План-конспект урока на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
План-конспект урока в 5 классе на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_ivanovoy_e.g.rol_yazyka._razdely_nauki_o_yazyke.docx | 34.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработала Иванова Елена Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнекамска
Урок русского языка (5 класс)
Тема: Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке.
Тип урока: комбинированный урок
Методы: эвристические, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.
Цели урока:
1. Образовательные:
сформировать первоначальные представления учащихся о роли языка в жизни общества и функциях языка, о роли русского языка как средства межнационального общения;
показать этапы развития речевого аппарата человека;
развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;
обогащать словарный запас учащихся;
2. Развивающие:
осуществлять системно-деятельностный подход;
развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;
3. Воспитательные:
воспитывать интерес и уважение к родному языку;
воспитывать желание быть грамотным;
развивать коммуникативные УУД:
формировать взаимодействие учащихся в парной работе на основе уважения друг к другу.
Планируемые результаты:
Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,
Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;
Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.
познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,
регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: ПК; интерактивная доска, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас.
2. Актуализация знаний. Целеполагание.
Ребята, скажите, пожалуйста, каким образом мы общаемся между собой, доносим информацию до других людей, делимся переживаниями, эмоциями?
-А если бы не было языка, каким образом люди общались бы? (скорее всего дети предположат, что жестами)
-Хорошо, тогда давайте с помощью жестов объясним фразу:
«Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…»
(вероятнее всего, ученики не смогут выполнить это задание, так как невозможно жестами объяснить название цвета и металла).
-Таким образом, мы с вами доказали, что без языка общаться, да и жить очень сложно. Ведь, если бы не было языка, мы не могли бы рассказать, какой сильный ветер на улице, или попросить о чем-то, поделиться впечатлениями о просмотренном фильме или о прочитанной книге. Без языка мы просто не смогли бы жить.
В мире существует огромное количество разных языков. Разные народы очень гордятся своим языком и берегут его. Никто из ученых пока точно не может подсчитать, сколько же языков существует на нашей планете. А это означает, что их очень и очень много. И это не обязательно те языки, на которых люди общаются при помощи звуков. Существует также язык жестов. И не только у людей есть свой язык. Животные ведь тоже общаются между собой. И у разных животных есть свой язык, отличающийся от остальных. Например, многие из вас, гуляя летом по парку или по лесу, слышали пение птиц. Нам это пение кажется просто красивым набором звуков, а на самом деле, это язык. Язык, на котором общаются птицы.
3. Создание ситуации «вызова». Открытие нового знания.
Ребята, у кого-то из вас есть маленькие братья и сестры. Ну и вы все наверняка представляете себе малыша, который только недавно родился – как он может общаться с окружающими, не зная слов и тем более не умея складывать их в предложения?
- Звуками!
- Правильно, он плачет, кричит, гулит в зависимости от настроения и состояния. А легко ли маме понять, что хочет малыш, когда он плачет?
- Нет, ведь он еще не может сказать словами, что его беспокоит или чего ему хочется в данный момент. Маме остается только догадываться.
Сейчас мы с вами на примере взросления нашего малыша попробуем показать, как от звука человек приходит к осознанному общению с помощью слов, предложений и развернутых текстов. И заодно повторим, какие разделы (назовём их странами) включает в себя наука о языке.
(Учитель поэтапно зарисовывает схему на доске, дети так же поэтапно заносят схему-лесенку в тетрадь. Для зарисовки каждой ступени вызывается к доске один из учеников)
1 ступень. Итак, наша первая ступенька – это звуки, которые произносит малыш. Попробуйте их воспроизвести.
(дети имитируют плач и различные звуки маленького ребёнка)
- Отлично! Эту ступеньку мы назовем – ФОНЕТИКА (Отдел языкознания, который изучает звуковой строй языка. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук))
2 ступень. Идём дальше. Проходит некоторое время, и если малыш постоянно слышит речь близких людей, то он пытается её повторить. Правда, сразу у него не получается. Но кое-что он уже может: а именно соединять звуки в слоги: МА, ПА, БА и так далее. То есть это уже какие-то части слова. Помните, как вы в начальной школе делили слова на слоги? А потом учились делать разбор слова по составу? Так вот, мы поднимаемся на вторую ступеньку и попадаем в страну МОРФЕМИКУ (раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. ). Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений. Но об этом чуть позже. А пока зарисуйте эту ступеньку.
3 ступень. Ну что же, время бежит очень быстро, наш малыш подрастает и говорить слогами ему становится скучно. Какие первые слова мы можем от него услышать? (дети предполагают)
Скорее всего, это слова МАМА, ПАПА, ДАЙ, БАБА, ДЯДЯ, ГУЛЯТЬ, ИГРАТЬ, КУШАТЬ и прочие. Конечно, не все слова малыш выговаривает чётко, но близкие люди вполне могут определить, какое слово малыш хочет сказать. Общаться становится легче! Ну а значит, нам пора пониматься на третью ступеньку. Здравствуй, страна МОРФОЛОГИЯ, ведь именно здесь изучается уже целое слово как часть нашей речи.
4 ступень. Ребята, как вы думаете, как дальше меняется речь малыша? (ответы детей)
- Верно, проходит немного времени, и малыш, продолжая узнавать новые слова, уже пытается соединять их! Это огромный скачок в развитии ребенка. Теперь уже не просто каша, а ВКУСНАЯ (или НЕВКУСНАЯ КАША), не просто гулять, а ХОЧУ (или НЕ ХОЧУ) ГУЛЯТЬ, не просто книжка, а ВОТ ЭТА КНИЖКА или КНИЖКА ПРО ЗАЙКУ.
А потом еще больше: МАМА, Я НЕ ХОЧУ КУПАТЬСЯ! Или ПАПА, ПРОЧИТАЙ СКАЗКУ. И так далее.
И вот мы с вами оказываемся в замечательной стране под названием СИНТАКСИС (это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения). И это наша четвертая ступенька.
5 ступень. Ну а соседка СИНТАКСИСА – ПУНКТУАЦИЯ! Эти две страны всегда рядом и друг без друга не могут. Потому что пунктуация — это свод правил о постановке знаков препинания. Ведь согласитесь – есть разница в предложениях:
Мама, сегодня мы пойдём гулять? (здесь звучит вопрос)
Мама, сегодня мы пойдём гулять. (утверждение)
Мама, сегодня мы пойдём гулять! (эмоциональное утверждение, твёрдая уверенность)
4. Физминутка
5. Первичное закрепление
А теперь давайте откроем учебник и изучим те виды разбора, с которыми вы будете работать в течение года.
Что вы заметили?
- Да ведь это же наши ступеньки! Давайте соотнесем их с разделами языка (цифры разборов соответствуют ступеням зарисованной схемы) и вспомним, как выглядят все эти разборы. (Демонстрация разборов на слайдах презентации).
6. Закрепление материала
6.1. Работа в парах.
Ребята, найдите в учебнике упражнения, в которых нужно произвести какой-либо вид разбора.
Фронтальный опрос.
6.2. Цифровой диктант.
А теперь посмотрите на слайды: я буду показывать вам виды разбора, а вы будете записывать одной цифрой, что это за разбор. Так у вас должна получиться последовательность цифр (цифровой ряд).
Проверка.
6.3. Работа над составлением алгоритма (устно)
Итак, чтобы вспомнить, какой именно разбор вам нужно выполнить, вспомните, как малыш забирается на нашу лесенку – здесь всё строго по порядку (сначала звуки и буквы и только в конце идут предложения со знаками препинания):
1 - фонетический разбор;
2 - разбор слова по составу;
3 - морфологический разбор;
4 - синтаксический разбор;
5 - пунктуационный разбор.
7. Итог урока.
Итак, наш малыш большой молодец (собственно, как и каждый из нас: и вы, и я, проделали в детстве эту серьезную, довольно сложную работу). Подведем итоги:
А как вы думаете, почему мы не называли четкие сроки, когда малыш переходит на новую ступеньку? (потому что все дети разные и развиваются они тоже по-разному: кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже)
А от чего, по вашему мнению, зависит скорость развития ребенка? (конечно, это разные факторы: это, в первую очередь, физиологические особенности организма, но также огромную роль здесь играет семья: много ли времени уделяется общению с ребенком, какое это общение)
А должен ли взрослый человек развивать свою речь? И как это можно и нужно делать?
Ребята, подумайте и ответьте, какую роль играет язык в жизни общества? Для чего он предназначен?
8. Рефлексия. Выставление мотивированных оценок.
А теперь я прошу вас поставить себе итоговую оценку за работу на уроке в виде смайла.
Напоминаю: - все было понятно
- надо разобраться
- не понял тему
Будьте объективны.
(Выставляем оценки тем, кто работал на уроке и у доски)
9. Домашнее задание.
На слайде записано домашнее задание:
1) упр.2 (устно), выучить схему-лесенку;
2) По желанию: выполнить любой разбор на выбор:
Утром ребята (3) собрались в любимом парке(2) и долго (1) гуляли. (4)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для учащихся 9 класса «Роль и значение иностранного языка в жизни человека и общества»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 им.И.И.Тарасенкост. Выселки Выселковского района Краснодарского края...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 9-м классе по разделу "волейбол"
Метод проведения: поточный, фронтальный, индивидуальный, групповой.Тип урока: тренировочный....
План – конспект открытого урока по физической культуре в 8-м классе по разделу "Волейбол"
Задачи урока.· Обучить технику прямого нападающего удара.· Совершенствовать технику приёма и перед...
Урок по теме "Деятельность в жизни человека и общества"
Конспект открытого урока...
Викторина "Роль и значение иностранного языка в жизни человека и общества"
В работе излагается методика проведения викторины...
Урок-практикум «Роль права в жизни человека и общества»
Правовое государствоВерховенство законаВзаимная ответственность личности и государстваСудебная защита прав гражданРазделение властей:1.Законодательная2.Исполнительная3.Судебная...
План – конспект открытого урока по физической культуре в 8-м классе по разделу "Волейбол" Шпитько Сергей Александрович
План – конспект открытого урока по физической культуре в 8-м классе по разделу "Волейбол"Шпитько Сергей Александрович...