Конспект урока по обществознанию 11 класс
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему
Конспект урока по обществознанию 11 класс(профильный уровень) на тему "Политическая система и политические режимы" с презентацией
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 17.38 КБ |
prezentatsiya.ppt | 1.16 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
По обществознанию в 11 классе( профильный уровень).
Учитель: Тынянов Николай Петрович.
Школа: ГБОУ СОШ с. Шилан.
Тема урока: Политическая система и политический режим.
Цель урока: систематизация, обобщение и углубление знаний о политической системе и политическом режиме.
Задачи урока:
- обобщить понятие политическая система и ее структура;
- закрепить функции политической системы;
- обобщить понятия политический режим и типы политических режимов;
- выявить наиболее прогрессивный политический режим современного общества.
Основные понятия : политическая система, политический режим, демократия, тоталитаризм, авторитаризм.
Тип урока: урок обобщения и закрепления.
Вид урока: традиционный.
Мизансцена урока: класс делится на 3 группы по 4 человека.
Оборудование урока : учебник Боголюбов Л.Н. «обществознание 11 класс(профильный уровень)», компьютер, медиапроектор, раздаточный материал, магнитная доска.
Домашнее задание: параграф 15,16. Вопросы на стр. 160,171.
Ход урока.
- Организационный момент ( 2 минуты).
Настроить учащихся на плодотворную работу в ходе урока. Определение темы урока и цели урока. (слайд №1)
- Актуализация знаний ( 8 минут).
В ходе беседы с учащимися обобщаются и закрепляются понятия политическая система (слайд № 2), структура политической системы( слайд №3), функции политической системы( слайд №4), политический режим( слайд № 5-6), типология политических режимов( слайд 7-9).
- Основная часть урока (25 минут) :
3.1) постановка проблемы ( в ходе обсуждения типологии политических режимов задается вопрос : «какой режим наиболее прогрессивен для развития современного общества?» слайд № 10);
3.2) групповая работа ( класс делится на 3 группы по 4 человека, каждая группа берет один из типов политического режима – демократический, тоталитарный, авторитарный, с помощью раздаточного материала( приложение) группы формируют облик политических режимов);
3.3) выступление групп ( группы представляют свои политические режимы (слайд №11-18);
3.4) дискуссия (среди современных стран самым распространенным является демократический политический режим, его основные принципы дают нам представление о его прогрессивном характере для развития современного общества, диктаторские режимы напротив утратили свою значимость и роль в современном обществе и характерны лишь для отстающих стран современного мира (слайд № 19).
4) Закрепление ( 3 минуты).
С помощью изображений на слайдах учащиеся отвечают на вопросы:
- лидеров какого политического режима мы наблюдаем( тоталитарный), как звали этих лидеров ( И. Сталин, А. Гитлер, Б. Муссолини), какие направления тоталитаризма выделялись в данных странах( крайне левый в СССР, крайне правый в Германии и Италии) слайд № 20;
- какой политический режим представлен на этом слайде ( авторитарный), в каких странах мы могли наблюдать данный режим ( Чили, страны Ближнего Востока) слайд № 21;
- какой политический режим представлен на этом слайде( демократический), какой орган власти представлен ( Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, делится на две палаты верхняя Совет Федерации, нижняя Государственная Дума) слайд № 22.
5) Подведение итогов урока, оценивание учащихся, оглашение домашнего задания (слайд № 23).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Политическая система Политическая система общества - это система институтов, в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть. Политическая система общества – это комплекс норм, институтов и организаций, в совокупности составляющих политическую самоорганизацию общества .
В структуру политической системы входят элементы: - организационные(государство, политические партии, общественные движения); - нормативные(политические, правовые, моральные нормы и ценности, обычаи); культурные( политические идеи, политическая культура); коммуникативные ( информационные связи и отношения внутри политической системы).
ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ: определение целей, задач, путей развития общества, конкретных программ деятельности; распределение материальных и духовных ценностей в соответствии с интересами социальных общностей; формирование политического сознания народных масс или манипулирование ими; функция политической коммуникации; законотворчество
Политический режим Политический режим – это тип политической власти с характерными способами, формами и методами её осуществления, отражает способы взаимодействия между властью, обществом и личностью. .
Политический режим – система методов осуществления власти в обществе, представляющая собой набор определенных правил политической игры, политических ценностей и политических норм, а также соответствующих политических институтов и структур, предназначенных для их реализации в политической практике. Понятие политическая система и политический режим нередко используются в качестве взаимозаменяемых.
Политические режимы различаются внутри тех или иных типов политических систем: по характеру соотношения ветвей власти; организации политических институтов; формам и методам осуществления власти.
Тип политической системы определяется фундаментальными принципами ее организации. В основе лежат политические ценности, которые заключают в себе цели и принципы, лежащие в основе политических действий.
Классификация политических режимов: - по тому кто является источником власти и доминирует в отношениях между властью, обществом и личностью (демократические, авторитарные, тоталитарные); - по форме правления (монархические и республиканские); - по характеру формирования правящей элиты (открытые и закрытые); - по составу правящих кругов (военные, гражданские, теократические и т.д.); - по доминирующим методам осуществления власти (диктаторские и либеральные).
КАКОЙ РЕЖИМ НАИБОЛЕЕ ПРОГРЕССИВЕН ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА?
ПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ДИКТАТОРСКОГО ТИПА Авторитарный политический режим. Представляет собой один из наиболее распространённых в истории типов политических режимов.
Форма: традиционные системы личной власти или олигархического плана (военно-диктаторские, теократические, гражданские). Социальная база: социальные институты (бюрократия, армия, церковь). Государственное устройство: традиционное государство, поддерживающее общественный порядок путем жесткого контроля определенных секторов общественной жизни. Партийная система: правящая партия огосударствлена.
Оппозиция: ее деятельность ограничена жесткими рамками. Правовой принцип и права человека: права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон стоит на защите интересов государства, а не личности. Экономика: обширный государственный сектор уживается с рыночной экономикой. Идеология: доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений.
Тоталитарный политический режим. Форма: правый фашистский и национал-социалистический; левый коммунистический. Социальная база: люмпенизированные слои населения. Государственное устройство: государство, осуществляющее тотальный контроль за всеми сторонами частной и общественной жизни.
Партийная система: государство одной партии. Оппозиция: отрицается. Правовой принцип и права человека: права граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. Экономика: административно-командная. Идеология: существует единственная обязательная официальная идеология.
Принципы и ценности демократии Демократия является одним из типов политического режима. Зародилась она в глубокой древности. Имеет длительную древнюю историю: Примитивная первобытная (военная) демократия Античная афинская демократия времен правления Перикла ( v век до н.э.) Демократия Нового времени
Принципы демократии Принцип народовластия и принцип большинства; Принцип уважения прав меньшинства; Принцип политического плюрализма; Гласность; Принцип правового и политического равенства граждан; Свободные выборы; Парламентаризм.
Достоинства демократии Основана на признании естественных и неотчуждаемых прав и свобод личности; Поощряет активное участие народа в политической жизни; Формирует механизмы общего контроля, ограничивает всевластие государства; Создает условия для постоянного обновления властных структур; Стимулирует многообразие общественной жизни; Предполагает отказ от диктатуры и насилия как способа разрешения конфликтов.
Вывод Демократический политический режим или демократия, наиболее эффективный и прогрессивный режим для развития современного общества. По сравнению с диктаторскими политическими режимами демократия основана на справедливости, равноправии и свободе личности. Демократия – это идеал общественного устройства, направленный на общественный прогресс. Диктаторские режимы не дают развиваться обществу, так как пренебрегают правами и свободами человека. Это доказано историей развития общества (режимы СССР; фашистские режимы Германии и Италии).
Домашнее задание Параграф 15-16 Вопросы на странице 160,171
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по обществознанию в 10 классе. Тема урока Исторический процесс.
Разработка урока по обществознанию для профильного обучения в 10 классе....
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАСС Тема урока: Правовое государство
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 Тема урока: Правовое государство 9кл...
Конспект урока по обществознанию. Класс: 9 Тема: Гражданское общество
Конспект урока по обществознанию.Класс: 9Тема: Гражданское обществоЦели урока:1.Образовательная:- Выявить смысл понятия «гражданское общество»- Сформировать з...
Конспект урока по обществознанию (5 класс) тема урока: "Семья и семейные отношения"
Урок по теме «Семья» акцентирует внимание обучающихся на таком современном социальном институте как семья. Изучение этой темы призвано создать условия для полноценного выполнения выпускник...
Конспект урока по обществознанию в форме ФГОСС по обществознанию в 7 классе "Закон на страже природы"
Материал опирается на учебник по обществознанию под авторством Л.Н.Боголюбова....
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс \ Тема урока: «Человек славен добрыми делами»
Конспект урока по «Обществознанию» 6 класс...
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9. Тема: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»
Конспект урока. Предмет: обществознание. Класс: 9.Педагог: Бадерина Карина Евгениевна.Тема урока: «Основы конституционного строя РФ. Обязанности гражданина РФ.»Тип урока: комби...