Конспект урока "СМИ и их роль в политической жизни "
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) по теме
Цель урока: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние в политической жизни общества; развивать навыка поиска и обобщения информации из социального источника, умения анализировать и классифицировать информацию; самостоятельную познавательную деятельность; умение слушать друг друга; создать условия для формирования толерантности и национального самосознания; воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sredstva_smi_10_klass.docx | 31.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 10
ТЕМА: СМИ и их роль в политической жизни
Цели урока: создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализировать функции СМИ, их роль и влияние в политической жизни общества; развивать навыка поиска и обобщения информации из социального источника, умения анализировать и классифицировать информацию; самостоятельную познавательную деятельность; умение слушать друг друга; создать условия для формирования толерантности и национального самосознания; воспитывать интерес к политической жизни общества, активную гражданскую позицию.
Тип урока: урок изучения нового материала с применением ИКТ
Оборудование урока: проектор, ноутбук, раздаточный материал
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Рада приветствовать вас на очередном уроке обществознания.
II.Проверка домашнего задания
Скажите о чем мы говорили на прошлом уроке? Давайте вспомним эту тему с помощью проверочной работы. У вас на партах лежат листы с заданиями. Выполните их пожалуйста.
Вариант I
1. Политологи выделяют следующие виды политических режимов:
А) демократический В) тоталитарный
Б) авторитарный Г) все выше перечисленные
2. В современной России сложилась:
А) однопартийная система В) многопартийная система
Б) двухпартийная система
3. Партия, не имеющая непосредственного доступа к власти, а потому вынужденная
бороться за неё и применять косвенные средства влияния на государство, называется
А) закрытая
Б) оппозиционная
В) открытая
Г) правящая
4. К политическим властным отношениям относятся отношения между
А) родителями и детьми
Б) церковью и прихожанами
В) человеком и природой
Г) человеком и государством
Вставь пропущенные слова в тексте
Выборы делятся на: очередные и ….; общие и ….; первоначальные и ….;
… - это группа единомышленников, выражающая интересы определенных социальных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей.
Вариант II
1. Политологи выделяют следующие виды политических режимов:
А) демократический В) тоталитарный
Б) авторитарный Г) все выше перечисленные
2. В современной России сложилась:
А) однопартийная система В) многопартийная система
Б) двухпартийная система
многопартийная система
3. Партия, не имеющая непосредственного доступа к власти, а потому вынужденная
бороться за неё и применять косвенные средства влияния на государство, называется
А) закрытая
Б) оппозиционная
В) открытая
Г) правящая
4. К политическим властным отношениям относятся отношения между
А) родителями и детьми
Б) церковью и прихожанами
В) человеком и природой
Г) человеком и государством
Вставь пропущенные слова в тексте
Виды политических партий:
… - выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении основных свобод;
… - стремятся к полному огосударствлению экономики, полному контролю со стороны государства над сферами образования, здравоохранения и т.д.
Давайте проверим ваши ответы (Слайд 1,2)
Тему сегодняшнего урока я предлагаю вам сформулировать самостоятельно, прочитав высказывания, которые вы видите на доске. (Слайд 3)
- Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой (А. Камю)
- Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В. О. Ключевский)
- Итак, тема нашего урока « СМИ и их роль в политической жизни». (Слайд 4)
Расшифруйте эту аббревиатуру. Встречались ли вы с этим словом раньше? Где слышали?
«Мозговой штурм»
– Сформулируйте свои ассоциации с понятием: «СМИ»
– Итак к СМИ относятся: (коллаж из картинок представлен на экране: пресса ,массовые справочники, радио, телевидение, кино- и звукозапись, видеозапись, листовки, интернет, рекламный проспект) (Слайд 5)
Давайте мы определим цели нашего урока. Что мы с вами должны сегодня узнать и разобрать?
(Что такое СМИ? Какие бывают СМИ? Можно ли СМИ назвать четвёртой властью?
Какую роль СМИ играют в политической жизни общества?)
Мы узнаем что такое СМИ, попытаемся в течение урока определить, какова роль СМИ в политической жизни.
План урока(Слайд 6)
1.Понятие СМИ.
2.Оценки влияния СМИ на людей.
3.Функции СМИ.
4.Характер информации распространяемой СМИ
III. Изучение нового материала.
Что происходит в стране и в мире? Как к этому относиться? Как мы должны поступать? Что правильно, а что нет? Что благотворно, а что вредно? Нашу точку зрения на все эти вопросы формируют не только родители, школа, друзья или одноклассники. Решающая роль в формировании нашего мировоззрения принадлежит средствам массовой информации. Не секрет, что СМИ играют большую роль в обществе, во многом определяя «настроение умов», общественное мнение, способствуют формированию определенной системы ценностей. СМИ воздействуя на сознание, предлагая и тиражируя готовые образцы поведения (подчас не самые лучшие), становятся «властителями наших дум» и прежде всего будущего поколения нашей страны. Нередко СМИ называют четвертой властью в государстве, что подтверждает их возрастающую роль в общественной жизни.
Что такое Средства массовой информации?
Сообщение ученика
В современный период развития российского общества успешное решение политических, экономических и социальных задач все больше зависит от действия такого субъективного фактора как социальная активность личности. Важную роль в формировании активности играют средства массовой информации. О возрастающей роли печати, радио и телевидения в общественной жизни страны свидетельствуют их бурный рост, распространенность и доступность массовой информации. Печатное и устное слово, телевизионное изображение способны в кратчайшие сроки достигнуть самых отдаленных районов, проникнуть в любую социальную среду.
Средства массовой информации – мощная сила воздействия на сознание людей, средство оперативного донесения информации в разные уголки мира, наиболее эффективное средство влияния на эмоции человека, способное убеждать наилучшим образом
-Итак, запишем в тетрадь определение СМИ. (Слайд 7)
Средствами массовой информации называют средства создания, тиражирования и распространения информационных сообщений в массовой аудитории (нередко говорят средства массовой коммуникации). К ним относятся периодические печатные издания (прессу – газету, журналы), сетевое издание, телевидение, радиоканалы.
(Слайд 8)
С помощью СМИ можно управлять общественным мнением, а значит и обществом. Успокоить народ, или посеять панику – тоже во власти СМИ.
Каково же влияние СМИ на людей
От СМИ зависит отношение граждан к власти , их позиция на выборах и т.п. Политики получили возможность, используя СМИ, воздействовать на сознание людей и управлять их поведением. СМИ- «четвертая власть».
Политическая позиция людей определяется их интересами, которые зависят от социального положения тех или иных общественных групп. СМИ- зеркало, отражающее жизнь общества. Чем полнее информированы люди, тем точнее они могут определить собственную позицию.
Как вы думаете, СМИ приносят пользу человеку или вред?
– Составим «шкалу мнений» по отношению к СМИ.
Работа в группах
1,2 группа - СМИ приносят пользу человеку и обществу
3 группа - СМИ наносят вред человеку и обществу
СМИ приносят пользу человеку и обществу | СМИ наносят вред человеку и обществу |
развлекают | Уводят от необходимости решать реальные проблемы |
Развивают | Не всегда информация верна |
Воспитывают | Отрицательное влияние на психику |
Информируют | Находятся в чьих-то руках |
помогают сделать выбор | Не всегда пропагандируют общечеловеческое |
формируют общественное мнение | |
образовывают |
Вывод по таблице:- СМИ оказывают на человека противоречивое влияние, приносят пользу и наносят вред. Современный человек не может отказаться от информации, получаемый через СМИ. Но любую информацию человек должен критически осмысливать и определять, что для него полезно, а что нет, каким примерам следовать, чему можно подражать, а чему нельзя. Это и есть осознанный выбор человека.
Что является ключевым словом в определении СМИ(информация.)
Что подразумевается под информацией? Передаваемые сообщения, сведения о чем-либо. Массовая информация имеет ряд особенностей.
Особенности массовой информации: (Слайд 9)
• Сбор, отработка и распространение информации в массовом масштабе для неограниченного круга потребителей и пользователей.
• Целенаправленный и преимущественно однонаправленный поток информации.
• Предназначена для численно большой, территориально рассредоточенной, непостоянной аудитории.
• Регулярность распространения.
• Содержание открыто для всех.
- Роль СМИ в политике проявляется, прежде всего в их функциях. Сейчас прочитайте раздаточный материал и выпишите функции в тетрадь. (Подводится итог этой работе и на экране появляется (Слайд 10)
Функции СМИ:
• Информационная
• Политической социализации.
• Критики и контроля.
• Формирования общественного мнения.
• Мобилизационная.
- Представление различных общественных интересов
Функционирование СМИ обеспечивается постоянной работой многих тысяч специалистов (журналистов, работников типографии, инженеров, техников и т.д.).Они объединены в специализированных организациях и учреждениях (телецентрах, радиовещательных корпорациях и т.д.), располагающих необходимыми сооружениями и специальной техникой. Их деятельность регулируется соответствующими социальными нормами. В нашей стране они сформулированы прежде всего в конституции РФ и в Законе «О средствах массовой информации» . Все это свидетельствует о том, что СМИ стали важным социальным институтом.
Характер информации распространяемой СМИ разнообразен. Ее содержание отражает все аспекты политики: экономической, социальной, научно-технической, военной, молодежной, а также другие стороны политической жизни. Сообщения СМИ могут представлять информацию местную (региона, города), общегосударственную. (федерального уровня), международную. Характер информации акцентируется на:
общих принципах, которыми руководствуются СМИ при выборе тем своих публикаций и передач; на особенностях радио, телевидения и прессы. (Слайд 11)
• Радио позволяет узнать что случилось.
• Телевидение показывает как случилось.
• Пресса дает наиболее полный ответ на вопрос, почему случилось)
(Слайд 12) Если радио работает для «ленивых и торопливых», телевидение- «для всех»,
то газета исключительно «для умных» или желающих быть таковыми.
- Практический опыт свидетельствует о том, что СМИ могут способствовать развитию демократии, сознательному участию граждан в политической жизни, но могут быть использованы и для политического манипулирования. (Слайд13) Наряду с правдивой информацией в пропаганде нередко подается полуправда, а также в зависимости от характера политической организации, ведущей пропаганду, используется и фальсификации - подтасовка фактов, дезинформация. В сети Интернет информация общедоступна и неподцензурна. Интернет выступает как гигантский склад информации проверенной, не очень точной, преднамеренно ложной и клеветнической. Большая часть людей в наше время не готова к самостоятельному анализу политики. Если бы каждый гражданин научился критически оценивать информацию, отличать объективную информацию от искаженной, выработал у себя, опираясь на научные знания, устойчивые взгляды на общество, политику и роль СМИ, то попытки различных политических сил манипулировать поведением людей остались бы тщетными.
Как вы думаете, почему СМИ называют «четвёртой властью»?
(СМИ призваны охранять и предупреждать чрезмерную экспансию любой из трёх властей. СМИ должны давать властям «обратную связь», информировать их о мнении избирателей по тем или иным важным вопросам, и прежде всего по поводу политики самого правительства. Наконец, СМИ призваны просвещать граждан, информировать их о текущей политике, делать ее достоянием гласности, исключить возможность «заговора правительства против граждан»)
Давайте побудем в роли СМИ. Я предлагаю каждой группе создать рекламную листовку –памятку на тему, которая волнует сейчас наших выпускников. «Как успешно сдать ЕГЭ».
IV.Закрепление нового материала проводится выполнением заданий.(Слайд 14)
1 Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «средства массовой информации». Найдите в приведенном перечне один термин, относящийся к другому понятию.
1)Газета;2)телевидение;3)телефон;4)журнал;5)радио;:7)пресса.
2. Соотнесите функции СМИ в политической жизни и их конкретные проявления.
А)Информационная
Б)Политической социализации.
В)Критики и контроля.
Г)Формирования общественного мнения.
Д)Мобилизационная.
ОТВЕТ
А Б В Г Д
4 2 3 5 1
1)Побуждение людей к конкретным политическим действиям.
2)Приобщение людей к политическим ценностям, нормам, образцам поведения.
3)Анализ и оценка деятельности органов власти.
4)Выбор, комментирование, оценка информации.
5)Представление различных общественных интересов, мнений, взглядов на политику
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру под которой оно указано.
1) Телевидение; 2)Интернет; 3)СМИ; 4)газета; 5) радио; 6) журнал.
Ответы (Слайд 15)
VI. Итог урока.
- Итак, сегодня на уроке мы заострили внимание на том, что такое СМИ и какова роль СМИ в политической жизни. Пришли к выводу, что СМИ – один из важнейших институтов современного общества, выполняющий многообразные функции…, оказывают влияние почти на все сферы и институты общества, включая политику, здравоохранение, образование…
СМИ – общедоступные средства распространения информации, обращенные к массовой аудитории и приобретающие в информационном обществе роль главного посредника между властью и гражданами.
Если СМИ воздействуют на массовую аудиторию, какой стиль в русском языке используют, чтобы воздействовать на массы? (публицистический от слова «публицистика»)
V.Домашнее задание
Повторить конспект
Раскрыть смысл высказывания.( на выбор)
• Свободная печать бывает хорошей или плохой, это верно. Но еще более верно то, что несвободная печать бывает только плохой (А. Камю)
• Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает (В. О. Ключевский)
Всем спасибо за работу. Урок окончен. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль СМИ в политической жизни.
Разработка и презентация урока обществознания в 11 профильном классе....
Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме: Роль СМИ в политической жизни.
Конспект урока Обществознания в 11 классе по теме:Роль СМИ в политической жизни. Цели и задачи: Создать условия для осознания учащимися значения и роли средств массовой информации; проанализирова...
План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс
План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс...
Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"
Конспект урока по обществознанию 9 класс "Роль СМИ в политической жизни"...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
Урок русского языка в 5 классе, разработанный на основе системно-деятельностного подхода....
План-конспект урока на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"
План-конспект урока в 5 классе на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"...
Конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека"
Конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека"...