Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учителя истории и обществознания МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» Попковой Т.Ю.
статья по мхк по теме
План
- Концепция здоровьесберегающего образования.
- Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.
- Культура здорового образа жизни личности.
- Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».
- Классификация здоровьесберегающих технологий.
- Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Урок Мировой художественной культуры – как пример морально-нравственного воспитания учащихся.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация здоровьесберегающих технологий в учебном процессе учителя истории и обществознания МОУ «СОШ п. Горный Краснопартизанского района Саратовской области» Попковой Т.Ю.
План
- Концепция здоровьесберегающего образования.
- Понятие «здоровье» как основополагающее в характеристике данного типа образовательных технологий.
- Культура здорового образа жизни личности.
- Определение понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии».
- Классификация здоровьесберегающих технологий.
- Методическое сопровождение деятельности педагога по реализации здоровьесберегающих образовательных технологий.
- Урок Мировой художественной культуры – как пример морально-нравственного воспитания учащихся.
Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом.
Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Физическое здоровье:
*это совершенство саморегуляции в организме, гармония физиологических процессов, максимальная адаптация к окружающей среде ( педагогическое определение) ( что предстоит мне осуществить в 5 –х классах- т.е. адаптация учащихся 5 классов к новым условиям и требованиям преподавания );
* это состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции (медицинское определение).
Психологическое здоровье:
*это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности (педагогическое определение) - К этому стремятся все педагоги;
* это состояние психической сферы, основу которой составляет статус общего душевного комфорта, адекватная поведенческая реакция (медицинское определение). На каждом уроке учитель стремиться создать атмосферу комфорта, взаимопонимания, доброжелательности - так легче добиться положительных результатов обучения.
Социальное здоровье - это здоровье общества, а также окружающей среды для каждого человека. Чтобы добиться социального здоровья – я слежу за порядком в классе, школе, стараюсь сделать класс более эстетически привлекательным.
Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно – информационной сферы в жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Через уроки обществознания, личностные примеры в истории я прививаю определенную систему ценностей, мотивы поведении учащихся. С нравственным здоровьем связана духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты – на это направлены все мои уроки МХК.
Духовное здоровье – ситема ценностей и убеждений. На это направлены все уроки истории, обществознания и МХК.
Здоровье учащегося, в первую очередь, зависит от стиля жизни. Этот стиль персонифицирован. Он определяется социально-экономическими факторами, историческими, национальными и религиозными традициями, убеждениями, личностными наклонностями. Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленность усилий личности в сохранении и укреплении индивидуального и общественного здоровья.
Здоровый образ жизни:
*благоприятное социальное окружение;
*духовно-нравственное благополучие;
*оптимальный двигательный режим;
*закаливание организма;
*рациональное питание;
*личная гигиена;
*отказ от вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотических веществ);
*положительные эмоции.
Приведенные характеристики позволяют сделать вывод, что культура здорового образа жизни учащегося – это часть общей культуры человека, которая отражает его системное и динамическое состояние, обусловленное определенным уровнем специальных знаний, физической культуры. Социально-духовных ценностей, приобретенных в результате воспитании и самовоспитания, образования, мотивационно-ценностной ориентации и самообразования, воплощенных в практической жизнедеятельности, а также в физическом и психофизическом здоровье.
Здоровьесберегающие технологии я реализую также на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным фаторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающего в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровье сберегающие образовательные технологии»- это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией также понимают систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.) В эту систему входит:
- Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющими данными.
- Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной возрастной группы.
- Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
- Использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Основными компонентами здоровьесберегающей технологии выступают:
*аксиологический, проявляющийся в сознании учащимися высшей ценности своего здоровья, убежденности в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирование мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определенной системы духовных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психологического развития человека, его взаимоотношение с самим собой, природой, окружающим миром. Таким образом, воспитание как педагогический процесс направляется на формирование ценностно- ориентированных установок на здоровье, здоровьесбережение и здравотворчество, построенных как неотъемлемая часть жизненных ценностей и мировоззрения. В этом процессе у человека развивается эмоциональное и вместе с тем осознанное отношение к здоровью, основанное на положительных интересах и потребностях. Этот компонент здоровьесберегающей технологии вырабатывается у учащихся к старшим классам.
*гносеологический, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровьесбережения знаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственного здоровья, к изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма. Это происходит благодаря процессу формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека, овладению умения сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценке формирующих его факторов, усвоению знаний о здоровом образе жизни и умений его построения. Этот процесс направлен на формирование системы научных и практических знаний, умений и навыков поведения в повседневной деятельности обеспечивающих ценностное отношение к личному здоровью и здоровью окружающих людей. Все это ориентирует школьника на развитие знаний, которые включают факты, сведения, выводы, обобщения об основных направлениях взаимодействия человека с самим собой, с другими людьми и окружающим миром. Они побуждают человека заботиться о своем здоровье, вести здоровый образ жизни, заранее предусматривать и предотвращать возможные отрицательные последствия для собственного организма и образа жизни.
*здоровьесберегающий, включающий систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой. Особая роль в этом компоненте отводится соблюдению режима дня, режима питания, чередования труда и отдыха, что способствует предупреждению образования вредных привычек, функциональных нарушений заболеваний, включает в себя психогигиену и психопрофилактику учебно-воспитательного процесса, использование оздоровительных факторов окружающей среды и ряд специфических способов оздоровления ослабленных. Эти навыки должны прививаться у детей с самого раннего возраста, а в школе дополняться и развиваться. Без помощи родителей мы- учителя не сможем привить некоторые здесь перечисленные навыки и умения.
*эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов - эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля- психологический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющийся в преодолении трудностей и препятствий к поставленной цели. Личность с помощью воли может осуществлять регуляцию и саморегуляцию своего здоровья. Воля является чрезвычайно важным компонентом, особенно в начале оздоровительной деятельности, когда здоровый образ жизни еще не стал внутренней потребностью личности, а качественные и количественные показатели здоровья еще рельефно не выражаются. Он направлен на формирование опыта взаимоотношений личности и общества. В этом аспекте эмоционально-волевой компонент формирует такие качества личности, как организованность, дисциплинированность, долг, честь, достоинство. Эти качества обеспечивают функционирование личности в обществе, сохраняют здоровье, как отдельного человека, так и всего коллектива.
*экологический, учитывающий то, что человек как биологический вид существует в природной среде, которая обеспечивает человеческую личность определенными биологическими, экономическими и производственными ресурсами. Кроме того, она обеспечивает её физическое здоровье и духовное развитие. Осознание бытия человеческой личности в единстве с биосферой раскрывает зависимость физического и психического здоровья от экологических условий. Рассмотрение природной среды как предпосылки здоровья личности позволяет нам внести в содержание здравотворческого воспитания формирование умений и навыков адаптации к экологическим факторам. К сожалению, экологическая среда образовательных учреждений не всегда юлагоприятна для здоровья учащихся. Общение с миром природы способствует выработке гуманистических форм и правил поведения в природной среде, микро-и макросоциуме. В то же время природная среда, окружающая школу, является мощным оздоровительным фактором.
*физкультурно-оздоровительный компонент предполагает владение способами деятельности, направленными на повышение двигательной активности, предупреждения гиподинамии. Кроме того, этот компонент содержания воспитания обеспечивает закаливание организма, высокие адаптивные возможности. Физкультурно-оздоровительный компонент направлен на освоение личностно-важных жизненных качеств, повышающих общую работоспособность, а также навыков личной и общественной гигиены.
в моей деятельности задействованы все компоненты здоровьесберегающих технологий, конечно последний компонент это работа в большей степени, учителей физкультуры.
Функции здоровьесберегающей технологии:
формирующая: осуществляется на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют фрмирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;
информативно- коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентаций, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;
диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивидуальное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;
адаптация: воспитание у учащихся направленности на здравотворчество, здоровый образ жизни, оптимизировать состояние собственного организма и повысить устойчивость к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает адаптацию школьников к социально-значимой деятельности;
интегративная: объединяет народный опыт, различные научные концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья подрастающего поколения.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения.
Педагогу в организации и проведения урока необходимо учитывать:
- Обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски ит.д.;
- Число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма видов – 4-7 видов за урок. Частые смены одной деятельности другой требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
- Среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма- 7-10 минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма -не менее трех;
чередование видов преподавания. Норма –не позже чем через 10-15 минут;
- Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор пособа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие( интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки);
- Место и длительность применения ТСО и ИКТ ( в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
- Позы учащихся, чередование поз;
- Физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – 15-20 минут по 1 минуте из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
- Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к знаниям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
- Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, и т.д.;
- Психологический климат на уроке;
- Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов и тд.;
- Плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма – не менее 60% и не более 75-80%;
- Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
- Темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность» нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися;
- задержка учащихся в классе после звонка ( на перемене).
Урок - главная форма организации обучения и воспитания в современной школе и, естественно, главная форма преподавания МХК.
Урок МХК должен подчиняться всем закономерностям процесса обучения и воспитания.
Курс МХК, по моему мнению, призван способствовать становлению личности старшеклассника, формированию его мировоззрения, характера, даже внешнего облика учащегося, ибо соприкосновение с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, ценностей, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания.
Уроки МХК в школе нацелены на то, чтобы будить и развивать человеческое в Человеке.
На уроках МХК на первый план выдвигается задача – не управление познавательной деятельностью учащихся, а воспитание личности ученика, формирование ценностных отношений средствами искусства.
Уроки МХК должны вызывать ощущение сопереживания, яркий эмоциональный отклик на проблемы жизни, которые разворачивает перед ними художник, театральный драматург или писатель и приглашает их к осмыслению. Задача каждого урока- воспитать способность к сопереживанию, целостному восприятию произведения искусства, и на этой основе – способность и стремление понять те идейно – нравственные проблемы, которые лежат в основе произведения искусства. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на мысли и чувства ученика – только так мы сможем воспитать высоконравственного человека, со здоровой психикой и мировоззрением.
Выбор своего пути одна из главнейших духовных задач, которые человек решает в юности, а искусство способно «подсказать» решение.
Предмет МХК один из немногих предметов помогает ученику осмыслить жизнь, сформировать нравственные приоритеты по которым он будет ориентироваться в жизни.
По данному предмету мною были подготовлены уроки и к ним презентации, которые непосредственно направлены на воспитание красоты, нравственных основ, мировоззрения человека.
1 урок -Тема: «Что есть красота?»
2- Тема: «Образ человека в скульптуре и живописи Возрождения»
Цикл уроков по периоду реализма в искусстве
3 – Тема: «Передвижники. Бытовой жанр».
4 – Тема: «Передвижники. Портрет»
5- Тема: «Картины русских художников на исторические и библейские сюжеты»
6- Тема: «Передвижники. Пейзажная живопись»
6-Тема: «Чехов и Левитан»и другие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
Крайне важно создавать у учащихся своеобразный культ здоровья, показывать всеми средствами красоту физического и психического совершенства, что я и пытаюсь делать через свои уроки....
Опыт работы по реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Статья по применению здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности учителя...
Реализация приемов здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирование особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности в современной ситуации имеет огромное значение. Это должен осо...
Реализация здоровьесберегающих технологий в тренировочном процессе юных спортсменов
Проблема сохранения здоровья начинающих спортсменов является особенно актуальной, так как имеется тенденция снижения уровня здоровья и спортивной подготовленности школьников. Установлено, что нагрузки...
Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания
Стать "Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя истории и обществознания"...
Практические приемы здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ( из опыта работы учителя)
В статье представлены некоторие приемы здоровьесберегающих технологий, применяемых на уроках в средней и старшей школе....
Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе
Активизация личностных ресурсов школьников как аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...