Учебные программы по истории и обществознанию (подлежат редактированию и при цитатах авторы упоминаются).
консультация по обществознанию (10 класс) на тему
Это программы разных школ Санкт-Петербурга. Надо указыавать авторов и действовать с оглядкой, так как происходит манипуляция правами в отделах кадров.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_11_kl.pdf | 538.24 КБ |
istoriya_10_klass_1.pdf | 422.02 КБ |
obshchestvoznanie_11_kl.pdf | 410.05 КБ |
obshchestvoznanie_10_kl_1.pdf | 455.23 КБ |
История Санкт-Петербурга 8-9 класс, можно для 7 | 232 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа «История и культура Санкт – Петербурга» - 8 класс
Учебник Л.К.Ермолаева, Н.Г.Захарова…«Санкт – Петербурга. История и культура. Часть 2.» 34 часа.
( Е.М.Мухина «Охта. Порховые. Страницы истории.» - краеведческий материал) *
Пальшина Надежда Дмитриевна – учитель истории, лицей 265 .
№ П/П | Тема урока | тип | Кол час | Содержание. | Понятия. | Требования к уровню подготовки уч-ся. | Вид контроля | Дом. задание | дата |
1. | Введение. | Изучение нового Материала. | 1 | 1.СПб – столица Российской империи. 2. Наш район – на карте города. 3.Источники изучения СПб. | «золотой век» русской культуры, СПб-центр событий, достижений эпохи, письменные источники, воспоминания, архитектурный облик города, топонимы. | Знать источники изучения края, карту районов СПб. Уметь объяснить происхождение топонимов, составляющие элементы государственных символов и символов СПб. | Беседа, составить символы семьи | ||
Тема 4. Столица крепостнической России ( пер.пол.19 века) | 15 | ||||||||
2. | Карта и облик СПб пер.пол.19в. | Применение знаний и умений | 1 | 1.Что нового появилось на карте города. 2.Как ориентировались в Петербурге. 3. Облик центра столицы. | Город рек и каналов, город мостов, городские ориентиры, застройка центральных улиц и набережных. | Знать карту рек, каналов, мостов, набережных города и Охты – Пороховых*. Уметь определять границы исторического центра города | Индивидуальная работа с картой СПб | П.1стр.13 задание 1,2 - устно | |
3. | Императорский город. | Применение знаний и умений | 1 | 1.Памятники, напоминающие об императорах и членах императорской семьи. 2.Императорский двор. | Памятник, императорский двор, придворные, церемониал. | Знать великокняжеские дворцы, характеризовать императорский двор, придворный этикет и церемониал. Уметь описывать Александровскую колонну, памятник Николаю I | Составить письменную экскурсию -презентацию «Об императорской столице напоминают…»(не более 5 объектов) | П.2 составить Экскурс. | |
4. | Столица – центр управления империей. | Изучение нового материала | 1 | 1.Памятники, напоминающие о столичном значении Петербурга. 2. СПб – военная столица. 3.СПб – религиозный центр. | Чиновники, Сенат, Синод, военная столица, православные соборы, веротерпимость. | Знать органы управления центральной власти, здания, в которых они находились. Уметь находить на карте местоположение гвардейских полков, на фактах доказывать, что с петровских времён СПб – город веротерпимости.
| Выяснить, какой орган власти переведён из Москвы в здание Сената и Синода. Какое это имеет значение для современного, не столичного СПб? | П.3 Задание 5 – устно | |
5.. | История, запечатлённая в памятниках. | Изучение нового материала | 1 | 1.Памятники военной истории. 2.Декабристы и петрашевцы. 3.Празднование 100 летнего юбилея города. | Триумфальная арка, обелиск, юбилей. | Знать памятники военной истории как хранителей мужества и героизма русских солдат и полководцев: Нарвские ворота, Александровская колонна, Казанский собор, Московские ворота, Спасо-Преображенский собор, Военная галерея Зимнего дворца, Артиллерийский музей. Уметь характеризовать их как памятники классицизма. | Устные сообщения о памятниках- работа в группах | П.4 Устно ответить на Вопросы- Заголовки статей | |
6. | Город-центр образования и просвещения. | Изучение нового материала. | 1 | 1.Образование дворянских детей и детей из недворянских семей. 2.Высшее образование. 3.Обучение девушек. 4.Центры просвещения. | Образованный человек, классическая гимназия,Публичная библиотека, частная библиотека, книжная лавка | Знать какие знания ценились в первой пол.19 века. Уметь давать характеристику учебным заведениям города. Уметь видеть связь времён: выяснить, какие учебные заведения 19 века сохранились до наших дней. Сравнить разницу в образовании разных сословий. | Мини – сочинение ( сравнить образование 19 века и 21) «Образ молодого образованного петербуржца» | П.5 Стр.43 З. №2 | |
7. | Город-центр российской науки | Комбинированный. | 1 | 1.Новые научные центры. 2.История древнего мира на берегах Невы. 3.Ггеографические открытия. 3.Медико-хирургическая Академия. Больница имени Мечникова.* Е.М.Мухина. «Охта. Пороховые. Страницы истории.» (стр. 105) 4.Технические новинки. | Обсерватория, экспозиция, египтология, мемориальная доска | Знать какие источники характеризуют СПб как научный центр, краеведческий материал. Уметь работать с картой. | Индивидуальная работа по поиску информации. | П.6 №4 – письм. | |
8. | Литературный Петербург. | Применение знаний и умений. | 1 | 1.Аристократические салоны. 2.»Золотой век « русской литературы 3.Памятники поэтам и писателям в СПб. | Культурное наследие, аристократический салон ,литературное кафе, эпистолярное наследие | Знать памятники писателям и поэтам. Уметь объяснить значение литературного наследия для жизни людей того времени и для современной культуры. | Работа в группах: выбрать одного из деятелей культуры и выяснить как память о нём сохранилась в СПб:1) в его творениях,2) в скульптурных памятниках, 3) в топонимах, 4) в мемориальных досках. | П.7 пересказ | |
9. | Театральный И музыкальный Петербург | Изучение нового материала. | 1 | 1.Императорские театры. 2.Новое в музыкальной жизни столицы. 3.Памятник М.И.Глинке. | Императорский театр царская ложа, бенуар, ярусы, партер, оркестр, бельэтаж, репертуар, филармоническое общество, домашние концерты, аранжировка | Знать театры столицы. Уметь описывать устройство театральных залов, выяснить почему в СПб установлен памятник М.и.Глинке. | На выбор: 1) проанализировать современный репертуар одного из театров, выяснить, почему не пропал интерес к репертуару 150 летней давности? 2) посетить Театральный музей и выступить перед одноклассниками. | П.8 Посе- щение музея | |
10. | СПб-город Мастеров кисти и резца | Применение знаний и умений. | 1 | 1.Академия художеств 2.Живопись. 3.Скульптура. | Живопись, сюжетная картина, жанровая сцена, статуя, бюст , монумент, барельефы, горельефы, классицизм | Знать новые понятия, имена скульпторов и художников. Уметь составлять сводную таблицу. | Составить таблицу ( задание 4, стр.76) | П.9 З.№4- письм. | |
11. | Город архитектурных шедевров | Изучение нового материала. | 1 | 1.Архитектурные ансамбли столицы. Классицизм. 2.Карл Росси –гениальный архитектор 3.Классицизм на Охте* ( там же, стр.89) 4.Архитекторы, имена которых связаны с Охтой* ( там же, на выбор – стр.68) | Архитектурный ансамбль, ампир, архитрав, фриз, антамблемент, карниз, фронтон, капитель, база, каннелюры, цоколь, | Знать архитектурные стили, ансамбли, уметь показывать их на карте, знать краеведческий материал. Уметь объяснять значение архитектурного наследия этого времени для современного СПб. | Продолжить работу над составлением таблицы . (стр.82) Подготовить сообщение о К.Росси. | П.10 З.№4 Письм. | |
12. | Деловой Петербург | Самостоятельная работа. | 1 | 1.Спб – торговый город. 2.Государственные и частные предприятия. Плотина на Пороховых*( там же, стр.57) 3.Николаевский вокзал. | Таможня, склады – Буяны, разносчики товаров, работные люди, деловые люди, Ассигнационный банк | Знать торговые центры, развитие железнодорожного транспорта, краеведческий материал. Уметь работать с источниками, самостоятельно находить информацию. | Самостоятельная работа. Анализ текста – Почему СПб назван деловым Петербургом? | П.11 Про- Читать Пар. | |
13. | Такие разные петербуржцы, а проблемы общие. | Изучение нового материала. | 1 | 1.Население города. 2.Управление городом. 3.Проблемы петербуржцев. 4. Из истории пожарной охраны на Охте*( там же, стр.33) | Городская дума, генерал-губернатор, управа Благочиния, частные приставы, квартальные надзиратели, околоточные, Съезжий дом, «золотари», «кутузка» | Знать аппарат управления, краеведческий материал. Уметь анализировать проблемы петербуржцев и пути их решения. | Работа с первоисточником - стр.97. ответить на вопросы. | П.12 Составить Схему Управ- ления | |
14. | Повседневная жизнь петербуржцев | Применение знаний и умений. | 1 | 1.Быт дворян. 2.Неаристократические районы города. Охта – Пороховые*. 3.Жизнь обитателей неаристократических районов. 4.Жизнь охтян.* (там же, стр.17) | Особняк, дворянский этикет, благотворительность, аристократические районы, охтянки, | Знать повседневную жизнь петербуржцев, краеведческий материал. Уметь работать с текстовым материалом: находить нужную информацию, высказывать оценочные суждения. | Фронтальный опрос. Индивидуальные сообщения о жизни Охты и Пороховых | П.13 пересказ | |
15. | Петербургские традиции | Применение знаний и умений. | 1 | 1.Семейные традиции образованных людей. 2.Зимние развлечения петербуржцев. 3.Летний отдых. 4.Государственные праздники. 5.Церковные праздники, гуляния и развлечения на Охте* ( там же, стр.143) | Детские праздники, балы, зимние забавы, загородная резиденция, | Знать петербургские традиции, краеведческий материал. Уметь определять наследие традиций в современных традициях петербуржцев. | Сообщения: «Традиции моей семьи». | П.14 Повт. тему | |
16. | Повторение и обобщение темы №4 | Итоговый. | 1 | 1.Природа, человек и время в формировании облика СПб. 2.Наследие императорского города в современном СПб. | Всемирное культурное наследие | Знать основные понятия темы. Уметь определять значение деятельности Человека в формировании Облика СПб, видеть наследие императорского города в современном СПб. | Выполнить задания к теме №4 ( стр.277) | Без Дом. задания | |
Тема № 5 | Капиталистический Петербург | 14 | |||||||
17. | Изменения на карте и облике города | Применение умений. | 1 | 1.Изменения на карте города. 2.Старинные фотографии об облике города. 3.Охта – Пороховые – рабочая окраина СПб. *( там же, стр.17 – 22) | Капиталистический Петербург, рабочие окраины, двор-колодец. | Знать основные изменения в облике города, краеведческий материал. Уметь работать с картой города, умение извлекать информацию из старинных фотографий. | Описать транспорт нач.20 века, облик центра города. | П.15 Доп.мат. | |
18. | Столица империи в период перемен | Изучение нового материала. | 1 | 1.СПб во время правления АлександраII и Александра III. 2.СПб и революционное движение. | Памятники императорам, народовольцы, казематы Трубецкого бастиона - политическая тюрьма | Знать памятники императорам, основные события революционного движения. Уметь определять место событий в прошлом, закрепить навык составления таблицы. | Самостоятельная работа. | П.16 Сост. Табл. | |
19. | СПб – промышленный центр России и Европы | Комбинированный. | 1 | 1.Заводы и фабрики СПб и их продукция. 2. Промышленники города. 3.Промышленность на Охте* ( там же, стр. 53) | Путиловский завод, Н.И.Путилов, династия Нобелей | Знать заводы и фабрики, краеведческий материал. Уметь показывать их на карте, давать характеристику . | Работа в группах по тексту параграфа. | П.17 З.№4 устно | |
20. | СПб – финансовая и торговая столица России | Комбинированный. | 1 | 1.Банки города. 2.Центры европейской и всероссийской торговли в СПб. 3.Особенности внутригородской торговли. 4. Петербургские банкиры и купцы. | Банк, товарные биржи, порт, торговые фирмы, рынки, мелочные лавки , А.Л.Штиглиц, «Братья Елисеевы», Фаберже* (краеведческий материал) | Знать имена банкиров и купцов, здания на Невском проспекте. Уметь самостоятельно находить информацию. | Задание 4, 5 на стр.154 Подготовить самостоятельно сообщение о Фаберже, «Самоцветах», пл. Фаберже. | П.18 З.№3 устно | |
21. | Город учебных заведений и просвещения | Изучение нового материала. | 1 | 1.Реальные и коммерческие училища, народные дома. 2.Гимназия К.И.Мая. 3.Новые высшие заведения. 4.Музеи СПб. | Реальные училища, гимназии, Мариинская женская гимназия, Женские курсы, публичные лекции, Народные дома | Знать характеристику учебных заведений. Уметь характеризовать учебные заведения города, музеи СПб. | Посетить один из музеев, подготовить сообщение о том что нового узнал из его экспозиций об истории СПб вт. пол. 19 века | П.19 Посетить музей | |
22. | Город технических новинок и научных открытий | Комбинированный. | 1 | 1.Технические изобретения. 2.Памятники воздухоплавания. 3.Памятники учёным и изобретателям в СПб. 4.Судостроение на Охте* (там же, стр.38) | Технический прогресс, топонимы: Можайская, Воздухоплавательная, Комендантский аэродром, Л.М.Мациевич, Д.И.Менделеев, Н.Н.Миклухо – Маклай, Н.М.Пржевальский, С.П.Боткин, И.П.Павлов, И.И.Мечников | Знать памятники, краеведческий материал. Уметь объяснить происхождение топонимов, показывать их на карте современного города. | Задание №5, стр.173 | П.20 З.№5 Письм. | |
23. | Памятные литературные места | Изучение нового материала. | 1 | 1.Типографии и издательства. 2.Памятники петербургским поэтам и писателям, мемориальные доски. 3.Литературные центры города. 4.Имена писателей и поэтов, связанных с Охтой* ( там же, стр.127) | Типография А.Ф.Маркса, издательства А.С.Суворина, П.П.Сойкина, Брокгауза и Ефрона, мемориальные доски, музей – квартира Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Литераторские мостки, литературные центры «серебряного века», литературное кафе «Бродячая собака» | Знать памятники поэтам и писателям, их произведения, краеведческий материал. Уметь высказывать оценочные суждения. | Сочинение-размышление- Справедливо ли утверждение о том, что литературные произведения отражают Время? Аргументируйте своё мнение. | П.21 Сочинен. | |
24. | Петербургский театральный, музыкальный мир… и кино | Изучение нового материала. | 1 | 1.Императорский Мариинский театр. 2.Музей – квартира Ф.И.Шаляпина. 3.Драматический театр Суворина 4.Петербургская Консерватория. 5.Памятники деятелям театрального и музыкального искусства. 6.Театры на Охте и Пороховых* ( там же, стр.141) | Русские драматурги: Островский, Чехов, Горький; композиторы: Чайковский, Римский – Корсаков, Бородин, А.Г.Рубинштейн; Анна Павлова, Ф.И.Шаляпин, памятники, бюсты, мемориальные доски деятелям искусства, кинематограф – «Аквариум» | Знать какие театральные традиции и почему дошли до наших дней, какие современные театры напоминают о прошлом, краеведческий материал. Уметь извлекать информацию из текстового источника. | Работа с текстовым источником - стр. 191. Ответить на вопросы.(письменно) | П.22 Анализ текста | |
25. | Центры художественной культуры столицы | Комбинированный. | 1 | 1.Академя художеств – центр живописи. 2.Новые центры живописи. 3.И.Е.Репин и Охта* ( там же, стр.135) 4.Скульпторы и их творения в СПб. 5.Памятники скульптуры на Охте* ( там же, стр.111) | Реализм, «Товарищество передвижных художественных выставок», А.И.Крамской, И.Е.Репин, А.И.Куинджи, Н.К.Рерих, музей Пенаты», С.П.Дягилев, «Русские сезоны», памятники: Николаю I, Александру III, Екатерине II, монументы учёным, литераторам, музыкантам, династия Бенуа | Знать основные черты реализма, краеведческий материал. Уметь характеризовать памятники Николаю I и Екатерине II как скульптурные произведения и как источники о персональных данных. | Подготовить сообщения о Репине. | П.23 З. №1 устно | |
26. | Многоликий архитектурный облик Петербурга | Изучение нового материала. | 1 | 1.Эклектика. 2.Модерн. 3.Адреса модерна на Охте* ( там же, стр.91, 96) 4. Дача Безобразова и их владельцы. Уткина дача.* ( там же. стр.97, 100) | Брандмауэры, разноликость зданий, основные черты эклектики и модерна, М.Е.Месмахер, Ф.И.Лидваль, майолика, «чугунное кружево» | Знать элементы эклектики и модерна, здания, построенных в этих стилях, краеведческий материал. Уметь определять архитектурный стиль, соотносить с архитектурным памятником. | Проверочная работа: определить архитектурный стиль. | П.24 Под.к провероч-ной работе. | |
27. | Петербургские жители | Применение умений. | 1 | 1.Социальный и национальный состав города. 2.Храмы разных религий. 3. Илия, что на Пороховых* ( там же, стр.103) 4.Управление. 5.Транспорт. 6.Технические новинки. | Многонациональный СПб, градоначальник, городовые, Охранное отделение полиции, общественный транспорт, санитарное состояние, «петербургская речь» | Знать храмы разных религий, краеведческий материал. Уметь провести анализ состава населения по таблице, рассказывать о новшествах, дошедших до наших дней. | Презентация «СПб – город всех религий» | П.25 Составить Презент. | |
28. | Многоликий Петербург | Изучение нового материала. | 1 | 1.Дворцы и особняки. 2.Доходные дома и их обитатели. 3. Повседневная жизнь рабочих. 4.Жители петербургского «дна». 5.Модные салоны. | Петербургский стиль поведения, дворец Дервиза, домовладелец, старший дворник, швейцар, «рабочие городки», «снять угол или койку», ночлежные дома, городские свалки: «Куликово поле», «Горячее поле», «дачи» - городские парки – место обитания, опустившихся на «дно» | Знать особенности жизни разных слоёв населения на основе изучения текстового материала. Уметь проводить аналогию с современным СПб. | Пересказ текста « О чём помнят доходные дома?» Можно ли их называть памятниками культурного наследия города? | П.26 пересказ | |
29. | В свободное от работы время | Применение знаний и умений. | 1 | 1.Виды отдыха и развлечений горожан. 2.Спортивная жизнь города. 3.Праздничные традиции. 4.Первый русский курорт на Полюстровских источниках* ( там же, стр.147) | Званые вечера, цирк Чинизелли на Фонтанке, эстрада в Озерках, парки и скверы для прогулок, Крестовский остров- центр спортивной жизни, 1910 год – футбольная команда «Зенит» ( на Обуховском заводе), катки, купальни, Шахматное общество, «Ёлки», катание на чухонских санях, катали, балаганы, Петрушка | Знать традиции петербуржцев, краеведческий материал. Уметь анализировать текст параграфа, выяснить какие виды отдыха, традиций являются наследием для современного СПб. | Сочинение « Праздничные и спортивные традиции моей семьи.» | П.27 Соч. Письм. | |
30. | Последние десятилетия Российской империи | Комбинированный. | 1 | 1.Памятники НиколаюII в СПб. 2.Ппразднование 200-летия СПб, 300-летия воцарения династии Романовых. 3.Открытие памятника Петру Великому на Охте.* 4.Памятники революционных событий. | Царское село, Александровский дворец – резиденция императора, русско – японская война, памятник «Стерегущему», «Кровавое воскресенье», памятник Жертвам 9 января 1905 года, Петроград, I мировая война, Февральская революция, Марсово поле | Знать памятники того времени, краеведческий материал. Иметь представление об исторических событиях последних десятилетий императорской России. Уметь работать с картой, давать оценочную характеристику. | Выскажи своё мнение, выполнив задание №1, стр.253 | П.28 Прочит. | |
31. | Повторение и обобщение темы №5 | Повторительно – обобщающий. | 1 | 1.СПб второй половины 19 – начала 20 века –«зеркало» и «арена» исторических событий 2.Памятники промышленной архитектуры в современном облике города. 3.Наследие достижений и традиций в современной жизни СПб. | С Пб –« зеркало» и «арена» исторических событий, памятники промышленной архитектуры – часть культурного наследия города, значимость в современной жизни культурных достижений и традиций вт. пол.19 века – нач.20 | Знать культурное и историческое наследие СПб. Уметь характеризовать памятники промышленной архитектуры. | Самостоятельная работа – стр.289. | Без.д/з. | |
Тема №6 Наш край в 19 – начале 20 века | 2 | ||||||||
32. | Жизнь нашего края в 19 - нач. 20 века | Защита творческих работ. | 1 | 1.Дороги губернии. 2. Уездные города. 3.Мир русской усадьбы. | Экология, бечевники, станционный смотритель, почтовая станция, почтовые тракты, железные дороги края, водные пути, Луга, Шлиссельбург, Тихвин – уездные города, уездный быт крестьян, усадьбы- «родовые гнёзда», Приютино, Сиверская, музей-усадьба В.В.Набокова, Н.К.Рериха, | Знать источники о Петербургской губернии. Уметь извлекать информацию из текста учебника, анализировать и составлять описание по заданиям. | Групповая работа: 1) « В чём сходство и различие в жизни тихвинцев и петербуржцев?» 2) «Мир русской усадьбы» - составить рассказ от имени… 3) заполнить таблицу «Уездный город Петербургской губернии» ( стр.265) | П.29 Прочит. Составить рассказ | |
33. | Вокруг Петербурга | Обобщающий. | 1 | 1.Рабочие пригороды СПб. 2.Дачные районы. 3.Изменения в «жемчужном ожерелье» Петербурга. | Сестрорецк, Колпино, Красное село, Гатчина, Ириновка, Отрадный, Автово, Охта, Пороховые, Кронштадт-рабочие окраины СПб; Каменный остров, Лесной, Озерки, Удельное, Алексаедровка, Лигово, Старая деревня – дачные пригородыСПб; санаторий Сестрорецкий курорт, дворцово-парковский ансамбль Царского села, Петергофа, Павловска | Знать рабочие пригороды, дачные районы, дворцово – парковые ансамбли. Уметь находить информацию, работать с картой, составлять описание историко –архитектурных объектов. | Составить по желанию рассказ – описание на основе текста (стр.268) и личных впечатлений « Дачная жизнь вчера и сегодня» | П.30 Рассказ Устно по плану. Составить Презент. | |
34. | Итоговое повторение | Итоговый. | 1 | 1.Изменения в жизни города и края к началу 20 века. 2. Культурное наследие эпохи в современной жизни города. | Культурное наследие | Знать и видеть в исторически – архитектурном облике современного СПб и традициях петербуржцев культурное наследие предшествующей эпохи. Уметь делать выводы, анализировать, искать нужную информацию, составлять презентацию. | На выбор: индивидуальная и групповая презентация на темы: «…( имя поэта, художника, учёного архитектора) – символ СПб 19 – начала 20 века» | ||
№ п/п | Тема. | Тип урока | Кол Час. | Содержание. | Понятия. | Требования к уровню подготовки уч-ся | Вид контроля | Дом задание | дата |
1. | Введение. | Урок повторения. | 1 | 1.Общая характеристика эпохи. 2.Источники знаний. | «Зеркало» и «арена» истории. | Знать значение слов: культура, памятники культурного наследия, традиции, наш край, краеведение Уметь применять при характеристике культурного наследия города. | Объяснить значение слов. | ||
Тема 1. Петроград – Ленинград: 1917 - 1941 | 10 | ||||||||
2. | Петроград – колыбель Октября | Изучение нового материала. | 1 | 1.События осени 1917 2.Захват власти большевиками 24-25 октября 1917 г. 3.Исторические события в Смольном институте и Таврическом дворце. 4. Последствия октябрьских событий. 5.Перенос столицы в Москву. | Временное правительство, Большевики, Смольный – штаб революции, гражданская война, Мемориал на Марсовом поле. | Знать представление об основных событиях 1917 года. Уметь находить революционные события в топонимах Красногвардейского района. | Высказать собственное мнение по поводу повреждения памятника В.И.Ленину у Финляндского вокзала. | Пар. 1. Вопр. №1, №6 -по желанию | |
3. | В истории города – история страны. | Изучение нового материала. | 1 | 1.События военного коммунизма в городе. 2.Кронштадский мятеж 3.Петроград в годы НЭПа. 3.Переименование Петрограда в Ленинград. 4.Ленинград – «флагман индустриализации». 5.Репрессии. 6.Принятие Конституции 1936 г. | Военный коммунизм, Мятеж, «флагман индустриализации», «Большой дом», оппозиция, Конституция. | Знать представление об основных событиях. Уметь работать с текстом: ответы на вопросы. | Ответить на вопросы-заголовки статей параграфа. | Пар. 2. Вопросы №3, 4 –устно | |
4. | Облик Ленинграда – зеркало эпохи. | Изучение нового материала | 1 | 1.Облик послереволюционного Петрограда . 2.Изменения в облике Ленинграда. Жилмассивы. 3.Генеральный план Ленинграда. | Границы города, новые кварталы, Градостроительный план, Конструктивизм. | Знать архитектурное наследие, уметь показывать на карте города памятники конструктивизма. | сообщения о памятниках конструктивизма. | Пар. 3. Вопр.№ 5 Письменно | |
5. | Ленинград – экономический центр социалистического государства. | Комбини- рованный. | 1 | 1.Восстановление промышленности города. 2.Успехи промышленности. 3.Ленинградская торговля. | Национализация, государственная и кооперативная торговля. | Знать экономические предприятия. Закрепить навык поиска информации. | Выяснить, какие предприятия Красногвардейского района работали в 20-30-ые годы – работа с первоисточниками. | Пар.4. Вопросы- устно | |
6. | Ленинград – центр советского образования и просвещения. | Изучение Нового материала | 1 | 1.Учебные заведения советского образования. 2.Задачи советской школы. 3.Вузы. 5.Центры просвещения. 6.Новые музеи города. | Воспитание нового человека, пионерская организация, пионер, рабфаки, Дом культуры, Дворец пионеров. | Знать, чем отличалось обучение и воспитание в советской школе от дореволюци- онной. Уметь характеризовать значение пионерской организации в воспитании чувства патриотизма у школьников. | Записать воспоминания старших о пионерском детстве или составить анкету. | Пар. 5. сообщения | |
7. | Научные центры и учёные социалистического Ленинграда. | Урок - практикум | 1 | 1.Научно – исследовательские институты. 2.Памятники ленинградским учёным. | НИИ, «Дом академиков», «Дом учёных». | Знать топонимы и памятники учёным в СПб. Уметь составлять сводную таблицу. | Используя текст параграфа и другие источники информации заполнить таблицу - стр.71 | Пар.6 таблица | |
8. | Старые и новые традиции в художественной культуре. | Комбини-рованный. | 1 | 1.Поэты и писатели Ленинграда. 2.Театр. Балет. 3.Музыкальные центры. | «социалистический реализм» | Знать старые и новые традиции в худ. культуре. Уметь анализировать и составлять презентации на заданную тему. | По вариантам: составить презентации – 1)По следам поэтов и писателей. 2)По музыкальным театрам. 3)К «великому воспитателю», как на праздник. | Пар.7 В.№ 7 – письменно №8 –по желанию | |
9. | Старые и новые традиции в художественной культуре. | Практикум. | 1 | 1.Живопись. 2.Скульптура. 3.Архитектура. 4.Кино. | Картины Русского музея - «Окно» в эпоху 20 – 30-ых годов. Кино – важнейший вид искусства. | Знать как произведения живописи, скульптуры, архитектуры отражают эпоху 20 – 30-х годов. Уметь показывать их на карте СПб. | Составить программу посещения музеев или маршруты прогулок для гостей города. | Пар.8 В.№ 11 - письменно | |
10. | Место жительства-Петроград -Ленинград (1921-1941) | Комбини -рованный | 1 | 1.Управление города. 2.Проблемы городского хозяйства. 3.Успехи в городском хозяйстве. | Петросовет – Ленсовет-Ленгорсовет, Ленгорисполком, райсоветы. | Знать органы управления городом. Уметь делать вывод о причинах сохранившихся проблем в городском хозяйстве современного СПб | Ответить на вопросы-заголовки статей параграфа. | Пар.9 устно | |
11. | Жизнь горожан в советском Петрограде – Ленинграде. | Закрепление практических умений. | 1 | 1.Изменения в составе населения города. 2.Решение жилищной проблемы. 3.Повседневный быт. 4.Советские праздники. | «Бывшие», «Лишенцы», коммуналка, карточки на продукты питания и промышленные товары. | Знать жизнь горожан в советском городе. Уметь описывать быт жителей города, анализировать текст, высказывать своё мнение. | Практическая работа с текстами воспоминаний на выбор – стр. 115-119: ответить на вопросы. | Пар.10 В.№ 4 устно | |
12. | Повторение темы «Петроград – Ленинград: 1917 – 1941. | Обобщение и системати- зация знаний. | 1 | 1.Советские изменения в городе: плюсы и минусы… 2. Культурное наследие советского довоенного Ленинграда. | Культурное наследие. | Знать исторические события, изменившие значение и жизнь нашего города в изучаемый период. Уметь составлять план-памятку посещения музея, отзыв. | Посетить музей С.М Кирова. | Тест№1 Стр.285- 288 | |
Тема №2 Ленинград в годы Великой Отечественной войны. | 4 | ||||||||
13. | «Идёт война народная» | Урок-лекция. | 1 | 1.Начало Великой Отечественной войны. 2.Установление Блокады Ленинграда. 3.Бои за Ленинград в 1941-1942 г.г. 4.Операция «Искра». 5.Снятие Блокады. | Отечественная война, мобилизация, народное ополчение, Блокада, операция «Искра». | Знать памятные годы Блокады: 8 сентября 1941 год, 18 января 1943, 27 января 1944. Основные сражения Ленинградской битвы, командующие Ленинградским фронтом. Уметь работать со схемами. | Работа в группах. | Пар.11 В.№ 6 и 7 на выбор письменно | |
14. | «Весь израненный, в снежном инее…» | Комбини-рованный. | 1 | 1.Подготовка города к защите. 2.Военный облик Ленинграда. 3.Разрушение городского хозяйства. Бытовые трудности. | Оборонительные рубежи, маскировка города, эвакуация. | Знать место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования. Уметь рассказывать о военном облике Ленинграда, бытовых трудностях жителей города. | Фронтальный опрос, Работа с фрагментами воспоминаний | Пар.12 В.№ 6 по желанию | |
15. | «Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…» | Комбини-рованный. | 1 | 1.Трагические дни первой Блокадной зимы. 2.Жизнь Блокадного города. 3.Знаменитые ленинградцы. | Переход промышленности на военные рельсы, «карточки». | Знать примеры повседневного мужества и героизма ленинградцев. Уметь обосновать своё мнение: «Почему ленинградцы так отчаянно защищали город?» | Посетить музей «Блокады Ленинграда», памятники и памятные места города, связанные с Блокадой, написать отзыв. | Пар.13 В.№ 2 - письменно | |
16. | «Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…» | Комбини- рованный. | 1 | 1. «Дорога жизни». 2.Наш район в годы Блокады.* | «Дорога жизни». | Знать расположение на карте «Дороги Жизни» , промышленные предприятия района. Знать вклад промышленности района в победу над врагом. Уметь обосновать своё мнение: «Можно ли назвать повседневную блокадную жизнь ленинградцев - подвигом?» Уметь составлять таблицу. | Составить таблицу: «Промышленность района в годы Блокады», сообщения о «Дороге жизни» по плану. | Пар.14 Сообщения, повторить тему | |
17. | Повторение темы: «Ленинград в годы Великой Отечественной войны». | Обобщение и систематизация знаний. | 1 | 1.Ленинград – город- Герой. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях. 2.Моя семья в годы Великой Отечественной войны. 3. «Зелёный пояс Славы». | Город – Герой, «Житель блокадного города» – блокадник. Патриот, патриотизм «Зелёный пояс Славы» | Знать памятники «Зелёного пояса Славы», памятники Блокады на территории Красногвардейского района, улицы района, названные именами Героев Советского Союза. Уметь показывать на карте, составлять презентацию, записывать и оформлять воспоминания. | Сочинение на основе воспоминаний родственников: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» - по желанию. Сообщения о памятниках Блокады Презентация: «Дорога жизни» | Тес т № 2 Стр.288- 290 | |
Тема №3 «Великий город с областной судьбой».(1945-1991) | 10 | ||||||||
18. | Подвиг восстановления | Изучение нового материала | 1 | 1.Последствия Блокады. 2.Возвращение к мирной жизни. 3.Генеральный план восстановления и развития Ленинграда. | Последствия Блокады, Генеральный план восстановления и развития Ленинграда. | Знать в чём заключался подвиг восстановления города. Уметь приводить примеры мирного подвига ленинградцев на основе текста параграфа, воспоминаний очевидцев, анализа текстовых таблиц. | Фронтальная беседа по вопросам заголовков параграфа, анализ таблицы №3 и 4. | Пар.15 В.№ 4, 5 – на выбор устно | |
19. | «Следы истории…» | Урок закрепления навыка самостоятельной работы с текстом параграфа. | 1 | 1.События 40-50 годов в Ленинграде. 2.Архитектурное наследие 60-70 годов. 3.Общественная жизнь во второй половине 80-ых годов. | «Ленинградское дело», культ личности Сталина, празднование 250 - летия города, общественная жизнь. | Знать события «Ленинградского дела» и культа личности Сталина. Уметь анализировать тексты на стр.190 – 192 и группировать памятники о значимых событиях для всего государства, для жителей города. | Самостоятельная работа. | Пар.16 Устно- вопрос № 4 | |
20. | Ленинград – город новостроек. | Урок-лекция | 1 | 1.Генерадьный план развития Ленинграда 1966 года. 2.Идустриальное строительство. | Охранная зона, морской фасад, панельные дома, спальные районы, ДСК, | Знать основные понятия, выяснить, что в современном облике города осталось от советского периода. Уметь работать с иллюстрациями и картой. | Работа с текстом, иллюстрациями, картой города. | Пар.17сообщения по в. № 5 | |
21. | Ленинград – город «славы трудовой» | Изучение нового материала. | 1 | 1.Ленинград – крупный промышленный центр СССР. 2.Торговля. 3.Ленинград – крупнейший транспортный узел страны. | Промышленный центр, НПО, военные заказы, дефицит, транспортный узел. | Знать особенности экономики города, Уметь делать выводы. | Фронтальный опрос. | пар.18 в.№ 6, 7, 8 | |
22. | Ленинград – центр образования, просвещения, науки. | Изучение нового материала. | 1 | 1.Ленинградская школа 60-80-ых голов. 2.ВУЗы. 3.Центры просвещения. 4. Наука. | Типовые здания школ, правила приёма в школы Лауреаты государственных премий СССР. | Знать условия для получения обязательного образования, центры просвещения. Уметь делать вывод: что нового внесли 60-80 годы в образование. | Работа с текстом. | Пар.19 В.№ 5 - сообщение | |
23. | Город творческой интеллигенции | Изучение нового материала. | 1 | 1.Ленинградские писатели и поэты. 2.Театр и ленинградские актёры. | Официальные творческие Союзы, неформальные объединения. | Знать имена известных литераторов: Д.А.Гранин, Стругацкие, С.Д.Довлатов, И.А.Бродский; актёров: Е.А.Лебедев, Г.А.Товстоногов Уметь определять их вклад в культурное наследие. | Работа в группах – творческие сообщения. | Пар.20 В.№ 5 письменно | |
24. | Город творческой интеллигенции. | Изучение нового материала. | 1 | 1.Музыкальный Ленинград. 2.Киностудия «Ленфильм». | Музыкальные центры СПб, «Ленфильм». | Знать основные достижения Мастеров. Уметь анализировать воспоминания деятелей искусств для характеристики ленинградской интеллигенции. | Работа в группах- творческие сообщения. | Пар.21 В.№ 6 письменно | |
25. | Ленинградцы: их быт и проблемы. | Урок-практикум. | 1 | 1.Состав населения. 2.Управление городом – мегаполисом. 3.Изменения в городском хозяйстве. | Мегаполис, «лимитчики». | Знать изменения в городском хозяйстве. Уметь анализировать данные таблицы, | Работа с таблицами и текстом параграфа. | Пар.22 презентация | |
26. | Ленинградцы: их быт и проблемы | Урок – практикум. | 1 | 1.Повседневный быт ленинградцев. 2.Праздники и свободное время. 3.Портрет ленинградца. | Благосостояние «авоська», | Знать положительные и отрицательные стороны повседневной жизни ленинградцев. Уметь составлять рассказ-описание. | Составить рассказ (презентацию) о жизни родственников в 80-ые годы на основе их воспоминаний, фото. | Пар.23 В.№ 5 по желанию | |
27. | Наш край в 20 веке. Ленинградская область в советское время. | Изучение нового материала. | 1 | 1.Карта Ленинградской области. 2.Основные события 20 века. 3.Сельское хозяйство и промышленность области. 4.Быт жителей области. 5.Памятники культуры на территории области. | «Зимняя война», совхозы, комплексы, «Белогорка», фирма «Лето», клубы, экологическая проблема. | Знать основные события края, уметь характеризовать влияние занятий населения на их быт. | Фронтальный опрос | Пар.24 В.№ 5 творч. задание | |
28. | Повторение темы: «Великий город с областной судьбой» | Урок закрепления навыка сбора информации и составления сообщения. | 1 | 1.СПб – самостоятельный субъект РФ. 2.Влияние СПб на развитие Ленинградской области. 3.Роль Ленинградской области в жизни СПб. | Субъект РФ. | Знать памятные места области, уметь собирать информацию из разных источников, уметь работать с картой и составлять мини-путеводитель по маршруту (стр.246) | Работа в группах: сообщения о памятных местах Ленинградской области. | Тест.№3 Стр.290- 293 | |
Тема№4 «Город, в котором мы живём» | 3 | ||||||||
29. | СПб – один из многих городов мира… | Комбинированный. | 1 | 1.Город – «живой» организм. 2.Всемирное культурное наследие города. 3.Уникальность и неповторимость СПб. | Город, мировое культурное наследие города. | Знать всемирное культурное наследие СПб. Уметь приводить доказательства уникальности и неповторимости города. | Фронтальный опрос, работа с текстом, самостоятельная работа. | Пар.25 В.№4 -эссе | |
30. | СПб – город больших возможностей… | Закрепление навыка самостоятельной работы. | 1 | 1.Участие города в событиях 1991 года. 2.СПб – «северная столица». 3.Генеральный план развития города до 2025 года. | ГКЧП, «северная столица», Генеральный план развития города. | Знать значение новых понятий. Уметь составлять план текста. | Самостоятельная работа - ответить на вопросы, озаглавить подпункты параграфа. | Пар.26 В.№ 6 по желанию | |
31. | Вы – жители Санкт- Петербурга или петербуржцы? | Комбинированный. | 1 | 1.Состав населения СПб. 2.Устав СПб о правах и обязанностях горожан. 3.Портрет типичного жителя Петербурга. | Устав СПб - главный закон нашего города. | Знать основные положения Устава. Уметь на основе анализа составлять характеристику состава населения, портрета жителя города. | Провести социологический опрос. | Пар. 27 Вопросы - устно | |
32. | Повторение темы: «Город, в котором мы живём». | Урок повторения | 1 | 1.Высказывания современников о СПб. 2.Ваше личное отношение к Городу. 3. «Я – житель Ржевки- Пороховых»* | См. тему. | Знать какие проблемы существуют в городе и кто их, и как решает, какие возможности представляет город девятиклассникам Уметь высказывать своё мнение, анализировать своё поведение, делать выводы. | Беседа по итоговым заданиям: стр.293 – 294. | Составить Презентацию: «Мой любимый город…» | |
33. | Контроль знаний и умений | урок контроля знаний и умений. | 1 | СПб –« зеркало российской истории» и «наследник мировых цивилизаций». | Творцы СПб: Природа, Время, Человек. СПб – «зеркало российской истории», «арена истории», многоликий город, «город – музей», «наследник мировых цивилизаций», « место жизни горожан». | Знать основные понятия курса, карту города. Уметь применять полученные умения в повседневной жизни: составлять программу знакомства гостей с городом и провести экскурсию, ориентироваться в городе , поддерживать петербуржский стиль поведения | Фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа: стр.298-304 | Презентация «Я и мой город» | |
34. | Контроль знаний и умений. | Урок контроля знаний и умений. | 1 | СПб – многоликий Город, Город больших возможностей. | См. урок №33 | См. урок №33 | Тестирование, защита презентаций « Я и мой Город» |
Рабочая программа «История и культура Санкт – Петербурга» - 9 класс
Учебник Л.К.Ермолаева, Н.Г.Захарова…«Санкт – Петербурга. История и культура. Часть 2.» 34 часа.
( Е.М.Мухина «Охта. Порховые. Страницы истории.» - краеведческий материал) *
Пальшина Надежда Дмитриевна – учитель истории, лицей 265 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учителя истории и обществознания МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» Попковой Т.Ю.
ПланКонцепция здоровьесберегающего образования.Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.Культура здорового образа жизни личности.Оп...
Рабочая учебная программа по предмету математика для 5 класса УМК под редакцией автора И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.
Данная рабочая программа по математике для 5 класса содержит пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, поурочное календарное планирование....
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 10 класса по курсу автора Н.В. Макаровой
Рабочая программа для 10 класса на 34 часа по курсу Н.В. Макаровой...
Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 11 класса по курсу автора Н.В. Макаровой
Рабочая программа для 11 класса по курсу автора Н.В. Макаровой...
Рабочие программы по истории и обществознанию на 2017-2018 учебный год. Собственные презентации.
Часть РП по новым ФГОСам (от 5 до 7 класса), часть еще по старым......
Рабочие программы по истории и обществознанию и краеведению 2018-2019 учебный год
Материал содержит рабочие программы по истории России для 11 классов....
Рабочие программы по истории и обществознанию 2020 -2021 учебный год
В рабочих программах по истории и обществознанию описаны планируемые результаты обучающихся ,содержание программы и дано календарно-тематическое планирование....