Открытый урок по обществознанию
учебно-методический материал по обществознанию (8 класс) на тему
Открытый урок по обществознанию на тему: "Что такое хорошо, что такое плохо"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_horosho.odt | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по обществознанию
8 класс «Что такое хорошо?И что такое плохо?»
Цели урока:
1)Образовательная-дать первоначальное представление о понятиях:
гуманизм,мораль,добро и зло,моральный выбор,моральная ответственность(обществознание).Учить анализировать текст,обобщать материал.
2)Развивающая-развивать логическое мышление,речь,внимание,
память,творческие способности.
3)Воспитательная цель-воспитывать общечеловеческие моральные
ценности и идеалы.
Оборудование урока:
мультимедиа-презентация урока,
мультимедийный проектор,текст произведения К.Паустовского «Телеграмма»,раздаточный материал-карточки с заданиями,тексты стихотворений А.Яшина, Н.Рубцова, Ю.Левитанского,портреты этих поэтов.
Ход урока.
Учитель.
Наш урок сегодня объединяет два предмета:обществознание и литературу. Тема урока: «Что такое хорошо?И что такое плохо?»
Начну я урок с истории,описанной писателем В.В.Вересаевым в
рассказе «Легенда»: «Однажды пароход заночевал из-за тумана близ
острова Самоа. Толпа веселых, подвыпивших моряков съехала на
берег. Вошли в лес,стали разводить костер.(Заставка«Священный
лес»).Нарезали сучьев,срубили и свалили кокосовое дерево,чтобы
сорвать орехи. Вдруг моряки услышали в темноте тихие стоны,судорожные шорохи,они раздавались со всех сторон и не прекращались всю ночь. В атмосфере страха и ужаса моряки провели всю ночь.
А когда рассвело,они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь,повсюду стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле,как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли крови. Это был священный лес.
В Самоа есть священные леса,деревья в них живые,у них есть душа,в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют сорвать и листочка.
Веселые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но эту ночь они помнили всю оставшуюся жизнь»
Мне представляется:наша жизнь-это такой же священный лес.
Вопросы:
-Какой смысл заложен в историю,рассказанную В.В.Вересаевым?
-Как должны люди,относится к тем,кто их окружает?
Постановка задачи урока.
Действительно,наша жизнь-это такой же священный лес. А порой мы входим в него так себе,чтобы развлечься, позабавиться. А кругом все живет,все чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждем-
побежит бесцветный,холодный сок,а начинает хлестать красная горячая кровь...Как все сложно,глубоко и таинственно!Да,в жизнь нужно входить не веселым гулякою,как в приятную рощу,а с благоговейным трепетом,как в священный лес,полный жизни и тайны.
Сегодня на уроке мы будем этому учиться.
Великодушное, доброе отношение к людям, готовность понять другого, стремление видеть в нём равного себе, достойного уважения человека называется гуманным( заставка понятие гуманизм).
Вопрос: вспомните,когда зародился гуманизм? Какой это был период в истории человечества?
Гуманизм — это не только определённое отношение к человеку, но и определённое поведение,принцип устройства общества,где главное — человек и его благо. Гуманизм предполагает ответственность человека за свои дела, поступки. Гуманизм тесно связан с моралью (заставка мораль).
Вопрос. Где впервые человек учится нравственным нормам? (семья, школа)
Вспомните стихотворение Маяковского «Что такое хорошо? И что такое плохо» Это и есть первые нормы морали.
Какие вы знаете нормы морали, приведите примеры.
Основные понятия этики,науки о морали-это «добро» и «зло».
(заставка понятия добро и зло)
Мы считаем добром отношения доверия ,справедливости,
милосердия,любви к ближнему. Мы считаем добром движение за
права и свободы каждого человека, а главное-за нравственное возрождение самого человека,за подлинное счастье.
Зло,все,что противоположно добру. Это нарушение морали. Поэтому в понятие зла вкладываются представления о безнравственном,антигуманном,недобром.(демонстрируются иллюстрации «добро»и «зло»)
Задание. Разделите страницу вашей тетради на две части условно. В правой подпишите «добро»,в левой- «зло».Вы ученики 8 класса. Проанализируйте вчерашний день. Приведите примеры проявления добра и зла в школе, в семье,на улице в других общественных местах,когда вы сами были участниками событий или их свидетелями.(Обсуждение)
Зная нормы морали,что такое хорошо и что такое плохо,человек не всегда им следует,он вынужден постоянно делать моральный выбор.
(заставка моральный выбор,моральная ответственность)(Пример с двумя яблоками).Делая моральный выбор,человек несет ответственность перед собой и перед обществом. Это -моральная ответственность.
Итак,гуманизм,мораль,добро,моральный выбор,моральная ответственность(заставка понятия гуманизм,мораль,и т.д)служат нам ориентиром в нашей жизни,но нужно помнить,что зло,например,
очень коварно,и как правило не выступает от своего имени и не кричит: «Я-зло!»Напротив,оно часто прикрывается маской добра.
Ученик читает стихотворение А.Яшина «Спешите делать добрые дела».
Учитель:
1)Как выдумаете,почему нужно спешить делать добрые дела?
2)Какое чувство вызывает у вас это стихотворение?
А вот строки из стихотворения Н.Рубцова «Русский огонек»: «за все добро расплатимся добром,за всю любовь расплатимся любовью...»
(Заставка портрет Н.Рубцова и строчки из его стихотворения)
3)Какие слова можно считать ключевым для обоих стихотворений?
(добро,любовь)
Основная мысли этих стихотворений-за добро нужно платить добром.
Вопрос:Настоящая доброта...Какая она?Почему самый главный судья наших поступков,это наша совесть?Как сделать правильный выбор в жизненной ситуации?На эти и другие вопросы,я думаю,мы попробуем ответить,работая над рассказом К.Паустовского «Телеграмма»
(заставка Портрет К.Паустовского)
Учитель:Расскажите об обитательнице старого дома,Катерине Петровне?(заставка Портрет пожилой женщины)
Что же задело нас,тронуло в судьбе женщины?
Задание классу(работа учащихся по группам):
1)Анализ описания природы (заставка «Осень»);
2)Анализ поведения участников событий(заставка Ленинград)
3)Образ автора,его позиция(портрет Н.Гоголя)
Беседа с классом по выполненным заданиям
Учитель:Рассказ назван «Телеграмма».Их две. Какую телеграмму имел в виду автор и почему?
(-Вторую,потому что Тихон в отличии от Насти проявил настоящую человечность,чуткость,заботу,милосердие и преподнес урок нравственности девочке: «Эх,горе,ее горькое,страдание неписанное.
«А ты смотри,-сказал он сердито Матюшке,-за добро плати добром,не юудь «пустельгой»)
Такой «пустельгой»оказалась Настя.
(заставка картина Рембрандта «Возвращение блудного сына»)
Вопрос:В курсе 7 класса вы уже знакомились с творчеством Рембрандта и вам знакома притча о возвращении блудного сына. Какое отношение имеет эта картина к рассказу К.Паустовского «Телеграмма»?
У Насти,героини рассказа Паустовского просыпается совесть.Но не слишком ли поздно?!
Принять ее раскаяние уже некому. Катерина Павловна умерла ,так и не дождавшись своей дочери.
Наверное,в своей жизни,каждый должен сделать правильный выбор,чтобы потом не было поздно.
Вопрос. Почему тема нашего урока названа «Что такое хорошо?И что такое плохо?»(заставка «Что такое хорошо?И что такое плохо?»)
Чему учит Рассказ «Телеграмма»
-Послушаем стихотворение Ю.Левитанского «Каждый выбирает для себя»
Учитель.
Вот в каком сложном положении находится человек. Готовых ответов
на все случаи жизни нет и не будет никогда. Нам самим приходится решать,как поступить,и самим же нести ответственность за свой выбор,свои поступки.
Домашнее задание:
Написать сочинение «Можно ли назвать рассказ К.Паустовского «Телеграмма» рассказом предупреждением»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»
Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"
Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...
Интегрированный открытый урок по обществознанию в 9 классе.
Интегрированный урок (традиционный, комбинированный) по обществознанию и грамматике нравственности в 9 классе (можно урок проводить и в 8 классе)....
Открытый урок по обществознанию в 9 классе по теме "Право".
Методические рекомендации...
план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.
План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....
Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Деньги» с применением ИКТ
Цели урока: познакомить учащихся с историей, видами и функциями денег; научить их анализировать механизмы денежного обращения, различать виды и функции денег; воспитывать экономическую культуру...
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.
Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....