Конспект урока "Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории". 6 класс.
план-конспект урока по музыке (6 класс)
Показать учащимся, как песня проявляла себя в переломные моменты истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_kl.urok_no1_2_chetvert.doc | 49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
2 четверть тема: «Преобразующая сила музыки»
Урок №1
Тема: «Воздействие музыки на общество в переломные моменты истории».
Цель: показать, как песня проявляла себя в переломные моменты истории.
Музыкальный материал: Руже де Лиль «Марсельеза», «Интернационал» музыка Пьера Дегейтера, слова Эжена Потье, «Маленький реквием» Д.Б. Кабалевский. «Государственный гимн РФ» музыка А.В. Александров, слова С. Михалкова, «Россия – это ты и я».
Дополнительный материал: репродукции картин Э. Делакруа «Свобода на баррикадах», Г.М. Коржова «Интернационал», Ренатто Гутуззо «Девушка, поющая «Интернационал», скульптуры В. Мухиной «Рабочий и колхозница».
Ход урока:
Вход под музыку «Государственного гимна РФ» А. В. Александрова в современной обработке.
Слово учителя: Слушание: Слушание: Исполняем и слушаем: Исполнение: Слушание: Итог урока: Домашнее задание: Выход: | Песня всегда шагала в ногу с жизнью и особенно ярко проявляла себя в переломные моменты истории. Рядом с революциями шли революционные песни. Они расценивались как оружие, ибо оказывали огромное воздействие на людей. Одну из первых революционных песен – «Марсельезу» - написал в ночь с 25 на 26 апреля 1792 г. французский офицер Руже де Лиль. Через месяц «марсельезу» пела вся Франция. О её силе свидетельствуют донесения генералов. Один из них писал: «Пришлите подкрепление в тысячу человек или тысячу экземпляров «Марсельезы». Другой сообщал: «Я выиграл битву, «Марсельеза» командовала вместе со мной; без Марсельезы» я буду всегда воевать один против двух, а с «Марсельезой» - один против четырёх». Она стала гимном Франции. «Марсельезы» Руже де Лиля.
Она звучала на баррикадах первой русской революции и стала самой популярной песней рабочих. Часто с этой песней революционеры шли на смерть Рассмотрите репродукцию картины Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах». Как относится автор к событиям, отражённым в картине? Почему современники художника назвали картину «Марсельезой» французской живописи? Массовое искусство огненного Парижа, музыка народного революционного энтузиазма нашли своё развитие в могучем мастерстве Л. Бетховена, который как никто другой, услышал призывные интонации своего времени. Вспомните «Пятую симфонию». (Наиграть интонацию).
Международным пролетарским гимном в конце 19 века стала песня «Интернационал» (от латинского – интер – между и натио – народ). В трагические дни после разгрома Парижской коммуны французский поэт Эжен Потье написал текст «Интернационала». Но песней «Интернационал» стал после смерти поэта, когда рабочий-мебельщик, композитор-любитель Пьер Дегейтер в 1888 г. В России «Интернационал» стал распространяться в первые годы 20 века, несмотря на запрещение его царским правительством. Русский революционер и поэт А. Коц (Данин) в 1902 г. перевёл «Интернационал» на русский язык. С того времени песня стала звучать на рабочих собраниях и демонстрациях в России и других странах До 1944 года «Интернационал» был гимном нашего государства. «Интернационала» (исполнить фрагмент). Обратить внимание на ту же интонацию, что и в «Марсельезе».
«Интернационал» с 1918 г. по 1944 г. был государственным гимном СССР. С 1 января 1944 г. был утверждён Государственным гимном СССР новый вариант гимна, написанный композитором А.В. Александровым и поэтом С. Михалковым и Г. Эль- Регистаном. В 2001 году он был положен в основу нового гимна России. «Государственный гимн РФ» А.В. Александрова. - Почему, слушая гимн, мы чувствуем особое волнение? ---- Почему он вызывает в нас чувство гордости за Родину? - Какие выразительные средства придают гимну величавый характер? (Сыграть кварту). Сравните мелодическую интонацию гимна с «Марсельезой» и «Интернационалом». «Россия – это ты и я». В нашей стране поставлены памятники, у которых горит Вечный огонь славы в память героев, погибших в боях революции, гражданской войны, в годы ВО войны.
На Урале, в городе Перми, на высоком холме, который называется «Вышкой», в центре рабочего района, где в дни первой русской революции шли ожесточённые бои против царских войск, сейчас стоит памятник героям этих боёв, горит Вечный огонь славы, и каждый час в их честь звучит траурно-героическая музыка. В этой музыке, особенно в начале и в заключительной части, слышны интонации уже знакомой нам песни. Какой? Произведения «Маленький реквием» Д.Б. Кабалевского.
Реквием – заупокойная траурная месса, принятая в католическом богослужении. Посвящённая памяти усопших, она исполняется на 40 –й день после смерти. Молитва о душе ушедшего человека, горе оплакивающих его – всё это выражается в скорбной, лирической, сдержанно-благородной музыке. Месса – хоровое произведение.
Выучить даты когда и какой государственный гимн был принят в нашей стране. Выучить фамилии авторов «Государственного гимна РФ». под музыку «Государственного гимна РФ» в современной обработке. | Картина Э. Делакруа Свобода на баррикадах» Картина Ренатто Гутуззо «Девушка, поющая «Интернационал». Портрет А.В. Александрова. Таблица «Государственного гимна РФ». Слова песни. Портрет Д.Б. Кабалевского. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итергированный урок изобразительного искусства и истории в 7 классе "18 век - звездный час для России и переломный момент в ее истории. Воплощение величия и противоречивости этого времени в изобразительном искусстве"
Конспект интегрированного урока изобразительного искуссства и истории России...
Уроки музыки (1-8 кл). Интересные моменты "простого" урока. Применение различных методик.
Эта методическая разработка расскажет об интересных моментах "простого" урока музыки. Урок музыки--урок творческий. И основная задача учителя сделать его ярким. интересным, а главное любимым для учени...
Переломный момент у ученика - музыканта
Что делать родителям, если ребёнок отказывается от дальнейшего посещения музыкальной школы?...
Конспект урока "Музыка и литература. Мир русской песни" 5 класс
Конспект урока "Музыка и литература. Мир русской песни" 5 класс...
Конспект урока музыки "Звать через прошлое к настоящему", 5 класс
Третий урок блока "Музыка и изобразительное искусство". На примере образа Александра Невского в кантате С.Прокофьева и триптихе П.Корина рассматривается взаимосвязь времён и историческая пам...
конспект урока музыки "Симфоническая сказка Петя и Волк" - 2 класс
конспект урока музыки " Симфоническая сказка Петя и Волк" - 2 класс...
проект "Значение Сталинградской битвы как переломного момента Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"
проект ученицы 9 класса по теме "Сталинградская битва как переломный момент Великой Отечественной войны. Сталинградская битва глазами участников-фроловчан"...