Иван, не помнящий родства. (Проверка выполнения задания.) Особое место в структуре общества занимают национальные общности — этносы. Задание: работая с текстом рубрики «Советуем запомнить!» на с. 61 учебника, познакомьтесь с понятием «этносы» (По ходу проверки выполнения задания составляется схема (см. с. 81).)
Предлагаю проследить, как и когда появились племя, народность и нация. Для этого прочитайте п. 4 § 7 учебника. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал. Задание: работая в парах, познакомьтесь с дополнительным материалом и выполните задание. Дополнительный материал В VI—VIII вв. восточные славяне заселили обширную территорию Восточной Европы, заняли большую часть Восточно-Европейской равнины, на этой территории проживали 12 племенных союзов, наиболее многочисленные были поляне, ильменские славяне, древляне. ВIX в. формируется государство у восточнославянских племен с центром в Киеве — Киевская Русь. В конце X в. закончилось объединение этих племен в единое государство. Подчиняясь власти киевского князя, каждое племя отправляло свое ополчение для защиты государства. В военных походах воины были объединены общей целью, чувствовали свое родство друг с другом. «Мы из рода русского», — говорили они с гордостью. В процессе общения постепенно сглаживались местные различия в языке, возникал и развивался единый древнерусский язык. С течением времени люди престали отождествлять себя с полянами, древлянами, стали считать себя единым целым. Так постепенно складывалась древнерусская народность. В результате монголотатарского нашествия в XIII в. древнерусская народность была разобщена. С XIV в. политический центр русского этноса сместился со степной зоны Киева на северо-восток. Северо-Восточная Русь, хотя и оказалась в зависимости от Золотой Орды, наиболее полно сохранила древнерусскую культуру и язык. Жители Юго-Западной и Западной Руси оказались в составе Польши, Литвы, Венгрии. Но они не растворились среди народов этих государств, их объединяла православная вера. В то же время, не имея связей с Северо-Восточной Русью, они усвоили особенности местных диалектов, быта и культуры. В XV в. Московская Русь добилась независимости и постепенно восстановила единство русских земель. Из некогда единой древнерусской народности формируются русская, украинская, белорусская народности. Позже, с образованием централизованного государства и развитием капиталистических отношений, формируется нация русские. На базе народностей формируется высший исторический тип этноса — нации. (К доске выходят три ученика.) Задание: распределите карточки по группам: племя; народность; нация. Карточки: поляне, древляне, кривичи, вятичи, северяне, радимичи; древнерусская народность; русские, белорусы, украинцы. (Проверка выполнения задания.) Таким образом, племя — исторически первая ступень формирования этноса. Племя включает значительное число родов и кланов. Народность складывается с появлением классов и государств. Данная социальная общность свойственна эпохе рабовладения и феодализма. Решающую роль в превращении союза племен в народность сыграло государство. Оно объединило обширные территории, устанавливая более тесную связь между людьми и этническими группами. Нация сформировалась в период развития промышленного производства. Для нее характерно наличие: - государственной власти;
- общности экономической жизни;
- развитой социальной структуры.
|