Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Разговорная речь, сферы ее использования, назначение"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)
«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» (В.В.Виноградов)
Эти слова известного филолога В. В. Виноградова как нельзя лучше подходят к теме нашего сегодняшнего урока. Нельзя считать себя культурным человеком, не обладая культурой разговорной речи. Да и, пожалуй, нельзя быть по-настоящему успешным в работе и в личной жизни, если ты не умеешь грамотно строить свой разговор с родными, друзьями, знакомыми, коллегами по работе.
Итак, сегодня мы с вами ведём беседу о разговорной речи, её функциях, назначении, о сфере её использования. .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока в 11 класс по русскому языку | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока русского языка в 11а классе
Тема: Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.
Класс: 11а класс
Дата: 13.11.2019 г.
Цель: расширить знания об особенностях разговорной речи.
Задачи:
- формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи;
- развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог;
- воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);
- воспитание бережного отношения к языку.
Ход урока.
I . Мотивация. Определение темы и цели урока. «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности». В.В.Виноградов.
Эти слова известного филолога В. В. Виноградова как нельзя лучше подходят к теме нашего сегодняшнего урока. Нельзя считать себя культурным человеком, не обладая культурой разговорной речи. Да и, пожалуй, нельзя быть по-настоящему успешным в работе и в личной жизни, если ты не умеешь грамотно строить свой разговор с родными, друзьями, знакомыми, коллегами по работе.
Итак, сегодня мы с вами ведём беседу о разговорной речи, её функциях, назначении, о сфере её использования. Давайте, определим задачи урока.
II. Работа в группах.
1. Установить соответствия.
1. Расширить знания | языковые средства РС |
2. Изучить | план характеристики РС |
3. Узнать | тексты РС |
4. Уметь | об особенностях РС |
5. Учиться создавать | анализировать особенности разговорной речи |
III. Проверка домашнего задания
Каждая группа заранее получила задание приготовить сообщение по своему вопросу.
группа 1 - “Основная функция и назначение разговорного стиля речи”
группа 2- “Разновидности разговорного стиля”
группа 3- “Тематика разговорного стиля”
группа 4 - “Устная и письменная формы разговорного стиля”
Выступления учащихся от каждой группы.
IV. Составление обобщающей таблицы по теме “Функции, сфера и назначение разговорного стиля речи”
Основная функция | Общение |
Назначение | Передача информации |
Сфера применения | Беседа, частная переписка |
Разновидности | Литературно-разговорный и разговорно-бытовой |
Тематика | События, погода, здоровье, новости |
Формы | Устная (преобладающая форма общения) и письменная |
Характерные черты | Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность |
V. Сравнить два текста об одуванчиках.
1) Чтобы приготовить мёд из одуванчика, соберите 200 г цветков, очистите их от цветоложа, промойте, залейте 1,5 л кипятка, закройте и настаивайте сутки. Затем сцедите, цветки отожмите и в жидкость добавьте сок двух лимонов, 1,5 кг сахара и варите, помешивая, до загустения.
2) – Что засмотрелся? Обыкновенные одуваны! Сорняк.
- А мне нравятся. Смотри, как здорово! Лужайка из миллиона солнц!
- Подумаешь!
- Так ведь трава ещё не везде взошла, а этот цветок уже радует взгляд!
- Да примитивный он какой-то!
- А по-моему, самый загадочный цветок в мире. То он есть, а то его нет. То видишь целые острова солнц, и вдруг острова куда-то скрываются. Это потому, что одуванчики боятся дождя. Тучка в небе появится – у них бутон сразу закрывается.
- Ну, вообще-то, ты прав. Необычный цветок, волшебный: то в виде солнышка, а то в виде пушистого дыма.
По итогам наблюдений заполняем таблицу.
Текст 1 | Текст 2 | |
Тема | Об одуванчике | Об одуванчике |
Основная мысль | Сообщение о том, как приготовить мёд из одуванчика | Беседа, обмен мыслями и впечатлениями об одуванчике |
Стиль | Официально-деловой | Разговорный |
Сфера употребления | инструкция | Общение в быту |
VI. Изучение темы «Разговорная речь» на стр. 180 учебника. Отметьте основные языковые особенности разговорной речи.
Работа в парах.Учащиеся отмечают лексические, морфологические, синтаксические особенности.
VII. Анализ текста (по материалам ЕГЭ)
Л.Ф.Воронкова
Антонина Андроновна вышла из столовой. Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:
‒ В чём дело?
‒ Здравствуйте, ‒ сказала Елена Петровна, чтобы не вспылить от обиды за такой приём. ‒ Мне нужно поговорить о вашей дочери.
‒ О дочери?.. – Антонина Андроновна обратилась к Тамаре. –Ты что натворила?
‒ Я бы хотела поговорить… посоветоваться с вами, ‒ сказала Елена Петровна, чувствуя, что на лице у неё начинают проступать красные пятна.
‒ Ну что ж, говорите! –со вздохом пригласила Антонина Андроновна. –О чём же советоваться-то нам с вами, не знаю. Тамара, поди-ка отсюда…
Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. Кресло скрипнуло под её тяжестью. Елена Петровна села тоже.
‒ Ваша дочь плохо учится,‒ сказала учительница. –Она не делает домашнего задания, не учит уроки…
Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением.
‒ А я-то при чём же? Я, что ли, буду за неё уроки учить?
‒ Но вы можете и должны проследить за тем, чтобы она учила уроки.
Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:
‒ Не до того мне. Не до того! Сами управляйтесь!
‒ А разве вам всё равно, как учится ваша дочь? –спросила Елена Петровна спокойно, хотя в глазах уже горели огоньки. –Поймите меня, прошу вас! Я не жаловаться пришла, а просто педсовет… Помогите мне!
Антонина Андроновна пожала плечами:
‒ Ну уж, голубушка…
‒ Меня зовут Елена Петровна.
‒ Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. Но уж я вам скажу откровенно, Елена Петровна. Вот, скажем, для примера, моя портниха шьёт мне платье и помощи никакой не просит. Вот, скажем, приходит монтёр чинить электричество - и тоже помощи не просит. Да и чудно было бы, если бы помощи просили, ведь они же за свою работу деньги получают! А почему же вам надо помогать? Вам ведь тоже деньги платят за то, что вы наших детей учите! Моё дело -кормить ребёнка, одевать. А уж учить –это дело ваше. А если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка… уж вы меня извините… Значит, вы учительница так себе… Неважная вы учительница.
Заполнить таблицу. Доказать принадлежность к РС.
Языковые средства: | |
- лексические | |
- морфологические | |
- синтаксические |
Работа над текстом: содержание, проблематика, авторская позиция).
Учительница | Родительница | Выводы (проблема) |
VIII. Домашнее задание: Написать сочинение по данному тексту.
IX. Завершение урока. Итоги. Оценки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.
Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....
Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи
Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....
Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"
Цели: Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи: Показать отличие частицы о...
Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"
Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....
Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.
Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...