Конспект урока по обществознанию 8 класс
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Конспект урока по обществознанию 8 класс на тему "Роль государства в экономике"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_obshchestvo_8_klass.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

По обществознанию в 8 классе.

Учитель: Тынянов Николай Петрович.

Школа: ГБОУ СОШ с. Шилан.

Тема урока: Роль государства в экономике.

Цель урока: объяснить учащимся, какую роль играет государство в рыночной экономике.

Задачи урока:

- образовательная: показание воздействие государственных механизмов, а именно системы налогообложения и бюджетной политики, на экономику страны;

- воспитательная: способствование формированию у учащихся понимания необходимости уплаты налогов государству гражданами страны.

Основные понятия : налоги, государственный бюджет, облигация .

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: традиционный.

Оборудование урока : учебник Боголюбов Л.Н. «обществознание 8 класс », компьютер, медиапроектор, раздаточный материал, магнитная доска.

План урока:

  1. Фронтальный опрос по теме «Предпринимательская деятельность».
  2. Изучение новой темы « Роль государства в экономике страны»:

1) зачем экономике государство;

     2) налоговая система;

     3) государственный бюджет.

     3. Закрепление. Подведение итогов урока.

Домашнее задание: параграф 17. Вопросы и задания на стр. 139-140.

время

_______

2 минуты

5 минут

20

минут

10 минут

2 -3

минуты

Работа учителя

_____________________________________________

Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, проверяет отсутствующих.

Проверка домашнего задания.

В начале урока ученики отвечают на вопросы. ( фронтальный опрос)

  1. Какие функции в обществе выполняет предпринимательство?
  2. От чего зависит успех предпринимательской деятельности?
  3. Цели фирмы?
  4. Какова роль малых предприятий в экономике?

Объяснение нового материала.

На доске записана тема урока.
Вначале урока дети вспоминают, какие сферы жизни общества существуют (политическая, экономическая, социальная, духовная, правовая), отмечают взаимосвязь всех сфер и делают вывод, что государство как важнейший институт политической системы тесно взаимосвязано со всеми сферами, в том числе с экономической.
I. Выясним, для чего экономике необходимо государство.

Ученики отвечают на вопросы.
1) Какую роль и функции первоначально выполняло государство?
2) К каким последствиям могут привести экономические кризисы?
3) Каким образом государство борется с экономическими кризисами и безработицей?
4) Какие функции стало выполнять государство в современное время?
Далее дети рассматривают на экране иллюстрации: «Образование», «Энергетика», «Космическая промышленность», «Армия» и отвечают на вопрос: Почему данные институты общества и отрасли промышленности должны принадлежать государству?
Выводы : Эти институты и отрасли нельзя передавать в частные руки, т.к. главная цель предпринимателей – извлечение прибыли. В своих интересах они могут использовать школьное образование, сделать его платным и недоступным для всех учеников. Могут распустить армию, ведь её надо содержать, тем самым некому будет защищать границы государства.
Государство необходимо экономике, т.к. оно выполняет важные функции: борется с экономическими кризисами, безработицей, поддерживает обороноспособность страны и др.

II. Переходим к следующему пункту плана: Налоговая система.
Необходимо выяснить, что такое налоги. Воспользуемся словарём, находим определение налога.
«Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты». 

Обращаемся к тексту. После его прочтения учащиеся отвечают на вопрос:
Какие бывают налоги (объяснить,  на что налагаются налоги)?

Презентация.
93216_html_m14140ab0

Беседа по теме:

- Может ли государство снижать налоги?
- Какие категории населения и предприятия могут быть освобождены от налогов?

Как сказал Холмз «Налоги – это плата за цивилизованное общество». Ребята, как вы понимаете это высказывание?

Вывод: налогообложение является важным механизмом государственного регулирования экономики. 

III. Далее познакомимся с разделом Государственный бюджет. И вновь обратимся к словарю за определением «бюджет». Дети записывают в тетрадях определение.

«Государственный бюджет – смета доходов и расходов государства за определенный период с указанием источников поступления доходов и направлений расходования средств».

Ребята, давайте рассмотрим схему и проведем её анализ. 

93216_html_m2087e703


Вывод: еще один важный механизм государственного регулирования – государственный бюджет.

Закрепление изученного материала.

Фронтальный опрос:
- Государство выполняет значимые функции по регулированию экономической жизни общества;
- В условиях рыночной экономики государство призвано устранять негативные последствия рыночной стихии;
- Важными механизмами государственного регулирования являются налогообложение и государственный бюджет;
- Налогообложение и государственный бюджет направлены на перераспределение доходов отдельных граждан и групп в интересах всего общества и обеспечение стабильного развития экономики.
Работа по тестам:
1. Закончите предложение: государство регулирует рыночную экономику
-Устанавливая цену на товары

- Изменяя систему налогов

- Определяя объемы производства

- Распределяя между предприятиями сырье и материалы
2. Выберете верное суждение:
- Задачи государственного регулирования рыночной экономики – свести к минимуму отрицательные последствия рыночных форм хозяйствования

- Функции государства в рыночной экономике – всесторонне регулировать хозяйственную жизнь


3. Выберете верные ответы: производство каких товаров и услуг обязано взять на себя государство в условиях рыночной экономики?
- Медицинская помощь

- Доставка почты

- Освещение улиц

- Страхование имущества

- Работа портов

- Разработка новых технологий.
4. Выберете верный ответ: что финансируется из государственного бюджета?

- Независимые СМИ

- Проекты индивидуального строительства

- Судебная система

- Маркетинговые исследования.


Подведение итогов урока, адекватная оценка работы учащихся, домашнее задание:

Деятельность учащихся

______________

Учащиеся приветствуют меня стоя.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Открывают тетради и записывают тему урока.

Отвечают желающие на заданный вопрос.

Учащиеся работают со словарем.

Дети записывают его в тетрадь и перечерчивают схему «Система налогов».

Учащиеся высказывают свое мнение.

Учащиеся работают со словарем.

Записывают в тетрадь.

Записывают в тетрадь.

Желающие отвечают на вопросы.

Записывают домашнее задание.

Прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.

Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство  9кл...

Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество

Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»-       Сформировать  з...

Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"

Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...

Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"

Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....

Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»

Конспект урока.  Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности  гражданина РФ.»Тип урока: комби...