План-конспект урока на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

План-конспект урока в 5 классе на тему "Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработала Иванова Елена Геннадьевна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа  №10 с углубленным изучением отдельных предметов г. Нижнекамска

Урок русского языка (5 класс)

Тема: Роль языка в жизни человека и общества. Разделы науки о языке.

Тип урока: комбинированный урок

Методы: эвристические, наглядно-практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Цели урока:

1. Образовательные:

сформировать первоначальные представления учащихся о роли языка в жизни общества и функциях языка, о роли русского языка как средства межнационального общения; 

показать этапы развития речевого аппарата человека;  

развить умение выражать свои мысли, воспринимать и усваивать информацию;

обогащать словарный запас учащихся;

2. Развивающие:

осуществлять системно-деятельностный подход;

развивать умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;

развивать умение применять новые знания;

развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;

3. Воспитательные:

воспитывать интерес и уважение к родному языку;

воспитывать желание быть грамотным;

развивать коммуникативные УУД:

формировать взаимодействие учащихся в парной работе на основе уважения друг к другу.

Планируемые результаты:

Предметные: обеспечить в ходе урока развитие учебно-языковых, правописных и речевых умений,

Личностные: формировать осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания, стремление к речевому самосовершенствованию, установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение;

Метапредметные: продолжать формирование общеучебных знаний, умений и навыков, содействовать развитию воли, настойчивости посредством решения проблемных задач.

познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения,

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: ПК; интерактивная доска, презентация к уроку.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада приветствовать вас.

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

Ребята, скажите, пожалуйста, каким образом мы общаемся между собой, доносим информацию до других людей, делимся переживаниями, эмоциями?

-А если бы не было языка, каким образом люди общались бы? (скорее всего дети предположат, что жестами)

-Хорошо, тогда давайте с помощью жестов объясним фразу:

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса —

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…»

(вероятнее всего, ученики не смогут выполнить это задание, так как невозможно жестами объяснить название цвета и металла).

-Таким образом, мы с вами доказали, что без языка общаться, да и жить очень сложно. Ведь, если бы не было языка, мы не могли бы рассказать, какой сильный ветер на улице, или попросить о чем-то, поделиться впечатлениями о просмотренном фильме или о прочитанной книге. Без языка мы просто не смогли бы жить.

В мире существует огромное количество разных языков. Разные народы очень гордятся своим языком и берегут его. Никто из ученых пока точно не может подсчитать, сколько же языков существует на нашей планете. А это означает, что их очень и очень много. И это не обязательно те языки, на которых люди общаются при помощи звуков. Существует также язык жестов. И не только у людей есть свой язык. Животные ведь тоже общаются между собой. И у разных животных есть свой язык, отличающийся от остальных. Например, многие из вас, гуляя летом по парку или по лесу, слышали пение птиц. Нам это пение кажется просто красивым набором звуков, а на самом деле, это язык. Язык, на котором общаются птицы.

3. Создание ситуации «вызова». Открытие нового знания.

Ребята, у кого-то из вас есть маленькие братья и сестры. Ну и вы все наверняка представляете себе малыша, который только недавно родился – как он может общаться с окружающими, не зная слов и тем более не умея складывать их в предложения?

- Звуками!

- Правильно, он плачет, кричит, гулит в зависимости от настроения и состояния. А легко ли маме понять, что хочет малыш, когда он плачет?

- Нет, ведь он еще не может сказать словами, что его беспокоит или чего ему хочется в данный момент. Маме остается только догадываться.

Сейчас мы с вами на примере взросления нашего малыша попробуем показать, как от звука человек приходит к осознанному общению с помощью слов, предложений и развернутых текстов. И заодно повторим, какие разделы (назовём их странами) включает в себя наука о языке.

(Учитель поэтапно зарисовывает схему на доске, дети так же поэтапно заносят схему-лесенку в тетрадь. Для зарисовки каждой ступени вызывается к доске один из учеников)

1 ступень. Итак, наша первая ступенька – это звуки, которые произносит малыш. Попробуйте  их воспроизвести.

(дети имитируют плач и различные звуки маленького ребёнка)

- Отлично! Эту ступеньку мы назовем – ФОНЕТИКА (Отдел языкознания, который изучает звуковой строй языка. Слово "фонетика" происходит от греч. phonetikos "звуковой, голосовой" (phone звук))

2 ступень. Идём дальше. Проходит некоторое время, и если малыш постоянно слышит речь близких людей, то он пытается её повторить. Правда, сразу у него не получается. Но кое-что он уже может: а именно соединять звуки в слоги: МА, ПА, БА и так далее. То есть это уже какие-то части слова. Помните, как вы в начальной школе делили слова на слоги? А потом учились делать разбор слова по составу? Так вот, мы поднимаемся на вторую ступеньку и  попадаем в страну  МОРФЕМИКУ (раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм. ).   Из морфем строятся слова, которые, в свою очередь, являются «строительным материалом» для предложений.   Но об этом чуть позже. А пока зарисуйте эту ступеньку.

3 ступень. Ну что же, время бежит очень быстро, наш малыш подрастает и говорить слогами ему становится скучно. Какие первые слова мы можем от него услышать? (дети предполагают)

Скорее всего, это слова МАМА, ПАПА, ДАЙ, БАБА, ДЯДЯ, ГУЛЯТЬ, ИГРАТЬ, КУШАТЬ и прочие. Конечно, не все слова малыш выговаривает чётко, но близкие люди вполне могут определить, какое слово малыш хочет сказать. Общаться становится легче! Ну а значит, нам пора пониматься на третью ступеньку. Здравствуй, страна МОРФОЛОГИЯ, ведь именно здесь изучается уже целое слово как часть нашей речи.

4 ступень. Ребята, как вы думаете, как дальше меняется речь малыша? (ответы детей)

- Верно, проходит немного времени, и малыш, продолжая узнавать новые слова,  уже пытается соединять их! Это огромный скачок в развитии ребенка. Теперь уже не просто каша, а ВКУСНАЯ (или НЕВКУСНАЯ КАША), не просто гулять, а ХОЧУ (или НЕ ХОЧУ) ГУЛЯТЬ, не просто книжка, а ВОТ ЭТА КНИЖКА или КНИЖКА ПРО ЗАЙКУ.

А потом еще больше: МАМА, Я НЕ ХОЧУ КУПАТЬСЯ! Или ПАПА, ПРОЧИТАЙ СКАЗКУ. И так далее.

И вот мы с вами оказываемся в замечательной стране под названием СИНТАКСИС (это раздел науки о языке, который изучает словосочетания и предложения). И это наша четвертая ступенька.

5 ступень. Ну а соседка СИНТАКСИСА – ПУНКТУАЦИЯ! Эти две страны всегда рядом и друг без друга не могут. Потому что пунктуация — это свод правил о постановке знаков препинания. Ведь согласитесь – есть разница в предложениях:

Мама, сегодня мы пойдём гулять? (здесь звучит вопрос)

Мама, сегодня мы пойдём гулять. (утверждение)

Мама, сегодня мы пойдём гулять! (эмоциональное утверждение, твёрдая уверенность)

4. Физминутка

5. Первичное закрепление

А теперь давайте откроем учебник и изучим те виды разбора, с которыми вы будете работать в течение года.

Что вы заметили?

- Да ведь это же наши ступеньки!  Давайте соотнесем их с разделами языка (цифры разборов соответствуют ступеням зарисованной схемы) и вспомним, как выглядят все эти разборы. (Демонстрация разборов на слайдах презентации).

6. Закрепление материала

6.1. Работа в парах.

Ребята, найдите в учебнике упражнения, в которых нужно произвести какой-либо вид разбора.

Фронтальный опрос.

6.2. Цифровой диктант.

А теперь посмотрите на слайды: я буду показывать вам виды разбора, а вы будете записывать одной цифрой, что это за разбор. Так у вас должна получиться последовательность цифр (цифровой ряд).

Проверка.

6.3. Работа над составлением алгоритма (устно)

Итак, чтобы вспомнить, какой именно разбор вам нужно выполнить, вспомните, как малыш забирается на нашу лесенку – здесь всё строго по порядку (сначала звуки и буквы и только в конце идут предложения со знаками препинания):

1 - фонетический разбор;

2 - разбор слова по составу;

3 - морфологический разбор;

4 - синтаксический разбор;

5 - пунктуационный разбор.

7. Итог урока.

Итак, наш малыш большой молодец (собственно, как и каждый из нас: и вы, и я, проделали в детстве эту серьезную, довольно сложную работу). Подведем итоги:

А как вы думаете, почему мы не называли четкие сроки, когда малыш переходит на новую ступеньку? (потому что все дети разные и развиваются они тоже по-разному: кто-то начинает говорить раньше, кто-то позже)

А от чего, по вашему мнению, зависит скорость развития ребенка? (конечно, это разные факторы: это, в первую очередь, физиологические особенности организма, но также огромную роль здесь играет семья: много ли времени уделяется общению с ребенком, какое это общение)

А должен ли взрослый человек развивать свою речь? И как это можно и нужно делать?

Ребята, подумайте и ответьте, какую роль играет язык в жизни общества? Для чего он предназначен?

8. Рефлексия. Выставление мотивированных оценок.

А теперь я прошу вас поставить себе итоговую оценку за работу на уроке в виде смайла.  

Напоминаю: C:\Users\administrator\Downloads\смайл.png  - все было понятно

                     C:\Users\administrator\Downloads\смайл3.png - надо разобраться

                     C:\Users\administrator\Downloads\смайл3.png- не понял тему

 Будьте объективны.

(Выставляем оценки тем, кто работал на уроке и у доски)

9. Домашнее задание.

На слайде записано домашнее задание:

1) упр.2 (устно), выучить схему-лесенку;

2) По желанию: выполнить любой разбор на выбор:

Утром  ребята (3) собрались в любимом парке(2) и долго (1) гуляли. (4)

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина для учащихся 9 класса «Роль и значение иностранного языка в жизни человека и общества»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №2 им.И.И.Тарасенкост. Выселки Выселковского района Краснодарского края...

План – конспект открытого урока по физической культуре в 9-м классе по разделу "волейбол"

Метод проведения: поточный, фронтальный, индивидуальный, групповой.Тип урока: тренировочный....

План – конспект открытого урока по физической культуре в 8-м классе по разделу "Волейбол"

Задачи урока.·         Обучить технику  прямого нападающего удара.·         Совершенствовать технику приёма и перед...

Викторина "Роль и значение иностранного языка в жизни человека и общества"

В работе излагается методика проведения викторины...

Урок-практикум «Роль права в жизни человека и общества»

Правовое государствоВерховенство законаВзаимная ответственность личности и государстваСудебная защита прав гражданРазделение властей:1.Законодательная2.Исполнительная3.Судебная...

План – конспект открытого урока по физической культуре в 8-м классе по разделу "Волейбол" Шпитько Сергей Александрович

План – конспект открытого урока по физической культуре в 8-м классе  по разделу "Волейбол"Шпитько Сергей Александрович...