Рабочая программа по обществознанию 6-9 класс на 2015-2016 учебный год.
рабочая программа по обществознанию (6, 7, 8, 9 класс) на тему
Программа по обществознанию предназначена для 6 - 9 классов основной школы. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану (136 часов), авторской программы основного общего образования по обществознанию (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук, 2010 г.) и реализует стандарты первого поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obshchestvo_2015-2016.docx | 63.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание:
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
- ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
- ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
- КОНТРОЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ ФГОС УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДМЕТУ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
- ПЕРЕЧЕНЬ VEB-САЙТОВ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕДМЕТУ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Программа по обществознанию предназначена для 6 - 9 классов основной школы. Она составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану (136 часов), авторской программы основного общего образования по обществознанию (под редакцией академика РАО, доктора педагогических наук Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкая, кандидат педагогических наук; Л. Ф. Иванова, кандидат педагогических наук; А. И. Матвеев, кандидат педагогических наук, 2010 г.) и реализует стандарты первого поколения
Структура документа
Рабочая программа включает пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам и темам курса, календарно-тематическое планирование, характеристику самостоятельных лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися, требования к уровню подготовки учащихся, УМК по предмету.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания (включая экономику и право) в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• развитие личности в ответственный период социального взросления человека (11—15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной; правовой культуры, экономического образа мышлений, способности к самоопределению и самореализации;
• воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
- освоение на уровне функциональной грамотности системы необходимых для социальной адаптации знаний: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования, в том числе в 6, 7, 8 и 9 классах по 35 часов из расчета 1 учебный час в неделю.
Предусматривается выделение двух самостоятельных, связанных между собой этапов.
Первый этап (6 класс) носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
Открывается курс темой «Человек», в которой рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого (тема «Семья») до самого общественно значимого (тема «Родина»). Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Тема «Труд» включает необходимые азы экономических знаний в сочетании с показом общественного значения труда и качеств, связанных с отношением к труду и его результатам. Тема «Добродетели» посвящена нравственным качествам человека, тесно связанным с важнейшими понятиями морали: добро как благо; доброта и благородство как качества человека; зло и способность человека противостоять ему.
Второй этап (7—9 классы) ориентирован на более сложный круг вопросов и не только сопровождает процесс социализации, но и способствует предпрофильной подготовке учащихся. На втором этапе последовательность изучения учебного материала определяется с учетом возрастных рубежей изменения социального статуса (расширение дееспособности), социального опыта, познавательных возможностей учащихся.
В 7 классе первой изучается тема, которая показывает специфику отношений в ближнем социальном окружении (тема «Ты и другие люди»).
Тема «Человек и закон» представляет собой цикл уроков, рассчитанных на формирование первоначальных и в определенной мере упорядоченных знаний о роли социальных норм, в том числе правовых, в жизни человека и общества. Материал темы включает сюжеты, раскрывающие вопросы о необходимости соблюдения закона, о правах человека и отдельно о правах ребенка. Специальный урок посвящен необходимости подготовки к выполнению воинского долга.
Тема «Человек и экономика» дает представление о таких проявлениях экономической жизни общества, как производство, обмен, потребление. Особое внимание уделено рассмотрению основы экономики — производства, в процессе которого реализуется ее важнейшая роль в обществе — создание материальных благ для удовлетворения потребностей людей. При изучении экономических явлений «акцент делается на раскрытии способов рационального поведения основных участников экономики — потребителей и производителей.
Тема «Человек и природа» раскрывает нравственные и правовые аспекты отношения к природе.
В 8 классе курс включает четыре темы. Первая — «Человек и общество» — дает представление о соотношении биологического и социального в человеке, значимости социализации личности. Тема вводит ученика в круг проблем современного общества и общественных отношений.
Следующая тема курса — «Сфера духовной культуры» — вводит ученика в круг проблем морали, важных для осознания себя как существа нравственного. Кроме того, в этой теме учащиеся получают возможность познакомиться с функционированием в обществе системы образования, науки и религии.
Тема «Экономика» углубляет знания учащихся об основных экономических проявлениях (производство, обмен, потребление) через раскрытие ключевых экономических понятий. Изучаются понятия высокой степени обобщенности, охватывающие широкий спектр разнообразных явлений экономической жизни (экономическая система, рынок, собственность, ограниченность ресурсов). Преимущество отдано рассмотрению вопросов микроэкономики — экономическим отношениям между отдельными хозяйствующими субъектами (производители, потребители). Специальное внимание уделено и некоторым макроэкономическим проблемам: роли государства в экономике, безработице, международной торговле.
Тема «Социальная сфера» раскрывает ключевые социологические понятия: социальная структура, социальные группы, социальный статус, социальная роль, социальная мобильность, социальный конфликт, межнациональные отношения. На их основе характеризуются социальные отношения в современном обществе.
В 9 классе завершается рассмотрение основных сфер жизни общества. Тема «Политика и социальное управление» дает обобщенное представление о государственной власти, о возможностях участия граждан в управлении делами общества.
Заключительная тема «Право», на которую отводится наибольший в 9 классе объем учебного времени, вводит учащихся в сложный и обширный мир права и закона. Одна часть уроков отводится вопросам теории права, другая— отраслям права. Особое внимание уделено элементам конституционного права. Рассматриваются основы конституционного строя РФ, федеративного устройства РФ, государственного устройства РФ, а также механизм реализации и защиты прав и свобод гражданина РФ.
На заключительных уроках с опорой на знания по истории характеризуются социальные изменения и их формы. Рассматриваются основные проблемы современного мирового развития.
На каждом из этапов реализуются межпредметные связи с курсом «История» и другими учебными дисциплинами
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе основного общего образования являются
- умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- владение такими видами публичных выступлений, как высказывание, монолог, дискуссия; следование этическим нормам и правилам ведения диалога;
- выполнение познавательных и практических заданий, в том числе с использованием проектной деятельности, на уроках и в доступной социальной практике, рассчитанных на:
- использование элементов причинно-следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
- выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- объяснение изученных положений на конкретных примерах;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, следование в повседневной жизни этическим и правовым нормам, выполнение экологических требований;
— определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Перечисленные познавательные и практические задания предполагают использование компьютерных технологий для обработки, передачи информации, презентации результатов познавательной и практической деятельности.
Курс призван помочь выпускникам основной школы сделать осознанный выбор путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Так как в авторской программе на изучение курса в 6 классе отводится 34 часа в данной рабочей программе часы резервного времени распределены дополнительно на изучение материала курса. Так как предмет новый, необходимо выделить час на введение в обществознание – вводный урок. Также к 7 часам изучения раздела «Человек» добавлено 2 часа из резервного времени. В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала увеличено на 1 час изучение раздела «Семья». На раздел «Родина» добавлено 2ч. 1 час из резервного времени отведён на обобщение и контроль изученного материала в конце учебного года.
Так как в авторской программе на изучение курса в 7 классе отводится 3 часа в данной рабочей программе часы резервного времени распределены дополнительно на изучение материала курса. Первый час из резерва необходим для повторения материала за курс 6 класса. Так к 5 часам изучения раздела «Человек и другие люди» добавлено 2 часа из резервного времени. В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала увеличено на 1 час изучение сложного по содержанию раздела «Человек и экономика». 1 час из резервного времени отведён на обобщение и контроль изученного материала в конце учебного года.
В авторской программе на изучение курса в 8 классе отводится 34 часа в данной рабочей программе часы резервного времени распределены дополнительно на изучение материала курса. 2 часа из резерва необходим для повторения материала за курс 6-7 классов. Так к 3 часам изучения раздела «Личность и общество» добавлено 3 часа из резервного времени. В целях достижения более высокого уровня усвоения учащимися учебного материала увеличено на 1 час изучение раздела «Сфера духовной культуры», 3 часа - к разделу «Социальная сфера». Такое увеличение времени обусловлено актуальностью тем 1 час из резервного времени отведён на обобщение и контроль изученного материала в конце учебного года.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ.
РАЗДЕЛ 1. ВВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
6 класс (34 ч.)
Введение в общество (1ч.)
Тема 1. Человек (8 ч.)
Цели и ценность человеческой жизни. Человек — биологическое существо. Отличие человека от животных. Наследственность.
Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.
Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.
Познание мира. Познание самого себя (самопознание). Самосознание и самооценка. Способности человека.
Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Особенности игры как одной из основных форм деятельности людей в детстве. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека — биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Тема 2. Семья (5 ч.)
Семья — ячейка общества. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Права ребенка. Виды семей. Отношения между поколениями.
Семейное хозяйство. Заботы членов семьи. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа (4 ч.)
Значение образования в жизни общества. Ступени школьного образования. Система образования в нашей стране. Подросток в школе. Урочная и внеурочная деятельность. Учеба — основной труд школьника. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Проблемы общения. Дружба. Дружный класс.
Тема 4. Труд (4 ч.)
Труд — основа жизни. Содержание и сложность труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд — условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
На пути к жизненному успеху. Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.
Тема 5. Родина (7 ч.)
Наша родина — Россия, Российская Федерация. Субъекты Федерации. Многонациональное государство. Русский язык — государственный. Любовь к Родине. Черты патриота.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва — столица России.
Гражданин — Отечества достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность.
Россия — федеративное государство. Национальность человека. Народы России — одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Тема 6. Добродетели (4 ч.)
Человек славен добрыми делами. Доброе — значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Быть смелым. Страх — защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм — уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Обобщение изученного материала (1ч.)
РАЗДЕЛ 2. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
7 класс (34 ч.)
Повторение (1ч.)
Человек, Семья. Труд, Родина
Тема 1. Человек и другие люди (6 ч.)
Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество.
Социальные группы, (большие и малые). Одноклассники, сверстники, друзья. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение — форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.
Человек среди других людей. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Тема 2. Человек и закон (11 ч.)
Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.
Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.
Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.
Защита Отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.
Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Внешняя и внутренняя дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.
Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Милиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Тема 3. Человек и экономика (11 ч.)
Экономика и ее роль в жизни общества. Натуральное и товарное хозяйство. Основные участники экономики — потребители, производители.
Мастерство работника. Высококвалифицированный и малоквалифицированный труд. Слагаемые профессионального успеха. Заработная плата и стимулирование труда. Взаимосвязь количества и качества труда.
Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Роль разделения труда в развитии производства. Издержки производства. Что и как производить. Выручка и прибыль производителя.
Виды бизнеса. Роль предпринимательства в развитии экономики. Формы бизнеса. Условия успеха в предпринимательской деятельности.
Обмен. Товар, стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и ее формы. Реклама в современной экономике.
Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег. Функции денег.
Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Обязательные и произвольные расходы. Принципы рационального ведения домашнего хозяйства.
Тема 4. Человек и природа (4 ч.)
Человек — часть природы. Взаимодействие человека и природы. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу — значит охранять жизнь. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Обобщение изученного материала и контроль (1ч.)
8 класс (34 ч.)
Повторение. Человек и закон, экономика и природа.1ч.
Тема 1. Личность и общество (5 ч.)
Личность. Социализация индивида. Мировоззрение. Жизненные ценности и ориентиры.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Развитие общества. Человечество в XXI веке, тенденции развития, основные, вызовы и угрозы. Глобальные проблемы современности.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч.)
Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России.
Мораль. Основные ценности и нормы морали. Гуманизм. Патриотизм и гражданственность. Добро и зло — главные понятия этики. Критерии морального поведения.
Долг и совесть. Объективные обязанности и моральная ответственность.
Долг общественный и долг моральный. Совесть — внутренний самоконтроль человека.
Моральный выбор. Свобода и ответственность. Моральные знания и практическое поведение. Критический анализ собственных помыслов и поступков.
Значимость образования в условиях информационного общества. Основные элементы системы образования в Российской Федерации. Непрерывность образования. Самообразование.
Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире.
Религия как одна из форм культуры. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
Тема 3. Экономика (12 ч.)
Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость (цена выбора).
Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить. Функции экономической системы. Модели экономических систем.
Собственность. Право собственности. Формы собственности. Защита прав собственности.
Рынок. Рыночный механизм регулирования экономики. Спрос и предложение. Рыночное равновесие.
Производство. Товары и услуги. Факторы производства. Разделение труда и специализация.
Предпринимательство. Цели фирмы, ее основные организационно-правовые формы. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Роль государства в экономике. Экономические цели и функции государства. Государственный бюджет. Налоги, уплачиваемые гражданами.
Распределение. Неравенство доходов. Перераспределение доходов. Экономические меры социальной поддержки населения.
, Потребление. Семейное потребление. Страховые услуги, предоставляемые гражданам. Экономические основы защиты прав потребителя.
Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан. Потребительский кредит.
Безработица. Причины безработицы. Экономические и социальные последствия безработицы. Роль государства в обеспечении занятости.
Обмен. Мировое хозяйство. Международная торговля. Обменные курсы валют. Внешнеторговая политика.
Тема 4. Социальная сфера (7 ч.)
Социальная структура общества. Социальная мобильность. Большие и малые социальные группы. Формальные и неформальные группы. Социальный конфликт, пути его разрешения.
Социальный статус и социальная роль. Многообразие социальных ролей личности. Половозрастные роли в современном обществе. Социальные роли подростка. Отношения между поколениями.
Этнические группы. Межнациональные отношения. Отношение к историческому прошлому, традициям, обычаям народа. Взаимодействие людей в многонациональном и многоконфессиональном обществе.
Отклоняющееся поведение. Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная значимость здорового образа жизни.
Обобщение изученного материла и контроль (1ч.)
9 класс (34 ч.)
Повторение (1ч.)
Тема 1. Политика и социальное управление (11ч.)
Политика и власть. Роль политики в жизни общества. Основные направления политики.
Государство, его отличительные признаки. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Формы государства.
Политический режим. Демократия и тоталитаризм. Демократические ценности. Развитие демократии в современном мире.
Правовое государство. Разделение властей. Условия становления правового государства в РФ.
Гражданское общество. Местное самоуправление. Пути формирования гражданского общества в РФ.
Участие граждан в политической жизни. Участие в выборах. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Референдум. Выборы в РФ. Опасность политического экстремизма.
Политические партии и движения, их роль в общественной жизни. Политические партии и движения в РФ. Участие партий в выборах.
Средства массовой информации. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. Роль СМИ в предвыборной борьбе.
Тема 2. Право (21 ч.)
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Понятие нормы права. Нормативно-правовой акт. Виды нормативных актов. Система законодательства.
Понятие правоотношения. Виды правоотношений. Субъекты права. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Понятие правонарушения. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Презумпция невиновности.
Правоохранительные органы. Судебная система РФ. Адвокатура. Нотариат.
Конституция — основной закон РФ.
Основы конституционного строя РФ. Федеративное устройство. Органы государственной власти в РФ. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.
Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека — идеал права. Воздействие международных документов по правам человека на утверждение прав и свобод человека и гражданина в РФ.
Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребенка и их защита. Механизмы реализации и защиты прав человека и гражданина в РФ.
Гражданские правоотношения. Право собственности. Основные виды гражданско-правовых договоров. Права потребителей.
Трудовые правоотношения. Право на труд. Правовой статус несовершеннолетнего работника. Трудоустройство несовершеннолетних.
Семейные правоотношения. Порядок и условия заключения брака. Права и обязанности родителей и детей.
Административные правоотношения. Административное правонарушение. Виды административных наказаний.
Основные понятия и институты уголовного права. Понятие преступления. Пределы допустимой самообороны. Уголовная ответственность несовершенно летних.
Социальные права. Жилищные правоотношения.
Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. Право на жизнь в условиях вооруженных конфликтов. Защита гражданского населения в период вооруженных конфликтов.
Правовое регулирование отношений в сфере образования.
Обобщение изученного материала и контроль (1ч.)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс (34 ч.)
№ ур | Тема раздела урока | Дата | Примечание |
1 | Введение в общество.(1ч.) | ||
Тема 1. Человек (8 ч.) | |||
2 | Человек — биологическое существо. | ||
3 | Личность как совокупность важнейших человеческих качеств. | ||
4 | Отрочество — особая пора жизни. | ||
5 | Познание мира. | ||
6 | Познание самого себя | ||
7 | Деятельность человека, ее основные формы | ||
8 | Потребности человека | ||
9 | Духовный мир человека | ||
10 | Мысли и чувства. | ||
Тема 2. Семья (5 ч.) | |||
11 | Семья — ячейка общества. | ||
12 | Семейный кодекс. Права ребенка. | ||
13 | Отношения между поколениями | ||
14 | Семейное хозяйство | ||
15 | Свободное время. | ||
Тема 3. Школа (4 ч.) | |||
16 | Значение образования в жизни общества. | ||
17 | Система образования в нашей стране. | ||
18 | Подросток в школе. | ||
19 | Проблемы общения. Дружный класс. | ||
Тема 4. Труд (4 ч.) | |||
20 | Труд — основа жизни. | ||
21 | Труд и творчество. | ||
22 | На пути к жизненному успеху. | ||
23 | Проблема выбора профессии. | ||
Тема 5. Родина (7 ч.) | |||
24 | Наша родина — Россия, Российская Федерация. | ||
25 | Государственные символы России. | ||
26 | Государственные праздники | ||
27 | Москва — столица России. | ||
28 | Гражданин — Отечества достойный сын. | ||
29 | Права граждан России. Обязанности граждан | ||
30 | Народы России — одна семья. | ||
Тема 6. Добродетели (4 ч.) | |||
31 | Человек славен добрыми делами. | ||
32 | Мораль. | ||
33 | Смелость и отвага. | ||
34 | Гуманизм — уважение и любовь к людям |
Календарно-тематическое планирование обществознания
в 7 классе (34 ч.)
№ ур | Тема раздела, урока | Дата | Примечание |
1 | Повторение. Человек, Семья. Труд, Родина.(1ч.) | ||
Тема 1. Человек и другие люди (6 ч.) | |||
2 | Межличностные отношения. | ||
3 | Социальные группы | ||
4 | Общение — форма отношения человека к окружающему миру | ||
5 | Человек среди других людей. | ||
6 | Конфликты | ||
7 | Конструктивное разрешение конфликта. Тест № 1. | ||
Тема 2. Человек и закон (11 ч.) | |||
8 | Социальные нормы. | ||
9 | Права и свободы человека и гражданина в России. | ||
10 | Права ребенка и их защита. | ||
11 | Признаки и виды правонарушений | ||
12 | Необходимость соблюдения законов. | ||
13 | Защита Отечества | ||
14 | Дисциплина — необходимое условие существования общества и человека. Тест № 2. | ||
15 | Законопослушный человек | ||
16 | Преступления и проступки | ||
17 | Защита правопорядка | ||
18 | Правоохранительные органы на страже закона. Тест № 3. | ||
Тема 3. Человек и экономика (11 ч.) | |||
19 | Экономика и ее роль в жизни общества. | ||
20 | Основные участники экономики — потребители, производители. | ||
21 | Мастерство работника. | ||
22 | Слагаемые профессионального успеха. | ||
23 | Производство. Тест № 4. | ||
24 | Выручка и прибыль производителя. | ||
25 | Виды бизнеса | ||
26 | Обмен. Торговля Реклама | ||
27 | Деньги. | ||
28 | Экономика современной семьи | ||
29 | Семейный бюджет. Тест № 5. | ||
Тема 4. Человек и природа (4 ч.) | |||
30 | Человек — часть природы. | ||
31 | Охранять природу — значит охранять жизнь. | ||
32 | Главные правила экологической морали. | ||
33 | Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Тест № 6. | ||
34 | Обобщение изученного материала и контроль (1ч.) Итоговое тестирование. |
Календарно-тематическое планирование обществознания
в 8 классе (34 ч.)
№ ур | Тема раздела, урока | Дата | Примечания |
1 | Повторение. Человек и закон, экономика и природа.(1ч.) | ||
Тема 1. Личность и общество (5 ч.) | |||
2 | Личность. | ||
3 | Социализация индивида. | ||
4 | Общество как форма жизнедеятельности людей. | ||
5 | Социальные изменения и их формы. | ||
6 | Человечество в XXI веке Глобальные проблемы современности. | ||
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 ч.) | |||
7 | Сфера духовной культуры и ее особенности. | ||
8 | Мораль Добро и зло | ||
9 | Долг и совесть. | ||
10 | Совесть — внутренний самоконтроль человека. | ||
11 | Свобода и ответственность. | ||
12 | Основные элементы системы образования в Российской Федерации | ||
13 | Наука, ее значение в жизни современного общества | ||
14 | Религия как одна из форм культуры. | ||
Тема 3. Экономика (12 ч.) | |||
15 | Потребности и ресурсы. | ||
16 | Основные вопросы экономики: что, как и для кого производить | ||
17 | Собственность | ||
18 | Рынок. | ||
19 | Производство. | ||
20 | Предпринимательство. | ||
21 | Роль государства в экономике | ||
22 | Распределение. | ||
23 | Потребление. | ||
24 | Инфляция | ||
25 | Безработица. | ||
26 | Мировое хозяйство | ||
Тема 4. Социальная сфера (7 ч.) | |||
27 | Социальная структура общества. | ||
28 | Социальный конфликт, пути его разрешения | ||
29 | Социальный статус и социальная роль | ||
30 | Отношения между поколениями. | ||
31 | Этнические группы | ||
32 | Отклоняющееся поведение | ||
33 | Социальная значимость здорового образа жизни. | ||
34 | Обобщение изученного материала и контроль (1ч.) Итоговое тестирование. |
Календарно-тематическое планирование обществознания
в 9 классе (34 ч.)
№ | Тема урока | Дата | Примечания | |
1. | Повторение (1 ч.) | |||
Тема 1. Политика (11 ч.) | ||||
2. | Политика и власть | |||
3 | Государство. Происхождение и признаки государства. | |||
4. | Формы государства. Гражданство. | |||
5. | Политические режимы. | |||
6 | Понятие правого государства. Власть в правовом государстве. | |||
7. | Признаки правового государства. | |||
8. | Гражданское общество и государство. | |||
9. | Участие граждан в политической жизни. | |||
10. | Политические партии и движения. | |||
11. | СМИ. Влияние СМИ на политическую жизнь общества. | |||
12. | Повторительно-обобщающий урок «Политика» | |||
Тема 2. Право (21 ч.) | ||||
13. | Что такое право? | |||
14. | Нормы права. Закон. | |||
15. | Правоотношения и субъекты права | |||
16. | Правонарушения и юридическая ответственность | |||
17. | Правоохранительные органы | |||
18. | Конституция – основной закон РФ. | |||
19. | Основы конституционного строя РФ. | |||
20. | Федеративное устройство. | |||
21 | Органы государственной власти. Президент РФ. | |||
22. | Федеральное собрание. Правительство РФ. | |||
23. | Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. | |||
24. | Понятие прав, свобод и обязанностей. Всеобщая декларация прав человека. | |||
25. | Права и свободы человека и гражданина РФ и их гарантии. Права ребенка. | |||
26. | Гражданские правоотношения. | |||
27. | Право на труд. Трудовые правоотношения. | |||
28. | Семейные правоотношения. | |||
29. | Административные правоотношения. | |||
30. | Уголовно-правовые отношения. | |||
31. | Социальные права. | |||
32. | Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов. | |||
33. | Правовое регулирование отношений в сфере образования. | |||
34. | Обобщение изученного материала и контроль (1 час) |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ И ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Знать/понимать
· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
· сущность общества как формы совместной деятельности людей;
· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
· первичного анализа и использования социальной информации;
· сознательного неприятия антиобщественного поведения.
ГРАФИК ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
ПРОГРАМНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
-Программа для общеобразовательных учреждений. Обществознание. Боголюбов Л.Н. Городецкая Н.И. и др.- М. «Просвещение», 2010
-Обществознание.6 класс: учебн. для общеобразоват. учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.—2-е изд.—М., 2012.
- Обществознание. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2013.
- Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2013.
- Обществознание. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. /Под ред. Л. Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.— М., 2013.
КОНТРОЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИМИСЯ ПО ПРЕДМЕТУ
Отметку "5" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность в полном объеме соответствует учебной программе, допускается один недочет, объем ЗУНов составляет 90-100% содержания (правильный полный ответ, представляющий собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, умение применять определения, правила в конкретных случаях. Ученик обосновывает свои суждения, применяет знания на практике, приводит собственные примеры).
Отметку "4" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность или её результаты в общем соответствуют требованиям учебной программы и объем ЗУНов составляет 70-90% содержания (правильный, но не совсем точный ответ).
Отметку "3" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты в основном соответствуют требованиям программы, однако имеется определённый набор грубых и негрубых ошибок и недочётов. Учащийся владеет ЗУНами в объеме 50-70% содержания (правильный, но не полный ответ, допускаются неточности в определении понятий или формулировке правил, недостаточно глубоко и доказательно ученик обосновывает свои суждения, не умеет приводить примеры, излагает материал непоследовательно).
Отметку "2" - получает ученик, если его устный ответ, письменная работа, практическая деятельность и её результаты частично соответствуют требованиям программы, имеются существенные недостатки и грубые ошибки, объем ЗУНов учащегося составляет 20-50% содержания (неправильный ответ).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
6 класс
-Боголюбов Л. Н. идр. Обществознание в тестах и заданиях:
6 кл.— М., 1998.
-Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002.
-Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание / Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2008.
-Контрольно-измерительные материалы.Обществознание:6 класс/ Сост.А.В.Поздеев.-М.:ВАКО,2011
7 класс
- Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002
- «Обществознание»: 7 кл.— М., 2009.
-Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 7 кл.— М., 1998.
-Контрольно-измерительные материалы. Обществознание:7 класс/ Сост.А.В.Поздеев.-М.:ВАКО, 2011
8 класс
- Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002
- Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. 4. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 8 кл.— М., 2010.
- Методические рекомендации по курсу «Обществознание 8 класс»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2010.
-Контрольно-измерительные материалы. Обществознание:8 класс/ Сост.А.В.Поздеев.-М.:ВАКО, 2011
9 класс
- Дидактические материалы по курсу «Введение в обществознание»/ Под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Т. Кинкулькина.— М., 2002
- Боголюбов Л. Н., Иванова Л. Ф.. 4. Боголюбов Л. Н. и др. Обществознание в тестах и заданиях: 8 кл.— М., 2010.
- Методические рекомендации по курсу «
Обществознание 9 класс/ Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2010.
-Контрольно-измерительные материалы. Обществознание:9 класс/ Сост.А.В.Поздеев.-М.:ВАКО, 2011
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
К разделу «Человек. Природа. Общество»
Иоффе А. Н., Кишенкова, О. В. Тырин С. В. Введение в обществознание: 8 ил.— М., 2002.
Казаков А. П. Школьнику о рыночной экономике.— М., 1995.
Кравченко А. И. Обществознание: 8 ил.— М., 1999.
Липсиц И. В. Экономика без тайн.— М., 1999.
Мушинский В. О. Обществозвание: 8 кл.— Ч. 1.— М., 2002.
Обществознание: 8—9 кл./Под ред. А. Ф. Никитина.— М., 2001.
Сомоненко В. Д., Шелепина О. И. Семейная экономика: 7—8 кл.— М., 2000.
Человек, природа, общество: Учеб. пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов
с углубл. изуч. социально-гуманитарных дисциплин/Под ред. Л. Н. Боголюбова и
Л. Ф. Ивановой.— М., 1997.
К разделу Гражданин. Мораль. Право»
Гуревич П. С. Обществознанне: 9 кл.— М., 2000.
Гуревич П. С. Человек: Обществоведческий курс: 9 кл. — М., 1998.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права: Пособие для учащихся 9 тот. для доп. образования.— М., 1998.
Кишенкова О. В. Основы гражданских знаний: 9 кл.— М., 1998.
Кравченко А. И. Обществознание: М., 1999.
Мушинский В. О. Азбука гражданина: 8—9 кл.— М., 1997.
Мушинский В. О. Обществознание: 9 кл.— Ч. 2.— М., 2000.
Мушинский В. О. Основы правоведения: 8—9 кл.— М., 1997.
Никитин А. Ф. Граждановедение: 8 кл.— М., 1998.
Никитин А. Ф. дополнительные материалы к пособию «Право и политика»:
9 кл.— М., 1998.
ПЕРЕЧЕНЬ VEB-САЙТОВ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕДМЕТУ
1.Электронные ресурсы – КМ школа
2.Учебное электронное издание – Обществознание 6 – 11, издательство «Дрофа»
3.Дополнительные электронные ресурсы.www.1september.ru1 сентября
www.metodkopilka.ruМетодкапилка
www.uchportal.ru Учительский портал
www.openklass.ruОткрытый класс
www.metodkabinet.ruМетодкабинет
http://www.rsnet.ru/— Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).
http://www.president.kremlin.ru/— Президент Российской Федерации.
http://www.rsnet.ru/— Судебная власть Российской Федерации.
http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf— Собрание законодательства Российской Федерации.
http://www.socionet.ru— Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http://www.ifap.ru— Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.
http: //www.gks.ru— Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm— Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.
http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social— Обществознание в школе (дистанционное обучение).
http://www.lenta.ru— актуальные новости общественнойжизни
http://www.fom.ru— Фонд общественного мнения (социологические исследования).
http://www.ecsocman.edu.ru— Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал.
http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html— Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».
http://www.50.economicus.ru— 50 лекций по микроэкономике.
http://www.gallery.economicus.ru— Галерея экономистов— Основы экономики.Вводныйкурс
.http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm— Декларация прав школьника.
nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/— Права и дети в Интернете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературе для 7 класса на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) по учебно - методическому комплексу Коровиной В.Я....
Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2015-2016 учебный год.
Данная программа ориентирована на учебник-хрестоматию для 8 класса (авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин, М, Просвещение, 2010) Программа рассчитана на 68 час...
Рабочая программа по алгебре в 9 классе на 2015 - 2016 учебный год.
Данная программа рассчитана на курс "Алгебра - 9" по учебнику Ю.Н. Макарычева, 5 часов в неделю....
Рабочая программа по геометрии в 9 классе на 2015-2016 учебный год.
Данная программа рассчитана на курс "Геометрия - 9 " по учебнику Л.С.Атанасяна, 2 часа в неделю....
Адаптированная рабочая программа по математике 5 «Л» класс На 2015 – 2016 учебный год
Адаптированная рабочая программа по математике5 «Л» классНа 2015 – 2016 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по чтению 5 «Л» класс На 2015 – 2016 учебный год
Адаптированная рабочая программа по чтению5 «Л» классНа 2015 – 2016 учебный год...
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2015-2016 г.по программе В.Я.Коровиной (ФГОС)
Рабочая программа по литературе в 7 классе на 2015-2016 г.по программе В.Я.Коровиной (ФГОС)...