Конспект урока по химии в 10 классе с применением технологии развития критического мышления. Технология смешанного обучения (При подготовке к уроку)
план-конспект урока по химии (10 класс)
Сформировать общее представление об алканах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_alkany_10_kl.docx | 531.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Иркутского районного муниципального образования
«Уриковская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по химии в 10 классе с применением технологии
развития критического мышления. Технология смешанного обучения (При подготовке к уроку)
Учитель: Федосеева О.Н.
Должность - учитель
Специализация – учитель химии - биологии
Квалификационная категория – высшая.
Тема: Предельные углеводороды. Алканы.
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Содержательная цель учителя:
Сформировать общее представление об предельных углеводородах.
Рассмотреть гомологический ряд предельных углеводородов, строение молекул; познакомить обучающихся с явлением изомерии, физическими свойствами и основными способами получения.
Деятельностная цель: формирование у учащихся умения реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а так же с прогнозированием результатов своей деятельности, формирование ключевых компетенций учащихся информационной (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
Планируемые результаты:
Предметные: знать определение понятий:
Предельные углеводороды, алканы, радикал, состав природного газа, названия первых десяти углеводородов, общую формулу, родовой суффикс, физические свойства, виды изомерии, правила международной номенклатуры ИЮПАК по составлению и названию формул, уметь называть углеводороды по тривиальной номенклатуре. Уметь определять молекулярную формулу .
Метапредметные УУД:
Регулятивные: составлять план и последовательность действий, вносить коррективы и дополнения в способы своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.
Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме
Личностные:
Формировать: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, понимание связи между целью изучения и тем, для чего эта цель осуществляется, формирование экологической культуры.
Методы обучения:
- словесные (дискуссия );
- наглядные (презентация, коллекция, модели);
- частично-поисковые (работа с информацией ,текстом, схемой).
Методические приемы – работа с текстом, работа с инструктивной картой, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов работы в паре, сличение с эталоном.
Образовательные ресурсы:
- Презентация в PowеrPoint (Проектор);
- Схема –Алканы.
- Учебник: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. Химия, 10 класс;
- Инструктивная карта для проведения данного урока;
- Наборы коллекций ,моделей.
- Интернет – ресурсы.
ПЕРЕД УРОКОМ–ДОМА, ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПРОСМАТРИВАЮТ СХЕМУ-АЛКАНЫ, ССЫЛКУ. (Элемент смешанного обучения). Так как в 9 кл было ознакомление с материалом.
Ход урока.
Этапы урока:
Организационный момент (1 мин).
Учитель: Приветствует детей, с помощью приёма «Всей ладонью»
- Стадия «Вызова». Актуализация знаний. Мотивационный этап.
( Актуализацию знаний ,совмещаем с мотивационным этапом. Формируем потребность в знании) .(5 минут)
Учитель. Прежде чем мы запишем тему урока, я попрошу вас послушать отрывок из повести . (Восприятие информации)
Отрывок из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»: «Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от неё, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бёдра».
Учитель: Подвожу к осознанию темы. Целеполагание.
Предлагается немного подумать .
Учитель: Какой газ явился причиной гибели Лизы?
Обучающиеся: природный
Учитель: а кто помнит из 9 кл название этого газа?
Обучающиеся: метан
Учитель: У вас на столе лежит текст из справочника химии-21. (Работа с текстом)
Метан нередко называют болотным или рудничным газом. Образование его на дне болот объясняется метановым брожением клетчатки, происходящим под влиянием особых бактерий. Разложение клетчатки в первом желудке жвачных животных также представляет собой метановое брожение, поэтому воздух, выдыхаемый животными, употребляющими в пищу клетчатку, всегда содержит метан. Метан находится в газах кишечника и крови как животных, так и людей. Газ, содержащийся в пустотах каменноугольных пластов, состоит на 80—90% из метана. Метан образуется при сухой перегонке дерева, торфа и каменного угля и содержится в природном и в светильном газах.
Учитель: Метан называют рудничным, болотным газом .Почему?
Обучающиеся формируют ответ на поставленный вопрос.
Значит тема нашего урока (Формулируют сами учащиеся). Учитель корректирует.
(запись темы урока в тетрадь)
Тема: Предельные углеводороды. ___________.(Слайд 1).
Учитель. Давайте вместе вспомним, как ещё мы называли данные вещества?
(Учитель зажигает маленькую свечу )
Обучающиеся. Парафины. Алканы. (Дописываем слово в тему урока).
Учитель. Поработаем с определением.( стр 19 учебника). Что мы можем узнать о предельных углеводородах, исходя из определения? Дискуссия. (Планируем совместную деятельность с учениками), исходя из правила три С ( состав, строение, свойства)
В результате беседы составляем план изучения.
План изучения темы. (Слайд 2)
1. Гомологический ряд алканов. Физические свойства.
2. Номенклатура алканов.
3. Химические свойства .
Учитель: Для работы на уроке мы пользуемся параграфом 3 учебника, раздаточным материалом: Углеводороды – схема «Алканы», инструктивная карта, коллекция углеводородов, шаростержневая модель метана.
Учитель: Из курса химии 9 кл. мы имеем общее представление о данном классе веществ. (Мозговой штурм)
Обсуждаются вопросы:
Какие вещества называются предельными углеводородами и почему?
Что вы знаете о предельных углеводородах?
Или вам кажется, что вы знаете?
Или вы думаете, что вы это знаете?
Проводится обмен знаниями в парах. Обсуждение имеющихся знаний из курса 9 класса, зарождение новых идей, (для сравнения полученных знаний на стадии рефлексии).
Обучающиеся: фиксируют результаты мозгового штурма на листах А-4.
II. Стадия осмысления. (Первичное усвоение новых знаний) (10 минут) Приём. «Исследование».
Данный прием дает возможность ученику тесно связать новую информацию со своим личным опытом, способствует взаимообучению при работе в группах.
Работаем по заполнению информации в инструктивной карте. (Приложение 1)
1-й этап – работа с информационным текстом по карте схеме. (Приложение2 ). Учащиеся делятся на три группы. I группа прорабатывают схему- «Алканы», заполняет инструктивную карту ,по первому вопросу темы. Используют в работе коллекцию «Природные источники углеводородов», шаростержневые модели, образцы парафина.
(Сличаем с эталоном) (Слайд №.3)
2-й этап – II группа, работает с учебником, пункт - Номенклатура алканов .Заполняет инструктивную карту по второму вопросу темы.
(Сличаем с эталоном) (Слайд №4)
III группа обучающихся работает по ссылке РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6151/main/150012/
прорабатывает материал по третьему вопросу темы. (Сличаем с эталоном) (Слайд№5) Обучающиеся заполняют таблицу, работая по инструктивной карте.
Учитель: Обучающиеся от группы защищают заполненные инструктивные карты по своему вопросу (Работа у доски). Обязательно идёт сличение с результатом.
Учитель: Ребята вы – большие молодцы, а теперь пора нам встать и немного отдохнуть.(Физкультминутка ) (1 минута)
III этап . Первичная проверка понимания (Организована работа по закреплению . Каждая группа делегирует человека для освещения узловых моментов своей работы) (10минут).
Обучающиеся: Внимательно слушают, заполняют освещаемые вопросы в своих инструктивных картах.
Учитель: Сделаем вывод по вопросам нашего плана .(Возвращаемся к первому слайду)
Обучающиеся: Делают выводы по своей работе на этапе «Исследование»
IV- й этап – Первичное закрепление знаний. Обучающиеся получают ссылку из интерактивной тетради - решают, учитель отслеживает их результаты. (Пользуемся телефонами). Сличаем с результатом.(8 минут)
V. Стадия – рефлексии
Учитель : Вернёмся к нашему плану изучения темы (Слайд 2). Подведём итоги нашей работы.
Подведение итогов: Мысли вслух (3 минут).
Продолжите предложения:
«Сегодня я узнал ...»
«Было интересно ...»
«Я научился ...»
«Я понял, что ...»
«У меня получилось ...»
«Теперь я могу ...»
«Меня удивило ...»
«В жизни мне пригодится ...»
Озвучиваю отметки за урок, поощряю активных учеников.
Дом.Зад: Перед началом выполнения домашнего задания ещё раз просматриваем ссылку ЭОР, РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6151/main/150012/
.Параграф3, стр 23 -рубрика «Проверь свои знания» упр 1, «Примени свои знания» упр 6 (мини опыт) , результат записать в тетрадь.
Творческие задания : 1.Применение предельных углеводородов. (Презентация)
2.Получение углеводородов. (Кластер)
Приложение 1
Инструктивная карта к уроку по теме: « ____________»
Прочитать параграф 3 « ___________ углеводороды» «____________».
Цель урока: закрепить знания о гомологическом ряде __________; изучить физические и химические св-ва __________( на примере этана) ; изучить виды изомерии и номенклатуру.
1.Выписать:
1) определение алканов_________________________
2) общая формула_______________________________
3) записать гомологический ряд (формула – название), (10 представителей) ,таблица 1 учебника.
4.Вид гибридизации, угол связи, расстояние между атомами______________________________________
5) Сигма связь характеристика___________________
CH3-(CH2)3-CH3,
Определить число сигма связей в молекуле, назвать данное вещество.
6) изменение физических свойств в гомологическом ряду ( t0 плавления, кипения, растворимость в воде). Стр 20 учебника.
2. Номенклатура алканов
1)Информация учебника «Номенклатура» стр 20, ссылка, схема-алканы.
2) Составить алгоритм номенклатуры
3) выписать виды изомерии алканов с примерами;
4) составить формулы веществ по названию:
а) 2,3-диметилгексан-; б) 2-метилпентан.
Построить два виды изомера для формулы а.
3. Химические свойств
Схема-алканы. Видео ссылка. РЭШ
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6151/main/150012/
Составить уравнения химических свойств этана, начиная с реакции горения__________________________________
Разложения____________________________________
Дегидрирование_____________________________________
Замещения(2 стадии)____________________________________________
Приложение 2.
Углеводороды
S p p p
4 SP3
Химические свойства | ||
а). Полное окисление. CH4 + 2O2 → CO2 + 2H2O б). Неполное окисление при недостатке кислорода: СН4 + О2 = С +2Н2О в). Каталитическое окисление. кат. СН4 + О2 = СН3ОН (спирт) Кат. СН4 + О2 = СН2О (альдегид) Кат. СН4 + О2 = СН2О2 (кислота) | ||
CH3–CH2–CH2–CH3 ––400°C→ CH3–CH3 + CH2=CH2 2CH4 ––1500°C→ H–C≡C–H + 3H2 | ||
CH4 ––→ C + 2H2 | ||
4) Нитрование– реакция М.И.Коновалова: H2SO4 CH4 + HNO3 = CH3NO2 + H2O нитрометан | ||
5) Галогенирование: свет СН4 + Cl2 = CH3Cl + HCl хлорметан свет СН3Cl + 2Cl2 = CH2Cl2 + 2HCl дихлорметан свет СН2Cl2 + 3Cl2 = CHCl3 +3 HCl трихлорметан свет СНCl3 + 4Cl2 = CCl4 + 4HCl тетрахлорметан | ||
6) Изомеризация AlCl3
| ||
7) Дегидрирование: С2Н6 = С2Н4 + Н2 | ||
8) Конверсия с водяным паром: СН4 + Н2О(пар) = СО + Н2 | ||
9) Сульфирование: СН4 + H2SO4 = CH3SO3H сульфометан |
Список литературы:
1.Егоров А. С. Репетитор по химии: пособие /A.C. Егоров.- Феникс,2012.-762с.
2. Химия.10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. – 15-е изд. М: «Просвещение», 2021год.
3.Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение технологии развития критического мышления у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка
Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его...
Конспект урока литературы в 5-ом классе с использованием технологииразвития критического мышления по отрывку из летописи "Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича".
В данном уроке использована технология медленного чтения....
Конспект урока № 2 по русскому языку в 9 классе с применением методики критического мышления
конспект урока предназначен учителя для проведения уроков в 9 классе...
Конспект урока с применением методов критического мышления
Цель: создавать условия для усвоения и систематизации знаний учащихся о сложном предложении путём наблюдения и практической работы....
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....
Применение технологии смешанного обучения в подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию
Современная школа готовит школьников к жизни в мире. Какие технологии будут открыты, как изменятся рынок труда и экономика? Понятно, что важно развивать у современных школьников компетенции, кот...
Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо школьников на уроках биологии.
В данной статье описываются приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо , применяемые на уроках биологии....