Конспект урока "СМИ и их роль в политической жизни "
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме

Цель урока: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние в политической жизни общества; развивать навыка поиска и обобщения информации из социального источника, умения анализировать и классифицировать информацию; самостоятельную познавательную деятельность; умение слушать друг друга; создать условия для формирования толерантности и национального самосознания; воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_smi_10_klass.docx31.54 КБ

Предварительный просмотр:

Дата

Класс: 10 

ТЕМА: СМИ и их роль в политической жизни

Цели урока: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние в политической жизни общества; развивать навыка поиска и обобщения информации из социального источника, умения анализировать и классифицировать информацию; самостоятельную познавательную деятельность; умение слушать друг друга; создать условия для формирования толерантности и национального самосознания; воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию.

Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ

Оборудование урока: проектор, ноутбук, раздаточный материал

                                                                     Ход урока.

I.        Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на очередном уроке обществознания.

II.Проверка домашнего задания

Скажите о чем мы говорили на прошлом уроке? Давайте вспомним эту тему с помощью проверочной работы. У вас на партах лежат листы с заданиями. Выполните их пожалуйста.

Вариант I

1.        Политологи выделяют следующие виды политических режимов:

А) демократический                        В) тоталитарный

Б) авторитарный                        Г) все выше перечисленные

2. В современной России сложилась:

А) однопартийная система                В) многопартийная система

Б) двухпартийная система        

3. Партия, не имеющая непосредственного доступа к власти, а потому вынужденная

бороться за неё и применять косвенные средства влияния на государство, называется

А) закрытая

Б) оппозиционная

В) открытая

Г) правящая

4. К политическим властным отношениям относятся отношения между

А) родителями и детьми

Б) церковью и прихожанами

В) человеком и природой

Г) человеком и государством

Вставь пропущенные слова в тексте

Выборы делятся на: очередные и ….; общие и ….; первоначальные и ….;

… - это группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей.

Вариант II

1.        Политологи выделяют следующие виды политических режимов:

А) демократический                        В) тоталитарный

Б) авторитарный                        Г) все выше перечисленные

2. В современной России сложилась:

А) однопартийная система                В) многопартийная система

Б) двухпартийная система        

многопартийная система

3. Партия, не имеющая непосредственного доступа к власти, а потому вынужденная

бороться за неё и применять косвенные средства влияния на государство, называется

А) закрытая

Б) оппозиционная

В) открытая

Г) правящая

4. К политическим властным отношениям относятся отношения между

А) родителями и детьми

Б) церковью и прихожанами

В) человеком и природой

Г) человеком и государством

Вставь пропущенные слова в тексте

Виды политических партий:

… - выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод;

… - стремятся к полному огосударствлению экономики, полному контролю со стороны государства над сферами образования, здравоохранения и т.д.

Давайте проверим ваши ответы (Слайд 1,2)

Тему сегодняшнего урока я  предлагаю вам сформулировать самостоятельно, прочитав высказывания, которые вы видите на доске. (Слайд 3)

  • Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой (А. Камю)
  • Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает    (В. О. Ключевский)

- Итак, тема нашего урока « СМИ и их роль в политической жизни». (Слайд 4)

Расшифруйте эту аббревиатуру. Встречались ли вы с этим словом раньше? Где слышали?

«Мозговой штурм»

– Сформулируйте свои ассоциации с понятием: «СМИ»

– Итак к СМИ относятся: (коллаж из картинок представлен на экране: пресса ,массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, листовки, интернет, рекламный проспект) (Слайд 5)

Давайте мы определим цели нашего урока. Что мы с вами должны сегодня узнать и разобрать?

 (Что такое СМИ? Какие бывают СМИ? Можно ли СМИ назвать четвёртой властью?

Какую роль СМИ играют в политической жизни общества?)

Мы узнаем что такое СМИ, попытаемся в течение урока определить,  какова роль СМИ в политической жизни.

План урока(Слайд 6)

1.Понятие СМИ.

2.Оценки влияния СМИ на людей.

3.Функции СМИ.

4.Характер информации распространяемой СМИ

III.        Изучение нового материала.

Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, друзья или одноклассники. Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Не секрет, что СМИ играют большую роль в обществе, во многом определяя «настроение умов», общественное мнение, способствуют формированию определенной системы ценностей. СМИ воздействуя на сознание, предлагая и тиражируя готовые образцы поведения (подчас не самые лучшие), становятся «властителями наших дум» и прежде всего будущего поколения нашей страны. Нередко СМИ называют четвертой властью в государстве, что подтверждает их возрастающую роль в общественной жизни.

Что такое Средства массовой информации?

Сообщение ученика

В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.

Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать наилучшим образом

-Итак, запишем в тетрадь определение СМИ. (Слайд 7)

Средствами массовой информации называют средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят средства массовой коммуникации). К ним относятся периодические печатные издания (прессу – газету, журналы), сетевое издание, телевидение, радиоканалы.

(Слайд 8)

С помощью СМИ можно управлять общественным мнением, а значит и обществом. Успокоить народ, или посеять панику – тоже во власти СМИ.

Каково же влияние СМИ на людей

От СМИ зависит отношение граждан к власти , их позиция на выборах и т.п. Политики получили возможность, используя СМИ, воздействовать на сознание людей и управлять их поведением. СМИ- «четвертая власть».

Политическая позиция людей определяется их интересами, которые зависят от социального положения тех или иных общественных групп. СМИ- зеркало, отражающее жизнь общества. Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию.

Как вы думаете, СМИ приносят пользу человеку или вред?

– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.

Работа в группах

1,2 группа - СМИ приносят пользу человеку и обществу

3 группа - СМИ наносят вред человеку и обществу

СМИ приносят пользу человеку и обществу

СМИ наносят вред человеку и обществу

развлекают        

Уводят от необходимости решать реальные проблемы

Развивают

Не всегда информация верна

Воспитывают

Отрицательное влияние на психику

Информируют

Находятся в чьих-то руках

помогают сделать выбор

Не всегда пропагандируют общечеловеческое

формируют общественное мнение        

образовывают

Вывод по таблице:- СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.

Что является ключевым словом в определении СМИ(информация.)

Что подразумевается под информацией? Передаваемые сообщения, сведения о чем-либо. Массовая информация  имеет ряд особенностей.

Особенности массовой информации: (Слайд 9)

•        Сбор, отработка и распространение информации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей.

•        Целенаправленный и преимущественно однонаправленный поток информации.

•        Предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории.

•        Регулярность распространения.

•        Содержание открыто для всех.

-   Роль СМИ в политике проявляется, прежде всего в их функциях. Сейчас прочитайте раздаточный материал и выпишите функции в тетрадь. (Подводится итог этой работе и на экране появляется (Слайд 10)

Функции СМИ:

•        Информационная

•        Политической социализации.

•        Критики и контроля.

•        Формирования общественного мнения.

•        Мобилизационная.

  • Представление различных общественных интересов

Функционирование СМИ обеспечивается постоянной работой многих тысяч специалистов (журналистов, работников типографии, инженеров, техников и т.д.).Они объединены в специализированных организациях и учреждениях (телецентрах, радиовещательных корпорациях и т.д.), располагающих необходимыми сооружениями и специальной техникой. Их деятельность регулируется соответствующими социальными нормами. В нашей стране они сформулированы прежде всего в конституции РФ и в Законе «О средствах массовой информации» . Все это свидетельствует о том, что СМИ стали важным социальным институтом.

Характер информации распространяемой СМИ разнообразен. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономической, социальной, научно-технической, военной, молодежной, а также другие стороны политической жизни. Сообщения СМИ могут представлять информацию местную (региона, города), общегосударственную. (федерального уровня), международную. Характер информации  акцентируется на:

общих принципах, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач; на особенностях  радио, телевидения и прессы. (Слайд 11)

•        Радио позволяет узнать что случилось.

•        Телевидение показывает как случилось.

•        Пресса дает наиболее полный ответ на вопрос, почему случилось)

(Слайд 12) Если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение- «для всех»,

то газета исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.

- Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования. (Слайд13) Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используется  и фальсификации - подтасовка фактов, дезинформация.  В сети Интернет информация общедоступна и неподцензурна. Интернет выступает как гигантский склад информации проверенной, не очень точной, преднамеренно ложной и клеветнической. Большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу политики. Если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную информацию от  искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, политику и роль СМИ, то попытки различных политических сил манипулировать поведением людей остались бы тщетными.

  Как вы думаете, почему СМИ называют «четвёртой властью»?

(СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан»)

Давайте побудем  в роли СМИ. Я предлагаю каждой группе создать рекламную листовку –памятку на тему, которая волнует сейчас наших выпускников. «Как успешно сдать ЕГЭ».

IV.Закрепление нового материала  проводится выполнением заданий.(Слайд 14)

1        Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «средства массовой информации». Найдите  в приведенном перечне один термин, относящийся к другому понятию.

1)Газета;2)телевидение;3)телефон;4)журнал;5)радио;:7)пресса.

2.    Соотнесите функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления.

  А)Информационная  

   Б)Политической социализации.

   В)Критики и контроля.

   Г)Формирования общественного     мнения.

   Д)Мобилизационная.

                 

                       ОТВЕТ

                         

А        Б        В        Г        Д

 4         2         3         5         1

1)Побуждение людей к конкретным политическим действиям.

2)Приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения.

3)Анализ и оценка деятельности органов власти.

4)Выбор, комментирование, оценка информации.

5)Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику

3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру под которой оно указано.

1) Телевидение; 2)Интернет; 3)СМИ; 4)газета; 5) радио; 6) журнал.

Ответы (Слайд 15)

VI.        Итог урока.

- Итак, сегодня на уроке мы  заострили внимание на том, что такое СМИ и какова роль СМИ в политической жизни. Пришли к выводу, что СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции…, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование…

СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами.

Если СМИ воздействуют на массовую аудиторию, какой стиль в русском языке используют, чтобы воздействовать на массы? (публицистический от слова «публицистика»)

V.Домашнее задание

Повторить конспект

Раскрыть смысл высказывания.( на выбор)

•        Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой (А. Камю)

•        Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В. О. Ключевский)

Всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль СМИ в политической жизни.

Разработка  и презентация урока обществознания в 11 профильном классе....

Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме: Роль СМИ в политической жизни.

Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме:Роль СМИ в политической жизни. Цели и задачи: Создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализирова...

План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс

План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс...

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"...

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»

Урок русского языка в 5 классе, разработанный на основе системно-деятельностного подхода....

План-конспект урока на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"

План-конспект урока в 5 классе на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"...

Конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека"

Конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека"...