Статья "Использование технологии развития критического мышления при подготовке учащихся к ОГЭ/ГИА"
статья по обществознанию (9 класс) по теме
Материал адресован учителям осуществляющим подготовку обучающихся к ОГЭ по предметам гуманитарного цикла. Представленная технология позволяет развить способность обучающихся критически мыслить, что является одним из важных условий эффективного выполнения заданий в рамках ОГЭ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolz_tehnol_razvit_krit_myshl_melyakov_dv.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Меляков Дмитрий Вениаминович учитель Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Реставрационный колледж «Кировский»
«Использование технологии развития критического
мышления при подготовке обучающихся к ОГЭ».
Одной из приоритетных задач образования является необходимость формирования ключевых компетентностей, т.е. системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Цель образования научить учиться всю жизнь. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Современный учащийся должен быть способен брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетентности. Интересно, что компетенция это не сумма знаний, это скорее умение мобилизовать в конкретной ситуации имеющиеся знания и опыт. Современный выпускник сталкивается с задачей мобилизации своих знаний на этапе прохождения ОГЭ, что требует от него умения критически мыслить. Таким образом сегодня умение выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности становятся все более актуальными. Вашему вниманию предлагается несколько техник развития критического мышления обучающихся которые возможно использовать при подготовке к ОГЭ/ГИА.
Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология является целостной системой, формирующей навыки работы с информацией. Данные приемы ориентированы на поддержание интереса учащихся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности.
Стадии технологического цикла:
1 Вызов. На стадии вызова учащиеся получают задание, потом методом мозгового штурма составляют список того, что они знают или думают, что знают. Преподаватель должен говорить мало, а ученики много. Преподаватель выступает в роли проводника, заставляя размышлять. На стадии вызова обучающийся начинает анализировать собственные знания на подступах к теме, которую он начинает разбирать. Происходит активизация, участие перестает быть активным. Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Формируется цель, при этом цели обучающегося более сильны и мотивированны.
2 Осмысление. Контакт с новой информацией или идеями - чтение текста, выполнение задания и т.д. Главная задача смысловой стадии состоит в том, чтобы поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданных на стадии вызова.
3 Рефлексия. Получение обратной связи. Закрепление обучающимися новых знаний, перестроение своих представлений с включением в них новых понятий. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения в словесной или письменной форме. На данном этапе в процессе вербализации «хаос мыслей» структурируется и превращается в новое знание. На стадии рефлексии эффективны такие методические приемы как кластер, синквейн, пятиминутное эссе и другие.
Методические приемы, направленные на формирование критического мышления :
- знаем/хотим узнать/узнали;
- взаимообучение;
- разработки для самостоятельных занятий;
- двойные дневники;
- оставьте за мной последнее слово;
Рассмотрим характеристики методических приемов.
1 Знаем/Хотим узнать/Узнали.
Этот прием применим для чтения на протяжении одного урока. Хорошо направляет исследовательскую деятельность, которая длиться несколько дней.
Доска или большой лист бумаги делится на три широкие колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагается воспроизвести в тетрадях такую же таблицу.
Называем темы или подтемы и спрашиваем учащихся, что они уже об этом знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их заносим в колонку «Знаем».
Спорные идеи и вопросы следует занести в колонку «Хотим узнать». Работая с отдельными категориями, расширяем список вопросов.
Теперь, если учащимся предстоит читать текст, следует еще раз обсудить вопросы, которые они сами поставили, и нацелить их, таким образом, на чтение текста. По окончании чтения, переходим к третьей колонке «Узнали». Учащиеся записывают, что они почерпнули из текста, располагая ответы параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую информацию надо расположить ниже. Поработав индивидуально, учащиеся обмениваются своими соображениями по колонке «Узнали» со всей группой. Итоги заносятся в третью колонку на доску. Происходит сравнение ранее полученной информации с информацией из текста. Это выводит учащихся на новый цикл.
2 Взаимообучение.
Прием лучше всего применим в работе с информативным текстом. Взаимообучение лучше осуществлять в группах из четырех-семи человек. Всем раздаются экземпляры одного и того же текста (использовать варианты заданий группы С) Учащиеся по очереди играют роль учителя. Роль «учителя» требует выполнения пяти определенных действий. Когда все члены группы прочитали абзац, «учитель» делает следующее:
- суммирует содержание абзаца;
- придумывает вопросы по тексту и просит других учащихся на него ответить;
- объясняет то, что для других осталось неясным;
- дает прогноз возможного содержания следующего абзаца;
- дает задание на чтение следующего абзаца.
Перед началом работы необходимо продемонстрировать каждой группе как им следует действовать.
3 Разработки для самостоятельных занятий.
Разработка помогает направить исследовательскую деятельность учащихся даже в отсутствие преподавателя, например в случае самостоятельной работы с учебным материалом. При сквозном чтении-благодаря листу с вопросами - внимание привлекается к определенным деталям, разбросанным по тексту. После прочтения организуется групповое обсуждение.
Разработки для самостоятельных занятий помогают развивать критическое мышление. Оптимально использовать три вопроса. Задание дается перед чтением длинного текста.
Пример: разработка для самостоятельных занятий по истории «Новая экономическая политика».
- В чем отличия НЭПа от политики военного коммунизма?
- Каковы результаты новой экономической политики?
- Некоторые исследователи утверждают, что прекращение НЭПа и переход к индустриализации и коллективизации является ошибкой. Согласны ли вы с этим? Свое мнение подкрепите фактами.
Ответы на первые два вопроса собираются по крупицам на протяжении всего текста. Третий вопрос поощряет к мышлению более высокого порядка на основе материала, собранного ими для ответа на первый и второй вопрос.
4 Двойные дневники.
Технология может использоваться при выполнении домашнего задания при работе с материалом параграфа. Чистая страница делится пополам вертикальной линией. Слева записывается какая часть текста произвела наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни или вызвала в душе резкий протест. С правой стороны необходимо дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли, ассоциации, вопросы она вызвала. Заранее можно определить количество необходимых записей. Двойные дневники дают возможность обучающимся тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность. Особенно полезны двойные дневники, когда речь идет о задании прочитать большой текст вне учебной аудитории.
5 Оставьте за мной последнее слово.
Прием позволяет стимулировать размышления после работы с текстом. Позволяет вовлечь в дискуссию неактивных учащихся.
На лист бумаги учащийся выписывает цитату (с обозначением страницы), которую он считает интересной. На обратной стороне пишет свой комментарий-соглашается или нет. На уроке цитата зачитывается. Преподаватель просит остальных учащихся отреагировать и прокомментировать. Можно добавить свой комментарий. Но последнее слово остается за тем кто представил цитату. Дискуссия прекращается без последующих комментариев. Далее приглашается следующий учащийся.
Перечисленные приемы могут применяться в рамках любой учебной дисциплины. Возможно применение методов как в комплексе так и отдельно.
Список литературы.
1 Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под ред. П.А.Баранова. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2012.
2 Конаржевский, Ю.А. Анализ урока.-М.: ОЦ «Педагогический поиск», 2000.
3 Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Народное образование, 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления при подготовке обучающихся к ЕГЭ и ГИА по биологии.
Использование технологии развития критического мышления позволяет учащимся успешно заниматься научно-исследовательской деятельностью, выполнять разнообразные проекты, приним...
Применение технологии развития критического мышления для развития ключевых компетенций учащихся на занятии по физике по теме" "Переменный ток. Получение переменного тока"
Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. В статье показаны возможности этой технологии для развития ключ...
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории путем сочетания информационно-коммуникационных технологий и технологии развития критического мышления
Умелое сочетание различных технологий может способствовать развитию у учащихся необходимых для жизни умений и навыков, что в свою очередь будет содействовать активизации познавательной деятельно...
Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы
Материал содержит описание опыта работы по прменению технологии развития критического мышления...
Использование приёмов технологии « Развитие критического мышления» на индивидуальных занятиях по развитию слухового восприятия и формированию произношения как условие формирования коммуникативно - речевой компетенции учащихся с депривацией слуха
В центре современной образовательной системы – полноценное личностное развитие детей. Такой подход обращает школу к личности ребёнка, к его внутреннему миру, где таятся ещё неразвитые способност...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Конспект урока по химии в 10 классе с применением технологии развития критического мышления. Технология смешанного обучения (При подготовке к уроку)
Сформировать общее представление об алканах....