Учебные программы по истории и обществознанию (подлежат редактированию и при цитатах авторы упоминаются).
консультация по обществознанию (10 класс) на тему

Наймарк Елена Александровна

Это программы разных школ Санкт-Петербурга. Надо указыавать авторов и действовать с оглядкой, так как происходит манипуляция правами в отделах кадров.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

     Рабочая программа «История и культура Санкт – Петербурга»   - 8 класс  

                                       

                                         Учебник Л.К.Ермолаева, Н.Г.Захарова…«Санкт – Петербурга. История и культура. Часть 2.»     34 часа.

                                        ( Е.М.Мухина «Охта. Порховые. Страницы истории.»  - краеведческий материал) *    

                                                                                                             Пальшина Надежда Дмитриевна – учитель истории, лицей 265 .

                                     

                                    

                                                                                                           

П/П

Тема урока

тип

Кол

час

Содержание.

Понятия.

Требования

к уровню

подготовки уч-ся.

Вид контроля

Дом.

задание

дата

1.

Введение.

Изучение нового

Материала.

1

1.СПб – столица Российской империи.

2. Наш район – на карте города.

3.Источники изучения СПб.

«золотой век» русской культуры, СПб-центр событий, достижений эпохи, письменные источники, воспоминания, архитектурный облик   города,  топонимы.

Знать источники изучения края, карту районов СПб.

 Уметь объяснить происхождение топонимов, составляющие элементы государственных символов  и символов СПб.

Беседа, составить символы семьи

Тема 4.

Столица

крепостнической  России

( пер.пол.19 века)

15

2.

Карта и облик

СПб пер.пол.19в.

Применение знаний и умений

1

1.Что нового появилось на карте города.

2.Как ориентировались в Петербурге.

3. Облик центра столицы.

Город рек и каналов, город мостов, городские ориентиры, застройка центральных улиц и набережных.

Знать карту рек, каналов, мостов, набережных города и Охты – Пороховых*.  

Уметь определять границы исторического центра города

Индивидуальная работа с картой СПб

П.1стр.13 задание 1,2 - устно

3.

Императорский

город.

Применение знаний и умений

1

1.Памятники, напоминающие об императорах и членах императорской семьи.

2.Императорский двор.

Памятник, императорский двор, придворные, церемониал.

Знать великокняжеские дворцы, характеризовать императорский двор, придворный этикет и церемониал.

Уметь описывать Александровскую колонну, памятник Николаю I

Составить письменную экскурсию -презентацию «Об императорской столице напоминают…»(не более 5 объектов)

П.2 составить

Экскурс.

4.

Столица – центр управления империей.

Изучение нового материала

1

1.Памятники, напоминающие о столичном значении  Петербурга.

2. СПб – военная столица.

3.СПб – религиозный центр.

Чиновники, Сенат, Синод, военная столица, православные соборы, веротерпимость.

Знать органы управления центральной власти, здания, в которых они находились.  

Уметь находить на карте местоположение гвардейских полков,

 на фактах доказывать, что с петровских времён СПб – город веротерпимости.

   

Выяснить,  какой орган власти переведён из Москвы в здание Сената и Синода. Какое это имеет значение для современного,  не столичного  СПб?

П.3

Задание 5 –

устно

5..

История, запечатлённая в памятниках.

Изучение нового материала

1

1.Памятники военной истории.

2.Декабристы и петрашевцы.

3.Празднование 100 летнего юбилея города.

Триумфальная арка, обелиск, юбилей.

Знать памятники   военной истории как хранителей мужества и героизма русских солдат и полководцев: Нарвские ворота, Александровская колонна, Казанский собор, Московские ворота, Спасо-Преображенский собор, Военная галерея Зимнего дворца, Артиллерийский музей.

  Уметь характеризовать их как памятники классицизма.

Устные сообщения о памятниках- работа в группах

П.4

Устно ответить

 на

Вопросы-

Заголовки статей

6.

Город-центр

образования

 и просвещения.

Изучение нового материала.

1

1.Образование дворянских  детей  и детей из недворянских семей.

2.Высшее образование.

3.Обучение девушек.

4.Центры просвещения.

Образованный человек, классическая гимназия,Публичная библиотека, частная библиотека, книжная лавка

Знать какие знания ценились в первой пол.19 века.  Уметь давать характеристику учебным заведениям города.

Уметь видеть связь времён: выяснить, какие учебные заведения 19 века сохранились до наших дней. Сравнить  разницу в образовании разных сословий.

Мини – сочинение  ( сравнить образование 19 века и 21) «Образ молодого образованного петербуржца»

П.5

Стр.43

З. №2

7.

Город-центр

российской

науки

Комбинированный.

1

1.Новые научные центры.

2.История древнего мира на берегах Невы.

3.Ггеографические открытия.

3.Медико-хирургическая  Академия. Больница имени Мечникова.*

Е.М.Мухина.  «Охта. Пороховые. Страницы истории.» (стр. 105)

4.Технические новинки.

Обсерватория, экспозиция, египтология, мемориальная доска

Знать какие источники характеризуют СПб как научный центр, краеведческий материал.

Уметь  работать с картой.

Индивидуальная работа по поиску информации.

П.6

№4 – письм.

8.

Литературный

Петербург.

Применение знаний и умений.

1

1.Аристократические салоны.

2.»Золотой век « русской литературы

3.Памятники поэтам и писателям в СПб.

Культурное наследие, аристократический салон ,литературное кафе, эпистолярное наследие

Знать памятники  писателям и поэтам.

Уметь объяснить значение литературного наследия для жизни людей того времени и для современной культуры.

Работа в группах: выбрать одного из деятелей культуры и выяснить как память о нём сохранилась в СПб:1) в его творениях,2) в скульптурных памятниках, 3) в топонимах, 4) в мемориальных досках.

П.7

пересказ

9.

Театральный

И музыкальный

Петербург

Изучение нового материала.

1

1.Императорские театры.

2.Новое в музыкальной жизни столицы.

3.Памятник М.И.Глинке.

Императорский театр    царская ложа, бенуар, ярусы, партер, оркестр, бельэтаж,  репертуар, филармоническое общество, домашние концерты, аранжировка

 Знать театры столицы.

Уметь описывать устройство театральных залов, выяснить почему в СПб установлен памятник М.и.Глинке.

На выбор:  1) проанализировать современный репертуар одного из театров, выяснить, почему не пропал интерес  к репертуару 150 летней давности?

2) посетить Театральный музей и выступить перед одноклассниками.

П.8

Посе-

щение

музея

10.

СПб-город Мастеров кисти и резца

Применение знаний и умений.

1

1.Академия художеств

2.Живопись.

3.Скульптура.

Живопись, сюжетная картина, жанровая сцена, статуя, бюст , монумент, барельефы, горельефы, классицизм

Знать новые понятия, имена скульпторов и художников.

Уметь составлять сводную таблицу.

Составить таблицу

( задание 4, стр.76)

П.9

З.№4- письм.

11.

Город архитектурных шедевров

Изучение нового материала.

1

1.Архитектурные ансамбли столицы. Классицизм.

2.Карл Росси –гениальный архитектор

3.Классицизм на Охте* ( там же, стр.89)

4.Архитекторы, имена которых связаны с Охтой*

( там же, на выбор – стр.68)

Архитектурный ансамбль, ампир, архитрав, фриз, антамблемент,  карниз, фронтон, капитель, база, каннелюры, цоколь,

Знать архитектурные  стили, ансамбли, уметь показывать их на карте, знать краеведческий материал.

 Уметь объяснять значение архитектурного наследия этого времени для современного СПб.

Продолжить работу над составлением таблицы . (стр.82)

Подготовить сообщение  о К.Росси.

П.10

З.№4

Письм.

12.

Деловой Петербург

Самостоятельная работа.

1

1.Спб – торговый город.

2.Государственные и частные предприятия. Плотина на Пороховых*( там же, стр.57)

3.Николаевский вокзал.

Таможня, склады – Буяны, разносчики товаров, работные люди, деловые люди, Ассигнационный  банк

Знать торговые центры, развитие железнодорожного транспорта, краеведческий материал.

 Уметь работать  с источниками, самостоятельно находить информацию.

Самостоятельная работа. Анализ текста – Почему СПб назван деловым Петербургом?

П.11

Про-

Читать

Пар.

13.

Такие разные петербуржцы, а проблемы общие.

Изучение нового материала.

1

1.Население города.

2.Управление городом.

3.Проблемы петербуржцев.

4. Из истории пожарной охраны на Охте*( там же, стр.33)

Городская дума, генерал-губернатор, управа Благочиния, частные приставы, квартальные надзиратели, околоточные, Съезжий дом, «золотари», «кутузка»

Знать аппарат управления, краеведческий материал.

Уметь 

анализировать проблемы петербуржцев и пути их решения.

Работа с первоисточником - стр.97. ответить на вопросы.

П.12

Составить

Схему

Управ-

ления

14.

Повседневная жизнь петербуржцев

Применение знаний и умений.

1

1.Быт дворян.

2.Неаристократические районы города.

Охта – Пороховые*.

3.Жизнь обитателей неаристократических районов.

4.Жизнь охтян.*

(там же,  стр.17)

Особняк, дворянский этикет, благотворительность, аристократические районы, охтянки,

Знать повседневную жизнь петербуржцев, краеведческий материал.

Уметь работать  с текстовым материалом: находить нужную информацию, высказывать оценочные суждения.

Фронтальный опрос.

Индивидуальные сообщения о жизни Охты и Пороховых

П.13

пересказ

15.

Петербургские традиции

Применение знаний и умений.

1

1.Семейные традиции образованных людей.

2.Зимние развлечения петербуржцев.

3.Летний отдых.

4.Государственные праздники.

5.Церковные праздники, гуляния и развлечения на Охте*

(  там же, стр.143)

Детские праздники, балы, зимние забавы, загородная резиденция,

Знать петербургские традиции, краеведческий материал.

Уметь определять наследие традиций в современных традициях петербуржцев.

Сообщения: «Традиции моей семьи».

П.14

Повт.

тему

16.

Повторение и обобщение темы №4

Итоговый.

1

1.Природа, человек и время в формировании облика СПб.

2.Наследие императорского города в современном СПб.

Всемирное культурное наследие

 Знать основные понятия темы.

Уметь определять значение деятельности Человека в формировании Облика СПб, видеть наследие императорского города в современном СПб.

Выполнить задания к теме №4

( стр.277)

Без

Дом.

задания

Тема

№ 5

Капиталистический

Петербург

14

17.

Изменения на карте и облике города

Применение умений.

1

1.Изменения на карте города.

2.Старинные фотографии об облике города.

3.Охта – Пороховые – рабочая окраина СПб. *( там же, стр.17 – 22)

Капиталистический Петербург, рабочие окраины, двор-колодец.

Знать основные изменения в облике города, краеведческий материал.

Уметь работать  с картой города, умение извлекать информацию  из старинных фотографий.

Описать транспорт нач.20 века, облик центра города.

П.15

Доп.мат.

18.

Столица империи в период перемен

Изучение нового материала.

1

1.СПб во время правления АлександраII и Александра III.

2.СПб и революционное движение.

Памятники императорам, народовольцы, казематы Трубецкого бастиона - политическая  тюрьма

Знать памятники императорам, основные события революционного движения.

Уметь определять место событий в прошлом, закрепить навык составления таблицы.

Самостоятельная работа.

П.16

Сост.

Табл.

19.

СПб – промышленный центр России и Европы

Комбинированный.

1

1.Заводы и фабрики СПб и их продукция.

2. Промышленники города.

3.Промышленность на Охте* ( там же, стр. 53)

Путиловский завод, Н.И.Путилов, династия Нобелей

Знать заводы и фабрики, краеведческий материал.

Уметь показывать их на карте, давать характеристику .

Работа в группах по тексту параграфа.

П.17

З.№4

устно

20.

СПб – финансовая и торговая столица России

Комбинированный.

1

1.Банки города.

2.Центры европейской и всероссийской торговли в СПб.

3.Особенности внутригородской торговли.

4. Петербургские банкиры и купцы.

Банк, товарные биржи, порт, торговые фирмы, рынки, мелочные лавки ,  А.Л.Штиглиц, «Братья Елисеевы», Фаберже* (краеведческий материал)

Знать имена банкиров и купцов, здания на Невском проспекте.

Уметь самостоятельно находить информацию.

Задание  4, 5 на стр.154

Подготовить самостоятельно сообщение о Фаберже, «Самоцветах», пл. Фаберже.

П.18

З.№3

устно

21.

Город учебных заведений и просвещения

Изучение нового материала.

1

1.Реальные и коммерческие училища, народные дома.

2.Гимназия К.И.Мая.

3.Новые высшие заведения.

4.Музеи СПб.

Реальные училища, гимназии, Мариинская женская гимназия, Женские курсы, публичные лекции, Народные дома

Знать характеристику учебных заведений.

Уметь характеризовать учебные заведения города, музеи СПб.

Посетить  один из музеев, подготовить сообщение о том что нового узнал из его экспозиций об истории СПб вт. пол. 19 века

П.19

Посетить

музей

22.

Город технических новинок и научных открытий

Комбинированный.

1

1.Технические изобретения.

2.Памятники воздухоплавания.

3.Памятники учёным и изобретателям в СПб.

4.Судостроение на Охте*  (там же, стр.38)

Технический прогресс, топонимы: Можайская, Воздухоплавательная, Комендантский аэродром, Л.М.Мациевич, Д.И.Менделеев, Н.Н.Миклухо – Маклай, Н.М.Пржевальский, С.П.Боткин, И.П.Павлов, И.И.Мечников

Знать памятники, краеведческий материал.

Уметь объяснить происхождение топонимов, показывать их на карте современного города.

Задание №5, стр.173

П.20

З.№5

Письм.

23.

Памятные литературные места

Изучение нового материала.

1

1.Типографии и издательства.

2.Памятники петербургским поэтам и писателям, мемориальные доски.

3.Литературные центры города.

4.Имена писателей и поэтов, связанных с Охтой* ( там же, стр.127)

Типография А.Ф.Маркса, издательства А.С.Суворина, П.П.Сойкина, Брокгауза и Ефрона, мемориальные доски, музей – квартира Н.А.Некрасова, Ф.М.Достоевского, Литераторские мостки, литературные центры «серебряного века», литературное кафе «Бродячая собака»

Знать памятники поэтам и писателям, их произведения, краеведческий материал.

Уметь высказывать оценочные суждения.

Сочинение-размышление-

Справедливо ли утверждение о том, что литературные произведения отражают Время? Аргументируйте своё мнение.

П.21

Сочинен.

24.

Петербургский театральный, музыкальный мир…  и кино

Изучение нового материала.

1

1.Императорский Мариинский театр.

2.Музей – квартира Ф.И.Шаляпина.

3.Драматический театр Суворина

4.Петербургская Консерватория.

5.Памятники деятелям театрального и музыкального искусства.

6.Театры на Охте и Пороховых* ( там же, стр.141)

Русские драматурги: Островский, Чехов, Горький; композиторы: Чайковский,  Римский – Корсаков, Бородин, А.Г.Рубинштейн;  Анна Павлова, Ф.И.Шаляпин, памятники,  бюсты, мемориальные доски деятелям  искусства, кинематограф – «Аквариум»

Знать какие театральные традиции и почему  дошли до наших дней, какие современные театры напоминают о прошлом, краеведческий материал.

Уметь извлекать информацию из текстового источника.

Работа с текстовым источником - стр. 191. Ответить на вопросы.(письменно)

П.22

Анализ

текста

25.

Центры художественной культуры столицы

Комбинированный.

1

1.Академя художеств – центр живописи.

2.Новые центры живописи.

3.И.Е.Репин и Охта*

( там же, стр.135)

4.Скульпторы и их творения в СПб.

5.Памятники скульптуры на Охте*

( там же, стр.111)

Реализм, «Товарищество передвижных художественных выставок», А.И.Крамской, И.Е.Репин, А.И.Куинджи, Н.К.Рерих, музей Пенаты», С.П.Дягилев, «Русские сезоны», памятники: Николаю I, Александру III, Екатерине II, монументы учёным, литераторам, музыкантам, династия Бенуа

Знать основные черты реализма, краеведческий материал.

 Уметь характеризовать памятники Николаю I и  Екатерине II как скульптурные произведения и как источники о персональных данных.

Подготовить сообщения о Репине.

П.23

З. №1

устно

26.

Многоликий архитектурный облик Петербурга

Изучение нового материала.

1

1.Эклектика.

2.Модерн.

3.Адреса модерна на Охте* ( там же, стр.91, 96)

4. Дача Безобразова и их владельцы. Уткина дача.*

( там же. стр.97, 100)

Брандмауэры, разноликость  зданий, основные черты эклектики и модерна, М.Е.Месмахер, Ф.И.Лидваль, майолика, «чугунное кружево»

Знать элементы эклектики и модерна, здания, построенных в этих стилях, краеведческий материал.

Уметь определять архитектурный стиль, соотносить с архитектурным памятником.

Проверочная работа: определить архитектурный стиль.

П.24

Под.к провероч-ной работе.

27.

Петербургские жители

Применение  умений.

1

1.Социальный и национальный состав города.

2.Храмы разных религий.

3. Илия, что на Пороховых* (  там же, стр.103)

4.Управление.

5.Транспорт.

6.Технические новинки.

Многонациональный СПб, градоначальник, городовые, Охранное отделение полиции, общественный транспорт, санитарное состояние, «петербургская речь»

Знать храмы разных религий, краеведческий материал.

Уметь провести анализ состава населения по таблице, рассказывать о новшествах, дошедших до наших дней.

Презентация «СПб – город всех религий»

П.25

Составить

Презент.

28.

Многоликий Петербург

Изучение нового материала.

1

1.Дворцы и особняки.

2.Доходные дома и их обитатели.

3. Повседневная жизнь рабочих.

4.Жители петербургского «дна».

5.Модные салоны.

Петербургский стиль поведения, дворец Дервиза, домовладелец, старший дворник, швейцар, «рабочие городки», «снять угол или койку», ночлежные дома, городские свалки: «Куликово поле», «Горячее поле», «дачи» - городские парки – место обитания, опустившихся на «дно»

Знать особенности жизни разных слоёв населения на основе изучения текстового материала.

 Уметь проводить аналогию с современным СПб.

Пересказ текста         « О чём помнят доходные дома?»

Можно ли их называть памятниками культурного наследия города?

П.26

пересказ

29.

В свободное от работы время

Применение знаний и умений.

1

1.Виды отдыха и развлечений горожан.

2.Спортивная жизнь города.

3.Праздничные традиции.

4.Первый русский курорт на Полюстровских источниках*

( там же, стр.147)

Званые вечера, цирк Чинизелли на Фонтанке, эстрада в Озерках, парки и скверы для прогулок, Крестовский остров- центр спортивной жизни, 1910 год – футбольная команда «Зенит» ( на Обуховском  заводе), катки, купальни, Шахматное общество, «Ёлки», катание на чухонских санях, катали, балаганы, Петрушка

Знать традиции петербуржцев, краеведческий материал.

Уметь анализировать текст параграфа, выяснить  какие виды отдыха, традиций являются наследием для современного СПб.

Сочинение                  « Праздничные и спортивные традиции моей семьи.»

П.27

 Соч.

Письм.

30.

Последние десятилетия Российской империи

Комбинированный.

1

1.Памятники НиколаюII в СПб.

2.Ппразднование 200-летия СПб, 300-летия воцарения династии Романовых.

3.Открытие памятника Петру Великому на Охте.*

4.Памятники революционных событий.

Царское село, Александровский дворец – резиденция императора, русско – японская война, памятник «Стерегущему», «Кровавое воскресенье», памятник Жертвам 9 января 1905 года, Петроград, I мировая война,  Февральская революция, Марсово поле

Знать памятники того времени, краеведческий материал.

Иметь представление об исторических событиях последних десятилетий императорской России.

 Уметь работать с картой, давать оценочную характеристику.

Выскажи своё мнение, выполнив задание №1, стр.253

П.28

Прочит.

31.

Повторение и обобщение темы №5

Повторительно – обобщающий.

1

1.СПб второй половины 19 – начала 20 века –«зеркало»  и «арена» исторических событий

2.Памятники промышленной архитектуры в современном облике города.

3.Наследие достижений и традиций в современной жизни СПб.

С Пб –« зеркало» и  «арена»  исторических событий, памятники промышленной архитектуры – часть культурного наследия города, значимость в современной жизни культурных достижений и традиций вт. пол.19 века – нач.20

Знать культурное и историческое наследие СПб.

Уметь характеризовать памятники промышленной архитектуры.

Самостоятельная работа – стр.289.

Без.д/з.

Тема №6

Наш край в 19 – начале 20 века

2

32.

Жизнь нашего края в 19 -  нач. 20 века

Защита творческих работ.

1

1.Дороги губернии.

2. Уездные города.

3.Мир русской усадьбы.

Экология, бечевники, станционный смотритель, почтовая станция, почтовые тракты, железные дороги края, водные пути, Луга, Шлиссельбург, Тихвин – уездные города, уездный быт крестьян, усадьбы- «родовые гнёзда», Приютино, Сиверская, музей-усадьба В.В.Набокова, Н.К.Рериха,

Знать источники о Петербургской губернии.

 Уметь

 извлекать информацию из текста учебника, анализировать  и составлять описание по заданиям.

Групповая работа: 1) « В чём сходство и различие в жизни тихвинцев и петербуржцев?»

2) «Мир русской усадьбы» - составить рассказ от имени…

3) заполнить таблицу «Уездный город Петербургской губернии»                    ( стр.265)

П.29

Прочит.

Составить

рассказ

33.

Вокруг Петербурга

Обобщающий.

1

1.Рабочие пригороды СПб.

2.Дачные районы.

3.Изменения в «жемчужном ожерелье» Петербурга.

Сестрорецк, Колпино, Красное село, Гатчина, Ириновка, Отрадный, Автово, Охта, Пороховые, Кронштадт-рабочие окраины СПб; Каменный остров, Лесной, Озерки, Удельное, Алексаедровка, Лигово, Старая деревня – дачные пригородыСПб;  санаторий Сестрорецкий курорт, дворцово-парковский ансамбль Царского села, Петергофа, Павловска

Знать рабочие пригороды, дачные районы, дворцово – парковые ансамбли.

Уметь  находить информацию, работать с картой, составлять описание историко –архитектурных объектов.

Составить по желанию  рассказ – описание на основе текста (стр.268) и личных впечатлений           « Дачная жизнь вчера и сегодня»

П.30

Рассказ

Устно

по плану.

Составить

Презент.

34.

Итоговое повторение

Итоговый.

1

1.Изменения в жизни города и края к началу 20 века.

2. Культурное наследие эпохи в современной жизни города.

Культурное наследие

Знать и видеть в исторически – архитектурном облике современного СПб и традициях петербуржцев культурное наследие  предшествующей эпохи.

 Уметь делать выводы, анализировать, искать нужную информацию, составлять презентацию.

На выбор: индивидуальная и групповая презентация на темы:  «…( имя поэта, художника, учёного архитектора) – символ СПб  19 – начала 20 века»

№ п/п

Тема.

Тип урока

Кол

Час.

Содержание.

Понятия.

Требования

к уровню

подготовки уч-ся

Вид контроля

Дом

задание

дата

1.

Введение.

Урок повторения.

1

1.Общая характеристика эпохи.

2.Источники знаний.

«Зеркало» и «арена» истории.

Знать значение слов: культура, памятники культурного наследия, традиции, наш край, краеведение

Уметь применять при характеристике культурного наследия города.

Объяснить значение слов.

Тема 1.

Петроград – Ленинград: 1917 - 1941

10

2.

Петроград – колыбель Октября

Изучение нового материала.

1

 1.События осени 1917

2.Захват власти большевиками 24-25 октября 1917 г.

3.Исторические события в Смольном институте и Таврическом дворце.

4. Последствия октябрьских событий.

 5.Перенос столицы в

Москву.

Временное правительство,

Большевики, Смольный – штаб революции, гражданская война,

Мемориал на Марсовом поле.

Знать представление об основных событиях 1917 года.

  Уметь

находить революционные события в топонимах Красногвардейского района.

Высказать собственное мнение по поводу повреждения памятника В.И.Ленину у Финляндского вокзала.

Пар. 1.

Вопр.

№1, №6  -по желанию

3.

В истории города – история страны.

Изучение нового материала.

1

1.События военного коммунизма в городе.

2.Кронштадский мятеж

3.Петроград в годы НЭПа.

3.Переименование Петрограда в Ленинград.

4.Ленинград – «флагман индустриализации».

5.Репрессии.

6.Принятие Конституции 1936 г.

Военный коммунизм,

Мятеж, «флагман индустриализации»,

«Большой дом», оппозиция, Конституция.

Знать

представление об основных событиях.

 Уметь

работать с текстом: ответы на вопросы.

Ответить на вопросы-заголовки статей параграфа.

Пар. 2.

Вопросы

№3, 4 –устно

4.

Облик Ленинграда – зеркало эпохи.

Изучение нового материала

1

1.Облик послереволюционного Петрограда .

2.Изменения в облике Ленинграда. Жилмассивы.

3.Генеральный план Ленинграда.

Границы города, новые кварталы, Градостроительный план,

 Конструктивизм.

Знать архитектурное наследие,

 уметь показывать на карте города памятники конструктивизма.

сообщения  о памятниках конструктивизма.

Пар. 3.

Вопр.№ 5

Письменно

5.

Ленинград – экономический центр социалистического государства.

Комбини-

рованный.

1

1.Восстановление промышленности города.

2.Успехи промышленности.

3.Ленинградская торговля.

Национализация, государственная и кооперативная торговля.

 Знать  экономические предприятия.

Закрепить навык поиска информации.

Выяснить, какие предприятия Красногвардейского района работали в 20-30-ые годы – работа с первоисточниками.

Пар.4.

Вопросы-

устно

6.

Ленинград – центр советского образования и просвещения.

Изучение

Нового

материала

1

1.Учебные заведения  советского образования.

2.Задачи советской школы.

3.Вузы.

5.Центры просвещения.

6.Новые музеи города.

Воспитание нового человека, пионерская организация, пионер, рабфаки, Дом культуры, Дворец пионеров.

Знать,  чем отличалось обучение и воспитание  в советской школе от дореволюци-

онной.

Уметь  характеризовать

значение пионерской организации в воспитании чувства патриотизма у школьников.

Записать воспоминания старших о пионерском детстве или

составить анкету.

Пар. 5.

сообщения

7.

Научные центры и учёные социалистического Ленинграда.

Урок - практикум

1

1.Научно – исследовательские институты.

2.Памятники ленинградским учёным.

НИИ, «Дом академиков», «Дом учёных».

Знать топонимы и памятники  учёным в СПб.

Уметь составлять сводную таблицу.

Используя текст параграфа и другие источники информации заполнить таблицу - стр.71

Пар.6

таблица

8.

Старые и новые традиции в художественной культуре.

Комбини-рованный.

1

1.Поэты и писатели Ленинграда.

2.Театр. Балет.

3.Музыкальные центры.

«социалистический реализм»

Знать старые и новые традиции в худ. культуре.

Уметь анализировать  и составлять презентации на заданную тему.

По вариантам: составить презентации – 1)По следам поэтов и писателей. 2)По музыкальным театрам. 3)К «великому воспитателю», как на праздник.

Пар.7

В.№ 7 – письменно

№8 –по желанию

9.

Старые и новые традиции в художественной культуре.

Практикум.

1

1.Живопись.

2.Скульптура.

3.Архитектура.

4.Кино.

Картины Русского музея -  «Окно» в эпоху 20 – 30-ых годов. Кино – важнейший вид искусства.

Знать как произведения живописи, скульптуры, архитектуры отражают эпоху 20 – 30-х годов.

 Уметь показывать их на карте СПб.

Составить программу посещения музеев или маршруты прогулок  для гостей города.

Пар.8

В.№ 11 - письменно

10.

Место жительства-Петроград -Ленинград (1921-1941)

Комбини  -рованный

1

1.Управление города.

2.Проблемы городского хозяйства.

3.Успехи в городском хозяйстве.

Петросовет – Ленсовет-Ленгорсовет, Ленгорисполком, райсоветы.

Знать органы управления городом. 

Уметь

 делать вывод о причинах сохранившихся проблем  в городском хозяйстве  современного СПб

Ответить на вопросы-заголовки статей параграфа.

Пар.9

устно

11.

Жизнь горожан в советском Петрограде – Ленинграде.

Закрепление практических умений.

1

1.Изменения в составе населения города.

2.Решение жилищной проблемы.

3.Повседневный быт.

4.Советские праздники.

«Бывшие», «Лишенцы», коммуналка, карточки на продукты питания и промышленные товары.

Знать жизнь горожан в советском городе. Уметь 

описывать быт жителей города, анализировать текст, высказывать своё мнение.

Практическая работа с текстами воспоминаний на выбор – стр. 115-119: ответить на вопросы.

Пар.10

В.№ 4 устно

12.

Повторение темы

«Петроград – Ленинград: 1917 – 1941.

Обобщение и системати-

зация знаний.

1

1.Советские изменения в городе: плюсы и минусы…

2. Культурное наследие советского довоенного Ленинграда.

Культурное наследие.

Знать исторические события, изменившие значение и жизнь нашего города в изучаемый период.

Уметь составлять план-памятку посещения музея, отзыв.

Посетить музей С.М Кирова.

Тест№1

Стр.285-

288

Тема №2 Ленинград в годы Великой Отечественной

войны.

4

13.

«Идёт война народная»

Урок-лекция.

1

 1.Начало Великой Отечественной войны.

2.Установление Блокады Ленинграда.

3.Бои за Ленинград в 1941-1942 г.г.

4.Операция «Искра».

5.Снятие Блокады.

Отечественная война,

мобилизация, народное ополчение,

Блокада, операция

«Искра».

Знать памятные годы Блокады: 8 сентября 1941 год, 18 января 1943, 27 января 1944. Основные сражения Ленинградской битвы, командующие  Ленинградским фронтом.

Уметь работать со схемами.

Работа в группах.

Пар.11

В.№ 6 и 7 на выбор письменно

14.

«Весь израненный, в снежном инее…»

Комбини-рованный.

1

1.Подготовка города к защите.

2.Военный облик Ленинграда.

3.Разрушение городского хозяйства. Бытовые трудности.

Оборонительные рубежи, маскировка города, эвакуация.

Знать место Ленинграда в стратегических планах фашистского командования.

Уметь рассказывать о военном облике Ленинграда, бытовых  трудностях жителей города.

Фронтальный опрос,

Работа с фрагментами воспоминаний

Пар.12

В.№ 6 по желанию

15.

«Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…»

Комбини-рованный.

1

1.Трагические дни первой Блокадной зимы.

2.Жизнь Блокадного города.

3.Знаменитые ленинградцы.

Переход промышленности на военные рельсы, «карточки».

Знать примеры повседневного мужества и героизма ленинградцев.

Уметь обосновать своё мнение: «Почему ленинградцы так отчаянно защищали город?»

Посетить музей «Блокады Ленинграда», памятники и памятные места города, связанные с Блокадой, написать отзыв.

Пар.13

В.№ 2 - письменно

16.

«Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…»

Комбини-

рованный.

1

1. «Дорога жизни».

2.Наш район в годы Блокады.*

«Дорога жизни».

Знать 

расположение на карте «Дороги Жизни» , промышленные предприятия района. Знать вклад промышленности района в победу над врагом. Уметь обосновать своё мнение: «Можно ли назвать повседневную  блокадную жизнь ленинградцев  - подвигом?»

 Уметь составлять таблицу.

Составить таблицу:

«Промышленность района в годы Блокады», сообщения о «Дороге жизни» по плану.

Пар.14

Сообщения, повторить тему

17.

Повторение темы:

«Ленинград в годы Великой Отечественной войны».

Обобщение и

систематизация знаний.

1

1.Ленинград – город-

Герой. Жители блокадного Ленинграда – носители памяти о героических и трагических событиях.

2.Моя семья в годы Великой Отечественной войны.

3. «Зелёный пояс Славы».

Город – Герой, «Житель блокадного города» – блокадник.

Патриот, патриотизм

«Зелёный пояс Славы»

Знать памятники

«Зелёного пояса Славы», памятники Блокады на территории Красногвардейского района, улицы района, названные именами Героев Советского Союза.

Уметь показывать  на карте, составлять презентацию, записывать и оформлять воспоминания.

Сочинение на основе воспоминаний родственников: «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» - по желанию.

Сообщения о памятниках Блокады

Презентация: «Дорога жизни»

Тес т № 2

Стр.288-

290

Тема №3 «Великий  город  с областной судьбой».(1945-1991)

10

18.

Подвиг восстановления

Изучение

нового

материала

1

1.Последствия Блокады.

2.Возвращение к мирной жизни.

3.Генеральный план восстановления и развития Ленинграда.

Последствия Блокады, Генеральный план восстановления и развития Ленинграда.

Знать в чём заключался подвиг восстановления города. Уметь приводить примеры мирного подвига ленинградцев на основе текста параграфа, воспоминаний очевидцев, анализа текстовых  таблиц.

Фронтальная беседа по вопросам заголовков параграфа, анализ таблицы №3 и 4.

Пар.15

В.№ 4, 5 – на выбор устно

19.

«Следы истории…»

Урок закрепления навыка самостоятельной работы с текстом параграфа.

1

1.События 40-50 годов в Ленинграде.

2.Архитектурное наследие 60-70 годов.

3.Общественная жизнь во второй половине 80-ых годов.

«Ленинградское дело», культ личности Сталина, празднование 250 - летия города, общественная жизнь.

Знать  события «Ленинградского дела» и культа личности Сталина. Уметь

 анализировать тексты на стр.190 – 192 и группировать памятники о значимых событиях для всего государства, для жителей города.

Самостоятельная работа.

Пар.16

Устно- вопрос № 4

20.

Ленинград – город новостроек.

Урок-лекция

1

1.Генерадьный план развития Ленинграда 1966 года.

2.Идустриальное строительство.

Охранная зона, морской фасад, панельные дома, спальные районы, ДСК,

Знать основные понятия, выяснить, что в современном облике города осталось от советского периода. Уметь работать с иллюстрациями и картой.

Работа с текстом, иллюстрациями, картой города.

Пар.17сообщения по в. № 5

21.

Ленинград – город

«славы трудовой»

Изучение нового материала.

1

1.Ленинград – крупный промышленный центр СССР.

2.Торговля.

3.Ленинград – крупнейший транспортный узел страны.

Промышленный центр, НПО, военные заказы, дефицит, транспортный узел.

Знать особенности экономики города,

Уметь делать выводы.

Фронтальный опрос.

пар.18

в.№ 6, 7, 8

22.

Ленинград – центр образования, просвещения, науки.

Изучение нового материала.

1

1.Ленинградская школа 60-80-ых голов.

2.ВУЗы.

3.Центры просвещения.

4. Наука.

Типовые здания школ, правила приёма в школы Лауреаты государственных премий СССР.

Знать условия  для получения обязательного образования, центры просвещения.

Уметь делать вывод: что нового внесли 60-80 годы в образование.

Работа с текстом.

Пар.19

В.№ 5 - сообщение

23.

Город творческой интеллигенции

Изучение нового материала.

1

1.Ленинградские писатели и поэты.

2.Театр и ленинградские актёры.

Официальные творческие Союзы, неформальные объединения.

Знать имена известных литераторов: Д.А.Гранин, Стругацкие, С.Д.Довлатов, И.А.Бродский; актёров: Е.А.Лебедев, Г.А.Товстоногов Уметь определять их вклад в культурное наследие.

Работа в группах – творческие сообщения.

Пар.20

В.№ 5 письменно

24.

Город творческой интеллигенции.

Изучение нового материала.

1

1.Музыкальный Ленинград.

2.Киностудия «Ленфильм».

Музыкальные центры СПб, «Ленфильм».

Знать основные достижения Мастеров. Уметь анализировать воспоминания деятелей искусств

для характеристики ленинградской  интеллигенции.

Работа в группах- творческие сообщения.

Пар.21

В.№ 6 письменно

25.

Ленинградцы: их быт и проблемы.

Урок-практикум.

1

1.Состав населения.

2.Управление городом – мегаполисом.

3.Изменения в городском хозяйстве.

Мегаполис, «лимитчики».

Знать изменения в городском хозяйстве. Уметь анализировать данные таблицы,

Работа с таблицами и текстом параграфа.

Пар.22

презентация

26.

Ленинградцы: их быт и проблемы

Урок – практикум.

1

1.Повседневный быт ленинградцев.

2.Праздники и свободное время.

3.Портрет ленинградца.

Благосостояние «авоська»,

Знать положительные и отрицательные стороны повседневной жизни ленинградцев. Уметь составлять рассказ-описание.

Составить рассказ

(презентацию) о жизни родственников в 80-ые годы на основе их воспоминаний, фото.

Пар.23

В.№ 5 по желанию

27.

Наш край в 20 веке. Ленинградская область в советское время.

Изучение нового

материала.

1

1.Карта Ленинградской области.

2.Основные события 20 века.

3.Сельское хозяйство и промышленность области.

4.Быт жителей области.

5.Памятники культуры на территории области.

«Зимняя война», совхозы, комплексы, «Белогорка», фирма «Лето», клубы, экологическая проблема.

Знать основные события края,  уметь характеризовать влияние занятий населения на их быт.

Фронтальный опрос

Пар.24

В.№ 5 творч. задание

28.

Повторение темы:

«Великий город

 с областной судьбой»

Урок  закрепления навыка  сбора информации и составления  сообщения.

1

1.СПб – самостоятельный субъект РФ.

2.Влияние СПб на развитие Ленинградской области.

3.Роль Ленинградской области в жизни СПб.

Субъект РФ.

Знать памятные места области,  уметь собирать информацию из разных источников,

уметь работать с картой и составлять мини-путеводитель по маршруту (стр.246)

Работа в группах: сообщения о памятных местах Ленинградской области.

Тест.№3

Стр.290-

293

Тема№4 «Город, в котором мы живём»

3

29.

СПб – один из многих городов мира…

Комбинированный.

1

1.Город – «живой» организм.

2.Всемирное культурное наследие города.

3.Уникальность и неповторимость СПб.

Город,  мировое культурное наследие города.

Знать всемирное культурное наследие СПб.

Уметь приводить доказательства уникальности и неповторимости города.

Фронтальный опрос, работа с текстом, самостоятельная работа.

Пар.25

В.№4 -эссе

30.

СПб – город больших возможностей…

Закрепление навыка самостоятельной работы.

1

1.Участие города в событиях 1991 года.

2.СПб – «северная столица».

3.Генеральный план развития города до 2025 года.

ГКЧП, «северная столица», Генеральный план развития города.

Знать значение новых понятий.

Уметь составлять план текста.

Самостоятельная работа - ответить на вопросы,  озаглавить подпункты параграфа.

Пар.26

В.№ 6 по желанию

31.

Вы – жители Санкт- Петербурга или петербуржцы?

Комбинированный.

1

1.Состав населения СПб.

2.Устав СПб о правах и обязанностях горожан.

3.Портрет типичного жителя Петербурга.

Устав СПб - главный закон нашего города.

Знать основные положения Устава.

Уметь  на основе анализа составлять характеристику состава населения, портрета жителя города.

Провести социологический опрос.

Пар. 27

Вопросы - устно

32.

Повторение темы:

«Город, в котором мы живём».

Урок повторения

1

1.Высказывания современников о СПб.

2.Ваше личное отношение к Городу.

3. «Я – житель Ржевки-

Пороховых»*

См. тему.

Знать  какие проблемы существуют в городе и кто их, и как решает, какие возможности представляет город девятиклассникам

Уметь высказывать своё мнение, анализировать своё поведение, делать выводы.

Беседа по итоговым заданиям: стр.293 – 294.

Составить

Презентацию: «Мой любимый город…»

33.

Контроль знаний и умений

урок контроля знаний и умений.

1

СПб –« зеркало российской истории» и «наследник мировых цивилизаций».

Творцы СПб: Природа, Время, Человек. СПб – «зеркало российской истории», «арена истории», многоликий город, «город – музей», «наследник мировых цивилизаций»,         « место жизни горожан».

Знать основные понятия курса, карту города.

Уметь применять полученные умения в повседневной жизни:  составлять программу знакомства гостей с городом и провести экскурсию, ориентироваться в городе , поддерживать петербуржский стиль поведения

Фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа: стр.298-304

Презентация

«Я и мой город»

34.

Контроль знаний и умений.

Урок контроля знаний и умений.

1

СПб – многоликий Город,  Город больших возможностей.

См. урок №33

См. урок №33

Тестирование, защита презентаций « Я и мой Город»

Рабочая программа «История и культура Санкт – Петербурга»   - 9 класс  

                                       

                                         Учебник Л.К.Ермолаева, Н.Г.Захарова…«Санкт – Петербурга. История и культура. Часть 2.»     34 часа.

                                        ( Е.М.Мухина «Охта. Порховые. Страницы истории.»  - краеведческий материал) *    

                                                                                                             Пальшина Надежда Дмитриевна – учитель истории, лицей 265 .

                                     

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учителя истории и обществознания МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» Попковой Т.Ю.

ПланКонцепция здоровьесберегающего образования.Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.Культура здорового образа жизни личности.Оп...

Рабочая учебная программа по предмету математика для 5 класса УМК под редакцией автора И.И.Зубарева, А.Г.Мордкович.

Данная рабочая программа по математике для 5 класса содержит пояснительную записку, учебно-тематическое планирование, поурочное календарное планирование....

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 10 класса по курсу автора Н.В. Макаровой

Рабочая программа для 10 класса на 34 часа по курсу Н.В. Макаровой...

Рабочая учебная программа по информатике и ИКТ для 11 класса по курсу автора Н.В. Макаровой

Рабочая программа для 11 класса по курсу автора Н.В. Макаровой...

Рабочие программы по истории и обществознанию на 2017-2018 учебный год. Собственные презентации.

Часть РП по новым ФГОСам (от 5 до 7 класса), часть еще по старым......

Рабочие программы по истории и обществознанию и краеведению 2018-2019 учебный год

Материал содержит рабочие программы по истории России для 11 классов....

Рабочие программы по истории и обществознанию 2020 -2021 учебный год

В рабочих программах по истории и обществознанию описаны  планируемые  результаты обучающихся ,содержание программы и дано календарно-тематическое  планирование....