рабочая программа по обществознанию 8 класс
рабочая программа по обществознанию (8 класс) на тему
Рабочая программа по обществознанию для 8 класса по учебнику А. И. Кравченко
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshch-nie_8_kl.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного общего образования по обществознанию, Примерной программы основного общего образования по обществознанию МО РФ 2004 г., программы Кравченко А.И.«Обществознание: программа курса для 8-9 и 10-11 классов общеобразовательных учреждений» М., «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
Данная программа ориентирована на учебник:
- Кравченко А.И. Обществознание. 8 класс. М., «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Рабочая программа рассчитана на 34 часа.
Этот курс является составной частью системы изучения дисциплин социально-гуманитарного цикла. Он строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем его многообразии, сложности и противоречивости.
Цель курса: создание условий для формирования у учащихся 8 класса, детей старшего подросткового возраста, целостного представления о тенденциях и закономерностях развития человеческого общества, его социальной структуре и экономического базиса. Данная дисциплина призвана помочь им также ориентироваться в текущих событиях общественной жизни.
Задачи курса обществознания для 8 класса заключаются в следующем:
- обучить учащихся правилам пользования научными инструментами, теориями и методами,
- продолжить формирование аналитического мышления школьника, способности самостоятельно разбираться в существе вопроса,
- воспитать социально активную личность, имеющую гуманистическое мировоззрение,
- подготовить подростка к жизни во взрослом мире, предоставив информацию об окружающем обществе.
Курс состоит из 3 разделов: общество и человек, экономическая сфера, социальная сфера.
Курс дает возможность вести работу по формированию у учащихся следующих умений:
- Умения работать с текстовыми источниками:
- по плану самостоятельно изучать учебные повествовательные и описательные тексты: извлекать из них опосредованную информацию;
- делать выводы;
- ставить к источнику продуктивные вопросы;
- оценивать полноту информации в источнике по заданной теме.
- Умения работать с учебником:
- объяснять место темы параграфа в главе, разделе учебника;
- оценивать полноту раскрытия содержания темы в параграфе;
- самостоятельно читать, объяснять содержание текста параграфа повествовательного или описательного характера, используя все информационные возможности учебника, и систематизировать сведения;
- самостоятельно выделять все основные единицы знаний параграфа учебника, обязательные для усвоения.
- Умения работать с вещественными и изобразительными источниками:
- осуществлять отбор иллюстраций по заданной теме, давать им описание, извлекать информацию;
- соотносить сведения вещественных и изобразительных источников с другими данными;
- Речевые умения:
- давать развернутый ответ на вопрос в объеме параграфа учебника, требующий обобщения основных вопросов содержания, уметь привлекать к ответу дополнительные источники с отсылкой к ним;
- владеть приемами обобщенной характеристики, объяснения, выступать с сообщениями;
- рецензировать сообщения одноклассников.
- Умение письменной фиксации материала:
- делать краткие выписки из книги, оформлять цитаты;
- составлять развернутый план параграфа или иного текста.
- Интеллектуальные умения:
- различать явления экономической и социальной жизни и устанавливать связи между ними под руководством учителя;
- относить новые факты и явления к известному понятию;
- давать оценку фактов, явлений;
- Умения самостоятельной учебной деятельности:
- готовить сообщение на основе источников разных видов;
- выполнять художественно-творческие задания;
- участвовать в ролевых играх-импровизациях, в проектной деятельности.
Календарно-тематическое планирование составлено исходя из применения технологии индивидуально-ориентированного обучения, предусматривающей три типа занятий: учебная лекция (при изучении новой темы), комбинированное занятие (самостоятельное изучение новой темы) и повторительно-обобщающие уроки в форме лабораторных занятий по отработке заданий из индивидуально-ориентированных учебных планов учащихся.
Преобладающей формой текущего контроля выступает индивидуально – ориентированный учебный план (ИОУП), содержащий задания различного уровня сложности.
Основное содержание курса
34 часа
Раздел I. Общество и человек. (9 ч.)
Общество, его признаки, строение и место в мировом сообществе. Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации.
Взаимосвязь природы и общества. Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние научно-технического прогресса на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.
Типология обществ. Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных. Кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности. Городов и возникновение государства. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенности и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни. Особенности индустриального и постиндустриального общества в России.
Социальный прогресс и развитие общества. Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции: постепенный и скачкообразный виды социального развития. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.
Личность и социальная среда. Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности. Особенностях и противоречиях ее становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.
Потребности человека. Сущность и иерархия потребностей. Первичные (врожденные) и вторичные (приобретаемые) потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.
Социализация и воспитание. Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различия. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.
Социально-психологический процесс общения. Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное 9деловое), повседневное, убеждающее, ритуальное. Межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.
Повторение. Человек в обществе и общество в человеке.
Раздел II. Экономическая сфера. (10ч.)
Сущность и структура экономики. Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство, потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.
Товар и деньги. Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги – товар – деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.
Спрос и предложение. Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.
Рынок, цена и конкуренция. Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.
Предпринимательство. Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель и наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике. Проблемы российских «челноков».
Роль государства в экономике. Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.
Бюджет государства и семьи. Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и ее решение. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.
Труд, занятость, безработица. Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.
Повторение. Становление рыночного общества в России: общее и особенное.
Раздел III. Социальная сфера. (9ч.)
Социальная структура. Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, ее влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия.
Социальная стратификация. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии ее выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.
Богатые и бедные. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий уровень жизни. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность. «Новые русские» и «новые бедные» в России.
Этнос: нации и народности. Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род и клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и ее отличительные черты.
Межнациональные отношения. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями – государственными. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.
Конфликты в обществе. Предмет, субъекты, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам его протекания. Наиболее типичные конфликты и противоречия в 90-е годы в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на родителей и детей. Способы решения конфликтов.
Семья. Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Повторение. Социальная структура российского общества: проблема бедности и неравенства.
Итоговое повторение (1ч.)
Согласовано Утверждаю
Заместитель директора по УВР Директор школы
_____________ А. А. Калакуток __________ Н. Г. Евтых
«____»_______ 20____ года «____»_______20___ года
Республика Адыгея, Тахтамукайский район,
муниципальное бюджетное образовательное учреждение,
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по обществознанию
Класс 8
Учитель Тлий Зулия Батчериевна
Количество часов: всего-34ч.; в неделю 1 ч.
Календарно-тематическое планирование курса обществознание
для 8 класса (34 часа)
Дата | № п/п | Тема урока | § учебника | Тип занятия | Требования к уровню подготовки обучающихся | ЦОРы | |
Предметные умения | Универсальные учебные действия | ||||||
Раздел I. Общество и человек. (9 ч.) | |||||||
Введение. Что такое общество. | §1 | лекция | Знает понятия: общество, страна, государство. | Умеет работать с текстовыми источниками, текстом учебника, давать развернутый ответ, рецензировать ответы одноклассников, выступать с сообщениями, составлять развернутый план, объяснять и давать оценку фактов и явлений. | Презентация «Что такое общество» | ||
Что такое общество. | §1 | Комбин. | Знает понятия: экономическая сфера, политическая сфера, социальная сфера, духовная сфера, социальный институт, глобализация, мировое сообщество. | ||||
Человек, природа, общество. | §2 | Комбин. | Знает понятия: природа, Имеет представление о глобальных проблемах человечества, экологических программах. | ||||
Типология обществ. | §3 | Лекция Комбин. | Знает понятия: дописьменные общества, письменные общества, простые общества, сложные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество. | Презентация «Типология обществ» | |||
Социальный прогресс и развитие общества. | §4 | лекция | Знает понятия: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция. | Презентация «Социальный прогресс и развитие общества» | |||
Личность и социальная среда. | §5 | лекция | Знает понятия: личность, индивид, человек. | Презентация «Личность и социальная среда» | |||
Потребности человека. | §6 | Комбин. | Знает понятия: потребность, удовлетворение потребности, иерархическая теория потребностей. | ||||
Социализация и воспитание. | §7 | Комбин. | Знает понятия: социализация, культурные нормы, воспитание. | ||||
Общение. | §8 | лекция | Знает понятия: общение. | Презентация | |||
Повторение раздела I «Общество и человек». | §1-8 | Тест №1 | |||||
Раздел II. Экономическая сфера. (10ч.) | |||||||
Что такое экономика? НРК. Экономические отношения в РА | §9 | лекция | Знает понятия: экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, отрасль. | Презентация | |||
Комбин. | |||||||
Товар и деньги. | §10 | лекция | Знает понятия: товар, стоимость денег, инфляция, прибыль. | Умеет работать с текстовыми источниками, текстом учебника, давать развернутый ответ, рецензировать ответы одноклассников, выступать с сообщениями, составлять развернутый план, объяснять и давать оценку фактов и явлений. | Презентация | ||
Спрос и предложение. | §11 | лекция | Знает понятия: спрос, предложение, равновесная цена, маркетинг, закон спроса. | ||||
Комбин. | |||||||
Рынок, цена, конкуренция. | §12 | лекция | Знает понятия: обмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция. | Презентация | |||
Предпринимательство. НРК.Развитие предпринимательства в РА | §13 | лекция | Знает понятия: предпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес. | Презентация | |||
Роль государства в экономике. | §14 | Комбин. | Знает понятия: налогообложение, прямые налоги, косвенные налоги. | ||||
Бюджет государства и семьи. | §15 | Комбин. | Знает понятия: доходы, расходы. Бюджет, дефицит бюджета. | ||||
лекция | Презентация | ||||||
Труд. | §16 | Комбин. | Знает понятия: труд, заработная плата, досуг, безработица. | ||||
Повторение раздела II «Экономическая сфера» | §9-16 | Лабор. | |||||
12 часов | |||||||
Социальная структура. | §17 | Лекция | Знает понятия: социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль. | Умеет работать с текстовыми источниками, текстом учебника, давать развернутый ответ, рецензировать ответы одноклассников, выступать с сообщениями, составлять развернутый план, объяснять и давать оценку фактов и явлений. | Презентация | ||
Социальная стратификация. | §18 | Лекция | Знает понятия: социальная стратификация, класс, образ жизни. | Презентация | |||
Богатые. | §19 | Комбин. | Знает понятия: неравенство, богатство, роскошь, «новые русские». | ||||
Бедные. | §20 | Комбин. | Знает понятия: бедность, порог бедности, нищета. | ||||
Этнос: нации и народности. | §21 | Лекция | Знает понятия: этнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация. | Презентация | |||
Межнациональные отношения. НРК. Межнациональные отношения в РА | §22 | Комбин. | Знает понятия: межнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты. | ||||
Конфликты в обществе. | §23 | Лекция | Знает понятия: конфликт. Имеет представление о стадиях конфликта и способах его решения. | Презентация | |||
Семья. | §24 | Комбин. | Знает понятия: семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семь, развод. | ||||
Повторение раздела III «Социальная сфера» | §17-24 | Лабор. | |||||
Итоговое повторение | §1-24 |
Учебно – методический комплект
Литература
- Учебник Кравченко Обществознание. 8 класс. М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Хромова И.С. Рабочая тетрадь по обществознанию. 7 кл., М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
- Хромова И.С. Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, «Обществознание. 8 класс». М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2011.
- Е.А.Певова Поурочные методические разработки к учебнику А.И.Кравченко «Обществознание. 8 класс». М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010.
Цифровые – образовательные ресурсы
1. http://school-collection.edu.ru - сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
2. http://www.uchportal.ru – сайт Учительский портал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по обществознанию. 8 класс(учебник: А. И. Кравченко "Обществознание")
Рабочая программа по обществознанию составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.).Материалы для рабочей программы разрабо...
Рабочая программа по обществознанию в 5 классе к учебнику :Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во
Рабочая программа. Обществознание.5класс:Учеб.для общеобразоват.учреждений.Л.Н.Боголюбов,Н.Ф.Виноградова,Н.И.Городетская и др; под ред. Л.Н.Боголюбова .Л.Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. ...
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)
КТП рабочая программа по обществознанию к учебнику Л.Н.Боголюбова "Обществознание" 11 класс (профиль)....
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса в соответствии с требованием ФГОС к УМК А. Ф. Никитина, Т. И. Никитиной «Обществознание» М.: Дрофа, 2013 г.
СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ СТАНДАРТА ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 6 класса ФГОС к УМК Л.Н.Боголюбова «Обществознание.6 класс»
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК под редакцией ...
Проект рабочей программы по обществознанию для 7 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.7 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 7 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...
Проект рабочей программы по обществознанию для 8 класса ФГОС к УМК под редакцией Л.Н.Боголюбова «Обществознание.8 класс»
Данная рабочая программа по обществознанию для 8 класса соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана к УМК п...