Рабочая программа по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию для набора 2015-2018 учебный год по профессии : "Мастер по обработке цифровой информации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_uchebnoy_distsipliny_obshchestvoznanie_nabor_2015-2018_uchebnyy_god.docx | 96.41 КБ |
Предварительный просмотр:
ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Бийский промышленно-технологический колледж»
УТВЕРЖДАЮ: Зам. директора по ООД КГБПОУ «Бийский промышленно-технологический колледж» ________________ Г.Г. Горбатовская «____»______________20__ г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
по профессии среднего профессионального образования
09.01.03. Мастер по обработке цифровой информации
г. Бийск, 2015
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего(основного) общего образования по дисциплине обществознание примерной программы учебной дисциплины история автор Кишенкова О.В. кандидат исторических наук, одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России.
Организация-разработчик: КГБ ПОУ «Бийский промышленно- технологический колледж»
Составитель:
Колесникова М.Н., преподаватель
Программа рассмотрена на заседании методической комиссии общеобразовательных дисциплин
Протокол № 6 от «28»июня 2015г.
Председатель МК__________ /И.С. Грачева/
2
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины
Обществознание
Рабочая программа учебной дисциплин является частью основной профессиональной образовательной программы квалифицированных рабочих по профессии СПО
Мастер по обработке цифровой информации
Программы входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общеобразовательным дисциплинам.
Цели и задачи учебной дисциплины.
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
- развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
- овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать/понимать
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
уметь
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
В содержание интегрированного курса программы включен материал по основам философии, экономики, социологии, политологии и права.
Особое место в программе занимают сведения о современном российском обществе, об актуальных проблемах развития мирового сообщества на современном этапе, о роли морали, религии, науки и образования в жизни человеческого общества, чертах и признаках современной цивилизации. Особенностью данной программы является повышенное внимание к изучению ключевых тем и понятий социальных дисциплин, а также вопросов, тесно связанных с повседневной жизнью.
Содержание программы направлено на формирование у обучающихся знаний прикладного характера, необходимых для выполнения основных социальных ролей, организации взаимодействия с окружающими людьми и социальными институтами. Важное значение придается формированию базовых социальных компетенций, функциональной общегражданской грамотности.
Интегрированный подход к построению содержательных элементов программы в значительной мере определяется рамками учебного времени и целями начального и среднего профессионального образования.
Отбор содержания производился на основе реализации следующих принципов: учет возрастных особенностей обучающихся, практическая направленность обучения, формирование знаний, которые обеспечат обучающимся учреждений СПО успешную адаптацию к социальной реальности, профессиональной деятельности, исполнению общегражданских ролей.
Программа предполагает дифференциацию уровней достижения учащимися различных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных в социальной среде средствах массовых коммуникаций понятий и категорий общественных наук, так и в области социально-практических знаний, обеспечивающих успешную социализацию в качестве гражданина, собственника, труженика.
На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как сложные теоретические понятия и положения социальных дисциплин, специфические особенности социального познания, законы общественного развития, особенности функционирования общества как сложной динамично развивающейся самоорганизующейся системы. В результате освоения курса у обучающихся закладываются целостные представления о человеке и обществе, деятельности человека в различных сферах, экономической системе общества, о социальных нормах, регулирующих жизнедеятельность гражданина.
В процессе реализации программы, обучающиеся должны получить достаточно полные представления о возможностях, которые существуют в нашей стране для продолжения образования и работы, самореализации в разнообразных видах деятельности, а также о путях достижения успеха в различных сферах социальной жизни.
Количество часов нагрузки обучающегося
максимально учебной нагрузки обучающегося 216, в том числе: обязательной аудиторной нагрузки 179 час
самостоятельной работы обучающегося 37 час
2.Структура и содержание учебной дисциплины
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 216ч. |
Обязательной аудиторной нагрузки | 179ч. |
Самостоятельная работа обучающегося | 37ч. |
Контрольные работы | 6 |
Дифференцированный зачет | 2 |
№ п/п | Разделы курса | Количество часов | ||||
всего | в том числе | |||||
теоретическое обучение | лабораторные работы | практические занятия | контрольные работы | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
2 курс | ||||||
1 | Введение. | 1 | ||||
2 | Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе. | 26 | ||||
Контрольная работа | 1 | 1 | ||||
Итого за 2 курс | 28 | 1 | ||||
3 курс | ||||||
1 | Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 15 | 1 | |||
2 | Социальные отношения | 20 | 1 | |||
Политика как общественное явление | 21 | 1 | ||||
Противодействие коррупции: история, проблемы, пути реализации | 23 | |||||
Экономика | 34 | 1 | ||||
Право | 34 | 1 | ||||
Итоговое обобщение | 2 | |||||
Зачет | 2 | 2 | ||||
Итого за 3 курс | 151 | 7 | ||||
Всего: | 179 | 9 |
10 1
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение. | Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания. | 1 | 1 |
Раздел 1 Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе. | 26 | ||
Тема 1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние – со стороны самого человека и внешние – со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. Причины и истоки агрессивного поведения. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. | 12 | 2 |
Виды практических работ на уроках: обучающая игра « Учет особенностей характера в профессиональной деятельности», выполнение психологических тестов по определению особенностей своего характера, поиск в различных источниках информации примеров социализации личности, диспут по теме «Свобода и ее ограничители», анализ проблем межличностного общения в молодежной среде и причин конфликтов среди молодежи, тренинг « Пути решения конфликтов», эссе по теме « Мой профессиональный выбор» , «Истинные и ложные потребности», выполнение тестовых задач ЕГЭ по теме. | |||
Тема 1.2 Общество как сложная система | Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем | 9 | 2 |
Виды практических работ на уроках: определение особенностей разных типов общества, решение практических задач по теме: Общественный прогресс», поиск информации в различных источниках по темам «Современные войны и терроризм » «Воздействие людей на природную среду», критическое осмысление причин и последствий терроризма. | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Осмысление актуальной социальной информации по теме: « Ценности и нормы современной жизни. Цель и смысл человеческой жизни». Подготовка сообщений по теме «Проблема познаваемости мира». Подготовка презентаций по теме: «Мировоззрение. Типы мировоззрения». Написание творческой работы по теме «Свобода как условие самореализации личности». Применение полученных знаний по темам: « Умение общаться. Толерантность. Поиск взаимопонимания. Причины и истоки агрессивного поведения. Человек в учебной и трудовой деятельности» для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях. Критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений по темам « Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Многовариантность общественного развития. Смысл и цель истории. Антиглобализм, его причины и проявления. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем». | |||
Контрольная работа за первый курс | 1 | ||
Итого: | 28ч. | ||
3 курс | |||
Раздел 2 Основы знаний о духовной культуре человека и общества | 15 | ||
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества | Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. | 2 | 2 |
Виды практических работ на уроках : составление моделей разных видов культуры, поиск информации в различных источниках и подготовка творческих работ по теме «Молодежные субкультуры», диспут по теме «Плюсы и минусы современной массовой и экранной культуры», написание сочинения – рассуждения по теме « Проблемы духовного кризиса в молодежной среде», выполнение заданий ЕГЭ по теме. | |||
Тема 2.2. Наука и образование в современном мире | Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления. | 4 | 2 |
Виды практических работ на уроках: написание эссе по теме « Проблемы современного профессионального образования и пути их решения», поиск информации в нормативно-правовых документах по теме «Государственные гарантии в получении образования» | |||
Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. | 14 | 2 |
Виды практических работ на уроках: решение практических задач по теме, выполнение заданий ЕГЭ, обучающие игры, моделирующие ситуации из реальной жизни и формирующие правила поведения в обществе с точки зрения морали. | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовка сообщений по теме «Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни». Применение полученных знаний по темам: «Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал» для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях. Написание творческих работ по теме «Роль образования в жизни современного человека и общества». Критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений по темам « Свобода научного поиска. Дополнительные образовательные услуги, порядок их предоставления». Написание эссе по теме: « Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть». Работа с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации по темам: «Религия как феномен культуры. Религиозные объединения Российской Федерации». | |||
Раздел 3 Социальные отношения | 20 | ||
Тема 3.1 Социальная роль и стратификация | Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. | 7 | 2 |
Виды практических работ на уроках: освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх, решение познавательных и практических задач пот теме « Социальная мобильность», «Социальный престиж», применение полученных знаний для составления плана повышения собственного престижа и социального статуса, профессионального престижа. | |||
Тема 3.2 Важнейшие социальные общности и группы | Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. | 7 | 2 |
Виды практических работ на уроках: составление модели стратификации современного общества, работа с источниками по поиску информации о современных межнациональных конфликтах, работа с документами, диспут по теме «Проблемы современной молодежи», диспут по теме «Социальное сиротство в России», решение практических задач по теме. | |||
Тема 3.3 Социальные нормы и конфликты | Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Позитивное и деструктивное в конфликте. Пути разрешения социальных конфликтов. | 6 | 2 |
Виды практических работ на уроках: освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих тренингах по самоконтролю, анализ факта девиантного поведения среди молодежи, определение факторов, снижающих высокий порог девиантного поведения, решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации, применение полученных знаний для определения рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в ситуациях различных социальных конфликтов | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3. Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Освоение типичных социальных ролей через самостоятельное формулирование правил и норм общественного поведения. Соотношение личностного «Я» и социальной роли. Поиск информации в различных источниках по теме «Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи». Подготовка сообщений и презентаций по теме «Опасность наркомании, алкоголизма». Написание эссе по теме «Позитивное и деструктивное в конфликте». Поиск информации в различных источниках по теме «Особенности молодежной политики в Российской Федерации». Критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений по теме «Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации». | |||
Раздел 4 Политика как общественное явление | 21 | ||
Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе | Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов – основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Особенности демократии в современных обществах. Правовое государство, понятие и признаки. | 9 | 2 |
Виды практических работ на уроках: критическое осмысление актуальной социальной информации на основе анализа разных форм современных государств, их политических режимов, написание эссе по теме «Особенности демократии в нашем обществе», выполнение заданий ЕГЭ части А и В по данной теме. | |||
Тема 4.2 Участники политического процесса | Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ. | 12 | 2 |
Виды практических работ на уроках: работа с источниками по поиску информации о современных экстремистских организациях, освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни: работа в избирательной кампании, формирование осознанного выбора, работа с образцами бюллетеней, формирование собственных умозаключений на основе анализа состава действующей Государственной Думы, выполнение заданий ЕГЭ части А и В по данной теме. | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4 . Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Подготовка сообщений по теме «Политика как общественное явление. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Становление институтов гражданского общества и их деятельность в Российской Федерации». Критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений по теме «Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ». | |||
Раздел 5 Противодействие коррупции: история, проблемы, пути реализации | 23 | ||
Тема 5.1 История коррупции в России | Традиция почести, подношение даров. Существование «посулов», «мздоимства», «лихоимства», «кормлении». Коррупция в 14-15 века. Судебник 1497 г. – первое законодательное ограничение коррупции. Судебник 1550 г. – признания взяточничества тяжким преступлением. Соборное Уложение 1649 г. и его отношение к коррупции. Борьба с казнокрадством в эпоху Петра Великого. Учреждение прокуратуры, указ Петра Великого «О воспрещении взяток и посулов и о наказании за оное». Превращение коррупции в механизм государственного управления в 19 веке. Антикррупционные меры в Советском Союзе. Развитее коррупции в военные и послевоенные годы. «Компанейщна» в борьбе с коррупцией. Система борьбы с коррупцией в СССР. Всплеск коррупции в 90-е годы. Причины недостаточной борьбы демократических сил с коррупцией. Складывания идеи о полной коррупционности власти в демократической России. Громкие коррупционные процессы в современной России. | 5 | |
Тема 5.2 . Законодательство Российской Федерации и Алтайского края по борьбе с коррупцией | 2008 год, как знаковое время начала формирования антикоррупционного законодательства современной России. Принятие правительством «Национального плана противодействия коррупции» (от 31.07.2008 г.), Федеральный закон «О противодействии коррупции» (25.12.2008 г.), Закон Алтайского края «О противодействии коррупции в Алтайском крае» (3.06.2010 г.), Уголовный кодекс РФ. | 6 | |
Тема 5.3. Государственные органы и общественные движения против коррупции | Формирование в Российской федерации государственных органов и общественных движений, чья деятельность направлена на борьбу с коррупцией. Структуры, цели и задачи таких органов и движений. Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, Межрегиональная общественная организация «Справедливость», Правоохранительные органы в борьбе с коррупцией | 6 | |
Тема 5.4 Формирование гражданской позиции в борьбе с коррупцией | Что такое гражданин и гражданское общество. Ответственность каждого перед обществом и страной. Формирование негативного отношения к коррупции, как с главной причине торможения социально-экономического развития страны. Возможность каждого гражданина участие в работе государственных органов и общественных движений. Пропаганда открытости государственных органов, как фактор снижения коррупции. Молодежь, как будущее России и должна взять ответственность на себя за судьбу страны, за формирование гражданского общества. | 6 | |
Виды практических работ на уроках: работа с документами, решение практических задач | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5 . Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Поиск информации по теме в различных источниках, работа со СМИ, изучение нормативно –правовой базы | |||
Раздел 6 Экономика | 34 | ||
Тема 6.1. Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. | 8 | 3 |
Виды практических работ на уроках: решение практических задач по теме, выполнение заданий части А и В ЕГЭ по теме, составление алгоритма действий при покупке некачественного товара, планирование семейного бюджета, анализ потребительской корзины. | |||
Тема 6.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Частные и общественные блага. Внешние эффекты. Функции государства в экономике. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. | 12 | 2 |
Виды практических работ на уроках: решение задач по теме «Спрос и предложение», выполнение заданий части А и В ЕГЭ по теме, определение экономически рационального поведения при организации собственного дела, решение практических задач по налогообложению, анализ источников формирования государственного бюджета, критическое осмысление актуальной информации по формированию государственного долга. | |||
Тема 6.3. ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Деньги. Процент. Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства | 10 | 3 |
Виды практических работ на уроках: анализ рынка труда в городе Бийске, определение уровня безработицы в регионе, составление алгоритма действий безработного с целью занятости, определение уровня инфляции за последние 3 года, составление мероприятий, способствующих снижению инфляции, решение практических задач по теме «Основные банковские операции », выполнение заданий части А и В ЕГЭ по теме | |||
Тема 6.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Курсы валют. Глобальные экономические проблемы. | 4 | 2 |
Виды практических работ на уроках: работа по поиску информации в разных источниках по внешнеэкономическим связям России, оценка состояния современного валютного рынка | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 5 . Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Составление тестовых заданий и кроссвордов по разделу «Экономика». Критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений по теме «Выбор и альтернативная стоимость». Поиск информации в различных источниках по теме «Ограниченность ресурсов». Подготовка сообщений по теме «Акции и облигации. Частные и общественные блага. Внешние эффекты». Анализ современных общественных явлений и событий по темам «Человеческий капитал. Другие финансовые институты: паевые и пенсионные фонды, страховые компании. Курсы валют». | |||
Раздел 7. Право | 36 | ||
Тема 7.1 .Правовое регулирование общественных отношений | Юриспруденция как общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. | 4 | 2 |
Виды практических работ на уроках: решение практических задач по теме «Виды противоправных поступков» | |||
Тема 7.2 Основы конституционного права Российской Федерации | Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Формы и процедуры избирательного процесса. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. Права и обязанности налогоплательщика. | 8 | 3 |
Виды практических работ на уроках: работа с текстом Конституции РФ, решение практических задач по теме, выполнение заданий части А и В ЕГЭ по теме, эссе по теме «Мои конституционные права и обязанности» | |||
Тема 7.3. Отрасли российского права | Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Защита прав потребителей. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. | 18 | 3 |
Виды практических работ на уроках: решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации, обучающие игры по различным отраслям права, выполнение заданий части А и В ЕГЭ по теме, эссе по теме «Закон призван не только устрашать, но и защищать человека», «Преступность в среде молодежи», «Нужно ли ужесточение наказаний», работа с выдержками из ТК РФ, КоАП РФ, УК РФ. | |||
Тема 7.4. Международное право | Международное право. Международное гуманитарное право. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. | 4 | |
Виды практических работ на уроках: работа с международными нормативно-правовыми источниками по правам человека. | |||
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 6 . Тематика внеаудиторной самостоятельной работы Составление тестов и кроссвордов по теме «Право». Подготовка сообщений по теме «Частное и публичное право. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ». Анализ современных общественных явлений и событий по темам: «Формы и процедуры избирательного процесса. Гарантии и способы защиты экологических прав граждан. Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Право на альтернативную гражданскую службу. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. Порядок оказания платных образовательных услуг. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. Международное право. Международное гуманитарное право». | |||
Зачет | 2 |
3.2. Учебно-тематический план учебной дисциплины Обществознание.
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета, оборудование которого включает:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
технические средства обучения: мультмедийный компьютер, видеомагнитофон, ауди-центр, сканер, принтер;
мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам обществознания;
- электронные библиотеки по курсу обществознания;
- видеофильмы по обществознанию.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Стандарт среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)
Примерная программа среднего (полного) общего образования на профильном уровне по праву
Методические пособия для преподавателя (рекомендации к проведению уроков)
Примерная программа учебной дисциплины «Обществознание» для профессий НПО и специальностей СПО» Кишенкова О.В. кандидата исторических наук, доцента
доктор педагогических наук, профессор
О.В., выпущенной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России, 2008г
3.3. Литература для обучающихся
Основная литература:
Боголюбов Л.Н., Аверьянов Ю.И., Городецкая Н.И. и др. под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (базовый уровень) Учебник для 10 класса – М. «Просвещение»
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Матвеев А.И. под ред. Боголюбова Л.Н. Обществознание (базовый уровень) Учебник для 11 класса – М. «Просвещение»
Кашанина Т.В., Кашание А.В. Право (базовый уровень) Учебние 10-11 класс-М. «Москва»
Дополнительная литература:
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание. Учебник для студентов СПО, М.: Академия, 2012
Важенин А.Г. Обществознание. Учебник для студентов СПО, М.: Академия, 2013
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2005
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.
Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.
Литература для преподавателей
Методика преподавания обществоведения: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. – М., 2002.
Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. – М., 2003.
Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. – М., 2006.
Интернет-ресурсы:
http://lesson-history.narod.ru/ob1011.htm Курс обществознания 10-11 кл. в презентациях
http://www.aripk.ru/konsult/docs/history/esse.doc Методические рекомендации написания эссе по обществознанию
http://egetestonline.ru/testiege/testegeobsh.html Онлайн тест ЕГЭ по обществознанию
http://egefun.ru/ege-po-obshestvoznaniju-2012-onlajn ЕГЭ по обществознанию онлайн
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе текущего контроля (практических заданий, тестирования, устных опросов, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий), промежуточного контроля - зачет
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знания: | |
биосоциальной сущности человека, основных этапов и факторов социализации личности, места и роли человека в системе общественных отношений; тенденций развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; необходимости регулирования общественных отношений, сущности социальных норм, механизмов правового регулирования; особенностей социально-гуманитарного познания | Устный опрос, тестирование, выполнение практических работ по темам в ходе урока (логические задания, заполнение таблиц). |
Умения: | |
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития | Работа над темами для самостоятельного изучения, характеристика основных социальных объектов в ходе устного опроса, тестирования, выполнения практических заданий |
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями | Подбор и анализ актуальной информации по темам, выполнение логических заданий |
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества) | Работа текстом учебника и дополнительными источниками, сравнительный анализ схем, устный опрос, тестирование, выполнение части В заданий ЕГЭ |
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук | Развернутый устный ответ, решение практических задач |
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; | Работа над темами для самостоятельного изучения, анализ схем, таблиц, выполнение домашних заданий по разделам |
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности | Написание эссе по темам |
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; | Написание эссе по темам |
подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике | Выполнение рефератов, подготовка индивидуальных сообщений |
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Решение познавательных задач, тестирование, решение практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; ориентировка в актуальных общественных событиях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...