Методика преподавания истории основанная на системе учебных заданий (УЗ)
опыты и эксперименты по истории (5 класс) на тему
Данные методические рекомендации были разработаны и реализованы в ГБОУ СОШ № 511 Пушкинского района Санкт-Петербурга на уроках истории в 5 -7 классах. Актуальность данного методического подхода обуслвлена переходом на ФГОС. Главная цель методики обеспечить активное изучение учащимися нового материала, а так же умение учащимися применять полученные знания в практической деятельности, обеспечить осознанное отношение учащихся к изучаемому материалу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_uchebnyh_zadaniy_na_urokah_istorii_v_5_klasse.docx | 73.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Начиная с 2010 образовательная, система вступила в стадию модернизации в соответствии с требованиями Федеральной концепции государственных стандартов общего образования, которые основаны на компетентностном подходе.
Для многих моих коллег, и меня в том числе, прошедший год стал первым опытом практической реализации новых подходов в преподавании. Опытом прошедшего года я и хотела бы с вами поделиться.
С первых дней работы в 5 классах стало понятно, что эти дети требуют несколько иного подхода. Высокий уровень мотивации, потрясающая любознательность, активность, стремление к успеху, готовность впитывать новую информацию заставили пересмотреть приемы работы на уроке.
Прежде всего громадный пласт НПД пришлось упростить до нескольких простых правил.
1. Результатом учебной деятельности должно стать умение учащихся решать реальные жизненные ситуации разного уровня сложности в знакомой и незнакомой ситуации.
2. Учитель ответственен не только за формирование предметной компетентности, но и формирует метапредметную, личностную, коммуникативную компетентность учащегося.
3. Очень важны в процессе обучения самоопределение учащегося к изучению материала, самоорганизованность и самодиагностика.
4. На уроке должен преобладать деятельностный подход, он может быть практический, интеллектуальный (эвристический), информационный, но учащийся должен постоянно действовать, менять виды деятельности.
5. Репродуктивная деятельность либо отсутствует полностью, либо сведена к минимуму.
Следом за этим изменению подверглась сама система подготовки к уроку и собственно ход урока. Урок (или блок уроков) может строиться на основе системы учебных заданий (УЗ). Данная система УЗ была создана кандидатом педагогических наук Л.Г. Панфиловой, аспиратами и учителями Т.Е. Матвеевой, С.А. Сапон и экспериментально апробируется в Санкт-Петербурге.
Первый этап работы – создавал у условия для самоопределения учащегося, к изучению материала.
Второй этап работы – работа с источниками информации – был направлен на формирование метапредметных компетенций
Третий этап – выполнение системы заданий – был направлен на формирование предметных и коммуникативных компетенций
Четвертый этап – учащиеся выполняют практикоориентированные задания, творческой направленности.
Пятый этап – самооценка – был направлен на формирование личностных компетенций, предполагает различные виды рефлексивной деятельности.
Каждый из этапов учебной деятельности имеет совою специфику, но этап рефлексии является наиболее противоречивым и наиболее сложным в процессе реализации.
Первоначально рефлексия на уроке сводилась к оценочным суждениям, но постепенно творческий потенциал учащихся заставил искать иные формы воплощения. Все началось с тематических творческих работ.
В течении года, по желанию, учащихся выполнялись творческие работы, обязательным условием было подбор новой информации об объекте творческой работы, информации, которой нет в учебнике. Таким образом мы с ребятами к концу года создали прекрасную выставку детских работ, у некоторых учащихся получились собственные мини-выставки Процент учащихся участвовавших в коллективном творческом проекте составил 87 % от общего количества учащихся 5 классов.
Так как в течении года планомерно велась работа по формированию метапредметных умений. В конце года на основе материала предмета мною была разработана и проведена комплексная проверка сформированности метапредметных навыков. Работа проводилась на основе материала учебника «История Древнего Мира» автор А.А. Вигасин. Учащимся было предложено выполнить задания, направленные на проверку умений анализировать, сравнивать, обобщать и классифицировать материал, трансформировать текстовый материал в табличную или схематичную форму, умение выделять главную информацию в учебном тексте, строить логические, хронологические последовательности, выявлять логические и причинно-следственные связи между предметами, объектами, историческими явлениями. Анализ комплексной работы позволил в каждом классе выделить группу учащихся, у которых недостаточно сформированы метапредметные навыки, и что очень важно, для меня, на их основе можно сформулировать четкие рекомендации для родителей. Если, ранее встречаясь с родителями я обозначала какие темы, разделы, главы надо выучить, теперь я объясняю, как им эти темы выучить. По своей сути метапредмет учит детей учиться. Баллы, полученные за работу, указывали на высокий, повышенный или базовый уровень сформированности метапредметных компетенций.
Конец учебного года показал, что несмотря на общий позитивный настрой, остается определенная недосказанность. И возможно впервые за год, я ощутила потребность провести урок самооценки. Мною была выбрана форма групповой работы. Учащимся было предложено сделать коллаж. Работу выполняло 150 человек учащихся 5 классов из них. В каждом классе были созданы учебные группы. Каждая группа выполняла свой мини-проект (коллаж). Я предложила ребятам заполнить таблицу «Мои уроки истории» в которой они ответили на вопросы:
1. Какими были для меня уроки истории?
2.Чему я научился на уроках истории?
3. Что вызывало наибольшие трудности?
4. Какую тему по истории я понял (запомнил) лучше всего?
Качественный анализ результатов опроса представлен на рисунках 1,2,3
Рисунок 1. Результаты ответов учащихся на вопрос «Какими были для меня уроки истории?»
Рисунок 2. Результаты ответа на вопрос «Чему я научился на уроках истории»
Рисунок 3. Результаты ответов учащихся на вопрос «Что вызывало наибольшие трудности на уроках истории?»
Оформляли коллажи ребята, используя те рисунки, которые они делали в течении года. Представления коллажей не было, но ребята продолжали обмениваться мнениями вывешивая свои работы. Все конечно же получили за групповую работу оценку «отлично», и громадное внутреннее удовлетворение и друг другом и процессом совместной работы, и желанием встретиться в новом учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Методика преподавания предмета квиллинг в системе дополнительного образования детей»
Содержание мастер-класса: Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с авторским подходом к методике преподавания предмета квиллинг, освоить специальные методы и приёмы создания творчески...
Специфика планирования и методика преподавания в условиях зачётной системы
Эффективность зачётной системы в условиях перехода к профильному обучениию...
Контрольная работа на тему: Методика преподавания истории в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида.
Данный материал содержит основные программные требования и рекомендации преподавания истории в коррекционной школе 8 вида...
Методическая разработка. Тест по методике преподавания истории
Методическая разработка может быть полезна учителю для подготовки к сдаче экзамена на соответствие занимаемой должности....
Stotytelling - современная методика преподавания истории в школе.
Статьяч посвящена особенностям использования методики Storytelling на уроках истории....
Методика преподавания истории. Проблемное обучение
История как учебная дисциплина – это основа всех гуманитарных и обществоведческих курсов уровня основного среднего образования. Формируя национальное самосознание и нравственно-этические нормы, ...
Рабочая учебная программа для учителей истории «Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»
Рабочая учебная программа для учителей истории «Методика преподавания истории в УКП при УФСИН в условиях реализации ФГОС»...