Конспект урока по химии в 10 классе с применением технологии развития критического мышления. Технология смешанного обучения (При подготовке к уроку)
план-конспект урока по химии (10 класс)

Федосеева Ольга Николаевна

Сформировать общее представление об алканах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_alkany_10_kl.docx531.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

«Уриковская  средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока по химии в 10  классе с применением технологии

 развития критического мышления. Технология смешанного обучения (При подготовке к уроку)

Учитель: Федосеева О.Н.

Должность - учитель

Специализация – учитель химии - биологии

Квалификационная категория – высшая.

Тема: Предельные углеводороды. Алканы.

Тип урока: Урок открытия нового знания.

Содержательная цель учителя: 

Сформировать общее  представление об предельных углеводородах.

Рассмотреть гомологический ряд предельных углеводородов, строение молекул; познакомить обучающихся с явлением изомерии, физическими свойствами и основными способами получения.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умения реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а так же с прогнозированием результатов своей деятельности, формирование ключевых компетенций учащихся информационной (умение анализировать информацию и переводить её из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.

Планируемые результаты:

Предметные: знать определение понятий:

Предельные углеводороды, алканы, радикал, состав природного газа, названия первых десяти углеводородов, общую формулу, родовой суффикс, физические свойства, виды изомерии, правила международной номенклатуры ИЮПАК по составлению и названию формул, уметь называть углеводороды по тривиальной номенклатуре. Уметь определять молекулярную формулу .

Метапредметные УУД:

Регулятивные: составлять план и последовательность действий, вносить коррективы и дополнения в способы своих действий в случае расхождения с эталоном реального действия и его продукта.

Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации, проводить анализ способов решения задачи с точки зрения их рациональности и экономичности.

Коммуникативные: строить речевые высказывания в устной и письменной форме

Личностные:

Формировать: ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению, понимание связи между целью изучения и тем, для чего эта цель осуществляется, формирование экологической культуры.

Методы обучения:

- словесные (дискуссия );

- наглядные (презентация, коллекция, модели);

- частично-поисковые (работа с информацией ,текстом, схемой).

Методические приемы – работа с текстом, работа с инструктивной картой, самостоятельная работа с текстом учебника и со слайдами презентации, взаимопроверка результатов работы в паре, сличение с эталоном.

Образовательные ресурсы:

  • Презентация в PowеrPoint (Проектор);
  • Схема –Алканы.
  • Учебник: О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. Химия, 10 класс;
  • Инструктивная карта для проведения данного урока;
  • Наборы коллекций ,моделей.
  • Интернет – ресурсы.

ПЕРЕД УРОКОМ–ДОМА, ОБУЧАЮЩИЕСЯ ПРОСМАТРИВАЮТ СХЕМУ-АЛКАНЫ, ССЫЛКУ. (Элемент смешанного обучения). Так как в 9 кл было ознакомление с материалом.

                                                 Ход урока.

Этапы урока:

Организационный момент (1 мин).

Учитель: Приветствует детей, с помощью приёма «Всей ладонью»

  1. Стадия «Вызова». Актуализация знаний. Мотивационный этап. 

( Актуализацию знаний ,совмещаем с мотивационным этапом. Формируем потребность в знании) .(5 минут)

Учитель. Прежде чем мы запишем тему урока, я попрошу вас послушать отрывок из повести . (Восприятие информации)

Отрывок из повести Б. Васильева «А зори здесь тихие»: «Огромный бурый пузырь гулко вспучился перед ней. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от неё, что Лиза, не успев вскрикнуть, инстинктивно рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу потеряли опору, повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила бёдра».

Учитель:  Подвожу к осознанию темы. Целеполагание. 

Предлагается немного подумать . 

Учитель: Какой газ явился причиной гибели Лизы?

Обучающиеся: природный

Учитель: а кто помнит из 9 кл название этого газа?

Обучающиеся: метан

Учитель: У вас на столе лежит текст из справочника химии-21. (Работа с текстом)

Метан нередко называют болотным или рудничным газом. Образование его на дне болот объясняется метановым брожением клетчатки, происходящим под влиянием особых бактерий. Разложение клетчатки в первом желудке жвачных животных также представляет собой метановое брожение, поэтому воздух, выдыхаемый животными, употребляющими в пищу клетчатку, всегда содержит метан. Метан находится в газах кишечника и крови как животных, так и людей. Газ, содержащийся в пустотах каменноугольных пластов, состоит на 80—90% из метана. Метан образуется при сухой перегонке дерева, торфа и каменного угля и содержится в природном и в светильном газах.

Учитель: Метан называют рудничным, болотным газом .Почему?

Обучающиеся формируют ответ на поставленный вопрос.

 Значит тема нашего урока (Формулируют сами учащиеся). Учитель корректирует.

 (запись темы урока  в тетрадь)

Тема: Предельные углеводороды. ___________.(Слайд 1).

Учитель. Давайте вместе вспомним, как ещё мы называли данные вещества?

(Учитель зажигает маленькую свечу )

Обучающиеся. Парафины. Алканы. (Дописываем слово в тему урока).

Учитель. Поработаем с определением.( стр 19 учебника). Что мы можем узнать о предельных углеводородах, исходя из определения? Дискуссия. (Планируем совместную  деятельность с учениками), исходя из правила три С ( состав, строение, свойства)

 В результате беседы составляем план изучения.

План изучения темы. (Слайд 2)

1. Гомологический ряд алканов. Физические свойства.

2. Номенклатура алканов.

3. Химические свойства .

Учитель: Для работы на уроке  мы пользуемся параграфом 3 учебника, раздаточным материалом: Углеводороды – схема «Алканы», инструктивная карта, коллекция углеводородов, шаростержневая модель метана.

Учитель: Из курса химии 9 кл.  мы имеем общее представление о данном классе веществ. (Мозговой штурм)

Обсуждаются вопросы:

Какие вещества называются предельными углеводородами и почему?

Что вы знаете о предельных углеводородах?  

Или вам кажется, что вы знаете?

Или вы думаете, что вы это знаете?

Проводится обмен знаниями в парах. Обсуждение имеющихся знаний из курса 9 класса, зарождение новых идей, (для сравнения полученных знаний на стадии рефлексии).

Обучающиеся: фиксируют результаты мозгового штурма на листах А-4.

II. Стадия осмысления. (Первичное усвоение новых знаний) (10 минут) Приём. «Исследование».
Данный прием дает возможность ученику тесно связать новую информацию со своим личным опытом, способствует взаимообучению при работе в группах.

Работаем по заполнению информации в инструктивной карте. (Приложение 1)

1-й этап – работа с информационным текстом по карте схеме. (Приложение2 ). Учащиеся делятся на три группы. I группа прорабатывают схему- «Алканы», заполняет инструктивную карту ,по первому вопросу темы. Используют в работе  коллекцию «Природные источники углеводородов», шаростержневые модели, образцы парафина.

 (Сличаем с эталоном) (Слайд №.3)

2-й этап – II группа, работает с учебником, пункт - Номенклатура алканов .Заполняет инструктивную карту по второму вопросу темы.

(Сличаем с эталоном) (Слайд №4)

III группа обучающихся работает по ссылке РЭШ: https://resh.edu.ru/subject/lesson/6151/main/150012/

 прорабатывает материал по третьему вопросу темы. (Сличаем с эталоном) (Слайд№5) Обучающиеся заполняют таблицу, работая по инструктивной карте.

Учитель: Обучающиеся от группы защищают заполненные инструктивные карты по своему вопросу (Работа у доски). Обязательно идёт сличение с результатом.

Учитель: Ребята вы – большие молодцы, а теперь пора нам встать и немного отдохнуть.(Физкультминутка ) (1 минута)

III этап . Первичная проверка понимания (Организована работа по закреплению . Каждая группа делегирует человека для освещения узловых моментов своей работы) (10минут).

Обучающиеся: Внимательно слушают, заполняют освещаемые вопросы в своих инструктивных картах.

Учитель: Сделаем вывод по вопросам нашего плана .(Возвращаемся к первому слайду)

Обучающиеся: Делают выводы по своей работе на этапе «Исследование»

IV- й этап – Первичное закрепление знаний. Обучающиеся получают ссылку из интерактивной тетради - решают, учитель отслеживает их результаты. (Пользуемся телефонами). Сличаем с результатом.(8 минут)

V. Стадия  – рефлексии

Учитель : Вернёмся к нашему плану изучения темы (Слайд 2). Подведём итоги нашей работы.

Подведение итогов: Мысли вслух (3 минут).

Продолжите предложения:

«Сегодня я узнал ...»

«Было интересно ...»

«Я научился ...»

«Я понял, что ...»

«У меня получилось ...»

«Теперь я могу ...»

«Меня удивило ...»

«В жизни мне пригодится ...»

Озвучиваю отметки за урок, поощряю активных учеников.

Дом.Зад:  Перед началом выполнения домашнего задания ещё раз  просматриваем ссылку ЭОР, РЭШ https://resh.edu.ru/subject/lesson/6151/main/150012/

.Параграф3, стр 23 -рубрика «Проверь свои знания» упр 1, «Примени свои знания» упр 6 (мини опыт) , результат записать в тетрадь.

Творческие задания : 1.Применение предельных углеводородов. (Презентация)

2.Получение углеводородов. (Кластер)

Приложение 1

Инструктивная  карта к уроку по теме: « ____________»

Прочитать параграф 3 « ___________ углеводороды»  «____________».

Цель урока: закрепить знания о гомологическом ряде __________; изучить физические и химические св-ва __________( на примере этана) ; изучить виды изомерии и номенклатуру.

1.Выписать:

1) определение алканов_________________________

2) общая формула_______________________________

3) записать гомологический ряд (формула – название), (10 представителей) ,таблица 1 учебника.

4.Вид гибридизации, угол связи, расстояние между атомами______________________________________

5) Сигма связь характеристика___________________

CH3-(CH2)3-CH3,

Определить число сигма связей в молекуле, назвать данное вещество.

6) изменение физических свойств в гомологическом ряду ( tплавления, кипения, растворимость в воде). Стр 20 учебника.

2. Номенклатура алканов

1)Информация учебника «Номенклатура» стр 20, ссылка, схема-алканы.

2) Составить  алгоритм номенклатуры

3) выписать виды изомерии алканов с примерами;

4) составить формулы веществ по названию:

 а) 2,3-диметилгексан-; б) 2-метилпентан.

Построить два  виды изомера для формулы а.

3. Химические свойств

Схема-алканы. Видео ссылка.  РЭШ

https://resh.edu.ru/subject/lesson/6151/main/150012/

Составить уравнения химических свойств этана, начиная с реакции  горения__________________________________

Разложения____________________________________

Дегидрирование_____________________________________

Замещения(2 стадии)____________________________________________

Приложение 2.

Углеводороды

     

                                             

                                                                                     S        p         p        p

                   

                                                          4             SP3   

                 

Химические свойства

  1. Окисление. В обычных условиях алканы устойчивы к действию кислорода и окислителей.

  а). Полное окисление.

CH4 + 2O2    →  CO2 + 2H2O
C
5H12 + 8O2  →  5CO2 + 6H2O

 б). Неполное окисление при недостатке кислорода:

СН4 + О2 = С +2Н2О

 в). Каталитическое окисление.

                                       кат.

СН4 + О2  =  СН3ОН (спирт)

                                                     Кат.

СН4 + О2  =  СН2О (альдегид)

                                                     Кат.

                       СН4 + О2  =   СН2О2  (кислота)

  1. Крекинг ( расщепление)  .

        CH3–CH2–CH2–CH3 ––400°C→ CH3–CH3 + CH2=CH2

2CH4  ––1500°C→  H–CC–H + 3H2

  1. Пиролиз (высокотемпературное разложение):

                         CH4  ––→  C + 2H2

4) Нитрование– реакция М.И.Коновалова:

                                     H2SO4

                    CH4  + HNO3   =  CH3NO2 + H2O

                                          нитрометан

5) Галогенирование:                свет

СН4 + Cl2 = CH3Cl + HCl

                                                   хлорметан

                                                              свет

СН3Cl + 2Cl2 = CH2Cl2 + 2HCl

                                                   дихлорметан

                                                                 свет

СН2Cl2 + 3Cl2 = CHCl3 +3 HCl

                                                  трихлорметан

                                                                 свет

СНCl3 + 4Cl2 = CCl4 + 4HCl

                   тетрахлорметан

6) Изомеризация

                                                    AlCl3

CH3–CH2–CH2–CH2–CH3  →   CH3

CH–CH2–CH3
 I
CH
3

7) Дегидрирование:     С2Н6 = С2Н4 + Н2

8) Конверсия с водяным паром:  СН4 + Н2О(пар) = СО + Н2

9) Сульфирование: СН4 + H2SO4 = CH3SO3H

                                  сульфометан

Список литературы:

1.Егоров А. С. Репетитор по химии: пособие /A.C. Егоров.- Феникс,2012.-762с.

2. Химия.10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян. И.Г. Остроумов, С.А. Сладков. – 15-е изд. М: «Просвещение», 2021год.

3.Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение технологии развития критического мышления у детей среднего школьного возраста на уроках английского языка

Изучение развития мышления ребенка представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из основных путей к углубленному познанию природы мышления и закономерностей его...

Конспект урока № 2 по русскому языку в 9 классе с применением методики критического мышления

конспект урока предназначен учителя для проведения уроков в 9 классе...

Конспект урока с применением методов критического мышления

Цель: создавать условия для усвоения и систематизации знаний учащихся о сложном предложении путём наблюдения и практической работы....

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Применение технологии смешанного обучения в подготовке учащихся к ОГЭ по обществознанию

Современная школа готовит школьников к жизни в мире. Какие технологии будут открыты, как изменятся рынок труда и экономика? Понятно, что важно  развивать у современных школьников компетенции, кот...

Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо школьников на уроках биологии.

В данной статье описываются приемы технологии развития критического мышления через чтение и письмо , применяемые на уроках биологии....