Конспект по разделу ,,ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК ”
материал для подготовки к егэ (гиа) по обществознанию (11 класс) на тему
Конспект по разделу ,, ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК ”
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razdelu_chelovek_i_obshchestvo.doc | 294.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по разделу ,, ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК ”
Общество - обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей.
Узкое значение:
- определённая группа людей
- этап развития общества
- совместная деятельность
- определенная страна
Широкое значение:
- часть материального мира
- динамичная система
- совокупность способов взаимодействия и объединения
Общее с природой.
- эволюция. Эволюция ( лат) — развёртывание. Эволюция - медленное постепенное изменение предшествовавшего состояния.
- определенные законы развития
Различие:
природа- стихийна, долговечна, нет направленности развития
общество - первичный элемент — человек, который обладает разумом, недолговечно, преобразует мир и природу, направленность развития.
Обществу присущ прогресс , а природе нет.
Общество - сложная динамическая система:
- единая
- взаимосвязь элементов
- способность к развитию ( одни элементы исчезают, а другие появляются)
Составные части природы:
1. Литосфера – верхняя твердая оболочка Земли, в которую входит земная кора и верхняя часть мантии.
2. Атмосфера – газообразная оболочка вокруг Земли
3. Гидросфера – водная оболочка Земли
4. Биосфера - – сфера существования живых организмов
Составные части общества ( соврем. учёные – Ферсман, Плотников, Дьяконов)
1. Антропосфера – сфера жизни людей, как биологических организмов
2. Социосфера – область сложных общественных отношений между людьми.
3. Биотехносфера (техносфера) – область распространения технического влияния человека и человечества.
Человек – часть природы, а значит и общество – часть природы.
Три исторических типа общества
1) Аграрное (традиционное)
2) Индустриальное
3) Постиндустриальное (информационное )
Законы развития общества:
- закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития уходит времени меньше чем на
предыдущую
- закон неравномерного развития отдельных народов
Сферы общества и их взаимосвязь ( подсистемы):
- экономическая сфера – это система экономических отношений. в результате процесса материального производства. Основой экономической сферы является способ производства и распределения материальных благ в обществе.
- политическая сфера – система политических и правовых отношений , возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и группам
- социальная сфера – система социальных отношений , возникающих между группами людей . Для изучения сферы предполагается рассмотреть горизонтальную и вертикальную дифференциацию в обществе.
- духовная сфера – система отношений между людьми, отражающая духовно- нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами как культура, наука. религия, искусство, мораль, идеология.
Социальные институты - устойчивые нормы, механизмы, которые регулируют определённую сферу общественных отношений
Социальные институты возникают в результате общественных потребностей:
- в воспроизводстве рода
- в безопасности и социальном порядке
- в средствах существования
- в получение знаний, социализации подростающего поколения, подготовке кадров.
- в решении духовных проблем смысла жизни.
Виды социальных институтов:
- семьи и брака - удовлетворяют потребность в воспроизводстве рода
- экономические институты, в первую очередь производство - удовлетворяют потребность в добывании средств существования
- политические институты, в первую очередь государство - удовлетворяют потребность в безопасности и социальном порядке
- институты образования, науки и культуры -- удовлетворяют потребность в передаче знаний, подготовке кадров, социализации человека.
- институт религии - удовлетворяют потребность в решении духовных проблем, формирует общественное сознание.
ТИПЫ ОБЩЕСТВ
Традиционное общество
Экономика | Господство натурального хозяйства, экстенсивное производство |
Политика | Абсолютная монархия, правовая незащищенность, узаконенная внеэкономическая зависимость |
Социальная сфера | Сословное деление, отсутствие социальной мобильности |
Духовная сфера | Господство религии, низкий уровень образования, неграмотность населения |
Индустриальное общество
Экономика | Развитая промышленность, интенсивные методы производства, революции в технике и технологии |
Политика | Расширение прав и свобод, демократия, разделение властей |
Социальная сфера | Классовое деление, рост социальной мобильности, формирование гражданского общества, урбанизация |
Духовная сфера | Рост образовательного уровня населения, общей культуры, развитие науки |
Постиндустриальное общество
Экономика | Сфера производства уступает сфере услуг |
Политика | Формирование правового государства и дальнейшее развитие демократии |
Социальная сфера | Профессиональное деление, развитие гражданского общества |
Духовная сфера | Приоритет отдается науке и образованию |
Аграрное общество – общество для которого характерны: господство натурального сельского-хозяйства, сословной иерархии, решающая роль церкви и армии, преобладание монархических форм правления, власть выше закона, малое количество образованных людей.
Индустриальное общество - определяющую роль играет промышленность, классовое деление общества, провозглашение политических свобод, равенство перед законом, массовое развитие образования, вера в науку.
Информационное общество - Постиндустриальное общество - производство ориентировано не на объём, а на качество продукции , сфера услуг начинает преобладать над производством, на смену классовому делению приходит профессиональное разделение в зависимости от знаний и квалификации, политический плюрализм, сильное гражданское общество, особая роль науки, образования и информации.
Тип общественных отношений, уровень развитости цивилизации, этап общественного развития являются факторами, которые очень сильно повлияли на повседневную жизнь людей, на их ментальность, на политическую и социальную структуру общества.
Общественный процесс - это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей
Объект: вся историческая действительность
Субъект- участники исторического процесса ( всё человечество. трудящиеся, народ, выдающиеся личности ?)
ЭКСТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ ( количественные изменения)
способ увеличения объемов производства за счет количественных факторов экономического роста: дополнительного привлечения рабочей силы, расширения посевных площадей, увеличения добычи сырья, строительства новых объектов. Возможности экстенсивного пути развития всегда ограничены наличием природных и трудовых ресурсов.
ИНТЕНСИВНЫЙ ПУТЬ РАЗВИТИЯ (качественные изменения)
способ увеличение масштабов производства за счет совершенствования качества его факторов и введения более экономичных природных ресурсов, повышения уровня квалификации работников, внедрения новых технологий, совершенствования организации производства. Благодаря всему этому увеличивается отдача от всех вовлеченных в производство ресурсов.
Различают два подхода к изучению истории:
1)- формационный ( стадиально-поступательный ) — история рассматривается в качестве единого поступательного развития, в котором выделяются общие для всех народов стадии.
2) -- цивилизационный- каждая цивилизация воспринимается как уникальная и неповторимая.
Типы обществ по способу производства и формам собственности, т.е. по общественно-
экономическим формациям.
Коммунизм ( коммунистическая формация) | |||||
Капитализм ( капиталистическая формация) | |||||
Феодализм ( феодальная формация) | |||||
Рабовладение ( рабовладельческая формация0 | |||||
Первобытность ( первобытнообщинная формация) |
По В.И.Ленину :
Социализм – первая форма коммунизма.
Империализм – высшая и последняя стадия капитализма.
Под формацией - понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства и формах собственности.
Базис - совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ.
Надстройка - совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов общества, соответствующих им отношений и учреждений ( организаций).
Плюсы подхода:
- можно увидеть общее в развитии различных народов
- выделить закономерности
- предложить периодизацию истории
Минусы подхода:
- многие народы не проходят все стадии развития
- схематичность
- личный фактор на заднем плане
- навязывание линейного пути развития
- спорный вопрос о месте социализма
- утопия коммунизма
Соотношение периодов истории и формаций
Периоды | Первобытность | Древний мир | Средневековье | Новое время | Новейшее время |
Формации | Первобытнообщинная формация | Рабовладение | Феодализм | Капитализм | Капитализм и социализм |
Цивилизация- устойчивая социально-культурная система, которая характеризуется общностью экономических, политических, социальных отношений, географическими рамками, системой ценностей.
Цивилизация:
- определенная стадия в локальном развитии культур ( Шпенглер)
- ступень исторического развития ( Морган, Тоффлер Ф.Энгельс)
- синоним культуры (А.Тойнби)
- цивилизация, культура – как проявление духовной сущности человека (Н.бердяев, С.Булгаков)
- система ценностей. представляющих собой культуру ( М.Вебер)
- ценность всех культур ( К.Ясперс)
- понятие цивилизации и культуры не совпадают и даже противопоставляются ( Данилевский.
Н.О.Шпенглер)
- это этап в развитии общества, связанный с развитием культуры ( Ф.Вольтер, Ж.Тюрго)
Признаки цивилизации:
1. географическая среда 5. политико-правовая система
2. система ведения хозяйства 6. религия
3. письменность 7. духовные ценности
4. социальная система
Теории цивилизаций
Теории стадиального развития цивилизаций | Теории локальных цивилизаций |
Изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества | Изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. |
Тойнби- замкнутые цивилизации проходят определенный кругооборот, а затем исчезают с исторической арены; для цивилизации характерны духовные традиции и географические рамки. Цивилизация- синоним культуры.
Данилевский- первичные( нет ведущего начала - египетская), односновные ( 1 выраженное начало - еврейская, религия),2хосновные ( европа - политика, культура),объединительная ( славянская). « Россия и Европа».
Хантингтон - цивилизации различаются по религии, языку, истории, традициям; отношения между цивилизациями потенциально конфликтны, так как невозможно примирить ценности и убеждения.
Шпенглер- противопоставлял культуру и цивилизацию, считал, что смерть культуры начинается с возникновения цивилизации. « Закат Европы».
Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др. называют в общемировом цивилизационном процессе ( теория стадиального развития) три основные стадии:
доиндустриальную (аграрную);
индустриальную, начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе;
постиндустриальную (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.
Недостатки цивилизационного подхода
- История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества
- Народы и общества изучаются изолированно
- Трудно выявить закономерности в историческом процессе
Типы социальной динамики:
- линейное - циклическое - спиралевидное
Пути развития общества:
Прогресс- переход от менее совершенного уровня развития к более
совершенному.
Регресс- движение от лучшего к худшему.
Реформа -частичные усовершенствования в какой-либо сфере жизни, не затрагивающие основ
существующего строя.
Революция - полное или комплексное изменение всех или большинства сторон общественной жизни,
затрагивающие основы существующего строя .
Модернизация – процесс перехода от традиционного общества к индустриальному.
Глобализация - исторический процесс сближения народов, превращающий человечество в единую
систему
Глобализация - процесс всемирной экономической, политической, культурной и религиозной интеграции и унификации.
Глобализация - это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами.
Интеграция - процесс объединения частей в целое. ( политич. интеграция – Евросоюз)
Унификация - приведение к единообразию, к единой форме или системе.
Факторы глобализации:
- экономический ( транснациональные корпорации)
- политический ( ООН)
- социальный ( Интерпол)
- духовный ( туризм).
Опасности глобализации:
- унификация национальных культур
- неравномерность процессов глобализации, дифференциация стран по уровню развития
-глобальные проблемы.
Плюсы:
- способствует развитию экономики
- обеспечивает большую толерантность
- предостерегают государства от крайних действий
Минусы:
- не всегда ориентирована на развитие отечественного производства
- нивелируются запросы людей
- диктуются правила, выгодные развитым странам
- навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур
- появление глобальных проблем
Глобальные ( общепланитарные) – это проблемы, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба цивилизаций.
Признаки глобальных проблем :
1. Угрожают всему человечеству
2. Носят общемировой характер.
3. нуждаются в неотложных мерах по их устранению
4. Решение возможно в рамках всего человечества.
В современных условиях к глобальным проблемам относятся:
1. проблема Север-Юг;
2. проблема бедности;
3. продовольственная проблема;
4. энергетическая проблема;
5. проблема экологии и устойчивого развития; ( экологическая проблема)
6. демографическая проблема;
7. проблема развития человеческого потенциала;
8. проблема обеспечения человеческой безопасности; ( проблема войны и мира)
9. проблема освоения Мирового океана.
10. проблема охраны здоровья и предотвращения распространения СПИДа , наркомании.
Проблема Север-Юг
Проблема Север-Юг заключается в проблемных международных экономических отношениях развитых стран с развивающимися.
Продовольственная проблема
Продовольственная проблема заключается в неспособности человечества обеспечить себя продуктами питания в соответствии с физиологическими нормами.
Проблема обеспечения безопасности человека
Человеческая безопасность представляет собой состояние защищенности людей от внутренних и внешних угроз и рисков.
Проблема экологии и устойчивого развития
Проблема экологии и устойчивого развития - это проблема вредного воздействия деятельности человека на окружающую среду.
Демографическая проблема
Глобальная демографическая проблема заключается в быстром и неконтролируемого росте населения развивающихся стран и старении населения развитых стран.
Энергетическая проблема
Энергетическая проблема - это глобальная проблема обеспечения человечества топливом и энергией. Главной причиной возникновения энергетической проблемы является быстрый рост потребления минерального топлива в 20 веке. Существует два пути решения энергетической проблемы: экстенсивный, предполагающий дальнейшее увеличение добычи энергоносителей и интенсивный путь, предполагающий повышение эффективности использования энергоносителей.
Проблема Мирового океана
Проблема Мирового океана - это проблема сохранения и рационального использования его пространств и ресурсов.
Мировой океан служит транспортной артерией. Морской транспорт обеспечивает торгово-экономические связи, на него приходится более 60% мирового грузооборота.
Мировой океан — кладезь природных ресурсов. Издавна человечество использовало его биологические ресурсы.
Помимо биологических ресурсов Мировой океан обладает колоссальными минеральными богатствами. Среди них наиболее важны нефть и природный газ, добыча которых в последние десятилетия росла особо быстрыми темпами на шельфе Мирового океана; уже сегодня их добыча даст продукции более чем на 200 млрд долл. в год.
Мировой океан — это фильтр, очищающий атмосферу от вредных продуктов природного и антропогенного происхождения.
В некоторых акваториях, где деятельность человека наиболее активна, океану стало трудно самоочищаться, поскольку его способность к самоочищению не беспредельна. Увеличение объема поступающих в океан загрязняющих веществ может вызвать качественный скачок, который проявится в резком нарушении баланса океанической экосистемы, что приведет к неминуемой «гибели» океана. В свою очередь «гибель» океана неминуемо влечет за собой гибель всего человечества.
Научно-техническая революция
НТР – скачок в развитии производительных сил, переход их на качественно новый уровень, связанный с коренными сдвигами в системе научных знаний.
Этапы НТР:
60-70е годы – автоматизация производства. НТР проходил в СССР в недрах ВПК.
70-е-настоящее время – компьютерная или информационная революция.
Последствия НТР:
« + »
1. Переход на интенсивный путь развития
2. Ускоренное развитие инфраструктуры
3. Урбанизация – рост городского населения
4. Изменение облика рабочего класса ( квалифицированные, контролёры, регулировщики, наладчики)
5. Благоприятные условия для развития образования и здравоохранения
6. Рост контактов
7. Превращение науки в решающий фактор развития общества
8. Стимулирует развитие производства
« - »
1. Безработица
2. Экологические проблемы
3. Проблемы для здоровья
4. Сильная зависимость общества от информационных технологий
5. Вмешательство в личную жизнь человека.
Человек. Индивид. Личность
Человек - биосоциальное существо.
Антропогенез – процесс появления человека.
Социогенез – процесс появления человеческого общества.
Антропосоциогенез – параллельный процесс появления человека и человеческого общества.
Три главные версии происхождения человека:
1) теологическая – божественное происхождение
2) космическая – внеземное происхождение
3) эволюционная – человек – продукт естественного отбора в процессе эволюции.
Основные отличия человека от животного:
1. Прямохождение
2. Мышление ( развитие мозга)
3. Развитие руки ( подвижная и способная к тонкому манипулированию, кисть с развитым большим пальцем)
4. Речь.
5. Умение изготавливать орудия труда и использовать их в производстве.
Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества. - отдельный человек в среде других людей.
- всякий, любой
- один из нас
Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.
В понятие индивидуальность включается : интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.
Задатки - природные предпосылки способностей ( свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.
Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.
Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.
Гениальность - высшая степень развития таланта.
Характер- совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.
Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.
На характер оказывают влияние:
- наследственность - социальная среда - самовоспитание
Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.
Темперамент не меняется в течение жизни.
Виды темперамента: ( Гиппократ)
- холерик (человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, преодолевать значительные трудности, но, в то же время, неуравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения)
- флегматик ( медлительный, невозмутимый с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний ) .
- сангвиник (у сангвиников сильны как процессы возбуждения, так и торможения; живой , активный, общительный, быстрый, трудоголик,
поверхностный, чуткий, легко приспосабливающийся, непостоянный)
- меланхолик ( легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее)
Личность- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.
Личность
- имеет активную жизненную позицию
- имеет систему ценностей
- воздействует на развитие других людей.
Факторы, влияющие на формирование личности:
- Наследственные факторы ( особенности физиологии высшей нервной деятельности, анатомо-физиологические особенности)
- Социальные факторы: (социальное окружение, индивидуальный опыт человека, культурная среда)
- Природно-географическая среда.
Время рождения личности
----------------------------------------------------------------------------------------------
человек
индивид, индивидуальность
первые черты личности
формирование
личности
0----9------1----- 2---3--------------------------------17------18-------------------------
мес. год
СОЦИАЛИЗАЦИЯ- это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, норм и ценностей, знаний и навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Становление личности человека в процессе социализации происходит при помощи агентов и институтов социализации.
Агенты социализации – конкретные люди, ответственные за обучение других людей культурным нормам и оказание им помощи в освоении различных социальных ролей.
Агенты первичной социализации – ближайшее окружение человека (родители, братья, сестры, близкие и дальние родственники, друзья, учителя).
Агенты вторичной социализации – должностные лица вуза, предприятия, сотрудники телевидения, воспитатели дошкольных учреждений.
Институты социализации – социальные учреждения, влияющие на процесс социализации и направляющие его.
Первичный институт социализации – семья, дошкольные учреждения, школа.
Вторичный институт социализации – СМИ, армия, церковь.
Первичная социализация личности осуществляется в сфере межличностных отношений, вторичная – в сфере социальных отношений.
Социальные лифты – это социальные институты, позволяющие человеку успешно перемещаться по социальной лестнице. Например, образование, армия, церковь,брак. и т. д.
Функции агентов и институтов социализации:
1. Обучают людей принятым в обществе культурным нормам и образцам поведения.
2. Осуществляют социальный контроль за тем, насколько прочно, глубоко и правильно эти нормы и образцы поведения усвоены личностью.
Приемы социализации (элементы контроля):
1) поощрение;
2) наказание.
Стадии социализации:
1) первичная социализация (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, приспосабливается, подражает);
2) стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения);
3) стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться в общество»).
4) трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.
5) послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Этапы становления социального «Я» (жизненные циклы):
1. Поступление в вуз (цикл студенческой жизни).
2. Женитьба (цикл семейной жизни).
3. Выбор профессии и трудоустройство (трудовой цикл).
4. Служба в армии (армейский цикл).
5. Выход на пенсию (пенсионный цикл).
Жизненные циклы связаны со сменой социальных ролей, приобретением нового статуса, отказом от прежних привычек, окружения, дружеских контактов, изменением привычного образа жизни.
– Как процесс социализации связан с развитием самосознания и самореализацией человека?
Самосознание – определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой., нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
Самореализация - осуществление, реализация на деле собственного потенциала возможностей, своих врождённых и/или приобретённых способностей.
В процессе всей своей жизни мы имеем возможность выбирать по своему желанию форму жизнедеятельности, т. е. обладаем «свободой».
– Что такое свобода? Есть ли границы свободы?
Свобода - это возможность человека жить и распоряжаться своей жизнью так, как он хочет, а не так как ему приказывают. Свобода - это право самого себя ограничивать из-за уважения и любви к другим.
Свобода - это возможность по своей воле принимать любые решения и нести полную ответственность за последствия принятых решений.
ПОТРЕБНОСТИ И СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.
Ученые выделяют три группы потребностей:
- биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.
- социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.
- духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.
Пирамида потребностей человека, по А. Маслоу ( амер. психол.)
Духовные ( потребность в самореализации, развитие своих возможностей и способностей, самовыражение…) | ||||||||
Престижные ( уважение, самоуважение, высокий статус, признание..) | ||||||||
Социальные ( общение, дружба. любовь, духовная близость…) | ||||||||
Экзистенциальные – потребность в безопасности (защита от врагов, помощь в случае болезни, самосохранение) | ||||||||
Физиологические ( жажда, голод, сон, дыхание, воспроизведение рода…) |
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Межличностные отношения - взаимосвязи отдельных личностей.
Виды:
- деловые,
- личные,
- приятельские,
- товарищеские,
- семейные.
Система взаимосвязей:
- взаимодействие – согласованность действий;
- взаимопонимание – понимание друг друга на основе взаимности;
- взаимовосприятие – восприятие одним человеком другого человека, других людей.
Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
Коммуникации бывают следующих видов:
- Материальная – обмен материальными ресурсами;
- Духовная – обмен культурными ценностями;
- Информационная – обмен деловой информацией.
В структуре общения и коммуникации выделяют:
- субъект – тот, кто является инициатором общения;
- предмет передачи (материальные и информационные ресурсы)
- средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).
Функции общения:
- обмен информацией и материальными ресурсами;
- передача опыта;
- координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;
- удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;
- социализация – становление человека как личности.
МАЛАЯ ГРУППА
- Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.
Группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым
признакам:
. совместная деятельность;
- единство цели;
- межличностное взаимодействие;
- характер отношений между членами группы.
Положение человека в малой группе называется статусом.
Оно определяет права, обязанности и привилегии человека.
В разных группах один и тот же человек имеет разный статус – оно зависит от содержания деятельности
группы и характеризуется авторитетом и престижем.
Формы малой группы
- Диада
- Триада.
Структура малой группы
- Лидер
- Аутсайдер
Типы личности
Экстраверт – это тип личности, который ориентирован на внешние условия, на окружающих его людей, на взаимоотношения с ними, в общем все его поведение ориентирована но проявление во вне.
Интроверт – это полная ему противоположность, этот тип людей ориентирован больше на себя, он как бы живет больше внутренним миром, не обращая нам мир внешний.
Человек как духовное существо.
Мораль — это система норм, правил, регулирующих общение и поведение людей, обеспечивающих единство общественных и личных интересов.
Духовные ориентиры личности
Категорический императив | безусловное принудительное требование (повеление), не допускающее возражений, обязательное для всех людей, независимо от их происхождения, положения, обстоятельств. |
Идеал | совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях, о наиболее возвышенном в человеке |
Ценности | то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества. Ценности отражают отношение человека к действительности (к тем или иным фактам, событиям, явлениям), к другим людям, к самому себе. |
Моральные категории | Важнейшие нравственные ценности составляющие систему ценностно-моральной ориентации человека, неразрывно связанную с категориями морали, носят парносоотносительный (биполярный) характер, например добро и зло. |
Совесть | способность личности познавать этические ценности и руководствоваться ими во всех жизненных ситуациях, самостоятельно формулировать свои нравственные обязанности, осуществлять моральный самоконтроль, осознавать свой долг перед другими людьми. |
Патриотизм | ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народ |
Гражданственность | социально-психологические и нравственные качества личности сочетающие в себе чувство любви к Родине и ответственность за нормальное развитие ее социальных и политических институтов, и осознание себя как полноправного гражданина, обладающего совокупностью прав и обязанностей |
МИРОВОЗРЕНИЕ
Мировоззрение – система взглядов на окружающий мир и на место в нём человека, определяющая отношение человека к этому миру, другим людям, самому себе.
Мировоззрение – целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов.
Оно может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Оно всегда исторично.
Что влияет на формирование мировоззрения ?
1. Эпоха.
2. История народа.
3. Страна.
4. Религия
5. Культура
6. Образование
7. Материальное положение
Классификация типов мировоззрения.
1. Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением.
Такое мировоззрение формируется стихийно, преобладает житейская, обыденная основа.
2.Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой которого являются религиозные учения, содержащиеся в таких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других.
3. Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношения человека с естественной и искусственной средой обитания.
Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения (см. ренессансный гуманизм).
Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Гуманистическое мировоззрение может быть выражено в следующих основных положениях:
1.Человек - высшая ценность, и его благо есть мера всех вещей.
2.Человек - цель общества и никогда не должен быть средством достижения внешних по отношению к его бытию целей
3.Каждый человек по отдельности и все вместе имеют право на счастье 4.Следует стремиться к такому общественному устройству, в котором первые три принципа воплощены в жизнь.
Роль мировоззрения:
1. даёт ориентиры для практической и теоретической деятельности.
2. позволяет понять какие методы нужно использовать для достижения цели. Декарт: « хромой с фонарём быстрее достигнет цели, чем всадник, блуждающий в темноте».
3. позволяет определить истинные ценности жизни
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность- форма активности человека, направленная на преобразование им окружающего мира.
Структура деятельности
Субъект- тот, кто осуществляет деятельность
Объект – то, на что направлена деятельность
Субъект и объект могут совпадать.
Цель - осознанный опыт предвосхищаемого результата на достижение которого направлена
деятельность.
Средства- приемы, способы, приспособления для осуществления деятельности.
Действия - конкретные шаги для достижения цели.
Результат- итог.
Мотив- побуждение к деятельности.
Деятельность присуща только человеку. Животные трудятся, движимые наследственными инстинктами, но им не присуще целеполагание. Ни одна пчела не построила чего- то другого, кроме сот. Животные используют только те материалы , которые уже существуют в природе и не производят новых. «Деятельность – это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром. В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе».
Мотивами деятельности являются:
Потребности - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет
условия его существования.
Общение- процесс обмена информацией между равноправными субъектами деятельности.
Виды общения:
1) общение между реальными субъектами;
2) общение реального человека с иллюзорным партнером (человек с животным);
3) общение реального субъекта с воображаемым партнером (человек и внутренний голос);
Важнейшей разновидностью практической деятельности является материально-производственная деятельность людей, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.
Структура общения : субъект взаимодействует с субъектом.
Субъект – человек
Объект – человек ( активный субъект)
Цель –удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих. познавательных. эстетических.
Средства – 1) вербальные( словесные) – речь ( устная, письменная)
2) невербальные ( жест, мимика, внешний облик человека, обмен
предметами)
Результат - возникают, проявляются и формируются межличностные отношения.
Структура трудовой деятельности:
1) сознательно поставленные цели – производство определенной продукции, переработка природных материалов, создание машин и механизмов и т. д.;
2) предметы труда – те материалы, на преобразование которых направлена деятельность людей;
3) средства и орудия труда – все устройства, приборы, механизмы, приспособления, энергетические системы, при помощи которых подвергаются преобразованию предметы труда;
4) используемые технологии – приемы и способы, применяемые в процессе производства.
Для характеристики трудовой деятельности используют следующие п а р а м е т р ы:
а) производительность труда – количество продукции, произведенной в единицу времени;
б) эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат и полученных результатов;
в) уровень разделения труда – распределение производственных функций между участниками трудового процесса.
Общие т р е б о в а н и я к участникам трудовой деятельности:
1) работник должен владеть всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс;
2) квалифицированный работник не может быть ниже того уровня, который определяется характером труда;
3) безусловное соблюдение законов о труде и правил внутреннего трудового распорядка.
Игровая деятельность
Игра – форма деятельности в условных ситуациях.
Особенность – 1) направленность не на результат, а на сам процесс.
2) двухплановость игры ( - осуществляется реальное действие; -
условный характер многих моментов ( воображаемая ситуация)
ИГРА:
1. Направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта
2. Обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности.
3. Воспроизводит нормы человеческой жизни и деятельности
4. Развивает личность ( интеллект, эмоции, нравственность)
Учебная деятельность
Обучение – это специально организованная, активная самостоятельная познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Обучение – это специально организованный процесс взаимодействия учителей и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков.
Объект – ученик, воспитанник. педагог-практик.
Субъект – учитель , воспитатель, педагог-методист.
Цель- освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Средства - методы и приемы обучения или воспитания, наглядные и технические средства;
распространение специальной литературы, внедрение достижений науки и практики,
обмен опытом, методы научного познания (наблюдение, эксперимент моделирование,
разработка теорий и концепций, новых педагогических технологий).
Результат – образование.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественное, никогда ранее не существовавшее.
Сознание – присущая человеку способность воспроизводить действительность в идеальных образах.
Формы сознания:
1. восприятие
2. осмысление
3. оценка
4. воспоминание
5. фантазирование
6. жизненный опыт.
Виды проявления сознания-
1. язык
2. целеполагающая деятельность человека
Иметь личное сознание – значить иметь готовность к свободе.
Структура сознания по С.Л.Франку ( рус. филос. и психол.)
1. Предметное сознание – это сознание , направленное на мир предметов. созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессах обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми.
2. Самосознание – это сознание человеком самого себя ( как индивида и как личности0, своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру.
3. Переживание – это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Исторические типы сознания :
1. Индивидуальное (личное) – сознание отдельного человека, его внутренний духовный мир.
2. Общественное ( коллективное) – сознание различных социальных групп.
Формы общественного сознания :
- Наука
- Искусство
- Религия
- Политические идеи
- Правовые идеи
- Мораль
Сознание реализует себя через мышление.
Мышление – движение. чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.
Мысль – отдельный акт мышления. а также его содержание. результат( продукт).
Бессознательное – совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без
участия сознания.
Формы бессознательного – интуиция, влечения. инстинкты. сновидения, гипноз, паника, аффект,
спонтанные действия.
ПОЗНАНИЕ
Знание в узком смысле - любого рода информация.
Знание в широком смысле - подтвержденная научными средствами информация.
Знание - проверенный практикой результат познавательной деятельности.
Бэкон « Знание-сила».
Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знаний, его постоянное углубление, расширение и совершенствование.
Познание – это духовная деятельность, направленная на приобретение и развитие знания.
Гносеология- учение о познании.
Онтология- учение о бытие.
Бытие- мир вокруг нас.
Субъект познания - познающий человек
Объект- природа, общество или сам человек
Субъект и объект могут совпадать.
Виды познания :
1. чувственное
В нем участвуют вкус, осязание, зрение, слух, обоняние.
Формы чувственного познания :
Ощущение- отражение отдельных свойств предмета и качеств окружающего мира, которые непосредственно воздействуют на органы чувств ( стол - холодный)
Восприятие - целостный образ предмета ( стол - холодный, гладкий, теплый)
Представление - чувственный образ предмета, сохраняемый в памяти ( с закрытыми глазами)
Эмпирики - ученые считающие основным источником знаний чувственный опыт ( Беркли, Юм,
Бэкон,)
Сенсуализм — течение, согласно которому ощущение и восприятие являются основными формами
познания ( Локк, Кандильяк)
Рационалисты – считают разум основой познания.
Особенности чувственного познания:
- отражает только признаки предметов
- пассивное, человек не способен изменить чувства ( холодное это холодное)
- нельзя постичь сущности предметов и их свойств
2. рациональное
Связано с мыслительными операциями : анализ, синтез, сравнение, уподобление, абстрагирование, обобщение.
Формы рационального познания:
Понятие- мысль, отражающая предметы в их общих и существенных признаках ( стол, стул-
мебель; классификация)
Суждение- форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо.
( Муха-насекомое)
Умозаключение- форма мысли в виде рассуждения, в ходе которой из одного или нескольких
суждений выводится новое ( У мухи есть крылья, значит она летает).
Рационалисты - учёные, считающие основным источником знаний разум ( Декарт, Спиноза,
Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель).
Особенности рационального познания:
- имеет обобщенный характер
- носит абстрактный характер
- активно и целенаправленно
- связано с речью
Цель познания - истина.
Ложь - преднамеренное искажение действительности.
Заблуждение - ошибочное мнение, недостоверное знание об объекте, несоответствующее истине, являющееся следствием предубеждения, пристрастия, недостаточной образованности, поспешности в выводах и обобщениях.
Истина- знание соответствующее объекту познания.
Признаки истины:
- объективность- независимость от сознания человека
- конкретность
- это процесс
Виды истины:
Абсолютная - полное, исчерпывающее знание о предмете. . Знания, которые не могут быть опровергнуты, дополнены. ( 2*2=4)
Относительная истина - это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Объективная истина – это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от
человечества.
Субъективная истина – то есть носителем истины является субъект.
Критерии истины:
1) соответствие знаний действительности
2) парадоксальность идеи
3) простота
4) практика
5) соответствие ранее открытым законам науки
6) логический критерий
Критерий истины- практика. ( т.е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира).
Формы практики:
1. материальное производство – труд, преобразование природы.
2. накопленный опыт (социально-преобразующая деятельность )– революции, реформы, войны и т.д.
3. научный эксперимент.
Функции практики:
практика- источник познания
практика – основа познания
практика – цель познания
практика – критерий истины.
Пути познания:
1. Ненаучный
а) мифологический
б)жизненный опыт( обыденное)- получение знаний - побочный продукт, не претендует на теоретическое обоснование. Констатация фактов и их описание.
в) народная мудрость - обобщенные практические знания: афоризмы, поговорки, суждения, загадки, свод рецептов поведения
г)здравый смысл - стихийно складывающиеся знания под воздействием повседневного опыта ( если не знаешь - не трогай)
д) художественно-образный
2. Научный
Паранаука - околонаучное знание
Особенности научного познания:
-стремится к максимальной объективности
-стремится к получению таких знаний, которые были бы важны не только для -настоящих, но и для будущих поколений.
-использует особый научный язык
-использует особые методы
Уровни научного познания:
1.эмпирический - в основе описание предметов и явлений ( закон Ома)
2.теоретический - в основе законы, принципы, научные теории, в которых раскрывается сущность познавательных процессов, законы, которые нельзя наблюдать ( теория относительности Энштейна)
На теоретическом уровне обобщаются полученные данные, формируются понятия, высказываются гипотезы о причинах, обусловивших наблюдаемые явления. Доказываются теории. Методы, используемые на этом уровне: формализация, математизация, моделирование.
Научное познание заключается в стремлении к наиболее адекватному, объективному, достоверному пониманию действительности. Оно старается проникнуть в сущность явлений, их структуру, причинно - следственные связи
Методы научного познания:
1. Наблюдение- изучение отдельных предметов и явлений, получение знаний о внешних свойствах и признаках. итог-описание.
2. Эмпирическое описание –фиксирование (записывание) полученных сведений с помощью средств языка либо в других знаковых формах.
3. Эксперимент- исследование в специально созданных, искусственных условиях.
4. Моделирование – воспроизводство одного предмета посредством другого ( аналогичного ему).
5. Анализ – расчленение предмета на образующие его элементы, стороны, чтобы понять их место, выделить главное.
6. Синтез- вещественное или мысленное объединение частей, сторон предмета с целью раскрыть их внутренние связи и присущие предмету закономерности.
7. Индукция - движение мысли от частного к общему.
8. Дедукция – движение мысли от общего к частному.
9. Теория – логически обоснованная система знаний о целостной группе явлений, о закономерностях существования этой группы явлений.
аналогия- сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах.
Методы теоретического познания ( выдвижения гипотез):
Гипотезы объяснительные - это предположения, с помощью которых рассчитывают объяснить те эмпирические факты, которые не укладываются в рамки прежних учений. Цель – это формулирование законов, принципов или теорий, объясняющих явления окружающего мира.
Гипотезы экзистенциональные (от «существование») – предположения о существовании явлений, которые еще не известны науке, но, возможно, вскоре будут открыты (периодический закон химических элементов Менделеева Д.И.)
Мыслительный эксперимент - метод изучения явлений, при котором ученый оперирует не реальными объектами познания, а их образами или теоретическими моделями, т.е. – это связующее звено между теоретическим и эмпирическим познанием
Научная теория – логически непротиворечивое описание явлений окружающего мира, которое выраженное особой системой понятий.
Самопознание
Самопознание- процесс познания человеком самого себя.
Самосознание- определение себя как личность, способную принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с обществом и природой.
Самооценка- эмоциональное отношение человека к самому себе.
Самооценка зависит:
- от самого человека
- соотношение себя с идеалом; успех: притязания. ( успех – достижение чего-либо; притязание – цели и требования, поставленные человеком перед собой).
-отношение к своим успехам и неудачам
- от оценки других людей.
Повышение самооценки возможно через:
- увеличение успеха
- снижение уровня притязаний.
Самореализация- процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения целей, позволяющий максимально реализовать творческий потенциал личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Будущее человеческого общества.
разработка учебного занятия по обществознанию на II курсе ...
конспект по обществознанию к разделу "Общество"
Для подготовки к ЕГЭ...
конспект урока "Конституция - механизм взимодействия человека, общества и государства"
20-летний юбилей Конституции РФ - важное политическое событие. Урок посвящен работе с текстом Конституции, ученики принимают участие в деловой игре "законотворческий процесс в РФ", работают с тестами....
Конспект обобщающего урока обществознания в 8 классе по теме «Общество и человек».
Обобщающий урок обществознания по теме "Общество и человек" проводится с применением обучающих структур сингапурской техно...
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс
Методическая разработка раздела "Общество и человек", 6 класс. Включает в себя Пояснительную записку, психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в...
Конспект урока по обществознанию «Положение человека в обществе»
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа». Конспект урока по обществознанию : 5 класс «Положение человека в обществе»...
Конспект урока "Декор и положение человека в обществе"
Конспект урока по изобразительному искусству для 5 класса на тему "Декор и положение человека в обществе"...