Конспект урока русского языка в 11 классе по теме "Разговорная речь, сферы ее использования, назначение"
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

«Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» (В.В.Виноградов)

Эти слова известного филолога В. В. Виноградова как нельзя лучше подходят к теме нашего сегодняшнего урока. Нельзя считать себя культурным человеком, не обладая культурой разговорной речи. Да и, пожалуй, нельзя быть по-настоящему успешным в работе и в личной жизни, если ты не умеешь грамотно строить свой разговор с родными, друзьями, знакомыми, коллегами по работе.

Итак, сегодня мы с вами ведём беседу о разговорной речи, её функциях, назначении, о сфере её использования. .

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 11а классе

Тема: Разговорная речь, сферы ее использования, назначение.

Класс: 11а класс

Дата: 13.11.2019 г.

Цель: расширить знания об особенностях разговорной речи.

Задачи:   

- формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи;

- развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог;

- воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения);

- воспитание бережного отношения к языку.

Ход урока.

I . Мотивация. Определение темы и цели урока. «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и развитие чутья родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами – самая лучшая опора, самое верное подспорье, самая надёжная рекомендация каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности».   В.В.Виноградов.

Эти слова известного филолога В. В. Виноградова как нельзя лучше подходят к теме нашего сегодняшнего урока. Нельзя считать себя культурным человеком, не обладая культурой разговорной речи. Да и, пожалуй, нельзя быть по-настоящему успешным в работе и в личной жизни, если ты не умеешь грамотно строить свой разговор с родными, друзьями, знакомыми, коллегами по работе.

Итак, сегодня мы с вами ведём беседу о разговорной речи, её функциях, назначении, о сфере её использования. Давайте, определим задачи урока.

II. Работа в группах.

1. Установить соответствия.

1. Расширить знания

языковые средства РС

2. Изучить

план характеристики РС

3. Узнать

тексты РС

4. Уметь

об особенностях РС

5. Учиться создавать

анализировать особенности разговорной речи

III. Проверка домашнего задания

Каждая группа заранее получила задание приготовить сообщение по своему вопросу.

группа 1 - “Основная функция и назначение разговорного стиля речи”

группа 2- “Разновидности разговорного стиля”

группа 3- “Тематика разговорного стиля”

группа 4 - “Устная и письменная формы разговорного стиля”

Выступления учащихся от каждой группы.

IV. Составление обобщающей таблицы по теме “Функции, сфера и назначение разговорного стиля речи”

Основная функция

Общение

Назначение

Передача информации

Сфера применения

Беседа, частная переписка

Разновидности

Литературно-разговорный и разговорно-бытовой

Тематика

События, погода, здоровье, новости

Формы

Устная (преобладающая форма общения) и письменная

Характерные черты

Непринужденность, неподготовленность, эмоциональность

V. Сравнить два текста об одуванчиках.

1) Чтобы приготовить мёд из одуванчика, соберите 200 г цветков, очистите их от цветоложа, промойте, залейте 1,5 л кипятка, закройте и настаивайте сутки. Затем сцедите, цветки отожмите и в жидкость добавьте сок двух лимонов, 1,5 кг сахара и варите, помешивая, до загустения.

2) – Что засмотрелся? Обыкновенные одуваны! Сорняк.

- А мне нравятся. Смотри, как здорово! Лужайка из миллиона солнц!

- Подумаешь!

- Так ведь трава ещё не везде взошла, а этот цветок уже радует взгляд!

- Да примитивный он какой-то!

- А по-моему, самый загадочный цветок в мире. То он есть, а то его нет. То видишь целые острова солнц, и вдруг острова куда-то скрываются. Это потому, что одуванчики боятся дождя. Тучка в небе появится – у них бутон сразу закрывается.

- Ну, вообще-то, ты прав. Необычный цветок, волшебный: то в виде солнышка, а то в виде пушистого дыма.

По итогам наблюдений заполняем таблицу.

Текст 1

Текст 2

Тема

Об одуванчике

Об одуванчике

Основная мысль

Сообщение о том, как приготовить мёд из одуванчика

Беседа, обмен мыслями и впечатлениями об одуванчике

Стиль

Официально-деловой

Разговорный

Сфера употребления

инструкция

Общение в быту

VI.  Изучение темы «Разговорная речь»  на стр. 180 учебника. Отметьте основные языковые особенности разговорной речи.

Работа в парах.Учащиеся отмечают лексические, морфологические, синтаксические особенности.

VII.  Анализ текста (по материалам ЕГЭ)

Л.Ф.Воронкова

Антонина Андроновна вышла из столовой. Она окинула учительницу неприветливым взглядом и спросила с холодком в голосе:

‒ В чём дело?

‒ Здравствуйте, ‒ сказала Елена Петровна, чтобы не вспылить от обиды за такой приём. ‒ Мне нужно поговорить о вашей дочери.

‒ О дочери?.. – Антонина Андроновна обратилась к Тамаре. –Ты что натворила?

‒ Я бы хотела поговорить… посоветоваться с вами, ‒ сказала Елена Петровна, чувствуя, что на лице у неё начинают проступать красные пятна.

‒ Ну что ж, говорите! –со вздохом пригласила Антонина Андроновна. –О чём же советоваться-то нам с вами, не знаю. Тамара, поди-ка отсюда…

Антонина Андроновна, жестом пригласив Елену Петровну сесть, уселась первая. Кресло скрипнуло под её тяжестью. Елена Петровна села тоже.

‒ Ваша дочь плохо учится,‒ сказала учительница. –Она не делает домашнего задания, не учит уроки…

Антонина Андроновна посмотрела на неё с удивлением.

‒ А я-то при чём же? Я, что ли, буду за неё уроки учить?

‒ Но вы можете и должны проследить за тем, чтобы она учила уроки.

Антонина Андроновна отвернулась, махнув рукой:

‒ Не до того мне. Не до того! Сами управляйтесь!

‒ А разве вам всё равно, как учится ваша дочь? –спросила Елена Петровна спокойно, хотя в глазах уже горели огоньки. –Поймите меня, прошу вас! Я не жаловаться пришла, а просто педсовет… Помогите мне!

Антонина Андроновна пожала плечами:

‒ Ну уж, голубушка…

‒ Меня зовут Елена Петровна.

‒ Очень хорошо, что вас зовут Елена Петровна. Но уж я вам скажу откровенно, Елена Петровна. Вот, скажем, для примера, моя портниха шьёт мне платье и помощи никакой не просит. Вот, скажем, приходит монтёр чинить электричество - и тоже помощи не просит. Да и чудно было бы, если бы помощи просили, ведь они же за свою работу деньги получают! А почему же вам надо помогать? Вам ведь тоже деньги платят за то, что вы наших детей учите! Моё дело -кормить ребёнка, одевать. А уж учить –это дело ваше. А если моя дочь плохо учится, значит, вы, голубушка… уж вы меня извините… Значит, вы учительница так себе… Неважная вы учительница.

Заполнить таблицу. Доказать принадлежность к РС.

Языковые средства:

- лексические

- морфологические

- синтаксические

Работа над текстом: содержание, проблематика, авторская позиция).

Учительница

Родительница

Выводы (проблема)

VIII. Домашнее задание: Написать сочинение по данному тексту.

IX. Завершение урока. Итоги. Оценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка, 7 класс. Служебные части речи.

Обобщающее повторение по теме "Служебные части речи ". Урок с презентацией....

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

Конспект урока русского языка "Частица как служебная часть речи"

Цели:   Формирование понятия о функциях частицы как служебной части речи Формирование и развитие познавательных, исследовательских компетенций. Задачи:   Показать отличие частицы о...

Конспект урока русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"

Урок русского языка 11 класс " Культура речи. Подготовка к ЕГЭ"...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Конспект урока русского языка. 7 класс. Категория состояния как часть речи.

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Категория состояния как часть речи". Программа М.Т. Баранова. Т.А. Ладыженской и др....

Конспект урока русского языка _6___ класс Тема: Местоимение как часть речи. Роль местоимений в письменной и устной речи.

Конспект урока русского языка_6___ классТема: Местоимение как часть речи.Роль местоимений в письменной и устной речи Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий Цель деяте...