Рабочая программа по литературе для 8 класса на 2015-2016 учебный год.
рабочая программа по литературе (8 класс) на тему

Сафонова Ольга Ивановна

Данная программа ориентирована на учебник-хрестоматию для 8 класса (авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин,  М, Просвещение, 2010)    Программа рассчитана на 68 часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klassliteratura_r.p_2015-16.docx64.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Озёрная средняя общеобразовательная школа №9.

«Согласовано»:                                                                                 «Утверждаю»:

Зам. директора по УВР                                                                     Директор

МБОУ Озёрной СОШ №9                                                                МБОУ Озёрной СОШ №9

_________Янгулова О.О.                                                                  ________Сафонова О.И.                                                                                          

«___»_________2015г.                                                                      «___»_________2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по ЛИТЕРАТУРЕ

8 класса

2015-2016 учебного года

(основное общее образование)

                                                                          Разработчик: Сафонова О.И.

                                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                      МБОУ Озёрной СОШ №9.

                                                       Рассмотрена:  

                                                                   Руководитель ШМО                      

                                                                                        учителей гуманитарного цикла                                    

                                                                                       ___________/_______________/

                                                                                                   протокол № ___  от

                                                                                                  «_____»_______2015 г.

с. Черное Озеро,

2015г.

Структура:

1.

Пояснительная записка.…………………………………………………

стр.3

2.

Содержание образовательной программы.………………………….

стр.6

3.

Практические занятия по предмету.…………………………………

стр.10

4.

Требования к уровню подготовки обучающихся…………………..

Стр11

5.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

стр.12

6.

Источники информации……………………………………………….

стр.17

7.

Средства обучения…………………………………………………....

стр.18

8.

Календарно – тематическое планирование …………………………

стр.19

 

1. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

-  Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089);

- Письмом Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана»;

-  Образовательная программа МБОУ Озёрной СОШ №9 приказ № 40 от 02.09.2014г.;

- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ, предметов, учебных курсов, дисциплин (модулей) МБОУ Озёрной СОШ №9 приказ №___от______;

           Курс литературы в 8 классе общеобразовательной школы рассчитан на 68 учебных часа (2 часа в неделю).

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее  значение  в  формировании  духовно  богатой,  гармонически  развитой  личности  с высокими  нравственными  идеалами  и  эстетическими  потребностями  имеет  художественная  литература.  Цель  изучения литературы – приобщение  учащихся  к  искусству  слова,  богатству  русской  классической  и  зарубежной  литературы.  Основа  литературного  образования – чтение  и  изучение  художественных  произведений,  знакомство  с  биографическими  сведениями  о  мастерах  слова  и  историко-культурными  фактами,  необходимыми  для  понимания  включенных  в  программу  произведений.  Учащиеся  8  класса  должны владеть  техникой чтения,  и  поэтому  в  программе  по  литературе  больше  времени  отводится  на  истолкование  прочитанного.  Основные  формы  работы  на  уроке – это  активное  чтение  вслух  и  углубление  толкования  художественных  произведений.

Программа  включает  в  себя  произведения  русской  и  зарубежной  литературы,  поднимающие  вечные  проблемы  добра  и  зла,  жестокости  и  сострадания,  прекрасного  в  природе  и  жизни  человека  и  т.д.  Ведущая  проблема  8   класса – ВЗАИМОСВЯЗЬ  ЛИТЕРАТУРЫ  И  ИСТОРИИ.  

        Главной  идеей  программы  является  системная  направленность,  т.е.  изучение  литературы  от  фольклора  к  древнерусской  литературе,  от  нее  к  русской  литературе  XVIII, XIX  и  XX  веков.  Эта  идея  и  концентрический  подход  помогают  учителю  подвести  школьников  к  пониманию  творчества  отдельного  писателя  и  литературного  процесса  в  целом.

        Важно  предусмотреть  весь  процесс  чтения  учащихся  (восприятие,  понимание,  осмысление,  анализ  и  оценка  прочитанного).  Только  в  этом  случае  школьники  приходят  к  самостоятельному  чтению  грамотными  читателями,  могут  свободно  и  с  интересом  обсудить  произведение,  высказать свое  суждение.  В  решении  этой  важной  задачи  особую  роль  играют  межпредметные  и  внутрипредметные    связи  курса  литературы,  обращение  к  другим  видам  искусства.

        Уроки  внеклассного чтения  имеют  целью  не  только  расширение круга  чтения,  удовлетворение  читательских  интересов  учащихся,  но  и  формирование  у  школьников  читательской самостоятельности  на  основе  перенесения  в  сферу  самостоятельного  чтения  опорных  литературных  знаний,  читательских  умений  и  навыков.

        Художественные  тексты  в  учебнике-хрестоматии  сопровождаются  рисунками  лучших  художников – иллюстраторов.  Очень  важно,  чтобы  у  школьников  накапливались  опыт  работы  с  иллюстрациями,  сведения  о  выдающихся  русских  художниках,  об  их  творчестве.  

        Учитывая рекомендации, изложенные в «Методическом письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования», в рабочей программе выделены часы на развитие речи, уроки внеклассного чтения.

        Данная программа ориентирована на учебник-хрестоматию для 8 класса (авторы-составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И. Коровин,  М, Просвещение, 2010).

        Программа рассчитана на 68 часов.

Цели и задачи изучения литературы в 8 классе:

Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

-Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;

- Формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

- Развитие устной и письменной речи учащихся; Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

-Овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Учащиеся должны знать: авторов и содержание изученных художественных произведений; основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление); мораль, аллегория, дума (начальное представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений); прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественной литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой- повествователь (развитие представлений).

 Учащиеся должны уметь: видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов; обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой; видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох; комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством; различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике; определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении; сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции; выделять общие свойства произведений, объединенных жанром, и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра; осмысливать роль художественной детали, ее связь с другими деталями и текстом в целом; видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов; находить эмоциональный лейтмотив и основную проблему произведения, мотивировать выбор жанра; сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведения; выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении; сравнивать авторские позиции в пьесе с трактовкой роли актерами, режиссерской интерпретацией; редактировать свои сочинения и сочинения сверстников; владеть монологической и диалогической речью, уметь перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей; составлять план, тезисы, конспект; использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных; самостоятельно организовывать учебную деятельность, владеть навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанно определять сфер своих интересов и возможностей.

Применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

- для определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

- для поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

 Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- Выразительное чтение.

- Различные виды пересказа.

- Заучивание наизусть стихотворных текстов.

- Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

-Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

 -Устные и письменные интерпретации художественного произведения.

- Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

-Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.

-Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

-Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.


2. Содержание образовательной программы.

№ п/п темы (раздела)

Название темы (раздела)

Содержание темы (раздела)

Количество часов

Госуд. программа

Рабочая программа

1

Введение

Русская  литература  и  история.  Интерес  русских  писателей  к  историческому  прошлому  своего  народа.  Знакомство  с  учебником.

1

1

2

Устное  народное  творчество

Русские  народные  песни,  их  разновидности.  Отражение  в  песнях  народной  жизни.

Частушки.  Особенности  строения  и  поэтики  частушек.  Темы  частушек.

Предания как  исторический  жанр  русской  народной  прозы.

2

2

3

Древнерусская  литература

«Житие  Александра  Невского».  Защита  русских  земель  от  врагов  и  бранные  подвиги  Александра  Невского.  Житийный  образ  Александра  Невского.  Житие  как  жанр  древнерусской  литературы.

«Повесть  о  Шемякином  суде»  как  сатирическое  произведение  древнерусской  литературы.  Особенности  бытовой  сатирической  повести.

2

2

4

Русская  литература  XVIII  века

Русская  литература  XVIII  века,  общая  характеристика. Понятие  о сентиментализме.

Н.М.Карамзин.  Слово  о  писателе.  Повесть  «Наталья,  боярская  дочь».  Историческая  основа  повести.  Характеристика главных  героев.  Черты  сентиментализма  в  повести.  

3

3

5

Русская  литература  XIX  века

Русская  литература  XIX  века,  общая  характеристика.

И.А.Крылов  и  его  басни.  Историческая  основа,  мораль  и  идейно-художественные  особенности  басен  «Лягушки,  просящие  царя»  и  «Обоз».

К.Ф.Рылеев.  Жанровое  многообразие  творчества  поэта.  Исторические  события  и  содержание  думы  «Смерть  Ермака».

А.С.Пушкин.  Слово  о поэте.  Тема  природы  в  лирике  Пушкина:  «Туча».  Тема  дружбы  в лирике  Пушкина:  «19  октября».  Любовная  лирика  Пушкина:  «Я  помню  чудное  мгновенье».  История  создания  стихотворения,  идейно-художественные  особенности.

Историческая  тема в  творчестве  Пушкина.  Отношение  поэта  к  истории.  Обращение  Пушкина  к  теме  Пугачевского  восстания.  «История  Пугачевского  бунта»:  описание  внешности  и  характера  Пугачева,  отношение  автора к восстанию.  Творческая  история  повести  «Капитанская  дочка».  Формирование  характера  Петра  Гринева.  Нравственная  оценка  личности  героя.  Проблема  чести,  достоинства,  нравственного  выбора  в повести.  Изображение  народной  войны  и  ее  вождя.  Образ  маши  Мироновой.  Смысл  названия  повести.  Идейно-художественное  богатство  повести.  Замысел  автора  и  его  воплощение.

Урок  внеклассного  чтения:  главные  идеи  и  образы  повести  А.С.Пушкина  «Пиковая  дама».

М.Ю.Лермонтов.  Жизнь  и  судьба.  Принцип  историзма  в  произведениях  Лермонтова.  Поэма  «Мцыри»:  история  создания,  тема  и  идея,  значение  эпиграфа.  Роль  пейзажа  в  поэме.  Основные  черты  характера  главного  героя.  Смысл  концовки  поэмы.  Понятие  о  романтизме.  Особенности  «Мцыри»  как  романтической  поэмы.  Оценка  поэмы  русской  критикой.

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик.  Замысел,  написание  и  постановка  комедии  «Ревизор».  Нравственные  и  социальные  пороки  чиновников  города  N.  Хлестаков  и  хлестаковщина  как  нравственное  явление.  Финал  комедии.  Смысл  немой  сцены.  Значение  эпиграфа  к  комедии.

Урок  внеклассного  чтения:  петербургские  повести  Гоголя.  Реальность  и  фантастика  в  повести  «Шинель».  Образ  главного  героя.

И.С.Тургенев.  Слово  о  писателе.  Отношение  писателя  к  истории.  Повесть  «Ася».  Характер  и  поведение  главной  героини.  Психологизм  и  лиризм  писателя  в  изображении  любовных  чувств.  Повесть  «Ася»  в  русской  критике.

М.Е.Салтыков-Щедрин.  Образ  писателя.  Отношение  писателя  к  общественному  устройству  России.  Содержание  «Истории  одного  города»  (обзор).  Сказочные  элементы  и  иносказательное  изображение  российских  порядков.  Средства  создания  комического.

Н.С.Лесков.  Образ  писателя  и  его  отношение  к  истории  России.  Смысл  эпиграфа  и  названия  рассказа  «Старый  гений».  Нравственные  проблемы  рассказа.

Урок  внеклассного  чтения:  взаимосвязь  исторического  времени  и  событий  в  рассказе  Лескова  «Тупейный художник».

Л.Н.Толстой – великий  писатель  и  человек.  Отношение  писателя  к  истории.  Контраст  как  прием,  помогающий раскрыть  идею  рассказа  «После  бала».  Моральная  ответственность  человека  за  все  происходящее  вокруг.  Антитеза  как  способ  построения  произведения.

Поэзия   родной  природы:  пейзажная  лирика  поэтов XIX  века.

А.П.Чехов  и  его  понимание  истории.  Рассказ  «О любви» - история  об  упущенном  счастье.  Причины  поведения  главных  героев.

35 (в т.ч. 4 К.Р., 9 Р.Р.,1 В.Ч.)

35 (в т.ч. 4 К.Р., 9 Р.Р.,1 В.Ч.)

6

Русская  литература  XX  века

Русская  литература  XX  века,  общая  характеристика.

И.А.Бунин.  Слово  о  писателе.  Мастерство  Бунина  в  рассказе  «Кавказ».  Роль  пейзажа.  Главные  проблемы  рассказа.

Писатель  А.И.Куприн.  Жизнь  и  творчество.  Рассказ  «Куст  сирени».  Представление  о  счастье  и  любви.

Урок  внеклассного чтения:  проблема  смысла  жизни  и  назначения  человека  в  рассказе  В.Г.Короленко  «Парадокс».

Личность  М.Горького.  Рассказ  «Челкаш».  Противостояние  героев.  

А.Блок.  Слово  о  поэте.  Изображение  страны  и  отражение  ее  истории  в  стихотворении  «Россия».  Д.С.Лихачев  о Куликовской  битве.  Образ  Родины  в  цикле  Блока  «На  поле  Куликовом». Образная  система  цикла.

С.Есенин. Слово  о  поэте.  Оценка  творчества  Есенина  М.Цветаевой и Б.Пастернаком.  История  создания  поэмы  «Пугачев».  Образ предводителя  народного  восстания.  Отношение  автора  к  герою.

М.А.Осоргин  и  его  рассказ  «Пенсне».  Сочетание  реальности  и фантастики.  Традиции  Н.В.Гоголя  в  прозе  Осоргина.

И.Шмелев.  Слово  о  писателе.  «Как  я  стал  писателем» - сложный  путь  к  мастерству.  Автобиографические  воспоминания  писателя.

Изображение  исторических  событий  авторами  журнала  «Сатирикон».

Тэффи  «Жизнь  и  воротник».  Реальность  ситуации  и  юмористические  детали.

М.Зощенко.  Слово  о  писателе.  Сатирический  рассказ  «История  болезни».  Абсурдность  в рассказе  и  в  жизни.

А.Твардовский.  О поэте.  История  создания  поэмы  «Василий  Теркин».  Роль  литературы  в  годы  Великой  Отечественной  войны.  Картины  фронтовой  жизни  в  поэме.  Тема  честного  служения  Родине.  Композиция  поэмы. Авторские  отступления.  Народный  образ  главного  героя.

А.Платонов  и  его  рассказ  «Возвращение».  Нравственные  проблемы  и  гуманизм  рассказа.

Стихи  и  песни  о  Великой  Отечественной  войне.  Роль  поэзии  на  войне.  История  создания  некоторых популярных  военных  песен.

Рассказы  В.П.Астафьева.  Слово  о  писателе,  его  отношение  к  истории.  Тематический  характер  творчества  Астафьева.  Отражение  довоенного времени  в  рассказе  «Фотография,  на  которой меня  нет».  Образы  бабушки  и  учителя.

Русские  поэты   XX   века  о  природе  и  о  себе.  Тематические  и  художественные  особенности  стихов.

Поэты  Русского  Зарубежья  о  Родине.  Литература Русского  Зарубежья  и  причины  ее  появления.  Особенности  творчества  поэтов  Русского  Зарубежья.

Взаимосвязь  литературы  и истории  (обобщение).  Понятие  историзма  в  широком  и  узком  смысле.  Романтический  и  реалистический  историзм.

19 (в т.ч. 3 К.Р., 4 Р.Р., 1 В.Ч.)

19 (в т.ч. 3 К.Р., 4 Р.Р., 1 В.Ч.)

7

Зарубежная  литература

У.Шекспир – великий  английский  драматург.  Обзор  содержания  пьесы  «Ромео  и  Джульетта».  

Английский  писатель-сатирик  Дж.Свифт  и  его  отношение  к  истории.  Сатирическое  изображение  английской  действительности  в  романе  «Путешествия  Гулливера».

В.Скотт  и  его  исторический  роман  «Айвенго».  Отношение  писателя  к  истории  и  ее  отражению  в  литературе.  Сочетание  исторической  правды  и  фантазии  в  романе  «Айвенго».    Сопоставление  романа  «Айвенго»  и  повести  А.С.Пушкина  «Капитанская  дочка».

5 (в т.ч. 1 В.Ч.)

5 (в т.ч. 1 В.Ч.)

8

Итоговый контроль

Контрольное тестирование по итогам изучения курса

1

1

Итого:

68 часов


3. Практические занятия по предмету.

№ п/п

Название темы

Вид практического занятия, контроля

Количество

1

Введение

2

Устное  народное  творчество

Р/Р

1

3

Древнерусская  литература

Р/Р

1

4

Русская  литература  XVIII  века

Р/Р, Контрольная работа 1

2

5

Русская  литература  XIX  века

Р/Р 11, Контрольная работа 2,3,4

14

6

Русская  литература  XX  века

Р/Р 13 ,  Контрольная работа 5,6,7

16

7

Зарубежная  литература

8

Итоговый контроль

Контрольное тестирование

1


4. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения литературы ученик должен

         знать/понимать

        - образную природу словесного искусства;

        - содержание изученных литературных произведений;

        - основные факты жизни и творчества изученных писателей;

        - изученные теоретико-литературные понятия;

                        уметь

        - воспринимать и анализировать художественный текст;

        - выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

        - выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения, давать характеристику героев;

        - характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

        - выявлять авторскую позицию;

        - выражать свое отношение к прочитанному;

        - выразительно читать произведения, в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

        - владеть различными видами пересказа;

        - строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

        - участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;

        - писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


5. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся по литературе.

Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка “5” ставится за сочинение:

  • глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения;
  • стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей;
  • написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию.

Допускается незначительная неточность в содержании, один – два речевых недочёта.

Отметка “4”ставится за сочинение:

  • достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения;
  • логичное и последовательное изложение содержания;
  • написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка “3” ставится за сочинение, в котором:

  • в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения;
  • материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей;
  • обнаруживается владение основами письменной речи;
  • в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка “2”ставится за сочинение, которое:

  • не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст;
  • характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями;
  • отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

        При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

        При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

  • «5» - 90 – 100 %;
  • «4» - 70 – 89 %;
  • «3» - 50 – 69 %;
  • «2»- менее 50 %.

Оценка творческих работ

Творческими видами учебной работы считается составление вопросников, сценариев, оформление газет, буклетов, подготовка сообщений, докладов, презентаций, инсценировок, написание рефератов, сочинений, эссе и т.п. Все перечисленные виды работы являются проектными.

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня.

С помощью творческой работы проверяется:

  • умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы);
  • соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала;
  • широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

  • соответствие работы ученика теме и основной мысли;
  • полнота раскрытия тема;
  • правильность фактического материала;
  • последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

  • разнообразие словарного и грамматического строя речи;
  • стилевое единство и выразительность речи;
  • число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается

  • правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них;
  • реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников;
  • широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка “5” ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка “4” ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка “3” ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4-х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка “2” ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

        При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Критерии оценивания презентаций

        Одним из видов творческой работы может быть презентация, составленная в программе  PowerPoint. При составлении критериев оценки использовалось учебное пособие «Intel. Обучение для будущего». – Издательско-торговый дом «Русская Редакция», 2008

Критерии

оценивания

Параметры

Оценка

Дизайн  презентации

- общий дизайн – оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики и не противоречит содержанию презентации;

- диаграмма и рисунки – изображения в презентации привлекательны и соответствуют содержанию;

- текст, цвет, фон – текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами;

- списки и таблицы – списки и таблицы в презентации выстроены и размещены корректно;

- ссылки – все ссылки работают

Средняя оценка по дизайну

Содержание

- раскрыты все аспекты темы;

- материал изложен в доступной форме;

- систематизированный набор оригинальных рисунков;

- слайды расположены в логической последовательности;

- заключительный слайд с выводами;

- библиография с перечислением всех использованных ресурсов.

Средняя оценка по содержанию

Защита проекта

- речь учащегося чёткая и логичная;

- ученик владеет материалом своей темы;

Средняя оценка по защите проекта

Итоговая оценка

        Оценка «5» ставится за полное соответствие выдвинутым требованиям.

        Оценка «4» ставится за небольшие несоответствия выдвинутым требованиям.

        Оценка «3» ставится за минимальные знания темы и, возможно, не совсем корректное оформление презентации.

        Оценка «2» ставится во всех остальных возможных случаях.

Критерии оценивания публикации (буклет)

5 баллов

отлично

4 балла

хорошо

3 балла

требуется доработка

Содержание

Наличие фактической информации, идеи раскрыты, материал доступен и научен, литературный язык, цитаты.

Наличие дидактической информации, материал доступен, но идеи не совсем раскрыты.

Информация не достоверна, идеи раскрыты плохо.

Дизайн

Эффективно использовано пространство, ярко представлен иллюстративный материал, публикация легко читается.

Публикация легко читается, но пространство использовано не совсем эффективно.

Неэффективно использовано пространство, бедный  иллюстративный материал.

Максимальная оценка – 10 баллов

Критерии оценивания коллективной работы над проектом

«5» - работал активно, самостоятельно добывал информацию, умело доказывал своё мнение, приготовил материал для большого количества слайдов.

«4» - работал активно, материал добывал с чьей-то помощью.

«3» - работал без интереса, только тогда, когда просили товарищи, но кое-что сделал для проекта.

«2» - несерьезно отнесся к общему делу, не выполнил поручения.

        Накопление в тетради учителя четырёх-пяти оценок в каждой графе даёт право выставить отметку в журнале. Наличие отказов, если их более трёх, ведёт к снижению средней оценки на балл. Такой учёт деятельности ученика помогает учителю видеть индивидуальные способности каждого читателя и общее продвижение класса в той или иной сфере литературного развития.


6. Источники информации.

  1. Золотарева И.В. Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе 8 класс 2-е издание. – М.: ВАКО, 2005.
  2. Квашнина Е.С., Коптяева Т.Е. Уроки литературы с применением информационных технологий. 5-11 классы. Выпуск 3. Методическое пособие с электронным интерактивным приложением / М.: Планета, 2015.
  3. Коровина В.Я. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч1/ авт.сост. В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005.
  4. Коровина В.Я. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч2/ авт.сост. В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005.


7.Средства обучения.

Учебная литература

  1. 1. Коровина В.Я. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч1/ авт.сост. В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005.
  2. Коровина В.Я. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч2/ авт.сост. В.Я. Коровина и др. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005.

Интернет ресурсы

1. http://www.saharina.ru/

2. http://www.alleng.ru/edu/educ.htm

4. Портреты

Ф.И.О.

Кол-во экземпляров

1

В.В. Маяковский

1

2

А.С. Пушкин

1

3

Л.Н. Толстой

1

4

С.Есенин

1

5

А. Блок

1

6

А.П. Чехов

1

7

Л.Н. Толстой

1

8

М.Ю. Лермонтов

1

9

Н.В. Гоголь

1

10

А.К. Толстой

1

11

Молодая гвардия

1


8. Календарно – тематическое – планирование

(8 класс).

№ п/п

Тема урока

Вид практического

занятия, контроля

Дата проведения

по плану на весь год

фактически

I Четверть

Введение 1час

1

Введение.  Русская  литература  и  история.  Интерес  русских  писателей  к  историческому  прошлому  своего  народа. Знакомство  с  учебником.

Устное  народное  творчество  2 часа

2

Русские  народные  песни,  их  разновидности.  Отражение  в  песнях  народной  жизни. Частушки.  Особенности  строения  и  поэтики  частушек.  Темы  частушек.

3

Предания  как  исторический  жанр  русской  народной  прозы.

Древнерусская  литература 2 часа

4

Древнерусская  литература.  «Житие  Александра  Невского».  Житие  как жанр  древнерусской  литературы.

«Житие  Александра  Невского».  Защита  русских  земель  от  врагов  и  бранные  подвиги  Александра  Невского.

5

«Повесть  о  Шемякином  суде»  как  сатирическое  произведение  древнерусской  литературы.  Особенности  бытовой  сатирической  повести.

Русская  литература  XVIII  века  3 часа

6

Русская  литература  XVIII  века.  Понятие  о  сентиментализме.  Н.М.Карамзин.  Слово  о  писателе.

7

Н.М.Карамзин  «Наталья,  боярская  дочь».  Историческая  основа  повести.  Характеристика  главных  героев.

События  и  герои  повести  «Наталья,  боярская  дочь».  Характеристика  главных  героев.  Черты  сентиментализма  в  повести.

8

Контрольная работа №1 по повести Н.М.Карамзина  «Наталья,  боярская  дочь».  

Контрольная работа №1

Русская  литература  XIX  века 35 часа

9

Язвительный сатирик и баснописец И.А. Крылов.

10

Осмеяние пороков в басне И.А. Крылова «Обоз»

11

К.Ф.Рылеев.  Жанровое  многообразие  творчества  поэта.

Исторические  события  и  содержание  думы  К.Ф.Рылеева  «Смерть  Ермака».

12

А.С.Пушкин. Слово  о  поэте.  Тема  природы  в  лирике  А.С.Пушкина.  Стихотворение  «Туча».

13

Тема любви и  дружбы  в  лирике  А.С.Пушкина.  Стихотворение  

«19  октября».

Анализ стихотворения

14

А.С.Пушкин  «История  Пугачевского  бунта».  Описание  внешности  и  характера  Пугачева,  отношение  автора  к  Пугачевскому  восстанию. «История Пугачева», «Капитанская дочка»

15

Формирование  характера  Петра  Гринева.  Нравственная  оценка  личности  героя.

Проблема  чести,  достоинства,  нравственного  выбора  в  повести  «Капитанская  дочка».  Духовное  становление  Петра  Гринева.

Наизусть  калмыцкую  сказку

16

 Маши  Миронова – нравственная красота героини в повести «Капитанская  дочка» .  

17

Швабрин – антигерой повести А.С.Пушкина «Капитанская  дочка» .

18,19

Проект.  Создание электронной презентации «Герои повести «Капитанская дочка» и их прототипы»

20

Контрольная работа №2 по произведениям А.С. Пушкина

Контрольная работа №2

21

М.Ю.Лермонтов.  Жизнь  и  судьба.  Принцип  историзма  в  произведениях  поэта.

Поэма  «Мцыри»:  история  создания,  тема  и  идея,  значение  эпиграфа.

22

Трагическое противопоставление человека и обстоятельств в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Наизусть  одну  из  глав  поэмы  по  выбору

23

Особенности композиции в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

24

Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы. Проект

25

Контрольная работа №3 по произведениям М.Ю. Лермонтова

Контрольная работа №3

26

«Ревизор». Комедия Н.В. Гоголя «со злостью и солью»

27

Поворот русской драматургии к социальной теме. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор».

28

Образ «маленького человека» в литературе. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

29

Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Повесть Н.В. Гоголя «Шинель»

30

Петербург как символ вечного холода в повести Н.В. Гоголя «Шинель» Роль фантастики в произведениях Н.В. Гоголя

31

Контрольная работа №4 по произведениям Н.В. Гоголя

Контрольная работа №4

32

И.С.Тургенев.  Слово  о  писателе.  Отношение  писателя  к истории. Повесть  И.С.Тургенева  «Ася».  Характер  и  поведение  главной  героини

33

 Образ  Аси.  Психологизм  и  лиризм  писателя.  Повесть  «Ася»  в  русской  критике.

34

М.Е.Салтыков-Щедрин.  Образ  писателя.  Отношение  писателя  к  общественному  устройству  России.  Содержание  «Истории  одного  города»  (обзор).

35

Анализ  отрывка  из  «Истории  одного  города». Сказочные  элементы  и  иносказательное  изображение  России.

Сатирическое  изображение  общественных  порядков  в  «Истории  одного  города».  Против  чего  направлена  сатира  автора?  Средства  создания  комического.

36

Сатира чиновничества в рассказе Н.С. Лескова «Старый гений»

37

Л.Н.Толстой – великий  писатель  и  человек.  Слово  о  писателе.  Отношение  Л.Н.Толстого  к  истории.

38

Контраст  как  прием,  помогающий  раскрыть  идею  рассказа  «После  бала».  Моральная  ответственность  человека  за  все  происходящее  вокруг.  Антитеза  как  способ  построения  произведения.

39

Урок  развития  речи.  Подготовка  к  домашнему  сочинению  «Полковник  на  балу  и  после  бала».

Сочинение

Поэзия родной природы в русской литературе XIX века

40

А.С. Пушкин «Цветы последние милей», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»

41

А.А. Фет «Первый ландыш», А.Н. Майков «Поле зыблется цветами» Поэтическое изображение родной природы.

Наизусть стихотворение на выбор

Антон Павлович Чехов 2 часа

42

А.П.Чехов  и  его  понимание  истории.  Рассказ  «О  любви».  

43

Рассказ  А.П.Чехова  «О  любви» - история  об  упущенном  счастье.  Причины  поведения  главных  героев.

Русская  литература  XX  века 22 часа

44

И.А.Бунин.  Слово  о  писателе.

Мастерство  И.А.Бунина  в  рассказе  «Кавказ».  Роль  пейзажа.  Главные  проблемы  рассказа.

45

А.И.Куприн.  Жизнь  и  творчество.

Нравственные  проблемы  рассказа  А.И.Куприна  «Куст  сирени».  Представление  о  счастье  и  любви.

Сочинение «В чем смысл жизни?»

46

Личность  Максима  Горького.  Рассказ  «Челкаш».

Противостояние  героев  в  рассказе  М.Горького  «Челкаш».

47

Александр  Блок.  Слово  о  поэте.  Стихотворение  «Россия».  Изображение  страны  и  отражение  ее  истории.

48

Поэт  С.Есенин.  Оценка  творчества  С.Есенина  Б.Пастернаком  и  М.Цветаевой.  История  создания  поэмы  «Пугачев».

Контрольная работа №5

49

И.Шмелев.  Детское  восприятие  окружающих  предметов.

«Как  я  стал  писателем» - сложный  путь  к  мастерству.  

50

Изображение  исторических  событий  авторами  журнала  «Сатирикон». Проект

51

Тэффи  «Жизнь  и  воротник».  Реальность  ситуации  и  юмористические  детали.

52

М.Зощенко.  Слово  о  писателе.  Сатирический  рассказ  «История  болезни».  Абсурдность  в  рассказе  и  в  жизни.

53

М.А.Осоргин  и  его  рассказ  «Пенсне».  

Сочетание  реальности  и  фантастики  в  рассказе  «Пенсне».  

54

А.Твардовский.  О  поэте.  История  создания  поэмы  «Василий  Теркин».  Роль  литературы  в  годы Великой  Отечественной  войны.

55

Контрольная работа №6 по творчеству А.Т. Твардовского

Контрольная работа №6

56

Андрей  Платонов  и  его  рассказ  «Возвращение».

57

Стихи  и  песни  о  Великой  Отечественной  войне.  Роль  поэзии  на  войне.  История  создания  некоторых  популярных военных песен.

Наизусть стихотворение

58

Рассказы  В.Астафьева.  Слово  о  писателе,  его  отношение  к  истории.  Тематический  характер  творчества В.Астафьева.

59

Отражение  довоенного  времени  в  рассказе  В.Астафьева  «Фотография,  на  которой  меня  нет».  Образы  бабушки  и  учителя.

60

Контрольная работа №7 по произведениям о Великой Отечественной войне

Контрольная работа №7

61

Русские  поэты  XX  века  о  родной  природе  и  о  себе. Тематические  и  художественные  особенности  стихов  о  природе.

62

Поэты  Русского  Зарубежья  о  Родине.  Литература  Русского  Зарубежья  и  причины  ее  появления.  Особенности  творчества  поэтов  Русского  Зарубежья.  

Зарубежная  литература 5 часов

63

Семейная вражда и любовь героев в трагедии «Ромео и Джульетта» У. Шекспира. Сонеты

64

Ромео и Джульетта – символ любви и верности. Тема жертвенности.

65

Ж. –Б. Мольер – великий комедиограф. «Мещанин во дворянстве» - сатира на дворянство и невежество буржуа.

66

Английский  писатель-сатирик  Дж.  Свифт  и  его  отношение  к  истории.  Сатирическое  изображение  английской  действительности  в  романе  «Путешествия  Гулливера».

67

В.Скотт  и его  исторический  роман  «Айвенго».  Отношение  писателя  к истории  и  ее  отражению  в литературе.  Сочетание  исторической  правды  и  фантазии  в  романе  «Айвенго».  Сопоставление  романа  «Айвенго»  и  повести  А.С.Пушкина  «Капитанская  дочка».

Итоговой контроль 1 час

68

Итоговое тестирование

Тест



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе 5 кл. на 2015/ 2016 учебный год

Рабочая программапо  литературедля 5 класса/надомное обучение/на  2015/ 2016  учебный год...

Рабочая программа по алгебре 7 класс на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по алгебре для 7 класса состав­лена в соответствии с положениями Федерального го­сударственного образовательного стандарта основно­го общего образования   на основе примерн...

Рабочая программа по литературе 7 класс (ФГОС), 2015-2016 год

Программа составлена с учётом авторской программе по литературе для общеобразовательных учреждений: 5-11 классы. Автор-составитель: Г.В. Москвин...

Рабочая программа по истории 5 класс на 2015-2016 учебный год

Рабочая программа по истории Древнего мира по линии учебников А.А. Вигасин, Г.И. Годер. Пояснительная записка. Общая характеристика учебного предмета. Тематическое планирование рассчитано на 70 часов ...

Рабочая программа по обществознанию 5 класс на 2015-2016 учебный год

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы под редакцией Л.Н. Боголюбова и полностью ей соответствует. ...

Рабочая программа 5,6,9 классов на 2015-2016 учебный год.

1. Поясительная записка2. Календарно-тематическое планирование 5класс3. Требования к уровню подготовки4. Календарно-тематическое планирование 6класс5. Требования к уровню подготовки6. Календарно-темат...

Рабочая программа по литературе 5 класс ФГОС 2015- 2016 учебный год

   Программа по литературе для 5 классасоставлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, в соответствии...